Как проявился характер маши во время осады крепости и ее падения кратко

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок литературы в 8 классе

«Маша Миронова. Нравственная красота

( Урок-размышление )

Учитель русского языка и литературы

Л.И.Худоназарова

Тема урока: «Маша Мтиронова. Нравственная красота героини повести

обучающие: систематизировать изученный материал к образу Маши Мироновой, научить определять смысл названия повести, учить работать с текстом произведения, способствовать умению понимать смысл прочитанного ;

развивающие развивать умение аргументированно отвечать на вопросы, анализировать литературное произведение, оценивать поступки героев, подбирать материал к характеристике героя;

воспитательные воспитывать стремление к достойной жизни, на примерах поступков героев повести формировать желание жить с честью, умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: вступительное слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстративный материал, ТСО (видеоматериал, мультимедийный проектор), карточки для индивидуальной работы на уроке, презентация.

Береги платье снову, а честь смолоду.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

- Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, которые раскрывают честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

- А еще я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграфы к уроку. Но прежде давайте вспомним, что такое эпиграф?

(Эпиграф - это фраза в заголовке литературного произведения или перед его отдельными главами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из известных литературных произведений, т.е. цитаты и т.д.)

(Учитель раздаёт карточки с индивидуальным заданием)

3. Актуализация знаний учащихся.

- Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте повторим, что же такое честь, нравственность, совесть.

Вы получали на предыдущих уроках задание найти определения этих понятий в толковых словарях Сергея Ожегова и Владимира Даля?

Ответы учащихся.

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьей-нибудь чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи. Береги честь смолоду.

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

- А сегодня мы добавляем в наш словарь еще одно понятие – РЕПУТАЦИЯ.

Как вы думаете, что это такое?

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная репутация.

- Запишите последнее определение в тетрадь

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми

Репутация – общественная оценка.

- Семья Мироновых имела крепостных крестьян?

- Маша Миронова жила с родителями в крепости?

- у нее были подруги?

- она была невестой с приданым?

- в начале романа Маша была смелой девушкой?

- она влюбилась в Петра Гринева с первого взгляда?

- она кокетничала с Гриневым?

- она была грубой и несправедливой в отношениях с Палашкой?

- она была послушной дочерью?

- искренно заботится о раненом во время дуэли Гриневе?

- она считает Швабрина непорядочным человеком?

2) Ответы по карточкам 1, 2, 3, 4, 5 с индивидуальным заданием.

- Чтобы более полно представить себе нашу героиню, давайте вспомним отдельные эпизоды из повести и послушаем ответы тех, кто получил карточки с индивидуальным заданием. (СЛАЙД №4)

3) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

- Расскажите о своем первом знакомстве с Марьей Ивановной.

Какое впечатление она на вас произвела? ( девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши , которые у ней так и горели ).

А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне ?( С первого взгляда она не очень мне понравилась).

Какие черты характера проявляются у Маши с первых минут знакомства с ней? (скромность, стеснительность, послушание, простота. Это черты характера простой русской девушки ).

4. Работа по теме урока.

Работа с текстом .

- Очень характерный маленький диалог происходит между Гриневым и

Василисой Егоровной во время обеда в первый день приезда Гринева в крепость. Стр. 125

- Давайте его прочитаем.

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

- Какое качество характера Маши называет ее мать? (Маша - трусиха)

- Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? (Да, но только в начале романа.)

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

2) Вопрос классу .

-Маша влюбляется в Гринева почти с первого взгляда. А с чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

- У нас осталась еще одна карточка-иллюстрация.

Индивидуальная карточка №6.

Ученик рассказывает об эпизоде.

- Верно. Это иллюстрация именно к этому эпизоду. Давайте зачитаем,

какие слова находит Маша, чтобы объяснить свой отказ.

Почему она отказывает Гриневу? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу

Вопрос классу .

- Как Марья Ивановна объясняет свое отношение к Швабрину? Стр.133

- Перескажите отрывок о второй дуэли Гринева и Швабрина. Как ведет себя Маша, когда Петр Андреевич ранен и лежит 5 дней в бреду?

(Марья Ивановна от меня не отходила.)

- Какие черты характера Маши проявляются в данных отрывках?

(благоразумие, осторожность, искренность, милосердие, чуткость и доброта)

4) Работа по вариантам с таблицей (на отдельных листах)

- Как проявился характер Маши во время о сады крепости и ее падения, в заточении у Швабрина, в момент знакомства с Пугачевым, во время ареста Гринева и в доме родителей Петра Андреевича?

- Как относятся герои повести к нашей героине?

- У вас на столах есть таблицы №1 и №2, в которых нужно заполнить вторую часть.

Музыкальная минутка. Звучит музыка. (Закрыв глаза)

- Но перед этой работой я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться.

- Предлагаю выполнить работу в таблицах.

Выполнение работы с таблицами.

5) Ответы нескольких учащихся. (СЛАЙДЫ №7-8)

Остальные работы сдать для проверки.

- В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение.

- Давайте вспомним, как герои Швабрин, Зурин, Пугачев - относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

Прочитайте эпиграф к этой главе. (СЛАЙД №9)

Как у нашей у яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери.
Снарядить-то ее некому,
Благословить-то ее некому.

Свадебная песня .

- Как он соотносится с Машей?

- Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются к концу повести?

(Пушкин показывает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

- Особое значение имеет эпизод поездки Марьи Ивановны в Царское Село для встречи с царицей Екатериной II ?

( СЛАЙД № 11)

- Где происходит встреча Маши с императрицей? ( В Царскосельском парке )

- Почему именно там?

( У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

- Почему Маша просит у царицы милости, а не правосудия? ( СЛАЙД № 11)

- Заботится ли Маша о своей репутации, приехав к императрице просить за преступника?

на готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства, не уронив своей репутации. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице).

5. Подведение итогов урока.

( СЛАЙД № 12)

- Через изображение каких героев автор реализует эту идею?

- В чем же заключается нравственная красота героини?

6. Заключительное слово учителя.

- На предыдущих уроках мы с вами определили основные проблемы, поднятые Пушкиным в повести. Давайте назовем их. ( СЛАЙД № 13)

- А какую проблему вы бы добавили после этого урока? ( СЛАЙД № 13)

- Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с интересом?

- Чему учит нас роман?

(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести, думая о своей репутации и репутации других людей.)

7. Выставление и комментирование оценок.

8. Домашнее задание.

Характеристика маши из капитанской дочки

Капитанская дочка

Повествование, основанное на исторических событиях, связанных с пугачевским бунтом, тесно переплетается с судьбами главных героев повести. Если обратить внимание на название произведения, можно предугадать, что большое значение придается лирической линии. Созданию романа (сам автор, кстати, в свое время назвал его повестью) предшествовали кропотливые исследования, разговоры с современниками Пугачева, а также путешествие А. С. Пушкина на Урал.

Характеристика маши мироновой по главам

Семья и происхождение

Характеристика маши мироновой из капитанской дочки

Биография героини не имеет ничего особенного. Маша — единственная дочь в семье Ивана Кузьмича Миронова, коменданта Белогородской крепости, и его хозяйственной жены Василисы Егоровны. Отца и мать можно отнести к разряду хороших людей, трепетные и теплые отношения между которыми сохранялись до последних дней жизни. Это отложило отпечаток на осознании девушкой, что такое семья.

Росла героиня в старинных русских патриархальных условиях, не получив ни образования, ни светского воспитания. Проживая в закрытой крепости, подруг она не имела, да и развлечений тоже. Единственными ее занятиями были шитье и чтение.

Внешность и основные черты

Маша молода (ей около восемнадцати лет) и вполне миловидна. Она описывается, как типичная русская девушка:

  • румяная;
  • круглолицая, с зачесанными за уши светло-русыми волосами;
  • в неброской простой одежде.

Маша обладает светлым умом и хорошим воспитанием. С ней очень просто общаться на любые темы. Девушка не умеет манерничать и флиртовать, как многие ее сверстницы, которые имели дворянское происхождение.

Характеристика маши мироновой

Героиня понимает свое положение, но при этом совершенно бескорыстна и неспособна выйти замуж по расчету. Она отказывает Швабрину, который ранее предлагал ей руку и сердце, не боясь остаться старой девой. Для Мироновой немыслим брак без любви. Но есть еще одна причина отказа — в женихе Маша видела жестокого человека, способного на подлость. И последующие события показали, что девушка не ошибалась. Это говорит о том, что Миронова, несмотря на молодость и неопытность, хорошо разбирается в людях.

Характер героини

Размеренный и уединенный образ жизни Маши в крепости не требовал от нее проявлений силы духа. Однако автор в дальнейшем создает такие жизненные условия для героини, которые помогают читателю прочувствовать многогранность ее характера.

Маша миронова капитанская дочка характеристика

На фоне событий, происходящих в повести, можно заметить изменения, которые случаются с Мироновой. Об этом свидетельствуют следующие ее поступки:

Характеристика марии мироновой

  1. В пятой главе Маша предстает не только как чувственная девушка, способная на пылкую любовь, но и проявляет неожиданное благородство и разумность в принятии решений. Она отказывается от личного счастья и не соглашается выходить замуж за Петра, не получив благословения его родителей. Счастье возлюбленного оказывается для Маши важнее собственного.
  2. В десятой главе происходит захват крепости Пугачевым. Примкнувший к мятежникам Швабрин назначается новым командиром. Он под страхом смерти принуждает Машу стать его женой. Именно здесь и проявляются по-настоящему героические черты девушки. Слабая и беззащитная, потерявшая родителей, из капитанской дочки она фактически превратилась в пленницу, но до последнего остается верной Петру и не поддается бесчестному и жестокому Швабрину, отказавшись от его покровительства и защиты. Маша находит возможность передать письмо Гриневу и попросить его о помощи.
  3. Когда в двенадцатой главе Пугачев освобождает Миронову из-под стражи ненавистного Швабрина, ее охватывают противоречивые чувства: она не может благодарить за спасение убийцу своих родителей и просто падает в обморок.
  4. Особое восхищение героиня вызывает у читателя в четырнадцатой главе, когда она совершает самый настоящий подвиг: с целью спасти несправедливо осужденного возлюбленного от пожизненной ссылки в Сибирь Маша, никогда до этого не покидавшая пределы родной крепости, в одиночестве отправляется в Петербург ко двору императрицы, чтобы рассказать свою историю. Благодаря решительности, самоотверженности, бесстрашию и упорству, совершенно несвойственным ей в начале повести, героиня восстанавливает справедливость и спасает любимого.

Все эти действия позволяют отследить, как с развитием событий меняется характер Маши, и в итоге в ней просыпается невероятная внутренняя сила, проверенная тяжелыми испытаниями. Девушка действительно является достойной дочерью капитана.

Отношения Маши и Гринева

Тема любви часто затрагивается в произведениях А. С. Пушкина. Это говорит о чувствительной и романтичной натуре автора.

При первой встрече Маша не кажется Гриневу красавицей и не вызывает ничего, кроме симпатии. Чувства у Петра появляются позже, когда Миронова раскрывается, начинает делиться своими рассуждениями, и он узнает ее ближе.

Маша миронова капитанская дочка характеристика

Маша же влюбляется в Гринева после дуэли, узнав, что он защищал ее честь и достоинство. У нее в основе выбора будущего супруга лежит только любовь. Кроме того, героиня, несмотря на воспитание в строгости и врожденную скромность, первая решается на поцелуй, потому что ей так подсказывает сердце. Миронову отличают искренность и простота в выражении чувств, ей чужды жеманство и кокетство.

Герои проносят свою любовь через запреты родителей, предательство, ужасы крестьянской войны и разлуку. Гринев рискует жизнью ради возлюбленной, и она платит ему тем же. Романтическая связь Маши и Петра — это идеальные отношения между мужчиной и женщиной, с точки зрения автора. Их основой является верность, преданность, взаимное уважение и, конечно, любовь.

Авторская позиция

Если проанализировать описание героини А. С Пушкиным, нельзя не заметить, с какой любовью и трепетом он относится к Маше Мироновой. Поэтому автор и наделяет ее следующими важными человеческими качествами:

Описание маши мироновой из капитанской дочки

Образ Марии Мироновой во многом перекликается с образом Татьяны Лариной. Он очень близок автору.

Читая произведение, можно отметить еще одну интересную деталь: автор показывает незначительное количество диалогов и реплик Маши. Это говорит о том, что ее сила проявляется не в словах, а в поступках, свидетельствует о чистоте и целостности образа.

Можно добавить, что черты пушкинских героинь еще многократно проявятся и будут развиваться в женских образах произведений Л. Н. Толстого, И. И. Тургенева, Н. Н. Некрасова и А. Н. Островского.

В начале произведения перед нами предстает робкая, несмелая девушка, о которой мать говорит, что она “трусиха”. Бесприданница, у которой только и есть, что “частый гребень, да веник, да алтын денег”. Со временем читателям открывается характер Марьи Ивановны — “благоразумной и чувствительной, девушки”. Она способна на глубокую и искреннюю любовь, но врожденное благородство не позволяет ей поступиться принципами. Она готова отказаться от личного счастья, потому что нет на него благословения родителей. “Нет, Петр Андреич, — отвечала Маша, — я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастья. Покоримся воле Божией”. Но резко меняется окружающая жизнь, приходят в крепость “мятежники злодея Пугачева”, меняется и положение Маши. Из дочери капитана она становится пленницей Швабрина. Казалось бы, что слабая и робкая девушка должна подчиниться воле своего мучителя. Но Маша проявляет здесь черты, до сих пор жившие в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича.
Спасенная Пугачевым и Гриневым, Марья Ивановна постепенно обретает утраченное равновесие. Но вот новое испытание: Гринев попадает под суд как изменник. Доказать его невиновность может лишь она. Марья Ивановна находит в себе силы и решимость ехать ко двору императрицы искать защиту. Теперь в этих хрупких руках судьба любимого, залог будущего счастья. И мы видим, что в этой девушке достало решительности, находчивости и ума, чтобы спасти Гринева, восстановить справедливость.
Таким образом на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье.

Во время первого знакомства перед нами простая бесхитростная девушка, которая пугается выстрела пушки, а в конце - решительная особа, способная на ауедиенцию с императрицей.


Штурм и падение Белогорской крепости имели решающее значение для героев повести. И, вполне можно говорить о них как о людях подвига.

Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но остался простодушным и забавным человеком, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Действительная хозяйка Белогорской крепости - Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно.

Марья Ивановна Миронова - это "девушка лет осьмнадцати, по выражению автора, Маша - "благоразумная и чувствительная" девушка.

Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть. Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева "беглым каторжником". Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями.

Маша - достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Она проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку - Гриневу. Машу пугает не смерть, а возможность насилия со стороны Швабрина. Дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Маша доходит до самой императрицы, - очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь.

Дух высокой порядочности, проявленный всеми членам семьи Мироновых, проявляются при падении крепости, то есть, полностью исполнить свой моральный долг.

Читайте также: