Как проходили демократические преобразования в странах восточной европы почему правящие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Гипермаркет знаний>>История >>История 7 класс>> Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии


§ 24. Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии


После завершения второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран к власти пришли коалиционные правительства, представлявшие политические силы, участвовавшие в борьбе с фашизмом: коммунистов, социал-демократов, аграриев, либерально-демократические партии. Проводимые ими преобразования первоначально носили общедемократический характер. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время, в значительной мере благодаря поддержке СССР, неуклонно росло влияние коммунистов.

Утверждение тоталитаризма в Восточной Европе.

Г. Димитров, приглашенный для переговоров в Москву, умер вскоре после его встречи с И. Б. Сталиным. По адресу И. Тито Коминформ выдвинул обвинение в переходе на позиции буржуазного национализма и обратился к югославским коммунистам с призывом к свержению его режима.

Преобразования в Югославии, так же как и в других восточноевропейских странах, ориентировались на социалистические цели. Создавались кооперативы в сельском хозяйстве, экономика находилась в собственности государства, монополия на власть принадлежала Коммунистической партии. Идеалом в Югославии считалась советская модель социализма. И все же режим И. Тито вплоть до смерти Сталина определялся в СССР как фашистский. По всем странам Восточной Европы в 1948—1949-е гг. прокатилась волна расправ над теми, кого подозревали в симпатиях к Югославии.

Коммунистические режимы в большинстве восточноевропейских стран оставались неустойчивыми. Для населения этих стран, несмотря на стену информационной блокады между Востоком и Западом, было очевидно, что успехи правящих коммунистических и рабочих партий в сфере экономики сомнительны. Если до второй мировой войны уровни жизни в Западной и Восточной Германии, Австрии и Венгрии были примерно одинаковы, то с течением времени начал накапливаться разрыв, составивший к моменту крушения социализма примерно 3 : 1 не в его пользу. Концентрируя ресурсы, по примеру СССР, на решении проблемы индустриализации, коммунисты Восточной Европы не учитывали, что в небольших странах создание гигантов индустрии экономически нерационально.

В этих условиях новые лидеры и теоретики коммунистических партий (М. Джилас в Югославии, Л. Колаковский в Польше, Э. Блох в ГДР, И. Надь в Венгрии) пошли по пути переосмысления опыта развития собственных стран, интересов рабочего движения. Однако эти попытки, а главное, их политические итоги вызвали крайнее раздражение руководителей КПСС.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

В 1970-е гг. во многих странах Восточной Европы исподволь проводились реформы, открывались некоторые возможности свободных рыночных отношений, активизировались торгово-экономические связи с Западом. Перемены, однако, носили ограниченный характер, проводились с оглядкой на позицию руководства СССР. Они выступали формой компромисса между стремлением правящих партий восточноевропейских стран к сохранению хотя бы минимальной внутренней поддержки и нетерпимостью идеологов КПСС к любим переменам в союзных странах.

Демократические революции в Восточной Европе.

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дали процессы перестройки в СССР. В одних случаях инициаторами перемен выступили сами руководители правящих партий, опасающиеся новаций, но считающие своим долгом следовать примеру КПСС. В других, как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия гарантировать незыблемость правящих режимов в Восточной Европе, активизировались сторонники реформ. Возникали оппозиционные, антикоммунистические политические партии и движения. Политические партии, долгое время игравшие роль младших партнеров коммунистов, стали выходить из блока с ними.

В большинстве стран Восточной Европы волна массовых выступлений в пользу демократизации и рыночных реформ, фактическая легализация оппозиции вызвали кризисы правящих партий.

В результате первых после второй мировой войны свободных выборов в 1989—1990-е гг. коммунисты были отстранены от власти, которая перешла в руки оппозиции. Единственным восточноевропейским государством, где ничего не менялось, была Румыния. В результате народного восстания в 1989 г. режим личной власти Н. Чаушеску был сметен, а сам он казнен.

После мирных демократических революций восточноевропейские страны отказались от участия в Организации Варшавского договора, которая прекратила свое существование, добились ликвидации Совета Экономической Взаимопомощи.

Население ГДР с большой степенью единодушия в 1990 г. проголосовало за политические партии, выдвинувшие лозунг воссоединения Германии, объединения ГДР и ФРГ. В результате переговоров между СССР, США, Великобританией и Францией было подтверждено право народа Германии на самоопределение. Спорные вопросы, в частности о членстве единой Германии в военных блоках и пребывании иностранных войск на ее территории, оставили на усмотрение руководства единого германского государства. Правительство СССР не стало настаивать на сохранении советской группы войск на территории бывшей ГДР, добиваться нейтрализации единой Германии, которая осталась членом НАТО. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. *

Опыт демократического развития.

Переориентация экономических связей стран Восточной Германии, ликвидация нерентабельных производств, внедрение системы социальной защиты западноевропейского типа вызвали большие сложности. Реформы проводились за счет бюджетных средств. Экономика ФРГ, наиболее развитая в Западной Европе, с большим трудом выдержала бремя модернизации бывшего социалистического народного хозяйства. Преобразования ежегодно поглощали около 5% ВНП единой Германии. У 30% трудящихся бывшей ГДР возникли проблемы с занятостью.

Еще большие трудности переживали восточноевропейские страны. За 1989—1997 гг. производство ВНП в бывших странах социализма возросло лишь в Польше (рост около 10%, причем он начался лишь с 1992 г.). В Венгрии и Чехии оно сократилось на 8% и 12%, в Болгарии — на 33%, в Румынии — на 18%.

В течение нескольких лет восточноевропейские страны переживали высокий уровень инфляции, падение уровня жизни, рост безработицы. Отсюда рост влияния левых сил, новых политических партий социал-демократической ориентации, возникших на базе бывших коммунистических и рабочих партий. Успех левых партий в Польше, Венгрии и Словакии содействовал оздоровлению экономического положения. В Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит с 3,9 млрд. долл. в 1994 г. до 1,7 млрд. в 1996 г., в том числе за счет более справедливого распределения налогов и сокращения импорта. Приход к власти в странах Восточной Европы политических партии социал-демократической ориентации не изменил их стремления к сближению с Западной Европой. Большое значение в этом плане имело их вступление в программу «Партнерство во имя мира о с НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока.

Кризис в Югославии. Осложнение экономического положения в период проведения рыночных реформ, особенно в многонациональных странах, привело к обострению межнациональных отношений. При этом если разделение Чехословакии на два государства — Чехию и Словакию прошло мирно, то территория Югославии стала ареной вооруженных конфликтов.

После разрыва между И.В. Сталиным и И.Б. Тито Югославия не входила в советскую систему союзов. Однако по типу развития она мало отличалась от других стран Восточной Европы. Реформы, проведенные в Югославии в 1950-е гг., встретили резкую критику со стороны Н.С. Хрущева и вызвали обострение ее отношений с СССР. Югославская модель социализма включила самоуправление на производстве, допускала элементы рыночной экономики и большую степень идеологической свободы, чем в соседних восточноевропейских странах. В то же время сохранялись монополия на власть одной партии (Союза коммунистов Югославии) и особая роль ее лидера (И.Б. Тито).

Поскольку существовавший в Югославии политический режим был продуктом ее собственного развития и не опирался на поддержку СССР, то сила примера перестройки и демократизации со смертью Тито сказались на Югославии в меньшей степени, чем на других восточноевропейских странах. Однако Югославия столкнулась с иными проблемами, а именно с межнациональными и межрелигиозными конфликтами, приведшими к распаду страны.

Православные Сербия и Черногория стремились сохранить единство государства и его самобытную модель социализма. В преимущественно католических Хорватии и Словении существовало убеждение, что роль Сербии в федерации слишком велика. Там преобладала ориентация на западноевропейскую модель развития. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где было сильно влияние ислама, также существовало недовольство федерацией.

В 1991 г. Югославия распалась, Хорватия и Словения вышли из ее состава. Попытка властей федерации сохранить ее целостность силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость про-возгласили Босния и Герцеговина. Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославия (СРЮ). На этом, однако, кризис не завершился, поскольку оставшееся на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины сербское меньшинство, интересы которого не были учтены в конституциях новых госу-дарств, начало борьбу за автономию. Эта борьба переросла в вооруженный конфликт, который в 1992—1995 гг. оказался в центре внимания всего международного сообщества. Затем на первый план вышло положение этнических албанцев в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Политический протест перерос в вооруженную борьбу, участники которой уже не ограничивались требованием восстановления автономии. Страны НАТО от содействия в налаживании переговоров перешли к угрозам Сербии. В 1999 г. они переросли в военные действия США и их союзников против СРЮ.

В урегулировании конфликтов в Югославии принимали участие миротворческие силы ООН и войска НАТО. Они выявили значительные расхождения во взглядах на основы будущего миропорядка, на принципы урегулирования этнических конфликтов между США, некоторыми странами Западной Европы и Россией.

Вопросы и задания

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Как проходили демократические преобразования в странах Восточной Европы?


Демократические революции в Восточной Европе

В конце 80 - х гг.

По странам Центральной и Юго - Восточной Европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть

правивших компартий, заменив ее демократической формой правления.

Революции разворачивались почти одновременно — во второй половине 1989 г.

, но происходили в различных формах.

Так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (Польша, Венгрия, ГДР, Чехословакия, Болгария), в Румынии же — в результате вооруженного восстания.

Демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере экономических отношений.

Повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал.

Эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г.

Однако их ход довольно извилист, часто непоследователен.

Если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на экономическую дезынтеграцию бывших союзников МСС и СЭВ, на фоне интегрирующей Европы, непонятны и труднообъяснимы.

Взаимное отталкивание бывших партнеров едва ли способствует более быстрому вхождению поодиночке в новые хозяйственные и политические альянсы, а также едва ли положительно влияет на внутреннее реформирование каждой из бывших соцстран.

После смерти Мао Цзедуна перед его преемниками встала задача выхода из глубочайшего кризиса, в который ввергла страну "культурная революция".

Он был найден на пути кардинальной перестройки структуры общественно - экономических отношений.

В ходе экономической реформы, начатой осенью 1979 г.

, удалось добиться существенных результатов в экономическом развитии.

На основе ликвидации коммун, раздачи земли крестьянам была восстановлена заинтересованность труженика в результатах труда.

Введение рыночных отношений на селе сопровождалось не менее радикальными реформами в промышленности.

Были ограничены роль государственного планирования и административного контроля за производством, поощрялось создание кооперативных и частных предприятий, претерпела изменения система финансирования, оптовой торговли и т.

Д. Директора государственных предприятий получили довольно широкую самостоятельность в вопросе свободного распоряжения внеплановой продукцией, вплоть до выхода на внешний рынок, выпуска акций и займов в целях расширения сверхпланового производства.

Некоторому реформированию подверглись система государственного и партийного аппарата, силовых структур и прежде всего армии.

Иными словами, началось смягчение жесткого тоталитарного режима.

Результатом реформ 80 - х гг.

В КНР явились беспрецендентные темпы экономического роста (12—18% в год), резкое улучшение жизненного уровня, новые позитивные явления в общественной жизни.

Отличительной чертой китайских реформ было сохранение традиционной социалистической модели управления, что неизбежно выдвинуло на первый план проблемы социально политического и идеологического характера в конце 80 - х гг.

Сегодня китайское руководство придерживается концепции построения "социализма с китайской спецификой", пытаясь, по всей видимости, избежать глубоких социальных потрясений и коллизий, переживаемых Россией и другими странами уже бывшей МСС.

Китай идет по пути построения рыночных отношений, буржуазной либерализации, но с известным учетом цивилизаци - онных особенностей и национальных традиций.

Подобно китайскому пути реформирования экономики и общественной жизни идут Вьетнам и Лаос.

Модернизация принесла известные положительные результаты, однако менее ощутимые, чем в Китае.

Возможно, это объясняется более поздним их вступлением в полосу рыночных преобразований, более низким исходным уровнем, т.


Выделите главные направления "социалистических преобразований" в странах Европы после войны?

Выделите главные направления "социалистических преобразований" в странах Европы после войны.

В чём их сходство и различие от аналогичных преобразований в СССР в30 гг.


Почему в 1980 г страны восточной Европы вступили в глубокий социально экономический кризис?

Почему в 1980 г страны восточной Европы вступили в глубокий социально экономический кризис?


Оцените значение петровских преобразований?

Оцените значение петровских преобразований.

ЗНАЧЕНИЯ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

1. для государства 2.

Для безопасности страны 4.

Для положения России в Европе.


Какие страны восточной европы после второй мировой войны пошли по социалистическому пути развития ?

Какие страны восточной европы после второй мировой войны пошли по социалистическому пути развития ?


В какую военную организацию входили многие страны Восточной Европы?

В какую военную организацию входили многие страны Восточной Европы.


Почему Византия служила Примером для стран Восточной и юго - восточной Европы?

Почему Византия служила Примером для стран Восточной и юго - восточной Европы.


Характеристика одной страны".


Значение петровских преобразований для государства ; для народа ; для безопасности страны ; для положения россии в европе?

Значение петровских преобразований для государства ; для народа ; для безопасности страны ; для положения россии в европе.


Представительный орган в ряде стран Восточной Европы?

Представительный орган в ряде стран Восточной Европы.


Почему в ряде демократических стран Европы к власти пришли фашисты?

Почему в ряде демократических стран Европы к власти пришли фашисты?

Вопрос Как проходили демократические преобразования в странах Восточной Европы?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории История и соответствует программе для 10 - 11 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

По причине принятия манифеста об отмене крепостного права, александру второму было предложено построить храм в честь данного события. а именно погодин предложил воплотить эту идею.

рея сильвия-мать ромула и рема.по легенде родила от марса- бога войны в рим. мифологии.дочь и внучка энея.

ромул и рем - основатели рима.считается за основателя только ромул.ромул убил рема во время сторительсва крепостной стены,которую рем в насмешку перепргнул.вскормлены волчицей,после того как они попали в реку.

юпитер - главный римский бог-.бог - громовержец.

юнона - юпитера, богиня брака и рождения, материнства, женщин и женской производительной силы.

веста -богиня, покровительница семейного очага и жертвенного огня в древнем риме. знаменит их культ., женщины- посвящяющие себя весте(весталки) несли культ непорочности.были уважаемы в риме.

в то время иван 4 заболел и он захотел чтобы бояре смотрели за его малолетнем сыном и служили ему,а бояре не согласились.

демократические революции в восточной европе в конце 80-х гг. по странам центральной и юго-восточной европы прошла волна демократических революций, ликвидировавших монопольную власть правивших компартий, заменив ее демократической формой правления. революции разворачивались почти одновременно — во второй половине 1989 г., но происходили в различных формах. так, в большинстве стран смена власти произошла мирным путем (польша, венгрия, гдр, чехословакия, болгария), в румынии же — в результате вооруженного восстания. демократические революции явились необходимым условием для последующих преобразований в сфере отношений. повсеместно стали восстанавливаться рыночные отношения, быстро шел процесс денационализации, изменялась народнохозяйственная структура, все большую роль стал играть частный капитал. эти процессы продолжаются и сегодня, усиленные победой демократических сил в нашей стране в августе 1991 г. однако их ход довольно извилист, часто непоследователен. если оставить в стороне национальные издержки реформ, промахи нового руководства каждой из стран, то ошибки, связанные с сознательной линией на дезынтеграцию бывших союзников мсс и сэв, на фоне интегрирующей европы, непонятны и труднообъяснимы.

Предположите, с чем в странах Восточной Европы могли быть связаны трудности развития по демократическому пути. Сравните свой первоначальный ответ с выводом после изучения этой темы.

После завершения Второй мировой войны в большинстве восточноевропейских стран (Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии) к власти пришли коалиционные правительства. Они состояли из партий, участвовавших в борьбе с фашизмом, — коммунистов, социал-демократов, либеральных демократов и др. Начались преобразования в обществе, которые носили общедемократический характер. Запрещалась деятельность местных фашистских организаций. Национализировалась собственность лиц, сотрудничавших с оккупантами, проводились аграрные реформы, направленные на ликвидацию помещичьего землевладения. В то же время неуклонно росло влияние коммунистов, в значительной мере благодаря поддержке СССР.


Г. Димитров


Й.Б. Тито

Коммунисты и левые партии отвергли этот план. Они выдвинули идею ускоренного развития своих стран, опираясь на собственные силы и помощь СССР. Ставились цели обобществления экономики, проведения индустриализации (развитие тяжёлой промышленности), кооперации и коллективизации крестьянства.

В 1947-1948 гг. в странах Восточной Европы к власти пришли коммунистические и рабочие партии. В конституциях этих государств, которые стали именоваться странами народной демократии, была закреплена руководящая роль коммунистов.

Постепенно авторитет власти коммунистов в большинстве стран народной демократии начал падать. Этому способствовали также ограничения демократических свобод (слова, печати, собраний), репрессивный характер правящих режимов.

За развенчанием культа личности Сталина XX съездом КПСС последовала смена выдвинутых им руководителей в большинстве восточноевропейских стран. Разоблачались совершённые ими преступления. В 1956 г. был распущен Коминформ, восстановлены отношения между СССР и Югославией, а конфликт признан недоразумением. Всё это породило надежду на то, что советское руководство откажется от жёсткого контроля над внутренней политикой восточноевропейских стран. Это ожидание не оправдалось.

Попытка перехода к демократии в 1956 г. в Венгрии, предпринятая руководством правящей партии, переросла в вооружённую антикоммунистическую революцию. На улицах Будапешта шли стихийные расправы над сотрудниками органов госбезопасности и коммунистами. Революцию подавили советские войска, с боями взявшие Будапешт. Венгерские лидеры были схвачены и казнены.


Советские танки на улицах Праги. 1968 г.

Выдвижение доктрины было вызвано двумя причинами. Во-первых, лидеры КПСС боялись влияния идей реформаторов на положение в самом Советском Союзе. Во-вторых, в условиях раскола Европы на два блока ослабление одного из них всегда было выигрышем для другого. Выход Венгрии или Чехословакии из Варшавского договора (одно из требований реформаторов) привёл бы к нарушению соотношения сил в Европе. Советское руководство стремилось к тому, чтобы войска блока НАТО находились как можно дальше от границ СССР.

В 1970-е гг. во многих государствах Восточной Европы постепенно проводились реформы, разрешалось создание кооперативов, поощрялась предпринимательская деятельность в сфере услуг. Благодаря разрядке активизировались торгово-экономические связи со странами Запада. Однако перемены были непоследовательными и осуществлялись с оглядкой на руководство СССР.

Мощный импульс преобразованиям в Восточной Европе дала политика перестройки в СССР, проводившаяся во второй половине 80-х гг. XX в. Как только стало ясно, что Советский Союз более не намерен силой оружия поддерживать правящие режимы в странах Варшавского договора, активизировались сторонники углубления реформ.

В большинстве восточноевропейских стран начались массовые выступления с требованиями введения демократических свобод. Это привело к падению коммунистических партий и ликвидации социалистического строя.


Большое влияние на положение в Европе и мире оказали события в ГДР. Политический кризис усугублялся бегством её граждан в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Престарелые руководители партии коммунистов ушли в отставку. С разрушения в 1989 г. Берлинской стены в стране началась демократическая революция. Новые лидеры попытались наладить диалог с оппозицией и начали проводить демократические реформы. И всё же граждане ГДР в 1990 г. единодушно проголосовали за партии, выдвинувшие лозунг объединения ГДР и ФРГ.

Державы — победительницы во Второй мировой войне — СССР, США. Великобритания и Франция подтвердили право народа Германии на самоопределение. В августе 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии. Единая Германия стала членом НАТО.


Падение Берлинской стены. 1989 г.

Опишите настроения людей, ставших очевидцами падения Берлинской стены в 1989 г. Почему это событие вызвало широкий резонанс в обеих Германиях и в демократическом мире?

1. Назовите причины демократических революций в странах Восточной Европы в конце 1980-х — начале 1990-х гг.

2. Почему события конца 1980-х гг. в разных странах Восточной Европы вошли в новейшую историю как демократические революции? Что общего было в их характере и результатах?

4. Опыт демократического развития. После демократических революций восточноевропейские страны вышли из Организации Варшавского договора, которая в 1991 г. прекратила своё существование. Был распущен Совет экономической взаимопомощи.

Переориентация экономических связей стран Восточной Европы на государства Запада, закрытие убыточных производств вызвали большие трудности. Даже в бывшей ГДР, где реформы проводились за счёт ресурсов ФРГ (страны с наиболее развитой в Западной Европе экономикой), модернизация осуществлялась медленно. 30% трудящихся Восточной Германии оказались безработными.

Ещё большие сложности переживали другие восточноевропейские страны. Промышленное производство сократилось, заводы и фабрики закрывались. Уровень жизни большинства населения быстро снижался.

Несколько лет восточноевропейские страны страдали от инфляции, безработицы, падения уровня жизни. В результате в Польше, Венгрии и Словакии к власти пришли левые партии, возникшие на базе бывших компартий. Их политика содействовала оздоровлению их экономического положения. Так, в Венгрии после победы левых сил в 1994 г. удалось сократить бюджетный дефицит, в том числе за счёт более справедливого распределения налогов и сокращения импорта.

В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этого военно-политического блока. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония.

5. Кризис в Югославии. Страна столкнулась с обострением межнациональных отношений. Если разделение Чехословакии в 1992 г. на два государства — Чехию и Словакию — прошло мирно, то на территории Югославии вспыхнули вооружённые конфликты.

Югославия не входила в советскую систему союзов. Югославский социализм имел свои особенности. К их числу относились самоуправление на производстве, наличие элементов рыночной экономики и большая степень идеологической свободы, чем в странах народной демократии. В то же время сохранялась монополия на власть одной партии, Союза коммунистов Югославии, и особая роль её лидера Й.Б. Тито.

Демократические перемены в Восточной Европе конца 1980-х гг. затронули и Югославию. Она представляла собой федеративное государство нескольких югославянских народов, каждый из которых имел свои культурно-исторические особенности. Поэтому остро встал вопрос о будущности федерации. Православные Сербия и Черногория выступали за сохранение единства государства и его самобытной модели социализма. Граждане преимущественно католических Хорватии и Словении считали, что роль Серии в федерации слишком велика. В Боснии, Герцеговине и Македонии, где сильно влияние ислама, также существовало недовольство центральными властями.

В 1991 г. Югославия распалась, из неё вышли Хорватия и Словения. Попытка властей федерации отстоять целостность страны силой оружия успеха не имела. В 1992 г. независимость провозгласила Босния и Герцеговина.

Сохранившие тесные союзные отношения Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ).

На этом, однако, кризис не завершился. Оставшееся на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины сербское меньшинство требовало автономии. В 1992 г. на территории Боснии и Герцеговины начался вооружённый конфликт между представителями трёх религиозно-этнических групп населения: сербов-православных, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. Он продолжался до 1995 г., оказавшись в центре внимания международного сообщества. В 1998 г. на первый план вышла проблема положения албанцев-мусульман в сербском крае Косово. Отмена автономии края вызвала недовольство албанцев, составляющих большинство его населения.

Распад Югославии


Политический протест перерос в вооружённую борьбу, причём албанцы уже требовали полной независимости. От посредничества в налаживании переговоров страны НАТО перешли к угрозам в адрес Сербии. В 1999 г США и их союзники начали военные действия против СРЮ, предпринятые без санкции Совета Безопасности ООН. Это привело к возникновению разногласий между США и Россией о правомерности использования военной силы в кризисных ситуациях. Общественность стран Западной Европы также протестовала против агрессии США.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2000 мирных жителей. Радиационные поражения после применения бомб с урановой начинкой получили около 500 тыс. человек, 2,5 млн. людей лишились жилья, питьевой воды и других необходимых для жизни условий. Экономике СРЮ был нанесён урон, оценённый более чем в 100 млрд долл.

Осенью 2000 г. обострились разногласия между Сербией и Черногорией по вопросам будущего федерации. В Сербии в результате массовых выступлений пал режим Слободана Милошевича. Он был последним в Восточной Европе политиком, сохранявшим приверженность социалистическим идеям. Президентом Сербии стал лидер демократической оппозиции Воислав Коштуница. Референдум, проведённый властями Черногории в 2006 г. признал эту страну полностью независимым государством.


Здание министерства обороны СРЮ после американской бомбардировки

1. Почему переход к демократии сложнее всего идёт в республиках бывшей Югославии?

2. Почему позиция США и НАТО вызвала разногласия с Россией?

1. Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы.

2. Сопоставьте проблемы выбора пути развития стран Восточной Европы и стран, освободившихся от колониализма (см. § 13).

3. Узнайте, что сегодня происходит в республиках бывшей Югославии. Как освещают события, происходящие в них, СМИ?

Читайте также: