Как понимал закон фома аквинский кратко

Обновлено: 30.06.2024

Государства, как и право, существовали не всегда. Они появились на определенном этапе развития общества. О причинах возникновения государства и права спорят до сих пор. Существует несколько основных теорий, которые пытаются объяснить их появление.

Одна из них (она же самая древняя) — теологическая, которая говорит, что государство и право произошли по воле Бога. Эта идея господствовала еще во времена Древнего Египта, Вавилона, Иудеи, а потом получила развитие в Средние века.

Суть теории

Сторонники теологической теории настаивают, что государство — продукт божественной воли. Поэтому государственная власть вечна и незыблема, зависима от религиозных организаций.

Каждый человек обязан во всем подчиняться государю, а существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же самой божественной волей. Поэтому с таким неравенством нужно смириться и не оказывать сопротивления государю, который является продолжателем власти Бога на земле.

В современном мире тоже есть последователи этой теории. Это идеологи ислама, католической церкви, представители неотомизма.

Неотомизм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879 по 1962, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля ( Википедия ).

Учение Фомы Аквинского

Основателем теологической теории считается итальянский философ, религиозный деятель эпохи Средневековья Фома Аквинский (родился примерно в 1225, замок Рокказекка, близ Аквино — умер 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима). Известен тем, что связал христианское вероучение с философией Аристотеля и сформулировал пять доказательств бытия Бога.

  • сущность, которая имеет божественное происхождение;
  • происхождение власти конкретного правителя;
  • использование власти этим правителем.

Первый элемент всегда имеет божественный характер, как идея о порядке. Остальные два элемента могут иметь как божественную природу, так и дьявольскую.

Наилучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию, но весьма специфическую. Он видел опасность ее вырождения в тиранию, поэтому предлагал монархию политическую, при которой правитель подчиняется закону, и при нем существует совещательный орган, состоящий из духовенства.

Законы Фома Аквинский делил на Вечный и естественный.

Естественные являются производными от Вечного, божественного, закона, который управляет Вселенной и содержится в Библии.

Естественный закон предписывает людям стремиться к самосохранению, продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей. Он конкретизируется в человеческих законах, назначение которых — силой и страхом принуждения заставлять людей избегать зла, стремиться к добродетели.

Закон в трактовке Фомы Аквинского представляет собой порождение воли тех, кто осуществляет заботу об обществе: Бога, церкви, правителя.

В этом еще одно требование к закону: он должен быть обнародован (опубликован), чтобы иметь возможность направлять деятельность.

Право есть там, где нет противоречия между естественным и человеческими законами. Поскольку человеческие законы несовершенны, то если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, им можно не повиноваться.

Если естественный закон нарушается правителем, то его… нужно терпеть. Это возмездие за человеческую греховную природу. Выступление против законной власти Фома Аквинский считал смертным грехом. Лишь в одном случае допускалось восстать против тирана — если он посягает на божественные законы, идущие против церкви.

Теологическая теория интересна, но недоказуема в принципе, поскольку построена на вере. Кроме того, она принижает влияние социально-экономических, культурных и других материальных, духовных отношений на государство и право. И эта теория не дает ответа на вопрос: как совершенствовать государство и государственное устройство?

Идеи аристотелизма в политико-правовой наследии Фомы Аквинского.

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля.

Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

Деят-ть по переводу Аристотеля привела к серьезной конфронтации между греческим

рационализмом, представленным Аристотелем и христианским, субрациональным пониманием

мира. Постепенное принятие Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания мира имели несколько этапов и, хотя этот процесс и контролировался церковью, не

обошелся он без кризисов и потрясений.

На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже "Метафизики". Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходимостью для университетского образования и развития научно-философского знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень магистра, не изучив труды Аристотеля.

Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, связанное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потребность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная система, обоснованная философией и метафизикой.

В сер.XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схоластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение настатаивало на сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но

с применением одновременно и философских элементов аристотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций

августинского мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось, наконец, в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

У Аристотеля Фома Аквинский заимствовал иерархию форм. Она лежит в основе теории права. Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога - чистого разума - к духовному миру, и наконец, к материальному), из которых высшие формы делают жизнь низшим.

Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется Папой, как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властителям, рабы подчиняются господам.

Классификация законов. Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего.

На вершине - вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено, план находится в голове творца, но он проявляет во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы человек мог следовать божественному определению, он был наделен способностью постигать отдельные части вечного закона, распознавать, что ему соответствует, а что противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения.




На этой основе человек вырабатывает определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Он порожден разумом людей подобно тому, как стоицизм заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев (не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Воспитывай детей. Заключение брака. Право на продолжение рода.)

Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей (созданий, по природе несовершенных) избегать зла и достигать благодетелей. В отличии от закона естественного, человеческий закон - это императива, т.е. предписание с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона в разных странах могут быть несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми и образует "право народов". Специфическое в них интегрируется в "право граждан" каждого отдельного гос-ва. Эти рассуждения во многом заимствованы у римских юристов.

Существует еще и божественный закон. Он представляет собой часть вечного закона, который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых.

Три вида законов - божественный, естественный, человеческий - должны ввести человека в круг действия вечного закона. Из них наиболее несовершенен человеческий закон. Фома предлагает подвергать его проверке с т.з. соответствия естественному и божественному законам. Критерием служит религиозное сознание, нравственный долг. На основе этого он делает вывод, что закону, несоответствующиму естественным установлениям можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона является признаком тирании. Однако ради общего спокойствия он не запрещает их соблюдение. Фома гораздо категоричнее в отношении позитивного права, противоречащего божественному закону. Такие нормы не должны соблюдаться. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобряет неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты противоречащие вере, но любое выступление против законной власти он считает смертным грехом.

Идеи аристотелизма в политико-правовой наследии Фомы Аквинского.

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля.

Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

Деят-ть по переводу Аристотеля привела к серьезной конфронтации между греческим

рационализмом, представленным Аристотелем и христианским, субрациональным пониманием

мира. Постепенное принятие Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания мира имели несколько этапов и, хотя этот процесс и контролировался церковью, не

обошелся он без кризисов и потрясений.

На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже "Метафизики". Папа Григорий IX в 1231 г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходимостью для университетского образования и развития научно-философского знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень магистра, не изучив труды Аристотеля.

Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, связанное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потребность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество, духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная система, обоснованная философией и метафизикой.

В сер.XIII в. победило мнение, согласно которому теология нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схоластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение настатаивало на сохранении основных положений Августина в теологических вопросах, но

с применением одновременно и философских элементов аристотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля, хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций

августинского мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось, наконец, в новую теолого-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.

У Аристотеля Фома Аквинский заимствовал иерархию форм. Она лежит в основе теории права. Согласно учению Фомы, мир основан на иерархии форм (от Бога - чистого разума - к духовному миру, и наконец, к материальному), из которых высшие формы делают жизнь низшим.

Во главе иерархии стоит Бог, установивший принцип подчинения низших форм высшим. Духовный мир возглавляется Папой, как наместником Бога. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властителям, рабы подчиняются господам.

Классификация законов. Большое место в политико-правовой доктрине Фомы занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон определяется как общее правило достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от ничего.

На вершине - вечный закон. Это божественное провидение. Бог создал мир с определенной целью. Строительство не закончено, план находится в голове творца, но он проявляет во вселенной по мере ее развития в соответствии с божьим замыслом. Ограниченному человеческому сознанию вечный закон в его целостности недоступен. Но чтобы человек мог следовать божественному определению, он был наделен способностью постигать отдельные части вечного закона, распознавать, что ему соответствует, а что противоречит. Человеку свойственно внутреннее сознание добра и зла, должного и недолжного поведения.

На этой основе человек вырабатывает определенные рационалистические принципы, составляющие естественный закон. Он порожден разумом людей подобно тому, как стоицизм заключен в божественном разуме. Естественный закон можно определить и как общие принципы, лежащие в основе принятых обычаев (не делай то, чего не хочешь, чтобы делали тебе. Воспитывай детей. Заключение брака. Право на продолжение рода.)

Человеческий закон - позитивный, признается людьми по их воле. Его предназначение - силой страха принуждать людей (созданий, по природе несовершенных) избегать зла и достигать благодетелей. В отличии от закона естественного, человеческий закон - это императива, т.е. предписание с меняющимся содержанием. Нормы человеческого закона в разных странах могут быть несхожими. То, в чем они оказываются одинаковыми и образует "право народов". Специфическое в них интегрируется в "право граждан" каждого отдельного гос-ва. Эти рассуждения во многом заимствованы у римских юристов.

Существует еще и божественный закон. Он представляет собой часть вечного закона, который передается с помощью Откровений. Божественный закон содержится в Библии и видениях Святых.

Три вида законов - божественный, естественный, человеческий - должны ввести человека в круг действия вечного закона. Из них наиболее несовершенен человеческий закон. Фома предлагает подвергать его проверке с т.з. соответствия естественному и божественному законам. Критерием служит религиозное сознание, нравственный долг. На основе этого он делает вывод, что закону, несоответствующиму естественным установлениям можно не подчиняться. Принудительное осуществление такого закона является признаком тирании. Однако ради общего спокойствия он не запрещает их соблюдение. Фома гораздо категоричнее в отношении позитивного права, противоречащего божественному закону. Такие нормы не должны соблюдаться. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобряет неповиновение тиранам вплоть до восстания, если тиран заставляет совершать акты противоречащие вере, но любое выступление против законной власти он считает смертным грехом.

Философская мысль в средние века самостоятельного развития иметь не могла, так как господство религиозного начала этого не допускало. Все высшие вопросы, которые занимали человеческий ум, относились к области веры. Независимое суждение не допускалось. Философия была служанкой религии. Исследования проводились в границах очерченных теологической предпосылкой, что все есть творение Бога, а самый достоверный источник знаний – священное писание.

Цель схоластики – средневековой науки – состояла в том, чтобы подчинить богословским началам философские системы античности. Исходя из основных начал богословия и античной философской схоластики, строили свои теории. Авторитетами для них были Платон и Аристотель. Но слепо подчиняться их учениям схоластики не могли. Чтобы объединить, превратить все в логически цельное, прилагались немалые усилия.

Наиболее типичным представителем средневековым схоластиком был Фома Аквинский. Родился он в 1225 году, умер в 1274 году. Он – сын графа Аквинского. Родился в Неаполитанском королевстве, внучатый племянник Фридрих Барбаросса. Философ и теолог, получивший образование в Неаполитанском университете, продолживший его в Парижском и Кельнском университетах, за эрудицию был прозван универсальным доктором и был причислен к лику святых.

Первые 3 образуют иерархию.

Вечный закон есть сам божественный разум, правящий миром, или божественная мудрость, которая направляет все действия и движения во вселенной. Вечный закон отражается и в явлениях природы как их необходимый порядок и в душе человека в форме естественных наклонностей.

Естественный закон есть отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало этого закона – надо делать добро и избегать зла. Другими словами это закон нравственный, он устанавливает нормы морали. По естественному закону предписывается как должно вести себя человеку. Естественному закону принадлежат все действия в той мере, в которой они добродетельны. По несовершенству человеческой природы одних добродетелей мало для установления порядка, нужна еще и дисциплина.

Это приводит к установлению человеческого или положительного закона – порочных надо силой и страхом воздерживать от зла, что и достигается велениями человеческих законов. По Аквинскому человеческие законы необходимы для спокойствия людей и развития в них добродетели. Здесь Аквинский смешивает человеческий закон с законом нравственным. Целью принудительного закона он считает искоренение порока и развитие добродетели.

Закон божественный – содержится в Библии и выражен в священном писании. Он необходим, потому что человеческий закон не может в полной мере искоренить зло и потому что мнение людей о правом и неправом, о справедливом и несправедливом могут расходиться и требуют высшего руководства. То есть Библия учит, какой образ жизни людей Бог считает правильным. Этот закон призван исправлять несовершенства закона человеческого.

Вечный закон – это закон естественный божественный, это неписаный закон.

Естественный закон - естественный человеческий

Человеческий – положительный человеческий

Божественный – положительный божественный, то есть писаный божественный

Именно такое правление, смешанное из монархии, аристократии и демократии, было установлено у евреев Законом Божьим. Моисей и его преемники властвовали как монархи, старейшины (старшины) избирались по добродетели, демократическое начало состояло в том, что они брались из всего народа.

Именно в этом учении велика доля либеральных начал.

То же самое доказывают и примеры из истории человечества: те страны, в которых нет единого правителя, одолеваемы раздорами, бедствуют, тогда как напротив, управляемые монархами радуются миру и процветанию. Так что природа согласна здесь с историей. И в этом уже Фома далек от Аристотеля. Для него главным началом был порядок подчинения низших высшим. Повиновение он ставит выше всех добродетелей. По естественному праву, установленному Богом в природе, низшее повинуется высшему.

Должны ли христиане повиноваться светским властям?

Вера в Христа. Утверждает Фома, не освобождает от повиновения светской власти. Но должно ли это повиновение быть безусловным? Повиноваться властям, пишет Фома, следует постольку, поскольку они от Бога. Сущность государственной (светской) власти установлена Богом. Но власть может быть и не от Бога. Во-первых, по неправильному приобретению (например, приобретенная путем насилия или подкупа), во-вторых, по злоупотреблению власти (когда носители власти используют ее неправильно).

Таким образом, Фома Аквинский различает 3 измерения власти:

По своей сущности – власть от Бога, а вот другие два измерения могут быть и не божественными. Церковь оставляет за собой право судить о законности происхождения власти и неправильном ее использовании тем или иным правителем.

Власть может быть не от Бога по неправильному приобретению. В этом случае похититель власти – не есть законный правитель, и подчиненные вправе ему не повиноваться, если он не сделается законным обладателем престола через согласие подданных или через утверждение высшего.

Власть может быть не от Бога по злоупотреблению. Злоупотребление может быть двоякого рода: когда повелевается то, что противно велению божьему – то есть предписывается действие греховное, здесь подданные не только вправе не повиноваться, но и обязаны ослушаться и даже имеют право на восстание. Ставя на первое место религиозную нравственность, Фома одобрял неповиновение тирану в определенных случаях. Он осуждал действия греховные и оправдывал восстания, но только чтобы оно приносило больше пользы, чем плохого.

Второй случай – когда повелевается то, на что не распространяется власть правителя. Здесь подданные также не обязаны повиноваться, но и не обязаны и ослушаться, стало быть, остается разобрать вопрос – на что распространяется власть, а на что нет. Вопрос о разграничении: Фома оставляет государю власть над телесными действиями подданных, управление душами он относит к исключительному ведомству церкви. Но так как в общем мироздании душа – начало властвующее, то, как тело подчиняется душе, так светская власть должна подчиняться духовной. Поэтому вполне справедливо и правомерно вмешательство духовной власти в светские дела. Но это касается только некоторых дел. То есть речь идет о достаточно условном подчинении. В целом Фома обосновывает идею автономии властей. Хотя допускает вмешательство духовной власти в область власти светской.

Собственно церкви принадлежат следующие дела:

· Церкви принадлежит и суд над правителями – отступниками, которых она может лишить власти. Король, повинный в ереси, может быть смещен Папой.

Философской системе Аквинского была уготована долгая жизнь. В 1879 папа Лев 13 объявил учение Фомы единственно истинной философией католицизма. В настоящее время эти взгляды возрождаются, были поддержаны школой неотонизма.

Фома Аквинский(1226-1274 гг.)

Закон есть установление разума для общего блага, обнародованное тем, кто имеет попечение об обществе: 1) Закон есть правило и мерило действий. По Аристотелю, в каждом разряде вещей начало есть их правило и мерило (например, в числах – единица). В действиях первое начало есть разум; следовательно, закон есть нечто принадлежащее к разуму. 2) В разуме же, в приложении к действиям, первое начало есть цель; для человека эта цель есть блаженство. Следовательно, суть закона – устроение порядка человеческой жизни в отношении к блаженству. 3) Всякая часть устраивается в виду целого, как несовершенное в виду совершенного. Но человек есть член государства, составляющего совершенный союз; следовательно, закон должен иметь в виду общественное благо. 4) Закон устанавливает тот, кому принадлежит сама цель: само общество или его заместитель – общественное лицо, на которое возложено попечение об общем благе. 5) Мерило прилагается к измеряемому, а в человеке это приложение совершается посредством обнародования.

Виды закона. Вечный закон (lex aeterna) есть сам божественный разум, управляющий миром. Вся вселенная образует совершенное общество, управляемое верховным разумом. Естественные законы – законы природы, направляющие каждую вещь к ее цели. Божественный закон дан в Откровении, поскольку человек устраивается в виду цели, превосходящей естественные его способности. Человеческий закон. Совершенные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона. Но чтобы обезвредить людей порочных и неподдающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Несправедливы законы: а) не имеющие обязательных признаков закона (не запрещено исполнять); б) противоречащие естественному и божественному законам (запрещено исполнять).

Справедливость – воздаяние каждому своего, ему принадлежащего. Право – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Право – действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве, при уравнении по человеческому волеустановлению – о цивильном или человеческом праве.

Билет№23

Законы Ману о свидетелях

Читайте также: