Как помочь людям с дислексией кратко

Обновлено: 05.07.2024

Дислексия у детей – это расстройство навыков чтения, которое вызвано недостаточным развитием (либо распадом) психических функций, ответственных за процесс чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма. Чаще всего ребенку сложно распознавать отдельные знаки и символы, в результате чего смысл слов, словосочетаний и предложений искажается, либо не устанавливается.

Распространенность серьезного нарушения чтения среди детей в России составляет порядка 10%. При этом у детей в англоязычных странах этот показатель выше – 17-20%. Если проблема выявлена в раннем возрасте, то правильная коррекция поможет нивелировать ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дислексия может наблюдаться отдельно, но чаще всего она сопутствует другому расстройству – дисграфии (нарушение письменной речи). В МКБ-10 дислексии присвоен код R48.0. Согласно классификатору, это нарушение делится, собственно, на саму дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полная утрата или невозможность овладения навыком).

Основные виды дислексии

По основным проявлениям различается литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв) и вербальная (связана с проблемами прочтения слов) дислексия.

В зависимости от нарушенных механизмов, выделяются следующие формы расстройства чтения:

Фонематическая, аграмматическая и семантическая формы дислексии связаны с недостаточной сформированностью речевых функций, а мнестическая, тактильная и оптическая – с несформированностью психических функций.

Одна из наиболее популярных в мире классификаций дислексии принадлежит Саре Борель-Мезони. Она построена по принципу учета патогенеза детей с дислексией.

Дислексия у взрослых — это неспособность связать звуки слов с буквами, из которых состоят слова. Она считается неспособностью к обучению, но не имеет отношения к интеллекту, и также не связана с проблемами зрения

Дислексия у взрослых

Дислексия – одна из наиболее распространенных проблем с обучением, освоением родного языка. Проблема затрагивает чтение, орфографию и обработку информации, в той или иной мере возникая примерно у 10% населения. Дислексия часто возникает в сочетании с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ), дисграфия и дискалькулия. Дислексия обычно диагностируется, когда ребенок впервые идет в школу и испытывает трудности с этими навыками. Но как пожизненное состояние симптомы могут сохраняться или впервые развиваются в зрелом возрасте.

Дислексия у взрослых может проявляться разными и неожиданными вариантами. Симптомы дислексии у взрослых могут затруднить достижение успехов в таких сферах, как карьера и отношения, и приводят к заниженной самооценке, особенно если диагноз не поставлен в детстве и лечение не проводилось много лет.

Дислексия – это заболевание, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Приблизительно 5 — 17% населения мира страдают дислексией различной степени. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный язык. Это пожизненное состояние, поэтому проблема может по-разному влиять на человека на разных этапах жизни. Даже если ребенок-дислексик с большим трудом справляется с обычной школьной работой, он может интересоваться другими аспектами, такими как спорт или внеклассные занятия. Именно здесь ребенка нужно сильно воодушевить, чтобы он смог преодолеть заниженную самооценку и тогда он реализуется в жизни. Если проблему не обнаруживают в начальных классах, дети с дислексией вырастают и становятся взрослыми, страдающими дислексией. От этой болезни нет лекарства, и они должны научиться компенсировать свои проблемы.

Среди людей с дислексией и необычайным интеллектом выделяются Альберт Эйнштейн, Александр Грэм Белл, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Джон Леннон.

Причины дислексии у взрослых

Выделены нейроанатомические особенности людей с этой проблемой. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный, родной язык. Было доказано, что мозг человека с дислексией структурно и функционально отличается от мозга других людей. Исследования показали, что врожденная структура нервной системы мозга, связанная с развитием умственных способностей, у дислексиков отличается, и это основная причина патологии.

Система проводки мозга или нервные пути – это структуры, которые кодируют информацию, получаемую органами чувств. Они сохраняет ее в мозге для дальнейшего усвоения. Эта информация позже используется для оценки ситуаций и разработки моделей реакции на ситуации, улучшения мышечной координации в соответствии с ситуациями или даже для помощи в понимании и осмыслении постоянных потоков информации, которые мозг получает в отношении повседневной деятельности, работы и т.п. У человека с дислексией даже эти незначительные акты понимания и использования могут потребовать гораздо больше времени и навыков, чем у обычного взрослого.

Также дислексия была связана с генетическими причинами. Согласно исследованию, проведенному М. Нотеном и другими, неспособность выучить написанное может быть связана с генами на хромосомах 6 и 15.

Симптомы дислексии у взрослых

Есть три основных типа дислексии. У большинства людей отмечаются признаки всех трех типов, обычно на разных уровнях.

Диснемкинезия – данный тип связан с моторикой и с трудностями в понимании того, как нужно правильно писать буквы. Люди с этим типом обычно пишут буквы задом наперед.

Дисфония – этот тип включает проблемы слушания или расстройства слуховых навыков. Она также вызывает трудности с произношением слов или пониманием незнакомых слов.

Дизедезия – этот тип затрагивает формирование визуальных навыков, вызывает трудности или неспособность распознать либо понимать написанные слова. Это также формирует трудности при распознавании слов по звуку.

Некоторые симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых включают проблемы:

  • с чтением;
  • с решением математических задач;
  • с запоминанием.

Взрослые с дислексией также не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Иногда проблемы с чтением у взрослых с дислексией незаметны, поэтому это состояние могло не быть диагностировано в детстве.

Помимо этих симптомов, мешать повседневной работе могут другие проблемы:

  • человек с трудом может сосредоточиться на одной задаче;
  • старается избегать встреч, которые касаются планирования;
  • испытывает затруднения или ступор, если его попросят заполнить длинную форму;
  • остро реагирует на свои ошибки, навязывая себе строгие правила;
  • лучше учится визуально или через тактильный опыт, повторение;
  • легко подвержен стрессу;
  • имеет низкую самооценку.

В целом, для дислексии типичны:

  • сложность речевых навыков, абстрактное мышление;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • плохая концентрация, восприятие и память;
  • нарушение социальной адаптации.

Эти проблемы приводят к тому, что ребенок получает плохие оценки и классифицируется как не успевающий. Из-за этого ребенка с дислексией часто называют ленивым, с низким интеллектом и немотивированным. В конце концов, это влияет на личность, что приводит к заниженной самооценке уже у взрослых.

Лечение дислексии у взрослых

После того, как врач-невролог или логопед, психолог оценят тяжесть дислексии, они составят план лечения, который поможет человеку управлять своим состоянием.

Лечение дислексии у взрослых

Диагностика

Врачи общей практики не диагностируют дислексию. Обычно это не считается заболеванием или физическим дефектом, но требует оценки и оказания помощи у психолога, невролога или логопеда. Специалист проведет оценку и поставит диагноз. Дислексия у взрослых имеет множество симптомов, которые обычно требуют личной консультации, поэтому не стоит ставить диагноз по интернет-тестам.

Специалист может провести несколько видов тестов, чтобы определить уровень или серьезность дислексии. Эти тесты могут включать:

  • проверку зрения и слуха;
  • тест по чтению;
  • психологические тесты;
  • анкеты об образе жизни или работе.

Другие состояния и проблемы, которые часто встречаются у людей с дислексией, включают:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • проблемы с организацией;
  • диспраксия или проблемы с базовой координацией;
  • краткосрочные проблемы с памятью.

Современные методы лечения

План лечения может включать:

  • обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения, что очень важно при дислексии в любом возрасте;
  • трудотерапия поможет научиться обходить и решать проблемы, которые вызывает дислексия на рабочем месте;
  • просьба произносить инструкции, а не писать их текстами, которые помогут распознать информацию и запомнить ее;
  • дополнительное обучение предметам или задачам, которые доставляют дискомфорт.

Технологии также могут быть важной частью лечения дислексии, особенно для работающих взрослых. Вот некоторые вещи, которые могут помочь:

  • запись встреч или важных разговоров, чтобы послушать их позже, если вы пропустили важную информацию;
  • помощь приложений и программного обеспечения для преобразования речи в текст, чтобы вам не приходилось писать или вводить все;
  • использование корпоративных приложений или электронных органайзеров, чтобы держать вас в курсе и свести к минимуму отвлекающие факторы.

Профилактика дислексии у взрослых в домашних условиях

Дислексия – это пожизненное состояние, поэтому первым шагом в лечении является раннее распознавание и вмешательство, за которым следует мультисенсорный подход к обучению и эмоциональная поддержка.

Популярные вопросы и ответы

Мы обсудили проблему с врачом-неврологом высшей категории Евгением Мосиным.

Если дислексия не распознана в детстве — это плохо?

Чем раньше у ребенка с дислексией будет диагностировано состояние, тем легче психологам помочь им. При надлежащем руководстве ребенок с дислексией может в значительной степени преодолеть свои трудности и добиться лучшей жизни. Это делается в двухэтапном подходе. Первый этап – обучение ребенка с использованием процедуры мультисенсорного обучения. Второй этап – эмоциональная поддержка со стороны консультанта и родителей.

Чем можно помочь людям с дислексией?

На рынках доступны некоторые вспомогательные технологии, которые могут помочь людям с дислексией в чтении, письме, математике и организации. Примеры:

● компьютерное программное обеспечение для написания или чтения текстов;
● приложения на портативных электронных устройствах для чтения текстов, общения и организации работы и обучения;
● специализированные устройства, такие как ручки и сканеры, калькуляторы или говорящие словари, для решения повседневных задач;
● программа распознавания голоса, в которой вы можете диктовать свои идеи, и они будут переведены на экран компьютера.

Каковы осложнения дислексии?

Проблемы адаптации и беспокойства. Люди, страдающие дислексией, часто ведут себя непоследовательно. То, что они могут делать хорошо сегодня, им трудно повторить в другой день. Даже если они делают ошибки в своих выводах, природа ошибок может каждый раз меняться, сбивая с толку как людей с дислексией, так и их наставников. Следовательно, часто человек с дислексией в течение дня испытывает большее беспокойство, чем любой другой человек с ограниченными возможностями.

Социальные и эмоциональные проблемы. Было замечено, что люди с дислексией менее зрелы в социальном и эмоциональном плане, чем их сверстники. Это может привести к ухудшению самооценки и меньшему принятию со стороны сверстников. Человек с дислексией может по-разному реагировать на социальные ситуации из-за своей социальной незрелости, вызывая смущение у других. Позже, когда язык становится одним из важных способов выражения, человек с дислексией может чувствовать себя неспособным устанавливать эмоциональную связь и социальные отношения.

Некоторые другие эмоции, которые чаще всего испытывают люди с дислексией, – это гнев на себя и других, депрессия из-за неспособности приспособиться к окружению и разочарования из-за невозможности выполнять свои функции так, как им нравится.

Статья

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

От чего бывает дислексия

Дислексия – это частичное нарушение процесса чтения, вызванное разными причинами, в том числе обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций.

О дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:

При семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:

Часто дислексия бывает смешанной, когда у ребёнка отмечаются разные виды нарушений чтения. Так бывает, если у ребёнка до школы были тяжёлые нарушения речи, или он долго молчал, либо это сочетанные нарушения в структуре других дефектов (при ДЦП, различных синдромах).

Если ребёнок физиологически и психически здоров, учится по общеобразовательной программе, занимается проблемой школьный логопед.

Если дислексия связана с проблемами физического и психического здоровья ребёнка, то к работе необходимо подключить и других специалистов – детского невролога, психолога, нейропсихолога, массажиста.

Как понять, будут ли у ребенка проблемы с чтением?


У любой проблемы есть корни. Рассмотрим различные способы диагностики проблем, которые в дальнейшем могут привести к развитию дислексии:

  1. Если у ребенка есть речевые нарушения, он ходит к логопеду. Логопед также смотрит, есть ли у ребенка нарушения фонематического слуха, анализа и синтеза, понимания, нарушен ли словарь и есть ли аграмматизмы (неправильное образование слов и их форм), насколько развита связная речь. Именно на занятиях, развивающих речь, логопед проводит и профилактику нарушений чтения, особенно тех видов, которые связаны именно с речью.
  2. На занятиях по ИЗО и при использовании любых видов ручного труда хороший воспитатель заметит, что у ребенка плохо развита мелкая моторика (не умеет вырезать, лепить, приклеивать, шнуровать, застёгивать пуговицы). Для письма, каллиграфии очень важно уметь выполнять мелкие точные действия. Их тренируют специально. Я рекомендую эти упражнения каждый день.
  3. Если ребёнок идёт в школу, он должен уметь кататься на двухколесном велосипеде — функции письма и чтения требуют координации и слаженности.
  4. Плохое владение ритмом может усложнить усвоение слов со сложной слоговой структурой, значит, его надо развивать — помогут танцы, музыка или более специализированные процедуры, такие как интерактивный метроном.
  5. Для чтения нужны хорошо сформированные зрительно-моторные и слухо-моторные координации, чтобы уметь видеть, слышать, говорить одновременно – именно это важно при чтении.
  6. Ребенок должен уметь запомнить и, если нужно, пересказать то, что он прочитал.
  7. Необходимо понять, какая рука у ребенка – ведущая, какой рукой он будет писать.

Логопеды, психологи, нейрофизиологи и нейропсихологи часто обращают внимание не только на ведущую руку, но и ногу, и глаз. Латерализация важна, потому что в русском языке есть буквы, которые смотрят вправо или влево, симметричны по вертикали и по горизонтали или совсем несимметричны, а леворукий ребёнок может плохо усваивать направления.

На самом деле абсолютное большинство леворуких и амбидекстров (людей, одинаково владеющих двумя руками), кроме ведущей руки никаких особенностей не имеют. Левополушарное расположение центра речи наблюдается у 95 % праворуких и у 70% леворуких. И только у 15% леворуких центр речи находится в правом полушарии. Такие дети имеют особенности мышления — мыслят образами. Они могут обладать способностями к рисованию, музыке, а могут, наоборот, иметь ряд неврологических проблем.

Индивидуальный латеральный профиль помогает определиться с типом программы обучения (в зависимости от сочетаний ведущей руки, глаза и т.д. можно рекомендовать ребёнку школу определённого профиля. Например, ведущий левый глаз, рука и плечо – повод отдать детей в математическую.

Детей с разной латерализацией имеет смысл отдать в школу, где больше внимания уделяют чтению и гуманитарным наукам. А вот подход большинства гимназий, где берут сложную программу сразу по всем предметам, — неверный. Такая учёба очень тяжело даётся даже обычным детям и крайне тяжело – правополушарным леворуким).

Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:

1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы: позднее (реже раннее) начало собственной речи; свойственны яркие обороты речи; недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.

2. Проблемы с усвоением навыков письма: трудности в написании слов; разворот (зеркальное написание) букв и цифр; большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку; плохой почерк; в письменных работах много исправлений; сочетано с дисграфией и дизорфографией.

3. Слабые математические навыки: трудности в учебе; сложности с оценкой времени; может быть выполнение арифметических действий, но не умение записать или прочитать их; проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может также и быть успешным по предмету; плохая память для последовательностей.

4. Психологические трудности и проблемы: низкая успеваемость; недостаточная сформированность зрительной памяти; низкая скорость выполнения заданий и неумение уложиться в отведенный для выполнения задания срок; эмоциональная нестабильность – излишняя эмоциональность или раздражительность; трудности концентрации внимания, в том числе и на одной деятельности; проблемное переключение на разные виды деятельности; потеря интереса, неуверенность в себе; высокий уровень тревожности и страх ошибки, может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

6. Неврологические проблемы: нередко головокружение, головная боль, боль в желудке; поведение может быть беспорядочным или разрушительным; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени и стресса.

7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров; может быть нарушение восприятия глубины; недостатки периферического зрения.

Перечисленные факторы могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии.

Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.

Для детей с дислексией процесс чтения превращается в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).

дислексия - что делать?

Основные факторы:

Дополнительные факторы и дефициты – не всегда являются признаками заболевания. Если сойдутся несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:

  • часто потирает глаза;
  • чтение под неестественным углом зрения;
  • приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушения зрения);
  • чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди (при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом);
  • жалобы на усталость;
  • головная боль;
  • нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением;
  • особенности функционирования внимания, памяти, рассеянность, невнимательность, неорганизован, есть сложности с восприятием времени;
  • с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью), с трудом распознает рифмы;
  • проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями;
  • незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения;
  • трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Советы родителям

ctenie-55

Безусловно, дислексия требует повышенного внимания со стороны не только специалистов, но и со стороны родителей. Помогите своему ребенку.

Прежде чем приступать к домашним заданиям по коррекции ныне модного недуга, запомните некоторые правила.

  • Спокойствие и терпение. Даже, когда нервы на пределе. Помните, что дислексия – это не признак лени, это действительно нарушение, проблемы здоровья.
  • Нельзя наказывать вяло читающего малыша за ошибки при чтении.
  • Хвалите. Подчеркивайте достижения. Ситуация успеха окрыляет.
  • Не делитесь своими переживаниями по этому поводу с другими людьми при ребенке, это может серьезно его ранить.
  • Дислексия может проявляться в различных вариантах. Не будем углубляться, для этого есть специалисты.

Приступая к занятиям, помните, что они должны проходить не от случая к случаю, а регулярно. Чтобы малышу не наскучили ежедневные упражнения, старайтесь организовать их в увлекательной игровой форме, не перегружайте растущий организм.

Нарушение чтения: упражнения для коррекции дислексии

Предлагаем вам задания, которые пойдут на пользу всем детям с дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и улучшение навыка чтения.

Составление слова из начальных букв

Слова потерялись

Письмо по памяти

Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать. Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и предложение.

Почини слово

Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.

Слова на липучке

Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на слова.

Игра в слова

Найди слово

Кулинарная азбука




Пишем, лепим, вырезаем

Если первоклассник смешивает при чтении зрительно похожие буквы, можно использовать упражнения, которые предлагают при устранении дисграфии (нарушения письма). Об этом мы писали в статье Дисграфия: модное слово или страшный диагноз?

ctenie-59

Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы, пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте, выжигайте на доске, выкладывайте из бисера. Вариантов множество, было бы желание.

Узнай букву по описанию

Письмо на спине

Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги и слова.

Найди букву

Предложите ребенку заштрихованные буквы и предметы, наложенные друг на друга, перевернутые. Интересный вариант: к букве добавить элемент, чтобы получилась другая графема.

Допиши букву

Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка – восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию смешиваемых букв.

Словарный запас дислектиков часто ограничен, поэтому важной частью занятий является работа по обогащению лексикона и формированию навыка словоизменения.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько вариантов игр.

Назови ласково

Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.

Чей хвост?

Профессии

Непослушные слова

ctenie-60

Видео упражнений как научить читать ребенка с дислексией

Дополнительные упражнения

Чтобы процесс обучения шел быстрее, важно дополнительно развивать речь, память, внимание и мышление дошкольника (или младшего школьника). Для этого можно применять следующие игры-упражнения:


Дислексия (одно из определений) — это вид специфического нарушения обучения, имеющий неврологическую природу. Она характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осваивать навыки письма и чтения. Как следствие, возникают нарушения понимания текста, дефицит читательского опыта и словаря.
В нашем центре мы часто сталкиваемся с детьми-дислексиками. Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития.

Дислексия: как это было у нас

Одевание

Прыжки через скакалку

Завязывать шнурки мы учились почти полгода. А вот прыжки через скакалку сын освоил только в старших классах. Когда учитель физкультуры начальной школы прощался с нами, он сказал, что это первый случай в его жизни, когда ему за 4 года не удалось научить ребенка прыгать через скакалку.

Рисование и письмо

Практически до самой школы он не мог закрасить фигуру (даже самую большую) не вылезая за края рисунка. Рисования кружочков и овалов не удавалось. Все, что касалось навыков письма, получалось кривым и неровным. Никак не удавалось совладать со строчкой и клеткой, обвести фигуры по контуру. Штриховка не получалась до 3-го класса.

Координация в пространстве


При этом он обладал абсолютным музыкальным слухом. В 6 лет легко подбирал на фортепиано практически любую мелодию. Сочетание незаурядного интеллекта и дислексии еще очень долго приносило ему множество упреков со стороны учителей. Они зачастую воспринимали такую особенность ребенка как лень и саботаж.

Вернемся к чтению. Едва мы начали учиться читать, как оказалось, что мой ребенок не может отличить слог ОН от НО. То есть для него эти слоги выглядели одинаково, несмотря на разный порядок букв. Более того, если каким-то образом ему удавалось прочесть слог правильно, то теперь слоги менялись местами. Вместо небо могло быть боне или обне. Мне понадобилось много времени, чтобы научить его писать буквы и цифры.

Как можно преодолевать трудности?

Как-то я занималась с одной девочкой 6-и лет. У этой девочки были проблемы в обучении письму, очень похожие на трудности, которые пришлось преодолевать моему сыну. А вот читала она хорошо.

В силу обстоятельств, я перестала с ней заниматься, и она стала заниматься с другим психологом. Чтобы научить ее обводить фигуры по контуру, ей давали специальные задания: несколько одинаковых фигур сложной конфигурации, повернутых вокруг своей оси с неясными контурами. Требовалось выбрать одну из них и обвести.

Что же делать? Ребенок, испытывающий трудности, достаточно скоро понимает, что есть то, что у него плохо получается. Как всякий нормальный человек, он старается избегать неудач. И здесь взрослые должны быть особенно деликатными, чтобы трудности в обучении не превратились в комплекс неполноценности. Давление со стороны взрослых, даже мягкое, постепенно лишает ребенка собственного мнения и воли, порождает апатию и потерю интереса. Такой ребенок перестает доверять самому себе.

Чтобы улучшить координацию ребенка с ним хорошо играть в мяч. Заниматься такими играми, в которых две руки работают одновременно, например: в каждой руке ребенок держит по мячику нужно отпускать мячи одновременно двумя руками, рисовать одновременно двумя руками, очень важно заниматься кинезиологией и пальчиковой гимнастикой (купить книжку или найти упражнения в интернете). Занятия фортепиано (лучше всего с 5,5 лет) помогут развить межполушарное взаимодействие. Все вышеперечисленное поможет преодолеть трудности и в чтении.

Чтение


Если вы обнаружили, что ребенку не удается запоминать буквы или он переставляет буквы и слоги во время чтения, следует прекратить такое обучение. Начните с методик, в которых слова запоминают целиком. Чтение слогами отложите до 7 лет, при этом выбирайте слоги начинающиеся с только согласной буквы, затем читайте слова из трех букв (лес, дом, кот, сок), т.е. согласная, гласная, согласная. И лишь когда ребенок начнет быстро читать слова из 3-х букв, вводите слоги начинающиеся с гласных букв.

Трудности письма

Обычно детей с такими трудностями видно с трехлетнего возраста: они плохо держат карандаш. С такими детьми нужно начинать рисовать пальцами, затем кистью, затем пастелью. Закрашивать фигуры начните кисточкой, затем пастелью. Рисовать круги учите, давая пастель в обе руки: пусть просто совершает ими круговые движения. Рисуйте и обводите большие контуры вначале пальчиковыми красками, затем кистью, затем пастелью. Для профилактики возможных трудностей, рисуйте с детьми с года пальчиковыми красками. Очень полезно красить пальцами объемные фигуры — для этого подойдут пластиковые и резиновые игрушки.

Как можно раньше начните ходить в кружок ИЗО (урок и преподаватель должны нравиться ребенку. )

Идем в школу

Как показывает мой опыт, даже если Вы много и качественно занимались с ребенком, дислексия к школьному возрасту полностью не уйдет. Когда мой сын пошел в школу, дислексия проявила себя в следующих вещах.

Чтение и письмо

Благодаря нашим занятиям мой сын к 7,5 годам читал со скоростью 100 слов в минуту. Но навык письма был далек от совершенства. Надо сказать, что нам повезло. В первом классе нас учили писать с помощью альбома с листами кальки: под лист кальки кладется лист с идеально написанными буквами и ребенок повторяет буквы на кальке. Хуже дело обстояло с математикой. Клетка не слушалась, столбики не получались. Учителя часто просили переписать работу. Если говорить честно, мне удалось всего один раз уговорить сына переписать работу. Он действительно очень старался. Вот только результат переписывания навсегда отбил у меня охоту просить его что-либо переписать вновь. Я поступила следующим образом: весь первый класс я писала все домашние работы за сына карандашом, а он обводил написанное. Хуже дело обстояло с дневником. Заполнять дневник он научился, только к 6 классу. Все записи в дневнике сваливались со строчек, залезали на отметки, предметы и дни недели перепутывались. Зато, с каким удовольствием завуч начальных классов тыкал в меня этим дневником на всех родительских собраниях!

Хочу объяснить: ребенок-дислексик просто не в состоянии писать красиво. Такие дети часто просто забывают правильное написание букв и их соединений. Из-за этого они пишут медленно и очень напряженно. А ведь еще нужно помнить про конец строчки, чтобы за него не заступить. К концу урока ребенок настолько измучен, что вообще не разбирает, что и где он пишет.

Учителя очень удивлялись, что в последней строчке сын делал все возможные ошибки. Это, по их мнению, свидетельствовало о его безграмотности. Я занималась формированием грамотности с самого раннего детства. Как слова пишутся правильно, мой ребенок мог ответить, даже если разбудить его ночью. Однако этот довод, приводимый в его защиту, не принимался во внимание. В то, что у него абсолютная грамотность учителя поверили только в 8 классе. Когда его навыки письма стали соответствовать возрасту — именно к этому времени он научился писать аккуратно и красиво.

Как работать со словами

Например: мОлОко.
Чтобы слово лучше запомнилось, нарисуйте рядом со словом рисунок: стакан с молоком, у него, к примеру, вместо донышка и горлышка большие буквы О. К каждому слову надо придумать зрительный образ или подобрать созвучные слова (они не обязательно должны быть однокоренными). Цель данного задания — создать яркий, запоминающийся образ.

Учите ребенка произносить слова по буквам! Начните с коротких слов, затем увеличивайте длину слова. Если ребенок ошибается, пусть придумает такой образ, который поможет ему запомнить слово и правильно его произносить.

Время от времени спрашивайте у ребенка пройденные слова.

Время

Вам помогут песочные часы. Пусть ребенок с помощью песочных часов засекает время, которое уходит у него на приготовление домашнего задания.

Изложение


К 4 классу сын не мог писать изложение. Причина опять была в дислексии. Дислексики часто не могут выделить главную мысль в произведении. Однако мой сын хорошо пересказывал любой текст. Обладая феноменальной памятью, он пересказывал рассказ, заменяя несколько слов синонимами.

Полагаю, нет нужды говорить, что такой ответ вызывал у учителей недоумение.

Написание изложения это довольно сложный навык. Дам несколько рекомендаций. Читая ребенку сказку, не дочитывая произведения до конца, попросите придумать, как закончить рассказ. Пусть вначале будет получаться неуклюже, не беда. Хвалите ребенка и продолжайте сочинять. Придумывайте вместе альтернативные концовки произведений, продолжения истории. Как только ребенок научится писать печатными буквами, можно научить вести его дневник, где он будет записывать и зарисовывать произошедшие с ним события.

Вместо заключения

Наши дети талантливы. Мы должны верить в их дар, помогать и поддерживать их. Старайтесь всегда принимать сторону своего ребенка, верить ему, разбираться в тех сложностях, которые перед ним возникают, вместе искать способы их преодоления. Дислексиками были: Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо Да Винчи, Петр I и многие другие известные люди. В настоящий момент в коррекции очень помогает методика Рональда Д.Дейвиса по устранению дислексии.

Дислексия — это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Фонематическая дислексия

Фонематическая дислексия наиболее распространена у младших школьников. Она связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (например твердость — мягкость; звонкость — глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы — козы; дом — том — ком) или изменение последовательности (липа — пила) приводит к изменению смысла.

Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).

Отмечается также:побуквенное чтение, искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)

Семантическая дислексия

Семантическая дислексия (так называемое механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя фактами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).

Оптическая дислексия

Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). Мнестическая дислексия Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.

Информацию из данного раздела нельзя использовать для самодиагностики и самолечения. В случае боли или иного обострения заболевания диагностические исследования должен назначать только лечащий врач. Для постановки диагноза и правильного назначения лечения следует обращаться к Вашему лечащему врачу.

Дислексия: причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.

Определение

Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) специфическое расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Это расстройство приводит к трудностям понимания прочитанного и недостатку объема изучаемых материалов, а в дальнейшем — к ограничению словарного запаса и имеющегося объема знаний. Эффективная коррекция дислексии определяется ранним выявлением и комплексным лечением.

Разновидности дислексии

Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития. У взрослых дислексия возникает в результате поражения коры головного мозга.

Различают несколько видов дислексии в зависимости от того, на уровне какого анализатора нарушено восприятие – слуха, зрения или двигательных речевых структур.

Аграмматическая дислексия – самый распространенный вид нарушения. Расстройство проявляется скудностью словарного запаса и неразвитостью речи. Характерной чертой такой дислексии служит неправильное согласование падежей и замена падежных окончаний.

Существует также оптическая дислексия, при которой ребенок не может распознавать графические изображения (буквы), поэтому не способен научиться читать.

Тактильная дислексия характеризуется нарушением пространственных представлений. Поскольку буквы отличаются количеством и пространственным расположением точек, это затрудняет их распознавание. Тактильная дислексия отмечается у слабовидящих детей.

При мнестической дислексии ребенок не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, соответственно, не способен овладеть алфавитом. В этих случаях дислексия может сопровождаться замедленным психическим развитием.

При каких заболеваниях возникает дислексия

В большинстве случаев дислексия развивается как следствие внутриутробного органического повреждения центральной нервной системы после гипоксии, инфекционных заболеваний или токсического воздействия. Несколько реже причиной дислексии становятся генетические факторы и наследственность.

Исследования нервных рефлексов, слуха, зрения и запись электроэнцефалограммы у детей с дислексией обычно не показывают грубых отклонений от нормы.

У взрослых также может возникать дислексия. Чаще это нарушение выявляется после черепно-мозговых травм или инсульта (нарушения мозгового кровообращения). И в том, и другом случае поражаются участки коры головного мозга.

Дислексия, как и афазия (нарушение функции речи), служит характерным симптомом для пациентов с инсультом левого полушария.

У таких больных помимо дислексии могут отмечаться депрессивные расстройства, тревожное настроение и проблемы с целенаправленными движениями.

Явления дислексии могут сопровождать развитие объемных опухолей левого полушария головного мозга. При этом пациенты отмечают головную боль, головокружение, потерю памяти, зрения, затруднения в подборе слов.

К каким врачам обращаться при дислексии

Дислексия относится к заболеваниям, которые требуют комплексного подхода, поэтому решение о том, какой именно врач необходим для консультации при появлении симптомов дислексии, зависит от возраста пациента и предшествующих событий.

Детям, у которых отмечаются проблемы с чтением, необходимы консультации педиатра , невролога , психолога и логопеда.

Диагностика и обследования при дислексии

Обследование ребенка с симптомами дислексии включает проверку навыков чтения и письма под диктовку и их сопоставление с его возрастом, интеллектуальным развитием, логическими способностями. При дислексии задания, для которых необходимо использовать речь, ребенок выполняет значительно хуже, чем задания с использованием образного или интуитивного мышления. Исследуют графомоторные и моторные навыки. В диагностическом поиске обязательно участвует логопед, задания которого направлены на выявление проблем с артикуляцией и фонетикой. Невролог оценивает координацию движений, моторику и неврологическую симптоматику. В некоторых случаях приходится прибегать к электроэнцефалографии, результаты которой могут использоваться для ранней диагностики некоторых форм дислексии.

ЭЭГ — безопасный и безболезненный метод исследования функционального состояния головного мозга.

Читайте также: