Как понять литературу в школе

Обновлено: 01.07.2024

Чтобы понимать и анализировать классику, нужно любить читать, развивать художественный вкус и поближе познакомиться с авторами и эпохой.

Пять шагов к пониманию классической литературы

Начните с беллетристики

Известные, любимые многими поколениями юных читателей проверенные временем произведения в жанре приключений, детектива или фантастики, авторства Марка Твена или Жюля Верна, а также Джоан Роулинг и её цикл о Гарри Поттере — эти и подобные книги помогут полюбить сам процесс чтения, познакомится с разными сторонами жизни, увидеть героев в неожиданных обстоятельствах. У каждого человека есть та книга, что станет его проводником в мир литературы. Самое главное — отыскать её.

Читайте о современности

Понять и полюбить классическую литературу помогут произведения, описывающие наши современные реалии. Чем ближе действие к нашему времени, тем проще воспринимается книга: от читателя не требуется знание исторического и культурного контекста, он может ассоциировать героев с собой и своим окружением. На примере подобной книги неопытный читатель может потренироваться в анализе произведения: определить её идею, проблематику, авторскую позицию и языковые средства, которыми она выражена, и тем самым улучшить свои читательские навыки.

Подборку таких произведений можно составить самостоятельно. Я могу посоветовать следующий список:

Полюбите стихи

Один из путей к пониманию классики — чтение стихов. Стихотворения, как правило, короче, чем рассказы, повести и тем более романы, но при этом эмоционально насыщены. Прочитав всего несколько строк, можно почувствовать авторское настроение и уловить образы, которые он стремился передать. Чтение стихов развивает литературный вкус, учит получать удовольствие не только от содержания, но и от формы произведения, неожиданной рифмы. Благодаря стихам читатель начинает видеть в тексте не только информацию, но и скрытые смыслы, а это умение — важная ступенька к пониманию классики.

📚 Планируете переход на домашнее обучение?

Пример гармоничного сочетания формы и содержания — фигурные стихи. Их писали многие поэты: Г. Державин, В. Брюсов, И. Рукавишников, А. Вознесенский и другие.




Изучайте историю

Современным школьникам трудно понимать классику, потому что за сто или двести лет с момента написания произведения повседневная жизнь людей кардинально изменилась: другими стали обычаи, привычки, нормы, этикет. Из-за этого и персонажи, и события классических произведений кажутся далёкими и непонятными.

Здесь поможет изучение истории и культуры того периода, которому посвящено произведение, расширение кругозора в этом направлении.

Познакомьтесь с писателем

Иногда, читая биографию автора, можно узнать какую-нибудь деталь, которая сразу сделает его ближе, понятнее, интереснее. Например, Гоголь очень любил макароны-спагетти с сыром, Грибоедов был дипломатом и погиб во время исполнения посольской миссии в Персии, а Анна Ахматова сочинила свое первое стихотворение в 11 лет. Порой одна такая деталь способна перевернуть представление о писателе и начать иначе воспринимать его произведения.

Что нужно запомнить:

1. Чтобы понять и полюбить классику, нужно много читать, двигаясь от простой, развлекательной литературы к сложным произведениям.

2. Чтение стихотворений поможет развить художественный вкус и умение видеть скрытые смыслы.

3. Знание истории и культуры позволит лучше ориентироваться в событиях произведения, поступках и мотивах героев.

4. Знакомство с писателем и деталями его биографии сделает его книги ближе и понятнее.


На различных конференциях учителя обсуждают методики и практику преподавания литературы в школе. Часто и много говорят, например, о качестве учебников и устаревших подходах. Наш новый блогер, педагог Роман Лазебников считает, что в первую очередь надо менять список изучаемых произведений.

Десять лет назад в возрасте 37 лет я пришел работать в школу. Пришел сознательно, примерно догадываясь обо всех плюсах и минусах педагогичского поприща.

Со временем я научился мириться с главными особенностями избранной профессии: повышенной эмоциональностью женского коллектива, потенциальной коррекционностью учеников и довольно умеренной оплатой труда. Однако самым сложным для меня оказалось имитировать живой интерес к преподаваемому предмету в соответствии с государственной образовательной программой.

Очень хочется сказать пару слов о женских образах нашей классики. Ну, не могут пятнадцатилетние девочки сочувствовать Катерине Кабановой, Татьяне Лариной, Наташе Ростовой, Анне Карениной и другим восторженным барышням! Ну, не видят они никакой проблемы в измене мужу, не в состоянии они понять их душевные страдания!


50 очень разных экранизаций русской классики: от Пушкина до Достоевского

Да, я могу объяснить своим подопечным, что двигало нашими классиками, но не вижу в этом фундаментального смысла. Почему? Все дело в том, что понять русскую классическую литературу способен читатель, обладающий зрелым христианским мировоззрением. А теперь скажите: где мои ученики могут обрести христианское воспитание, если их родители, как правило, живут жизнью, если не антихристианской, то нехристианской точно.

И даже я, практикующий христианин, имеющий помимо филологического образование семинарское, объяснить суть христианства на пальцах не способен. Вы спросите, что я предлагаю? Ничего сверхъестественного. Начинать с литературы, максимально приближенной к нам по времени, а затем, на цыпочках, как по минному полю, подбираться и к классике. Но это уже совсем другая история.

Иллюстрация: Shutterstock (iku4)





Блоги

6 советов родителям и учителям: они помогут детям лучше учиться


Блоги


Блоги

Чему детей научат роботы — в процессе создания


Эксперты


Программа по литературе была во многом сформирована в советское время. Тогда целью коммунистов было показать, как плохо жилось до революции, чтобы подчеркнуть достоинства социализма. Когда отбирались классические произведения, то это были произведения христианских авторов, живших в христианской цивилизации (других у нас в позапрошлом веке просто не было). Поэтому надо хотя бы шапочно знакомить детей с христианством (не скатываясь в навязывание).





Согласна с автором. Те книги, которые предлагаются детям и подросткам писались не для детей. Это для взрослых. С опыто и собственными переживаниями. Не удивительно, что дети отказываются читать — ни один нормальный человек не будет читать то, что не понятно. А детей заставляем и еще возмущаемся, когда отказываются!




Перечитывая школьную программу по литературе уже будучи взрослым, понимаешь, что дело-то тут было не в цвете занавесок, как утверждал учитель, а мотивы поступков героев играют новыми красками. Лирика Пушкина, философия Толстого и трагизм Достоевского, даже, по мнению самих педагогов, открываются в полной мере лишь в зрелом возрасте. Так почему же классика русской литературы включена именно в школьную программу, если подростки во многом не могут не только оценить по достоинству широту мыслей, но и уловить суть?

Какие произведения называют классикой, и кто определяет классика это или нет?

Сомнительно, что эти господа творили ради того, чтобы бесконечно украшать кабинеты литературы.

В повседневной жизни это определение используется для обозначения чего-то настолько привычного, что в какой-то степени успело набить оскомину, но якобы, никогда не выйдет из моды.

На самом деле, говоря о классике, люди всякий раз вкладывают в это понятие разные смыслы. Если говорить о музыке, то классикой можно назвать как Чайковского, так и группу Битлз, все зависит от того, какой смысл вкладывает в слова собеседник. Если говорить о классической одежде, то, что первое приходит на ум? Строгий пиджак сдержанных оттенков? А буквально несколько веков тому назад под классической одеждой у мужчин подразумевали каблуки и парики. Так на все ли времена эта самая классика? И воскликнул ли кто-нибудь, прочтя Пушкина, что вот он – классик собственной персоной?

При жизни классиком не признаются.

Да, как и признание гениев - гениями, признание классикой приходит после смерти автора в большинстве случаев. Главным требованием к классике считается проверка временем, потому жизнь одного человека слишком несущественный промежуток времени для такой задачи.

Три греческих автора – Еврепид, Эсхил и Софокл, чьи имена стали образцами классической литературы, как раз и заложили эти основы. Да, они были популярным и востребованы при жизни, но и речи не было о том, что столетия спустя их имена останутся на слуху, а произведения будут считаться образцами мировой классической литературы.

Афины, утратив свое изначальное влияние, и вовсе были завоеваны Александром Македонским, а затем римлянами. Последние стали изучать в школах греческую литературу, хотя самой греческой империи уже не существовало. Так, литература пережила крах империи, это и заложило основной канон литературного произведения, созданного стать классикой – они способны остаться, выжить, даже если рухнула империя, сменились столетия. Потому утверждать, что кто-то стал прижизненным классиком, как минимум опрометчиво – время еще не расставило свои приоритеты.

Живи Франц Кафка сегодня, он был бы богат.

Обязательно ли классический автор должен быть популярным при жизни? Здесь сложно провести какую-то закономерность. Тот факт, что Донцова сегодня продает книгу за книгой, вовсе не означает, что несколько столетий спустя ее имя и вовсе будет кому-то известно. Евгений Баратынский некогда был крайне известным поэтом, чьи произведения распродавались на ура. Однако кто знает о нем сегодня?

Если бы Франц Кафка жил сейчас, то он бы, несомненно, был бы богатейшим человеком, но он умер в нищете, так и не получив заслуженного признания и почета. Такова же ситуация с Эдагором По, Эмили Дикинсом. А вот, к примеру, Лев Николаевич и при жизни был знаменитым писателем, жил богато, пользовался уважением современников. И даже сейчас остается одним из основоположников русской классики. Так есть ли связь прижизненной популярности и соотнесения к классике?

Единственным источником знаний был учитель и книга.

В эпоху интернета и не читающих детей, едва ли не каждый сопричастный не задумывался о том, что школьную программу по литературе давно нужно адаптировать под запросы современной молодежи, общества и имеющихся ценностей. Возможно, тогда и дети станут читающими?

Однако любая попытка изменить школьную программу по этому предмету, всегда вызывает массу недовольств в обществе. Равно как и попытка включить в нее новое произведение. Родители, выросшие на этих книгах, уверены, что такой же литературный опыт должны получить и их дети. Поэтому, несмотря на то, что попытки изменить, в том числе и кардинально, список литературы для школьников, были. Но факт остается фактом, сегодня в России школьная программа по литературе одна из самых консервативных в мире. Уроки литературы преследуют основную цель – ознакомление с произведениями, которые входят в национальный литературный канон. Последнее же менялось вместе в изменениями в стране.

Несмотря на то, что после революции правительство было готово переделать всю систему царского образования, на это просто не было средств. К тому же положение о единой трудовой школе вышло еще в 1918 году, а вот программа к ней только спустя три года. Программа была рассчитана на 9 лет, но срок обучения из-за ситуации в стране сократили до 7 лет. Единственным источником знаний на тот момент был учитель, а учебник зачастую был только у него самого. И только учитель решал, с какой литературой знакомить учеников, а с какой – нет.

В стране советов литература была мощным орудием пропаганды.

Однако министерство просвещения понимало, что столь широкие возможности педагогов, особенно в литературе, чреваты вольнодумием и ложной идеологией. Программа стала жестче, учителя не могли заменять одно произведение другим. Старшеклассники в основном читали молодых советских авторов. Вместе с Горьким, Маяковским Блоком соседствовали Федин, Лидин, Леонов, Малышкин – чьи имена сейчас знакомы разве что людям старшего поколения. При этом программа предусматривала и трактовку произведений с отсылкой к марксизму.

В 1931 году программу видоизменили, сделали ее еще более идеологически выверенной. Но в 30-е годы с их потрясениями и чистками не дали возможности устояться принятым образовательным догмам. За этот период учебники заменялись трижды! Относительная стабильность настала только в конце 30-х годов, школьная программа, принятая в ту пору, продержалась до Хрущева. Программа была достаточно жесткой, было регламентировано количество часов, которые следует отводить той или иной теме.

Это сейчас уроки литературы учат думать и анализировать, тогда вольнодумие не приветствовалось.

Именно эта программа подразумевала заучивание кусков текста, причем выбрать их на свое усмотрение учитель или ученик не могли. Многих научных деятелей в области литературы такое положение дел совсем не устраивало, ведь клише в такой сфере неприемлемо. Предмет, который призван научить мыслить, видеть скрытое, в итоге оставлял лишь узкий коридор для мыслей. А любая иная трактовка произведения признавалась неправильной и не имеющей права на существование. Это приводило к тому, что школьники были уверены в том, что все писатели и поэты – люди кристальной чистоты и благих помыслов, единственное, о чем смели мечтать – о социалистической революции.

После 50-х, когда уже не стало Сталина, школьная программа по литературе не меняется существенно. Зато определяются столпы русской классики – дореволюционный поэт – Пушкин, советский – Маяковский. Среди прозаиков Толстой и Горький.

Книги были в каждой советской квартире. Пусть даже их и не читали.

Наконец-то, становится важным звучание языка, художественные красоты текста, его лиричность и талант автора, а не правильность его политических мыслей. Произведения, которые некогда составляли основу программы, изучаются вскользь.

Что из школьной программы стоит перечитать, чтобы понять произведение с другой стороны

Краткое изложение - худшее, что можно сделать с литературой.

Безусловно, любое произведение, будь то из школьной программы или не входящее в нее, перечитанное во взрослом возрасте способно удивить новыми гранями. К тому же, как уже было сказано выше, советская система образования то и дело пыталась влезть в умы подрастающего поколения и решить каким мыслям там роиться, а каким – нет. Потому, даже если отбросить нюансы про лишь формирующуюся личность, обстоятельств, не позволяющих полноценно насладиться художественным произведением, было более, чем достаточно.

Чтобы постичь гениальность писатели, нужно быть зрелой личностью.

Когда сюжет знаком до боли, в игру вступает красота слова.

Зарубежная экранизация романа не обошлась без ляпов, но достойна внимания.

Произведение Платонова весьма неоднозначное и сложное для подростков.

Прежде чем окунуться в лирику Бунина, интересно будет прочесть о его бурной личной жизни.

Если говорить о детской литературе, то даже среди сказок (особенно среди самых популярных) множество сюжетов, которые изначально вовсе не были детскими . В них до сих пор есть сюжетные линии и детали, которые являются отсылками к мифологическим основам этих произведений.


Источник: mel.fm

Автор: Гоша Матавкин

Фостер пересказывает Кэмпбелла подробнее, чем Оксимирон. Например, обращает внимание на то, что заявленная цель героя никогда не совпадает с его истинной целью: рыцарь отправляется в далёкий путь не за принцессой и даже не за хлебом, а за поиском самого себя.

Литература вырастает из литературы

картинка Arlett

Еда, вампиры и всё о сексе (кроме самого секса)

картинка Arlett

То же самое Фостер пишет и про описания постельных сцен. Если у Филдинга ужин выглядит как секс, то Генри Миллер с помощью эротических сцен провозглашает свободу личности, Бёрджесс добавляет штрихи омерзительности своему персонажу, а Набоков провоцирует читателей.

Иносказательны и описания природы. Если в конце длинного романа персонажи слышат начинающуюся грозу, то, скорее всего, и между ними вот-вот будут греметь гром и сверкать молнии. Так что не пролистывайте эти страницы — они помогут вам разобраться в следующих.

10 советов, как правильно читать

1. Читайте названия глав

Случается, что вы прочитали книгу, посмотрели на название, а в книге вообще ничего такого не было. Это знак! Или вы невнимательно читали, или автор вам на что-то намекает. И да, точно так же не забывайте читать названия частей и глав в книге.

2. Обращайте внимание на деление на части и главы

Почему в книге вообще есть части и главы, и почему они такие, какие есть — это тоже важно. Почему одна глава заканчивается вот этим, а другая начинается вот с того, зачем нужны пролог и эпилог, почему у некоторых авторов главы по две странички, а у других — по двести.

3. Внимательно читайте имена персонажей

Когда в школе рассказывали о говорящих фамилиях, почему-то молчали о том, что почти все фамилии в литературе говорящие. Только одни о себе кричат, а другие говорят шёпотом. Имена, фамилии, клички — всё сплошь характеристики персонажей (правда, иногда их нужно погуглить, чтобы понять, что они означают).

4. Смотрите на время и место действия

Если автор переносит читателя в другие время и место, происходит это не только и не столько потому, что где-то там могут быть драконы, а у нас здесь — нет. Даже рассказывая о временах и местах с драконами, говорит-то автор, скорее всего, про свои время и место. Хорошие книжки не злободневные, а универсальные.

5. Прочитайте о создании книги и биографию автора

Неплохо бы узнать, где и когда автор написал своё произведение — что тогда писали другие, что уже было написано, и что пока не было, что было можно и модно, а что нельзя и не комильфо. Если уж всё равно отвлеклись от книги на интернет, посмотрите, как вообще жил или живёт автор. Скажем, людей бедных часто волнуют совсем не те вещи, что богатых.

картинка Arlett

6. Сопоставить начало и конец произведения

Обязательно вспоминайте, как начиналась книга, когда её дочитываете. Обратите внимание, каким главный герой был в самом начале и каким стал в конце, и задайтесь вопросом, почему он так изменился.

7. Выучите тропы и жанры (ну хотя бы прочитайте, что это такое)

То есть все эти метафоры, гиперболы, олицетворения и прочие синекдохи, а знание жанра поможет понять тот или иной поворот сюжета. Что, герои сидят на скамейке и вдруг знакомятся с дьяволом?! Всё нормально, это же магический реализм.

8. Обращайте внимание на символы

Это, пожалуй, самый пространный совет: мало того, что символом в книжке может быть почти всё, что угодно, так ещё и один и тот же символ может означать совершенно разные вещи. Несмотря на то, что сигара иногда просто сигара, картина на стене, дождь за окном, колечко в кармане — это всё символы, и это всё важно.

9. Вспомните другие книги

Писатели обычно сами много читают, поэтому часто ссылаются на другие произведения. Их бы неплохо помнить. Конечно, всё на свете прочитать невозможно, но Библию, древнегреческие мифы и фольклор знать точно надо. Когда читаете, скажем, современный русский роман, там героиня бросается под поезд, и вам это ничего не напоминает, то лучше и классику перечитать — хотя бы в кратком пересказе.

10. Читайте самые скучные места в книге (даже описания природы)

Потому что автор ничего не делает просто так. Если вам на протяжении пяти страниц рассказывают, как над городом собираются тучи — значит, автору очень сильно надо показать, как спокойно всё было раньше, но вот сейчас-то будет гроза. И обычно гром и молнии не только в небе, но и в отношениях между героями.

Читайте также: