Как работает акселератор в экономике кратко

Обновлено: 02.07.2024

Привет! Меня зовут Настя, я работаю в IT-компании. Мы создаем сервисы для бизнеса, которые автоматизируют бухгалтерию, помогают сдавать отчетность, общаться с госорганами и многое другое. У нас больше 80 продуктов, 9 с лишним тысяч сотрудников и один корпоративный акселератор.

Если честно, долгое время я считала, что такая программа интересна только топ-менеджменту компании как инструмент проверки очень рискованных и дорогих гипотез. Но на деле оказалось вообще иначе: нашим акселератором пользуются даже далекие от управления компанией сотрудники.

В статье расскажу, какую пользу он приносит организации, и предположу, насколько выгодно его содержать.

План статьи

Как работает акселератор. Три основных направления

Признаюсь сразу: лично я акселерационную программу не проходила. Зато писала о ней: моя должность в компании — автор коммерческих текстов. Наш акселератор работает в трех направлениях.

Направление первое: учит правильно проверять гипотезы на жизнеспособность.

Для этого есть отдельный курс, он находится на собственном обучающем портале компании. Этим направлением воспользовались коллеги из моего отдела. Недавно они защитили инвест-проект, который дал много денег на проверку гипотез. До этого ребята тоже тестировали свои идеи, но не всегда результаты оказывались корректными — не хватало знаний. Чтобы восполнить пробелы, они отправились обучаться.

С ними работают несколько специалистов. Первый — внутренний трекер. Это человек из компании, который уже имеет опыт работы с командами-тестировщиками гипотез. Он курирует процесс изучения материалов: следит, чтобы ребята усвоили информацию и отработали знания на практике.

Следующие сопровождающие — это эксперты. Их несколько: в каждом блоке свой. Первый рассказывает о маркетинговых исследованиях для существующего продукта, второй — об этих же исследованиях, только для нового продукта и так далее.

А результат обучения оценивает Верховный Ментор (или руководитель направления, но так скучнее) — это человек, который отправил команду на обучение. Он смотрит, удалось ли учащимся достичь целей программы. Мои коллеги до финального босса не дойдут: курс они решили проходить сами, поэтому результаты тоже анализируют самостоятельно.

Направление второе: помогает создать проект.

Или похоронить его, если становится очевидно, что он нежизнеспособен — такие драмы тоже случаются. Эта миссия корпоративного бизнес-акселератора отличается от предыдущей: в первом случае ребята просто получают знания о тестировании гипотез, а во втором еще и работают с внешним бизнес-ментором. С этим человеком команды встречаются каждую неделю, чтобы обсудить свои результаты и инсайты. В результате такой программы команда получает продуманный, протестированный и описанный проект. С ним можно выходить на инвест.

Инвест — это презентация проекта топ-менеджменту компании. Пожалуй, у любой крупной организации есть бюджет, который она планирует потратить на поддержку перспективных направлений. Если доказать, что проектируемый продукт стоит внимания, инициаторы получат деньги на развитие своего дела.

Не факт, что каждый, кто освоит акселератор, может рассчитывать бюджет. Так же как и прохождение программы необязательно для участия в инвесте. Просто после обучения шансов будет больше, потому что у выпускников есть одобрение целого экспертного состава. В случае успеха инициаторы становятся СЕО проекта и набирают рабочую команду.

Кстати, не исключено, что другие корпоративные акселераторы в России работают как-то иначе. Но общие черты все равно есть: команды проходят отбор, обучение и выходят на финишную прямую с успехом или пониманием неудачи гипотезы.

Направление третье: прокачивает внешние команды.

Здесь я буду краткой, поскольку мы говорим именно о корпоративных бизнес-акселераторах. Но вообще программа может работать и с внешними проектами. Для них план действий такой же, как и в предыдущем пункте: отобранные команды изучают информацию под контролем трекера, учатся у экспертов, общаются с бизнес-ментором.

В рамках программы владелец акселератора, как правило, не инвестирует во внешние продукты. Зато может договориться о каких-то условиях после выпуска. Например, инициатора могут пригласить в компанию, чтобы он развивал свою задумку внутри нее.

Какие выгоды дает акселератор?

К сожалению, я не могу привести конкретные цифры. Мне нельзя говорить о прибыли и расходах акселератора, о выручке команд, о количестве проектов. Зато я могу объяснить, зачем вообще компания решилась на такую программу. Заодно расскажу, как работает акселератор в экономике организации.

Но нельзя просто взять и начать грузить углем поезда, уходящие в Пакистан — это слишком дорого. Значит, нужна проверка. Правда, постоянно отправлять проектные команды куда-то вроде ФРИИ — тоже недешевое удовольствие. Проще заслать гонца во внешний акселератор, протестировать идеи и заодно узнать методологию проверки гипотез на практике. И полученный опыт транслировать уже внутри компании.

Со своим акселератором получается бюджетнее: руководители программы быстро проверяют и отсекают нерабочие проекты, поэтому компания не тратит деньги на заведомо нерабочие предположения.

Удобно, что сотрудники могут прийти в программу со своей идеей. И если она окажется успешной, начать развивать ее в самой организации. Если бы акселератора не было, возможно, увлеченные люди уходили бы создавать свои стартапы, а компания теряла бы деньги. Получается симбиоз: инициативные сотрудники генерят и развивают идеи за чужой счет, компания получает хороший продукт и прибыль.

Нужен ли акселератор вашей компании?

Побуду психологом: однозначный ответ не дам, но постараюсь сделать так, чтобы вы его нашли. Прежде чем запустить корпоративный акселератор, задумайтесь над вопросами:

  1. Зачем он вам нужен?
  2. Что будет, если вы запустите акселератор?
  3. Что вы потеряете, если его не запустите?
  4. Есть ли люди, которые смогут взять на себя ответственность за развитие акселератора?
  5. Есть ли у этих людей компетенции для проверки гипотез?
  6. Действительно ли у вас так много гипотез для проверки?

Я говорила, что тестировать все идеи через внешний акселератор затратно. Но и в собственную программу придется вложиться. Как минимум содержать трекеров, экспертов и бизнес-менторов. А чтобы работать только с внешними командами, нужно завоевать имя. Абы к кому подтверждать и отстреливать идеи не пойдут.

Мне кажется, если высокорисковых и дорогостоящих идей нет, игра не стоит свеч. Но запустить курс о создании проектов будет полезно. Хотя на рынке много таких предложений — можно обратиться и к готовым вариантам.

Запуск корпоративного акселератора — тоже своего рода гипотеза. Так что решайте, как ее лучше тестировать 🙂

Возможно, вы знаете того, кому эта услуга была бы полезна. Порекомендуйте нас, и ваш знакомый решит проблему, а мы выплатим вам вознаграждение!

Любую статью можно сохранить в закладки на сайте, чтобы прочесть ее позже.

Как устроен акселератор и почему туда хотят все стартапы

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.

Режим чтения увеличивает текст, убирает всё лишнее со страницы и даёт возможность сосредоточиться на материале. Здесь вы можете отключить его в любой момент.


Что такое акселератор

Само название происходит от английского слова to accelerate — ускорять. Акселератор — это интенсивная образовательная программа для стартапов. Она помогает усовершенствовать продукт и вывести бизнес на качественно новый уровень. Понятие описывает и учреждение, и саму образовательную программу.
Классический акселератор работает со стартапом в течение 3-4 месяцев: предоставляет обучение, поддержку менторов, помогает обзавестись полезными контактами (в частности, потенциальных инвесторов) и в некоторых случаях даёт деньги на развитие. В украинском Sector X Acceleration Hub стартап не так ограничен во времени: он может работать в хабе до 10 месяцев.
Когда у команды есть идея, прототип и желательно первые клиенты/продажи, то ей прямой путь в акселератор. Такие программы существуют, чтобы стартапы быстро превратились в полноценный бизнес и не закончили свое существование на стартап-кладбище. Благодаря акселератору команды добиваются результатов за несколько месяцев, а не лет.

Как выглядел первый акселератор

Как работают акселераторы

Программа акселератора рассчитана на 3-4 месяца. Она состоит из лекций, воркшопов, встреч с менторами и экспертами. Украинский акселерационный хаб, например, предоставляет стартапам ещё и рабочее пространство, а главное — корпоративного партнера, который может стать потенциальным клиентом.
Акселераторы ставят перед командами конкретные цели. Например, увеличить выручку в 5 раз или найти канал привлечения клиентов — сделать что-то, на что вне акселератора уйдет намного больше времени.
Что акселератор предлагает стартапу:

Чем акселератор отличается от бизнес-инкубатора

Как отбирают стартапы

Проекты попадают в акселератор независимо от тематики. Главное — работающая бизнес-идея, возможность выйти на большой рынок и желание завоевать мир.
Процесс отбора на акселератор начинается с подачи заявки. Для этого нужно заполнить форму на сайте и коротко рассказать о проекте и команде. Если стартап проходит предварительный отбор, его приглашают на собеседование. Эксперты акселератора оценивают понимание бизнеса и продукта, ясность выражения мыслей и слаженность команды.
В Sector X есть еще и второй этап — оценка партнеров. Здесь важна применимость идей для бизнеса. Например, если партнером выступает производитель косметики L’Oreal, а стартап предлагает новую для бьюти-индустрии технологию, то акселератор скорее всего возьмет этот стартап на соответствующий трек.
Обычно берут стартапы, которые находятся на продвинутой стадии. В идеале у команды есть продукт, клиенты и хотя бы небольшая выручка. Но иногда берут команды и на стадии идеи.
Универсальное условие для всех — команда должна предложить новую технологию, которая позволит этому начинанию считаться стартапом.
Условно говоря, производство печенья, шлангов для труб, гофр-картона, корма для попугаев не будут считаться стартапами. Зато если вы будете делать зеленые бургеры из кузнечиков, доставлять их дронами и продавать их по подписке за $15 в месяц — это стартап, для которого нужно составить список гипотез, мыслей, предположений, проверить их, чтобы он из разряда стартапов перешел в разряд бизнеса.

Что происходит со стартапом в акселераторе

В идеале у стартапа есть четкий план действий — он точно понимает свой продукт, клиента и рынок. Он привлекает инвестиции. Начинает или продолжает продавать свой продукт клиентам, набирает новых сотрудников, становится бизнесом.

Откуда берут деньги на финансирование стартапов

Помимо образования и нетворкинга, примерно 70% акселераторов дают инвестиции на развитие. За это они берут долю в бизнесе. Например, в обмен на $20 000 или 50 000 стартап отдаёт 7% акций. Другая модель — акселератор также берет долю в бизнесе, но только в случае success finish — если стартап по окончании программы превратился в полноценный бизнес.
Есть и другие модели финансирования:

  • государственные гранты;
  • средства частных инвесторов (так работает YCombinator — легендарный калифорнийский акселератор);
  • средства корпоративного сектора. Тогда тематика стартапов привязывается к индустриальным трекам (так работает украинский акселератор Sector X).

Кто организовывает акселераторы и как получить там работу

В больших акселераторах много людей в команде, каждый отвечает за работу и координацию стартапов в отдельном треке. В маленьких гендиректор может быть и водителем, и маркетологом, и швейцаром, и директором, и спикером.
Например, в украинском Sector X — это что-то среднее. В команде 4 человека: СЕО, специалист по внешним партнерствам, координатор образовательной программы и стартапов и PR-менеджер.
Если человек приходит в акселератор на начальную должность, то ему достаточно просто быть активным, знать английский и интересоваться стартапами. Чем выше пост, тем лучше нужно понимать экосистему. Желательно иметь свой удачный или неудачный опыт запуска стартапа или опыт работы в других акселераторах. Без понимания методологии превращения стартапа из стадии идеи в бизнес работать качественно не получится.

Акселератор (в экономике) Акселератор, ускоритель, в современной буржуазной макроэкономии коэффициент отношения прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса или готовой продукции. А. выражается формулой

Y t = A t + [ 1 - s ] Y t-1 + v[ Y t-1 - Y t-2 ] ,

где A ‒ автономные инвестиции, (I ‒ s ) ‒ доля потребления в национальном доходе или его приросте. В зависимости от соотношения мультипликатора (или коэффициента склонности к потреблению) и А. динамика национального дохода ( Y ) или его приростов может принять равномерный или циклический характер. Циклические колебания возникают при соотношении

Т. о., принцип А. рассматривается буржуазными экономистами в качестве одного из главных объяснений причин экономического цикла.

Рациональные элементы концепции А. состоят в характеристике некоторых технических пропорций между возмещением и расширением основного капитала, а также в отображении переломных пунктов в динамике инвестиций при переходе от одной фазы цикла к другой. Принципиальные пороки этой концепции состоят: в подмене действительных причин капиталистического цикла техническими зависимостями в процессе воспроизводства основного капитала; в ошибочном представлении о динамике инвестиций как о функции дохода и потребительского спроса, в то время как при капитализме она определяется погоней за прибылью; в противоречии между принципом акселерации и реальным процессом снижения капиталоемкости продукции; в игнорировании возможностей удовлетворения спроса без добавочных инвестиций путём более полной загрузки оборудования и интенсификации его использования. Как и все модели буржуазной макроэкономии, так и модель А. отражает лишь некоторые внешние функциональные связи, игнорируя действительные причинно-следственные зависимости процесса воспроизводства.

Лит.: Самуэльсон П., Экономика, Вводный курс, пер. с англ., М., 1964, с. 289 ‒ 303; Альтер Л. Б., Модели мультипликатора и акселератора в макроэкономической динамике, в сб.: Капиталистическое воспроизводство в современных условиях, М., 1966, с. 107 ‒ 128; его же, Буржуазная политическая экономия США, М., 1961, гл. XIII, с. 593 ‒ 609: Hansen А. Н., Business cycles and national income, N. Y., 1951; С lark J. М. , Business acceleration and the law of demand, в кн.: Readings in Business Cycle theory, pt 3, Phil. ‒ Toronto, 1944.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Запустить стартап непросто. Особенно если нет большого капитала и какого-либо опыта. Ведь ошибка может дорого обойтись. Однако это не повод отказаться от задуманного. Помочь начинающим предпринимателям призваны бизнес-акселераторы. Разберёмся, что они дают.

Что это такое

Что предлагают бизнес-акселераторы

Это курсы по основам предпринимательства, экономике, праву, маркетингу и другим дисциплинам, без представлений о которых бизнес не построить. Опытные менторы делятся с подопечными своим опытом, предостерегают от ошибок, передают навыки делового общения.

2. Инвестиции и ресурсная база

Акселераторы, как правило, получают доход, покупая долю развивающейся компании. Иногда доля переходит в собственность акселератора. Но только в случае успешного окончания курса. Участие в некоторых программах может быть просто оплачено, без продажи активов компании. Вложения акселератора в проект покрывают расходы, связанные с участием в программе, обеспечат возможность выпуска минимального жизнеспособного продукта, с которым можно выйти к клиентам и инвесторам.

3. Повышение инвестиционной привлекательности

Команды предпринимателей, желающих войти в состав акселератора, проходят предварительный отбор. Стать частью такого крупного зарубежного акселератора, как YCombinator или Techstars, очень престижно. Участие в них само по себе говорит о высоком потенциале проекта. Ведь иначе конкурс не пройти.

Инвесторы внимательно следят за судьбой таких стартапов и вкладывают в них средства с большей готовностью. Правда, есть множество менее престижных акселераторов с низкими требованиями к участникам. К таким инвесторы редко проявляют интерес.

В России пока нет акселераторов, которые бы прославились большим числом успешных выпускников. Участие в них не гарантирует увеличение объемов инвестиций в ваш проект. Но всё же прохождение любого акселератора позволяет приобрести связи в среде специалистов отрасли и возможных инвесторов. А заключительный этап программы — презентация проекта, успех которой может обеспечить приток финансов.

4. Проверка жизнеспособности. Выработка оптимальной бизнес-модели

Ещё на этапе отбора участников их проекты тщательно рассматриваются, оцениваются со всех сторон. Если проект перспективный, команда переходит к практической проверке своих возможностей. В рамках тренировочной программы предприниматели решают под руководством наставников бизнес-задачи, представляют проект потенциальным клиентам, выясняют, будет ли их продукт иметь спрос и что нужно сделать для его повышения.

Каких ошибок позволяют избежать бизнес-акселераторы

Многие стартапы гибнут именно из-за высоких расходов на привлечение пользователей. Акселератор позволит избежать фатальных ошибок и оптимизировать работу команды. Возможно, даже предоставит доступ к собственной клиентской базе, если организатор учебной программы — крупная компания. Так что, если вы только задумались о запуске стартапа, возможно, бизнес-акселератор — это ваш вариант.

Читайте также: