Как правильно подготовить трактор к вспашке кратко

Обновлено: 01.07.2024

К сожалению, эта задача не предусматривает универсального ответа и конкретной формулы успеха. Каждое хозяйство со своими агрегатами и условиями функционирования индивидуально, и целесообразность применения данного способа обработки почвы должна рассматриваться и оцениваться в каждом определенном случае.

При вспашке производится оборачивание пахотного слоя, крошение и перемешивание почвы. Вспашка на глубину 20 см считается нормальной, иначе — глубокой или мелкой. Глубина и направление вспашки зависит от целого комплекса условий: потребностей возделываемого растения, состояния засоренности почвы сорняками, наличия вредителей и болезней, накопления талых вод и защиты от ветровой эрозии.

При этом, несмотря на то, что вспашка является одним из общепринятых и традиционных способов обработки почвы , к процессу ее организации, технологии проведения, актуальности и результативности по-прежнему есть много вопросов.

Преимущества и недостатки вспашки

Современное сельское хозяйство предусматривает традиционную (с оборотом пласта), минимальную (с дисковыми агрегатами на глубину 15-18 см), ленточную (с вертикальной обработкой полосами на глубину 15-17 см после уборки предшественника) и нулевую (предполагает посев в необработанную почву специальными сеялками и отсутствие других механических воздействий на поле) системы обработки почвы.

Операция вспашки, как традиционный вид работ, при этом имеет ряд преимуществ и недостатков.

К главным преимуществам эксперты отрасли, как правило, относят создание максимально комфортных и оптимальных условий предпосевной обработки для качественного и равномерного прорастания семян, сохранение и увеличение содержания органического материала в верхнем слое почвы.

Вспашка позволяет достигать необходимых показателей по нормализованному давлению на грунт, дренажу, распределению органических и минеральных веществ в пахотном слое, насыщению почвы кислородом и минимизации засоления.

Традиционная обработка не рекомендуется на почвах, подверженных пересыханию, ветровой и водной эрозии.

Вспашка: простыми словами о сложном

При интенсивном растениеводстве вспашка позволяет регулировать процессы плодородия почвы, баланса органического вещества, питательного режима растений, фитосанитарные условия в севообороте, создания благоприятных условий для посева, ухода за растениями и уборки урожая.

Сама по себе пахота осуществляется в различных вариантах и классифицируется по двум основным признакам: типу и срокам.

Ключевые шаги и рекомендации: опыт компании Lemken

Согласно данным аналитических агентств и мнению большинства производителей почвообрабатывающей техники , традиционную обработку почвы и вспашку используют более 70% всех сельхозпредприятий нашей страны. При этом как повысить функционал и экономичность таких сельхозорудий, как плуги , известно далеко не всем профессионалам отрасли.

Главным секретом, который должен знать каждый специалист и инженер, является тот факт, что в предварительной подготовке, настройке и регулировке нуждается не только плуг, но и сам трактор.

Подготовка трактора к вспашке

Первым шагом при подготовке трактора к вспашке является установка колеи и оптимального расстояния между колесами. Необходимо расставить колеса максимально широко (чем шире, тем лучше). При этом важно соблюдать баланс таким образом, чтобы и спереди, и сзади расстояние между колесами было одинаковое.

Многие эксперты допускают, что внутренняя колея передней оси трактора не должна быть шире задней более чем на 10 см, в противном случае, тяговый агрегат при движении в колее будет работать в перекос.

Выполнение технологической операции с нарушением по причине неправильной настройки колеи приведет к тому, что сам плуг получит сверхнормативную нагрузку и большое давление, что в итоге существенно увеличит затраты труда и времени, а также расход топлива и износ.

2. Давление в колесах

Вторым шагом подготовки трактора является проверка давления в шинах. Для обеспечения равномерности работы в поле перед началом навески давление в шинах с обеих сторон должно быть одинаковым. При этом следует установить давление в колесах как можно ниже. Важно руководствоваться данными производителей. В сложных условиях рекомендуется применение противовесов.

3. Балластировка

Следующим шагом является балластировка , с помощью которой следует довести нагрузку на переднюю ось машины как минимум до 20 % от веса трактора. Данная рекомендация позволяет улучшить устойчивость и управляемость техники при движении и работе в агрегате с навесным плугом.

4. Боковые раскосы

5. Освобождение боковых стабилизаторов

6. Гидравлика нижних тяг

7. Контроль длины вала навески

8. Положение вала навески

Регулировка и настройка плуга дают результаты

9. Овальное отверстие

Данной рекомендацией необходимо пользоваться только в случае использования плугов, имеющих 4 корпуса и более. При этом агрегат не должен иметь защиту от камней. Палец верхней навески должен прилегать к передней стенке овального отверстия.

10. Регулировка верхней тяги

В данной регулировке продолжения линий верхних и нижних тяг должны сходиться чуть впереди трактора.

11. Выбор рабочей глубины

Выбор рабочей глубины является одним из основных параметров. Как отмечают многие эксперты, пахать на нужную глубину без лишнего заглубления, ориентируясь при этом на установленную ширину захвата корпусов плуга.

Глубина вспашки должна составлять около ⅔ рабочей ширины захвата одного корпуса. То есть при установленной ширине захват 40 см, вспашка должна осуществлять на глубину 25 см.

Также важно руководствоваться рекомендациями: чем глубже пахота, тем больше расход ГСМ в расчете на 1 га. Разница глубины вспашки даже в 5 см может увеличить затраты на ГСМ до 30 %.

Глубину вспашки устанавливают в зависимости от мощности пахотного горизонта, биологических особенностей возделываемых растений, обработки почвы под предшествующие культуры, степени и характера засоренности поля, наличия вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

12. Горизонтальное выравнивание плуга и ширина захвата корпуса

13. Регулировка наклона плуга

14. Регулировка положения первого корпуса

15. Оптимальная линия тяги

16. Регулировка предплужников и расстояние между отвалами

Основной рекомендацией от другого крупнейшего производителя почвообрабатывающей техники, компании Kverneland является использование специального удлинителя отвала — пластины, позволяющей увеличить усилие доворота и тем самым улучшить оборот пласта.

Для увеличения ресурса резины тракторов плуги снабжают расширителями борозды , которые устанавливаются на крайнем корпусе плуга и спасают шины от быстрого износа, а сельхозпроизводителей от излишних расходов.

Для достижения успеха на земле, необходим комбинированный и дифференцированный подход ко всем аспектам ведения сельскохозяйственного бизнеса.

Только грамотное и комплексное выполнение задач и решение вопросов в совокупности позволит предприятию достичь высокого уровня финансовой стабильности, эффективности, независимости и устойчивости.

Подготовлено по материалам компаний Lemken и Kverneland

Проверку правильности сборки выполняют на ровной площадке. Полевые обрезы лемехов и отвалов у корпусов должны находиться в одной вертикальной плоскости и выступать за поверхность стойки на 5. 8 мм. Выступание отвалов за лемеха в сторону непаханого поля не допускается.

Головки болтов, крепящих лемехи и отвалы предплужников и корпусов, должны быть заподлицо с рабочей поверхностью. Стык лемеха с отвалом должен быть плотным, допускается щель не более 2 мм. Превышение отвала над лемехом не допускается.

Консоль дискового ножа должна поворачиваться на стойке на угол 20°, а нож свободно, без заеданий вращаться на оси.

Лезвия лемехов у всех корпусов должны быть параллельны, а носки и пятки лемехов - лежать на параллельных прямых. Проверку проводят натягиванием шпагата от лемеха первого корпуса до лемеха последнего корпуса. Отклонение носков и пяток лемехов от шпагата допускается не более 5 мм.

Установка рабочих органов на плуге сводится к расстановке предплужников и дискового ножа (рис. 1). Стойки 1 предплужников закрепляют на раме 2 плуга так, чтобы пласты почвы с корпусов 3 свободно проходили в промежутки между предплужниками и корпусами. Расстояние между носками лемехов предплужника 4 и лемехов корпусов 5 по ходу должно быть 25. 30 см при ширине захвата корпуса 35 см и 35. 40 см у плугов с шириной захвата корпуса 40 см.


Рис. 1 Установка предплужника и ножа на раме плуга:
1 – стойка предплужника; 2 – рама плуга; 3 – корпус; 4 – лемех предплужника; 5 – лемех корпуса; 6 – дисковый нож

Полевой обрез предплужника должен лежать в плоскости полевого обреза корпуса; допускается отклонение в сторону поля до 15 мм. Если глубина хода предплужника 10 см, то лезвие лемеха предплужника 4 должно быть выше лезвия лемеха корпуса 5 на величину, зависящую от глубины пахоты. Например, при глубине вспашки 25 см она составит 15 см, при 30 см - 20 см.

Дисковый нож 6 устанавливают впереди предплужника так, чтобы его плоскость была вынесена в поле от полевого обреза корпуса на 1. 3 см, а от полевого обреза предплужника - на 1 см. Центр диска располагают над носком лемеха предплужника, или на 3. 5 см впереди него, а нижнюю точку лезвия - на 2. 3 см ниже его носка.

Подготовка трактора заключается в проверке его исправности, проведении ежесменного технического обслуживания и настройке механизма навески.

Для работы с плугом механизм навески трактора ДТ-75М настраивается на двухточечную схему (рис. 2). Для этого втулку 5 закрепляют на нижней оси со смещением на 140 мм вправо от продольной оси симметрии трактора. Вилки нижних тяг 2 и 9 отсоединяют от боковых шарниров и прикрепляют к скобе втулки 5, Передние концы ограничительных цепей 10 соединяют с вилками бугелей трактора, а задние со скобами нижних продольных тяг.


Рис. 2. Навеска трактора ДТ-75, собранная по двухточечной схеме:
1 – стяжка цепей; 2, 9 – продольные тяги; 3 – раскосы; 4 – гидроцилиндр; 5 – втулка; 6 – ось; 7 – верхняя тяга; 8 – рычаг подъема; 10 – цепь.

Втулку цапфы верхней тяги 7 навески устанавливают на валу так, чтобы она находилась с одной вертикальной плоскости с втулкой 5, и закрепляют упорами.

Правый и левый вертикальные раскосы 3 устанавливают с внешней стороны от рычагов подъема 8.

Для навешивания плуга трактор ДТ-75М подают к нему задним ходом так, чтобы шаровые шарниры нижних тяг навески можно было надеть на пальцы подвески плуга и застопорить быстросъемными штырями. Затем соединяют верхнюю тягу с вилкой рычага подвески плуга и стопорят. Правым раскосом 3 регулируют горизонтальность рамы плуга в поперечной плоскости. Длина левого раскоса должна быть постоянной и составлять 720. 770 мм. Положение рамы плуга в продольной плоскости регулируют изменением длины

верхней тяги навески.

Длину ограничительных цепей регулируют так, чтобы концы нижних тяг 2 и 9 имели боковое качание не более 20 мм в обе стороне. При вспашке ограничительные цепи ослабляют.

Настройка плуга на заданную глубину вспашки проводится так. Плуг агрегатируют с трактором, выезжают на ровную площадку, трактор колесами или гусеницами заезжает на прокладки, высота которых должна соответствовать заданной глубине вспашки, уменьшенной на глубину погружения колеса в почву (1. 2см) и переводят плуг в рабочее положение (рис. 3). Под пятки лемехов корпусов подкладывают дощечки толщиной 10 мм, а под опорное колесо (колеса) ставят подкладки, высота которых меньше заданной глубины вспашки на 2. 3 см. Задние колеса полунавесных плугов должны опираться при этом на площадку. Изменяя длину верхней тяги навески трактора и правого раскоса, устанавливают раму плуга параллельно площадке. Вращая винты механизмов опорных колес опускают колеса до соприкосновения с прокладками и затягивают стопорные болты для предотвращения смещения колес при работе. Окончательно глубину вспашки устанавливают в поле.


Рис. 3. Настройка плуга на заданную глубину вспашки

Подготовка поля заключается в осмотре участка и устранении помех, выборе направления пахоты и способа движения агрегата, разбивке участка на загоны, разметке поворотных полос и провешивании линии первого прохода агрегата.

Обычно пахоту проводят вдоль участка. На склонах, с целью уменьшения смыва почвы, пашут поперек склона.

Для прокладки первых борозд и опашки границ поворотных полос первые проходы агрегата необходимо выполнять припашкой всвал за три прохода или вразвал за четыре прохода агрегата.

Плуг для первого прохода припашки всвал устанавливают так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля или пахал на 1/3 заданной глубины, а последний пахал на заданную глубину (это достигается укорачиванием правого раскоса навески трактора). Второй проход выполняется так, чтобы все корпуса пахали на заданную глубину, при этом первый корпус должен идти по следу предпоследнего корпуса. Третий проход выполняют, как и при обычной пахоте.

Для первого и второго проходов при припашке вразвал плуг регулируют так, чтобы первый корпус скользил по поверхности поля, а последний был заглублен на половину заданной глубины пахоты (это достигается укорачиванием правого раскоса и опусканием опорного колеса). После этого все корпуса устанавливают на заданную глубину вспашки и выполняют третий и четвертый проходы, направляя первый корпус по следу предпоследнего корпуса. При этом засыпается развалъная борозда и образуется небольшой свальный гребень.

При вспашке трактор ДТ-75М ведут так, чтобы расстояние от обреза правой гусеницы до стенки борозды было 10. 15 см. При работе пахотного агрегата золотник распределителя масла должен быть установлен в "плавающее" положение.

Для запашки разъемных борозд плуг регулируют так, чтобы первый корпус пахал на заданную глубину или на 5. 6 см глубже и шел рядом с открытой бороздой, а задний скользил по поверхности поля (это достигается укорачиванием верхней тяги механизма навески трактора и подъемом опорного колеса плуга).

Источник: Механизация сельскохозяйственного производства: Программа и методические указания к учебной практике студентов агрономических специальностей по разделу "Сельскохозяйственные машины" / Сост.: А.А.Прохоров, Ю.А.Иванов, С.А.Преймак, А.К.Хайлов, Ю.М.Гришин, В.Н.Никитин; ФГОУ ВПО "Саратовский ГАУ". Саратов, 2003

preview

От правильно выполненной настройки плуга зависит как качество вспахивания поля, так и состояние самой техники. Если плуг установлен и настроен верно, его рабочие поверхности меньше износятся, а значит сам плуг прослужит гораздо дольше. При правильной настройке плуга трактору легче преодолевать сопротивление, которое создается вспахиваемым грунтом (для работы потребуется меньшая тяга мотора). Благодаря этому существенно уменьшается расход используемого топлива, снижается вероятность поломки трактора. Правильная настройка плуга существенно улучшает качество пахоты:

  • борозды получаются более аккуратными;
  • глубина вспашки земли равномерная по всей борозде;
  • оставшаяся стерня перерабатывается более качественно.

Устройство плуга

Основными рабочими узлами плуга являются:

Дополнительно на плуге может крепиться почвоуглубитель и углосним. В качестве вспомогательных агрегатов может использоваться рама с прицепным или навесным устройством, механизмы заглубления и выглубления корпуса, опорные колеса.

Корпус плуга включает следующие конструкционные элементы:

  • отвал;
  • полевую доску;
  • лемеха;
  • боковины с пяткой; .

Установка трактора

Подготовка плуга к работе начинается с правильной установки трактора. Для этого потребуется ровная бетонированная площадка или часть ровной дороги, на которой можно произвести регулировку. С левой стороны трактора, под его колеса, устанавливаются деревянные бруски. Если техника имеет полный привод, они должны иметь одинаковую высоту, если колесная формула трактора 4х2, передний брусок должен быть на 2-3 см выше заднего. Высота самих же брусков будет зависеть от глубины вспахивания грунта. Если глубина разработки почвы составляет 20 см, то высота брусков должна быть 18 см, то есть на 10% меньше.

nastroika-pluga

Установка плуга

Закончив работу с установкой деревянных брусков, нужно выставить плуг. Он должен находиться параллельно поверхности земли, несмотря на то, что трактор немного заваливается, перемещаясь в борозде.

Используя регулировочный винт плуга, его можно смещать в левую или правую сторону по отношению к навеске. Посредством этой настройки плуга регулируется величина захвата первого корпуса. Регулировка происходит по отношению к внутренней поверхности колеса трактора. Величина расстояния между колесом и носком захвата должна составить около 30-32 см. Далее проводится настройка другого корпуса.

Регулировка отвала

На следующем этапе регулирования плуга трактора выполняется настройка отвала. Важно выставить отвалы таким образом, чтобы расстояние между отвалами на всех корпусах было одинаковым. Настройка производится путем вращения специального винта, который позволяет наклонять отвал вперед либо назад. Правильность регулировки в дальнейшем отражается на процессе укладки обернутого земного пласта. Чем дальше будет выгнут отвал вперед, тем более плоско происходит укладывание пласты земной почвы.

Настройка глубины вспашки

Чтобы верно отрегулировать плуг на требуемую глубину вспахивания, нужно правильно подсоединить его к трактору. Для этого следует максимально укоротить раскос правой тяги на тракторной навеске и отрегулировать величину длины для центральной тяги. Следует ориентироваться на то, что клиренс под первым корпусом плуга был не менее 25 см. Ограничительные цепи должны подтянуться таким образом, чтобы на концах нижних тяг боковое отклонение не превышало 2 см в одну и другую сторону.

Чтобы установить необходимую глубину вспахивания следует воспользоваться регулировочным винтом опорного колеса. На его опорной стойке нанесены соответствующие метки, используемые для регулировки глубины вспахивания грунта. Вращая винт до требуемой метки, выставляется требуемая глубина вспахивания. После этого, используя стопорный болт, опорное колесо фиксируется в держателе.

Дальнейшая регулировка плуга заключается в выравнивании его рамы. Это проводится для того, чтобы глубина вспахивания почвы была одинаковой с двух сторон. Раму следует разместить параллельно земной поверхности, чтобы лемехи каждого из корпусов касались земли и находились на одной линии. Когда правая сторона рамы находится выше левой, следует удлинить правый раскос для нижней тяги навески и наоборот. Если задняя часть рамы плуга находится выше или ниже передней, то нужно увеличить или уменьшить величину длины центральной тяги.

nastroika-pluga-glubina-vspashki

Положение лемеха

Если опустить плуг на ровную площадку, его режущая часть должна плотно располагаться на ее поверхности. Величина зазора между полевой доской и земной поверхностью должен быть около 1,5-2 см. Это нужно сделать для того, чтобы исключить чрезмерное изнашивание полевой доски, реже придется покупать запчасти для плуга. Для регулирования полевой доски используется центральный винт. Когда винт закручивают, доска приподнимается, а когда откручивают, то она опускается.

Полевую доску нужно устанавливать по оси трактора. Когда она развернута в левую сторону, то плуг постоянно будет уводить вправо. Если доска повернута вправо, будет наблюдаться обратный эффект. Водителю придется постоянно выкручивать руль, чтобы удержать трактор в борозде, его плавность хода ухудшится, а нагрузка на него вырастет.

Распространенные ошибки

Выполняя регулировку плуга, наиболее часто встречаются ошибки, связанные с:

  • установкой центрального винта на плуге – для его крепления многие плуги имеют два отверстия: круглое и продолговатое – это нужно учитывать;
  • настройкой глубины вспахивания грунта – недостаточно регулировать только опорное колесо, следует также скорректировать величину длины центрального винта и трехточечной навески;
  • настройкой ширины захвата – когда меняется ширина захвата корпуса важно не забывать регулировать угол отклонения плужной рамы; нужно, чтобы полевая доска располагалась строго в направлении движения трактора;
  • настройкой предплужников – их настройка должна выполняться так, чтобы происходило срезание только угла оборачиваемого пласта и оставлялся чистый фон на земной поверхности после прохождения плуга.

Очень важно выполнять корректную настройку почвообрабатывающей техники, а также своевременно проводить техническое обслуживание, чтобы машины служили долго. Но если всё-таки произошла поломка одного из элементов, для ремонта вам понадобятся запасные детали. В компании «АГРОИМПОРТ” можно заказать запчасти для плуга европейских производителей Lemken и OFAS, которые потребуются при его техобслуживании и ремонте.

Использование нового трактора для вспашки поля

Трактора

Главной техникой при выполнении полевых работ считается трактор. Это мощная, тяговитая машина, агрегатируемая с рядом навесного оборудования. Она используется при вспашке поля, уборке сорняков, прополке, тракторы могут сажать и убирать клубневые и корнеплоды. На больших площадях успешно выполняет свои задачи гусеничная техника, например, машины МТЗ или Джон Дир, колесные же модели востребованы при необходимости работы широкозахватных агрегатов с прицепными плугами.

Подготовка техники

Все тракторы, независимо от того, предполагается ли использование для вспашки поля новой машины или же в работе будет проверенная временем техника, проходят предподготовку. Обязательно проверяют:

  • давление в шинах или натяжение гусеничной цепи, параметры индивидуальны для каждой модели: у тракторов МТЗ при работе в поле допустимый диапазон для передних колес 14-17 кПа, задних – 12 кПа;
  • ширину колеи в пределах 1400-1500 мм;
  • настройки заднего навесного устройства для дополнительных агрегатов: длину раскосов, глубину хода передних и задних рабочих органов навесного орудия с проверкой длины центральной тяги, затяжку контргаек левого раскоса и центральной тяги.

Подготовка техники

Использование пахотного агрегата

Чаще всего на полях отечественных фермерских хозяйств можно увидеть тракторы МТЗ-80 (82), работающие на малых поворотных полосах без применения широкозахватных устройств. Преимущество этих машин – пахотный агрегат, чаще всего плуг ПЛН-3-35, оборудованный культурными, винтовыми и полувинтовыми отвальными корпусами с предплужниками или углоснимами. Он обеспечивает глубину вспашки от 20 до 32 см.

При подготовке этого устройства проверяют:

  • комплектацию корпусами одного типа;
  • установку однотипных предплужников;
  • заточенность лемехов;
  • состояние дискового ножа;
  • устройства для соединения с бороной и катком под озимую вспашку.

Плуг ПЛН-3-35

Корпус

Корпус лемеха должен быть в исправном состоянии без дефектов. Кромка лезвия плуга не может превышать 1 мм. Все болты должны быть спрятаны внутрь, их головки не могут выступать больше 1 мм над поверхностью. Максимальный наплыв лемеха на отвал – 2 мм. Под 2-3° к стенке борозды с тыльной стороны корпуса крепится полевая доска. Чтобы уменьшить сопротивление при вспашке, корпус плуга полируют.

Предплужник

Полевой нож

Нож размещен перед задним корпусом. Центр его вращения расположен над носком предплужника. Рабочее расстояние – 130 мм. Максимальный выступ нижней кромки ножа над рабочей плоскостью – 1-2 см. Плоскость вращения направлена в сторону поля на 1-3 см от обреза.

Настройки

При подсоединении лемеха к трактору длина левого раскоса от верхнего шарнира до нижнего должна быть 515 мм. Регулируя длину правого раскоса, учитывают глубину обработки грунта. После подсоединения закрепляют стяжки и оставляют свободный ход планок крепления к плугу до 20 мм.

Окончательную регулировку проводят на ровной площадке с учетом глубины обработки. Для этого под опорные колеса трактора кладут подпорки высотой по глубине грунта за вычетом 15-20 мм, погрешности на просадку земли.

МТЗ-80 (82) с плугом

Продольную плоскость плуга относительно площадки меняют настройками длины верхней центральной тяги навески. Правый раскос при этом должен быть расположен параллельно поперечной плоскости. После регулировки лемехи должны равномерно соприкасаться с поверхностью площадки.

Производительность и качество обработки грунта при работе трактора в поле зависит от правильной установки первого корпуса. Ширину захвата регулируют смещением рамы в поперечной плоскости по балке подвески, а также изменением длины стяжек навесного узла. Устойчивость хода обеспечивается выставлением воображаемой линии силы сопротивления, которая должна совпадать с осью машины. Если эти параметры не равны, то трактор будет тянуть в сторону. Относительно колеи плуг должен находиться в таком положении, чтобы линия от верхнего края пятки лемеха переднего корпуса совпадала с внутренней линией следа правого заднего колеса трактора.

Окончательная наладка происходит непосредственно перед началом вспашки после тестовой первой борозды. Задний корпус лемеха должен проходить на заданной глубине, а передний по половине. Если заглубление переда превышает необходимые параметры, то уменьшают длину правого раскоса. При проблемах с задним корпусом укорачивают центральную тягу навесного узла.

Вспашка поля трактором обеспечивает равномерную обработку большой площади с целью подготовки к посевному сезону. Механизированный способ решает ряд задач: равномерное переворачивание слоев грунта, насыщение почвы кислородом, совмещение обработки земли и внесения удобрений.

Читайте также: