Как происходило возникновение и развитие психики в филогенезе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

Топологическое свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности

Глава 9 Развитие возрастно-половых свойств индивида в процессе социализации личности Индивидуальное развитие человека, его онтогенез происходят одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни

2. Развитие психики животных

2. Развитие психики животных Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения – раздражимость.Появление психической формы

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

Глава II. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ §6. Общее понятие о возникновении и развитии психики В основе материалистического мировоззрения лежит учение о развитии материи.Определённым этапом в развитии материи является возникновение жизни, т. е. появление живой, или органической,

7. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

Развитие психики и поведения

Развитие психики и поведения Для того чтобы правильно понять процесс психического развития, необходимо теперь раскрыть его основное содержание. Можно сначала в самой общей форме сказать, что сущность психического развития заключается в развитии все новых форм

Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ

Глава V РАЗВИТИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Поведение низших организмов Способность реагировать на исходящие из среды раздражения — раздражимость— является основным свойством всякого, даже самого элементарного одноклеточного организма. Уже голая

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения

Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения По мере того как ребенок в процессе систематического обучения начинает овладевать каким-нибудь "предметом" — арифметикой, естествознанием, географией, историей, совокупностью знаний, хотя бы и

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний

Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний Эмпирическое по своему содержанию мышление вышеохарактеризованной ступени может быть по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем рассудочную мыслительную

Глава 3. Эволюционное развитие психики

Глава 3. Эволюционное развитие психики Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения. С. Я. МаршакРефлекторный характер

Глава 4. Возрастное развитие психики человека

Глава 4. Возрастное развитие психики человека Все мы родом из детства. Антуан де Сент-ЭкзюпериНаука о психологии детстваНет, пожалуй, в мире ничего более удивительного, чем развитие психики подрастающего человека. Стремительно проносятся годы детства, но за этот

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе

ЛЕКЦИЯ № 16. Влияние знаково-символических средств на развитие психики человека в онтогенезе По мере познания знаков языка человеком они приобретают следующие характеристики:1) предметную привязку – знаки замещают собой обозначаемый предмет, вбирают в себя его

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка

ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых

Развитие психики

Филогенез - процесс развития всего живого (от растений к животным, от животных - к человеку).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

  • антропсихизм (Р. Декарт) утверждает, что психика присуща только человеку;
  • представители панпсихизма (французские материалисты) полагали, что психика присуща всей природе и всему миру;
  • согласно нейропсихизму (Ч. Дарвин), психика есть только у тех организмов, которые имеют нервную систему;
  • биопсихизм считает, что психика присуща только растениям, т.к. она является свойством живой природы;
  • сторонники мозгопсихизма (К. К. Платонов) находят психику только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (таким образом, у насекомых психики нет).

Общепринятая в настоящее время классификация этапов развития психической деятельности в филогенезе принадлежит академику А.Н. Леонтьеву.

По А.Н. Леонтьеву, основным критерием наличия зачатков психической деятельности является наличие у организма чувствительности, т.е.способности организма реагировать на внешние раздражители (например, на цвет, запах), связанные с жизненно важными сигналами (опасностью, пищей). Чувствительность позволяет организму ориентироваться в окружающей среде и реагировать на внешние стимулы.

Этапы развития психики животных в филогенезе

Выделяют три этапа развития психики животных в филогенезе:

  • элементарная сенсорная психика (стадия элементарной чувствительности);
  • перцептивная психика (перцептивная стадия психики);
  • интеллект (стадия интеллектуальной психики).

На стадии элементарной чувствительности животное (от одноклеточных до хордовых) реагирует лишь на отдельные свойства предметов внешнего мира. Его поведение определяется врожденными инстинктами (самосохранения, питания, размножения). Инстинкт – это врожденная, неизменяемая форма поведения, которая одинаково проявляется у особей одного вида; врожденная последовательность, алгоритм ответных реакций на определенные раздражители. Инстинктивное поведение для каждого вида животных специфично, структура и цели каждой формы проявления инстинкта закреплены генетически. Примером проявлением чувствительности может быть изменение траектории движения дождевого червя в зависимости от наличия света.

Отличительная особенность сенсорной психики – отражение только отдельных свойств, а не предмета в целом. Пример: лягушка реагирует только на движущийся предмет. Летящего комара или бумажку на веревочке она поймает, а обездвиженную мошку при этом будет полностью игнорировать.

Перцептивная стадия психики связана с усложнением строения нервной системы, появлением головного и спинного мозга. На этой стадии у высокоразвитых животных (птицы, млекопитающие) действительность отражается в виде целостных образов предметов, то есть имеет место предметное восприятие. При этом организм может одновременно реагировать на несколько различных раздражителей. У животных на перцептивной стадии психики, наряду с инстинктами, появляются навыки – индивидуальные формы поведения, приобретенные в процессе жизнедеятельности. Наиболее выражены навыки у животных, имеющих кору больших полушарий головного мозга.

Третья стадия развития психики – стадия интеллектуальной психики. Для организмов на этой стадии психики (например, приматов) характерен большой объем головного мозга, наличие коры больших полушарий с бороздами и извилинами. Эти физиологические изменения обусловлены изменением формы отражения. Животное способно не только воспринимать образ целостно, но и отражать связи и отношения между предметами, ситуацию в целом, прогнозировать дальнейшее развитие ситуации на ближайшую перспективу. В результате интеллект позволяет животному обходить препятствия, находить способы решения двухфазных задач, требующих для решения предварительных подготовительных действий. Интеллектуальный характер носят действия животных-хищников, дельфинов, человекообразных обезьян.

Возникновение сознания как этап развития психических процессов

Главное отличие психики человека от психики животного – наличие сознания. Возникновение сознания – качественно новый этап в развитии психических процессов.

По А.Н. Леонтьеву, сознательное отражение – это такой способ отражения предметной действительности, когда выделяются все ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта. Основная предпосылка и условие возникновения сознания – развитие человеческого мозга.

Сознание имеет целенаправленный характер. Его непрерывное развитие и совершенствование обусловлено социальными условиями. Становление сознания – очень длительный процесс, связанный с общественной и трудовой деятельностью человека.

Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык. Труд здесь рассматривается как процесс воздействия человека на природу, связывающий его с природой.

В процессе эволюции человек изменяет способы и приемы поведения, трансформирует свои природные задатки и функции в высшие психические функции - специфически человеческие общественно обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Понятие филогенеза в психологии

В психологии под филогенезом понимается процесс изменения психики человечества в процессе эволюционного развития. Несмотря на то, что видовые биологические особенности человека относительно устойчивы уже в течение нескольких тысячелетий, развитие человеческой психики происходит постоянно в процессе трудовой деятельности, в социальной и культурной жизни человечества.Трудовая деятельность, материальная и духовная культура человечества – это объективные формы воплощения достижений психического развития человека.

Человечество существует на Земле всего 1600 поколений, при этом 1200 поколений жили в пещерах, и только последних 22 поколения читают напечатанные книги, из них лишь пять поколений - при электрическом освещении.

1.4. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающей среде: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации – строения тела и его органов, а посредством изменения поведения, регулируемого психикой.

Проблема возникновения психики и проблема развития психики теснейшим образом связаны между собой. Существует ряд попыток решения проблемы возникновения психики:

· антропопсихизм (Р. Декарт): возникновение психики связывается с появлением человека, ибо только ему присуща психика. Предыстория человеческой психики оказывается вычеркнутой;

· панпсихизм (французские материалисты) – решение противоположно первому: психика присуща всей природе (всеобщая одухотворенность природы);

· биопсихизм (Т. Гоббс, Э. Геккель): психика – свойство не всякой вообще материи, а только живой, в т.ч. растений;

· нейропсихизм (Ч. Дарвин, Г. Спенсер): психика присуща не всякой вообще материи и не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему;

· мозгопсихизм (К.К. Платонов): психика свойственна только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых нет психики, так как у них узловая нервная система, без выраженного головного мозга).

Однако приведенные выше взгляды не получили ни теоретического обоснования, ни должного экспериментального подтверждения. В отечественной психологии учение о развитии психики в филогенезе разработал А.Н. Леонтьев. Филогенез – постепенное, разветвленное, стадиальное изменение различных форм органического мира в процессе его эволюции. А.Н. Леонтьев считал неправомерным ни одно из приведенных выше решений проблемы возникновения психики. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов – раздражимости. Раздражимость – это допсихическая форма отражения среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

Условия жизни на этапе допсихического отражения такова, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а, следовательно, и в специальном органе, который обеспечивал бы ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий – тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биологические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и у некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растениями и животными.

Усложнение условий жизни (недостаток пищевых ресурсов, выход из воды на сушу и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и перехода от элементарных тропизмов к более сложному поведению, которое позволило бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать не только на биотические раздражители, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут сигнализировать появление биологически значимых агентов. Им был предложен объективный критерий, по которому можно судить о наличии психики – способность реагировать на биологически нейтральные раздражители поведением. Биологически нейтральными считаются жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность и т.п.), а способность отражать эти воздействия называется чувствительностью. Чувствительность имеет два аспекта: объективный – двигательная реакция и субъективный – внутреннее переживание (ощущение).

В эволюционном развитии психики А.Н. Леонтьев выделил три стадии: стадию элементарной сенсорной психики, стадию перцептивной психики и стадию интеллекта [8].

Стадия элементарной сенсорной психики связана с преобразованием первоначально недифференцируемой чувствительности в дифференцируемые ощущения. Как показывает А.Н. Леонтьев, у животных, находящихся на этой стадии развития, психическое отражение имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Представителями этого уровня являются губки, кишечнополостные, а также насекомые, для которых характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Тем не менее, им присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных объектов. Например, сложное поведение паука побуждается не видом жертвы – насекомого, попавшего в паутину, а исключительно вибрацией, которую производит насекомое и которая передается по паутине. Если вибрация создается искусственно, например, камертоном, то паук устремляется к нему и пытается нанести удар челюстями. Вибрация – абиотический раздражитель, ставший ключевым для паука.

Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. Теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях. Так, для собаки, как пишет А.Н. Леонтьев, одинаковый смысл имеют и завывание волка, и запах его следов, и его силуэт, т.е. собака воспринимает волка целостно, в совокупности его свойств. Однако в определенных условиях, когда, например, хищник далеко, волк воспринимается собакой по запаху, но это все равно как целостный объект.

У животных на стадии перцептивной психики сохраняется инстинктивное поведение, но формируется все более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемый на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и, прежде всего, развития коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Перцептивная психика позволяет животным строить поведение, отвечающее не только цели, но и условиям, в которых она дана. Животные определяют способ действия, каким можно получить желаемый результат, и этот способ закрепляется в их поведении. Таким образом, происходит научение животных, т.е. их индивидуальное приспособление к среде обитания. На основе научения животные могут закреплять в поведении кратчайший путь к пище, обходить преграды, использовать разнообразные сигналы, регулирующие пищевое или оборонное поведение. Научение предполагает развитие у животных элементарных форм памяти, что подтверждено многочисленными экспериментами.

Стадия интеллекта , с точки зрения А.Н. Леонтьева, характеризуется более сложными формами отражения: у животных, находящихся на этой стадии, в дополнение к отражению отдельных объектов возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. Эксперименты с человекоподобными обезьянами свидетельствуют о том, что они способны соотносить в восприятии отельные выделяемые вещи друг с другом и воспринимать их как единую и целостную ситуацию. Способны они и пользоваться орудиями и даже изготавливать их, например, при использовании веточки для извлечения термитов шимпанзе обрывают с нее листья и боковые побеги. Однако безусловным фактом остается неспособность животных изготавливать орудия с помощью другого орудия. Здесь проходит та грань, которая отделяет животных от человека. Животные никогда не вступают в отношения между собой по поводу применения орудия, тем более по поводу его изготовления. Использование орудий животными является одной из форм биологической адаптации, имеет лишь внешнее сходство с трудовыми действиями человека. Основу поведения животных во всех сферах, включая язык как сложную систему сигнализации, распределение функций в сообществах (стадах, стаях, семьях) составляют наследственные видовые программы. Научение у животных ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования животного.

Филогенезом психология называет процесс изменения психики человечества в ходе его эволюции. Материальная, духовная культура человечества являются объективной формой воплощения достижений психического развития человека.

Развитие психики в филогенезе имеет свои тенденции и особенности. Основными тенденциями её развития являются следующие:

  • Усложнение форм поведения – формы двигательной активности;
  • Способность к индивидуальному научению и их совершенствование;
  • Как следствие и как фактор предыдущих тенденций – усложнение форм психического отражения.

К особенностям развития психики относятся:

  • На каждой новой ступени развития идет усложнение деятельности, связывающей животное с окружающим миром. Новая форма возникает сразу за усложнением и открывает дорогу для дальнейшего развития. Если на первой ступени зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета, то на следующей ступени возникали уже отношения между предметами;
  • Существует несовпадение биологической и психологической линий развития животных. Это значит, что более высокая ступень развития животного совсем не говорит о высоком уровне развития его психики.

Отечественная психология рассматривает развитие психики в филогенезе на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.

Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания, а это единство высших психических функций, те самые качества, которые отличают человека от животного. Сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека.

Физиологический уровень развития психики

На этом уровне развития психики выделяется несколько этапов:

  • Первый этап рассматривает начало зарождающейся на Земле жизни, когда уже наметились две основные формы изменчивости прообразов нервных клеток с окружающей средой. Одноклеточные организмы разделились на две самостоятельные ветви, реализуемые у растений и животных. На данном этапе простейшему организму присуща такая форма физиологического отражения окружающей среды, как раздражимость. Она лежит в основе разделения на ветви. Раздражимость представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием тепловых, световых, химических раздражителей;
  • На следующем этапе раздражимость вызывает процессы приспособления, которые уравновешивают состояние организма со средой. Мир растений остановился на физиологической форме отражения, а мир животных продолжил процессы усовершенствования, в результате чего сформировался новый тип раздражимости – чувствительность. Она выступает как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. С появлением чувствительности начинается эволюция психического отражения окружающего мира;
  • В пределах третьего этапа развития психики возникают ощущения, проявляющиеся в отражении нервной клеткой конкретных температур, световых, химических характеристик предметов и явлений, воздействующих на неё;
  • На последнем этапе возникает качественно новый вид физиологического отражения объективной действительности, в основе которой лежит объединение нервных ощущений в систему. В результате возникает восприятие. Продолжающееся объединение нервных клеток приводит к образованию нового совершенного органа – мозговой трубки, а затем спинного и головного мозга. Таким образом, наряду с физиологическим отражением появляется психическое отражение мира.

Элементарный психический уровень филогенеза

В рамках нескольких самостоятельных этапов рассматривается формирование элементарного психического уровня развития психики в филогенезе:

  • На первом этапе возникают простейшие психические реакции организма животных, они получили название рефлексов, т.е. ответных реакций организма на действие раздражителя. Все акты сознательной и бессознательной жизни, как экспериментально доказал И.М. Сеченов, по способу своего происхождения являются рефлексами. Они имеют свое развитие – чувственное возбуждение, продолжающийся психический акт и мышечное движение;
  • Формирование однообразных рефлексивных действий на внешние и внутренние раздражители происходит на втором этапе элементарного филогенеза. Еще И.П. Павлов установил, что рефлекс, лежащий в основе нервной деятельности живого организма, представляет собой не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. Причем, он выделил условный рефлекс, т.е. временный и безусловный рефлекс – постоянный;
  • Закрепление в организме и передача по наследству безусловных рефлексов происходит уже на третьем этапе эволюции. Это приводит к образованию инстинктов – совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных. Они проявляются в поведении и обеспечивают и обеспечивают их существование. На первых порах формирование инстинктов было обусловлено такими биологическими потребностями, как забота о питании, продолжении рода и др. В дальнейшем происходило их совершенствование, в результате чего появлялось новое содержание – ориентировочное, защитное, поисковое. Так как безусловных связей в изменчивой среде недостаточно, то важно учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты взаимодействие организма обеспечивают только со стабильной средой. В работе нервной системы более сложным процессом является образование условных рефлексов, которые стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде. Условные рефлексы могут вырабатываться на сигналы безусловных раздражителей, но только через второй, третий, четвертый раздражители;
  • На четвертом этапе дальнейшее развитие нервной системы дает возможность в рефлексивном поведении опираться на сочетание различных реакций одновременно действующих раздражителей. Организм совершенствуется, а вместе с этим изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые, более совершенные;
  • И, наконец, на четвертом этапе появляется новый вид психической деятельности – навык. Образование навыка было обусловлено способностью легко менять формы поведения.

Различие психики человека и животного

Главное отличие заключается в условиях её развития – животное развивается по законам биологической эволюции, а человек покоряется общественно-историческим законам развития. Анализ этих различий более понятно и наглядно будет выглядеть в виде таблицы, которая предложена ниже.

Разногласия психики человека и животного

Разногласия психики человека и животного

По теории Ч. Дарвина, главным фактором превратившим обезьяну в человека, а стадо в общество, являлась трудовая деятельность, осуществляемая людьми при общем изготовлении и использовании орудий.

Читайте также: