Как появилось общение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [1] . Вне общения невозможна человеческая деятельность [2] . Психологическая специфика процессов общения, рассматриваемых под углом зрения взаимоотношений личности и общества, изучается в рамках психологии общения; использование общения в деятельности изучается социологией [2] .

Содержание

Представления о развитии общения

История развития средств общения

Филогенетическое развитие общения

Согласно американскому психологу и специалисту по изучению коммуникации и кооперации М. Томаселло, и его кооперативной модели человеческого общения, первыми человечеcкими формами общения были указательные и изобразительные (иконические) жесты. [7]

Онтогенетическое развитие общения

Эмоциональное общение ребёнка с людьми начинается с третьего месяца жизни (комплекс оживления), освоение вербального языка общения происходит в возрасте около года.

Формы коммуникационного действия

Возможны три формы коммуникационного действия:

Классификации сторон и функций общения

  1. Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.
  2. Интерактивная: организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
  3. Перцептивная: процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
  1. информационно-коммуникативная (приём и передача информации)
  2. регуляционно-коммуникативная (взаимокорректировка действий в совместной деятельности)
  3. аффективно-коммуникативная
  1. инструментальная функция (основная рабочая функция, обмен информацией в процессе управления и совместного труда);
  2. синдикативная (сплочение групп)
  3. трансляционная функция (применяема при передаче знаний, оценок)
  4. самовыражение (поиск и достижение взаимопонимания)

Функции по целям общения:

Виды общения

В соответствии с содержанием можно выделить следующие виды общения:

  • Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.
  • Когнитивное общение — обмен информацией, знаниями. Когда мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи, мы имеем дело с когнитивным типом общения.
  • Кондиционное, или эмоциональное общение — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами. Развеселить грустного друга — пример эмоционального общения. В его основе лежит феномен эмоционального заражения.
  • Мотивационное общение — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении. Примерами могут служить: мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).
  • Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности. Пример: учиться вышивать крестиком в кружке вышивания.

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

  • Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.
  • Светское общение — его суть в беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.
  • Формально-ролевое общение — когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  • Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  • Межличностное общение (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.
  • Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Средства общения

  • Вербальные (речевые)
  • Правербальные
  • Невербальные:
  1. Мимика
  2. Жестикуляция
  3. Визуальный контакт

Составные элементы общения



Процедура общения

В процедуре общения выделяют следующие этапы

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения — человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Установление контакта
  7. Обмен мнениями, идеями, фактами
  8. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
  9. Корректировка направления, стиля, методов общения и способов их взаимодействия.

См. также

Примечания

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Общение" в других словарях:

общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия

ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия

общение — См … Словарь синонимов

Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен

Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь

ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов

ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии

Классификация коммуникаций — от жестового обмена информацией до мультимедийности

Базовая модель коммуникации. Эволюция коммуникаций от первобытного общества до наших дней. Типологии коммуникаций в маркетинге: внешние и внутренние, формальные и неформальные, диагональные, горизонтальные и отвесные.

Суть коммуникаций, их базовая типология

Коммуникация — процесс обмена информацией между разумными существами. Для него могут использоваться различные знаково-символические системы, вербальные и невербальные.

Жесты, мимика, интонации в межличностном общении, например, в продажах тоже имеют большое значение.

В маркетинге под коммуникациями подразумевают процессы обмена информацией о самой компании, ее деятельности и продукции. Для передачи информации применяют различные средства.

Организационные, управленческие процессы без коммуникаций невозможны. Именно они являются основой для принятия всех управленческих решений.

Базовая модель коммуникации состоит из следующих элементов:

Форм коммуникаций существует очень много, перечислим основные:

  • беседа;
  • дискуссия;
  • разговор по телефону;
  • переговоры;
  • совещание;
  • пресс-конференция;
  • официальная переписка.

Базовой типологией коммуникаций принято считать разделение их на три типа по составу коммуникантов:

  • межличностные — непосредственное общение двоих или более людей;
  • групповые — взаимодействие в группе людей, знакомых друг с другом;
  • массовые — передача информации большой аудитории, обычно с применением технических средств.

Стоит учитывать, что в групповом взаимодействии все равно участвуют конкретные люди. Это значит, что при разделении коммуникаций на межличностные и групповые в деловых отношениях следует оценить, что в конкретном рассматриваемом случае выходит на первый план — контакт между отдельными личностями, думающими о собственных интересах, или совместное решение задач, стоящих перед группой.

Эволюция коммуникаций

Первые коммуникации возникали еще между первобытными людьми. С тех пор способы обмена информацией эволюционировали вместе с культурой: сначала из устных в письменные, а позже — в электронные.

Мы можем назвать жесты и мимику первыми способами информационного обмена между живыми существами. Животные, не имея вторичной сигнальной системы и абстрактных знаков, тем не менее способны к общению друг с другом. Они используют звуки, жесты, мимику. Так начиналось и общение между предками homo sapiens.

Эволюцию коммуникаций можно условно разделить на три больших периода:

  1. Словесность — только устный обмен информацией.
  2. Книжность — документная коммуникация для передачи основных культурных смыслов.
  3. Мультимедийность — электронная коммуникация превалирует над остальными видами.

Считается, что устная, словесная коммуникация формировалась в эпоху пракультуры, 1,5 млн — 40000 лет назад.

Словесность начала развиваться в эпоху археокультуры, чтобы около 3000 лет до н.э. смениться книжностью.

Мультимедийность — продукт технического прогресса, этот период начался во второй половине ХХ века и длится до сих пор.

Мультимедийность — способ предоставления информации с помощью медийных платформ, подразумевающий соединение вербального, аудио-, видео-, фотографического, графического, анимационного и иных компонентов.

Классификация коммуникаций

Типы коммуникации классифицируются по признакам:

  • тип используемой системы знаков — вербальная или невербальная;
  • инициативность участников — активная или пассивная;
  • способ передачи информации — прямая, она же межличностная, или дистанционная;
  • степень организованности — случайная или организованная.

В маркетинге коммуникации делят на внешние и внутренние. Внешние — это обмен информацией между компанией и окружающим миром. Их можно разделить на три категории:

  • с клиентами;
  • с общественностью;
  • с государством и его структурами.

Внутренние коммуникации происходят внутри компании между сотрудниками и отделами. Без них невозможно представить координацию работников и тем более отделов организации.

Деловые коммуникации часто классифицируют по специфическим признакам:

  • форма взаимодействия — личная или неличная;
  • направленность общения — восходящая или нисходящая;
  • расположение коммуникантов в служебной иерархии друг относительно друга — диагональная, горизонтальная или отвесная;
  • канал общения — формальная или неформальная.

Участники горизонтальной коммуникации равны по статусу, у них может быть общий начальник, но они могут работать и в разных отделах организации. Диагональная коммуникация происходит между руководителем одного отдела и сотрудником другого. Отвесная — между начальником и сотрудником, непосредственно ему подчиненным.

Формальные коммуникации соединяют разные отделы организации, определяются рабочими задачами и регламентированы должностными инструкциями или внутренними нормативными документами. Обычно это письменный обмен информацией: приказы, отчеты, договора, официальная переписка между подразделениями. Чем больше в организации подразделений и уровней управления, тем медленнее происходит этот процесс. Когда клиент подписывает договор или пишет официальную претензию, он тоже вступает с организацией в формальную коммуникацию.

Неформальные коммуникации в целом не связаны с иерархией организации, они связывают людей, которые объединены в рамках одной неформальной группы. Они возникают в любой организации, но обычно не имеют отношения к ее прямым потребностям.

В 2019 году ученые выдвинули предположение, что люди научились разговаривать около 20 миллионов лет назад. Они склонны предполагать, что первые языки в мире формировались на основе жестов — люди показывали на предметы рукой и издавали разные звуки, которые впоследствии превратились в полноценные слова. Также есть предположение, что первые слова возникли вследствие звукоподражания. Например, при упоминании хищников наши предки могли рычать, а для обозначения боли изображать страдание. Недавно ученые провели эксперимент, в ходе которого они выяснили, что представители разных языковых групп отлично понимают определенные звуки. Это значит, что первые слова появились не случайным образом — они были сложены из строго определенных интонаций, которые были понятны предкам всех людей на нашей планете.


Люди научились разговаривать не сразу — на это ушли тысячи, а может и миллионы лет

Когда люди научились говорить?

Ранее ученые были уверены, что люди научились говорить примерно 200 тысяч лет назад. Они считали, что способность произносить слова возникла после того, как человеческая гортань опустилась вниз и удлинила голосовой тракт. Такая особенность речевого аппарата появилась у человека разумного (Homo sapiens) и считалась уникальной, однако ученые ошибались. В ходе изучения животных было обнаружено, что низкая гортань имеется не только у людей, но и оленей, свиней и других созданий. Также было замечено, что некоторые обезьяны умеют извлекать сложные звуки не хуже нас с вами и это при том, что у них нет низкой гортани. Да и вообще, ученые не уверены, что эта особенность организма играет ключевую роль в умении разговаривать.


Гортань — это участок дыхательной системы, который содержит голосовой аппарат

Исходя из этого было выдвинуто предположение, что люди научились говорить в сотни раз раньше, 20 миллионов лет назад. Сначала наши предки просто издавали звуки, а потом они стали ассоциироваться с определенными предметами, явлениями и действиями. Происходило это очень долго, на протяжении тысячи или даже миллионов лет. В конечном итоге все завершилось тем, что к 2020 году в мире насчитывается около 7174 языка.


Карта языков мира

Как люди научились говорить?

Древние люди начали издавать звуки с целью общения очень давно, однако первые полноценные языки начали формироваться примерно 150-350 тысяч лет назад. Существует две правдоподобные теории о том, как это происходило.

Формирование на основе жестов

Как я и упоминал выше, на первых порах люди общались при помощи жестов. Они могли указывать пальцем на предметы или изображать какие-либо действия, издавая при этом разные звуки. Со временем определенные голосовые сигналы начали прочно ассоциироваться с тем, о чем хочет сообщить человек. Скорее всего, именно так и были придуманы первые слова, которые впоследствии стали сложнее по структуре и нести больше смысловой нагрузки.


По сути, первым языком в мире был язык жестов

Звукоподражание


Наши далекие предки учились говорить как младенцы. Но это заняло миллионы лет

Общая особенность всех языков мира

Скорее всего, оба предположения по-своему верны — при выработке навыка речи наши предки могли как использовать жесты, так и звукоподражание. Недавно британские ученые во главе с профессором Маркусом Перлманом (Marcus Perlman) провели эксперимент, результаты которого дополнили обе упомянутые выше теории. В рамках научной работы они отобрали 30 простых слов, которые были разделены на 6 смысловых групп:

  • мужчина, женщина, тигр (живые создания);
  • нож, мясо, камень (неодушевленные объекты);
  • собираться, охотиться, спать (действия);
  • большой, острый, хороший (характеристики);
  • …и так далее.


Ссылки на интересные статьи, смешные мемы и много другой интересной информации можно найти на нашем телеграм-канале. Подпишитесь!

Как и говорилось, на сегодняшний день в мире существует более 7 тысяч языков. Большинство людей умеют разговаривать на своем языке и немного на английском. Но при этом есть и полиглоты, которые способны выучить 4 и более языков, причем в довольно короткие сроки. Если вам интересно, чем их мозги отличаются от мозгов обычных людей, читайте эту статью.

жестов до звуков, которые они издают. Есть также более сложные способы общения между людьми, например, мы научились говорить, писать и читать. Однако этого было недостаточно для человека. Он хотел разговаривать с другими на больших расстояниях.

Первыми, кто сделал шаг в этом направлении, были два англичанина — Уильям Кук и Чарльз Уитстон, которые в 1837 году изобрели телеграфную информационную систему (телеграф).
Телеграфный приемник их идеи состоял из пяти магнитных игл, размещенных на доске с написанными на них буквами алфавита. Переданный сигнал сдвигал две иглы, которые указывали на одну из букв.

5 игольчатый телеграф

Два года спустя Уитсон разработал двухигольную систему, в которой номер наклонной иглы и направление поворота четко указывали на передаваемую букву.

Двух угольный телеграф

Тем не менее, квалифицированные и опытные операторы были необходимы для передачи и интерпретации сигналов.
Пока Уитстон и Кук строили телеграф в Англии, в Соединенных Штатах экспериментировали с аналогичным устройством.

Сэмюэль Морзе

Сэмюэль Морзе придумал такой алгоритм, чтобы зашифровать каждую букву в виде комбинации коротких и длинных сигналов. Сигналы посылались по проводу, правильно нажимая переключатель, называемый ключом. Приемник записывал сигнал на бумажную ленту в виде штрихов и точек, которые затем нужно было прочитать. Этот шифр вскоре стал известен как азбука Морзе.

Азбука Морзе


Следующим крупным событием в области связи стало патентование в 1876 году Александром Грэмом Беллом устройства — телефона, с помощью которого можно было отправлять речь на расстоянии. В микрофоне его телефона звуковые волны падали на гибкую мембрану, к которой был прикреплен постоянный магнит.

Александр Грэм Белл и его телефон

Мембрана с вибрирующим магнитом, благодаря явлению электромагнитной индукции, вызвала создание переменного тока в катушке рядом с ней, интенсивность которой соответствовала изменениям давления акустической волны. Этот ток передавался через кабель в приемник, то есть в наушники, где он проходил через обмотку электромагнита. Переменный ток вызывал переменное электромагнитное поле, в котором ферромагнитная мембрана воспроизводила исходный звук. Сильфонный передатчик генерировал только слабый сигнал, и в то время не было способа его усилить.

Американский изобретатель Томас Эдисон добился гораздо лучших результатов. В 1878 году он усовершенствовал устройство Bell, представив карбоновый микрофон, в котором вибрации мембраны, вызванные акустической волной, вызывали изменения давления в контейнере, заполненном углеродными гранулами.

Томас Эдисон телефон

Изменения давления вызвали изменения электрического сопротивления контейнера, который был подключен к цепи с питанием от аккумулятора. Благодаря этому ток, протекающий в цепи, модулировался в соответствии с изменениями давления воздуха, создаваемого акустической волной. Приемник — телефонная трубка — была почти идентична той, что была в оригинальном решении Ball.

До недавнего времени телефоны были оснащены карбоновыми микрофонами. В последнее время большинство телефонов имеют конденсаторные микрофоны, микрофон который содержит определенный постоянный электрический заряд. Они позволяют получить гораздо лучшее соотношение сигнала / шума и, следовательно, лучшее воспроизведение звука.
Другим устройством, которое способствовало развитию связи между людьми, было радио, точнее радиоволны, потому что радио является только приемной частью большой системы радиосвязи.

Радиопрограммы транслируются из специально оборудованной студии. Там человеческие голоса преобразуются в электронные сигналы. Эти сигналы усиливаются и затем отправляются с высоких мачт в виде радиоволн. Эти радиоволны улавливаются нашим радио дома и преобразуются обратно в звуки, которые можно услышать. Эти волны движутся со скоростью света. Это так быстро, что радиосигнал может обойти весь мир семь с половиной раз за одну секунду.

Первым человеком, создавшим радиоволны, был Генрих Герц.

Первым человеком, создавшим радиоволны, был Генрих Герц.

Гульельмо Маркони

В настоящее время, Интернет используется для общения. Это глобальная сеть, соединяющая тысячи компьютеров через телефонные и отптоволоконные линии. В настоящее время более 4,5 миллиардов пользователей используют Интернет.

Работа в Интернете началась в 1969 году как проект под названием ARPAnet, финансируемый Министерством обороны США. Целью проекта было создание компьютерной сети, способной выдержать ядерную атаку.

ARPAnet

Эта философия руководствовалась интернет-дизайнерами с самого начала. Данные отправляются в пакетах с использованием стандартных методов связи, известных как протоколы (TCP / IP) — любые два компьютера, использующие эти протоколы, могут быть подключены. Если только пакеты правильно адресованы, они могут быть отправлены с любого компьютера, подключенного к Интернету, на любой компьютер, также подключенный к нему. Это означает, что если сбой происходит в части сети, информация обойдет эту часть сети и достигнет пункта назначения другим маршрутом. Из-за этой замечательной проходимости Интернета некоторые считают, что невозможно ввести цензуру в сети, что беспокоит некоторых политиков.

Читайте также: