Как провести открытое занятие в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

В саду в котором я работала, была экспериментальная площадка по реализации ФГОС ДО и проектной деятельности. Я как раз только пришла работать, много практиковалась, придумывала интересные занятия, чтобы они соответствовали новым требованиям. Методист меня постоянно проверяла, следила за мной. Иногда это очень напрягало, но я понимала, что это нужно и необходимо впервую очередь для меня и моей дальнейшей работы с детьми.

Первые четыре месяца, я просто жила своей работой. График тогда был 2/1. Работали три воспитателя на группе. (2014 год). Потом я уходила работать в другие детские сады, уже с хорошим опытом. Но там не было такого маразма, это я потом поняла.

Когда вернулась обратно в этот садик, буквально через пол года я начала давать открытые занятия, для стажистов, которые проходили курсы переподготовки и повышения квалификации.

Конечно первые открытые занятия были очень волнительными, потом с опытом уже волнуешься меньше, но все равно испытываешь небольшой стресс.

Так вот за 5 лет работы, я дала 10-15 открытых занятий. Примерно 2-3 занятия в год, плюс участия в районном и республиканском конкурсе "Педагог ДОО".

Если в начале моего педагогического пути мне было это интересно, то потом я стала уставать. Потом меня ставили, практически не спрашивая, хочу я провести открытое занятие, или не хочу. Никого это не волновало. Проблемы семейные - оставь их дома. Личные переживания - надень маску и улыбайся.

Один раз я была в очень подавленном состоянии. У меня умер котёнок. Да, я очень переживала. Мне было не весело. И занятие я дала практически без эмоций. Не могла я улыбаться, мне плакать хотелось. Я старалась, чтобы детям все понравилось. Но занятие прошло просто отвратительно. Дети практически молчали, я пыталась собраться и не раскисать. Никто не знал, что у меня на душе. Всем было не до этого. Хорошо я выступала перед районом, а не перед республикой. А то бы мне однозначно сделали много замечаний.

Теперь самое интересное

На мой взгляд и опыт открытые занятия - это чистой воды показуха.

Ты учишь других педагогов, как нужно работать с детьми, а на самом деле в повседневной жизни ты этого не делаешь.

Когда это начинаешь осознавать, то руки опускаются.

Воспитатель с таким графиком работы не может каждый день готовиться к ООД, как к открытому занятию. Хотя, начальство требует. Но воспитатели тоже люди, а не роботы. У них есть семья, свои интересы помимо работы.

Методический, дидактический, раздаточный материал, его иногда просто нет. Где взять? Купить на свои деньги. Ладно на открытое занятие купить, а для повседневных занятий, уж извините, что есть, тем и буду пользоваться.

Колличество детей для открытых занятий, чем больше, тем лучше. Так считают, те кто сидит выше нас педагогов. Мы всегда брали на одно занятие минимум 10, максимум 15. Со временем конечно привыкаешь к такому количеству детей. Но я считаю, что это все равно не норма.

Любимая проектная деятельность - маразм первой степени. Ладно, когда ты один проект в месяц проведешь, сделаешь это качественно. Так нет же, требует каждую неделю новый проект. Его ещё надо придумать, потому что готовых проектов и материала просто нет. Желание работать начинает, вовсе угасать и только.

Я знаю, что есть детские сады в которых все хорошо, разработана система работы с педагогами и детьми, имеется хорошее спонсирование. Но скорей всего это частный детский сад.

Государственные садики, так и живут на потенциале и ресурсе педагогов и родителей.

Пока мы так работаем, значит нас все устраивает.

Как часто вы даёте открытые занятия?

Что думаете на этот счёт?

Дорогие комментаторы, я пишу о проблемах современного детского сада, хочется поддержать педагогов, потому что действительно сложно работать в такой системе.

Я не прошу вас давать мне советы, пойти работать на завод, на птицефабрику, кассиром в магазин. Умные и образованные люди, не раздают советов там, где их не просят.

Одна из важных форм организации методической работы – открытые занятия. Открытое занятие в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком занятии протекает реальный воспитательно-образовательный процесс. Особую значимость приобретают нестандартные, нетрадиционные занятия.

На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам, свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приема, метода обучения. Открытое занятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать посещающим.

Цель данных методических рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам в решении педагогических задач по совершенствованию учебно-воспитательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Основные задачи данных методические рекомендаций:

способствовать повышению эффективности профессионального самообразования воспитателей и педагогов, в ходе подготовки к проведению открытых занятий, повышению качества проведения занятий, а так же, оказание методической помощи при анализе занятия, распространении педагогического опыта.

Открытые занятия – одна из важных форм организации методической работы.

На открытом занятии педагог показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение методического приёма или метода обучения.

Для открытого занятия может использоваться любой вид занятий. Время открытого занятия рекомендуется ограничить временными рамками в зависимости от контингента детей группы. За это время предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы занятия, но и педагогические находки педагога.

Подготовка открытых мероприятий не отличается коренным образом от подготовки обычных. Однако необходимость достижения методической цели открытого занятия накладывает отпечаток на его структуру, состав и сочетание методических приемов и средств обучения. Педагог, показывающий открытое занятие, должен обеспечить достижение методической цели. И самоанализ занятия осуществляется в двух аспектах: с точки зрения достижения методической цели и с точки зрения освоения воспитанниками материала.

Итак, следует понимать, открытое занятие, в отличие от обычного, имеет методическую цель, в которой отражается то, что воспитатель хочет показать посещающим.

Для кого и для чего проводятся открытые занятия:

  1. Для членов методического объединения.
  2. Для коллег в ДОУ.

Здесь возможна демонстрация классического занятия в рамках обучения молодых специалистов или для обмена опытом работы в сфере применения новых педагогических технологий.

  1. Открытое занятие с целью демонстрации возможностей по овладению инновационной деятельностью.
  2. Открытое занятие в присутствии эксперта с целью аттестации на более высокую квалификационную категорию.
  3. Открытое занятие на конкурс.

Рекомендации к подготовке и проведению открытых занятий.

К проведению открытого занятия предъявляется ряд требований:

Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической и профессиональной подготовки. Занятие педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

Открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытое занятие должно содержать новое для посещающих.

Открытое занятие отражает решение методической проблемы, над которой работает педагог.

Открытое занятие должно показать (доказать) преимущества (высокую эффективность) новации. Поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать.

При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д.

Открытое занятие не должно наносить вред детям. Воспитанники должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

Для посещающих, обязательно готовятся рабочие места.

Число посетителей на открытых занятиях не может быть безграничным.

Допускается показ открытого занятия в записи на методическом объединении.

Открытые занятия и их содержание не должны противоречить планам. (В календарном плане обязательно прописывается тема, цель и т.д. в соответствии с расписанием ООД в данной группе)

Планирование открытого занятия.

В конце учебного года, на итоговом заседании Педагогического совета проводится анализ взаимопосещений занятий педагогами, определяется интересный опыт, который оправдал себя на практике.

В контексте годового плана на следующий учебный год составляется план проведения открытых занятий, соответствующих годовым задачам ДОУ, определяется уровень, на котором будут проводиться занятия: внутри ДОУ, на уровне района и пр.

На установочном педагогическом совете оглашаются годовые задачи и мероприятия, запланированные для их решения, в том числе и направление открытых показов ООД.

Планирование открытого занятия осуществляется в соответствии с общепринятыми требованиями. В структурном отношении, открытое занятие не отличается от обычных занятий. Открытое занятие, имеет методическую цель, достижению которой подчиняется содержание материала и формы организации познавательной, практико-исследовательской, интерактивной и пр. деятельности детей.

Определить основную дидактическую цель занятия — значит установить, чему в основном оно будет посвящено — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации материала.

Исходя из основной дидактической цели занятия, можно указать такие типы занятий:

  • изучение нового
  • закрепление
  • обобщение
  • комбинированное занятие

Основные этапы подготовки и проведения открытого занятия.

  1. Выбор направления задаётся исходя из годового плана и курируется заместителем заведующего по УВР
  2. Выбор темы открытого занятия педагог делает самостоятельно, с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им усовершенствования, приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия.
  3. Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Методическая цель отражает основную методику проведения занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.
  4. Методическая цель открытого занятия может быть сформулирована следующим образом:

- методика использования ИКТ в решении практических задач;

- методика организации самостоятельной работы воспитанников;

-активизация познавательной деятельности воспитанников на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом.

- методика использования инновационных методов, приёмов или технологии в процессе изложения нового материала.

  1. При подготовке к открытому занятию педагог должен использовать современную информацию, подобрать материалы из педагогической и методической литературы, применить результаты посещения методических семинаров, выставок и др.. Все это поможет сделать занятие интересным и познавательным.
  2. Материально-техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее. Следует испытать в действии оборудование и ТСО. Продумать последовательность их использования на занятии.
  3. Наглядные пособия и аудиовизуальные средства необходимо отобрать так, чтобы их применения давало оптимальный эффект для достижения поставленных целей. Слишком большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей, а изобилие незадействованных наглядностей неоправданно на занятии. Будьте скромны и не нагружайте занятие наглядностью, как украшением. Все иллюстративные материалы занятия должны работать на цель занятия.

Составление плана занятия.

Классический план занятия состоит из 3-х частей: Вступительная, Основная и Заключительная:

Вступительная (или вводная ) часть необходима, чтобы добиться внимания детей.

С самого начала занятия нужно удивить, заинтересовать, восхитить, то есть мотивировать их предстоящую работу.

В Основной части занятия раскрывается и закрепляется тема. Здесь сосредотачиваются наиболее сложные виды деятельности. Показываются отобранные педагогом педагогические технологии, формы и методы работы, позволяющие решить поставленные задачи.

Третья часть Заключительная служит обобщением предыдущего процесса. Звучат слова благодарности воспитанникам. Попутно анализируется работа на занятии. Подводится итог.

Определение целей открытого занятия.

Начинать подготовку необходимо с формулировки методической цели открытого занятия. Это поможет наиболее конструктивно и объективно подойти к самоанализу и анализу занятия, оценить правильность подобранных методов и приемов и форм организации.

В соответствии с методической целью занятия, педагог выбирает такой наглядный и дидактический материал, который позволит наиболее полно раскрыть те методы, приемы и средства, которые составляют основу педагогического мастерства и технологии по которой работает педагог.

2 шаг – формулировка триединой цели занятия (обучение, развитие, воспитание).

Цель обучения предполагает формирование у воспитанников компетенций, практического опыта, системы знаний и т.п. Ее необходимо конкретизировать применительно к данной теме занятия.

Примерные формулировки целей 1 уровня:

1.Познакомить воспитанников с ….
2. Дать понятие о ….

2 уровень - это уровень знаний, Пример постановки цели данного уровня:

3 уровень - уровень умений и навыков, это те действия, которые воспитанники выполняют в основном на практических занятиях.

  1. Способствовать овладению ……
    2. Стремиться к выработке навыка работы с ………
    3.Способствовать отработке навыка ……..
  2. Систематизировать знания по теме ………

развития предполагают развитие на занятии познавательных психических процессов обучающихся, личностных качеств:

  • Развитие мышления– (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, (аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, (абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
  • Развитие умений(развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно-контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментами (экспериментирование), планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия).
  • Развитие самостоятельности (развитие уверенности в своих силах, настойчивости, умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, умения действовать самостоятельно).

Воспитательные предполагают формирование у воспитанников определенных свойств личности и характера.

Ежедневно педагог должен стремиться воспитать лучшие качества, поэтому перед занятием должны быть поставлены и воспитательные цели.

Примеры формулировок воспитательных задач:

- стремиться к воспитанию чувства, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, стремление к физическому здоровью;
- стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности;
- стремиться воспитать чувство гордости за……, умению ……

К открытому занятию необходимо составить план-конспект занятия – с четким и разумным распределением времени занятия и указанием, что и как делают педагог и дети (рекомендуется составить несколько экземпляров для приглашенных). План-конспект должен отразить все основные этапы занятия, основные виды деятельности педагога и детей, виды и формы организации работы, виды упражнений. Впоследствии план -конспект должен стать опорой для самоанализа и анализа занятия.

Оформление материалов открытого занятия.

На открытое занятие педагог готовит полный комплекс документов, определяющих методическое обеспечение занятия, который включает следующие документы:

- календарно-тематический план;
- план учебного занятия;
- дидактический, раздаточный материал;

- комплект видеоматериалов для ТСО;

Оформляется методическая разработка открытого занятия.

Структура методической разработки открытого занятия должна содержать

  • пояснительную записку,
  • структуру занятия,
  • подробный конспект (сценарий) занятия,
  • образцы дидактического материала,
  • список используемой литературы и т.д.

В пояснительной записке необходимо изложить значение и роль занятия, педагогические цели, задачи стоящие перед педагогом, ожидаемый результат. Особое внимание в пояснительной записке следует уделить педагогической технологии или методике, в которой проводится занятие.

Требования, предъявляемые к содержанию

  1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения материала, применения современных технических средств обучения.
  3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.
  5. Методическая разработка должна содержать конкретные материалы, которые педагог использовал в своей работе (инструкции, карточки, схемы, и т.д.).

Общие требования к оформлению методической разработки

  1. Шрифт методической разработки Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал 1,5.
  2. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  3. Список использованных источников должен быть в алфавитном порядке по ФИО авторов и содержать необходимые библиографические данные.
  4. Количество и объем разделов методической разработки не лимитируется.

Методическая разработка может дополняться и частично перерабатываться после проведения открытого занятия, чтобы все ценное, что получено в процессе проведения занятия, нашло в ней отражение и могло использоваться другими педагогами.

Содержание и оформление методической разработки должно соответствовать требованиям данных рекомендаций.

Подготовленная и оформленная методическая разработка открытого занятия после рассмотрения и утверждения сдается в методический кабинет.

Анализ открытого занятия.

Анализ открытого занятия с участием посетивших - является обязательным.

Вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого занятия, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса.

  • степень достижения поставленных задач;
  • причины и обоснования необходимости отклонения от проекта занятия;
  • нюансы, которые присутствующие могли не увидеть, не заметить, не оценить;
  • наметить перспективы дальнейшего изучения материала.

Посетители оценивают занятие также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями, дискуссии споры и т.п.

Ответы педагога должны носить объяснительно-развивающий и информационно- познавательный характер.

Предполагаются краткие аналитические и оценочные суждения присутствующих.

Ценны не только комплиментарные высказывания, но предложения, обозначение неиспользованных возможностей и т.п.

Педагог может подготовить анкеты для последующего обобщения и анализа занятия.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытое занятие- одна из эффективных форм

организации методической работы в ДОУ

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров. Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя.

Поэтому в ДОУ используются новые, эффективные формы работы, способствующие активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Открытые занятия– одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ.

В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей подготовки и проведения открытых занятий.

Открытое занятие в отличие от обычных – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.

В этом смысле открытое занятие имеет методическую цель, в которой содержатся основные позиции того, что воспитатель может показать посещающим на этом занятии.

-возрастные особенности детей;

-степень усвоения детьми программы;

-реальные учебные возможности детей.

Рассказ о проекте предстоящего занятия:

-место занятия в теме, разделе и т.п.;

-цели, задачи занятия;

-характеристика содержания учебного

Обоснование проекта открытого занятия

-актуальность выбранной темы занятия;

-связь темы занятия с методической

проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог.

План-схема открытого занятия

2. Сформулированные методические новшества, предложенные на предстоящем занятии.

3. Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

образцы дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материл, образец и т.д.);

список использованной литературы.

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований.

1. Открытые занятия проводят педагоги, имеющие высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающие высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса;

2. Открытое занятие является источником инновационного опыта и включает актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии;

3. Открытые занятия обязательно должно иметь новизну;

Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения.

Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов.

В методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

4. Открытое занятие как форма организации воспитательно-образовательного процесса само может содержать новую, особую структуру;

5. Открытое занятие отражает решение методической проблемы, темы самообразования, над которой работает педагог;

Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ, именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе;

6. Открытое занятие показывает (доказывает) преимущества или высокую эффективность новации или традиции в организации деятельности детей, поэтому педагог, показывающий открытое занятие, выбирает тему, содержание которой позволяет это сделать;

7. Педагог заранее выбирает тему открытого занятия и готовит теоретический материал, наглядность, мультимедиа, пространство занятий, оборудование и т.д;

8. При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к воспитательно-образовательному процессу, занятие проводится в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д;

9. Открытое занятие не должно наносить вред системе знаний, умений и навыков детей, их ценностям.

Дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему без посещающих, также недопустимо объяснение только той части темы занятия, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя следующую часть на другое занятие или другую деятельность.

10. Для посещающих обязательно готовится рабочее место, которое располагается за спинами детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание;

Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число посетителей на открытом занятии не может быть безграничным. Например, в группе из 20 детей приглашенных на открытое занятие бывает 10-15 педагогов. Наблюдения показывают, что посещение занятий хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для педагога, и для детей, в связи с чем, в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

11. Открытые занятия и их содержание не должны противоречить программам, по которым работает педагог и ДОУ в целом.

Накануне рекомендуется сообщить детям и родителям о проведении открытого занятия, это подготовит детей к ситуации, когда на занятии будут посетители;

13. Открытые просмотры занятий и других видов деятельности проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ и педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки;

Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, нежелательно также проведение таких занятий в одной и той же группе и в течение месяца. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.

14. При подготовке открытого занятия обязательно учитывается триединая дидактическая цель: обучающая, воспитывающая, развивающая и дополнительно – мотивационная;

При подготовке открытого занятия педагог должен учитывать три вида мотивации:

-социальную – создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

-содержательную – формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;

-прагматическую – усилить внимание детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса при подготовке будущего ученика (ФЭМП, развитие речи, детское экспериментирование, изодеятельность и т.д.).

15. Для актуализации познавательного интереса детей в ходе открытого занятия педагог может использовать разнообразные методические приемы:

-четкую организацию, планирование всех частей занятия;

-учет индивидуальных особенностей детей;

-дружелюбный тон, жесты, мимику располагающие к себе;

-мотивы побуждения к деятельности.

Анализ открытого занятия с участием посетивших занятие не является обязательным. Если планом методической работы ДОУ планируется его анализ, то вначале слово дается педагогу – автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия и дает краткое описание работы по её достижению. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование присутствующих, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п.

Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

Готовясь к открытому занятию педагогу необходимо прогнозировать ожидаемые результаты и предполагаемые риски.

МБДОУ детский сад

Открытое занятие (НОД – непосредственно-образовательная деятельность) и мероприятие – одна из важных форм методической работы педагога, действенная форма распространения передового педагогического опыта, является важным элементом образовательно – воспитательного процесса.

В образовательной практике иногда не различают открытые и обычные занятия, не представляют особенностей их подготовки и проведения.

Открытое занятие (НОД) в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких занятиях протекает реальный образовательный процесс.

Для проведения открытого занятия (НОД) может использоваться любой вид образовательной деятельности.

Модели открытых занятий (НОД).

К подготовке и проведению открытых занятий (НОД) предъявляется ряд требований:

Выбор темы открытого занятия(НОД) предоставляется педагогу с учетом анализа материала на котором он сможет лучше показать применяемые методические приемы и методы, организацию деятельности воспитанников на разных этапах занятия. Тем не менее рекомендуется отдать преимущество более сложным темам программы, темам недостаточно освещенным в образовательно – информационной литературе или темам, требующим особых методик для успешного освоения.

Открытые занятия (НОД) проводят опытные, творчески работающие педагоги, имеющие высокий уровень методической подготовки, и обеспечивающие высокую эффективность образовательно-воспитательного процесса. Занятие (НОД) педагога, работающего по-старому, не может быть источником инновационного опыта.

К проведению открытых занятий (НОД) могут привлекаться и начинающие педагоги, в качестве творческого отчета и, особенно, если у них есть интересные методические находки.

Открытые занятия (НОД) посвящаются только актуальным проблемам методической науки. Показ НОД , в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. (Отметим, что в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них и традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес).

Открытое занятие (НОД) должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию материала или методикам его изучения. Занятие как форма организации образовательного процесса само может содержать новое, например особую структуру. В любом случае открытое занятие (НОД) должно содержать новое для посещающих.

При подготовке к занятию (НОД) воспитатель должен использовать современную информацию, это поможет быть в курсе современных достижений.

Открытое занятие (НОД) отражает работу педагога над методической темой. Его индивидуальная тема должна быть связана с общей методической темой учреждения. Это показатель реализации системного подхода к организации методической работы.

Открытые занятия (НОД) и их содержание не должны противоречить примерным и рабочим программам. Нельзя бесконечно расширять содержание материала, чтобы показать новую методику, не рекомендуется также увеличивать время, отведенное на НОД .

Открытое занятие (НОД) не должно наносить вред системе организации самостоятельной и совместной деятельности воспитанников. Нежелательно выделение только той части темы, которая наиболее ярко позволяет продемонстрировать новый методический прием.

Выбор методических приемов, методов образовательной деятельности должен способствовать реализации методической цели. Воспитатель на открытом занятии должен показать их наиболее рациональное сочетание.

Открытые занятия (НОД) проводятся в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки.

При планировании открытые занятия (НОД) рекомендуется равномерно распределять по группам и по календарным срокам. Нежелательно проведение нескольких открытых занятий в одной и той же группе. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают и дети. Нецелесообразно планировать открытые занятия на сентябрь, январь и июнь. Каждому педагогу рекомендуется проводить открытые занятия не реже 1 раза в 2 года. Соблюдение требований к подготовке и планированию открытых занятий (НОД) и мероприятий входит в функциональные обязанности старшего методиста, курирующего методическую работу.

Организация проведения открытого занятия.

Воспитателю, проводящему открытое занятие (НОД) рекомендуется обеспечить посещающих занятие планом НОД (технологической картой ) и методическими материалами, используемыми на занятии.

Материально – техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее, испытать в действии приборы и оборудование, продумать целесообразность, оптимальность и последовательность их применения на занятии. Следует помнить, что большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей.

При проведении открытого занятия (НОД) соблюдаются все требования к образовательно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.

Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми.

Число посетителей не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда на открытое занятие приходят 10-15 педагогов. Отметим, что посещение группы хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для воспитателя и для детей, в связи, с чем в последнее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям занятий (НОД) .

Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход (НОД) , не выражать в присутствии детей своего отношения к работе педагога.

Не менее важным разделом методической работы является не только проведение и посещение открытого занятия, но и его анализ.

Хорошо организованное обсуждение является формой повышения психолого – педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику многих воспитателей ДОУ, что в результате позволяет повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

Анализ занятия проводится, как правило, в день его проведения. Все присутствующие на занятии (НОД) сдают заполненные бланки анализа показанного занятия в методический кабинет.

Цель анализа – оценка правильности поставленных целей и задач занятия, степень их достижения в процессе занятия, целесообразность выбранных методов и средств, акцентирование внимания на применявшихся методических приемах, рассмотрение их эффективности в достижении целей и задач.

Целесообразен обмен мнениями, которое вызывает не столько критическое оценивание коллеги, а творческое осмысление увиденного на занятии в преломлении собственного опыта педагогической деятельности.

Для эффективного обсуждения, посещающим занятие (НОД) , рекомендуется вести записи.

Воспитатель напоминает методическую цель занятия и кратко дает описание применявшихся методов.

На открытом занятии (НОД) педагог должен обеспечить достижение методической цели посредством достижения целей занятия. Поэтому самоанализ открытого занятия (НОД) педагог осуществляет по двум направлениям: с точки зрения достижения методической цели и усвоения детьми материала.

Степень выполнения целей и задач занятия

Разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана занятия.

Критическая оценка и комментарий (объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые посещающие занятия могли не увидеть, не понять, не оценить).

Анализ работы воспитанников на занятии (педагог особое внимание уделяет элементам особого удовлетворения работой на занятии того или иного ребёнка: нередко посещающим занятие деятельность на занятии какого то ребёнка кажется естественным и обычным, в то время как для конкретного ребёнка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии).

Затем занятие анализируют посетители с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями.

Если на открытом занятии демонстрировалась новая методика, посещающий педагог также ищет ответы на следующие вопросы:

Сможет ли он применить данную методику в своей работе?

Каковы границы применения?

Возможны ли негативные последствия использования нового метода?

Какие дополнительные источники информации необходимо изучить перед применением?

Таким образом, посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он одновременно подвергает оценке и свою деятельность. Подобная рефлексия очень важна.

Анализ занятия руководителем методической службы ДОУ.

Читайте также: