Как правильно стоять у доски в школе

Обновлено: 07.07.2024

Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных занятий с применением индивидуальных методик для каждого ребенка.

Разновидность страха публичных выступлений

- ученик может испытывать страх перед учителем или страх получить плохую отметку;

- некоторые дети отличаются излишней застенчивостью — ситуация ответа даже перед малой аудиторией (классом) становится для них весьма затруднительной;

- нечеткая речь и неспособность ясно излагать свои мысли также часто становится помехой для успешного ответа у доски или выступления перед классом;

Чрезмерное волнение

Важность регулярных занятий

Развить способность уверенно отвечать у доски можно с помощью регулярных занятий с применением различных методик. Постепенно ребенок станет воспринимать ответ у доски как привычное и рядовое в школьном обучении событие. Отсутствие волнения и понимание, что ответ у доски — это просто один из вариантов проверки знаний, обязательно помогут ребенку сосредоточиться на правильном выполнении задания.

Строго индивидуальный подход

На фото индивидуальные занятия по развитию навыка уверенного ответа у доски в рамках предшкольной подготовки. Занятия ведёт учитель начальных классов Быкова Оксана Леонидовна

Спасибо за прочтение!

Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.

Поза и жесты. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 1.

При каждом общении с детьми младшего школьного возраста я замечаю, как мало родители и учителя работают над их подачей. Нет, это не должно нарабатываться позже, в старших классах. Ребенок с раннего детства должен уметь уверенно говорить, жестикулировать, использовать тембр голоса и осанку. Но об этом не идет и речи. Какое там – даже над банальным развитием словарного запаса трудятся крайне мало.

По образованию я педагог русского языка и литературы. Во время практики, еще в студенческие годы, начала отмечать, насколько зажатыми бывают дети. Причем, по характеру они могут обладать великолепными актерскими способностями, вполне развитой эмоциональностью, но в них это почему-то подавляют. В причинах этого здесь я разбираться не хочу – это, наверняка, и отсутствие времени у педагогов, и невнимательность. И, разумеется, стремление к строгой дисциплине, потому что так легче. Но давайте лучше поговорим о том, как лично вы можете помочь своему ребенку стать раскованнее и увереннее в себе.

Эти упражнения нарабатывались во время курса риторики, который я вела в частной школе. Тогда я столкнулась с тем, что методические материалы по этой дисциплине попросту отсутствуют. Велосипед пришлось изобретать заново. Сразу скажу – сработало. Мои дети уже через три месяца смогли повысить свои оценки по литературе и русскому языку. А главное – стали совсем иначе разговаривать.

О сути подхода и упражнениях я расскажу вам в небольшом цикле статей.

Итак, часть первая.

Поза и жесты. Учим ребенка отвечать у доски. Часть 1.

2. Жестикуляция

Еще один жест – жест максимального внимания – указательный палец будто мягко грозит кому-то на высоте грудной клетки. Его следует использовать, произнося самую важную или эмоциональную часть речи.

Нужно продумать с ребенком и нейтральное положение рук, максимально комфортное для него. Пусть попробует неплотный замок на уровне живота или кулачок в ладошке. Или даже руки, упертые в бок – поза максимальной уверенности в себе. Она подойдет вам для упражнений, связанных с лидированием в споре.

Над голосом еще предстоит работать во время других упражнений, но ребенку нужно объяснить, что легкое занижение тембра во время публичного выступления всегда воспринимается лучше. Поговорите вместе с ним, специально басовито произнося фразы. После нескольких тренировок занижение голоса в ответственных моментах будет происходить само собой и будет выглядеть естественно. Актуально и для мальчиков, и для девочек.

Никакого упора глаз в пол или блуждания по стенам. Во время выступления ребенку нужно постараться выхватывать из аудитории то одно, то другое лицо – и рассказывать именно ему. Тактика, которой пользовались многие знаменитые ораторы.

В следующей статье поговорим об упражнениях на развитие речи и фантазии. И, конечно, объединим уже изученное.


Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребёнок боится отвечать на уроках, молчит, когда его спрашивает учитель и стесняется выступать перед публикой.

Содержание:

Почему дети боятся отвечать на уроках?


Сама ситуация, когда ребёнка вызывают к доске, достаточно нервная и напряжённая. Ученик оказывается под пристальным вниманием не только учителя, но и одноклассников. Мало того, ему ещё нужно продемонстрировать свои знания, рассказать выученную тему или решить задачу.

У одних детей вызов к доске вызывает лёгкое волнение и беспокойство, другие словно впадают в ступор: молчат или что-то бормочут про себя, кто-то может даже заплакать.

Почему так происходит? Причин может быть несколько:

Страх неудачи

Ребёнок боится, что его ответ окажется неправильным или учитель задаст ему слишком сложный вопрос.

Часто такие опасения связаны с завышенными требованиями родителей, которые хотят от ребёнка только отличной успеваемости.

Боязнь конкретного учителя

как сделать чтобы не вызвали к доске

Как правило, дети боятся авторитарных, грубых и острых на язык педагогов, которые строго следят за дисциплиной и не прочь высказать своё мнение о ребёнке в присутствии его одноклассников.

Личностные особенности ребёнка: повышенная тревожность, робость, боязливость, стеснительность

Такие дети боятся любых публичных выступлений, долго привыкают к новой обстановке и тяжело переживают любую неудачу.

Недостаточное знание предмета

ребенок боится отвечать у доски

Речевые недостатки (заикание, картавость, шепелявость и др.)

Любой устный ответ причиняет такому ребёнку неудобство. Он стесняется своей речи и старается как можно меньше говорить.

Боязнь насмешек и издёвок одноклассников

ребенок боится выходить к доске

Как мы видим, боязнь отвечать на уроке может быть вызвана самыми разными причинами. И если родители не вмешаются в ситуацию и не помогут ребёнку, это может иметь для него негативные последствия.

О страхе публичных выступлений

ребенок боится отвечать на уроках что делать

Страх перед выступлениями мешает жить полноценной жизнью и сильно ограничивает людей в социальном взаимодействии. Человек начинает избегать ситуаций, где ему предстояло бы выступить перед публикой (сказать тост на торжестве, высказать свое мнение на собрании и т.д.).

Глоссофобия сопровождается такими неприятными ощущениями, как:

  • учащённое сердцебиение;
  • повышенная потливость;
  • дрожь в руках и ногах;
  • сухость во рту, ощущение кома в горле;
  • тошнота;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • чувство озноба или жара;
  • дискомфортные ощущения в желудке;
  • напряжение во всем теле.

Боязнь произносить речь перед аудиторией может проявляться:

До выступления


Как только человек узнает, что ему предстоит выступить с докладом или презентацией перед большим количеством людей, у него нарушается привычный образ жизни, в голове постоянно крутятся мысли о возможной неудаче, он плохо ест и спит.

Чем ближе день Х, тем тяжелее чувствует себя выступающий. Он старается всевозможными способами отложить это мероприятие или вообще отказаться от него.

Кто-то может даже заболеть перед выступлением, поскольку психика не выдерживает такой нагрузки и включает свои защитные механизмы, одним из которых является уход в болезнь.

Во время выступления


Человек оказывается на сцене, и тут же в его голове включается хор мыслей: а вдруг слушателям не понравится то, что я скажу? А вдруг кто-то засмеётся? А если все поймут, что я волнуюсь?

Докладчика может вывести из строя любая мелочь: покашливание кого-то из зрителей, духота, посторонний шум, и вот он уже теряет нить повествования, начинает заикаться и паниковать.

После выступления

ребенок у доски

Даже после того, как всё завершилось, человека со страхом публичных выступлений долго терзают сомнения: хорошо ли он выступил, понравилось ли аудитории, ничего ли он не упустил в своём докладе и т.д.

Учёные говорят, что в основе глоссофобии лежит один из базовых инстинктов человека – инстинкт доминирования. Под его воздействием человек стремится занять более высокую иерархическую ступень на общественной лестнице. Страх выступления на публике является защитным механизмом, который уберегает людей от возможности быть неуспешными в глазах окружающих.

Поэтому от страха выступлений на публике не нужно избавляться. Необходимо трансформировать его в положительный настрой и уверенность в себе. Признать, что страх существует, но он не помешает вам выступить перед людьми и рассказать им всё, что вы хотели.

О том, как помочь ребёнку подружиться со своим страхом, мы поговорим далее.

Как помочь ребёнку стать увереннее и не бояться выходить к доске?

ребенок боится отвечать на уроках

Руководство действий для родителей, которые хотят помочь своему ребёнку не бояться тянуть руку на уроках, отвечать и успешно выступать перед всем классом.

Разбираемся с причиной

Как мы уже знаем, страх ребёнка отвечать у доски всегда связан с определённой причиной. Решать проблему нужно именно исходя из корня проблемы.

Боязнь учителя


Узнайте у ребёнка, что именно в поведении педагога его пугает.

Если учитель груб, авторитарен и может задеть вашего сына или дочь неосторожным словом – это повод для личного разговора с ним:

  1. Спокойным тоном, без оскорблений и упрёков, обсудите с педагогом сложившуюся ситуацию.
  2. Расскажите об особенностях ребёнка и об его страхе отвечать у доски.
  3. Попросите по возможности не повышать голос на ребёнка и какое-то время не вызывать его к доске.

Если учитель не идёт с вами на контакт и отказывается помочь, попробуйте обратиться к школьному психологу или в администрацию школы.

Трудности с устными ответами

Если у школьника хорошая зрительная память, это сможет выручить его в ситуации устного ответа на уроке.

Психологи советуют такой приём: выходя к доске, ребёнок должен вспомнить, на какой странице учебника или тетради написан ответ на вопрос учителя, и как будто прочитать его по листу.

Страх неудачи


Чтобы ребёнок перестал бояться получить плохую оценку, родители должны пересмотреть свои ожидания касаемо учёбы сына или дочери. Пятёрки в дневнике – это, конечно, хорошо, но гораздо важнее самочувствие ребёнка и здоровая психика.

Непонимание предмета

Если ребёнок плохо усваивает тот или иной предмет и из-за этого боится выходить к доске или молчит на уроке, значит, надо восполнить существующие пробелы. Для этой цели подойдут дополнительные занятия с учителем или репетитором, онлайн-уроки, интересные видео на YouTube и других ресурсах, а также интерактивные экскурсии. Выбирайте, что вам и вашему ребёнку больше нравится.

Чем больше школьник узнает нового и интересного о предмете, тем вероятнее ему захочется поделиться этим с учителем и одноклассниками. Вместо страха он начнёт испытывать гордость за то, что теперь так много знает.

Речевые нарушения

В случае нарушений речи у ребёнка родителям необходимо посетить вместе с ним логопеда или невролога. Ведь правильная речь важна не только для учёбы в школе, но и для дальнейшей жизни вашего сына или дочери.

Буллинг и насмешки


Если ребёнок стал жертвой буллинга и издевательств со стороны одноклассников, не пускайте ситуацию на самотёк! Расспросите сына или дочь о происходящем, обязательно поставьте в известность классного руководителя и, если потребуется, администрацию школы. Также ребёнку будет необходима помощь психолога.

Вместе с психологами мы подробно разобрали острую и важную тему школьного буллинга. Вот несколько материалов, которые помогут вам победить травлю:

Советы психологов мамам и папам


Наше тело и эмоции тесно связаны друг с другом. Организм человека всегда чутко реагирует на изменение эмоционального состояния. Поэтому важно научить ребёнка техникам мышечной релаксации (расслабления) перед тем, как выходить к доске. Это поможет ему чувствовать себя увереннее и спокойнее.

Можно использовать следующие упражнения:

Чаще обращайте внимание на успехи ребёнка, хвалите его даже за маленькие победы. А вот сравнивать с другими детьми не нужно. Ребёнок должен знать, что родители любят его и принимают таким, какой он есть.

Школьник должен уметь себя правильно настраивать на выступление или ответ у доски. Можно использовать следующие фразы:

Что НЕ рекомендуется делать:

Готовимся к устным ответам правильно!


Когда предстоит выступление перед большой аудиторией или просто ответ у доски, важна правильная подготовка.

Ребёнку необходимо отрепетировать свою речь перед слушателями, в качестве которых могут выступить родители или бабушки с дедушками.

Шаг 1. Выходим к доске

Обращаем внимание на уверенный шаг и позу. Плечи должны быть расправлены, голова поднята, дыхание ровное, глубокое.

Шаг 2. Оцениваем обстановку

Шаг 3. Начинаем отвечать

Обращаем внимание на голос. Он должен звучать уверенно, не слишком громко, но и не тихо. Темп размеренный, без долгих пауз. Чем увереннее будет говорить ученик, тем увереннее он будет себя чувствовать.

Шаг 4. Следуем плану

Любой доклад должен иметь вступление, основную часть и заключение. Лучше заранее составить план ответа и стараться не отклоняться от него.

Шаг 5. Не боимся вопросов

Если учитель задаст вопрос по теме выступления, нужно быть готовым на него ответить. Поэтому родителям необходимо подготовить список примерных вопросов, которые могут встретиться ребёнку на уроке, и задать их в спокойной, домашней обстановке.

Одной репетиции будет вполне достаточно для того, чтобы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, когда ему предстоит отвечать у доски или выступать с докладом.

Взгляд на проблему глазами учителя: кого чаще всего вызывают к доске?

учитель вызывает к доске

Педагоги тоже заинтересованы в том, чтобы ученики не боялись отвечать у доски. По их мнению, устные выступления способствуют:

  • развитию речевых способностей детей;
  • формированию умения грамотно излагать свои мысли;
  • развитию памяти и критического мышления.

Опытный педагог никогда не будет случайно вызывать учеников к доске.

По каким критериям учителя выбирают того, кто сегодня будет отвечать материал? Их несколько:

Вызов к доске не должен быть наказанием за несделанное задание или плохое поведение ученика на уроке.


Также у педагогов есть свои секреты относительно того, кто пойдёт к доске:

Когда ребёнок боится отвечать у доски, учитель обязан помочь ему и поддержать.

Педагоги практикуют следующие формы работы с такими учениками:

Таким образом, учителя тоже заинтересованы в том, что дети не боялись отвечать на уроках и смогли проявить себя и свои способности.

Дорогие мамы и папы, помните, что умение выражать свои мысли перед аудиторией и демонстрировать свои знания – это качество, которое пригодится ребёнку не только в школе, но и в дальнейшей жизни. Поэтому со страхом отвечать у доски не нужно бороться, его нужно превращать в уверенность в себе и в собственных силах!


Почитайте по теме: Как мы учим иностранные языки? Пять фактов о том, как мозг нам помогает (или мешает)

Как же побороть волнение? Вот 6 советов, которые помогут учителю комфортно чувствовать себя у доски и уверенно выступать перед аудиторией.

Научите тело расслабляться

Обычно занятия на раскрепощение проводят в самом начале курса актерского мастерства. Учитель в какой-то степени тоже актер, поэтому наши советы и начинаются именно с этого пункта.

При волнении стоит попеременно напрягать мышцы тела: сожмите и разожмите кулаки, сделайте наклоны, сжимайте и разжимайте пальцы рук, ног — почувствуйте тепло в мышцах. Это вас отвлечет от волнения. Не забывайте о дыхание, глубоко вдохните и выдохните, посчитайте до 10 и начинайте свою речь.

Основательно порепетируйте вашу работу у доски

Неготовность и отсутствие внутреннего настроя к выходу к доске также могут вызвать волнение. Хорошо подготовьте материал, который вам предстоит преподавать. Встаньте перед доской, представьте класс и пройдитесь по всему материалу. Вы спросите: и что, мне теперь каждый свой ответ репетировать дома, так и времени не хватит на все уроки! Нет, конечно, репетировать надо до того момента, пока у вас не пропадет этот страх выступления: кому-то хватает одного генерального прогона, а другому понадобится больше времени.

Подготовьте дополнительные материалы

Память человека устроена таким образом, что запоминается 10% из прочитанного, 20% из услышанного, 30% из увиденного и 50% из увиденного и услышанного. Чтобы снять напряжение, вы можете использовать эту особенность мозга и добавить в выступление презентацию, картинки и другие визуалы. Так вы сможете делать паузы (перевести дыхание и успокоить дрожащие руки), пока ученики изучают картинки.

Почитайте по теме: Ресурсы для учителей: как подтянуть свой язык и методику преподавания к новому учебному году

Держите в поле зрения весь класс

Стоя у доски возникает волнения от того, что не знаешь куда смотреть. Многие смотрят поверх голов или выбирают любимчика и ведут беседу только с ним. Но таких ситуаций нельзя допускать! На уроках нельзя оставлять никого без внимания, даже незаинтересованных учеников. Лучше переводить взгляд с одной группы учеников на другую.

Повышайте самооценку

Одна из причин страха перед публичным выступлением – мысль о возможном провале. Культивируемая и нагнетаемая человеком мысль о предстоящем неизбежном провале может перейти в опасное самовнушение. Надо уметь защищаться от враждебного внушения и избавляться от неуверенности в самом себе. Попробуйте методику программирования себя на успех, которой пользуются актеры. Придумайте своеобразную мантру, укрепляющую веру в успех, специальные короткие фразы для самовнушения, повторяемые регулярно по несколько раз. Смысл заключен в том, что человек сначала осознанно, а затем и на подсознательном уровне искренне начинает верить во фразы, которые произносит. Сами по себе позитивные мысли не предполагают четких канонов во времени, словах и произношении.

Обратитесь за помощью к психологу

Если побороть волнение не получается, попросите помощи у специалиста. Вместе с психологом вы найдете причины. Признавая или решая их, вы приобретете уверенность публичного ответа.

Читайте также: