Как продать за 12 миллионов долларов чучело акулы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 609
  • КНИГИ 671 281
  • СЕРИИ 25 849
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 685

Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

THE $12 MILLION STUFFED SHARK

Copyright c Donald N. Thompson, 2008

All rights reserved This edition published by arrangement with Westwood Creative Artists and Synopsis Literary Agency

© Издание на русском языке, оформление.

Зеленая, морщинистая, за $12 миллионов

13 января 2005 года, Нью-Йорк

Был и еще один повод для беспокойства. Если новизну художественной концепции пресловутой акулы никто не отрицал, то в отношении ее жанровой принадлежности мнения разделились. В мире искусства многие сомневались в том, что это чудо вообще можно назвать произведением искусства. Между тем вопрос этот имеет принципиальное значение, ведь 12 миллионов долларов – это больше, чем было когда-либо заплачено за произведение живущего художника, за исключением Джаспера Джонса; это больше, чем когда-либо платили за Герхарда Рихтера, Роберта Раушенберга или Люсьена Фрейда.

Был и еще один повод для тревоги, да такой, что в любом другом случае он мгновенно отпугнул бы всех покупателей. Дело в том, что состояние акулы с момента ее первого показа в частной галерее Саатчи в Лондоне в 1992 году сильно ухудшилось. Технология, использованная для сохранения тканей, оказалась неудачной, и туша начала разлагаться; в результате шкура акулы покрылась глубокими морщинами и приобрела бледно-зеленый оттенок, плавник отвалился, а раствор формальдегида в резервуаре помутнел. Первоначальной целью художника было создание иллюзии присутствия в галерее живой тигровой акулы; зрителю должно было казаться, что она направляется прямо к нему с недвусмысленной целью пообедать. Получилась же другая иллюзия: будто входишь во фруктовую кладовую Нормана Бейтса[2] и видишь там в кресле забальзамированное тело его матери. Кураторы галереи Саатчи попытались добавить в формальдегид немного отбеливателя, но это только ускорило разложение. В 1993 году кураторы сдались, и с акулы сняли шкуру; затем эту шкуру натянули на утяжеленную болванку из фибергласа. Акула по-прежнему оставалась зеленой и морщинистой.

Николас Серота, как представитель галереи современного искусства Тейт, предложил Гагосяну 2 миллиона долларов; предложение было отвергнуто. Гагосян продолжал переговоры. Коэну по секрету сообщили, что Саатчи намерен продать акулу в самом ближайшем будущем, и коллекционер дал согласие на покупку.

Про Николаса Сероту, Чарльза Саатчи и Ларри Гагосяна еще будет рассказано в данной книге. Но кто такой Стив Коэн? Кто платит 12 миллионов долларов за разлагающуюся акулу? Коэн – типичный представитель покупателей-финансистов, которые правят бал в верхнем сегменте рынка современного искусства. Он владеет в Гринвиче (штат Коннектикут) фирмой SAC Capital Advisors и считается в своем деле гением. Этот человек управляет активами стоимостью 11 миллиардов долларов и зарабатывает, по слухам, 500 миллионов долларов в год. Он выставляет добытое произведение искусства в гринвичском особняке площадью 3 тысячи квадратных метров, в специально снятом зале на Манхэттене площадью 600 квадратных метров, а также в бунгало площадью 1800 квадратных метров в Делрей-Бич (штат Флорида). В 2007 году он приобрел в Ист-Хэмптоне (штат Нью-Йорк) особняк с десятью спальнями на двух акрах земли.


Автор хотел выяснить, какое качество способно придать картине особую ценность, почему за некоторые объекты коллекционеры готовы выкладывать огромные суммы, как продать за несколько миллионов рисунок консервных банок и чучело акулы. Томпсон также рассказывает о технологии создания художественных брендов и раскрывает психологию торговли предметами искусства.

Брендинг и неуверенность

Как можно узнать произведение современного искусства:

□ создано после 1970 года;

□ имеет нетрадиционное исполнение;

□ некоторые экземпляры могут дышать, передвигаться, их можно попробовать на вкус;

□ это может быть любое произведение, которое известный аукционный дом признал современным.

Объекты современного искусства: перформансы, фотографии, отделка помещений, промышленный дизайн, видеоинсталляции и фильмы. В книге представлен обзор разнообразных скульптур и двухмерных работ на холсте и бумаге.

Стоит учитывать важный момент: покупатели чувствуют неуверенность при выборе и назначении цены для объектов современного искусства. Это не значит, что они не разбираются в арт-сфере. Но коллекционер не всегда может выделить достаточно времени для такого художественного образования, которое позволит преодолеть собственную неуверенность. В итоге решение о покупке определяется внешними обстоятельствами, а не качеством исполнения.

Тайный язык профессионалов сбивает с толку коллекционеров. Единственный выход – принимать решение, опираясь на бренд, торговую марку и устойчивую репутацию создателя объекта.

Коллекционеры обращаются к брендовым дилерам, в крупные аукционные дома, посещают художественные ярмарки, ищут брендовых художников. Без репутации в современном искусстве невозможно стать значимой фигурой.

Брендинг увеличивает ценность продукта, выделяет его индивидуальные качества, снижает риск покупателя и придает уверенность в выборе.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ключевые идеи книги: Как продать за $12 миллионов чучело акулы. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах. Дональд Томпсон предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

The $12 Million Stuffed Shark: The Curious Economics of Contemporary Art

Don Thompson

Обязательное чтение для образованного человека

Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw

Несмотря на присутствие в тексте книги специальных терминов, она легко читается благодаря занимательным описаниям реальных событий и множеству любопытных фактов. Оказывается, яркие цвета продаются лучше, чем блеклые; горизонтальные картины — лучше, чем вертикальные; обнаженная натура — дороже, чем скромно одетые люди; а обнаженное женское тело — дороже, чем мужское. Сюжетные работы покупаются лучше, чем пейзажи; натюрморт с цветами стоит дороже, чем натюрморт с фруктами, а с розами — дороже, чем с хризантемами. Спокойная вода на картине увеличивает ее стоимость, бурная вода — уменьшает, а кораблекрушение стоит еще дешевле. И, наконец, картины с коровами никогда не продаются по хорошей цене.

Томпсон Дональд. Как продать за $12 миллионов чучело акулы: Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах

История с акулой — завязка книги, источник множества вопросов, связанных с современным искусством. Считать ли чучело произведением искусства? Почему его удалось продать за 50 тысяч при затратах в шесть? Почему через 13 лет акулу готовы были купить уже за 12 миллионов? Как работает вся система, в которой любой предмет с подписью художника может стоить миллионы долларов?

Цепочка обычно следующая: из молодых художников (а их в крупных городах США и Европы десятки тысяч) примерно 20% замечают арт-дилеры, устраивающие персональные выставки в своих галереях. После продвижения цена на работы художника может достичь 20 — 30 тысяч долларов. Дальнейшая его судьба — вопрос таланта, радикальности или случайного стечения обстоятельств. В одном случае из пяти бывает, что работы подающего надежды художника замечает крупный коллекционер вроде знаменитого Лари Гагосяна или известная галерея. Тогда его начинают покупать все. Иногда просто по телефону — бренд владельца в этом мире значит все. Цены подскакивают до 200 тысяч. Через какое-то время формируется рынок, и работы этого художника начинают продавать на аукционах: там готовые покупать все модное русские олигархи способны довести цену до миллионов. При этом само произведение может быть чем угодно — от брошенной в угол кожаной куртки до таблеток, сложенных рядами в шкафчике или порно­графических фото с участием самого художника.

Каждый из этих этапов предполагает целый список разнообразных тонкостей, о которых Томпсон подробно и обстоятельно рассказывает, больше всего места уделяя хитростям работы аукционных домов, за кулисами которых и происходит самое интересное.

В целом книга — едва ли не единственная, причем предельно информативная об экономике современного искусства, изданная на русском. Бонус читателю — короткий экскурс в историю успешного искусства: список 25 самых известных художников, этапы восхождения Энди Уорхола, Дэмиена Херста и Джеффа Кунса.

Читайте также: