Как происходит интерпретация социального факта кратко

Обновлено: 19.05.2024

Главное меню

Самое читаемое

Интерпретация. Интерпретация основных понятий. Показатель социальный. Признак социальный. Индикатор социальный. Индекс.

Интерпретация — в широком смысле характеризуется как разъяснение, истолкование, дешифровка одной системы (текста, событий, фактов) в другой, более конкретной, понятной, наглядной пли общепризнанной. В специальном, строгом смысле интерпритация определяется как установление систем объектов, составляющих предметную область значений базовых терми¬нов исследуемой теории и удовлетворяющих требованиям истинности ее положений. В таком ракурсе интерпритация выступает как процедура, обратная формализации.
Строгая интерпритация имеет две разновидности: теоретическую, определяющуюся нахождением таких значений переменных в формулах исследуемой теории, при которых они превращаются в истинные положения; и эмпирическую, связанную с решением задач установления соответствия понятий эмпирическим объектам, поиском эмпирических значений теоретических терминов. В последнем случае большое значение имеют операциональные определения, то есть способы конкретизации понятий через экспериментальные ситуации, с помощью которых фиксируются признаки объектов, отражаемые этими понятиями. Например, температуру можно определить через показания термометра, а расстояние — через движение тела и время. Существенна роль операциональных определений в социологии, в частности при решении задач перевода понятий в показатели. Сама специфика социологического знания такова, что в нем переменные должны допускать эмпирическую интерпритацию. В той степени, в какой анализ социологических данных предполагает ис¬пользование теоретических моделей исследуемых объектов, в социологии применяется и теоретическая интерпритация. Таковы, например, ситуации интерпретации графов как социограмм посредством определения их на связях между членами малых групп или случаи интерпретации проективных тестов в контексте определенных теоретических моделей. Наибольшее распространение в социологии имеет интерпритация в широком смысле, т. е. процесс истолкования, необходимый, например, для выяснения социологического смысла статистических зависимостей, В целом интерпритация способствует конкретизации теоретических систем и положений, переводу теоретических высказываний в фактуальные. Интерпритация усиливает познавательную ценность теоретических представлений и, сводя абстрактные термины к конкретным, открывает путь к проверке исследуемых теоретических построений.

ПОНЯТИЕ – ПОКАЗАТЕЛЬ – ИНДИКАТОР – ИСТОЧНИК – ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ"

Показатели Переменные Индикаторы
I. Отношение к труду
Развитие субъективных побудителей и практических усилий, направленных на самореализацию в труде
Мотивы, установки, стереотипы, удовлетворенность
Инициативность, качество работы, дисциплинированность, заработок
2. Отношение к собственности Субъективное восприятие
Реальное совладение Мое, наше, чужое
3. Отношение к производству
Субъективное восприятие как источник благ, потребления. Фактическое трудовое поведение. Понимание, оценки, установки, события
4. Отношение между работниками
Состояние групповой солидарности, социально-психологического микроклимата, состязательности. Обобщение, сопереживание, симпатии, общие ценностные ориентации, интересы, типы поведения.
5. Отношение к управлению Субъективное восприятие служебно-деловых отношений, стиля управления Мнения о способностях руководителей, соучастии.

Признак социальный — эмпирически наблюдаемая характеристика изучаемого социального объекта, опосредованно (через собственную структуру и т. п.) раскрывающая его определенную сторону, свойство, связь, отношение, взаимодействие. Носителями этой характеристики выступают социальные явления, вещи, процессы, которые стоят объективно к раскрываемому ими объекту в отношении отражения, соответствия, обозначения, замещения, представления (репрезентации), измерения, показателя (индикатора). Признак социальный — проявитель свойства (совокупности свойств), трансформатор информации о нем. Через систему признаков социальный объект является вовне, предстает в виде социальных фактов. Таким образом, если социальное свойство характеризует явление непосредственно, то признак социальный — особенности его (свойства) проявления и через посредство всего этого тоже выражает те или иные стороны объекта. Свойство скрытно (латентно), непосредствен¬но не наблюдаемо, признак же наблюдаем, он фиксируется средствами познания и может быть измерен и оценен. Только проявленное, зафиксированное и идентифицированное свойство социального объекта становится его признаком. Как выразители свойств социальные признаки имеют разную способность, с точки зрения полноты и глубины, отражать те или иные стороны данного социального объекта. Наконец, свойства определяют качественную и количественную границу социального объекта, признаки — свидетельствуют о ней.
Признак социальный может быть как постоянной и неизменной, так и непостоянной, ситуативной характеристикой объекта, т. е. в изменившихся условиях одно и то же явление, свойство может быть представлено другими признаками. Кроме того, признаки социальные подразделяются на качественные и количественные, прямые и косвенные, простые и сложные, единичные, выражающие отдельные свойства явления, и совокупные, выражающие сводные свойства и группы объектов. Они могут быть присущи всем единичным явлениям группы в одинаковой степени или варьировать, принимая разное значение у отдельных явлений, единиц совокупности.

Индекс (лат. indех — перечень, указатель, показатель) — агрегированный количественный показатель, обобщающий первичную социологическую информацию, полученную в ходе измерения с помощью одной или нескольких шкал. Социологический индекс, с одной стороны, является способом агрегирования, сжатия информации, представления ее в форме, удобной для описания и интерпретации, с другой стороны, это способ перехода от теоретического к эмпирическому уровню исследования, способ конструирования эмпирического индикатора некоторого теоретического понятия.
С точки зрения степени агрегирования могут быть, во-первых, выделены индексы одномерные, полученные путем обобщения информации, собранной на основе одной измерительной шкалы (например, индекс удовлетворенности трудом работников данного предприятия, рассчитанный на основе данных непосредственного опроса о степени удовлетворенности работой), и многомерные, обобщающие информацию, полученную с помощью ряда шкал (например, тот же индекс удовлетворенности работой можно строить на основе обобщения информации об удовлетворенности различными сторонами работы). Во-вторых, могут быть выделены индексы индивидуальные, описывающие одного респондента или один объект совокупности, и индексы групповые, характеризующие группу респондентов или группу объектов (в том числе индексы совокупные, харак¬теризующие совокупность респондентов или других социальных объектов в целом).
По способу построения индексы можно разделить на две группы. Это индексы, полученные в результате применения математических методов многомерного анализа информации (автоматической классификации, факторного, латентно-структурного анализа и др.), и индексы, построенные на основании предварительного содержательного анализа информации по относительно простым алгоритмам агрегирования (логические схемы, таблицы перекодирования, подобранные исследователем аналитические функции). Это деление не является строгим и отражает степень использования априорных знаний и содержательных соображений при построении индексов.
Одним из специальных видов социологических индексов являются социометрические индексы, характеризующие структуру межличностных отношений в малых социальных группах (см. Социометрия. Методы анализа социологической информации).

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов. Факты экономической жизни, социальной, политической, духовной — основа знаний об обществе, деятельности людей. Понятие " социальный факт " употребляется в двух значениях:
В обычном смысле социальные факты — это события, имевшие место в определенное время при определенных условиях. Это то, что было, что произошло когда-либо в жизни общества. Имевшие место факты не зависят от того, наблюдал ли их субъект познавательной деятельности или нет, знает о них или не знает. Объективные факты, т. е. такие, которые не зависят от исследователя и вообще могут быть не зафиксированы путем описания их свойств.
В научном или более широком — познавательном смысле под социальным фактом имеется в виду знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Научные факты, т. е. о таких, которые включены в совокупные научные знания об обществе и отражены в книгах, рукописях, научных докладах или зафиксированы иным способом.
Наука различает три вида социальных фактов:
1.Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп.
2.Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) .
3.Словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки. Примерами таких социальных фактов могут быть: переход Суворова через Альпы, пирамида Хеопса, слова, сказанные Архимедом: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину земной шар".

crazy-andrew школьник

1. Почему развитие человека представляет единство биологического и социального? Как вы себе это представляете?
2. Много ли у нас общего с поведением животных? Понаблюдайте за ними. Составьте список общих черт.
3. Потребностей у человека столько, сколько листьев на дереве. Попытайтесь критически взглянуть на себя. Составьте список разумных и неразумных потребностей. Какой перечень получился длиннее?
4. Как вы думаете, у человека больше потребностей или интересов? Объясните свою точку зрения.
5. Почему оценивание требует напряжённой умственной работы, как будто вы принимаете важное решение? А может быть, оно даже важнее принятия решения?
6. Расскажите, с какими ограничениями приходится сталкиваться инвалидам в повседневной жизни. Как они могут их преодолеть? Вы им можете в этом помочь?
7. Почему в своей повседневной жизни человек совершает больше действий, чем поступков?
8. Чувственное познание, как известно, происходит с помощью пяти органов чувств. А с помощью чего происходит рациональное познание?
9. Почему чувственное познание — обязательно первая ступень познания? А бывает ли так, что сначала вы о чём-то подумаете, а затем себе это представите?
10. Самообразование и образование — что между ними общего, а что различного?
11. Расскажите о людях, которые оказывали на вас прямое влияние и способствовали вашей социализации.
12. Составьте таблицу, где в одной графе вы разместите свои прирождённые, а в другой — приобретённые качества. Какие выводы вы можете сделать на основе данных таблицы?
13. Почему каждый социальный статус человека раскрывает себя через совокупность прав и обязанностей? А ответственность сюда относится?
14. Составьте свой статусный портрет, т. е. перечислите все свои социальные статусы.
15. Почему положение ребёнка в обществе отличается от положения взрослого?
16. Присмотритесь к себе: что нового — в чувствах, навыках мышления, в поведении и отношениях к окружающим — дал вам ваш возраст по сравнению с тем, что у вас было год или два назад?
17. Опишите качества, которые характеризуют мужчин и женщин.
18. Национальная принадлежность помогает или мешает строить нормальные отношения между людьми? Проиллюстрируйте фактами и примерами.
19. Какие естественные права принадлежат вам с рождения?
20. Как связаны между собой безопасность и вредные привычки?
срочно и ответ лучший!

Slavyanka отличник

1. Человек одновременно развивается в обществе (социально) и биологически.
2. У нас много общего, все основные инстинкты.
3. Список неразумных потребностей получается больше, т. к. в современном обществе у человека увеличивается количество ивращений (отклонений от естественности)
4. У человека больше потребностей, зачастую у человека лишь узкий круг интересов.
5. Оценивание требует объективности, а в некоторых ситуациях это сделать сложно. Это действительно важное решение.
6. Для инвалидов в современном мире существенно сократилось количество ограничений, но в странах постсоветского пространства ситуация значительно не изменилась.
7. Потому что действия совершаются в том числе и по привычке, обыденно, а поступок требует ответственности, обдуманности.
10. Образование можно получать и без целеустремленности, без личного желания.
11. Прежде всего на человека оказывает влияние семья, друзья, воспитатели, учителя, все его окружение.
15. Ребенок считается недостаточно социально развитым и подготовленным.
18. Всех зависит от стереотипов.
На остальные вопросы затрудняюсь ответить.
P.S. Прощу прощения за короткие ответы - нужно же срочно.

ilyaya777 гость

axi ученик

1. 1
2. 1
4. 3
5. 1, 2, 3

8. Я считаю это утверждение верным, т. к получив какую либо информацию и не поняв ее, она лишена у нас смысла. Приняв любую информацию, мы должны вникнуть в нее, уточнить что-то конекретное, узнать ОТНОСИТЕЛЬНАЯ-ограниченное верное знание о чем либо это истина ИЛИ АБСОЛЮТНАЯ-полное исчерпывающее знание о сложном предмете. В мире очень много способов, чтобы узнать и понять информацию, телевидение, интернет, радио. все в наших руках, просто надо правильно распоряжаться своми знаниями и полученное информацией, а не проспукать все мимо, все пригодится в жизни

dior-addict ботан

kyenilmez новичок

1-3

2-1, 3

3-3

4-4

5-1, 3, 5

мб. так, не помню как сама отвечала, вроде так

Я считаю так и уверен на 100% что ответ будет правильным

1)Это 3. То что он больше подходит. ..
2)1 и 3
3)Только 3.
4)И только 4.
5)Тут несколько это и 1, 3 и 5.

MissMika стажер

3 примера особенности социального познания ( сначала особенность, потот пример)

boxx стажер

Личностная оценка общественных явлений. Сложность изучаемого объекта - переплетение экономических, политических и духовных причин; пересечение с ними интересов, действий многих людей. В изучение природы большое место занимает наблюдение и эксперимент, а в социальном познание возможность наблюдения и эксперимента очень ограничены. Ученые считают что общество не подается научному познанию.

Rune учащийся

d-v-a ученик

1. Социальная дифференция, которая в то время была "разделением на классы" Буржуи и пролетарии

2. Различие в экономическом положении (доход, уровень жизни), наличие рангов

3. Да, можно. Так как фраза "независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам" указывает на то, что, при монархическом укладе, например, такая ситуация тоже могла сложиться.

4. Вывод здесь, скорее всего, будет личностным. Я вижу эту проблему острой по сей день. Так как процесс социальной дифференции мы можем наблюдать и сегодня, это в очередной раз подтверждает ответ 3, так как сейчас у нас "демократия" на дворе, но многое ли поменялось?

TatyanaPoh неофит

Wiraj профессор

1. Каждый человек идеалист он считает что его решение только правильно даже если лежать в больнице всё что будет делать медсестра будет с её точки зрения правильно даже если это будет наоборот ну например снятия бинтов после ожого можно быстро или медлено медсестра же будет делат это ка ей удобней как она считает правильно человек так устроен что он ранимо принимает критику со стороны опять же не всё но большинсвто ему будет не важно что думают другии лижб по ег обыло всё правильно и хоррошо 2 это лидерство если человек по жизни лидер это будет во всём проявлять также как и не лидер т. е те люди котоыре делают как все слушают как все делют прислушиваются ко всем мнениям 3 как не идеализирую предмет но если она не любит она не останица и все выдуманые идеалы скоро проявются все минусы всплывут конешно хорошо когда любишь девушкуу или парня принимаешь его как божество чт овот он лучше всех но лучше принимать его таким какой он есть ) 4 нет не может за счёт конатктов с групами сформируются личность а если будеш ьпроводить время один мало чего достигне развития просто не будет даже если с ребёнком не общаться до года он не будет больше не когда разговаривать и останется приматом до года развивается могз у детей

Balobi55 зубрила

Tolyan ученик

*1. - 1. (научное знание. )

*2. - 3. (верны оба)

*3. - 4. (умозаключение)

*4. - 1. (осмыслении жизненного опыта)

*5. - 2. (совпадением субъекта и объекта познания) - ибо общество выступает и как субъект, и как объект.

*6. - А (3, не уверена, но наверно 4) Б (1, 2). Вероятно 4 и 2 придётся поменять местами, от условий зависит.

*7. - 1, 2, 5.

Kristel-Kristel новичок

timsam профессор

Социальный факт как социологическая категория. Э. Дюркгейм о природе социального факта.

Социальное познание как установление социальных фактов.

Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Общество как совокупность социальных фактов.

Определение, признаки социальных фактов в теории Дюркгейма.

Факт как высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта.

Основные принципы изучения социальных фактов.

Социальное познание как установление социальных фактов.

Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком – все общество. Объектом социального познания выступает общество, являющееся результатом сознательной деятельности людей, общностей, институтов. Общество есть единство сознательного, субъективного и бессознательного, объективного. Это изменяет характер общественных законов по сравнению с природными, ставит на место проблемы случайности и необходимости проблему свободы и необходимости и т.п. В ходе социального познания общество познает себя. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

Факт социальный – это единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы общественной жизни или характерных для определенных социальных процессов. В онтологическом смысле социальные факты – это события, имевшие место вне зависимости от того, были ли они наблюдаемы субъектами, не являвшимися участниками данных событий. В научном смысле социальные факты – события, обоснованно описанные в четких понятиях с указанием существенных характеристик социальной ситуации, в которой они имели место. Социальный факт, в отличие от природного, представляет собой единство объективного (материи) и субъективного (смысла). Понятие социального факта как исходная ступень теоретического (и социально-философского) анализа представляет

Три основных вида социальных фактов. Отбор и группировка фактов. Интерпретация социального факта как сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Различают три вида социальных фактов:

действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

продукты материальной или духовной деятельности;

словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.

Отбор, группировка и интерпретация социальных фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Отдельные события социальной действительности, как правило, являются элементарными "частичками" массового процесса. Задача социолога — отделить инди­видуальные различия, имеющие систематический ха­рактер, от случайных и тем самым описать устойчивые свойства данного процесса. Для этого применяется аппарат вероятностной статистики, основа которой — закон больших чисел. Поэтому часто наряду с понятием "социальный факт", употребляется выражение "статистический факт", ко­торый можно определить как типические сводные число­вые характеристики, основанные на специально организо­ванном массовом наблюдении социальных явлений. Социальные факты мы можем рассматривать как социально-статистические, т. е. сгруппированные единичные события, получающие описание в некоторых концептуальных моделях. Социальные факты такого рода — эмпирический базис знания.

1) описанию и обобщению подлежат повторяющиеся, не единичные социальные события, которые относятся к фактам индивидуального или группового, реального и вербального поведения и к продуктам деятельности лю­дей. Значимость этих событий, состояний определяется, во-первых, их функциями в общественных или межлич­ностных взаимосвязях, их смыслом в данной культуре (или субкультуре) и, во-вторых, проблемой и целью ис­следования, а также состоянием теории, в понятиях ко­торой мы рассматриваем конкретную социальную ситу­ацию;

2) обобщение повторяющихся событий производит­ся, как правило, статистическими средствами, что не ли­шает статуса социальных фактов единичные события особой научной и общественной значимости;

3) описание и обобщение социальных явлений осу­ществляется в научных понятиях, и если это понятия социологического знания, то соответствующие соци­альные факты могут быть названы фактами "социологи­ческими".

Понятие "социальный факт" может рассматривать­ся и в ином, качественном, смысле: как единичный факт, имеющий многоплановую социальную интерпре­тацию. Единичный факт или малая совокупность таких фактов должны быть истолкованы в многообразии их социальных значений, должны быть подвергнуты качественному анализу

Э. Дюркгейм о социологии как науке, изучающей социальную реальность, элементами которой являются социальные факты. Общество как совокупность социальных фактов.

Дюркгейм считал, что для существования социологии как самостоятельной науки необходимо наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования. Социология должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых — общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

Определение, признаки социальных фактов в теории Дюркгейма .

Духовный (нематериальный) социальный факт (в социологии Э. Дюркгейма) – это “коллективные представления” (религиозные, моральные, правовые, эстетические и др.), которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание, влияющее на сознание и поведение отдельных индивидов или социальных групп (см.: факт социальный, морфологический социальный факт ).

Э. Дюркгейм ("Правила социологического метода", 1895) характеризует социальные факты следующими чертами: а) они представляют результат взаимной деятельности людей (социальных групп, классов, стратов), действующих сознательно, преследующих свои цели и мобилизующих свою волю; б) их источник находится не в мышлении и поведении индивидов, а в обществе как процессе и результате взаимной деятельности людей, т.е. субстратом социального факта является не индивидуальное, а коллективное сознание, возникающее в результате этого взаимодействия; в) социальные факты - внешние для наблюдателя, материальны и наблюдаемы, они представляют собой не субъективные впечатления и умозаключения, а результат деятельности, происходящий вне сознания действующих индивидов, и как следствие - установление типичных образцов поведения, ценностей и т.д., которые существуют объективно вне индивидуальных сознаний

Факт как высшее проявление закономерности, закон - общий внутренний базис факта.

Дюркгейм рассматривал факт, и закон как категории соотноси тельные, отражающие разные уровни связей действительности. Факт есть внешнее проявление закона; закон — общая внутренняя основа факта.

Основные принципы изучения социальных фактов .

Похожие документы:

Учеб пособие для студ высш учеб заведений М., Гуманит изд центр владос, 2001. 416 с. Авторы: Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Штинова Г. Н., Тищенко Е. Я., Дьяконов Б

. деятельности, тогда как социальные работники используют, главным образом, социологические теории и технологии и социологические методы исследования .

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. В67 Социология: Учебник для вузов / Под ред проф. В. И. Добренькова

Читайте также: