Как помирить детей в детском саду

Обновлено: 06.07.2024

В дошкольном возрасте дети активно учатся взаимодействовать с окружающим миром, в том числе и общаться со сверстниками. А это неизбежно ведет к возникновению первых конфликтов. Как воспитателю ДОО предотвращать и разрешать споры между детьми?

Причины возникновения конфликтов между дошкольниками

К ссорам между детьми обычно приводят:

  • различные разрушения: например, один ребенок ударил башню из кубиков, которую построил другой, и башня рассыпалась;
  • игрушки, игровые атрибуты и другие вещи, которые детям не удалось поделить или которые один ребенок отнимает у другого;
  • разные взгляды детей на выбор совместной игры, определение ее сюжета, игровых ситуаций, персонажей, их действий, распределение ролей;
  • споры о правильности игровых действий.

К 4-5 годам дети в детском саду начинают все активнее взаимодействовать друг с другом. На первое место выходят споры из-за выбора совместных игр, желания или нежелания играть вместе.

В старшем дошкольном возрасте поводы для конфликтов становятся еще разнообразнее – у малышей могут быть разные взгляды на правила и сюжет игры, распределение ролей, поведение игроков.

Из-за каких детей чаще всего происходят конфликты в детском саду?

В любом ДОО есть дети, у которых или из-за которых чаще всего происходят конфликтные ситуации. У них могут быть разные модели поведения:

  • Агрессивный – раздражается, когда его не слушают, задирает окружающих.
  • Жалобщик – всегда находит повод для недовольства и высказывает его.
  • Молчун – ведет себя спокойно, мало говорит, поэтому другим детям и воспитателю сложно понять, чего он хочет.
  • Сверхпокладистый – соглашается со всеми.
  • Всезнайка – считает, что только он знает, как и что делать.
  • Нерешительный – долго принимает решения, боится ошибки.
  • Максималист – хочет всё и прямо сейчас.
  • Скрытный – затаивает обиды и может отомстить обидчику, когда тот уже забыл о своем проступке.
  • Лгун – распространяет ложную или непроверенную информацию, перекладывает свои проступки на других.

Дети, из-за которых возникают конфликты в ДОО, стремятся к общению со сверстниками, но не умеют этого делать из-за особенностей характера, воспитания. Многие из них с помощью споров и ссор пытаются самоутвердиться в коллективе. Как предотвращать конфликты детей в детском саду?

Цель воспитателя в профилактике конфликтов – объяснить детям, что в общении с окружающими нужно уметь договариваться, высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую. Для этого в рамках воспитательной работы нужно:

  • Установить в группе правила поведения: не толкаться, не драться, не использовать обидные прозвища, не отнимать друг у друга игрушки, спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь и т. д.
  • Беседовать о реальных или вымышленных конфликтных ситуациях, подталкивая детей к анализу – спрашивать, из-за чего произошла ссора, как бы они чувствовали себя на месте каждого участника, как можно примирить враждующие стороны. Описание реальных конфликтов, которые были в группе, нужно строить так, как будто они произошли с другими детьми.
  • Устраивать сюжетно-ролевые игры, показывающие примеры правильного и неправильного поведения в конфликтных ситуациях. Также можно использовать для этого сказки, мультфильмы.
  • Поощрять детей, которые стараются избегать конфликтов, умеют корректно себя вести.
  • Объяснять детям, что любую спорную ситуацию можно разрешить путем компромисса, не прибегая к помощи воспитателя.

Если воспитатель видит назревающий в группе конфликт, можно постараться его предотвратить, например, свести ситуацию к шутке или отвлечь детей от объекта спора.

Как разрешить детский конфликт в ДОО, если он все же произошел?

Далеко не все конфликтные ситуации между детьми требуют вмешательства взрослых. Небольшие ссоры обычно разрешаются сами собой. Они крайне важны для социализации, учат детей самостоятельному разрешению конфликтов, способности находить компромисс.

Если же конфликт серьезный, воспитателю нужно не просто призвать детей к порядку. Он должен стать посредником в споре и решить его одним из способов:

  • найти компромисс, который удовлетворит всех участников конфликта;
  • частично или полностью устранить причину ссоры;
  • изменить цели конфликтующих;
  • достичь соглашения по спорному вопросу.

Например, два мальчика в группе детского сада поругались из-за того, что один хочет строить из конструктора башню, а второй – вертолет. У воспитателя несколько вариантов, как помирить спорщиков:

  • достать второй конструктор;
  • предложить разделить конструктор – каждому отобрать нужные для постройки детали;
  • предложить собрать из конструктора вместе что-то новое, например, мост;
  • предложить построить сначала башню с вертолетной площадкой, а потом и сам вертолет.

Если конфликт сопровождается слезами и агрессией, детей нужно сначала развести в стороны и успокоить, и лишь потом пытаться выяснить причины ссоры и найти пути ее разрешения. Важно, чтобы это происходило без свидетелей. Нужно выслушать мнение каждого из участников ссоры. После того, как будет достигнут компромисс, стоит закрепить полученный урок – спросить детей, поняли ли, из-за чего возник конфликт, как они будут действовать, если ситуация повторится.

Как научиться предотвращать и разрешать конфликты в ДОО?

Предлагаем пройти обучение на дистанционных* курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации для воспитателей ДОУ. В них рассматриваются вопросы эмоционального интеллекта, социально-коммуникативного воспитания дошкольников. Знания в этих областях помогут вам грамотно выстраивать работу в группе детского сада и эффективно разрешать конфликты между воспитанниками.

К сожалению, дети ссорятся. И не все умеют и хотят мириться. Ссоры между детьми могут возникать по разным причинам (самоутверждение, желание выйти победителем, ревность и другие). Для нас, воспитателей, детский спор это своего рода педагогический подарок, уникальный способ научить ребенка тому, что пригодится ему в течение всей жизни. Можем ли мы, взрослые научить ребенка этому великому искусству – умению разрешать конфликты мирно? Конечно, необходимо знать лишь некоторые азы.


1. Если дети поссорились – не спешить осуждать и делать скороспешные выводы. Постарайтесь не повышать голос, контролируйте свои эмоции.

2. Ребёнку необходимо рассказывать, а лучше личным примером показывать, как надо мириться (в семье).

4. Разнять конфликтующие стороны и поговорить с обоими ссорящимися детьми, желательно по отдельности (что они чувствуют, что думают). Важно, чтобы дети проговорили свои эмоции вслух. Старайтесь быть объективными и не становитесь ни на чью сторону.

5. Драться – нельзя! Это аксиома. Наказание несут обе стороны. Кто начал, и кто виноват, в данном случае не имеет значения. Важно не путать драку с избиением (в драке активны оба).

7. Научите детей мириться. В помощники возьмите книги и мультфильмы с положительными примерами, они могут убедить лучше любых слов. Выучите с ребёнком любую мирилку. Поверьте, он обязательно попробует её использовать.

Предлагаю Вам некоторые распространённые мирилки:

«Мирись, мирись,

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться нам нельзя,

«Не дерись, не дерись,

«Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей,

И больше не дерись.

А если будешь драться,

Я буду кусаться.

«Давай с тобой мириться,

И во всем делиться.

А кто не будет мириться,

«Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Мы обиды все забудем,


Всем мира в семьях и в детских коллективах!

Советы родителям решать все спорные вопросы в спокойной и деловой обстановке с указанием причин спора и привлечением администрации. Родители,.

Полезные советы педагогам и родителям 1. Обнимайте детей чаще. 2. Проявляйте к малышу любовь, уважение, сострадание и внимание. 3. Хвалите ребёнка за достижения, вдохновляя на.

Советы педагогам, которыми можно воспользоваться в работе по самовоспитанию 1. Признать и принять своё нравственное несовершенство. 2. Раскаиваться в своих поступках (сердцем сожалеть о содеянном) Принять решение,.

Советы педагогам о наркомании СОВЕТЫ О НАРКОМАНИИ ПЕДАГОГАМ Составил: педагог- психолог Белоберезковской МБОУ СОШ №1 Пучкова Татьяна Михаиловна. 2015 Как известно,.

Советы родителям! Не спешите делать за ребенка то, что он в состоянии делать сам; Помогите, если ребенок просит вас о помощи;.

Советы родителям по физическому воспитанию детей СОВЕТ 1. Поддерживайте интерес ребёнка к занятиям физической культурой, пример взрослых в этом вопросе чрезвычайно важен. Как Вы относитесь.

Ссорящиеся и дерущиеся дети – явление достаточно частое, независимо от того, какая у них разница в возрасте — год или несколько лет. Повод для очередной ссоры находится легко, а примирение – трудная задача как для самих детей, так и для их родителей. На чью сторону встать в этот раз? Кто тут прав, а кто виноват? Наказывать, или оставить все как есть, а может провести очередную разъяснительную беседу?

Чего нельзя делать при примирении детей:

1. Никогда не повышайте на детей голоса, умейте взять свои эмоции под контроль;

2. Не пытайтесь найти виновного – можете не разобраться в ситуации правильно, и обидеть невиновного. Да и правда всегда у каждого своя. Каждый ребенок в подобной ситуации считает себя правым.

4. Не выходите из равновесия, не подавайте дурной пример вашим детям.

Как помирить детей:

1. Всегда давайте каждому ребенку возможность высказаться, а второй пусть в это время помолчит и послушает. Запоминайте из сказанного самое главное — причину обиды

2. Задавая наводящие вопросы, помогите детям найти компромисс. Пусть каждый предложит вариант выхода из ситуации, и вы вместе обсудите, приемлем ли такой вариант или нет, и почему;

3. Когда где-нибудь на прогулке с детьми случайно увидите похожую ситуацию, обсудите ее с детьми, пусть они посмотрят на себя со стороны. Можно также записать их очередную ссору на видео и показать детям, как они себя ведут.

Возможно, имеет смысл разыграть похожую ситуацию между зайчиком и мишкой, а потом вместе с детьми разобрать, кто прав: зайчик или мишка, и перевести эту сценку на поведение детей.

5. Всегда помните, что ваше поведение – это пример для них. Если вы ссоритесь с мужем, ругаете детей, легко выходите из равновесия и срываетесь, то и в их поведении агрессия станет привычным явлением.

Автор: Витязева Виктория Владимировна

Организация: МБДОУ д/с №4 г. Починка

Населенный пункт: Смоленская область, г. Починок

Все без исключения дети ссорятся и ругаются и даже дерутся, обижаясь друг на друга. Отличие детей состоит в том, что одни быстро забывают детские обиды и переходят к примирению, другие же объявляют длительную войну.

Для того, чтобы помирить поссорившихся детей, я использую несколько педагогических находок:

1.Уголок примирения. Это небольшой уютный уголок, в котором стоит столик с двумя стульчиками. На столике стоят символы мира: цветок в маленькой вазочке, фигурка голубя, деревянная статуэтка, мягкое солнышко. Если дети поругались, я веду их в этот уголок, сажаю друг напротив друга, включаю тихую, спокойную музыку. Ребёнок, который начал ссору, берёт в руки любой предмет и рассказывает второму, почему ему показалось, что что-то произошло нечестно. Второй ребёнок в это время слушает. Когда первый ребёнок высказался, предмет передаётся второму и теперь его очередь рассказывать о своих переживаниях. Всё это время, я нахожусь рядом, выслушиваю их, предлагаю найти решения, как им вести себя дальше. И в завершении, дети либо пожимают друг другу руку, либо обнимаются.

Свои педагогические находки, я постоянно дополняю и совершенствую. Поэтому в моей группе царит благоприятный психологический климат и дети легко идут на примирение.

Читайте также: