Как работать с агрессивными родителями в школе

Обновлено: 04.07.2024

Почему некоторые родители агрессивно себя ведут в школе? Кто, а главное, как защитит учителей?

Пощечина учителю математики

Мое появление застало обеих врасплох. На вопрос о том, что произошло, учительница развела руками, а девочка вдруг заревела в голос. Шел последний урок, в пустом коридоре плач девочки и всхлипывания математички отозвались гулким эхом. Из кабинетов стали выглядывать другие учителя и увидев нас, спешили на помощь. Вскоре появилась и директор школы:

  • Ну, что в этот раз? Опять Беловы? — спросила она устало.
  • Папа приходил. — сквозь всхлипывания выдавила девочка.
  • Я вам говорила, добром это не кончится. Кому нужна ваша принципиальность? Зайдите ко мне в кабинет – собрали тут народное вече?

А дальше, очевидно, опытный юрист, дал на сайте свой совет. Он рассказал молодому педагогу о том, что в его школьной жизни будет еще много таких ситуаций. И что, если нет видео или аудио, доказывающих, что скандалистка выражалась при детях нецензурно, угрожала и ей и мальчику, то возможности доказать свою правоту тоже нет. Хотя это было бы теоретически возможно, если бы при этом разговоре присутствовал хотя бы один взрослый человек. Родительница просто подаст встречный иск и заявит о клевете. Поведение учителя юрист оценил как верное, защитить ребенка от нападок взрослого человека педагог был обязан. Но посоветовал просто доложить обо всем руководству школы.

Для того, чтобы понять истинную причину школьных конфликтов, нужно принять за точку отсчета прописную истину: наши дети — наше отражение. Они транслируют на весь белый свет то, чему учат их в семье. Если папа может дать учителю по физиономии — он молодец, не боится трудностей и защищает свою дочь? Но тогда вряд ли девочке в жизни понравится человек, который будет не конфликтным. А если девочка приврала, как делают многие дети, и наверняка знает, что учитель невиновен — чем грозит такая безнаказанность? Кто сильнее — тот прав? Кто хитрее — тот на коне? Кто громче скандалит — тот молодец! Мама потащила сына в платную поликлинику за липовой справкой о побоях от преподавателя — умница, знает как показать этим ботаникам, что не лыком шита! А что сын? А сын непременно будет горд тем, что благодаря ему уволили училку!

Кто платит — тот нас всех и танцует

Идеального варианта нет и быть не может - к нему можно только стремиться. Можно сколь угодно долго рассуждать об идеальной ситуации в школе, о любви и гармонии между учителями и родителями, принимать новые законы и уставы — ничего не изменится. Наша школа существует по законам социума, в котором сегодня вынуждена выживать. Именно выживать!

Проблему нетрудно обозначить. Гораздо труднее найти выходы из этого тупика. Но для того, чтобы сработали советы юристов, психологов и теоретиков педагогических наук, необходимо, чтобы изменились объективные условия. Должен быть восстановлен статус и авторитет преподавателя, учителя, педагога, наставника, а школа спокойно и уверенно, вновь приняла на себя не только образовательную, но и воспитательную функцию.

Метод

Директорская -

-->

Человек- социальное существо, а это значит, что очень часто он может встречаться с непониманием, агрессией других людей. Большую часть своего времени мы проводим на работе, поэтому проблемы в общении могут быть связаны с родителями воспитанников или учеников, а могут быть связаны и с коллегами.

Агрессивный, конфликтующий человек - это тот человек, который очень нуждается в помощи и сочувствии, но скрывающий это всеми своими силами и доступными способами.

Токсичные люди всегда настроены негативно, любят сплетничать, критиковать и контролировать. Такие люди никогда не сомневаются в своей правоте, поэтому не приемлют никакой критики. Они способны изображать из себя жертву, а при удобном случает могут и солгать. Как правило, токсичные люди невежливы, бестактны и часто теряют контроль над собой.

Попробуйте начать с этим человеком диалог и выяснить, откуда взялась агрессия? Возможно, он объяснит вам причину и вы вместе найдете выход из сложившейся ситуации. А может он и не вступит с вами в диалог, не захочет, но никогда не пытайтесь злить такого человека и выводить на эмоции.

Если разговор не заладился и агрессивное поведение в вашу сторону продолжается, то старайтесь максимально оградить свое общение с этим человеком. В случае, если это невозможно, попробуйте игнорировать его поведение.

Давайте разберемся, что делать в этой ситуации, ведь сразу уволиться из-за такого родителя или коллеги скорее всего не получится. А если и получится, то в другом месте встретится еще такой же.

Присмотритесь к себе.

ВНИМАНИЕ! Всегда начинайте всё анализировать именно с себя. Что не так Вы сказали, где не так посмотрели, может что-то обидное произнесли.

Если это действительно так, есть смысл поработать над своими личными качествами и даже спросить у других людей, у друзей, что вы делаете не так? Взгляд со стороны иногда очень полезен.

Сохраняйте хладнокровие и выдержку.

Защитите себя.

Отвечайте на нападки заботой и вниманием.

Один из самых эффективных способов противостоять агрессору - оставаться вежливым и сдержанным. Психологи уверяют, что таким образом вы лишаете человека удовольствия наслаждаться вашей реакцией на его провокации, соответственно и интерес задирать вас пропадает. Согласитесь, нет смысла провоцировать тех, кто никак не реагирует на выходки. Вы можете быть уверены, что ваши вежливость и спокойствие обезоружат агрессивно настроенного человека, ведь он ожидает от вас других действий и надеется на противоположный результат.

Выявите уязвимые места обидчика.

Обычно у людей, ведущих себя агрессивно, немало комплексов и страхов, которые он пытается скрыть. Если вам посчастливится выявить слабые места обидчика, то вы можете периодически на них давить, чтобы человек понял, что вы можете за себя постоять. Обычно достаточно нескольких таких действий, чтобы агрессор избавил вас от своих нападок и ретировался. Если же вы столкнулись с мстительным человеком, который, несмотря ни на что, не прекращает своих нападок, даже после того как вы узнали его уязвимые места, попробуйте перейти к следующему совету.

Кивайте в ответ и улыбайтесь, но делайте всё по-своему.

Но если вы всё-таки считаете, что вам необходимо вступить в спор или выяснение отношений, обязательно возьмите тайм-аут и хорошенько продумайте свою стратегию. Это будет вашим козырем: токсичные люди редко обдумывают свои слова и поступки, потому что они полностью находятся во власти своих эмоциональных переживаний.

Прибегайте к формализму.

Попытки общаться или сотрудничать с токсичным человеком по-хорошему всегда приводят к провалу, потому что такой человек общение по-человечески не понимает и Вы его "не переделаете". Решить эту проблему поможет соблюдение формальностей. Откройте законы/постановления/указы/контракты и действуйте на их основании абсолютно формально. Такой подход создаст серьёзное препятствие вмешательствам токсичных людей.

Обращайтесь за поддержкой к другим коллегам.

Все конфликты с агрессором неизбежно будут время от времени выбивать Вас из колеи.

В такие моменты не стоит замыкаться в себе.

Постарайтесь обратиться за поддержкой к коллеге, к человеку,настроенному к Вам дружелюбно. Расскажите ему, что произошло и расскажите о том, как вы себя чувствуете. Это поможет вам дистанцироваться от ситуации и найти выгодное решение. Может этот человек Вам что-то посоветует.

Когда хамство начнет переходить всякие границы, попробуйте записать оскорбления агрессора на видео или на диктофон, чтобы разобраться в ситуации с начальством уже более детально.

Хамы и агрессоры к сожалению редко понимают вежливость и деликатные слова, поэтому не нужно упражняться в остроумии — примите более жесткие меры через руководителя.



В работе любого учителя, педагога, директора образовательного учреждения случались случаи неприятного общения с родителями учеников. Конечно, такие ситуации возможны и по вине учителя, но есть ситуации, когда конфликты происходят в силу особенностей характера или плохого настроения самих родителей, они сами провоцируют конфликты, не отказываются построить конструктивный диалог, угрожают, пишут необоснованные заявления в вышестоящие инстанции и т.д.

Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?

Но есть и другое мнение:



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

  • Родители, с которыми я хочу, но не могу общаться.

Сюда попадают родители, с которыми сложно установить контакт, потому что они его избегают. Некоторые из них считают, что воспитание ребенка — обязанность школы, другие уже столкнулись с трудностями в детском поведении и не знают, как его скорректировать, но при этом интереса пробовать у них уже нет.

  • Родители, с которыми я могу, но не хочу общаться.

Как правило, это сверхтревожные родители, которые каждую минуту хотят знать, как дела у ребенка, как он учится и не снизились ли у него в середине шестого класса шансы на поступление в университет. Чем престижнее школа и выше ее уровень — тем чаще встречаются такие родители.

  • Родители, с которыми я не хочу и не могу общаться.

Это конфликтные родители — те, кто сразу начинает предъявлять требования, травить учителя в соцсетях и мессенджерах, общаться, не сдерживая эмоций.

Пробовать разные каналы связи

Для оперативности учитель и классный руководитель начинает общение сразу со всеми родителями, например, в чатах. Это помогает, если нужно предупредить о родительском собрании, переходе на дистанционное обучение, необычном домашнем задании. Но если родители не откликаются, стоит писать каждому. А если не отвечают в мессенджерах, искать другие каналы связи. Например, с одним очень взрослым опекуном моего ученика мы встречаемся лично — другие способы ему не нравятся.

Изучать родителей

Сложнее всего новичкам — все родители не знакомы, их желания и привычки неизвестны. Поэтому полезно использовать диагностические анкеты, чтобы получить хоть малую долю информации — например, спрашивать о том, как родители оценивают детей, их успеваемость, считают ли, что у них есть проблемы в школе.

Большая часть информации откроется учителю постепенно. Например, я знаю, что с некоторыми родителями получается общаться только в первом полугодии — дальше у них начинаются авралы на работе и не остается времени и сил на школьные дела, на просьбы они реагируют нервно.

Постарайтесь общаться, учитывая потребности семей: они не будут вовлечены, если их не заинтересовать. Если родителям без разницы, как учится их школьник, они не будут помогать с домашними заданиями. Но могут помочь с режимом дня, если хотят, чтобы ребенок был здоровым или, например, дисциплинированным.

Подключать администрацию

Это особенно помогает в общении с конфликтными или тревожными родителями. Если родитель угрожает учителю, то, скорее всего, это не сработает с директором — ну или, по крайней мере, руководитель школы сам столкнется с агрессией и сможет ее правильно оценить.

Директор чаще всего встает на сторону педагога, но если происходит наоборот, то не нужно сгоряча обвинять администрацию в предательстве. Если это единичный случай, то, возможно, в администрации и правда считают, что в проблеме виноваты мы. Тогда стоит поговорить с директором без родителей и разобраться, как он видит проблему и как предлагает ее решить.

Искать сообщников

Социальный педагог, психолог, заместитель по воспитательной работе — эти специалисты помогут в работе с родителями, если учитель не справляется. Социальные педагоги лучше объяснят, почему дети убегают из дома, психолог может провести с родителями консультацию и разобраться с их уровнем стресса.

Готовиться к встречам

И методически, и морально. Если предстоит общаться с враждебно настроенными родителями, то стоит самому сходить к психологу и рассказать о своих страхах и боли. Проконсультировать может и школьный психолог, и специалисты из муниципальных центров.

В любом случае необходимо быть в ресурсе перед сложными встречами — иначе велик риск навредить себе и усложнить проблему, которую вы пытаетесь решить. Если родители не сдержат эмоции и будут материться, а вы сорветесь и ответите им тем же, это только приведет к еще большим трудностям.

Если говорить о том, что можно сделать сейчас, — это родительские клубы. Иногда они решают конкретную проблему — например, проблему травли. В одной из школ Краснокамска (Пермский край) родители и учителя столкнулись с травлей в параллели седьмых классов. Они совместно разработали стратегию работы, решили проблему, но свою команду не свернули, а организовали родительский клуб, который теперь действует на постоянной основе. В микрорайонах с большим количеством мусульман в школах есть клубы для мам-мусульманок.

Проблема в том, что такие клубы часто встречаются в обычных школах, а не в гимназиях. Там учителя, администрация и родители гонятся за компетенциями и успехами, а об отношениях и воспитательной работе думают меньше.

Скорее всего, прямо сейчас ничего страшного не произойдет, но проблема может усилиться через несколько лет. Скажем, сейчас родители устали и не хотят помогать слабо мотивированному восьмикласснику, а через год он не сможет сдать ОГЭ.

Поэтому пробуйте разные приемы, обращайтесь за помощью к специалистам в школе и ресурсных центрах и подключайте администрацию. Убеждайте их, что проблема не исчезнет сама — сейчас она может казаться не такой важной, особенно на фоне пандемии, но завтра ее уже будет сложно решить своими силами.


Что делать учителю, если один ученик в классе регулярно срывает уроки, обижает одноклассников, отказывается вступать в диалог? А что делать родителям, если их ребёнка обидели в школе? Рассказывает наш блогер, куратор школы безопасности Анастасия Беренова.

К сожалению, юридических мер воздействия на семью не так много (может и к счастью?). Заставить ребенка уйти из школы или принудительно обратиться к психиатру невозможно. Разве что ситуация настолько страшна, что есть основания для административной или уголовной ответственности. Последняя наступает, если ребенок в 14 лет и старше вымогал деньги, грабил, его действия имели характер сексуального преследования или распространение порнографии, особенно с шантажом. Угроза жизни и здоровью также квалифицируется по статье УК 119 (ответственность наступает с 16 лет), но доказать угрозу — сложно.

Прочитайте УК РФ и КоАП РФ, чтобы проверить с какого возраста наступает ответственность за произошедшее. Если ребенок младше, а агрессия малозначительна или не доказуема, сделать ничего нельзя. Если действия опасны для окружающих, а ребёнок мал — есть шанс при настойчивости добиться постановки на учет или беседы с родителями органами опеки.

Но если родители маргинальны или высокопоставлены, от этой не будет никакой пользы, более того, может их разозлить ещё больше

Например, ребенок 7 лет кидался ножиками в выходящих из школы подростков. Участковый поговорил с родителями, но на этом история и закончилась. А ребенок продолжал проявлять агрессию. Оценить опасность ситуации для окружающих можно по следующим признакам: наличие оружия (нож, баллончик, шокер и т. д), агрессивный ребёнок сильнее жертвы или группа агрессоров. Это высокий уровень для жизни и здоровья. По малолетству и при этих обстоятельствах можно уйти от ответственности, но можно воздействовать на родителей — штрафы, ограничение родительских прав и т. д. В остальных ситуациях при низком уровне опасности повторяющихся ситуаций — срыв уроков, драки, мат, брань — воздействовать на агрессора в правовом поле практически невозможно.

Значит ли это, что нужно опускать руки? Конечно нет, и здесь мы приведём некоторые схемы возможных действий

Есть ситуации, которые стоят особняком — ребенок агрессирует из-за того, что не может управлять собой или транслирует внутреннюю боль. Если родитель готов работать над проблемой, идет на диалог и помогает ребенку — отлично. Здесь важно поддержать его в этом, а не травить. Возможно, в некоторых случаях ребенку может понадобиться тьютер.

Узнайте и помогите родителю агрессора — составьте хартию поведения в коллективе, обозначьте границы, поделитесь рекомендациями специалистов или помогающих служб, обучите своих детей специфике общения, если это нужно. Ребенок-агрессор может нуждаться как в помощи медикаментозной, так и в новых навыках — управление гневом и эмоциями, легитимным способам подружиться. Все эти вопросы решаемы.


10 лёгких способов вырастить агрессивного ребёнка

Чего делать нельзя

1. Оставлять учителя один на один с проблемой

Ребенок, который не получает должный отпор за проявление агрессии или должной помощи в управлении поведением будет чувствовать себя дальше более развязано.

3. Ни в коем случае не решать вопрос силой!

4. Не настраивать коллектив против ребенка-агрессора

5. Не показывать слабость


Что делать нужно

1. Объединяйтесь!

Если обидчик выбрал одного ученика в классе, не факт, что завтра он не найдет другого — под раздачу может попасть уже ваш ребёнок. Не пытайтесь придумать отговорки, что ваш ребенок сильнее, смелее и его-то не тронут. Критерии выбора жертвы вам неизвестны. Но самое главное — наблюдение насилия не менее травматично для психики.

2. Соберите доказательную базу

Вполне возможно, что возмутительное поведение, которым недовольны родители, имеет состав преступления. И тогда обращение к руководству будет совсем иным. Так, например, мама первоклассника была уверена, что старшеклассник, который угрозами вымогал у него телефон, просто дурно воспитан. Но когда она поняла, что это квалифицируется как грабеж, а ответственность за него уже есть — пошла к руководству с совсем другим настроем. Ведь её сыну в этой школе еще учиться! Как и другим детям.

Запросите записи с камер. Возможно, как в приведенном случае, всё происходящее было записано. Храните скрины переписок в социальных сетях, не удаляйте контакты. И самое главное — научите своего ребенка не отвечать ответной агрессией — тогда виноваты станут оба в равной степени.

3. Обратитесь за помощью

Вы собрали доказательства, нашли поддержку у родителей и руководства школы, теперь — обращайтесь к юристу, он поможет вам добиться цели быстрее и грамотнее. Кстати, чего вы хотите? Возмещения ущерба, исключения ребенка из школы, постановки его на учет, перевоспитания? Не все цели выполнимы в вашем конкретном случае. Юрист поможет заменить эмоциональную повестку на структуру действий.

4. Разберитесь с причиной агрессии

5. Поговорите с родителем обидчика


К сожалению, факт наличия психиатрических проблем у нас страшно стигматизирован и многие родители готовы отрицать диагноз, лишь бы не попасть на учет к психиатру. У этого опасения есть и реальные основания, и вымышленные.

6. Переходите к активным действиям

7. Научите детей объединяться

Читайте также: