Как приучить ребенка собираться в школу самому

Обновлено: 05.07.2024

Каждый раз, когда вы торопитесь, объясняйте, что некогда отвлекаться. Показывайте: надо выйти через пять, десять или сколько угодно минут – только не надейтесь, что ваши усилия дадут результат в этом году или в будущем (или даже через год). Может быть, к трем-четырем годам ваши указания на время (которые должны быть разумными) станут обретать для малышки смысл. Но сейчас делать это бесполезно.

Но если вы обнаружили, что малыш склонен медлить, исследовать и действовать наоборот, используйте эти особенности характера в своих целях.

• Существует простой подход в решении этой проблемы: предусмотреть дополнительное время к тому, которое вам требуется (исходя из опыта). Если обычно, чтобы добраться до нужного места без ребенка, у вас уходит десять минут, то, собираясь туда с малышом, удвойте его или даже утройте это время. Маловероятно, что вы прибудете раньше, но будет много волнений и раздражения, если возникнет перспектива опоздать. Придерживаясь такой линии поведения, вам удастся сделать все без крика и плача, без сутолоки и дерганья за руку. У малыша не возникнет чувства, что его наказывают за любопытство, за то, что он задает вопросы, – короче говоря, за то, что он такой, какой есть, да и вы попадете, куда надо, вовремя.

• Есть и еще один способ ускорить сборы вашей дочки: убрать все, что может отвлекать и, таким образом, задерживать. Переместите девочку из ее комнаты, которая, вероятно, завалена игрушками, или из кухни (где много еды), или из гостиной (где много хрупких предметов) в переднюю. Закройте другие двери. Пусть все необходимое для выхода будет под рукой: куртка, ботиночки, коробка с завтраком. В некоторых домах и квартирах есть специальные прихожие, откуда удобно организовать и вход, и выход. Они называются по-разному, но в любом случае мы советуем использовать эту комнату для воплощения в жизнь плана быстрого выхода из дома.

Ящик для обуви у двери. Детские ботинки имеют особенность оказываться под шкафом именно в тот момент, когда они особенно нужны. Но если вы будете знать, что они всегда находятся в ящике за дверью кухни, вам, вероятно, не придется заниматься их поисками, когда опаздываете в детский сад. (Тех, кому не нравится иметь дома ящик, полный обшарпанной обуви, рекомендуем приобрести подвесные полки из ткани, которые можно прикрепить с внутренней стороны двери кладовки или стенного шкафа.)

Детская стоячая вешалка. Чем скорее малыш научится вешать свои вещи самостоятельно, тем лучше. Но как это сделать, если он не может достать до крючков в стенном шкафу? Здесь вам пригодится детская стоячая вешалка, которую можно приобрести в любом магазине детской мебели. Дополнительными преимуществами такой вешалки будет то, что и взрослым будет легче найти собственное пальто, потому что в шкафу станет свободнее.

Поскольку мы ведем речь об одежде, запомните: чем она сложнее, тем больше времени уйдет у ребенка, чтобы ее надеть. Так что расторопным родителям мы рекомендуем выбирать простую одежду: цельнокроеные платья без застежки из хлопка для девочек и для малышей обоих полов – майки и штанишки на резинке.

И еще один совет: коротко стригите волосы малышам.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как быстро уложить малыша спать

Как быстро уложить малыша спать Спать пора, уснул бычок, Лег в коробку на бочок. Сонный мишка лег в кровать. Только слон не хочет спать. Головой качает слон, Он слонихе шлет поклон. А. Барто Бедная мама-слониха! Бычки и мишки давно по кроватям да коробочкам, а ее слоник все

Питание малыша

Утешить и научить

Заключение Как научить слона

Заключение Как научить слона Вы никогда не замечали, что в цирке слонов удерживает на арене тонкая цепочка, соединенная со стальным штырем, воткнутым в землю?Молодому слону не составит никакого труда порвать цепь или выдернуть штырь из земли. Но взрослые слоны не делают

Как научить его любить вас?

Как научить его любить вас? Любовь – это самый важный фактор детского развития, а позже и личностного развития уже взрослого человека. Как мы любим своих детей? Какой любовью?Считается, что в ответ на нашу любовь ребенок ответит тем же. Если бы это было так! Перекормленные

Научить учиться

Научить учиться Ребенок с самого начала, только родившись, нуждается в помощи, нуждается в том, чтобы кто-то помог ему расти. Сначала ему нужна простая физическая забота – одеть, накормить, защитить. Одновременно его начинают воспитывать. Интересно, до какого возраста

Как научить малыша есть аккуратно

Как научить малыша есть аккуратно Каждый раз при кормлении малыша всюду что-то разбросано, что-то пролито, а сам он забавно разукрашен тем, что должен был съесть. Как же сделать так, чтобы яблочное пюре попадало только в ротик? Если ответить одним словом, то никак. А если

Как научить ребенка делиться

Быт малыша

Быт малыша Для организации комфортной жизни малыша вам потребуется ряд приспособлений. Для купания рекомендую приобрести маленькую индивидуальную ванночку. Для новорожденного она намного удобнее и уютнее большой ванны, которую, в случае использования для купания

Осенью и зимой особенно трудно вставать по утрам в школу и на работу. Что делать, если ребенок вообще собирается медленно, а сейчас особенно? Попробовать метод, который предлагает психолог Алан Каздин: разработать систему поощрений (внимание: именно поощрений!), назначить призовые очки за желательное поведение, скрупулезно подсчитывать их и стимулировать ребенка заранее оговоренной наградой. Вот как это работает.

Сборы в школу без опозданий

Поэтому родители 9-летней Сары рвут и мечут, когда она все еще валяется в кровати после трехкратного напоминания о том, что время вышло. Еще Сара может 20 минут выбирать блузку, сидеть, уставившись в пространство и накручивая локоны на палец — когда предполагается, что она ищет тетрадку по математике. Нам нужно решить эту проблему.

Проблема — и ее позитивные противоположности

Начнем с выбора одного или двух действий, которые родители считают наиболее проблематичными. Например, родители сказали, что Сара 15 минут валяется в кровати и еще 20 минут выбирает одежду. Ключевое действие здесь — встать с кровати. Мы установили такие правила: если Сара встает в течение 10 минут после пробуждения (по будильнику или ее будят родители, не важно), то она получает очко. Если через 20 минут она спускается к завтраку, полностью одетая, то получает другое.

Система очков и призы

Мы собирались поощрять успехи Сары и вести их учет при помощи таблицы достижений. Этот подход подразумевает похвалу, призовые очки и награду, которую можно купить за полученные очки. Все это поощряет желательное поведение.

Кроме того, помните несколько главных правил:

  • таблица должна висеть на видном месте, чтобы служить предопределяющим условием для желательного поведения;
  • вам нужно сразу начислять очки за правильные действия;
  • вы должны всегда хвалить девочку одновременно с начислением очков;
  • вы должны быть очень последовательны в назначении очков и вознаграждения. Каждый раз, когда Сара выполняет требуемое, она должна получать очко; и наоборот: никаких призов, если нет заработанных очков.

Переходим к стоимости вознаграждений. Если мы собираемся работать над последовательностью действий (встать, одеться и позавтракать быстро и без напоминаний), то цена может быть такой: Сара получает очко за подъем с кровати в течение 10 минут после пробуждения; еще одно — за одевание и выход к завтраку в течение 20 минут после пробуждения; и она может заработать бонус, если получит оба очка за одно утро. Таким образом, Сара может заработать 3 очка за утро или 15 в неделю.

У нас будет 6 призов. Для начала это достаточное количество: 2 приза за 2 очка, 2 — за 4, 2 — за 10 и 12 очков. Так Сара сможет получать приз каждый день, если выполнит все условия (2 очка). Если она в один день выполнит действия частично (1 очко), то приз не получит; но на следующий день она поднатужится и заработает 3 очка. Тогда Сара получит право купить 4-очковый приз.

Чтобы получить суперприз (это может быть поход в аквапарк и т.п), Саре придется трудиться долгое время. Цена будет высока — скажем, 35 очков, и Саре понадобится примерно месяц, чтобы заработать такую сумму. Но это общее количество очков, которые она одновременно может тратить на небольшие призы.

Каждую неделю мы будем переносить во вторую таблицу суммарное количество очков из первой — несмотря на то что эти очки могут быть уже потрачены. Заработав нужное количество очков, Сара получит суперприз. Такой дополнительный стимул очень хорошо действует на 9-летних детей, которые быстро разбираются в системе и с удовольствием отслеживают собственный прогресс.

Как все успевать по утрам

Самое главное — похвала

Еще одно важное замечание по поводу вознаграждений: не скупитесь на очки. Родители нередко ждут, пока дети не продемонстрируют полностью желательное поведение, и только потом вносят очки в таблицу. Это ошибка. Помните: мы формируем поведение, и нужно искать все возможности для вознаграждения самых малых позитивных сдвигов.

Работая над формированием поведения, постарайтесь не придираться и не ворчать. Если Сара не выполняет ваши просьбы, повторите просьбу только раз, а потом скажите, что она упустила возможность заработать очко. Может, в следующий раз ей повезет больше. Если она делает успехи и выполняет просьбы без напоминания, предложите ей бонус: встав с кровати, одевшись и сев за стол без напоминаний, она получит дополнительное очко.

Так мы пытаемся ослабить участие родителей, чтобы Сара приобрела привычку собираться в школу самостоятельно. Это важный момент, потому что программа является временной мерой — она постепенно прекращается по мере превращения действий в привычку, не требующую подсказок с вашей стороны.

Есть прогресс?

Через 3 дня или даже через неделю после начала программы вы должны заметить некоторый прогресс. Если наблюдаются положительные сдвиги, продолжайте работать в том же направлении. Вы можете добавить дополнительное вознаграждение: очко за последовательность выполнения действий.

Если она постоянно получает третье очко, усложните задачу. Назначайте бонус за 4, 5 дней подряд или даже за полную неделю своевременных сборов. Выполнив желательные действия 4 дня подряд и заработав по 3 очка в день, она получит 2 очка дополнительно; за полную неделю (3 очка в день) — 3 бонусных очка.

Нет результатов?

Что делать, если поведение не улучшается? Выполняет ли Сара хоть какое-нибудь желательное действие? Можно ли заметить, что она немного быстрее встает с кровати и одевается хотя бы изредка? Если да, попытайтесь спровоцировать желательное поведение: вы можете начать выполнение действий вместе с Сарой.

Может, вы установили слишком жесткий временной срок? Если вы пытаетесь сократить время одевания с 20 до 5 минут и ничего не получается, уменьшите срок с 20 до 15, а потом, если Сара справится, и до 10 минут и т.д. Мы хотим, чтобы у Сары все получилось. Не поднимайте планку слишком высоко.

Для большого количества родителей и их чад утро является достаточно сложным временем. На этот период отводится максимальная программа: умыться, одеться, позавтракать и собрать ребенка в сад или школу. Задача может усложниться, если ребенок начнет закатывать истерики по поводу сборов.

Как же утренние сборы сделать намного проще?

Совет №1. Сделать ребенку вызов

Можно сказать ребенку, что обуетесь быстрее его или, что не уверены в его умении без посторонней помощи сложить портфель.

Также подойдет соревновательный элемент , например, при чистке зубов или завязывании шнурков. Дети очень любят соревнования.

Главное, что когда состязание будет окончено, похвалить ребенка, тем самым дав ему стимул на следующий раз.

Совет №2. Привить самостоятельность

Естественно, что в одно мгновение ребенок не может стать самостоятельным, для этого потребуется некоторое время. Чтобы привить эту полезную привычку можно в течение двух недель помогать и подсказывать ему, а потом просто наблюдать.

Конечно, родители все делают быстрее и лучше, но не стоит лишать ребенка возможности самому научиться делать все не хуже. Если он что-то сделал не полностью или недостаточно хорошо, стоит просто сказать ему об этом, но не ругать, а тем более не язвить. Не стоит забывать о его возрасте. Он может просто забыть что-то сделать, или, например, надеть вещи наизнанку.

Совет №3. Планирование времени

Ребенок должен знать, какие вещи лучше готовить с вечера, а какие действия должны выполняться утром. Стоит дать ему возможность самостоятельно распределять свое время. Н

е надо поучать, а просто сохранить его природную заинтересованность изучать окружающий мир, а также поддерживать его рвение к самостоятельности и ответственности.

Детям выполнять задачи очень интересно, поэтому спустя некоторое время все сборы будут проходить на автомате.

Чтобы поначалу ребенок не терялся, необходимо совместно составить расписание занятий, и расписать процесс сборов по утрам .

Пусть он иллюстрирует свой план и разместит на самом видном месте в комнате, или каждый шаг развесит по тем комнатам, которые ему надо посетить утром.

Например, повесить в ванной картинку, на которой ребенок чистит зубы. Эти подсказки помогут ему быстрее собираться и не пропустить важных моментов.

Стоит морально подготовиться к тому, что на весь процесс потребуется время, но в результате все сборы станут привычкой, и утро станет приятным для всех.

Как утром собраться в школу без истерики

Многие дети очень медленно собираются в школу. Этот процесс может растянуться на долгое время, а в итоге ребёнок всё равно что-то забудет. Кроме того, такие медленные сборы могут привести к тому, что родители будут нервничать, ругаться, и в конечном счёте сами опоздают на работу. Но всего этого можно избежать, если соблюдать некоторые правила.

Во-первых, важно понять, что взрослый человек и ребёнок по-разному воспринимают время. Для вас 1 час – это определённый срок, а для ребёнка это время в зависимости от того, чем он занят, может растянуться на полдня или, наоборот, пролететь незаметно. К тому же дети всё-таки ещё привыкают к таким абстрактным понятиям, как 10 минут, полчаса и пр.

Во-вторых, действия, которые вы совершаете механически, для ребёнка могут стать целым подвигом и приключением. Подумайте, вы уже 20 лет по утрам причёсываетесь, чистите зубы, по привычке собираете необходимые вещи в сумку. Ребёнок этим только недавно начал заниматься. А ведь даже взрослые люди нередко медленно собираются по утрам и сами опаздывают. Это происходит потому, что у каждого человека свой собственный ритм и скорость выполнения определённых задач. Поэтому по возможности старайтесь не торопить своё чадо, если ребёнок что-то делает не так быстро, как вам бы этого хотелось.

Накануне вечером

Чтобы утренние сборы не превратились в хаос и нервотрёпку, позаботиться об организации следующего школьного учебного дня следует с вечера.

Обсудите с ребёнком правила сборов: какие вещи ему следует подготовить с вечера, а что необходимо делать утром. Дайте ему возможность научиться планировать своё время. Не учите, а сохраняйте природную мотивацию ребёнка к освоению окружающего мира, поддерживайте его стремление быть самостоятельным и ответственным учеником до конца жизни. В результате, если он сам спланирует свои вечер и утро, выполнять задачи ему будет интереснее, а со временем все сборы превратятся в ритуалы, которые ребёнок начнёт выполнять автоматически.

Алгоритм утреннего сбора в школу будет работать чётко и бесперебойно, если все его составляющие будут спланированы с вечера:

  • Подумайте о том, чем накормить ребёнка утром перед школой, и удостоверьтесь, что у вас есть всё необходимое для этого. Спланируйте, что собрать ребёнку в школу поесть, если он не пользуется школьной столовой, и приготовьте его завтрашний обед заранее.
  • Выберите одежду на завтра, чтобы не тратить утреннее время на её поиски.
  • Соберите и разместите в специально отведённом для этого месте все необходимые ребёнку предметы: сумку, ланч-бокс, верхнюю одежду, записки или письма, книгу для чтения.
  • Следите за тем, чтобы атмосфера перед сном была спокойной и расслабляющей: ванная, сказка перед сном, ритуал выключения света. Создайте условия для качественного, длительного и непрерывного сна себе и ребёнку.

Утром

Прежде всего, встаньте заранее, чтобы разбудить ребёнка с искренней теплотой.

Чтобы первое время ребёнку было легче сориентироваться, составьте с ним расписание занятий и порядок сбора утром. Пусть он сам нарисует себе план и повесит в комнате на видном месте. Теперь, глядя на эти подсказки, он сможет более оперативно собираться и ничего не забудет.

Вот как может выглядеть последовательность сборов в школу:

  • Позвольте ему одеваться самостоятельно, помогайте только если это необходимо: не заменяйте выбранную одежду, придерживайтесь плана.
  • Выделите достаточно времени на все, что надо делать утром ежедневно, в том числе перед школой: заправку кровати, умывание.
  • Накормите ребёнка питательным завтраком — тем, что нужно есть утром перед школой, без того, что не нужно: телевизора, электронных гаджетов, газет, журналов. Покажите ему, как правильно проводить утро: это должна быть тёплая семейно-дружеская атмосфера.
  • Выделите время на то, чтобы ребёнок самостоятельно сложил все необходимые предметы из специально отведённого места в сумку: ланч-боксы, пакеты.
  • Главное — выделите побольше времени, чтобы он самостоятельно надел верхнюю одежду и обувь, не помогайте без необходимости.

Будьте готовым к тому, что ребёнок не сразу всё усвоит, но, в конце концов, все сборы войдут в привычку, и по утрам вы оба будете выходить из дома вовремя и в хорошем настроении.

По дороге в школу

Очень важно: рассчитайте время на поездку так, чтобы она была размеренной, спокойной и безопасной. Приезжайте вовремя — так вы помогаете ребёнку развить чувство ответственности и уважения к школе и её правилам. Кроме того, вы задаёте тон всему дню.

Кратко попрощайтесь до того, как войдёте в школу. Прощание должно быть бодрым, весёлым и очень коротким — длительные прощания с объятиями только увеличивают стресс от расставания с вами. Короткое воодушевляющее прощание даёт понять ребёнку, что вы уверены в нём и в его школе, и что его день сложится удачно. Дети удивительно хорошо понимают наши настоящие чувства.

Поймите, что если вы выполнили всё вышеперечисленное, то дальнейший план школьного дня ученика — это работа педагогов и ребёнка. Поприветствуйте педагога и передайте ему детей без лишних разговоров — для этого существуют собрания и беседы по телефону в специально отведённое время.

Уезжайте с полной уверенностью в том, что вы сделали всё, что нужно делать утром перед школой, и день вашего ребёнка начался замечательно.

Психолог рассказал, как приучить ребенка самостоятельно собираться в школу

Для того, чтобы не проспать, специалист посоветовала купить будильник, который будет сложнее выключить.

Важно организовать утро ребенка так, чтобы рутина стала приятной и веселой, а не мучительной. Тогда ему будет проще просыпаться и приступать к делам.

Читайте также: