Как проявляется ответственность в школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Абумова Нина Максимовна

«Формирование ответственности обучающихся

В этой связи перед системой образования особенно остро встает цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, но и воспитать личность как активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.

Проблема формирования ответственности у подрастающего поколения сложна и многоаспектна.

Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребенок потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, наша роль заключается в выявлении, развитии и учете его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями.

Педагогическое сотрудничество с социальными партнерами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создает необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, для проявления творчества в социальных отношениях и эффективнее всего это проводить через организацию коллективных творческих дел.

В 2014 -2015 году была назначена классным руководителем 5 класса. За плечами стаж педагогической работы 38 лет, все годы являлась классным руководителем, и в настоящее время являюсь классной мамой 9 класса.

В 5 классе первые дни, недели проходило знакомство со структурой средней школы, с обязанностями и правами всех членов образовательного учреждения, с моей стороны шло изучение психолого-педагогических особенностей каждого учащегося данного класса, уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности. На первом родительском собрании, среди прочих важных вопросов, рассматривался вопрос об интересах, склонностях, личностных качествах ребят.

Проведя ряд мониторинговых исследований, помогающих выявить уровень воспитанности, особенностей качеств личности, межличностных отношений, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы начала моделирование воспитательной системы класса.

Среди различных воспитательных технологий я остановила свой выбор на технологии коллективного творческого воспитания.

Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитие каждого, это рыцарское служение добру, это творческий подъем, это истинный путь к успеху, секрет успеха . Ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника. Коллективные творческие дела становятся мощной силой, притягивающей к школе, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Приучают учащихся быть активным участником в общественной жизни класса, школы, города, района. Положительный эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха пробуждают добрые чувства, сопереживание всех всем.

Важная определяющая данной системы - создание условий для совместной деятельности учеников, их родителей, учителей и других взрослых; при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело или участвуя в мероприятиях различного уровня, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества.

1. Внимание . Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием, нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.

3. Творческая активность . Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

Несколько примеров коллективных творческих дел (с 5 класса по 9), помогающих духовно-нравственному воспитанию, формированию ответственности учащихся:

Учащиеся класса участвуют в муниципальных и региональных творческих конкурсах, занимают призовые места.

Все учащиеся класса являются участниками РДШ

Активность ребят на протяжении 4,5 лет возрастает и достигает 100% внеурочной занятости. Мои воспитанники посещают школьные кружки по интересам, участвуют в конкурсах разного направления и уровня, в жизни класса и школы, ответственно подходят к порученному делу, проявляют инициативу, активность, сплоченность


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

Инфантилизм – состояние, присущее детям младшего и подросткового возраста. Привычка считать, что за всё отвечают взрослые, откладывается на подсознательном уровне. Родителям стоит воспитывать чувство ответственности в сыне или дочери. Маловероятно, что оно разовьётся само, ведь оставаться ребёнком проще и удобнее.

Что такое ответственность?

Ответственность – это способность:

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Ответственность или послушание?

Многие взрослые не видят разницы между этими понятиями. Но послушание – это выполнение поручения, вне зависимости от осознания его целесообразности или правильности. Мотивировка поступает извне – имеет место простая исполнительность. Часто она подкрепляется страхом наказания или опасением выйти за рамки правил.

Ответственность подразумевает наличие осмысленного и самостоятельного решения, последствия которого человек оценивает.

С какого возраста можно развивать ответственность?

Развитие ответственности у ребенка

Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.

  • Родитель учит маленького помощника выполнять несложную работу, объясняя цели и последствия невыполнения. Например, возможна такая логическая цепочка: цветок нуждается в воде, без неё он погибнет, люди, вырастившие растение, отвечают за него.
  • Ребёнок осознает необходимость действий, принимает решение их выполнять, но периодически забывает. Ему нужно напоминать о его намерениях.
  • Конечная цель – полная самостоятельность, ребёнок осознанно принимает решение заниматься чем-либо. В напоминаниях нужды не возникает.

Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.

Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.

О важности личного примера

Если родители не становятся примером ответственного поведения для своих детей, то об адекватном формировании этого чувства можно забыть.

Если взрослые обещают почитать сказку, прийти на утренник, купить игрушку, но не исполняют этого, то у ребёнка на подсознательном уровне формируется и закрепляется установка: безответственное отношение допустимо! Можно сказать, но не сделать. Это понимание закладывается, когда родители ещё являются эталоном поведения. Искоренить его потом, в подростковом возрасте, очень сложно. В этот период происходит переход на новый уровень в физиологическом и личностном (социальном, нравственном) развитии. Вопрос, как научить подростка ответственности и самостоятельности, обретает особую актуальность.

Подростковый возраст – очень сложный период. Именно на этом этапе формирование ответственности особенно необходимо. Учёба в старших классах без осознания её важности и соответствующего подхода не принесёт хороших результатов. В свою очередь, отсутствие базовых знаний не позволит продолжить обучение в престижном вузе и перечеркнёт возможные перспективы.

Как научить ребёнка ответственности?

Выработка ответственности – процесс индивидуальный, но существуют некоторые универсальные рекомендации.

Право на ошибку

Отказ от навязывания целей

Навязывая своё мнение, родители могут добиться того, что подросток либо озлобится, либо потеряет желание быть самостоятельным, принимать собственные решения и отвечать за них.

Чтобы этого не произошло, нужно знать цели и желания своего ребёнка. Если они кажутся недостижимыми или глупыми, критиковать и высмеивать их не стоит – нужно обсудить ситуацию, рассказать, через что придётся пройти, чтобы добиться задуманного, выяснить, действительно ли есть готовность к этому. В процессе реализации своей цели подростки часто теряют к ней интерес – это их собственное решение, приняв его, они учатся признавать свои ошибки.

Отказ от сравнений

Распространённая ошибка при воспитании – сравнение с более успешными людьми. Это причиняет боль, воспринимается как несправедливый упрёк и в конечном итоге приводит к нежеланию принимать собственные решения и нести за них ответственность. Ведь всегда найдётся тот, кто будет лучше и успешнее.

Поощрение самостоятельности

Невозможно научиться ответственному отношению к жизни, не развив самостоятельности. Нужно дать возможность подростку обрести собственный опыт. Как позитивный, так и негативный. Проявление самостоятельности должно быть отмечено родителями – это даёт стимул к дальнейшему развитию качества. Можно задействовать таланты подростка на благо семьи – например, если он хорошо ориентируется в Сети, то вполне может подобрать несколько вариантов отелей для предстоящего семейного отпуска или найти дешевые авиабилеты.

Комментарий психолога:

Если ребёнок все делает правильно – не скупитесь на похвалу. Очень важно, чтобы результат возложенной на себя ответственности, принятие решения и его выполнение вызывали положительные эмоции. Тогда такое поведение постепенно станет естественным.

Как научить ребёнка ответственно относиться к обучению?

Родители могут заставить ребёнка учиться, грозя наказанием или предлагая вознаграждение за успехи. Но это приносит временный результат и не способствует развитию адекватного отношения к учёбе. На школьном этапе ответственность – это осознанное решение учиться. Ученику нужно понимать, что даст ему обучение в школе, каких целей он сможет добиться. Важно, чтобы он не боялся получать плохие оценки, иначе в приоритете окажутся они, а не фактические знания.

К сожалению, современная школа не лишена недостатков – зачастую нежелание учиться даже при наличии правильной мотивации является следствием несовершенства учебного процесса.

По данным Росстата, в 2019 году число недовольных качеством образовательных услуг составило 13,3 % (опрос проводился среди людей, имеющих детей в возрасте до 15 лет).

Основные причины недовольства следующие:

Такие ситуации не являются редкостью и никак не помогают развитию ответственности, а наоборот, полностью нейтрализуют её. Впоследствии это может негативно отразиться и на взрослой жизни.

Гибкий подход к построению образовательного процесса пробуждает интерес и ученики более ответственно подходят к обучению. От получения знаний не отвлекают конфликты с одноклассниками или предвзятое отношение учителей.

Как научить подростка ответственности? Главными ее составляющими являются самостоятельность, умение признавать свои ошибки и делать выводы. На развитие этих качеств стоит обратить особое внимание.

Я хочу поднять актуальную в наше время тему ответственности за учёбу. Всё чаще родители из хороших побуждений, так вовлекаются в процесс учёбы ребёнка, что практически учатся за него. Отслеживают и проверяют домашние задания, а иногда даже делают их за него, укладывают портфель и т.д.

У многих родителей, особенно у сверхконтролирующих, есть тревожное убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься. Большинство же детей готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способными сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы их, и ошибки и поражения, тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять своё время и свои усилия.

Мы сейчас всё чаще наблюдаем детей невнимательных, расторможенных, несобранных потому, что за своё дошкольное время так и не научились управлять собой. Многое делалось и решалось за них, им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у них не было возможности сделать дело самим сначала до конца.

Многие родители считают, что насколько успешно учится ребёнок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его жизнь. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу. Если ребёнок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если он часто ощущает себя раскритикованным, неуспешным, если у него останется ощущение, что учёба — это постоянное принуждение, это то, что он ненавидит. Тогда завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни и не возвращаться к нему никогда. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо и т.д.

Есть такой закон: чем больше контроля внешнего, тем меньше внутреннего. Родители всё больше берут контроль в свои руки, соответственно его всё меньше остаётся у ребёнка. Они всё больше проявляют к нему свою родительскую волю, всё меньше её становится у него самого. Чем больше обучение и его оценки становятся их делом, тем меньше его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению. Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать. Или более активные в виде капризов, возмущения, скандалов, прогулов, конфликтов. Чем больше давите, тем больше сопротивления.

Что же делать? Как помочь ребёнку сформировать мотив к обучению, если его ещё нет и не лишить его, если он уже имеется?

  • Если ребёнок упорно не хочет учиться, взывать к его сознательности, апеллируя к взрослым ценностям (например, запугиванием бедностью или низким статусом), не имеет смысла. Можно "завлекать" (но только на начальном этапе), особенно младшего и среднего школьника, сиюминутными выгодами и поощрениями. Для каждого они индивидуальные, выбирать их нужно очень осторожно. Например: если "деловитому", "меркантильному", склонному использовать людей ребёнку предлагать материальные вознаграждения, в нём можно взрастить цинизм, и отказ от других ценностей, кроме материальных. Такого ребёнка лучше наградить совместной прогулкой, фильмом, экскурсией туда, куда хочет он, днём непослушания, игрой "ты начальник". Если ребёнок, наоборот, излишне романтичен, слишком отстранён от реальной жизни, то, возможно, стоит познакомить его с экономическими понятиями на практике, установив тарифы за конкретные достижения — это только расширит кругозор.
  • Вы быстрее достигните успеха, если будете отмечать каждый шаг всё более возрастающего контроля ребёнка над собой, его каждый маленький успех, если на неудачи будете реагировать не нотациями и упрёками, а попыткой разобраться, почему это произошло.
  • Внимательно прислушивайтесь к мыслям и чувствам ребёнка. Если ваш ребёнок делится с вами своими переживаниями, рассказывает о себе, о значимых для него событиях найдите время послушать его. Поддержка в трудную минуту, принимающее и не критикующее общение очень важно для детей, они себя чувствуют более защищёнными, меньше энергии будет уходить на переживания, тревогу страхи — больше на учёбу.
  • Постараться научить ребёнка доделывать всё до конца. Если ваш ребёнок бросает незавершённое занятие, потому что он устал или хочет посмотреть мультфильм, не запрещайте ему. Но при этом надо с ним обсудить, чем может закончиться недоделанное, привести пример, наглядный простой для восприятия ребёнка (мама готовила ужин, не доделала до конца, бросила приготовление и пошла смотреть интересный фильм, в итоге вся семья осталась вечером голодной).
  • Донесите до ребёнка, что вы всегда готовы ему помочь разобраться в проблеме, а если обратился к вам, то обязательно найдите время, помогите разобраться — обязательно дайте время ему самому подумать, уточните, где конкретно нужна помощь, предложите выдвинуть гипотезу, пусть подумает, поразмышляет вместе с вами.
  • Не запугивайте ребёнка. Бывает, что хорошая учёба построена на страхе. На страхе наказания, на страхе будущего, на страхе потери одобрения и любви родителей. Мотивация страхом очень хорошо работает. Воспитанные на страхе на всю жизнь теряют способность действовать независимо. Не слишком ли высокая цена, за то что бы похвастаться хорошей учёбой дочери или сына?

Коснусь немного того факта, что дети иногда наоборот перебарщивают с учёбой. Стремление соответствовать желаниям взрослых, желание быть хорошим забирают в детстве такой огромный ресурс, что они начинают болеть, а окончив школу, им очень хочется отдохнуть. Особенно стараются в школе девочки, у которых и природа и традиционное воспитание закладывают потребность нравиться, в том числе и учителям, и родителям. Взрослые, конечно, относятся к этому с поощрением (гордость семьи, гордость школы), ещё больше стимулирую на учебные достижения, начинают беспокоиться, когда организм или психика даёт сбой.

Так что сочетайте учёбу с отдыхом, интересными, насыщенными событиями. Пусть обязательно ребёнок делает что-то для себя — в удовольствие, это очень ресурсно, придаёт силы, а для учёбы она так необходима.

Будьте со своими детьми не только принимающими, понимающими, но при этом способны донести правила, которым вы придерживаетесь, и обозначить ребёнку чёткие границы, в рамках которых он будет жить, развиваться, любить и т.д.

На этом заканчиваю. Дорогие родители, желаю Вам удачи в этом нелёгком деле и огромного терпения и мудрости!


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ОБРАЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГЛАЗАМИ ПОДРОСТКА И РОДИТЕЛЕЙ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня очень много говорят в СМИ о том, что современные подростки безответственны, легкомысленны, не думают о последствиях за совершенные проступки. Между тем, современный ребёнок находится в условиях жесткой конкуренции (учёба – показатель успешности, занятия в кружках и секциях – показатель реализованности), когда необходимо делать выбор, проявлять силу воли и усидчивость. Сложившееся противоречие показывает, что требования общества к подростку либо завышено, либо основано на устаревших критериях в понимании ответственности.

Объект изучения: образ ответственности подростков

Предмет изучения: образ ответственности глазами подростка и родителей (7 класс)

Цель проекта: Сформировать представление об образе ответственности подростков.

2. Выделить психологические особенности личности подростка.

3. Подобрать методику по изучению представлений об ответственности у подростка.

4. Сформулировать выводы об образе ответственности глазами подростков и родителей.

6. Составить рекомендации для подростков о важность воспитания в себе чувства ответственности.

В исследовании использованы теоретические методы: изучение и анализ специальной литературы и интернет ресурсов, эмпирические методы: тестирование детей и родителей, а так же проведен сравнительный анализ образа ответственности детей подросткового возраста и их родителей.

Данная тема освещается в специализированной литературе, но исследования, в основном, касаются психологических процессов, связанных с формированием ответственности личности, а не представлением образа ответственности двух поколений.

Глава 1 Ответственность и подросток.

Ответственность - основное этическое понятие, фиксирует сферу реальности, подлежащую воспроизводству ответственным субъектом. [2]

Ответственность — реализуемый в разных формах контроль над деятельностью субъекта с позиции выполнения им принятых норм и правил. [1]

Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. [3]

Ответственность — это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков (действий). Ответственность — это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих в рамках системы или аппарата системы.

Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими. По сути, имеется два вида ответственности: это вынужденная ответственность, навязанная человеку установленными в обществе нормами морали или законом, и добровольная ответственность, принятая на себя человеком добровольно, например, решение о создании семьи, выбор профессии, участие в каком-нибудь движении или в деятельности клуба.

Ответственность есть жизненное новообразование и способность в условиях выбора обеспечивать внутреннюю самостоятельность, относительную независимость личности от внешних требований и оптимальную организацию деятельности, общения и т. п.

Ответственность, таким образом, выступает в качестве детерминирующего динамического образования всей жизни человека.

Соотнесение сущности ответственности с модальностями личности как субъекта позволило нам сформулировать следующее определение ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности.

Как свойство субъекта жизнедеятельности, ответственность есть способность личности [4].:

• соотносить оптимальным способом внешние требования и возможности личности;

• вырабатывать личностно-оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий;

• к творческому, самостоятельному выбору;

• выявлению непосредственно значимого и ценного для себя и других;

• самодетерминации и саморазвитию;

• во времени и во взаимодействии с внешним миром изменять и совершенствовать его.

Исходя из этого, ответственность является важным качеством личности, от которого зависит личностная организация и самоорганизация жизни, а значит и успешная самореализация.

1.2. Психологические особенности подросткового возраста

Психологические особенности подросткового возраста: [5]:

• С одной стороны подросток крайне болезненно относится к любой критике, но с другой – ждет общения с ним как с взрослым человеком.

• Внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной душевной черствостью и порой даже с жестокостью.

• Независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Потребность в общении сменяется желанием уединиться;

Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копируют любые отношения.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.

Для учащихся средних классов характерно развитие волевых черт характера – настойчивости, упорства в достижении цели, в умении преодолевать преграды. При этом у многих из них, особенно у мальчиков, явно проявляется сознательное стремление к развитию своих волевых качеств. [6, С.49] Возрастает социальная активность подростков: они стремятся воспринять и усвоить нормы, ценности и способы поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.

Таким образом, подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования ответственности. Психологические особенности этого возраста могут способствовать возникновению конфликтов между взрослыми и детьми. Привитие нравственных ценностей, собственный пример ответственного отношения к поставленной задаче, а также учёт психологических особенностей детей подросткового возраста могут способствовать формированию ответственной личности.

Глава 2. Образ ответственности глазами подростка и родителя

2.1. Результаты анкетирования учащихся.

Необходимо отметить, что положительные образы учащихся почти не повторяются, но большинство из них связано либо с характеристикой личностных качеств (жизнерадостный, добрый, оптимист, общительный)) либо с приобретением дополнительных навыков (музыкант, волейболист). Это свидетельствует о том, что сейчас для подростка очень важны те качества, которые обеспечивают успех в коммуникациях.

2.2. Результаты анкетирования родителей.

В ходе исследования родителей попросили написать обязанности, которые возлагаются семьей на ребёнка. Было отмечено, что дети должны пылесосить, убирать комнату, мыть посуду. (Приложение №4)

Обязанности, которые выполняли родители будучи в подростковом возрасте – приготовление еды, приборка, мытьё посуды. (Приложение №5)

Таким образом, мы видим, что родители возлагают на своих детей те же обязанности, что и были возложены на них в этом возрасте.

И самое интересное, только 1 ученик и 1 родитель считают, что учеба – это та работа, которая связана с ответственностью, остальные соотнесли образ ответственности с выполнением ряда заданий. Между тем, учёба является, на наш взгляд, ярким показателем ответственного отношения к полученным заданиям.

Таким образом, по мнению родителей, детям в принятии на себя ответственности мешают лень, невнимательность и необязательность. Но в то же время и дети при опросе показали, что эти качества им мешают в выполнении каких-либо заданий. Кроме того, в первой главе мы рассмотрели особенности подросткового возраста, которые помогают нам понять, что ведущая коммуникативная деятельность больше направлена на создание благоприятного образа среди своих подростков, иногда в ущерб ответственному подходу в выполнении возложенных задач.

2.3. Рекомендации как воспитать ответственность у подростка.

Советы для родителей по правильному воспитанию ответственности у подростков

Любовь. Необходимо каждый день повторять эти слова своим детям, пусть в их сердцах постоянно живет мысль о вашей любви. Даже, если подросток совершает плохой поступок, скажите, что любите его, но совершенное им действие вам не нравится.

Четкие ограничения. Если вы твердо уверены, что не стоит делать и куда не надо ходить подростку – следует строго запретить, аргументировав такой отказ. Это – ваш ребенок и ваша забота.

Найдите полезное дело для ребенка. Хорошим опытом станет участие в благотворительных проектах молодежных организаций. Сравнив свою счастливую и благополучную жизнь с ее обратным проявлением у других детей, подросток сделает правильные выводы.

Прививайте чувство значимости семьи. Проводите вместе досуг, обедайте за одним столом, посещайте вместе родственников, семья – это важное в жизни каждого человека, а ребенок – ее составная часть.

Помощь по дому – обязательна. Приучайте подростка к обязательной помощи по хозяйству, все обязанности должны быть поделены между всеми членами семьи.

Выбор ребенка надо уважать. Не высмеивайте подростка в его увлечениях, пусть даже они и странные для вас.

Честно и прямо расскажите подростку о возможных последствиях. Жизнь и поступки ребенка сегодня могут негативно отразиться на всей последующей жизни. Приводите наглядные примеры из жизни других людей. Приучайте к самостоятельности в ответе за свои действия.

Роль родителей в воспитании детей является главной. Поэтому от них зависит, насколько ответственно будет подходить их ребёнок к учёбе, домашним обязанностям, к данному обещанию и к выбору будущей профессии.

Как уже было сказано выше, подросток может рьяно отстаивать свои права, но не вспоминать об обязанностях. Поэтому нам хотелось также дать несколько рекомендаций и подросткам.

Советы подросткам по воспитанию ответственности:

1. Выполняя любое задание – будь внимателен.

2. Не бросай начатое!

3. Всё делай качественно!

4. Заранее думай о последствиях!

5. Проявляй инициативу!

6. При выполнении заданий старайся быть самостоятельным.

Таким образом, в формировании ответственности важную роль играют родители. Именно они своим примером и разумным контролем могут помочь своему ребёнку стать самостоятельной, ответственной за свои поступки личностью.

Заключение

Теоретическое рассмотрение темы проекта показало, что ответственность может контролироваться как из вне, так и самой личностью. Психологические особенности подросткового возраста показывают, что именно в подростковый период формируется волевое качество личности. Это значит, что при выполнении рекомендаций, выделенных в исследовании, у детей подросткового возраста может быть сформировано чувство ответственности на высоком уровне.

Таким образом, цель нашего проекта достигнута. Результаты исследования показали, что образ ответственности у сегодняшнего подростка и его родителя совпадает, а образ жизни у двух поколений значительно изменился. Это значит, что родители, следуя нашим рекомендациям, должны прежде всего предъявлять требования по отношению к учёбе, дружбе, семье. Дальнейшее изучение данной темы мы видим в исследовании взаимосвязи чувства ответственности и результатов успеваемости.

Список литературы

4. Проблема ответственности в научном наследии С. Л. Рубинштейна и ее развитие в концепции ответственности личности как свойства субъекта жизнедеятельности [Электронный ресурс] /Режим доступа:

6. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука – учителю. – М.:Просвещение, 1985. -224с.

7. Современная энциклопедия для мальчика/Авт.- сост. Н.В.Белов.- Москва.: Современный литератор, 2007.- 375с.

Читайте также: