Как привлечь родителей к сотрудничеству со школой

Обновлено: 05.07.2024

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы :18

Стаж работы по специальности: 18

Категория: Высшая

Опыт работы: учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

© Ссылка на источник:

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

Ø Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

– создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

Ø Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы), а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

– подготовка папок программного материала для родителей и др.

Ø Приглашение родителей на уроки в качестве учеников. Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

– показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

Необходимость создания папок программного материала для родителей мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Педагоги единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.

ВложениеРазмер
rabota_shkoly_i_semi.docx 19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пути эффективного сотрудничества школы и семьи.

Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Педагоги единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.

Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом (а в этом направлении основная роль принадлежит именно классному руководителю) без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.

Структура работы классного руководителя в этом направлении: Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;

Организация на основе диагностики психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.

Установление контактов с людьми, которые для ребенка являются наиболее значимыми и имеют на него положительное влияние;

Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя; Организация взаимного творчества детей и родителей;

Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;

Сотрудничество с социально-психологическими службами, обучающими семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей;

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта образования придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Во-первых, это заключение договора о предоставлении общего образования между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся об использовании персональных данных обучающихся.

Ещё одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение.

С введением новых стандартов школа предлагает каждому ребенку внеурочную деятельность, представленную в форме различных кружков, студий, экскурсий, соревнований. Организуется внеурочная деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка и пожеланий родителей. На этом этапе важно установить партнерские отношения родителей с педагогом, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Мы должны помнить, что семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Именно в семье он приобретает доверительные отношения и любовь к окружающим, у него целенаправленно формируется познавательная творческая активность в предметных, сюжетных и ролевых играх. Хорошая семья создает атмосферу для свободного творческого развития ребенка. Именно здесь впервые формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых, которая становится впоследствии основой его личностного становления. Новые стандарты призывают учителя воспитывать у ребенка любовь к своей семье. Но думается, что эта любовь воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:

заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;

педагога-психолога, который помогают в исследовании социального фона

семьи, в определении типа семьи, дает рекомендации в составлении плана

работы с каждой семьей индивидуально;

социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление

коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом полиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;

школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии

методическую литературу по данному направлению;

классных руководителей, которые регулярно проводят родительские

собрания и применяют другие формы работы с родителями как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).

К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

формирование активной педагогической позиции;

вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

активное участие родителей в воспитании детей.

Главным и самым первым шагом в решении проблемы взаимодействия школы и родителей является изучение воспитательного потенциала семьи (семейной атмосферы, окружающей ученика). Классными руководителями составляются социальные паспорта классов, на основе которых социальный педагог готовит паспорт школы. Полученные аналитические данные становятся базовой информацией, которая позволяет выработать стратегию взаимодействия школы и родителей.

Начинается эта работа с родителями будущих первоклассников. Социально-психологическая служба и учителя начальных классов проводят психолого- педагогическую диагностику уровня готовности ребенка к школе, с последующими консультациями и оказанием необходимой помощи в адаптации ребенка к обучению в школе I ступени.

Важную роль в системе взаимодействия с семьями играют школьные традиции: общешкольные и классные ключевые дела (традиционная новогодняя сказка, подготовленная учителями, концерты, праздники, Дни здоровья, и т.д.); соуправление школой (работа общешкольного родительского комитета); информационная среда школы (стенды, уголки для родителей). В основу взаимодействия положены ценности творчества, здоровья, мира, толерантности, взаимной открытости, диалога и сотрудничества, направленные на совместную помощь ребенку в становлении личности. Родители организуют экскурсии, помогают в оборудовании кабинетов, в ремонте. Огромную помощь родители оказывают в подготовке костюмов, декораций, записи фонограмм и т.д. Дополнительное образование особенно нуждается в сотрудничестве родителей и педагогов: здесь возможности для успеха и реализации каждого ребенка.

Работа с родителями должна быть целенаправленной, систематической.

Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Семья в решении этих вопросов является нашим главным партнером.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формы сотрудничества семьи и школы.*

Школе целесообразно выстроить систему разнообразных форм взаимодействия детей и взрослых. Эта система должна обновляться каждый учебный год.

Информация о таких формах, набор важных для школы дел следует представить родительскому сообществу, чтобы каждая семья могла определить свою наиболее подходящую схему соуправления.

Школа имеет право определить формы организации сотрудничества с родителями на основе собственных задач развития – с учетом их мнения и содержания образования детей в рамках индивидуальных программ и инновационной, проектной и экспериментальной работы каждой школы.

Для осуществления сотрудничества семьи и школы практика наработала множество интересных форм работы. Остановимся на них подробнее.

Родительские конференции.

Конференция – итоговая форма работы с родителями. Она проводится, как правило, один раз в год. Ее цель – обобщить и систематизировать знания, полученные родителями и др ______________________________________________-

членами семьи в результате работы школы по педагогическому просвещению; подведение итогов совместной работы по соуправлению, партнерству. При организации конференции важно то, что актуальная проблема, либо самого широкого аспекта (например, роли семьи в воспитании школьников; о деятельности родительского совета и т.п.), либо более частная, выдвигалась бы именно для коллективного слушания и обсуждения.

Мастер – классы.

Мастер-класс – это практическая форма взаимодействия учителя с родителями и родителей между собой, организованная педагогами с целью взаимного обмена мастерством, необходимым опытом в области семейного воспитания. На занятиях мастер - класса с родителями обсуждаются: авторские программы воспитания (в том числе и программы родителей), сценарии мероприятий, отдельные формы, методы и приемы работы, инновационные моменты педагогической деятельности родителей и учителей. В отличие от круглых столов, на занятиях мастер – класса существенное место занимает практическое освоение педагогического опыта; причем это может быть реализовано в различных формах: от просмотра видеоматериалов и решения педагогических задач до организации деловых игр с участием родителей и педагогов.

Примерные темы мастер – классов:

Консультации.

Как правило, консультации проводит педагог (психолог, социальный педагог и др. специалисты) индивидуально, в отличие от темы родительского собрания, носит более частный характер. Организуя групповую консультацию, помните, что ее тема должна быть актуальна для всех участников. О теме и дате предстоящей консультации родители должны быть оповещены заранее, с тем. Чтобы они могли подготовиться к ней: сформулировать вопросы к специалисту, припомнить отдельные ситуации. Собрать фактический материал и т.п.

Одна из важнейших задач консультаций – совместное составление индивидуальной программы развития ребенка.

Примерные темы консультаций начальной школы:

Плохая память ребенка. Как ее развить?

Наказания в семье. Какими им быть?.

Талантливый ребенок в семье.

Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Тревожность ребенка. К чему она может привести?

Круглый стол.

Круглый стол – это всегда дискуссионная форма обмена мнениями. Он эффективен, если все участники круглого стола проявляют активность, эмоциональность, имеют сложившееся мнение по обсуждаемой проблеме, обладают необходимой аргументацией. Поэтому при организации круглого стола главное условие – выбор проблемы для обсуждения, которая не оставит равнодушным ни одного участника. Однако наличие личностной значимой для каждого проблемы – необходимое, но не достаточное условие проведения этого мероприятия. важным условием его проведения является также владение педагогом приемами активизации участников круглого стола. Это, например, использование педагогических задач, проблемных ситуаций, примеров и контрпримеров из семейной и школьной педагогики, демонстрация слайдов и видеоматериалов по обсуждаемой проблеме, педагогического опыта и др. способов активизации дискуссии.

Следующим условием проведения круглого стола является соблюдение культуры дискуссии: важно, чтобы мнение каждого участника было выслушано и принято во внимание. А его аргументы были поняты другими участниками. Проведение круглого стола обычно заканчивается принятием решения.

Примерные темы круглых столов в начальной школе:

Устный журнал.

Устный журнал – форма активного обмена опытом семейного воспитания. Обычно проведение устного журнала берут на себя сами родители, определенная семья, инициативная группа. Основная цель устнього журнала – просветительская: рассказать о собственном опыте воспитания, проведения досуга. Устный журнал. Как правило, сопровождается просмотром любительских фильмов, фотоальбомов, демонстрацией изделий и т.п.

Примерные темы устных журналов в начальной школе:

Родительские чтения.

Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря, и других специалистов определяются книги, из которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является и то. Что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса.

Родительские вечера.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

Год рождения ребенка, – каким он был, этот првый год?

Первые книжки ребенка.

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем.

Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Родительские занятия.

Родительские занятия – оригинальная форма взаимодействия родителей с классом своего ребенка. Это проведение родителями уроков, классных часов по теме, в которой они компетентны. На одном из родительских собраний учитель знакомит родителей с такой формой работы с детьми (предварительно согласовав возможность такой работы на индивидуальном уровне с кем-нибудь из родителей класса). Родители, в свою очередь, оценив свои возможности, предлагают свои услуги (учитывая, что такие занятия можно проводить 2-3 раза в четверть (примерно 1 раз в месяц, однако, при желании родителей – чаще), то такая работа может быть спланирована на весь курс начальной школы).

В дальнейшем, учитель (классный руководитель) организует индивидуальное собеседование с родителями, выявляет круг их возможностей в проведении такого рода мероприятия, по возможности, помогает в проведении занятия, оказывает консультацию и т.п.

Примерные темы (из опыта работы Гатаулиной О.И.):

Старинные народные игры детей.

Философия для умников и умниц.

Как стать моржом. Советы по закаливанию организма.

Секреты пасечника (с демонстрацией атрибутов и продуктов пчеловодства).

Правила этикета за столом.

Сервируем праздничный стол (практикум);

Изготовим поделку-подарок (разные варианты нескольких уроков).

Современные внеклассные мероприятия.

Печатные средства педагогической пропаганды.

Как правило, распространяются на родительских собраниях или через учеников. К ним относятся:

школьный иеформационный листок (печатное периодическое издание);

памятки для родителей;

школьные календари – справочники и др.

Примеры памяток для родителей:

Экспериментально подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся, и может быть использован при решении учебно-воспитательных задач. Но где бы и какие бы проекты не затевались с учащимися, особенно с младшими школьниками, это всегда связано с большими затратами сил и времени всех участников процесса.

Участие в проектной деятельности - сложный труд и для ученика, и для родителя. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача родителя – знать суть этой проектной деятельности, ее этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребенку, если он обратится к вам за помощью. Помните, Вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и т.п. Право свободного выбора источника информации предоставляется самому ребенку!

Данная памятка разработана специально в помощь родителям, чьи дети включаются в проектную деятельность в школе. В ней вы найдете ответы на следующие вопросы:

1. Что такое метод проектов?

2. Каковы этапы выполнения учебного проекта?

3. Какова возможная роль родителя на каждом этапе выполнения проекта?

Что такое метод проектов?

Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов. Поисковых по самой своей сути. Многие учителя и методисты разных стран в разное время занимались разработкой данной технологии.

Ценным является то, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении некоторого времени.

При решении какой либо проблемы в проекте используются разнообразные методы. Средства обучения, знания и умения учащимися различных учебных предметов, также различных областей науки, техники, технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка, конкретный результат, готовый к внедрению.

Проектная деятельность реально способствует формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, овладение способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

выбор темы и задачи проекта;

выдвижение первоначальных идей;

выбор лучшей идеи;

планирование проектной деятельности;

непосредственная реализация проекта;

оценка и самооценка проекта;

. Начальное обучение проектной деятельности направлено на формирование основополагающих умений учебного проектирования. Прежде всего, формируется и развивается умение планировать свою деятельность и осуществлять ее в соответствии намеченного плана. В первый год необходимо научить ребенка планировать работу по заданному результату. Работая над заданием, дети продумывают свои действия. Определяют план и фиксируют его. В то же время анализ полученных результатов, качества составленного плана и выполнения работы в соответствии с ним проводится постоянно.

Какова возможная роль родителя

на каждом этапе выполнения проекта?

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

*отслеживает выполнение плана;

*решает оперативные вопросы;

* помогает в предварительной оценке проекта;

* участвует в подготовке презентации;

* обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, помните: главное действующее лицо – ваш ребенок! Вы являетесь только помощником, консультантом (по запросу), техническим секретарем проекта.

1. Не балуйте меня, Вы этим меня просто портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю, я просто испытываю Вас.

2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

3. Не полагайтесь на силу в отношении со мной – это приучит меня к тому, что считаться можно только с силой.

4.Не давайте обещаний, которые Вы не можете исполнить – это ослабит мою веру в Вас.

7. Не делайте за меня и для меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Иначе я могу продолжать использовать Вас в качестве прислуги.

8. Не поправляйте меня в присутствии посторонних. Я обращу гораздо больше внимания на Ваше замечание, если Вы скажете все спокойно, с глазу на глаз.

9. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня останется мало желания сотрудничать с Вами. Будет лучше, если мы поговорим несколько позднее.

10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

11. Не заставляйте меня думать, что мои поступки – смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

12.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду защищаться, притворяясь глупым.

13. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.

14. Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

15. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

16.Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствия от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько внимания.

17. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если Вы не будете на них отвечать, Вы увидите, что я вообще перестану задавать Вам вопросы, и буду искать информацию на стороне.

18. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Школьный календарь – справочник.

(из опыта школ Канады и Германии).

Такой календарь вручается родителям в начале учебного года. В нем на 12 правых листах представлено:

расписание основных школьных событий, в которых участие родителей приветствуется;

дни и часы еженедельного проведения школьного совета. Специализированных клубов и кружков, соревнований, общешкольных праздников;

дни консультаций для родителей, дни открытых дверей в школе;

расписание плановых экскурсий;

дни представления домашних отчетов (если такое практикуется в вашей школе);

На 12 левых страницах:

общая информация о школе и педагогическом коллективе;

обращение директора к родителям;

основные позиции образовательной политики школы;

описание основных школьных мероприятий;

документация и кодекс правил (в частности, правила посещения школы, в том числе и уроков);

различные методические рекомендации (по организации домашней работы. По направлениям воспитания) и др.

Сфера научных интересов:
теоретико-методологические и учебно-методические основы воспитания в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь;
теория педагогической регионализации.

Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы

Взаимодействие семьи и школы представляет собой процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Также сотрудничество семьи и школы направлено на гармонизацию взаимоотношений между педагогами, учащимися и родителями, своевременное выявление проблем семейного воспитания, упреждение семейного неблагополучия и эффективную социально-педагогическую и психологическую поддержку семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В реальной практике взаимодействие семьи и учреждения общего среднего образования может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему, которая может включать следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность учреждения общего среднего образования как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

На современном этапе развития общего среднего образования можно выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи.

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

В построении системы взаимодействия семьи и школы можно выделить три этапа.

I. Знакомство.

II. Планирование совместной деятельности.

Планирование воспитательной работы с семьей в условиях класса представляет собой совместную деятельность классного руководителя, родителей (при необходимости и учащихся), в ходе которой выявляются актуальные проблемы образования, определяется смысл и содержание взаимодействия. Такого рода сотрудничество позволяет совместными усилиями достигать поставленных целей, находить соответствующий баланс интересов и возможностей; учитывать имеющиеся ресурсы и потенциал всех заинтересованных сторон, формировать чувство разделенной ответственности семьи и школы за процесс воспитания личности учащегося.

Планирование работы с семьей в условиях учреждения образования в целом включает:

  • планирование работы родительского комитета, заседаний попечительского совета;
  • проведение общешкольных родительских собраний;
  • взаимодействие с предприятиями-шефами, общественными организациями.

Все эти обязательные компоненты годового плана реализуются с учетом актуальных проблем развития личности учащегося, условий семейного воспитания, задач образовательного процесса.

III. Непосредственное взаимодействие.

Взаимодействие современных учреждений образования с семьей характеризуется широким диапазоном форм, методов, содержания школьно-семейного воспитания. В отечественной и зарубежной педагогической практике уже накоплен определенный опыт работы школы с различными категориями семей (Е.П. Арнаутова, Е.В. Бондаревская, В.С. Богословская, Е.В. Гребенников, В.В. Мартынова, М.П. Осипова, Е.К. Погодина, В.В. Чечет и др.). Он направлен на повышение психолого-педагогической и правовой культуры родителей, усвоение гуманистических ценностей и их реализацию в системе семейного воспитания, формирование семейно-педагогической общности, предупреждение семейного неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т. е. нацеленность участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.

Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности.

Актуальной задачей деятельности учреждений общего среднего образования является разработка и внедрение модели взаимодействия семьи и школы, основанной на современных подходах.

Структура такой модели может представлять собой сочетание четырех направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Подобная модель может быть внедрена как на уровне учреждения образования, так и на уровне класса. С ее помощью классный руководитель может компетентно осуществлять свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличия или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении общего среднего образования могут быть использованы следующие методики:

  • выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг;
  • педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • исследования удовлетворенности родителей работой школы.
  • Используя диагностический инструментарий, учреждение общего среднего образования получает возможность объективно оценить:
  • профессионализм и компетентность педагогического коллектива в сфере сотрудничества с семьей;
  • запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг;
  • взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения образования.
  • Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка.

Важным направлением взаимодействия школы и родителей является работа педагогического коллектива по ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при включении в другие совместные дела.

Современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования (государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения общего среднего образования и вузы, формы участия родительской общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего образования и т. д.). В этой связи можно выделить три направления обучения родителей:

  • как воспитателя;
  • как учителя своего ребенка;
  • как союзника, партнера.

Педагогическая наука и практика накопили богатый методический арсенал по проведению работы с родителями в данных направлениях.

Родительское собрание – основная форма работы с семьей, проводится с целью просвещения, обучения, оказания индивидуальной помощи родителям. Предполагает обсуждение актуальных проблем воспитания с привлечением специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, социально-педагогических центров, центров социальной защиты, учреждений здравоохранения, правоохранительных органов, представителей заинтересованной общественности.

Консультация (индивидуальная и групповая) для родителей – советы, разъяснения по какому-либо вопросу воспитания и развития личности ребенка. Могут носить психологический, педагогический, юридический, медицинский характер, сочетаться с другими формами работы с родителями.

Встреча с администрацией, учителями класса проводится ежегодно. На этой встрече педагогический коллектив знакомит родителей со своими требованиями, нормативными документами, целями и задачами воспитания. Выясняются запросы родителей и возможности сотрудничества.

День открытых дверей – открытое мероприятие в образовательном учреждении, которое позволяет родителям (друзьям, родственникам) непосредственно знакомиться с условиями образования детей в школе в ходе различных видов педагогической деятельности (проведения факультативных занятий, заседаний клубов, тренировок спортивных секциях, занятий в объединениях по интересам и др.).

Родительский всеобуч – форма работы с широким охватом родителей, проводится с целью повышения их психолого-педагогической культуры, ответственности за воспитание детей, предупреждения или преодоления актуальных проблем воспитания в семье, обучения и развития личности учащегося. Предполагает программу системных последовательных действий (мероприятий) и применение соответствующих технологий в условиях реального или виртуального образовательного пространства (интернет-ресурсы).

Диспут – обсуждение педагогами и родителями в неформальной обстановке проблем воспитания детей.

Конференция по обмену опытом воспитания детей ‑ тематическое мероприятие, где может обсуждаться один или несколько актуальных вопросов, а также представляться положительный опыт и традиции семейного воспитания.

Лекторий для родителей – форма педагогического просвещения, которая способствует ознакомлению с теорией и практикой воспитания на современном этапе, повышению их педагогической культуры, выработку конструктивных подходов к воспитанию детей. Лекторий проводится по специально разработанной программе. Для чтения лекций и консультаций могут привлекаться узкие специалисты и наиболее подготовленные педагоги.

Школа для родителей может объединять участников в группы в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются родители, возраста учащихся, наличия или отсутствия опыта воспитания (школа молодых родителей, школа для родителей будущих первоклассников, школа для родителей одаренных детей, школа отцов и т.д.).

В рамках школы для родителей могут работать педагогические мастерские, которые позволяют в активной, творческой, интересной форме осваивать сложные психолого-педагогические понятия, необходимые знания, справляться с актуальной проблемой воспитания ребенка в семье.

Ток-шоу для родителей – публичное мероприятие, которое ставит своей целью привлечь педагогическую, родительскую общественность и учащихся к обсуждению или возможному решению актуальной и общей для всех проблемы.

Клубы для родителей ‑ объединения активных родителей по интересам с целью общения, обсуждения актуальных проблем воспитания детей в семье, организации досуга, совместной деятельности.

Круглый стол ‑ форма обсуждения актуальных проблем воспитания учащихся. Во время таких встреч родители и педагоги на равных оказываются за общим столом. Предполагается ограниченное число наиболее активных участников, выступающих с докладом. Ведущий обеспечивает условия для эффективного диалога, сохранность смысловой конвы мероприятия в ходе обсуждения злободневных проблем; высказывание различных точек зрения, мнений, для поиск возможных путей выхода из сложных ситуаций.

Информационный бюллетень ‑ периодическое издание, посвященное событиям, произошедшим в школе, адресованное педагогам, родителям, представителям администрации. Основными задачами издания являются: расширение информационно-образовательного пространства, информирование о возможностях и результатах участия семьи в образовательном процессе.

Виртуальная гостиная ‑ форма дистанционного самообразования и взаимодействия с семьей, это интерактивная и креативная среда, которая является вариантом виртуализации взаимодействия школы и семьи.

Родители – специалисты в различных областях – могут активно вовлекаться в информационно-просветительскую, профориентационную работу, например, в проведение тематических лекториев (в том числе, кинолекториев по здоровому образу жизни, правовому просвещению), привлекаться классными руководителями для проведения информационных часов и других воспитательных мероприятий.

Одним из важных направлений деятельности учреждений общего среднего образования является ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ.

Многие проблемы современной семьи связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности, с уровнем образованности и воспитанности. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Формирование готовности молодежи к вступлению в брак и созданию семьи, формирование традиционных семейных ценностей является одной из приоритетных педагогических задач, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

В программе факультативных занятий большое внимание уделено формированию качеств личности учащихся, умений и навыков, необходимых для будущей семейной жизни. Этому способствуют практико-ориентированная направленность факультативных занятий, использование активных форм обучения ‑ тренингов, дискуссий, круглых столов, творческих заданий, проектов и др.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе воспитания. Актуальная задача деятельности учреждения общего среднего образования – обеспечить взаимополезный союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребенка.

В понедельник, 18 января, российские школьники массово возвращаются в классы. Учителя беспокоятся: как все будет после нескольких месяцев на дистанте? Не отвыкли ли дети от очной учебы? Смогут ли быстро перекроить режим? И это тот случай, когда поддержка родителей нужна и детям, и педагогам. Вместе с преподавателями из США разбираемся, как включить мам и пап в учебный процесс.

Зачем родителям участвовать в школьной жизни

Согласно американским исследованиям Национальной образовательной ассоциации и Национального центра профилактики исключения из школ, активное участие родителей в учебном процессе влияет на успеваемость детей.

У школьников, чьи родители поддерживают их в учебе, улучшаются посещаемость и поведение, быстрее развиваются социальные навыки. Кроме того, им легче адаптироваться к изменениям и вероятность поступить в вуз у них выше. Фактически чем больше родители участвуют в школьной жизни, тем большего успеха добьется их ребенок.

Привлекать родителей к учебному процессу можно двумя способами. Во-первых, на микроуровне, когда учитель лично общается с родителями каждого школьника. Во-вторых, на макроуровне, когда коммуникацию с семьями налаживает школа или образовательный комплекс.

Как педагогу вовлечь родителей в учебу


Как школе вовлечь родителей в свою жизнь

Не только учитель, но и вся школа или образовательный комплекс могут принимать меры для того, чтобы наладить коммуникацию с родителями и вовлечь их в учебный процесс.

Это можно сделать несколькими способами. Например, провести опрос родителей, чтобы понять их потребности, выяснить, что им нужно для помощи детям. В то же время узнать у педагогов, какую поддержку они хотели бы получить от семей учеников. Школа также может делать трансляции крупных мероприятий или даже уроков, чтобы родители могли учиться вместе с детьми.

Стоит убедиться, что родители знают, как работает школьный сайт, какие у школы есть соцсети, понимают, где искать информацию


Родители школьников Питера решают сами — дистант или очное обучение. Первые итоги эксперимента

Как родителям помочь школе и учителям

Именно семья в первую очередь формирует личность ребенка. Поэтому неважно, сколько в ней человек и каких ценностей они придерживаются, семья в любом случае должна поддерживать школьника в его обучении. Педагоги могут быть экспертами в области образования, но родители — эксперты по отношениям со своими детьми.

Читайте также: