Как проходила борьба христианства и язычества в византии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Византийская империя мыслится сейчас как империя исключительно христианская. Действительно, христианство было государственной идеологией Византийской империи, ее государственной религией. Христианская Церковь глубоко срослась с государственными институтами ранней Византии. Однако процесс принятия христианства растянулся на довольно долгий срок: традиционно считается, что Константин Великий одним росчерком пера сделал христианство государственной религией. Это не так. На самом деле, на протяжении всего IV столетия христианство постепенно врастало в Римскую империю, в том числе Восточно-Римскую империю, которая становится в это время Византией. И лишь к концу века, даже, если быть более точным, к середине V века она окончательно утверждается в качестве единственной безальтернативной идеологемы ранневизантийского государства.

С чего можно начать повествование о христианстве в данном периоде? Наверное, с великого гонения Диоклетиана. Оно подводит черту под ранней историей христианства, когда оно было гонимой, в лучшем случае терпимой, верой, и начинает ее новую страницу, когда христианство становится государственной религией.

Зачем римские императоры, в том числе Диоклетиан, всячески ограничивали и преследовали христиан? Это были вопросы государственной важности – вопросы идеологии. Дело в том, что входе кризиса III века структура государственной власти, в том числе императорская власть, очень ослабли. Государству нужна была крепкая единая идеология для контроля над провинциями, для контроля над умами и мировоззрением подданных.

Римские императоры III столетия перебирали различные языческие культы, пытаясь составить из них некий общий культ, который бы вызвал отклик в сердцах всех или большинства населения империи. Так в III столетии происходили различные эксперименты с различными солярными культами. Известный император Гелиогабал пытался сделать главным культом сирийского солярного бога – Эль-Габала. Далее император Аврелиан провозгласил покровителем империи непобедимое солнце. Понятно, что солярный культ существует во всех языческих структурах, во всех языческих народных культах, и поэтому Бог-Солнце, как покровитель империи, должен был логично восприняться всеми гражданами империи. Другие императоры, например, Деций или Диоклетиан с тетрархами после него пытались сделать упор на старо-римскую религию, то есть продвигали таких богов, как: Юпитер, Геркулес и иже с ними. Все эти языческие эксперименты провалились. Почему?

Язычество само по себе подразумевало плюрализм, то есть человек, поклонявшийся Серапису, мог так же спокойно поклоняться Изиде, Митре, Юпитеру или Дионису. А становящееся все более авторитарным и централизованным государство стремилось создать некую централизованную веру – с единой догматикой, единой иерархией, единой и понятной жреческой организацией. Применительно к язычеству это было невозможно. Только в христианстве были эти институциональные структуры. Христианство уже по сути выработало общую Церковь. И которые могли стать костяком этой империи. Собственно, христиан и гнали потому, что они представляли собой альтернативную идеологему внутри Римской державы: они не подчинялись римским богам, значит, были нелояльны правительству, которое объявляет этих богов своими покровителями.

Собственно, великое гонение Диоклетиана показывает, что бессмысленно бороться с христианством, что его невозможно победить казнями и мучениями исповедников. Более того, оказывается, что уже большинство языческого населения не поддерживает это гонение. В трактатах Афанасия Александрийского есть упоминание о том, что язычники спасали христиан в Александрии, укрывая их от гонителей. Да просто население уже свыклось, что христианство – это совершенно нормальная религия, что христиане не какие-то злобные фанатики. В старые страшные сказки про христиан, которые широко циркулировали, например, во II столетии, уже просто перестали верить. То есть насильственные меры против христиан теряют поддержку.

В этих условиях наследники Диоклетиана начинают постепенно отменять гонения. Христиане обретают терпимость сначала в западных провинциях Римской империи, где с 306 года правит Константин I . Потом в 311 году один из инициаторов гонения Диоклетиана – Цезарь Галерий, ставший к тому времени верховным императором, первым в императорской коллегии, понимая, что с христианами никак нельзя бороться, также прекращает гонения

Все природные явления (знамения и т. п.) сохранили свой магический смысл, но стали восприниматься чаще всего как божья кара. Языческое отношение к природе как активной силе дошло до современной поэзии.

Владимир Мономах советует избавляться от врагов тремя добрыми делами: покаянием, слезами и милостыней. Читая его поучения, мы вспоминаем заповеди мыслителей Древней Индии, Древнего Китая, Древней Греции и, конечно же, христианские.

Современник Владимира Мономаха митрополит Никифор проводит такую аналогию: как князь распоряжается своими воеводами и слугами, так разум должен повелевать телом.

Христианские представления о добре и зле, входя в соприкосновение с более древними, укреплялись на Руси, отстраняя языческие взгляды в область сказок и преданий. Распространению христианской морали помогали те люди, которые следовали ей в наибольшей степени и впоследствии объявлялись церковью святыми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в другой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаило в душе мысль о реформе

Глава V Победа христианства над язычеством

Глава V Победа христианства над язычеством Ободренный таким образом Вахтанг приготовился нанести персам решительный удар, но в это время подоспела к нему просьба Фируза. Деспот просил Вахтанга назначить ему свидание. Был заключен мир, по условиям которого Грузия

Соприкосновение христианства с язычеством.

Соприкосновение христианства с язычеством. Христианский мир был с самого начала в соприкосновении с миром языческим. Уже в Евангелии повествуется о ряде исцелений (дочери хананеянки и др.) больных, не принадлежавших к Израилю. А когда, после Пятидесятницы, развилась и

Борьба за язык — это борьба за веру

Борьба за язык — это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

Борьба за язык – это борьба за веру

Борьба за язык – это борьба за веру Из уст московского священника с самым простым русским именем, совершившего в свое время надо мною Таинство Святого Крещения, довелось как-то услышать слова, сказанные с амвона и глубоко поразившие. С той проповеди, с мысли о родственной,

V. Борьба с язычеством

V. Борьба с язычеством АпологетыСбывались слова Спасителя: наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16: 2).Радостно и восторженно старые и молодые, богатые и бедные шли на смерть, так как смерть была для них — жизнью.Гонения на

Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст. 19-20)

Об исполнении пророчества Иоиля над иудейством и язычеством (ст. 19-20) Иннокентия, Архиеп. Херсонского. И дам чудеса на небеси горе и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму и луна в кровь, прежде неже прийти дню Господню великому и

Борьба за идею христианства

Борьба за идею христианства Во всех средиземноморских городах, которые св. Павел посетил во время своих трех миссионерских путешествий, он встречал яростную, угрожающую его жизни оппозицию со стороны ортодоксальных иудеев. В их нападках чувствуется система, и поэтому

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?

16. Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)? Вопрос:Почему считается язычеством приношение всякой пищи на кладбище (люди говорят, что это как бы в поминовение усопшего)?Отвечает священник

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса

III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса Гораздо опаснее для христианства была борьба с язычеством в другой форме, когда язычество шло на компромисс так охотно, что утаило в душе мысль о реформе

Юбилей победы креста над язычеством

Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира — в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные.Что мы видим тогда?Церковь Божия зело страждет. Уже

Важным этапом в христианизации Руси является период княжения в Киеве Аскольда. Совершив в 860 году стремительное нападение на Константинополь и почти овладев им, русы, управляемые Аскольдом, заставили империю заключить с ними договор "мира и любви". Одной из важнейших его статей было крещение Руси. Вот так об этом упоминается в летописях: «Покорив соседние народы и поэтому слишком возомнив, они (русские) теперь поменяли эллинской и безбожную веру (язычество), которой ранее придерживались, на христианское учение . и в них разгорелась такая жажда веры и ревности, с большим сердечником выполняют христианские обряды ". 4 Но для активного распространения христианства еще на созрели условия.Новая вера встречала упорное сопротивление не только широких масс, но и значительной части господствующей верхушки. Свидетельством этого стало насильственное устранение Аскольда с киевского престола.

С утверждением в Киеве Олега для христианских общин, можно думать, наступили тяжелые времена. Свидетельство летописи о том, что Олег и его мужи "по Руская закона клялась оружьем своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим Богом" 5 , позволяет предположить возрождение языческих обычаев.

Ситуация изменилась после смерти Олега, когда киевским князем стал Игорь. Его управления характеризовалось веротерпимостью. Это немедленно сказалось на оживлении христианской веры на Руси. В княжение Игоря христиане преобладали язычников и морально, и в смысле политического веса в государстве. Игорь, бесспорно, сочувствовал новой вере, без чего ее успехи были бы невозможны, но сам оставался язычником.

После убийства в 945 году Игоря великим киевским князем формально стал его сын Святослав, но фактически вся полнота власти перешла к его матери - княгини Ольги. Этот факт имел большое влияние на распространение христианской религии на Руси.

Княгиня Ольга много сделала для распространения христианства на Руси. Многие, но далеко не все, что она могла сделать как правительница страны. На последней решающий шаг - провозглашение христианства официальной государственной религией - она ​​так и не решилась. И дело не в том, что Русь была не готова к христианизации. Киевские князья не спешили с официальным введением христианства не потому, что ждали, когда Русь будет "готова" к этому, а потому, что не могли предвидеть последствий такого шага.

Встречается мнение, что крещение Ольги, по сути, означало и крещение Руси, ведь не могло быть такого положения, когда глава государства был бы христианином, а его страна оставалась языческой. В этих рассуждениях есть определенный смысл, но не в данном случае, ведь Ольга юридически не была великой княгиней.

Христианизации Руси, так успешно осуществлялась за Игоря и Ольги, был нанесен большой вред в годы правления их сына Святослава. Несмотря на неоднократные попытки обратить его к новой вере, он оставался язычником, причем язычником убежденным. При нем на Руси возобладала тенденция нетерпимости к христианской идеологии, было разрушено храмы, разгромлено православные общины. Святослав боролся с Византией, а вместе со всем тем, что от нее получалось. В распространении христианства он видел стремление мировой империи подчинить себе Русь, навязать ей вассальную зависимость.

Со смертью Святослава и вступлением на престол его сына Ярополка языческие бесчинства, санкционированные ранее верховной властью, изменились веротерпимостью, что тоже исходило от власти. Нет достаточных доказательств считать Ярополка христианином, но в его сочувственное отношение к этой религии нельзя сомневаться.

Очередное нарушение религиозной идеологии в пользу язычества произошло при Владимире Святославича. Это обусловлено не только характером князя и его глубоко языческим мировоззрением. Определенную роль здесь сыграло и естественное для каждого узурпатора власти стремление отмежеваться от действий своего предшественника. Но основным было другое. Владимир как крупный государственный деятель, взошедший на престол с определенной политической программой, искал пути ее воплощения. Ориентация на двоеверие, что практиковалась его предшественниками, не могла служить идее сильной и единой Руси. Христианство ведь еще не утвердило себя в древнерусском жизни настолько, чтобы его можно было сделать знаменем в борьбе с автономизацией племенных княжеств. Окраинных земель Руси, очевидно, оно еще совсем не задело. Там, по-прежнему горели ритуальные костры, приносились жертвы языческим богам. Единственной действенной силой (по крайней мере в глазах Владимира и его окружения), на которую можно было опираться, оставалось язычество.

Сравнительно быстро Владимир убедился, что с установлением языческого пантеона на Старокиевской горе Киев не превратился в единый идеологический центр всей Руси. Язычество с его многобожие и отсутствием единого верховного божества для всех восточных славян было далеким от идеи ее единства. Все больше вступало оно в противоречие с феодальным способом производства, утверждался на Руси. Язычество стало тормозом общественно-политического и культурного развития страны. Отказ от него стала потребностью времени.

Однако Владимир Святославич, который пришел к власти на волне языческой оппозиции и через труп своего брата-христианина, вынужден был до поры до времени ориентироваться на ту часть господствующей верхушки, которая придерживалась традиционных языческих верований. Усиление против языческих настроений господствующей верхушки тогдашнего общества свидетельствует летописная пола 983 года. Киевские "старцы и бояре" решили тогда настоящую компанию гонений на христиан. По их наущению, в частности, совершено физическую расправу над богатым варягом, который "пришел с Греков и втайне держался веры христианской". 6 Его сын стал жертвой жестокого языческого обряда. Это была достаточно продуманная акция ревнителей "старой веры", направленная против новых идеологических веяний и общественных порядков, властно вторгались во все сферы жизни страны.

Крещение Владимира Святославина и обращения в христианство подданных его страны связывается с военным походом киевского князя на греческий город Корсунь. Владимир принял крещение в Корсуни и женился на греческой принцессой Анной. После крещения Владимира Святославина, очевидно, произошло массовое крещение киевлян. Крещению киевлян предшествовало уничтожение общегосударственного языческого пантеона, совсем недавно построенного в центре столицы. Князь приказал, как сообщает летописец, "сбросить кумиров - тех порубить, а других огня отдать" 7 .

Сразу после уничтожения языческих идолов в Киеве началась насильственная христианизация населения Новгородской земли, которую проводили чиновники Добрыня и Путята. Большую активность их в этом свидетельствуют скупые, но весьма красноречивы слова новгородского книжника: "крестил нас Путята мечом, а Добрыня огнем". 8

В правление Владимира Святославина не все древнерусские земли было вполне христианизирована, но есть веские основания считать, что большинство населения страны обратилась, по крайней мере формально, в новую веру. Были заложены основы церковной организации. Разрастаясь вглубь и в ширь, она объективно выражала единую для всего населения Киевского государства принадлежность. Церковь способствовала укреплению территориально-административного деления, основывая епископии в административно-политических центрах древнерусских земель-княжеств, которые формировались. Все это соответствовало потребностям объединительной политики киевского правительства и сплочения страны.

Однако процесс христианизации государства шел медленно, а порой и болезненно (особенно в отдаленных от киевского центра областях). Населения Киевской Руси остро реагировало на новые идеологические веяния, распространялись по всей территории. Христианские проповедники наталкивались на глухое или прямое недовольство народа, которое иногда перехлюпувалося через край и оказывалось в форме физической расправы над ними. В течение одного только десятилетия в Новгородской земле был забит трех епископов. Первые поставленные в Ростове епископы Федор и Ларион, встретившись с недовольством тамошнего народа, вынуждены были покинуть этот край. Не более успеха в деле обращения населения Ростовской земли в новую веру достиг и их преемник - монах Киево-Печерского монастыря Леонтий. "Житие" этого святителя, впоследствии объявлен церковью святым, сообщает о том, что Леонтий, взявшись внушать христианское вероучение детям, был предан их родителями на смерть. Только епископу Исайи, который вступил Леонтия, удалось истребить совершенно кумиров языческих богов, почитаемых местными поселянами.

Инициаторами и организаторами сопротивления христианству выступали прежде всего служители языческого культа - волхвы. Они, в частности, были зачинщиками беспорядков в Суздальской земли, имели место 1024. Они обвиняли местную знать в сокрытии хлеба от голода, бранили христианскую веру.

Но введение христианства на Руси при Владимире Святославина, все же мало многогранные и далеко идущие последствия. В некрологе на смерть князя, помещенном в "Повести временных лет", автор четко осознавал, «. сколько добра он срыв в Русской земле, окрестив ее, и к богу привел." 9

Христианство – мировая религия, возникшая в I веке в Палестине, находившейся в тот момент под властью Римской империи. Постепенно идеи христианства широко распространились в античном обществе. В 301 г. первым из государства мира христианство как государственную религию принимает Армения. В 313 г. император Константин Великий издает эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство получает равные права с остальными языческими религиями.

Попытки Юлиана Отступника (361—363), родственника императора Константина, возродить языческие традиции не увенчались успехом.

В конце IV в. при императоре Феодосии христианство становится единственной религией на территории Восточной Римской империи, известной нам как Византийская.

А в VI в. император Юстиниан, при котором Империя возвращает часть утраченных земель на западе, окончательно запрещает последние языческие обряды на территории государства. Закрывается знаменита Афинская академия, последний островок прежней античной традиции.

При Юстиниане создается величественный храм Святой Софии, развивается строительство храмов. Христианство становится неотъемлемой частью всей культурной и общественной жизни Византийского государства и общества.

В период ранней истории Византии активно развивается основа всей византийской культуры – богословие. Несмотря на то, что христианство противопоставлялось языческим античным идеям, но в богословии использовали прежние идеи. Так, известные христианские богословы Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, опираясь на прежнее эллинское философское наследие, смогли доказать ключевую для христианства формулу о взаимоотношении единой Божественной сущности и трех ипостасей. Эта формула была зафиксирована в Никео-Константинопольском символе веры, принятом на IV Вселенском соборе в 451 г.

Центром дискуссий византийских богословов того времени является проблема взаимоотношений Бога и человека. Примером является богослов Григорий Нисский, который считал, что человек является вершиной творения, но самым важным является то, что человек создан по образу и подобию Божиему.

Готовые работы на аналогичную тему

Итак, характерной чертой развития христианства и культуры в ранней Византии стало взаимодействие античной эллинской традиции и христианских идей.

Развитие христианства как государственной религии Византии привело к появлению такого жанра как церковная история. Создателем нового направления стал Евсевий Кесарийский. Церковная история воспринимала время как линию, идущую от начала до конца, в отличие от прежнего циклического дохристианского восприятия времени, героем становился благочестивый христианин, целью жизни которого определялось мерой претворения в жизнь христианских принципов.

Период иконоборчества

В истории христианства он связан с эпохой иконоборчества.

Иконоборчество – религиозное и политическое движение в Византии в VIII — начале IX века, которое было направлено против почитания икон.

Иконоборцы видели в почитании икон возрождение языческого культа, отход от ранних идеалов христианства. Вероятно, на формирование иконоборческой доктрины повлияли идеи иудаизма и ислама, в основу которых было положено представление о том, что единое божество неописуемо и непознаваемо.

Сочинения созданные Дамаскиным помогли обрести богословам четкую аргументацию в борьбе с различными ересями, такими как несторианством, манихейством и др. В тоже время Дамаскин использовал, а не отвергал достижения античной философии. Им были использовано учение Платона, труды Аристотеля и других авторов.

Другому богослову, Феодору Студиту (759-826), приписывают создание устава Студийского монастыря, ставшего для православных стран основой и образцом собственной монашеской жизни.

Исихазм - новое направление в богословии

В Византии развивается как светское, так и церковное образование. Продолжается в X-XII в. процесс систематизации богословских знаний. Отметим здесь мистическое понимание христианского Откровения и тайн мироздания, что характерны для учения Симеона Нового Богослова (949-1022).

Согласно Симеону, Бог может открыться и стать видимым человеку уже на земле. Идеи Симеона стали основой нового направления в византийском богословии – исихазма.

В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Причиной стали противоречия догматического характера и притязания Папы Римского на верховенство над Константинополем.

В 1453 г. Константинополь пал, Византийская империя осталась в прошлом, Константинополь, волею уже турецкого султана остался важным центром православного христианства и по сей день.

Читайте также: