Как поймать облако краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word (13).doc

Конспект урока по литературному чтению

Цель: Подвести обучающихся к пониманию особенностей авторской сказки С.Козлова и характеров героев.

- Ознакомить обучающихся с творчеством С. Г. Козлова и выработать навыки сравнительного анализа при работе с текстом.

- Развивать речь обучающихся, формировать навыки беглого чтения.

- Создать условия для доброжелательной совместной работы.

- Формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация, карточки для рефлексии деятельности, выставка книг.

I . Организационный момент

- Ребята, эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова русской поэтессы М. Цветаевой:

«Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давайте, откроем и ту половинку,

- Сегодня мы поговорим о том, что знание литературоведческих терминов и приемов – далеко не все, что необходимо настоящему писателю. Человек должен любить свое дело, вкладывать в него душу. Также как об этом и написала в своем стихотворении М.Цветаева:

- Самая главная заслуга писателя, о котором мы будем сегодня говорить в том, что он подарил нам, читателям, образы добра, красоты, радости. А кто этот человек, мы сможем узнать отгадав кроссворд

II. Актуализация опорных знаний

- Какое слово у вас получилось по вертикали?

- О чем вам говорит эта фамилия? Слышали ли вы уже эту фамилию раньше?

Презентация книг

Со сказкой всегда интересно,

Сказки все любят читать.

Сегодня попробуем вместе

Смысл авторской сказки понять

III. Открытие нового знания.

(прослушивание сказки)

- Вам понравилось? Какие чувства у вас вызвало это произведение? Настроение?

- Каков жанр этого произведения? Почему вы так считаете?

- А сейчас нам с вами предстоит прочитать эту сказку.

- Ребята, обратите внимание на то, как автор описывает в этом отрывке природу. Найдите в тексте описание природы.

- Какой художественный прием использует автор, чтобы так ярко и красиво представить обыденные нам вещи?

- Что необычного задумали наши герои?

- Ребята, скажите, я вот никогда не слышала о том, чтобы облака ловились на горох. Может быть кто-нибудь из вас уже слышал об этом, может и правда облака можно поймать на сухой горох?

- Тогда может на одуванчик все же можно поймать облако?

- Возможно, когда облака отражаются в глади воды, пушинки одуванчика разлетаются и ложатся на это облако. И наши герои, таким образом, считают, что поймали облако.

- А согласны ли вы, что рыбы к осени очень любопытны и именно поэтому не клюют, что слушают разговоры Медвежонка и Ежика? Почему вы так считаете?

- Как бы то ни было, нам нельзя забывать о том, что это все - таки сказка, а в сказке возможно все.

Чтение второй части

- Вас что-то удивило в этой части?

- А как вы думаете, это действительно было облако?

- Да, возможно, это действительно было так. Но наши мечтатели – герои верили, что это они поймали тяжелое облако. Но, к сожалению, они не смогли его достать

- Как вылетала луна? Как луна? Что в ней необычного?

- Как появлялись звезды?

Чтение 3 части:

- Ребята, а может все – таки на кленовые листья ловится рыба?

- Получилось ли у наших героев вытянуть все же рыбу?

- Почему нашим героям все время удавалось вытащить из воды облако, звезды, луну, солнце, но не удалось вытащить рыбу? Как им это удавалось это сделать? Где они наблюдали то, что вытащили из воды?

- Как автор описывает листья? С помощью какого средства художественной выразительности?

- Как автор относится к своим героям? Нравятся ли они вам?

- Как описывается здесь ежик? Как вы считаете, какой он?

- Что их объединяет?

- Какое чудо произошло с ними благодаря этой вере?

- Да, ребята, верно. Не каждый может видеть прекрасное в обыденном – в обычных листьях, воде, траве, небе. Но каждый, может этому научиться. Именно этому и учит нас Сергей Козлов и его герои. Именно любить, ценить и видеть большое чудо в маленькой частичке нашего мира.

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, к словам Марины Цветаевой.

Давайте, откроем и ту половинку,

И ту половинку окна!

- Давайте откроем ту часть нашего окна, в которую проникают только солнечные лучи.

Чтение текста по ролям

- Мечтательность, спокойствие, немного веселья, озорничества.

- Сказка. Потому что там животные разговаривают и происходят другие необычные явления.

Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья.

На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые.

- Эпитеты, сравнения

- Они задумали поймать облако

- Ежик с Медвежонком решили, что в прошлом году здесь утонуло старое облако

- Возможно, это была рыба.

- Ежик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.

- Чтение вслух до конца сказки

- Нет, не получилось

- Потому что герои очень мечтательны и любят природу. Они верили в чудо, и это чудо совершалось. Ежик и Медвежонок наблюдали это на водной глади.

- Листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке. Сравнения.

- Он последовательный, знающий законы природы, упорный, добрый, заботливый, терпеливый.

- Боязливый, послушный, немножко нетерпеливый, хороший друг.

- Их объединяет мечта и вера в эту мечту. Их объединяет дружба.

- Они научились видеть красоту вокруг себя.

IV. Подведение итога

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Что затронуло вашу душу? Что унесёте с этого урока?

- Где могут понадобиться нам эти знания?

-Определите отметку, которую можешь себе поставить за работу на уроке. Объясните свою точку зрения.

Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья. Ёжик сказал Медвежонку:

— Скоро зима. Пойдем поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!

И они взяли удочки и пошли к реке.

На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака.

Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.

— Ёжик! — сказал Медвежонок.— Что мы будем делать, если поймаем облако?

— Не поймаем,— сказал Ёжик.— Облака на сухой горох не ловятся! Вот если бы ловили на одуванчик…

— А на одуванчик можно поймать облако?

— Конечно! — сказал Ёжик.— На одуванчик облака только и ловятся!

Они сидели на узеньком березовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик — на поплавок Медвежонка.

Было тихо-тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде…

— Почему она не клюет? — спросил Медвежонок.

— Она слушает наши разговоры,— сказал Ёжик.— Рыбы к осени очень любопытны.

— Тогда давай молчать.

И они целый час сидели молча.

Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.

— Клюет! — крикнул Ёжик.

— Ой! — воскликнул Медвежонок.— Тянет!

— Держи, держи! — сказал Ёжик.

— Что—то очень тяжелое,— шепнул Медвежонок.— В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно.

— Держи, держи! — повторил Ёжик.

Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.

— Луна! — в один голос выдохнули Ёжик с Медвежонком.

А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.

И тут пропал поплавок ёжика.

— Тяни! — шепнул Медвежонок.

Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.

— Так…— прошептал Ёжик, доставая две новые горошины.

— Теперь только бы хватило наживки.

И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звезды и забрасывали ими все небо.

А перед рассветом, когда горох кончился. Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.

— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.

И стал было уже задремывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.

— Помоги. — шепнул Ёжику Медвежонок.

И они, усталые, сонные, вдвоем еле-еле вытащили из воды солнышко.

Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.

Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке…

Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья. Ёжик сказал Медвежонку:

— Скоро зима. Пойдем поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!

И они взяли удочки и пошли к реке.

На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака. Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.

— Ёжик! — сказал Медвежонок.- Что мы будем делать, если поймаем облако?

— Не поймаем,- сказал Ёжик.- Облака на сухой горох не ловятся! Вот если бы ловили на одуванчик.

— А на одуванчик можно поймать облако?

— Конечно! — сказал Ёжик.- На одуванчик облака только и ловятся!

Они сидели на узеньком березовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик — на поплавок Медвежонка. Было тихо-тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде.

— Почему она не клюет? — спросил Медвежонок.

— Она слушает наши разговоры,- сказал Ёжик.- Рыбы к осени очень любопытны!

— Тогда давай молчать.

И они целый час сидели молча.

Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.

— Клюет! — крикнул Ёжик.

— Ой! — воскликнул Медвежонок.- Тянет!

— Держи, держи! — сказал Ёжик.

— Что-то очень тяжелое,- шепнул Медвежонок.- В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно.

— Держи, держи! — повторил Ёжик.

Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.

— Луна! — в один голос выдохнули Ёжик с Медвежонком.

А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.

И тут пропал поплавок Ёжика.

— Тяни! — шепнул Медвежонок.

Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.

— Так. - прошептал Ёжик, доставая две новые горошины. — Теперь только бы хватило наживки.

И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звезды и забрасывали ими все небо.

А перед рассветом, когда горох кончился. Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.

— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.

И стал было уже задремывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.

— Помоги. - шепнул Ёжику Медвежонок.

И они, усталые, сонные, вдвоем еле-еле вытащили из воды солнышко.

Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.

Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке.

С каждым днем все позднее светало, и лес стал таким прозрачным, что казалось: обшарь его вдоль и поперек — не найдешь ни одного листика.

Однажды с самого утра появилось солнце. Сначала оно осветило только верхушки деревьев потом позолотило кусты и траву, потом утренний туман растаял, и Ёжик вышел из своего домика.


Когда пришла пора птицам улетать на юг и уже давно увяла трава и облетели деревья. Ёжик сказал Медвежонку:

— Скоро зима. Пойдем поудим напоследок для тебя рыбки. Ты ведь любишь рыбку!

И они взяли удочки и пошли к реке.

На реке было так тихо, так спокойно, что все деревья склонились к ней печальными головами, а посередине медленно плыли облака.

Облака были серые, лохматые, и Медвежонку стало страшно.

— Ёжик! — сказал Медвежонок.— Что мы будем делать, если поймаем облако?

— Не поймаем,— сказал Ёжик.— Облака на сухой горох не ловятся! Вот если бы ловили на одуванчик…

— А на одуванчик можно поймать облако?

— Конечно! — сказал Ёжик.— На одуванчик облака только и ловятся!

Они сидели на узеньком березовом мостке и смотрели в воду. Медвежонок смотрел на поплавок Ёжика, а Ёжик — на поплавок Медвежонка.

Было тихо-тихо, и поплавки неподвижно отражались в воде…

— Почему она не клюет? — спросил Медвежонок.

— Она слушает наши разговоры,— сказал Ёжик.— Рыбы к осени очень любопытны.

— Тогда давай молчать.

И они целый час сидели молча.

Вдруг поплавок Медвежонка заплясал и глубоко нырнул.

— Клюет! — крикнул Ёжик.

— Ой! — воскликнул Медвежонок.— Тянет!

— Держи, держи! — сказал Ёжик.

— Что—то очень тяжелое,— шепнул Медвежонок.— В прошлом году здесь утонуло старое облако. Может, это — оно.

— Держи, держи! — повторил Ёжик.

Но тут удочка Медвежонка согнулась дугой, потом со свистом распрямилась — и высоко в небо взлетела огромная красная луна.

— Луна! — в один голос выдохнули Ёжик с Медвежонком.

А луна покачнулась и тихо поплыла над рекой.

И тут пропал поплавок ёжика.

— Тяни! — шепнул Медвежонок.

Ёжик взмахнул удочкой — и высоко в небо, выше луны, взлетела маленькая звезда.

— Так…— прошептал Ёжик, доставая две новые горошины.

— Теперь только бы хватило наживки.

И они, забыв о рыбе, целую ночь ловили звезды и забрасывали ими все небо.

А перед рассветом, когда горох кончился. Медвежонок свесился с мостка и вытащил из воды два оранжевых кленовых листа.

— Лучше нет, чем ловить на кленовый листик! — сказал он.

И стал было уже задремывать, как вдруг кто-то крепко схватился за крючок.

— Помоги. — шепнул Ёжику Медвежонок.

И они, усталые, сонные, вдвоем еле-еле вытащили из воды солнышко.

Оно отряхнулось, прошлось по узенькому мостку и покатилось в поле.

Кругом было тихо, хорошо, и последние листья, как маленькие кораблики, медленно плыли по реке…

Читайте также: