Как понять что ребенку плохо в школе

Обновлено: 07.07.2024

Основных школьных проблем у ребенка может быть три: успеваемость, отношения с другими ребятами и отношения с учителями. Эти проблемы могут быть связаны, но могут быть и автономны: отличники и любимчики учителей порой оказываются изгоями в классе, а двоечники — неформальными лидерами и так далее.

Проблемы с успеваемостью: на что обратить внимание?

2. Отношение ребенка к школе резко изменилось. Школьник, который раньше бежал в школу вприпрыжку, вдруг от школы отстранился, озлобился, и учеба его совсем не радует. Это может быть связано как с успеваемостью, так и с проблемами в отношениях с одноклассниками.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

6. У ребенка пропал аппетит и появилась бессонница. Наш младший школьник переживает, боится нас огорчить и получить нагоняй за плохую успеваемость, отсюда — стресс, проблемы с едой и со сном. Наш старший школьник, более ответственный и взрослый, беспокоится о своем будущем, и мысли о том, что плохая успеваемость скажется на дальнейшем образовании, на карьере, на имидже не дают ему ни есть, ни спать.

Знание возможностей журнала снимет многие недоразумения.

Проблемы с одноклассниками

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

7. Никто не ходит в гости. Сейчас дети, конечно, уже не так часто ходят друг к другу в гости, как в наше время, но все же иногда ходят. Если нашего ребенка одноклассники никогда к себе не зовут и сами в гости не приходят, это повод задуматься об отношениях к нему в классе.

11. Если резкое ухудшение поведения может быть признаком проблем с успеваемостью, то резкое ухудшение успеваемости может быть признаком проблем с поведением. Обратите внимание, если на смену четверкам и пятеркам у ребенка вдруг пришли двойки.

Что делать дальше?

О чем спрашивать ребенка?

  • Нравится ли тебе в школе? Что нравится?
  • А что не нравится? Почему?
  • Нравится ли тебе учительница? И почему?
  • Нравятся ли тебе дети в классе? Кто нравится больше? Кто не нравится? И почему?
  • Что нравится больше — уроки или перемены? Почему?
  • Что самое хорошее произошло с тобой сегодня в школе? А что самое плохое?
  • С кем ты хотел бы сидеть за одной партой? А с кем — нет? Почему?
  • Какое самое странное слово ты сегодня услышал сегодня? Говорят ли учителя странные/смешные слова?
  • От чего ты сегодня больше всего устал?
  • Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе? Почему?
  • Что тебя сегодня рассердило в школе?
  • Как ты считаешь, все ли оценки ставят тебе заслуженно?
  • Тебе сегодня делали замечания на уроках? За что?

Слушаем ребенка и обращаем внимание не только на то, что отвечает наш ребенок на эти вопросы, но и на то, как он на них отвечает. А также на то, на какие вопросы он не отвечает. Это тоже информация для размышления. Как и поведение ребенка во время разговора. На каком вопросе он запнулся? Опустил глаза? Поджал губы? Какой вопрос заставил его задуматься? Или наоборот, вызвал очень активную реакцию, может быть — агрессию, желание оправдываться, защищаться. И не теряем доверия ребенка. Остаемся искренними сами. Внимательно выслушиваем нашего школьника,

Что мы, родители, должны донести до ребенка?

Я на твоей стороне.

Я хочу тебе помочь.

Я вижу твою проблему / проблему в твоем классе / проблему в твоем отношении с учителем так-то и так-то. Самым приемлемым решением твоей проблемы я вижу то-то и то-то.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

Что мы можем сделать еще?

Связаться с классным руководителем, с учителем, узнать его версию событий, обсудить ход действий. Спросить у учителя, как с его/ее точки зрения ребенок ведет себя в школе, классе. На уроках, на переменах. Общается ли с другими детьми? Какое у ребенка чаще всего настроение в школе?

Если в школе есть психолог, связаться с ним, узнать его версию событий, обсудить ход действий.

Держать связь с родителями одноклассников, особенно с родителями друзей ребенка. Возможно, через чат. Они от своих детей могут знать подробности конфликта или проблемы в классе, о которых не знает наш ребенок.

Вместе с учителем и психологом выработать план совместных действий и придерживаться его в дальнейшем вместе с ребенком.

С благодарностью семейному и подростковому психологу Анне Абраменко

1. Над ребёнком в школе издеваются


Катерина Дёмина: Первая причина для смены школы, которая у всех на слуху, это травля, конечно. Бывает, что ребёнок ничего не говорит, но, например, его рвёт каждый день перед школой, а по выходным и в каникулы чувствует себя совершенно нормально. Непонятные синяки и ссадины, непонятные пропажи и порча вещей, которые он не может объяснить — повод насторожиться. На самом деле по ребёнку всё заметно. Даже если он молчит, прекрасно видно постоянное напряжение и расстройство из-за школы.

В сети выложена памятка, что должен сделать родитель, если ребёнка травят. Её написала мама, которая столкнулась с этой проблемой, но не захотела идти традиционным путём и менять школу. Вместе с ребёнком они прошли этот путь и достигли успеха. Если вы выполнили все возможные шаги по налаживанию, и ничего не помогло, то надо переводить. Все исследователи говорят, что травлю инициирует и поддерживает учитель. Если нет возможности сменить учителя, то надо менять школу.

Что касается престижных школ, там чаще всего и бывает травля, причём и со стороны учителей, и со стороны детей. Это очень конкурентная, часто нездоровая среда, не все дети это выдерживают, и не всем это нужно. У меня много пациентов из таких школ — с энурезом, с экземой, с тиками — потому что там прямо в первом классе просят брать репетиторов. Не должно быть у детей репетиторов в первом классе.

2. Ему слишком сложно учиться


Катерина Дёмина: Другой повод для перевода — если ребёнок со школой не соответствуют друг другу по уровню, причём в обе стороны. Ребёнку может быть как скучно, так и, наоборот, слишком сложно. Как это понять? Я бы обратилась за помощью к экспертной оценке. Ребёнок может пройти независимое тестирование, которое позволяет оценить его реальный уровень знаний. После этого уже можно решать вопрос со школой. Чаще я вижу вариант, когда ребёнка, который не тянет, запихнули в сильную школу всеми правдами и неправдами. Родители хотят, чтобы он дотягивал за счёт репетиторов, но в итоге ребёнок всё время в стрессе, потому что он пытается соответствовать не своему уровню. Зато после перевода в школу пусть более слабую, менее престижную, но соответствующую его реальности, он расцветает и действительно показывает свой максимум. В то время как в школе, которая слишком для него сложная, он просто бесконечно болеет и пропускает всё то, за чем туда пришёл.

Евгений Ланге: Чтобы ребёнок себя хорошо чувствовал, у него должна быть ситуация успеха. Когда ты ходишь на какой-нибудь продвинутый кружок по химии, и у тебя там пятёрки, а по всем остальным пусть тройки и четвёрки, то это уже ситуация успеха.

Важно понимать, что каждый готов прикладывать разное количество усилий. Например, ребёнок учится в школе и, чтобы соответствовать уровню, мне нужно прикладывать определённое количество усилий. Если я не готов столько вкладывать, то лучше пойти в другую школу, в которой моих усилий будет достаточно. Можно купить айфон и им счастливо пользоваться, а можно телефон попроще с теми же самыми функциями. Другая история — что за свои усилия мы должны получать какие-то бонусы. При этом всегда есть то, чем приходится за них платить. В любом деле есть что-то, что не очень нравится, но от этого никуда не деться. Если в школе больше 60% ништяков, которые приносят удовольствие, а 40% — всё прочее, то почему нет. Так рассуждают подростки, которые начиная с 13 лет уже сами могут принимать решения про школу.

3. Или, наоборот, слишком легко учиться


Катерина Дёмина: Если ребёнку слишком легко, он чаще всего просто жалуется, говорит, что ему скучно. У нас младшая дочка так весь третий класс провела. Пошли к завучу, завуч дала тест, она его сделала за десять минут — тест за весь третий класс. Завуч дала тест за четвёртый класс, ребёнок сделал его за 20 минут. Она говорит — ха, вот теперь у нас проблема. И мы перешли в другую школу, где дочка стала учиться чаще на четыре, чем на пять, но совершенно расцвела, потому что там класс — ей ровня. Учиться она стала как бы хуже, но чувствовала себя при этом гораздо лучше.

Бывают дети, которые отказываются переходить в сложную школу, потому что у них друзья. Здесь надо смотреть: возможно, компенсировать это дополнительными заданиями, если всё остальное устраивает. Атмосфера, хорошие учителя, друзья, ребёнок всё успевает, при этом у него есть дополнительные занятия. По крайней мере, до старшей школы так точно можно.

4. Школа находится слишком далеко от дома


Катерина Дёмина: У меня сейчас довольно много пациентов, которые живут за городом, чтобы ребёнок дышал свежим воздухом, при этом его возят в Москву учиться каждый день в семь утра 40-90 минут по пробкам и обратно в восемь вечера. Это, мне кажется, категорически неправильно. Ребёнок весь день проводит в дороге, он спит в машине, не гуляет с одноклассниками. В норме, особенно в началке, что должно происходить: ребёнок сам ходит в школу, то есть она в шаговой доступности, у него есть друзья, с которыми он может гулять после школы, приглашать к себе домой, к которым он ходит на дни рождения в гости, а не в торговый центр с аниматорами. Ребёнок тогда растёт. Хоть как-то можно оправдать долгую дорогу в профильную школу в старших классах. А малыши должны ходить ногами и быть рядом с домом, потому что поездки их очень выматывают.

5. Ребёнку не подходит стиль преподавания


Помните, школа — это место, в котором ребёнку в первую очередь должно быть интересно и безопасно. Оценки не так важны, если он постоянно испытывает стресс и напряжение. Не бойтесь поговорить с учителями и узнать, как на самом деле обстоят дела у ребёнка. Возможно, ребёнок отстаёт по программе, потому что у него дислексия, дисграфия или СДВГ.


Лиза Линнелл-Олсен, 7 лет проработавшая тьютором в школе, рассказывает, как родителям понять, что у ребенка проблемы с успеваемостью.


Лиза Линнелл-Олсен

Когда ребенок или подросток сталкивается с проблемами в образовании, необходимо как можно скорее помочь ему. Чем дольше ребенок ждет помощи, тем сложнее ему догнать программу.

Как вы можете понять, что ваш ребенок отстает в школе? Дети и подростки не особо распространяются о своей успеваемости, особенно если с ней есть проблемы. Ниже приведены несколько признаков, на которые надо обратить внимание.

Запомните, что любой из этих признаков может появляться у вашего ребенка и он не будет признаком проблем. Но если такое поведение становится привычным, необходимо принять меры. Чем раньше вы поймете, что стоит за этими изменениями, тем лучше вы сможете помочь.

1. Ваш ребенок внезапно отказывается обсуждать школу

Если ребенок внезапно не хочет рассказывать, что они сейчас проходят на занятиях или как прошел его день, это может быть сигналом, что в школе что-то не так. Это может касаться только тех предметов, по которым ребенок отстает.

2. У вашего ребенка резко изменилось отношение к школе

Если ваш ребенок становится отстраненным и озлобленным в отношении школы, вероятнее всего ему не нравится ситуация с его успеваемостью.

Еще один важный признак — это скука. Если ваш ребенок жалуется, что ему скучно, важно заглянуть глубже и найти причину. Возможно, он уже знает материал, который они изучают на уроке.

Дети, которые не понимают изучаемого материала, также часто жалуются на скуку. Представьте, что слушаете радиостанцию на языке, с которым никогда не встречались раньше.

3. Ваш ребенок слишком долго делает домашнее задание

Если у вашего ребенка уже привычно не остается свободного времени после выполнения всего домашнего задания, это тревожный сигнал.

Политика в отношении домашней работы сильно зависит от школы и учителя, и важно понимать, что в некоторых классах дают больше заданий, в других — меньше. Убедитесь, что вам известна политика вашего учителя в отношении домашних заданий.

Если учитель вашего пятиклассника считает, что на его домашнее задание надо не более 15 минут, а ребенок тратит на него 50, это значит, что школьнику приходится прикладывать больше усилий, чтобы сделать его хорошо.

Так же как если старшеклассник тратит час каждый вечер на сложный курс по математике, дающий двойные баллы для колледжа, это вполне может соответствовать программе учителя.

Если вы знакомы с позицией преподавателя по поводу домашней работы, вы сможете прийти на помощь, когда у ребенка будут проблемы с успеваемостью.

4. Ваш ребенок плохо ведет себя в школе

Иногда плохое поведение в школе — это попытка ребенка привлечь ваше внимание к тому, что он не справляется со своей работой. Детям и подросткам часто не хватает навыков, чтобы высказаться и рассказать, с какими конкретными проблемами они столкнулись в школе.

Если вам всегда было легко договориться с ребенком, но внезапно он стал хуже себя вести в школе, обратите внимание не только на то, что происходит в его социальной жизни, но и на его академические успехи.

5. Учитель вашего ребенка выражает беспокойство

Иногда проще отмахнуться от того, что говорит учитель о вашем ребенке, особенно если это кардинально отличается от того, каким вы его знаете.

Учитель — это человек, который преподает один и тот же материал полному классу школьников. Если он верит, что вашему ребенку предмет дается сложнее, чем остальным, обратите внимание на его слова.

Когда учитель говорит вам об изменениях в успеваемости ребенка, он дает вам шанс решить проблему, которая только начинает развиваться. У учителя в такой момент, как правило, есть варианты решения проблемы. Если он не предлагает вам конкретных действий, возможно, он ждет, что вы попросите помощи.

Конечно, это диалог и никто не знает ребенка лучше родителей. Мысли и идеи учителя — это информация, которую вы можете сложить с тем, что уже знаете, и понять, есть ли у ребенка сложности с учебой и как ему можно помочь.


6. Ваш ребенок стал хуже спать и есть

Проблемы со сном и едой часто бывают последствием стресса. Маленькие дети хотят радовать взрослых, которые заботятся о них, поэтому они беспокоятся, что плохая успеваемость расстроит их родителей.

Дети постарше и подростки уже хорошо понимают, что учеба в школе может повлиять на их будущую жизнь. Их беспокоит, как плохая успеваемость скажется на их будущем.

7. Ваш ребенок получает низкие оценки

Это очевидный признак, но иногда дети и родители не хотят верить, что ребенок не справляется со школьной программой. Некоторые родители считают, что ребенок еще не понимает важности образования в его жизни и ситуация станет лучше, когда он станет старше.

Периодические плохие оценки могут быть у всех, но ряд двоек подряд или — еще хуже — неудовлетворительные итоговые оценки — вызывает озабоченность. Табель успеваемости с низкими оценками — признак того, что у ребенка есть проблемы.

Нам, родителям, хочется верить в лучшее в наших детях и сильно любить их. Низкие оценки означают, что они не успешны. Не отрицайте, что двойки — это признак проблемы. Они означают, что ребенок не успешен в выполнении своей работы.

Изучите всю информацию, которая содержится в итоговом табеле, и разработайте план, как помочь вашему ребенку.

У ребенка проблемы в школе

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Как понять что у ребенка проблемы в школе

Узнать о том, что у ребёнка не всё в порядке в школе, может быть сложно. Конечно, если с родителями близкие и доверительные отношения, он может сказать об этом сам. Однако, объясняет психолог Ирина Таранова, некоторые дети могут молчать из-за стыда, страха наказания или вероятности показаться ябедами. На этот случай есть несколько признаков, по которым мамы и папы могут заметить, что начались трудности.

Скрытность

Ребёнок перестал рассказывать, что происходит на переменах, не делится новостями про друзей. На вопросы отвечает односложно и не хочет развивать тему.

Смена настроения

Вечером сын или дочь ведут себя спокойно, но стоит напомнить про школу, и они расстраиваются. Утром не радует ничего, мысли о школе отравляют все утренние сборы.

Медлительность

Школьник начинает собираться как можно медленнее, чтобы оттянуть время выхода из дома.

Профи для любой задачи

Частые болезни

ОРВИ, боль в животе, рвота или тошнота, повышенная температура. Если в выходные все симптомы проходят — это может быть настораживающим признаком.

Агрессия или аутоагрессия

Ребёнок часто огрызается или нервничает, срывает гнев на других детях в семье или животных. Может грызть ногти, обкусывать губы или проявлять аутоагрессию как-то по-другому.

Пропадают и портятся вещи

Конечно, дети довольно рассеяны и могут сами потерять пакет со сменкой или новую ручку. Но если такое происходит постоянно — это повод насторожиться.

Социальная изоляция

Ребёнок не общается с одноклассниками, не хочет ехать на школьные экскурсии или мероприятия.

Прогулы

Ребёнок начал получать плохие оценки или потерял интерес к учёбе — перестал рассказывать о том, что происходит на уроках.

В лексиконе у детей могут появляться ругательства. Тут важно не наказывать, а узнать, где они это услышали. Возможно, кто-то обзывал этими словами их самих.

Как начать разговор, если ребёнок молчит

Не нужно заставлять угрозами или шантажом — это только ухудшит ситуацию.

Если ребёнок не хочет отвечать, значит, он не готов к разговору или по каким-то причинам ему сложно это сделать. В такой ситуации я бы рекомендовала не настаивать, а дать понять, что в случае необходимости родители всегда готовы помочь и выслушать.

Если школьник не хочет обсуждать конкретную ситуацию, то можно:

Что делать, если вы узнали о проблеме

Самое главное — не обесценивать: не говорить, что это мелочи и всё само пройдёт. Также не стоит убеждать потерпеть или не обращать внимания на ситуацию. Лучше предложить конкретную помощь: поговорить с учителем, обсудить ситуацию с психологом, попробовать сменить обстановку или даже подумать о переводе в другую школу или класс. Главное, считает Ирина Таранова, получить на любые действия согласие самого ребёнка.

Разговор с учителем специалисты советуют начать с обсуждения общей обстановки в классе. Например, можно спросить, чем дети занимаются на переменах.

Возможно, не только ваш ребёнок страдает. Бывает, что в классе есть сложный ученик, а руководство школы не может принять меры, пока родительский комитет не проголосует за то, чтобы поработать с ним.

Может помочь смена обстановки: например, начать ходить в дополнительные кружки или секции. Опыт общения с новыми людьми даст ребёнку понять, что не во всех детских коллективах бывает напряжённая атмосфера.

Что делать, если конфликт провоцирует сам ребёнок

Если ваш ребёнок — задира, не стоит его наказывать и отчитывать. Возможно, ему не хватает внимания в семье. А может, кто-то из ребят его предал или подставил, и такое антисоциальное поведение — способ привлечь внимание.

Читайте также: