Как понимается психологическое консультирование в условиях доу ответ на тест

Обновлено: 04.07.2024

Психологическое консультирование в условиях детского дошкольного учреждения обозначается как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера.

Запрос 1. Необходимость подтверждения обвинительной позиции

Возможные позиции обвинения:

Реальным мотивом является получение признания собственной позиции. Действительное отношение к ситуации - драматизация с отсутствием перспективы ее исправления.

Рекомендательная стратегия заключается в облегчении драматизма ситуации (выяснении) истошного запроса. В случае необходимости (обвинение ребенка) вводится программа диагностического обследования ребенка с последующим снятием обвинения.

Запрос 2. Необходимость психоэмоциональной поддержки

Реальным мотивом является утешение, сочувствие. Отношение к ситуации - пессимистическое, присутствие неуверенности в себе, своих силах.

Рекомендательная стратегия заключается в поддержке, совместном нахождении средств и возможностей решения проблемы.

Запрос 3. Потребность в совете

Реальным мотивом является раздел ответственности за принятие решения, обоснованность решения. Отношение к ситуации - неопределённое.

Рекомендательная стратегия заключается в определении и формулировании профессионально-личностной позиции психолога без принятия ответственности за последующие действия запрашиваемого лица. При необходимости психологического дифференцирования позиции вводится диагностическое обследование ребенка.

Запрос 4. Необходимость психосоматического лечения ребенка

Реальным мотивом является получение совета и рекомендаций по лечению ребенка. Отношение к ситуации - реалистическое.

Таким образом, анализ запроса позволяет психологу выявить реальную трудность взрослого по отношению к ребенку и построить обоснованную стратегию психологических воздействий. Следует отметить, что не всегда обработка запроса инициирует диагностико-коррекционные мероприятия. В некоторых случаях психолог может ограничиться рекомендациями.

Билет № 30. Интервью как основной метод психологического консультирования

Интервью является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, т. е. с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента. Например, темой могут стать переживания клиента или отдельной темой могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интервью является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения клиента и психолога будет внутренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отношение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контексте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правилами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отличает интервью от других методов психологической помощи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

В ситуации интервью психолог должен рефлексировать на тему заказа клиента, контекст ее появления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая модель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее.

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут. Психолог - структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, т. е. задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент обратился? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Психолог и клиент работают с разными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью.

Остановимся поподробнее на каждой стадии интервью.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как любая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие: 1) психолог занимает позицию над клиентом; 2) психолог занимает позицию равенства с клиентом; 3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, т. е. он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться изменение позиций, но это будет ситуация профессионального интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситуации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помощью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситуацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необходимо иметь отдельный кабинет или искусственно ограниченное пространство. Оптимальный вариант пространственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента и у психолога.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных, психолог первым не представляется. Первым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что и них должно быть? Психолог должен прояснить кто он, что делает, при этом категорически отказаться от лекарств и советов.

Интервью может начаться с вступления, заданного вопросом-предложением психолога: - Слушаю Вас, или

- Расскажите о себе, или

- Что привело ко мне.

Создается возможность для разговора о себе, т. е. задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходимо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство управления клиентом. Повторение имени создает условия, как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение 10 минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психолог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими модальностями этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психолог может выяснить:

- что знает клиент о возможностях своих действий;

- что знает клиент о своих целях;

- что знает клиент о своих чувствах;

- что знает клиент о своих мыслях;

- а также решить вопрос о том, что надо знать клиенту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержание проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесенном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете - внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

Ключевое слово - это фиксация темы взаимодействия.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализирует свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который должен отвечать следующим правилам построения, обращенным к психологу: 1) не надо сгущать краски, употребляя оценочные суждения; 2) ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента; 3) не навязывайте свою точку зрения; 4) употребляйте простые слова и образы для передачи информации; 5) говорите кратко.

На этом этапе интервью психолог прибегает к повторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту разные стороны его проблемы, чтобы он мог эту информацию принять и проверить.

Консультирование - это, в известном смысле, упрощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности человека в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для клиента.

Эмоциональная включенность клиента в эту ситуацию определяет процесс структурирования. Разговор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен превышать 10 мин. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следует вернуться к определению проблемы. Это позволяет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его позитивные возможности.

Воздействие психологом обязательно должно быть произведено (чаще всего это вопросы о желаемом для Клиента результате интервью).

Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими приемами: ссылка на авторитет, аппеляция к литературным источникам, обращение к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента.

Речь психолога должна быть краткой, ясной, в ключе размышления о событиях, о всей ситуации жизни клиента.

Это позволяет обозначить ситуацию сопротивления клиента и одновременно, со стороны психолога, отказ психолога от сильного стремления переориентировать клиента, показать стремления психолога признать за клиентом некоторую правоту.

Это утяжеление воздействия со стремлением смягчить его, оставляя за клиентом право не соглашаться с психологом.

Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно, т. к. он часто просто ничего придумать не может. Психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. В ненавязчивой манере надо воссоздать этот вариант поведения. Можно даже настоять на этом проговаривании поведения.

Тестирование в этой ситуации позволяет клиенту обнаружить неизвестные ему ресурсы его личности, сфокусировать внимание на его возможностях, о которых он не думал.

Позитивное обсуждение может быть не очень четким, но оно должно быть обязательно. Ему может быть посвящена целая консультация. На этом фаза воздействия закончена. По длительности она равна примерно 15 минутам.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Пятый, последний этап интервью - это обобщение психологом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы, переход от обучения к действию. Степень обобщения, доступная психологу, зависит от учета им индивидуальных и культурных различий на первых стадиях интервью. На этой стадии интервью задачи психолога состоят в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в повседневной их жизни. Из практики консультирования известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения своего поведения.

Психологу надо относиться к этому спокойно, т. к. эффект консультирования определяется теми переживаниями, которые были у клиента во время интервью. Изменение состояния клиента в ходе интервью - главный показатель его эффективности. Для психолога умение выделить эти изменения и сделать их доступными для клиента является основным профессиональным правилом работы. Психологу нет смысла бояться (хотя этим не надо и злоупотреблять) отрицательных опенок клиентом эффекта консультации.

Не разрушая эффект первого интервью, можно провести еще две-три встречи. Это иллюзия, что от частоты встреч улучшается помощь. В ситуацию взаимодействия с клиентом будут включаться все более сложные формы отношений, ситуация будет все больше проблематизироваться.

Заканчивать консультацию лучше всего домашним заданием, обязательно отмечая для клиента необходимость отчета о выполнении (невыполнении) домашнего задания. Таким образом, мобилизуются средства контроля за содержанием изменений, происшедших с клиентом во время интервью.

Психологу необходимо проследить, чтобы домашнее задание было сформулировано в простой, доступной для понимания и выполнения форме, направлено на конкретную ситуацию и действие в ней.

Обсуждая задание на следующей встрече с клиентом, можно по-новому увидеть исследуемую ситуацию. Если клиент не выполнил домашнее задание или выполнил его частично, с ним обсуждаются причины невыполнения задания.

Кроме домашнего задания с клиентом могут быть обсуждены в завершении консультации рекомендации для обращения к другому специалисту или к книге. Совет, рекомендация в этом случае должны быть в виде четкой информации о специалисте, месте я времени его работы, а если речь идет о книге, то должны быть сообщены все выходные данные этой книги.

В заключение беседы психолог обещает потенциально будущую встречу и спокойно, не торопясь, прощается с клиентом.

Интервью является основным методом психологического консультирования, т. е. оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений в отношении проблем клиента. Это именно та ситуация, где проявляются и формируются важнейшие профессиональные качества психолога - личностная и профессиональная рефлексия на ситуацию взаимодействия с клиентом.

Консультирование состоит из анализа не только вербальных реакций психолога и клиента. Не менее важна рефлексия психолога и на невербальные интеракции с клиентом во время интервью. При этом необходимо учитывать, что невербальный язык отражает: условия взаимодействия с клиентом (время и место беседы, оформление кабинета и т. п.); информационный поток (смысл речевого высказывания может быть выражен невербально); интерпретацию содержания темы участниками взаимодействия. Основные навыки внимания психолога проявляются в его визуальном контакте с клиентом (когда и почему индивид перестает смотреть в глаза), в анализе языка тела (считается, что наиболее информативным является изменение наклона туловища), в фиксации интонации и типа речи (громкость произносимого и т. п.), а также в учете всех изменений темы.

В успешном интервью между психологом и клиентом возникают согласованные или симметричные движения.

Работа психолога-консультанта требует постоянной личностной и профессиональной рефлексии, что предъявляет высокие требования к энергетическим возможностям профессионала, к его нервно-психической устойчивости.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические

Психологическое консультирование в ДОУ

В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.

Важнейшими этическими принципами являются:

- принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;

- принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;

- принцип компетентности и ответственности консультанта.

Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:

- принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой) ;

- принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.

Тактические принципы психологического консультирования включают:

- принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;

- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;

- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;

- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;

- принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации.

Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:

этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);

этап комплексного психологического обследования;

аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);

этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);

этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.

1. Ухудшение здоровья детей:

- изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.

2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.

3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.

4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.

- некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;

- ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;

5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:

- отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;

- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;

- педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;

- усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.

6. Низкая квалификация педагогических кадров:

- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;

7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.

Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем , сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001).

Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);

Поведенческие проблемы ( неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);

Эмоциональные и личностные проблемы ( сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);

Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.)

Неврологические проблемы (тики, повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.)Алексеева Е.Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.

Целью психологического консультирования является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.

Психологическое просвещение и обучение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей.(см перечень тем)

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:

Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.

Закономерности развития детского коллектива.

Особенности работы педагога с проблемными детьми.

Стили педагогического общения.

Психологические основы работы с семьей.

Адаптация ребенка к ДОУ.

Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.6. Половое воспитание и развитие.


-75%

Психологическое консультирование — это прикладная отрасль психологии, представляющая собой вид психологической помощи, направленной на поддержу психически здорового человека при решении им жизненно важных проблем.

Особенности психологического консультирования

Психологическое консультирование — это одно из важных направлений психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Оно является компонентом работы педагогов-психологов и обладает собственной спецификой.

Особенность психологического консультирования состоит в его опосредованном характере. Оно концентрируется на проблемах развития, обучения и воспитания детей и происходит вне зависимости от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Дети-дошкольники очень редко выступают в качестве инициаторов запросов. В большинстве случаев инициатива проявляется лицами, которые окружают ребенка.

Психологическое консультирование в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) происходит в форме оказания психологической помощи. С его помощью решаются соответствующие проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация. Для консультирования присуща активная позиция консультируемого, совместная работа над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения.

Психологическое консультирование ДОУ состоит из следующих видов работ:

  • Выработка и точная формулировка психолого-педагогических рекомендаций (делаются в форме, которая понятна и доступна для практической реализации);
  • Организация бесед c лицами, которым необходима консультативная помощь;
  • Работа с воспитателями и родителями, которая выполняется в рамках психологического обучения и системы повышения квалификации.

Направления и задачи консультирования в ДОУ

Консультативная работа в рамках работы ДОУ осуществляется по нескольким направлениям. Она направлена на просвещение педагогов или родителей. Отметим, что тематика и содержание консультаций, которые проводит педагог-психолог, не может выступать за рамки профессиональных компетенций. Она может относиться к вопросам оптимизации образовательного процесса в ДОУ и семье.

Готовые работы на аналогичную тему

Основная цель психологического консультирования в ДОУ представлена оказанием помощи в области проблем межличностных отношений в образовательном пространстве, включая детско-родительские отношения, оптимизацию взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им помощи психологического характера. Консультации, как правило, требуются в ходе выстраивания и реализации индивидуальных образовательных программ, личных образовательных маршрутов.

Для консультирования необходима активная позиция консультируемого лица, совместная проработка возникающих трудностей, а также поиск оптимальных вариантов решения. Темы проводимых консультаций не могут выходить за пределы профессиональной компетенции педагога (психолога) ДОУ.

Среди задач психологического консультирования можно выделить:

  • Своевременное определение детей, которые обладают особенностями развития;
  • Своевременное предупреждение психологических осложнений у ребенка с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультация в области психогигиены и психопрофилактики;
  • Формирование рекомендаций для родителей и педагогов касательно проблем психолого-педагогической коррекции, вопросов воспитания и межличностного общения;
  • Психологическое просвещение педагогов и родителей.

Среди тем психологического просвещения педагогов могут быть: психофизиологические особенности ребенка в определенном возрасте, закономерности развития детского коллектива, стили педагогического общения, аспекты деятельности педагога, направленные на проблемных детей.

Примерные темы для консультирования родителей включают адаптацию ребенка к детскому саду, работа с детьми в период кризисов 3-х лет и 6-7 лет, а также самые частые ошибки семейного воспитания.

Действия на разных стадиях психологического консультирования

На предварительном этапе консультирования перед специалистом стоят две задачи. Первая из них заключается в том, что консультант должен заработать доверие пациента, показав себя статусным, компетентным и заслуживающим уважения специалистом. Для этого не нужно спешить давать советы, а мысли необходимо формулировать ясно и кратко.

Следующий этап консультирования представляет собой непосредственную беседу. Сначала необходимо установить контакт. Далее требуется выяснить ситуацию и запрос человека. На этой стадии клиент должен рассказать свою ситуацию, а консультант при этом задавать уточняющие вопросы.

На следующем этапе консультации происходит непосредственный поиск решения. Основная задача выполняется здесь обоими субъектами (консультантом и консультируемым лицом). Ошибка начинающего консультанта может заключаться в поиске самостоятельного решения без вовлечения человека в работу.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций в психолого-педагогическом сопровождении участников образовательных отношений в дошкольных образовательных учреждениях. Психологизация дошкольного образования в контексте стандарта дошкольного образования предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком.

Психологическое консультирование в системе дошкольного образования представляет собой систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера (Т. Д. Марцинковская). Психологическое консультирование является одним из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, важным компонентом работы педагога-психолога, и имеет свою cпецифику. Она заключается в опосредованном характере консультирования, т. е. направленном на проблемы развития, обучения и воспитания ребенка независимо от лиц, запрашивающих психологическую помощь. Ребенок-дошкольник в очень редких случаях выступает инициатором запроса, в основном инициативу проявляют лица, его окружающие.

Психологическое консультирование в детском саду осуществляется в форме оказания психологической помощи при решении определенных проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ, предполагает активную позицию консультируемого, совместную работу над имеющимися проблемами, поиск эффективных способов их решения, и включает в себя следующие виды работ:

- выработку и точную формулировку психолого-педагогических рекомендаций, в форме, понятной и доступной для практической реализации;

- организация бесед c теми, кто нуждается в консультативной помощи;

- работа с педагогами и родителями, выполняемая в рамках психологического всеобуча и системы повышения квалификации.

Консультативная работа педагога-психолога проводится по следующим направлениям:

1) консультирование и просвещение педагогов;

2) консультирование и просвещение родителей.

Следует отметить, что тематика и содержание проводимых педагогом-психологом

консультаций не должна выходить за рамки его профессиональных компетенций, и может быть связана c вопросами оптимизации образовательного процесса в ДОУ и семье.

Основной целью психологического консультирования в детском саду является оказание помощи по проблемам межличностных отношений в образовательном пространстве, в том числе и детско-родительских отношений, оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ.

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.

-Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. (по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)

- Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста.

Задачи психологического консультирования :

- Своевременное выявление детей c особенностями развития;

- Предупреждение психологических оcложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, консультации по психогигиене и психопрофилактике.

- Составление рекомендаций для родителей и педагогов по вопросам психолого-педагогической коррекции, проблемам воспитания и межличностного общения;

-Пcихологическое просвещение педагогов и родителей.

Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.

Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:

1. Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.

6. Половое воспитание и развитие.

Работа на разных этапах психологического консультирования

Итак, у вас появился клиент. Первый контакт может быть удаленным - по электронной почте, по телефону, или личным - на тренинге, на каком-либо мероприятии. Первый контакт (а, возможно, и несколько последующих) - это

Предварительный этап консультирования

Перед консультантом на данном этапе стоит две задачи. Задача первая: показать себя статусным, компетентным, заслуживающим уважения специалистом. Как это сделать?

• Формулируйте мысли коротко и ясно. Не спешите давать советы.

• Иногда вставляйте психологические термины, если это уместно.

• Если это личная встреча, проследите за своей осанкой, жестами, статусными и доброжелательными интонациями в речи.

• Вопросы о стоимости ваших услуг должны быть для вас привычны и естественны.

• Отрепетируйте перед зеркалом свои ответы заранее.

• Если вы знаете по какой теме клиент к вам обратился, можно дать заполнить предварительный тест, анкету, чек-лист, генограмму, т. е. любую диагностику. Это не только покажет вашу компетентность, но и решит вторую задачу предварительного этапа - вовлечение клиента.

Следующий этап консультирования - когда клиент приехал на встречу (или присоединился по скайп) - это

Этап установления контакта

На этом этапе перед консультантом стоят также две задачи. Первая вам уже знакома: показать себя статусным, компетентным, заслуживающим уважения специалистом. В чем это проявляется на данном этапе?

• Спокойно и четко договоритесь о формате встречи, длительности и правилах (обязуется ли клиент ходить 3-5 раз, обязуется ли делать домашние задания, присылать отчеты или смс). Продумайте и отрепетируйте это заранее. Сами устанавливайте правила, вы здесь главный. Оплата может быть либо почасовой, либо за разовую консультацию, сколько бы она ни длилась. Некоторым клиентам можно предложить абонемент на месяц с возможностью телефонных звонков.

• Проговорите гарантии анонимности.

Вторая важнейшая задача данного этапа - подстройка и настрой клиента на работу. Что для этого нужно:

• Начните разговор по-человечески - спросите о дороге, погоде, удобстве парковки и т. п. Покажите помещение, место, где можно расположиться, туалет. Предложите чай или воду. Это поможет клиенту освоиться, своим тоном: как доехали, как погода. 5 мин бодрого разговора ни о чем - и клиент уже перестроился.

• Если клиент с самого начала в сильном негативе, в слезах, то прежде, чем начинать консультацию, настройте его на деловой формат. Бодрым энергичным тоном поговорите о погоде, о путешествиях, о чем угодно. Пять минут бодрого разговора ни о чем - и клиент уже перестроился. Если этого недостаточно, то начните говорить о деньгах - это точно поможет человеку прийти в себя.

Следующий этап консультирования -

Выяснение ситуации и запроса

На этом этапе клиент рассказывает свою ситуацию, а консультант задает уточняющие вопросы. При этом перед консультантом стоит уже четыре разных задачи.

Первая задача, разумеется, - это поддержание статуса компетентного специалиста. На этом этапе клиент будет рассказывать много разного, смешивая все в кучу. Консультант должен тщательно выбирать, на какие реплики реагировать, а какие пропустить мимо. На какие вопросы ответить подробно, а на какие лаконично. Каждая фраза консультанта должна быть продумана - как отреагирует клиент? Пропустит мимо ушей? Задумается? Уйдет в ненужные эмоции? Лишние слова, лишние реакции понижают статус консультанта.

Вторая задача этого этапа - перестройка клиента из тоски и негатива. Какими способами можно это сделать?

• Предложить что-то съесть (например, сладости к чаю). Процесс жевания не совместим с истерикой.

• Поговорить о чем-то умном, где требуется думать, напрямую или косвенно связанные с темой клиента ( подсчитать какие-нибудь цифры: деньги, время, количество ресурсов и т. п., простроить логику действий: сначала это, потом то, и т. п.)

• Расслабить клиента разговорами о приятном или техниками НЛП.

• Перестроить клиента своими интонациями - деловыми, позитивными, доброжелательными.

• Рассказать о том, как вы, как консультант, справляетесь с негативными эмоциями, как из них выходите. Во время консультации делиться с клиентом тем, что у меня происходит. Продемонстрировать клиенту, как я справляюсь с этим состоянием. Клиент понимает - раз консультант может об этом говорить, то и я могу. Вот как оказывается с этим можно справляться - об этом можно поговорить.

Третья задача этого этапа - вовлечение клиента в работу. Для этого можно:

• Задавать уточняющие вопросы. Чем больше клиент рассказывает, тем больше он вовлекается в процесс консультации. При этом нужно понимать, что каждым вопросом вы направляете разговор в то или иное русло. Выбирайте направление осознанно!

• Показать вопросы шире. Помогайте клиенту увидеть его ситуацию с разных сторон, с разных позиций восприятия. Новое видение может оказаться для него самым ценным.

• Предложить клиенту тест, анкету - любую диагностику. Когда клиент выполняет тесты, он вкладывает свои силы и время. Для него повышается ценность консультации и вовлеченность.

• Провести какой-либо ритуал, шаманство - от расстановок и метафор до техники биполярной визуализации.

• Дать очень легкое домашнее задание. Когда клиент вкладывает свои силы в домашнее задание, ему становится жалко проделанной работы, и он работает дальше.

Четвертая, и, возможно, главная задача этого этапа - формулировка запроса. Конкретные действия консультанта будут зависеть от контекста ситуации, особенностей клиента и темы запроса. При этом есть несколько общих моментов, на которые стоит обратить внимание.

• Определите, кто в этой консультации формулирует запрос.

Толковый клиент-сформулирует запрос сам, а консультант лишь уточнит и подтвердит его.

Старательному клиенту - нужно помочь перевести запрос из проблемного в осознанный, а затем в развивающий.

Бестолковому клиенту - консультант сам подбирает запрос, переводя его на язык бреда клиента, чтобы задача была клиенту понятна и близка. При этом у консультанта отсутствует задача разубедить, открыть глаза на правду и т. п. При случае можно рассказать про какие-то исследования или отослать к соответствующим статьям, показав свою компетентность.

Следующий этап консультации -

Основную задачу этого этапа, поиск решения, выполняют оба - и консультант, и клиент. Ошибка начинающих консультантов - искать решение самостоятельно, не вовлекая в работу клиента. (В отличие от консультирования, в коучинге решение ищет сам клиент, коуч лишь помогает ему в этом). Консультант со своей стороны может воспользоваться для поиска решения следующими подсказками:

• Обращаться к собственному опыту и практике.

• Рассматривать личные отношения с позиции делового взаимодействия, а деловые - с позиции личных.

• Пользоваться Синтон-картой личностной диагностики.

• Сформировать свою концепцию - это механизм, объясняющий то, что происходит в жизни клиента.

Задача вовлечения клиента в работу на этом этапе также очень важна. Как консультант может помочь клиенту включиться в работу?

• Использовать технику Повтори-Согласись-Добавь.

• Притвориться непонятливым, вынудить клиента объяснять детали.

• Играть ролями. Если клиент воспринимает консультанта как Строгого отца или Опекающую мать, ему может быть затруднительно мыслить самостоятельно. Переходя в позицию Деловой партнер или Искренний друг, консультант может значительно повлиять на активность клиента. Интервенция - менять свое поведение и смотреть, как от этого меняется поведение клиента. Когда клиент приходит со своим запросом, он в этом запросе - мастер, он занимается этим всю жизнь. Наша задача смотреть, где он будет втягивать нас в свою игру.

• Привлечь внимание клиента к его поведению здесь и сейчас, во время консультации, найти аналогии с его поведением в жизни. Все, что клиент делает в жизни, он делает и на консультации. Инструмент консультанта - показать клиенту, что его модели поведения и общения в жизни проявляются и в текущий момент, во время консультации в общении с консультантом.

На этапе поиска решения особенно явно проявляется позиция Жертвы у клиента. Одна из задач консультанта - вывести клиента в позицию Автора. Жертвенность может проявляться по-разному, вот несколько примеров:

• Вопросы "Я ничего не могу с этим поделать", "это определяют обстоятельства" переводим в вопросы "Что здесь зависит от меня?"

Подумай. Дай три варианта! Сейчас подумаешь или дома? Уверена, что у тебя получится, (можно весело, можно рассудительно подавать это).

Хорошо, по поводу себя ты не знаешь. Представь, что у другого человека такая проблема. Что порекомендуешь?

Если бы было очень нужно? Решишь вопрос или не решишь? Если бы дело касалось ребенка? С какой скоростью решишь?

На запутанный ответ или уход от ответа: "Я сейчас сыграю бестолкового, а ты мне так объясни, чтобы даже я понял. Объясни мне пожалуйста, и тогда я с тобой легче соглашусь".

Следующий этап выделяется условно, т. к. часто может быть совмещен с этапом поиска решения.

Работа с клиентом

Выделим две основные задачи этого этапа - создание ресурсного состояния у клиента, и решение затруднений клиента с помощью техник и методов, которыми владеет консультант.

Какие способы у нас есть для решения этих двух задач?

• Составление четкого плана действий, ОЗР.

• Десенсибилизация и все техники НЛП.

• Отработка поведения, интонаций, выражений лица.

• Коучинговые техники постановки целей, выбора путей и т. д.

Заключительный этап

Заключительный этап придает консультации логическую и эмоциональную завершенность. Он предполагает три задачи:

На следующей консультации нужно обязательно спросить клиента о выполнении его намерения. Совместный анализ результатов поможет двигаться вперед эффективнее. Разумеется, что наказывать клиента за невыполнение обязательств- неуместно. Но можно устроить из этого дополнительный разговор.

• Вовлечение в саморазвитие. Грамотный консультант в конце консультации обязательно сделает протяжку на следующую встречу - покажет клиенту над чем еще ему стоит поработать в перспективе.

Читайте также: