Как правильно составить рабочую программу по фгос в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Рабочая программа — это документ, составленный лично педагогом и являющийся частью базисного учебного плана. Согласно закону об образовании рабочая программа должна быть у каждого учителя. В ней отражается содержание обучения, а также методы и приёмы с учётом условий работы. Сюда относится численность учащихся, их способности, состояние здоровья, особенности. Педагог, оценивая все эти условия, фиксирует в своей рабочей программе методы обучения и способы контроля для своих учеников.

Рабочая программа помогает организовывать деятельность учащихся, создавать положительную мотивацию, развивать любознательность и способности учеников.

Кто должен писать рабочую программу?

Рабочую программу учитель пишет сам. Базой для неё могут быть выпускаемые издательствами по заказу Министерства образования примерные основные образовательные программы. Использовать примерную программу в качестве рабочей, без внесения собственных корректив, не получится, так как в ней не учтены особенности работы в конкретном учебном заведении, классе, необходимость детализации и конкретизации учебных тем, имеющиеся в наличии материалы.

Сроки реализации и хранения рабочих программ

В большинстве случаев рабочая программа пишется на один учебный год. Это касается программ основного образования в школе. Отдельные рабочие программы предназначены для одной ступени или всего курса обучения — на срок от нескольких месяцев до двух лет. Такие программы разрабатываются в дополнительном образовании. Рабочая программа учителя сохраняется в архиве в печатном виде 1 год (следующий за годом реализации программы). В электронном виде — бессрочно.

Из чего состоит рабочая программа?

Перечисли обязательные разделы рабочей программы.

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка, содержащая аргументацию выбора наполнения программы.
  3. Общая характеристика учебного предмета.
  4. Место предмета в учебном плане. Здесь же указывается, сколько часов будет отведено на его изучение.
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты овладения учебным предметом. В этом разделе рассматривается прогнозируемое усвоение учащимися социального опыта, представленного навыками, полученными как в рамках изучения отдельного предмета, так и приобретёнными на базе нескольких или всех учебных дисциплин. Это опыт, направленный на решение практических задач, возникающих за пределами учебного заведения. Под личностными результатами овладения учебным предметом понимается внутренняя система ценностей учащегося, сформировавшаяся в процессе учебной деятельности.
  6. Содержание учебного предмета. Этот раздел можно считать основным. В нём отражается обязательный минимум разделов и тем, а также указывается, сколько часов, отводится на каждый раздел (тему).
  7. Тематическое планирование с перечислением основных видов учебной деятельности.
  8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Здесь указывается методическая литература, оснащение класса, иллюстративно-наглядный материал, мультимедийные средства.
  9. Ожидаемые результаты освоения программы.

Как составлять рабочие программы и на основе чего их разрабатывать?

При составлении Рабочей программы педагог использует в качестве ориентира Примерную программу, или берет за основу авторскую программу.

Алгоритм действий

  1. Выбираем основную программу учебного курса и учебник по ней.
  2. Просматриваем её цели, а также цели Примерной и основной образовательной программы учебного заведения. Сопоставляем все цели и задачи.
  3. Результаты овладения материалом в целом по классу сравниваем с теми, которые прописаны в Примерной программе.
  4. Сверяем содержания Примерной и выбранной программ, анализируем учебник на раскрытие соответствующих тем.
  5. Определяемся со списком разделов и вопросов, составляемой Рабочей программы.
  6. Выстраиваем материал в определённой последовательности, выделяем часы на каждую тему.
  7. Составляем список литературы, необходимых пособий.
  8. При необходимости составляем материалы для контроля освоения программы.
  9. Полностью выстраиваем структуру рабочей программы.

Как оформить рабочую программу?

Как оформить титульный лист?

Титульный лист должен содержать:

Что такое аннотация и как её написать?

Аннотация — это сжатое содержание пояснительной записки. Строгих требований к аннотации нет, есть только ориентировочный перечень пунктов:

  1. Список нормативных документов.
  2. Описание целей и задач учебного предмета.
  3. Указание количества часов на изучение дисциплины.
  4. Ключевые разделы, содержащиеся в материале учебного предмета.
  5. Способы и периодичность контроля.

Как оформить список литературы в рабочей программе?

В списке должно быть три раздела:

  1. Основная литература. Это учебник по данной дисциплине, и другие пособия в количестве не более 4 экземпляров.
  2. Дополнительная литература: учебно-методические издания, конспекты лекций, периодические издания, справочники, словари, энциклопедии.
  3. Интернет-ресурсы с указанием режима доступа.

Как и кем утверждается рабочая программа?

Прежде чем Рабочая программа станет нормативным документом, её необходимо рассмотреть, согласовать и утвердить.

  1. Рабочая программа рассматривается методическим объединением. Результаты заносятся в протокол. Программа проверяется на соответствие требованиям ФГОСа.
  2. Рабочая программа согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
  3. Утверждается Рабочая программа подписью директора.

Можно ли использовать авторскую программу как рабочую?

Авторская учебная программа — это такой тип педагогической разработки, который является результатом интеллектуального труда и отражает собственный подход педагога к обучению по предмету. Такая разработка является интеллектуальной собственностью педагога, и если она соответствует Стандарту, и подходит для использования в имеющихся условиях, то возможно её использование в качестве Рабочей. Обязательно добавление в неё календарно-тематического планирования.

Чем отличается образовательная программа от рабочей программы?

Образовательная программа — это комплексный нормативный документ, объединяющий в себе основные и дополнительные программы всех ступеней образования, одним из элементов которых выступает Рабочая программа.

Можно ли купить или найти рабочую программу, и где?

Как вносить изменения в рабочую программу?

При наступлении обстоятельств, которые могут помешать реализации Рабочей программы в планируемые сроки (больничный учителя, карантин в школе, и т.д), учитель пишет объяснительную записку на имя директора, который, в свою очередь, издаёт приказ о корректировке рабочей программы. На основании этого приказа учитель вносит записи в лист коррекции и планирует мероприятия по преодолению отставания в усвоении учебного материала.

Как заполнить лист корректировки рабочей программы?

Примерные рабочие программы

Ниже представлены примерные рабочие программы, которые мы надеемся помогут хоть немного сэкономить время на их составление.

Перспективная начальная школа или Школа России? Что лучше выбрать родителям будущих первоклассников? В чем отличительные особенности каждой из программ? Как опр.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения.

Авторские программы - программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету. Включение авторской программы в образовательный процесс школы предполагает проведение следующих процедур: рецензирование, апробация, утверждение.

Рабочая программа разрабатывается учителем и отражает особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Этот документ – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с целью получения результата, определенного ФГОС НОО.

Рабочая программа учителя начальных классов формируется на основе авторской учебной программы и соответствующего ей учебно-методического комплекта .

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы согласно результатам и условиям образования, реализуя требования госстандарта образования второго поколения.

Главная задача данного документа – обеспечение достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный

учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации.

Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:

ü не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;

ü недостаточно обосновывается необходимость их разработки;

ü отсутствуют некоторые обязательные разделы;

ü не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;

ü не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.

Структура документа должна сформировать понимание практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданной дисциплины, регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и целям.

Рабочая программа выполняет следующие функции:

нормативную , то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

целеполагания , то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;

определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

процессуальную , то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

оценочную , то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

Требования к составлению рабочей программы по ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так и один педагог.

Приказом Минобрнауки России № 1576 от 31.12. 2015 г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления программы по стандартам второго поколения.

Связано это с тем, что учителя редко существенно перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.

Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три):

ü планируемые результаты освоения учебного курса или предмета,

ü содержание учебного курса или предмета,

ü тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы.

Рабочая программа внеурочной деятельности аналогично должна состоять из трех пунктов:

ü результатов освоения программы внеурочной деятельности,

ü содержания программы с перечислением видов деятельности и форм организации,

ü тематическое планирование.

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018 года ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие программы по предметам частью школьной документации.

Рабочая программа составляется на базе примерной программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

При написании документа автору следует принимать во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ.

Документ состоит из нескольких учебно-методических разделов . Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим программам по ФГОС:

Титульный лист , на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.

Пояснительная записка , в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).

Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

1. Титульный лист

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты).

3. Название учебного курса, для изучения которого написана программа.

4. Указание параллели, на которой изучается программа.

5. Фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких)

6. Название города, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

Это не исключает возможности предоставления внешних рецензий на учебную программу. Рабочие программы могут обсуждаться на методических советах школ и районных методических объединениях, имеющих право рекомендовать к использованию учебные программы. Однако это ни в коем случае не заменяет необходимости утверждения рабочей программы руководителем образовательного учреждения.

2. Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;

• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет, и кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения.

Пояснительная записка к авторской программе (например, регионального компонента) должна содержать обоснование актуальности разработанной программы, описание концепции и основных идей изучаемого курса. В ней указываются причины, в силу которых существующие программы не удовлетворяют образовательные запросы и познавательные потребности обучающихся.

В модифицированной программе уточняется суть изменений, которые внесены в содержание типовой программы. В тексте пояснительной записки также содержатся:

1. Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых).

2. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения.

3. Методические рекомендации по изучению рабочей программы.

4. Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана, ресурсное обеспечение курса.

понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.

Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей).

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса.

3. Учебно-тематический план.

В учебно-тематическом плане отражены

ü последовательность их изучения,

ü используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы.

Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы (см. таблицу 1 или 2 или 3). Приведенные в таблице организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Он определяется особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например,необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно-научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Кроме того, в учебно-тематический план могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

4. Содержание тем учебного курса

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов: единства содержания обучения на разных его уровнях;

отражения в содержании обучения задач развития личности;

научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения.

При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая

1. Название темы.

2. Необходимое количество часов для ее изучения.

3. Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие

формы занятий, используемые при обучении; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной

разработке проверочных материалов.

В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.

После завершения работы по планированию учебного курса на год необходимо провести календарно-тематическое планирование. Можно предложить к использованию следующие варианты такого планирования (см. таблицу).

Данная публикация содержит два документа: презентацию "Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения" и и выдержки из положения о разработке учебных программ. В презентации рассказывается, как составлялись рабочие учебные программы по предметам начальной школы (преподавание по ФК и ФГОС нового поколения): описана нормативно-правовая база, стркутура, рекомендации по написанию каждого пункта. В документе " В положение о разработке рабочих учебных программ" - структура написания рабочих программ. Осбое внимание уделено подробному описанию КИМ и НРК. Буду рада, если данные материалы пригодятся коллегам.

ВложениеРазмер
v_polozhenie_o_razrabotke_rabochikh_programm.docx 25.55 КБ
napisanie_rabochikh_programm.pptx 131.82 КБ

Предварительный просмотр:

Структура рабочей программы для классов,

реализующих федеральный компонент государственного образовательного

Структура Программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы (структура рекомендована для учителей начальных классов):

  • титульный лист (название программы);
  • пояснительная записка;
  • учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.
  • календарно-тематический план реализации рабочей программы
  • требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета содержание тем учебного курса;
  • характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету
  • приложения

1 П ояснительная записка

1.1. Наименование рабочей программы.

1.2. Нормативно правовая база (все нормативные документы указаны на едином для всех предметов начальной школы листе, а авторские программы указаны в пояснительных записках к каждому конкретному учебному предмету).

1.3. Основные цели и задачи предмета.

При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета, характерные для данного года обучения. Цели указываются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). В данном разделе рекомендуется указать количество часов по базисному плану.

1.4. Тематика содержания национально-регионального компонента.

Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения:

Региональное содержание изучаемых вопросов

  1. Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы.

Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице.

  1. Учебник
  2. Рабочие тетради (если есть)
  3. Хрестоматия (если есть)
  4. и т.д.
  1. Программа
  2. Методическое пособие (авторское или рецензированное автором)
  1. Календарно-тематический план реализации рабочей программы

В данном разделе указывается содержание предмета: тематическое планирование с указанием часов на изучение различных разделов и федеральный компонент государственного образовательного стандарта (который в программах 2011-12 учебного года и ранее был внесен в сетку КТП)

Примерная форма календарно-тематического планирования:

Наименование раздела программы

  1. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. Учащиеся должны:
  • знать/понимать – перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся;
  • уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для. (предметные и ключевые компетентности).
  1. Характеристика контрольно-измерительных материалов и к ритерии оценивания по предмету

В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание к ритериев оценивания по предмету .

Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения, сходная с целью изучения конкретных разделов курса)

Приложения (В данном разделе на усмотрение педагога могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные средства)

Структура рабочей программы для классов,

реализующих ФГОС НОО

Программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
  2. общую характеристику учебного предмета, курса;
  3. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  4. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
  5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  6. содержание учебного предмета, курса;
  7. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
  8. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы.

Примерная форма календарно-тематического планирования:

Раздел. Тема урока.

Планируемые результаты (УУД)

Виды деятельности учащихся

В 1 классах на основе П исьма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13

"Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме . Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме:

Для проведения уроков рекомендуется выбрать разнообразные формы: урок-игра, урок-соревнование, урок-эстафета, урок-сказка, урок-путешествие, урок викторина, урок-экскурсия, урок – виртуальная экскурсия, урок-путешествие и другие.

В рабочую программу следует включить тематику содержания национально-регионального компонента.

Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения:

Региональное содержание изучаемых вопросов

В рабочую программу рекомендуется внести характеристику КИМ, может быть предложена следующая форма:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Пояснительная записка Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Календарно-тематический план реализации рабочей программы Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета Характеристика контрольно-измерительных материалов.

1.3. Основные цели и задачи предмета. При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Наряду с этим отмечаются задачи предмета, характерные для данного года обучения. Цели указываются с учетом специфики образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). В данном разделе рекомендуется указать количество часов по базисному плану.

1.4. Тематика содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведе ния

2 Учебно-методический комплекс (УМК), обеспечивающий реализацию рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Может быть представлено в таблице. Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение Учебник Рабочие тетради (если есть) Хрестоматия (если есть) и т.д. Программа Методическое пособие (авторское или рецензированное автором)

4 Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета. Учащиеся должны: знать/понимать – перечень знаний, необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся; уметь – владение конкретными умениями-навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение, деятельности (например, анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для. (предметные и ключевые компетентности).

5 Характеристика контрольно-измерительных материалов и критерии оценивания по предмету В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание критериев оценивания по предмету . Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения, сходная с целью изучения конкретных разделов курса) Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата

Приложения (В данном разделе на усмотрение педагога могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные средства)

Разделы 1, 2, 3 и 6 разрабатываются на основе примерных программ начального общего образования с учетом специфики авторской программы

В 1 классах на основе Письма Министерства образования РФ от 20.04.01 № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" рекомендовано включить в календарно-тематический план уроки в нестандартной форме . Первая четверть по учебному плану длится 9 недель, что равно 45 урокам в нестандартной форме: - физическая культура- 27 уроков (3часа в неделю – 9недель), -окружающий мир - 5 уроков, - изобразительное искусство – 4 урока. - труд – 4 урока, - музыка – 5 уроков.

В рабочую программу следует включить тематику содержания национально-регионального компонента. Рекомендуемая форма, в которой обосновывается тематика содержания НРК (учебные пособия, рекомендуемые инструктивно-методическим письмом, связь тем НРК с темами предмета) и формы проведения: № П.п Дата Раздел № Урока Тема урока Региональное содержание изучаемых вопросов Количество времени Форма проведения

В рабочую программу рекомендуется внести характеристику КИМ, может быть предложена следующая форма: это проверка предметных результатов Форма КИМ Кол-во Тема Цель проведения дата

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог преподает на основе рабочей программы. Что он самостоятельно определяет в программе.

Укажите планируемые результаты учеников. Почему нельзя формировать УУД изолированно.

Школа может выбрать форму тематического планирования. Предлагается вариант.

Что входит в структуру рабочей программы

Педагог преподает учебные предметы на основе рабочей программы. Рабочая программа по предмету – это документ, который разрабатывает любой учитель. Она представляет собой часть основной образовательной программы (ООП) применительно к конкретному образовательному уровню. Рабочая программа конкретизирует цель, планируемые результаты ООП с учетом особенности и логики предмета.

ВАЖНО

Структура программы включает планируемые результаты, содержание предмета и тематическое планирование (п. 19.5 ФГОС начального общего образования, п. 18.2.2 ФГОС основного общего образования, п. 18.2.2 ФГОС среднего общего образования).

Рабочую программу по предмету создают на основе примерной ООП, в состав которой входят рабочие программы по другим предметам для уровня общего образования. Например, учитель начальных классов в рабочей программе может отразить основные положения программы духовно-нравственного воспитания, развития через планируемые результаты.

В образовательной организации (ОО) целесообразна единая рабочая программа учебного предмета для учителей, которая включает все особенности разных по уровню классов одной параллели, но возможны индивидуальные рабочие программы.

Учитель имеет право:

самостоятельно расширять или углублять перечень дидактических единиц в пределах максимально допустимой учебной нагрузки;

конкретизировать дидактические единицы;

устанавливать последовательность учебного материала;

включать материал регионального компонента в объеме выделенных на данный предмет учебных часов;

выбирать педагогические технологии;

выбирать методы контроля.

Главное – в полном объеме реализовать все планируемые результаты по ФГОС общего образования.

На что обратить внимание учителя, когда он разрабатывает рабочую программу

Когда учитель составляет рабочую программу по предмету, то обязательно учитывает деятельностный характер ФГОС. Стандарты указывают на универсальные действия и реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения на любом уровне общего образования.

Чтобы учителя могли проектировать рабочую программу, заместитель директора, который разрабатывает ООП школы, предоставляет им: цель, задачи, требования к результатам, чтобы педагоги детализировали их по каждому предмету для каждого класса.

ПРИМЕР. Регулятивные УУД обеспечивают усвоение познавательных УУД как самых сложных.

ВАЖНО

К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам, дополнительного образования, факультативных занятий, внеурочной деятельности.

Компетенция – это результат образования, который должен быть достигнут на итоговом этапе начального образования, поэтому на каждом уроке ставить такую задачу преждевременно. Когда учитель планирует урок, то предполагает развить УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные с учетом учебного содержания. Все УУД формируются, когда ученик осваивает содержание учебных предметов на основе заданий разного типа, но не вопросов.

ПРИМЕР. Задания начинайте со слов: найдите, определите, сформулируйте, сравните, сопоставьте, докажите, установите.

Помните, что УУД эффективно развиваются в процессе внутрипредметных и межпредметных связей.

Чтобы достичь образовательных результатов, необходимо отобрать оптимальные методы и педагогические технологии, которые будут использовать педагоги по единым правилам. Они должны быть отражены в Положении о рабочей программе по учебному предмету.

ПРИМЕР. Приоритетные формы работы: групповая и индивидуальная.

Когда проектируете рабочую программу, важно правильно сформулировать цель и планируемые результаты.

Что написать в разделах рабочей программы

Планируемые результаты. Этот раздел – самый трудный для педагогов. Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования ФГОС соответствующего уровня образования к результатам освоения ООП по каждому учебному предмету с учетом главных целевых установок изучения данного предмета и возрастных особенностей учащихся.

СПРАВКА

Зона ближайшего развития – понятие, которое ввел Л.С. Выготский. Определяется содержанием тех задач, которые ученики не могут решить самостоятельно, но решают вместе со взрослым.

Когда формулируете планируемые результаты, помните, что они должны быть конкретными: опишите состояние, которое обучающийся должен достигнуть. Результаты также должны быть измеряемыми: их можно оценить и диагностировать. Поэтому в рабочей программе определите методы обучения и способы оценки их достижения в разделе о планируемых результатах.

ПРИМЕР. Метапредметный результат (познавательные УУД) в начальной школе:

1-й класс – определяет и называет с помощью взрослого общий признак для ряда предметов, объектов.

2-й класс – находит объект на основе заданных признаков (понятий), обозначает термином ряд однородных объектов.

3-й класс – выделяет специфические признаки группы однородных объектов, объединяет объекты на основе специфических признаков.

Содержание. Наиболее статичная часть рабочей программы. Разбейте раздел на рубрики: часть, раздел, тема. Внутри темы информацию распределите блоками, которые отражают законченную мысль, идею.

Содержание рабочей программы учитель пишет так, чтобы ее можно было разбить по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.

Когда описываете содержание рабочей программы, указывайте:

учебно-методический комплекс (УМК);

учебник, издательство, год издания;

пособие для учителя, издательство, год издания;

пособие для учащихся, издательство, год издания;

контрольно-измерительные материалы, издательство, год издания;

электронные образовательные ресурсы (ЭОР): название, вид, издательство (для ЭОР на твердых носителях), ресурсы интернета.

Тематическое планирование. Это наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей программы. Календарное планирование на основе тематического учитель отражает в журнале.

Тематическое планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах.

Форма тематического планирования и его структура могут варьироваться с учетом потребностей отдельной школы. Поэтому форму и структуру планирования администрация школы отражает в Положении о рабочей программе по предмету. В тематическом планировании содержание делят по классам.

В данной статье предложена форма тематического планирования на примере 1-4-х классов (таблица):

Читайте также: