Как повысить эффективность контроля в системе государственного управления кратко

Обновлено: 04.07.2024

В соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 13.09.2006 № Пр-1648ГС органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено считать совершенствование методов государственного управления приоритетным направлением своей деятельности.

уровень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Алтайского края и органами местного самоуправления, составил 94 %;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в 2016 году составила 31,1 % (значение показателя за 2017 год будет опубликовано Росстатом в марте 2018 года);

время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган исполнительной власти Алтайского края (орган местного самоуправления) для получения государственных (муниципальных) услуг не превышает 15 минут.

Все органы исполнительной власти Алтайского края имеют официальные сайты, через которые обеспечивается доступ к открытым данным. Проекты нормативных правовых актов Алтайского края проходят оценку регулирующего воздействия в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 30.07.2015 № 312, которым предусмотрены порядок и сроки проведения данной процедуры. На официальном сайте Правительства Алтайского края также проводится оценка эффективности работы руководителей государственных и муниципальных служб, органов местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 25.04.2013 № 230 при органах исполнительной власти Алтайского края созданы и функционируют общественные советы, представители которых участвуют в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

В рамках реализации мероприятий, направленных на реформирование и дальнейшее развитие государственной гражданской службы, разработан и готовится к внедрению механизм формирования единого кадрового резерва Алтайского края на основе кадровых резервов органов исполнительной власти региона.

По аналогии с квалификационными требованиями к стажу гражданской службы или стажу работы по специальности, установленными

Указом Губернатора Алтайского края от 15.08.2017 № 104 определен Порядок назначения на государственные должности Алтайского края, установленные для непосредственного исполнения полномочий Правительства Алтайского края.

С целью развития института наставничества постановлением Администрации Алтайского края от 21.04.2014 № 189 утверждено Положение о наставничестве на государственной гражданской службе Алтайского края, успешно реализующееся в органах исполнительной власти Алтайского края. Кроме того, в Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края организована практическая подготовка специалистов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Профилактика коррупционных правонарушений в органах исполнительной власти Алтайского края обеспечивается своевременной разработкой нормативных правовых актов, внесением в них изменений для поддержания в актуальном состоянии, мониторингом исполнения должностных обязанностей и представления необходимых сведений гражданскими служащими Алтайского края, деятельность которых связана с коррупционными рисками.


Дата публикации: 30.01.2018 г.
Дата изменения: 30.01.2018 г.

Для эффективного функционирования государства, в том числе и для противодействия коррупции, необходимо четкое разграничение полномочий всех ветвей власти. При этом система исполнительной власти должна стать современной отлаженной машиной, способной управлять экономикой в масштабах всей страны.

В поисках модели

Как писал П.А. Столыпин, "никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти". Одно из базовых условий развития России - формирование эффективной системы исполнительной власти, которая была бы способна решать вопросы модернизации экономики и противодействия коррупции. Состояние системы исполнительной власти и ее отдельных институтов является значимым элементом "организационного капитала" страны, который напрямую влияет на ее конкурентоспособность. Государственное управление эффективно, если обеспечивает стабильность и поступательное развитие общественной системы.

Опыт российских реформ исполнительной власти последних десятилетий показывает, что эти институты самостоятельно не "настраиваются". Для поддержания и развития "организационного капитала" власти нужны постоянно действующие механизмы управления изменениями. Это особенно важно для России, имеющей сложную, многозвенную систему исполнительной власти, для которой еще не найдено эффективной модели. Современная структура исполнительной власти должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменений в расстановке политических сил и политических катаклизмов.

Одна из основных долгосрочных задач, которую должно решать правительство, - формирование институциональной основы модернизации и инновационного развития социально ориентированного рыночного хозяйства. При этом в основе деятельности всех органов государственного управления должна лежать концепция "интегрированного государственного управления", суть которой - в рассмотрении потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий исполнительной власти. Поэтому совершенствование структуры исполнительной власти должно базироваться на принципе "публичного управления", одним из ключевых элементов которого должна стать передача большого объема деятельности по предоставлению определенного рода государственных услуг непосредственно от правительства к независимым специализированным агентствам следующего звена управления.

Электронное правительство

Важным элементом системы публичного управления должно стать электронное правительство, которое в современных условиях является неотъемлемой частью информационного общества и должно рассматриваться как важный инструмент противодействия коррупции. Применение самых передовых методов сбора, обработки и анализа информации позволит использовать ее при принятии важных государственных решений.

Для России электронное правительство должно стать необходимым компонентом эффективного управления. Внедрение технологий электронного правительства позволит:

  • повысить прозрачность подготовки и принятия решений, законодательных актов;
  • сократить бюрократический аппарат и затраты на его содержание;
  • значительно упростить процедуры для граждан и бизнеса при предоставлении государственных услуг, что значительно сократит возможность коррупционных действий;
  • повысить уровень эффективности государственного управления и, как следствие, улучшить международный имидж государства.

Кроме того, внедрение электронного правительства может внести определенный вклад в увеличение темпов роста экономики. По оценкам специалистов, повышение эффективности государственного управления может дать до 2% прироста ВВП.

Среди основных направлений функционирования электронного правительства можно выделить следующие:

  • "правительство - гражданам";
  • "правительство - бизнесу";
  • "правительство - чиновникам";
  • "правительство - Правительству РФ".

Выстроив систему обратной связи с основными потребителями государственных услуг и переведя часть функций в сферу виртуальных коммуникаций, правительство сможет значительно повысить эффективность своей деятельности. Для обеспечения прав потребителей государственных услуг должен быть разработан и принят специальный закон (его условным названием может быть "Хартия гражданина"), основные положения которого ставили бы чиновника в зависимость от качества его работы, а граждане перестали бы быть заложниками чиновничьего произвола.

Эффективное лидерство

Функции государственного аппарата необходимо переориентировать на решение стратегических задач. В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита нации, способная разработать и последовательно реализовывать концепцию и стратегию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.

В политике подбора и расстановки кадров на высоком государственном уровне целесообразно придерживаться управленческого принципа меритократии, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения. Хотелось бы обратить внимание еще на одно из высказываний П.А. Столыпина, которое по прошествии многих десятилетий не утратило своей актуальности: "В тех странах, где еще не выработано определенных правовых норм, центр тяжести, центр власти лежит не в установлениях, а в людях".

Следует подчеркнуть, что, хотя бюрократизация исторически и означала конец классической эры индивидуализма, одновременно она создавала возможность для исключительных личностей достичь реализации своих идей находясь во главе организации, если только процесс социального отбора позволял им занять такое положение. С этой точки зрения никакая модернизация и никакое реформирование, в том числе и исполнительной власти, невозможны без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях государственного управления. Лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике. Они должны обладать умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении заданной функции. Мудрость чиновника не в том, чтобы командовать экономикой по телефону или через ведомственные инструкции, а в том, чтобы определять приоритетные направления экономического развития, формировать принципы инвестиционной политики, концепцию отраслевых балансов, создавать условия для поддержания конкурентной среды. Поэтому необходимо обеспечить возможности для независимого лидерства в экономической и политической сферах, которое в конечном счете способно подчинить власть чиновников эффективному контролю. Решить эту задачу может нацеленная на перспективу программа подготовки лидеров для различных уровней государственной службы.

Корпоративная культура госуправления

Помимо лидерства, важный аспект государственного управления - создание эффективно работающей команды (коллектива). Необходимо обратить особое внимание на методы, обеспечивающие сознательное и активное участие чиновника в реализации поставленных целей. Опыт показывает, что государственный служащий добивается более высоких результатов при наличии веры в руководство и правильно выстроенной системы приоритетов в работе, признания заслуг и вознаграждения за успехи в работе (не обязательно в денежной форме). Чиновники высоко ценят доверие руководства, возможность пройти переподготовку, получить новые навыки или повысить квалификацию.

Эффективность государственного управления во многом зависит от профессионализма, гибкости и ответственности государственных служащих и системы их подготовки. Всем государственным служащим должно быть обеспечено равенство возможностей, чтобы стимулировать их к нестандартным решениям и освоению новых методов работы. Широкое привлечение талантов, открытость новым идеям - значительный шаг вперед с точки зрения изменения корпоративной культуры государственного управления. Эта культура воплощает в себе кодекс поведения, а также определенные мировоззренческие посылки, ограничивающие сферу возможных политических действий.

Наконец, для тех, кто придает наибольшее значение применению специальных знаний к решению государственных проблем, эффективность означает создание такой организационной структуры, в которой специалисты могут наилучшим образом использовать свои профессиональные качества. При этом необходимо разработать систему оценки компетентности, при помощи которой можно определять качества, необходимые высшим государственным служащим. Применение такой системы дает объективные основания для развития человеческих ресурсов, найма, продвижения, поощрения чиновников. Эта система позволит определять критерии для проведения аттестации всех сотрудников высших ступеней государственной службы. В конечном счете чиновничество должно стать поистине привилегированным аристократическим классом, а профессия чиновника не только высокооплачиваемой, но и уважаемой в обществе.

Экономическая политика государства

Необходимость усиления государственного регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики стала очевидной после мирового финансового и экономического кризиса, который в очередной раз потряс глобальную экономику в 2008 г. Любой кризис нужно рассматривать не как аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы. Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис.

Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои в функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса. Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем автаркические тенденции в глобальной экономике в условиях кризиса отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое.

Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер для снятия назревших противоречий. Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной экономики, как ни парадоксально, - фактор, благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности. В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности. Поэтому для России необходима смена экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и создания устойчивой саморегулирующейся экономики. Необходимо выстроить стройную, гармоничную систему регулирования социально-экономических процессов и управления ими, когда на микроэкономическом уровне устойчивость будут обеспечивать саморегулируемые организации, а на макроэкономическом - функциональные экономические системы.

Одно из важнейших понятий экономической теории и необходимый инструмент макроэкономического регулирования и управления - экономическая политика государства, которая должна реализовываться через разработанную и официально утвержденную правительством стратегию социально-экономического развития. Совершенно очевидно, что для успешного проведения экономической политики государству также необходима "приборная панель", которая давала бы правильные ориентиры выбранному социально-экономическому курсу. Поэтому автор предлагает разработать систему сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития.

Указанная система могла бы объединить четыре группы показателей - макроэкономические, социальные, институциональные и экологические.

Основные макроэкономические показатели:

  • темпы прироста ВВП;
  • уровень инфляции;
  • размер дефицита государственного бюджета;
  • размер государственного долга;
  • объем золотовалютных резервов;
  • уровень монетизации экономики;
  • пределы колебания курса национальной валюты.

Основные социальные показатели:

  • уровень безработицы;
  • уровень бедности;
  • степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (индекс Джини);
  • уровень качества жизни.

Основные показатели институционального развития:

  • индекс качества развития институтов;
  • индекс качества и эффективности государственного управления;
  • готовность к введению и применению электронного правительства;
  • уровень восприятия коррупции.

Основные экологические показатели:

  • уровень экологической устойчивости;
  • уровень производства различных видов отходов;
  • доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе;
  • энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности;
  • объем выбросов в атмосферу углекислого газа.

Важнейшим принципом экономической политики должно стать таргетирование основных макроэкономических, социальных и экологических показателей и создание функциональных экономических систем, обеспечивающих их поддержание в заданных оптимальных параметрах в режиме саморегуляции. Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определении оптимальных значений указанных показателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих равновесие экономической системы.

В саморегулирующейся экономической системе постепенно могут изменяться и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом проектного и сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры государственного управления. Таким образом, в условиях возрастания роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики теория саморегуляции может быть положена в основу разработки долгосрочной, научно обоснованной экономической концепции и стратегии российского государства.

Система сбалансированных показателей устойчивого развития должна быть включена в систему стратегического управления страной и субъектами Федерации. Только при этом условии данные показатели станут ориентирами и инструментами долгосрочного и текущего планирования развития экономики России. Система сбалансированных показателей устойчивого развития позволит обеспечить контроль за достижением установленных индикаторов, увязать бюджетный процесс с планами и результатами развития отраслей и регионов России, оценивать эффективность экономической политики государства. Новая модель саморегуляции рыночной экономики, основанная на системе сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития, может быть достаточно универсальной и использоваться как на страновом, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, политическая стабильность в России, преемственность социально-экономического курса, наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов в очередной раз дают стране шанс провести реальные экономические преобразования, заложить фундамент возрождения и модернизации России, сократить масштабы коррупции. Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики - весьма длительный и болезненный процесс, а кардинальные изменения в условиях кризиса - относительно быстрый и более естественный процесс.

Основными задачами для достижения указанных целей являются:

1) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Свердловской области;

2) повышение доступности и качества государственных услуг в социально значимых сферах;

3) формирование эффективной системы оказания государственных услуг с помощью информационно-коммуникационной сети "Интернет".

(в ред. Закона Свердловской области от 09.11.2011 N 109-ОЗ)

Мероприятия, направленные на решение поставленных задач:

1) внедрение программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

2) разработка и внедрение в деятельность Правительства Свердловской области системы управления по результатам, введение системы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей органов государственной власти Свердловской области в зависимости от достижения ими значений ключевых показателей эффективности;

3) предоставление государственных услуг по принципу "единого окна", в том числе в рамках деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг;

4) оптимизация структуры и упорядочение функций исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

5) реализация мероприятий административной реформы, в том числе по противодействию коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

6) совершенствование принципов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений;

7) расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям;

8) обеспечение информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

9) совершенствование законодательного обеспечения процессов модернизации и повышения эффективности государственного управления в Свердловской области.

Результатами указанных мероприятий станут:

1) увеличение к 2015 году удовлетворенности населения деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 10 процентов по сравнению с уровнем 2010 года;

2) увеличение к 2015 году удовлетворенности населения информационной открытостью исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 15 процентов по сравнению с уровнем 2010 года.

Основными задачами для достижения указанных целей являются:

1) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Свердловской области;

2) повышение доступности и качества государственных услуг в социально значимых сферах;

3) формирование эффективной системы оказания государственных услуг с помощью информационно-коммуникационной сети "Интернет".

(в ред. Закона Свердловской области от 09.11.2011 N 109-ОЗ)

Мероприятия, направленные на решение поставленных задач:

1) внедрение программно-целевых методов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

2) разработка и внедрение в деятельность Правительства Свердловской области системы управления по результатам, введение системы оценки эффективности управленческой деятельности руководителей органов государственной власти Свердловской области в зависимости от достижения ими значений ключевых показателей эффективности;

3) предоставление государственных услуг по принципу "единого окна", в том числе в рамках деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг;

4) оптимизация структуры и упорядочение функций исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

5) реализация мероприятий административной реформы, в том числе по противодействию коррупции в сферах деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

6) совершенствование принципов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений;

7) расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям;

8) обеспечение информационной открытости деятельности исполнительных органов государственной власти Свердловской области;

9) совершенствование законодательного обеспечения процессов модернизации и повышения эффективности государственного управления в Свердловской области.

Результатами указанных мероприятий станут:

1) увеличение к 2015 году удовлетворенности населения деятельностью исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 10 процентов по сравнению с уровнем 2010 года;

2) увеличение к 2015 году удовлетворенности населения информационной открытостью исполнительных органов государственной власти Свердловской области на 15 процентов по сравнению с уровнем 2010 года.

Читайте также: