Как работать с надомником школьному психологу

Обновлено: 07.07.2024

Здравствуйте! Я педагог-психолог общеобразовательной школы Алтайского края. У нас есть дети, которые находятся на домашнем обучении. Есть ли какие-то документы, на основании которых педагог-психолог должен заниматься с детьми на дому? Какие это документы? Сколько часов в неделю выделено на занятия педагога-психолога с детьми, обучающимися на дому? Оплачиваются ли эти часы педагогу-психологу отдельно как педагогам, которые обучают детей на дому? Зависит ли оплата от того, по какой программе обучается ребенок - адаптированной или общеобразовательной? Должен ли быть у ребенка статус ОВЗ или ребенок-инвалид, чтобы психолог занимался с ним на дому или достаточно того, что по справке ВКК (без всякого статуса) на основании состояния здоровья ребенок обучается на дому? Заранее благодарю за ответ. Юлия, педагог-психолог СОШ.

Вопрос относится к городу Алтайский край

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Я работаю педагогом-психологом в школе. Скажите, пожалуйста, оплата за надомное обучение должна осуществляться отдельно или входить в основную ставку?

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

4. За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю

Здравствуйте! В соответствии с нормами действующего Трудового Кодекса РФ оплата регулируется заключенным вами трудовым договором, если этот вопрос трудовой договор не регулирует. то тогда оплата должна происходить отдельно, как доплата на основании приказа вашего работодателя

Здравствуйте!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПИСЬМО от 26 октября 2004 года N АФ-947/96

Приложение. Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений

4. Порядок исчисления заработной платы


А. Учителя, преподаватели (за исключением преподавателей образовательных учреждений, предусмотренных разделом 3 настоящих Рекомендаций)


4.1. Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе 6, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.


Пример 1. Учитель математики ведет преподавательскую работу в V-IХ классах в объеме 23 часов в неделю.


Месячный заработок этого учителя рассчитывается путем умножения установленного ему размера ставки заработной платы на 23 часа (недельный объем учебной нагрузки) и деления полученного результата на 18 (норму часов педагогической работы в неделю, за которую в этих классах выплачивается ставка заработной платы).


В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата:


— учителей и преподавателей за работу в другом образовательном учреждении (одном или нескольких), осуществляемую на условиях совместительства;


— учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением, а также по проведению занятий по физкультуре с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.


6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов


6.1. Педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях:


6.1.11. На 20% — учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.


О заработной плате учителей, обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

ПИСЬМО
от 22 февраля 2006 года N 11-06-инфо

О заработной плате учителей, обучающих детей на дому в соответствии с медицинским заключением

С 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, более известном как закон о монетизации льгот, тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а муниципальных учреждений — органами местного самоуправления.

На федеральном уровне предусмотрено регулирование вопросов оплаты труда только для работников федеральных государственных учреждений.

В то же время в целях сохранения отраслевых особенностей, связанных с условиями оплаты труда работников образовательных учреждений, а также недопущения снижения размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) работников образовательных учреждений, предусмотренных по состоянию на 31 декабря 2004 года (как это определено статьей 153 указанного выше Федерального закона), Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ были подготовлены Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к письму от 26.10.2004 N 947/96) (далее - Рекомендации), в которых были закреплены условия оплаты труда педагогических и других работников образовательных учреждений, в том числе осуществляющих по медицинским показаниям обучение детей на дому.

Так, в пункте 4.1 указанных Рекомендаций определено, что месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VI Рекомендаций, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

В этом же пункте Рекомендаций предусмотрено, что в таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей, для которых данное учреждение является местом основной работы, при возложении на них обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением.

В пункте 6.1.11 Рекомендаций определено, что за индивидуальное обучение на дому на основании медицинского заключения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, предусмотрено повышение ставок заработной платы на 20%.

За время работы учителей в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающих с их ежегодным отпуском, оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Принимая во внимание то, что часы индивидуального обучения детей на дому по медицинским показаниям включаются в учебную нагрузку учителей на общих основаниях, а также то, что каникулы предусмотрены не только для обучающихся непосредственно в условиях школы, но и для обучающихся на дому, в каникулярное время за учителями, ведущими это обучение, должна сохраняться заработная плата, установленная при тарификации на начало каникул.

При этом следует иметь в виду, что справки медицинских учреждений, ограничивающие, например, обучение детей на дому только по 31 мая, не являются основанием для прекращения выплаты заработной платы учителям с учетом учебной нагрузки, установленной для обучения ребенка на дому, поскольку эта работа и оплата за нее относятся к существенным условиям трудового договора.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, НА ДОМАШНЕМ ОБУЧЕНИИ.

В рамках ФГОС наиболее актуальной проблемой становится роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются как в образовательной организации, так и на дому.

Основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Помощником в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, целые классы, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступает педагог-психолог.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу и из начальной школы в среднюю, является кризисным. Поэтому, приоритетным направлением деятельности службы сопровождения, является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по предупреждению проблем адаптационного периода:

  • социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации),
  • личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.),
  • познавательных (недостаточность развития восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Важное значение, для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса:

- их родителями (законными представителями);

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих скоординировано. Цель психолого-педагогического сопровождения - формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении общеобразовательных программ и социализации в обществе.

Задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ:

  • выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического или психического развития;
  • осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-педагогическими рекомендациями);
  • обеспечить возможность освоения детям с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательные программы на доступном им уровне, их интеграцию в образовательном учреждении и социализацию в обществе.

Содержание и формы работы детей с ОВЗ, направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального и общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

При организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ на домашнем обучении, может быть организованна индивидуальная или групповая (если ребята обучаются в одном классе и имеют один и тот же маршрут обучения) коррекционная работа, которая проводится педагогом-психологом, педагогами школы.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития, возможностей обучающихся и просьбы родителей (законных представителей).

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники. Работа всех участников психолого-педагогического взаимодействия строится поэтапно:

I. Организационный этап:

1. Информирование участников образовательного процесса о целях и задачах программы.

  • Анкетирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ: выявление запроса семьи на характер и содержание сопровождающей деятельности в ОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  • Анкетирование педагогов: выявление запроса на характер психологической поддержки в процессе работы с детьми с ОВЗ.
  • Психодиагностика эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов обучающихся.

3. Посещение семей, с целью обследования материально-бытовых условий.

4. Формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья.

5. Формирование списков.

II. Практический этап:

Индивидуальные и групповые занятия (исходя из результатов психодиагностики и педагогического обследования), направленные на:

  • формирование адекватной самооценки, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков;
  • развитие эмоционально-личностной сферы;
  • развитие познавательных способностей;
  • психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
  • профилактика личностной тревожности;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ
  • формирование творческого потенциала, развитие фантазии;
  • снятие психоэмоционального напряжения.

На занятиях использую такие методы как:

На протяжении всех занятий с ребенком соблюдаются условия проведения: начало и конец занятия – это особый ритуал, т.е. не изменяются на протяжении всей коррекционной работы, что дает ребенку с ограниченными возможностями ребенка ощущение целостности и порядка. Ребенку предлагается возможность импровизации. Обучающийся принимается таким, какой он есть.

Параллельно занятиям с ребенком ведется индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители обращаются с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно:

- Психологическое просвещение по вопросам возрастных психологических особенностей развития ребенка.

- Психологическая поддержка семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением детей с ОВЗ.

- Объединение семей, имеющих детей с ОВЗ.

- Консультативная и коррекционная работа по запросу семьи.

- Профилактика личностной тревожности, эмоционального выгорания.

По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь в виде рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка.

3. Работа с педагогическим коллективом, которые обучают детей с ОВЗ:

- Психологическое просвещение по вопросам возрастных психологических особенностей развития детей.

- Консультативная и просветительская работа по направлениям:

а) взаимодействие с детьми с ОВЗ;

б) психологические особенности проблемных детей.

1. Анкетирования родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам:

- Удовлетворенности реализацией психолого-психологического сопровождения ребенка и семьи в образовательном процессе;

- Запроса на характер и содержание психологического сопровождения ребенка и семьи в следующем учебном году.

2. Опрос, анкетирование педагогов, работающих с детьми с ОВЗ по вопросам:

- Динамики эмоционально-личностного и познавательного развития детей;

- Спектра востребованной для них психологической информации, психопрофилактической работы в следующем учебном году.

3. Психодиагностика эмоционально-личностной сферы и развития познавательных процессов обучающихся.

4. Заключение школьного психолого-педагогического консилиума.

Психолого-педагогическая работа детей с ОВЗ на домашнем обучении осуществляется вариативно:

  • занятия могут проводиться в учреждении;
  • на дому;
  • комбинированно, когда часть занятий проводится на дому, часть в школе;
  • занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе или комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ОУ, часть занятий проводится в классе;
  • дистанционно.

Дистанционное взаимодействие — комплекс психолого-педагогических услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь и т.п.).

Для осуществления дистанционного обучения у школы имеется мультимедийное оборудование, с помощью которого поддерживается связь ребенка со школой.

В ходе дистанционного психолого-педагогического процесса предусмотрено как общение педагога-психолога с ребенком в режиме он-лайн, так и выполнение обучающимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в школу.

В основе психолого-педагогической работы лежит единство функций:

  • диагностика проблем,
  • информация о проблеме и путях ее решения,
  • консультация на этапе принятия решения,
  • разработка плана решения проблемы,
  • помощь на этапе решения проблемы.

Основными принципами содержания и форм работы детей с ОВЗ являются:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • системность;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • рекомендательный характер.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями построена на принципах:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.

3. Принцип комплексности – можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога-психолога, педагогами ОУ и родителями (законными представителями).

4. Принцип деятельностного подхода - психологическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.

Для детей выстраивается коррекционно - развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого. Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего периода обучения и позволяет каждому обучающемуся обучаться на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов учения.

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики.


Школьный психолог: когда к нему нужно обращаться и чем он может помочь?

Основные принципы работы школьного психолога

В первую очередь, школьный психолог — это специалист, который обязательно должен иметь высшее психологическое образование, и для него в первую очередь действуют правила Этического кодекса психолога.

Согласно кодексу, любая информация об учениках должна храниться в сейфе у школьного психолога, доступ к которому есть только у него, и он не имеет права разглашать сведения третьим лицам. Исключение составляет информация о противоправных действиях: если психологу становится известно о совершенном преступлении или подготовке к преступлению, он обязан сообщить об этом в правоохранительные органы.

Кроме того, психолог обязан сообщать клиенту (в случае школьного психолога — школьнику) о результатах любого исследования, которое проводилось.

Еще один важный принцип, которым должен руководствоваться школьный психолог — принцип непредвзятости. Задача специалиста — выслушивать разные, порой противоречивые, мнения и разбираться в них. Основной плюс этого принципа заключается в том, что психолог не заинтересован в разрешении конфликта в чью-то пользу — он смотрит на ситуацию со стороны и нейтрально относится к конфиденциальной информации. Психологи проходят специально подготовку, в результате которой способны создавать атмосферу доверия и находить контакт с любым клиентом, даже самым сложным.

Чем психолог может помочь ребенку?

К психологу стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти стадии социализации и раскрыть свой потенциал.

Работать с детьми психолог начинает еще до школы: он участвует в составлении программы тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования, выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.

Также психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога — профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в технический, в научно-естественный и т. д.

Когда к психологу стоит обращаться родителям?

Еще одна задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем, вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией (если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу, чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был готов оказать ему поддержку.

Если же ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.

Часто к школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого патологического состояния.

В целом, школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный руководитель?

Читайте также: