Как построить коррекционно развивающие программы для достижения готовности к школьному обучению

Обновлено: 02.07.2024

Программа занятий составляется и варьируется на основе результатов первичного диагностирования детей подготовительной группы.

Коррекционно-развивающая работа реализовывается совместно с воспитателями подготовительной группы. В процессе коррекционно-развивающей работы в период с ноября по апрель проводится комплекс мероприятий направленных на физиологическую, социальную и психологическую подготовку к обучению в школе. Содержание коррекционно-развивающей программы разработано с учетом ведущих учебно-важных качеств (УВК). В ходе занятий психолог развивает предпосылки к учебной деятельности, коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, общую и мелкую моторику детей.

Дети получают возможность привыкнуть к роли ученика, а родители получают сведения о процессе обучения своего ребенка через консультации с психологом.

Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс физических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.

Один раз в неделю с детьми проводились занятия по психогимнастике. Занятия направлены на формирование навыка выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении посредством психогимнастики («Психогимнастика в детском саду Алябьевой Е.А.).

В течение учебного проводились все запланированные мероприятия по преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Были проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.

Список методической литературы по подготовке детей к обучению в школе

  1. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков. – М.:ВЛАДОС, 2001. - 256с.
  2. Городецкая Е.Г. Что нужно знать и уметь ребенку при поступлении в школу/ Е.Г. Городецкая, М.И. Пукач, С.П. Циновская. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 111с.
  3. Девятова О.Е., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе – М.6 Национальный книжный центр, 2011. – 152 с.

Направления коррекционно-развивающей работы

1. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе

Развитие данного качества формируется в ходе воспитательного процесса в таких видах деятельности как: экскурсии в школу, рассказы о школе, чтение стихотворений о школе, рисование на школьную тематику и предусматривает выполнение определенных задач:

  1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
  2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;
  3. формирование опыта учебной деятельности.

Для достижения цели нами применяется сказкотерапия.

Сказкотерапия (по определению Т. Зинкевич-Евстигнеевой) – это учение и язык одновременно.

Учение – потому что сказки, притчи, легенды, мифы хранят информацию о том, как люди ищут, соприкасаются, переживают присутствие или отсутствие общечеловеческих ценностей.

Язык – потому что увлекательный сюжет легко воспринимается, а значит, легко усваивается и запоминаются основные ценности, и душа человека пропитывается добром.

– адаптация к школе;

– отношение к личным вещам;

– отношение к урокам;

– отношение к своему здоровью.

Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Ребятам становится легче рефлексировать свои поступки, осознавать причину волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, школьных правил позволяет снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

2. Формирование социальной готовности к обучению в школе

Занятия содержат упражнения нескольких серий:

  1. Обучение распознаванию эмоций в специальных упражнениях.

Задача этих упражнений – научить ребенка узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям: мимике, жестам, позе, интонации. Обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний. В данной серии используются групповые игры и этюды на выражение основных эмоций.

  1. Этюды на выражение внимания, интереса, сосредоточенности и удивления.
  2. Этюды на выражение удовольствия, радости, страдания, печали, отвращения и презрения.
  3. Игры для развития коммуникативных умений. Эти игры помогают развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками, договариваться по поводу общего дела. Снимают напряжение и неуверенность в себе у застенчивых и неуверенных в себе детей. Способствуют быстрому знакомству и установлению эмоциональных контактов в группе незнакомых и малознакомых детей.
  1. Работа по развитию познавательной сферы

Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

  • Учебный план рассчитан на 6 месяцев (с октября по апрель).
  • Общее количество занятий с детьми 30.
  • Занятия проводятся 1 раз в неделю, по подгруппам.
  • Занятия носят интегрированный характер.
  • Предусмотрены творческие задания ребёнок + родитель (домашние задания).
  • Просветительская работа с родителями и педагогами.
  • Для проведения занятий каждому ребенку необходимы тетрадь в клеточку и два простых карандаша; у педагога-психолога – набор эстетично оформленного демонстрационного и раздаточного материала.

Структура развивающих занятий.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Всего 6 блоков заданий.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения. Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, активизации правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Проблема психологической готовности к школе в последнее время стала очень популярной среди представителей разных специальностей. Интерес к данному вопросу объясняется тем, что психологическую готовность к школе можно сравнить с фундаментом здания: чем крепче фундамент, тем надежнее сама постройка.

В работах отечественных исследователей отмечается, что для успешного обучения в школе имеет значение определенный уровень личностного и интеллектуального развития, который рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе.

  1. определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
  2. достаточное развитие произвольного поведения;
  3. определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

Целью программы является появление предпосылок психологической готовности к школе, проявляющейся в наличии мотивов учения. Поставленная цель определяет решение ряда задач:

1. Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению (развитие процесса обобщения).

2. Развитие произвольной регуляции поведения и деятельности (принятие поставленной цели и формирование намерения для достижения необходимого результата).

3. Развитие речи и формирование фонематического слуха.

Диагностический блок программы позволяет выявить данные параметры психического развития ребенка и на основе полученных результатов, определить возможности построения коррекционно – развивающей работы.

Коррекционно – развивающий блок программы разрабатывался в соответствие с особенностями развития мотивационной сферы, уровня развития интеллектуальной сферы и произвольности в поведении ребенка.

В результате реализации программы ожидается появление у воспитанников психологической готовности к школе, проявляющейся в сформированности познавательных и социальных мотивов учения, произвольной регуляции поведения и деятельности, процесса обобщения и установления причинно-следственных связей, литературной речи и фонематического слуха.

ВложениеРазмер
programma_sposobstvuyushchaya_poyavleniyu_psihologicheskoy_gotovnosti_k_shkole.doc 158.5 КБ

Предварительный просмотр:

На областной конкурс психолого-педагогических программ.

Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе

Посошенко Людмила Владимировна

педагог-психолог МБДОУ д/с №41 г. Таганрога

Сидорченко Виктория Валентиновна

педагог-психолог МБДОУ д/с №41 г. Таганрога

Моб. тел.: 89064539476

Почтовый адрес: 347942, Таганрог,

ул. Лизы Чайкиной, 59

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников (Гуткина Н.И., 2009). Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности (в отличие от традиционно-детских видов деятельности, которыми он занимался в дошкольном детстве) за счет появления познавательных и социальных мотивов учения.

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович (1968, 2009) рассматривает два ее аспекта : личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

  1. определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;
  2. достаточное развитие произвольного поведения;
  3. определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

В теоретических работах Л. И. Божович основной упор делался на значение мотивационной сферы в формировании личности ребенка. С этих же позиций рассматривалась психологическая готовность к шко ле, то есть наиболее важным признавался мотивационный план. Были выделены две группы мотивов учения:

Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. К наиболее важным предпосылкам он относил:

  • умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
  • умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе;
  • умение слушать и выполнять инструкции взрослого;
  • умение работать по образцу.

Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.

Исходя из требований, предъявляемых к ученику в школе, можно отметить, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах. Таким образом, к моменту поступления в школу в мотивационной сфере ребенка должны быть развиты как познавательные, так и социальные мотивы учения, в совокупности позволяющие ребенку стать субъектом учения, то есть сознательно принимать и выполнять поставленные перед ним задачи, в интеллектуальной сфере должен быть развит процесс обобщения. В речевой сфере должен быть развит фонематический слух, так как неразличение фонем приводит к тому, что ребенок неправильно произносит слова, а затем неправильно пишет, а современная методика обучения детей в школе чтению строится на основе звукового анализа слова, поэтому умение выделять на слух в слове различные звуки становится принципиально важным для будущего первоклассника.

Результаты исследований сотрудников Института возрастной физиологии свидетельствуют о наличии значительных проблем в формировании школьно-значимых функций у детей при подготовке к школьному обучению. Среди детей, приходящих в школу, имеют дефициты в речевом развитии около 60%, в сформированности зрительно-моторных координаций – 25-30%, в развитии моторных функций около 25 %.

Доказано, что у детей, не готовых к началу занятий, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности в обучении; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем, эти дети чаще находятся в числе отстающих.

Коррекционно-развивающая программа, способствующая появлению психологической готовности к школе, направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, моторики, а так же включает в себя просветительскую работу с родителями и педагогами, которая поможет создать максимально эффективные условия для подготовки ребёнка к школьному обучению.

Цель программы: появление предпосылок психологической готовности к школе, проявляющейся в наличии мотивов учения.

  1. Формирование интеллектуальной готовности к школьному обучению (развитие процесса обобщения).
  2. Развитие произвольной регуляции поведения и деятельности (принятие поставленной цели и формирование намерения для достижения необходимого результата).
  3. Развитие речи и формирование фонематического слуха.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги, педагоги-психологи.

Ограничений и противопоказаний на участие в освоении программы не выявлено.

Основные права и обязанности участников программы.

Ребенку гарантируется: охрана жизни и здоровья, защита от всех форм физического и психического насилия, защита его достоинства, удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении, физиологических потребностей, получение помощи в коррекции, имеющихся отклонений, предоставление оборудования, игр, игрушек и других пособий.

Родители имеют право: защищать права и интересы ребенка, вносить предложения по улучшению работы с детьми, присутствовать в группе, которую посещает ребенок, на условиях, определенных договором между ДОУ и родителями, выбирать педагога для работы с ребенком.

Родители обязаны: выполнять Устав ДОУ, соблюдать условия договора об образовании между ДОУ и родителями.

Педагог ДОУ имеет право: повышать квалификацию, профессиональное мастерство, распространять свой педагогический опыт, получивший научное обоснование.

Педагог ДОУ обязан: выполнять Устав ДОУ, соблюдать должностные инструкции, охранять жизнь и здоровье воспитанников, защищать детей от всех форм физического и психического насилия, сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Педагог-психолог ДОУ имеет право: повышать квалификацию, профессиональное мастерство, распространять свой педагогический опыт.

Педагог-психолог ДОУ обязан: соблюдать должностные инструкции, выполнять Устав ДОУ, сохранять психологическое здоровье воспитанников, защищать детей от всех форм психического и физического насилия, сотрудничать с семьей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка.

Структура и содержание программы

Программа реализуется в трех направлениях:

  1. Педагог-психолог – родители.
  2. Педагог-психолог – педагоги группы.
  3. Педагог-психолог – дети.

I направление (педагог-психолог – родители)

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними. Первым шагом должно стать налаживание контакта с родителями. Затем, в процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребенка, помочь принять его таким, какой он есть. Следующим шагом является выработка единого подхода к воспитанию ребенка. На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с родителями следующие виды занятий:

Рекомендуется также проводить анкетирование родителей для выявления их готовности к поступлению ребенка в школу.

II направление (педагог-психолог – педагоги группы)

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам. Приоритетные задачи:

а) ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития детей старшего дошкольного возраста;

б) обучить адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

в) помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка.

Рекомендуются следующие формы работы с педагогами:

Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.

III направление (педагог-психолог – дети)

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий, а также участии психолога в играх детей.

СПИСОК СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Для того чтобы сделать занятия интересными и личностно значимыми для дошкольников, при выборе форм и методов обучения мы руководствовались следующими положениями:
- смысловая целостность занятий;
- динамичность, увлекательность игр и упражнений;
- разнообразие форм работы.
Отличительной особенностью данной коррекционно-развивающей программы является то, что для развития познавательной сферы детям предлагаются задания не учебного характера. Таким образом, серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает детей старшего дошкольного возраста. На занятиях дети выполняют комплексно разработанные задания на развитие наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, памяти, крупной и мелкой моторики.
При реализации коррекционно-развивающей программы используются следующие формы и методы обучения:
- беседа – как форма организации урока, предусматривающая передачу информации в виде диалога педагогом-психологом и ребенком;
- психологические игры и упражнения;
- методы активного социально-психологического обучения как формы работы, активизирующие процесс освоения теоретического материала, являющиеся способом практической реализации полученных теоретических знаний (метод анализа конкретных ситуаций, сюжетно-ролевая игра, психогимнастические упражнения).
Структура занятий:
Приветствие – с детьми определяем форму приветствия, чтобы создать в группе доброжелательный настрой (3 мин.)
Основная часть – используются игры, которые требуют сосредоточенности, наблюдательности, усидчивости, зрительно-моторной координации (15 мин.)
Релаксация – упражнения направленные на расслабление (5 мин.)
Рефлексия – обсуждение и подведение итогов занятия (3 мин.)
Ритуал прощания – прощание с детьми (4 мин.)

“Если Вселенная действительно беспредельна.
А природа не имеет исчисление в своем творчестве,
То единственная модель этой беспредельности
И этих богатств есть Ребенок”.

Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания ребенка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.

Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому своевременная диагностика, коррекция и развивающая работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед психологом образовательного учреждения.

Начиная эту работу, я, как молодой специалист, столкнулась с рядом трудностей: недостаточное количество программ по подготовке детей к школе, небольшой личный опыт. Разный уровень готовности детей к обучению в школе натолкнул на мысль о создании надежной, развивающей программы, использование которой позволяло бы вывести детей с низким уровнем “готовности к школе” на следующий уровень и выше. На тот период наша периодика предлагала только литературу с набором игр и упражнений по самым различным направлениям в развитии ребенка. Не хватало комплексной системы занятий. Для более профессионального и системного подхода к проблеме готовности детей к начальному школьному обучению и была разработана программа “Путешествие в мир знаний”. Эта программа в 2000 году на городском конкурсе “Педагог-исследователь, новатор, разработчик” заняла 2 место.

  • Реализуется программа в несколько этапов (рис. 1);


  • Вся деятельность педагога-психолога и воспитателей группы, связанная с повышением у старших дошкольников уровня “школьной зрелости”, подчинена структуре Программы (рис.2);


  • Программные занятия развивают не только познавательные процессы, но и все свойства и качества личности ребенка в целом (рис. 3);

Риунок 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММЕ

“ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗНАНИЙ”

ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ЭТАПА ПРОГРАММЫ

2. Ориентировка
в обстановке
помещения,
правилах
и норм
поведения.

2. Познакомить
и обсудить
правила
поведения
на занятиях.

3.Научить
ориентироваться
в комнате для
занятий.

4. Развивать
способность
к согласованному
взаимодействию.

5. Выразить
свое “Я” в
рисунке.

6.Укрепить
взаимоотношения
детей в группе.

7.Поддерживать
интерес к
занятиям.

-Беседа
“Как себя
вести на
занятиях;

-Игра
“Поменяйтесь
местами”;

-Игра
“Прорвись
в круг”;

-Игра
“Глухой
телефон”;

  • Игры и упражнения используются в зависимости от особенностей и проблем ребенка (ход занятия можно изменять по усмотрению педагога-психолога);
  • Количество занятий по конкретным темам может варьироваться в зависимости от усвоения этих тем детьми и хода коррекционно-развивающего процесса в целом.

Подводя итоги коррекционно-развивающей работы по программе “Путешествие в мир знаний”, хотелось бы выделить следующие достижения:

- у детей, посещающих коррекционные занятия, повысился интерес к познавательным задачам и готовность их решать;

- улучшились эмоционально-позитивные отношения в группах и утвердились установки на совместную игровую деятельность;

- во всех видах мыслительной деятельности наблюдалась положительная динамика развития.

В результате моих наблюдений, по отзывам воспитателей группы и родителей, я пришла к выводу, что коррекционные занятия оказывают огромное влияние на развитие психических процессов детей: развитие мышления (дети научились анализировать, классифицировать, обобщать предметы и понятия); внимания (реже наблюдаются явления генерализации, повысился уровень работоспособности); памяти (увеличился объем зрительного и слухового запоминания); творческого воображения, связной речи, и, в конечном итоге, полноценной подготовке детей к школе. Посещение коррекционных занятий настраивает детей на позитивный лад, формирует нравственные чувства и поступки, а так же отмечается более глубокое усвоение программного материала по разделам: “Развитие речи”, “Математика”, “Экология”, “Изобразительная деятельность”.

Ежегодно, в плане преемственности детского сада и школы, проводятся такие мероприятия, как “Круглый стол” и творческие встречи, на которых все участники образовательного процесса анализируют итоги адаптационного периода бывших дошкольников и уровень подготовки к школе. Специалисты школы отмечают положительный результат профессионального и системного подхода к решению проблемы готовности детей к начальному школьному обучению и эффективность использования программы “Путешествие в мир знаний” в детском саду.

Итак, своевременная психологическая помощь старшим дошкольникам является основой их успешного обучения в школе. И программа “Путешествие в мир знаний” способствует этому.

Пояснительная записка к программе

“Путешествие в мир знаний”

Данная программа направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников к начальному школьному обучению.

Цель программы: создать в деятельности ребенка модель учебно-воспитательной сферы, которая позволяла бы гармонично развивать личность и адаптивный потенциал для успешного обучения в начальной школе.

  1. Сочетание игровой и учебной видов деятельности. Постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.
  2. Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и условий игр и упражнений.
  3. Избежание противоречий в обучающих и воспитательных воздействиях.
  4. Развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.

В результате реализации этих принципов происходит становление начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет значение для полноценной жизни в коллективе сверстников.

  1. Личностная готовность – формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции “школьника”. А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
  2. Интеллектуальная готовность – формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно-двигательной координации.
  3. Специальная готовность – формирование навыков письма, чтения, счета.
  4. Физическая готовность – развитие работоспособности, укрепление соматического и психического здоровья.
  • Произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной).
  • Произвольного и непроизвольного внимания.
  • Повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать).
  • Творческого воображения.
  • Мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья.
  • Формирование позитивно мотивации.

Рекомендации, необходимые для проведения занятий

  1. Ориентировочный этап (2 занятия);
  2. Этап накопления положительных образов (2 занятия);
  3. Коррекционно-развивающий этап (17 занятий);
  4. Обобщающе-закрепляющий этап (4 занятия).

Оригинальность программы состоит в использовании новых подходов и технологий коррекции и развития:

  • элементы сказкотерапии;
  • элементы песочной терапии;
  • элементы музыкотерапии;
  • элементы изотерапии;
  • элементы телесно-ориентированной терапии;
  • элементы игротерапии;
  • элементы библиотерапии;
  • элементы мнемотехники и др.
  1. Сравнительный анализ предварительной и конечной диагностики.
  2. Отзывы родителей (анкетирование, беседы).
  3. Отзывы воспитателей (анкетирование, беседы).

1. ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Цель: 1. Установление эмоционально-позитивного контакта с детьми.

2. Ориентировка в обстановке помещения.

3. Знакомство с правилами и нормами поведения на занятиях.

4. Установление позитивных взаимоотношений в группе.

Занятие № 2. “Дружба”.

Задачи: 1. Укрепить взаимоотношения детей в группе.

2. Поддерживать интерес к занятиям.

3. Развивать воображение и коммуникативные навыки.

4. Развивать уверенность в поддержке сверстников; доверие к ним.

5. Поднять эмоциональный тонус детей.

Материалы: мячик, маски животных, веревка длиной 1,5 метров, лист ватмана, краски, карандаши, кисти.

Дети приветствуют друг друга так, чтобы было понятно, что все рады увидеться, используя выразительные движения (смотреть в глаза и улыбаться) или тактильный контакт (рукопожатие, ласковое прикосновение, поглаживание); вспоминают правила взаимодействия (занятие №1).

Игра “Ласковое имя”.

Инструкции: “Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Важно, кроме того, запомнить, кто к каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя”.

Ведущий предлагает детям изобразить кого-либо из животных (шустрому ребенку – медведя; медлительному – зайца, белку; трусливому – тигра, волка, льва…).

Игра “Прорвись в круг”,

Ребенка, испытывающего небольшие трудности в общении со сверстниками, отведите в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Игра “Глухой телефон”.

Дети сидят в кругу. Ведущий спрашивает, кто хочет, чтобы с него начали. Ведущий говорит на ухо любое слово начинающему, а тот передает следующему и т.д. Последний говорит слово вслух, сравнивают с первоначальным.

Игра “Енотов круг”.

Дети становятся в круг, взяв друг друга за руки крепко. Веревку длиной 1,5 метра завязываем в круг. Ведущий одевает круг через плечо. За определенное время, не расцепляя рук, продеть веревочный круг через каждого участника. Можно использовать одновременно два круга (друг за другом или навстречу друг другу).

Групповой рисунок “Волшебная страна”.

Дети рисуют на листе ватмана карандашами, фломастерами, красками или мелками (по желанию) Волшебную страну. В этой стране все люди (и взрослые, и дети) живут дружно, никогда не ссорятся, помогают друг другу и т.д.

Дети благодарят друг друга за совместную игру, кратко обсуждают вопрос, кому какая игра понравилась больше всего. Прощаются друг с другом и со взрослым.

2. ЭТАП НАКОПЛЕНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

Цель: 1. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей.

2. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

3. Укрепление эмоциональных контактов, взаимопонимания и доверия.

Занятие № 1. “Королевство внутри нас”.

Задачи: 1. Познакомить с основными чувствами и эмоциями человека.

2. Развивать умение понимать и передавать свои эмоции и чувства.

3. Развивать умение слушать сверстников.

4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

5. Учить самостоятельно принимать решения, уменьшать тревожность.

Материалы: цветная бумага, краски, кисточки, ножницы, повязки на глаза. Мокрая бумага для рисования (альбомные листы).

Ритуал приветствия. Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются.

“Ребята, все мы разные. У нас разные прически, глаза, рост… Но в чем-то мы все похожи. Когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, тревожно, то можем заплакать… Знаете, как называется состояние людей, когда им весело или грустно, тревожно или спокойно? Это настроение. Настроение – это то, на какое эмоциональное состояние внутри себя человек настроен. Основные чувства и эмоции: радость, грусть, страх, гнев, тревога, удивление. Как можно повысить настроение?” Дети по кругу предлагают свои способы. (Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картинку и т.д.).

Игра “На что похоже настроение”.

Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое?” Ведущий обобщает – какое сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.п.

Игра “Слепой фотограф”.

Детям предлагается выбрать по своему вкусу несколько цветных листочков бумаги, затем мелко нарезать их. После этого каждый ребенок подбрасывает вверх свои кусочки – изображает свой салют, а остальные ему хлопают. Обсуждается, какой салют оказался красивым и почему. Потом ведущий переводит обсуждение на чувства, которые дети испытывают, когда показывают салют.

Игра “Настроение и походка”.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: “Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее”.

Этюд “Солнечный зайчик”.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: “Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Заройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте. Чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладьте его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему”. Далее, ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время выполнения этюда, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

Рисование на тему “Мое настроение”.

Взрослый подготавливает заранее мокрый лист и краски и объясняет детям, что настроение можно изобразить в виде кругов, полосок, пятен и т.п. После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Ритуал прощания. Дети улыбаются друг другу и машут руками.

3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП.

Цель: 1. Развитие познавательных процессов.

2. Формирование способности регуляции деятельности.

3. Развитие коммуникативных способностей.

Путешествие в страну Родной речи.

Занятие № 1. “Остров Гласных звуков”.

Задачи: 1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать воображение, память, восприятие.

3. Развивать дисциплинированность, организованность, сплоченность.

Материалы: аудиокассета “Шум моря”, 2 ленты длиной 1 – 1,5 метра, ножницы, клей, салфетки, ватман, страницы из газет и журналов с буквами.

Ритуал приветствия. Дети приветствуют друг друга любым способом.

Волшебное стихотворение. Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Дети оказались на корабле (корабль может быть нарисованным или же сложенным из кубиков).

Ведущий называет по очереди то или иное чувство и предлагает превратиться в морские волны и с помощью лент показать: волны радости, волны гнева, волны страха и пр.

Упражнение “Гласные буквы”.

Дети вырезывают гласные буквы и наклеивают их на ватман, на котором изображен дом с красной крышей. Каждая буква заселяется в свою “квартиру”: а-я, о-ё, у-ю, и-ы, э-е.

Стихотворение “Овощи”. Юлиан Тувим.

Этюд “Минута шалости”.

Все дети превращаются в пушистых озорных котят, которые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.

Упражнение “Тренируем память”.

Ведущий предлагает детям:

-Нахмуриться, как: осенняя туча, рассерженный человек;

-Разозлиться, как: голодный волк, злая волшебница;

-Испугаться, как: заяц, увидевший волка, птенец, упавший из гнезда;

-Улыбнуться, как: кот на солнышко, хитрая лиса.

Волшебное стихотворение (возвращение). Сива, ива, дуба, клен, шуга-юга, кон.

Ритуал прощания. Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и прощаются до следующей встречи.

Онлайн-книги

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 14100 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

На заседании педагогического совета

Заведующий муниципального бюджетного

Дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7

(коррекционно-развивающая программа

для детей дошкольного возраста

по подготовке к школе)

педагог – психолог МБДОУ № 7

Пояснительная записка

Актуальность заключается в том, что п оступление детей в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению.

Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.

И, самое главное: у ребенка должно быть соответствующее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

обучать навыкам конструктивного общения;

развивать мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук;

формировать графо - моторный навык;

повышать мотивацию дошкольников;

развивать эмоционально-волевую сферу.

Сроки реализации: программа рассчитана на 5 месяцев, по 2 раза в неделю.

Возраст учащихся: 6-7 лет.

Форма: групповая

Методы и приемы:

словесные и подвижные игры на взаимодействие;

психогимнастика (имитационные игры);

арт-терапия (свободное и тематическое рисование);

беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;

Структура занятий:

Основная часть (На этом этапе используются беседы, игры и упражнения).

Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, формирование взаимодействия ребенка с учителем и с другими детьми, снижение уровня тревожности.

Читайте также: