Как правильно называется учитель труда в школе

Обновлено: 06.07.2024

Моя дочь учится в 9 классе. Сейчас мы стоим на распутье, выбираем профильные классы или сразу в колледж, а затем в институт.

В поиске подходящего колледжа мы просматриваем море информации о образовательных учреждениях и специальностях.

Я задумалась о том, что знаю где учат будущих учителей биологии, химии, начальных классов, математики, английского, ИЗО, на учителя физкультуры и т. д. Но где именно учат будущих трудовиков я даже не задумывалась. Решила заодно посмотреть. Была очень удивлена, что в разных учебных заведениях разные специализации, разный набор навыков будущего учителя. Образование получают по профилю -Технология. Можно работать и вовсе без высшего профильного образования.

Например: МПГУ -Физико-технологическое образование

Получается что профессия творческая, даже хобби можно совмещать со своей работой.

В отличии от обычных учителей преподаватели технологии несут большую ответственность. Помимо такого же объема бумажной работы как и у других учителей, они несут ответственность за безопасность учеников при работе с оборудованием. Ведь дети и токарный станок несовместимы. Но в моем детстве учитель каждого ученика учил пользоваться таким станком.

В детстве я не считала "Трудовика" вообще учителем. Конечно не алкаш из анекдота. Это все же собирательный образ. Просто завхоз который попутно что-то рассказывает детям.

Вспоминаю уроки труда и понимаю что наши дети многое теряют.

Нас учили кулинарии, шитью, деревообработке, читать схемы электрической цепи. Изучали строение автомобиля, изготавливали скалки на 8 марта для наших мам.

Конечно в программе была разная информация, некоторая никогда не пригодится.

Например, мы изучали сельскохозяйственную технику. Из этого раздела мне запомнилось на всю жизнь -"максимальное провисание гусеничной цепи". Помню как учитель сказал -"это спичечная коробка, 5 сантиметров". Зачем мне, девочке эта информация?

Но все равно это лучше чем то что было в школе у моей дочери.

Мальчики сидели за компьютерами, девочки смотрели видео "Галилео" и конспектировали. Однажды решили что будет вышивание, но продержались не больше пары недель.

Потом решили что будут учить девочек готовить, было это в 7 классе. Вечером мне на телефон поступил список продуктов который ребенок должен принести утром в школу. Дети выбрали салат который будут готовить, распределили продукты между собой. Но распределили очень странно. Кто-то приносил сыр, а кто-то луковицу. Дети, одним словом. Кулинария тоже продержалась до первого отравления, пару занятий.

В общем с возрастом понимаешь что такая профессия как учитель труда или технологии очень важна, но к сожалению почти безвозвратно утеряна. Трудовики уже не те, да и труд называют технологией.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” (не вступило в силу)

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Номенклатура
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций
(утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678)

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Заместитель начальника кафедры

2. Должности иных педагогических работников

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

Мастер производственного обучения

Педагог дополнительного образования

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности

Руководитель физического воспитания

Старший педагог дополнительного образования

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)

Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения

Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики

Советник при ректорате

Ученый секретарь совета образовательной организации

Ученый секретарь совета факультета (института)

Примечания: 1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Обзор документа

Утверждена номенклатура должностей педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций.

Она устанавливает единый подход к наименованию должностей указанных сотрудников во всех организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, предусмотрены следующие должности руководителей образовательных организаций: ректор, директор, заведующий, начальник, президент (только для вузов).

Определены иные руководящие должности: заместитель руководителя; руководитель структурного подразделения, его заместитель; проректор (в том числе первый); помощник ректора (проректора); руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики; советник при ректорате; старший мастер, ученый секретарь совета образовательной организации, факультета (института). Таким образом, за лицами, занимающими перечисленные должности, должны быть сохранены существующие меры социальной поддержки.

Также номенклатура содержит должности профессорско-преподавательского состава и иных педагогических работников.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вспомните свои уроки труда в школе. Скорее всего, там были фартуки, табуретки, недовязанные носки и погнутые гвозди. Как много из этих навыков пригодилось Вам во взрослой жизни? Готовить и забивать гвозди все равно пришлось учиться заново, когда действительно понадобилось.

Новая система образования наконец-то начала понимать, что устаревшие программы изготовления табуреток и вышивания крестиком нужно серьезно обновлять, а для этого нужны квалифицированные кадры, которых сильно не хватает.

Как выглядит хороший учитель-технолог в 2017 году?

Помните карикатурный образ трудовика? Неухоженный мужчина средних лет в черном халате и слегка подшофе. Такой учитель в обновленной школе не то что не смог бы работать, он даже не прошел бы собеседование. Внешность играет большую роль, и дело не в модельных параметрах и каких-то эталонах – претендент на обучение детей прикладным знаниям должен выглядеть как человек, успешно их применяющий сам. Если урок будет вести педагог, при общении с которым у школьников не будет появляться убеждение в действительной необходимости обучения, то такая работа будет бесполезной.

Что касается работающих учителей, то следует ориентироваться на имеющуюся у них базу:

Также каждые 3 года технолог, как и любой другой педагог, обязан повышать свою квалификацию и обновлять имеющиеся знания. Это требование особенно актуально, потому что многие работники школ считают, что им хватает информации, полученной в институте или на практике. Однако если повышение квалификации по математике или географии, где принципиально новых открытий не совершалось уже давно, строится на коррекции методики преподавания, то учителю-технологу к подбору курсов стоит подойти особенно серьезно, чтобы его знания соответствовали современным реалиям, поскольку развитие общественных систем не стоит на месте.

Уроки перестанут быть пережитком прошлого только, если станут ценными и полезными, а для этого требуются подготовленные кадры, готовые учиться сами и соответствовать требованиям времени. Если понадобится табуретка, можно обучающее видео на ютьюбе посмотреть.


Теперь студенты официально могут получить место работы в школе и преподавать в любом российском городе, даже не имея на руках диплома о высшем образовании. Новая должность будет называться тьютор. Считается, что новый эксперимент поможет облегчить передачу опыта в педагогической среде.

Суть эксперимента


Пока данный эксперимент будет проходить только в столичном регионе, но в будущем планируется расширить эту практику. В Москве в некоторых классах школ планируется ввести такой формат обучения, как тьюторство. Выпускники и студенты педагогических вузов смогут вести уроки в школах. Контролировать процесс будут более опытные учителя, причем делать это они смогут даже в дистанционном режиме.

Кто такие тьюторы?



Более опытный учитель при такой организации работы может даже удаленно наблюдать за происходящим. При этом он будет продолжать принимать участие в учебном процессе. Молодой специалист просто выполняет рутинные текущие функции.

Преимущества нового формата


Тьюторы – это будущие педагоги. Для них такая организация деятельности необходима, чтобы получить ценный опыт. Специалисты из Министерства образования считают, что в подобном формате можно организовать практику для будущих педагогов. По словам экспертов, именно непростая эпидемиологическая обстановка позволила дать новый толчок к развитию системы наставничества в школах. Теперь опытные педагоги помогают молодым специалистам набраться навыков будущей профессии. К тому же, опыт общения со студентами может быть в чем-то полезен и им. Так, например, молодые специалисты могут научить педагогов старшего поколения использованию новых современных информационных технологий.


Таким образом, школа может стать прекрасной средой для обучения новых педагогических кадров. Сегодня крайне важно найти баланс между привлечением к работе молодых амбициозных специалистов и передачей опыта учителей старшего возраста, имеющих богатый опыт работы. При этом студенты могут не только помогать вести уроки по своей специальности. Они также могут оказывать помощь в классном руководстве и в организации внеурочных мероприятий.

Читайте также: