Как подготовить ребенка к детскому саду советы психолога

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Консультация

Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Еще совсем недавно малыш родился, научился ползать, ходить, как уже пришло время отдавать его в детский сад. Здесь важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, ведь далеко не все малыши легко переносят эти изменения в жизни.

Кто-то легко адаптируется, и с радостью бежит играть со своими новыми друзьями. А некоторые дети ни на секунду не хотят расставаться с мамой, и воспринимают сад как враждебный объект. В среднем на адаптацию ребенка к новой среде уходит от 5 дней до 2 недель. Важно, чтобы мама и вся семья облегчила для малыша этот нелегкий период. Нужно задать ребенку правильный настрой, психологически подготовить и всячески поддерживать своего ребенка.

Как подготовить ребенка к детскому саду — правила психологической подготовки

Эти важные и простые советы помогут ребенку легко адаптироваться к детскому саду, чтобы это не было болезненно для малыша.

1. Режим дня дома приближайте к распорядку детского сада. В процессе подготовки максимально приблизить режим ребенка к распорядку дня в саду. Это упростит привыкание, не будет вызывать протест во время смены деятельности в новой обстановке. Важно уделить внимание моменту сна, особенно если малыш перестал спать дома в дневное время. Приучите его тихо полежать после обеда.

2. Атмосфера добра и полного доверия в семье – это основа благополучной адаптации в садике. Если Вы являетесь для ребенка авторитетом, то он сможет разделить с Вами свои негативные эмоции и чувства, а также поделиться своими успехами.

Доброжелательную обстановку в семье наладить не сложно. Вот несколько самых простых и действенных способов:

Любите своего ребенка безусловно: давайте ему право на негативные эмоции, принимайте его желания, не отказывайтесь от игр с ним, отвечайте на его вопросы, наказывайте только после того, как выясните все обстоятельства конфликта.

Подбадривайте ребенка, вселяйте в него уверенность в своих силах.

Избегайте конфликтов и семейных ссор в его присутствии

Обязательно рассказывайте ребенку о том, что в садике хорошо, там есть другие детки, с которыми можно играть, новые игрушки и т.д. Создайте положительный образ, ребенок должен с нетерпением ждать этого события.

Ни в коем случае нельзя пугать ребенка тем, что Вы его там оставите навсегда и никогда не вернетесь и т.д.

Объясните ребенку, что сад – это его важная работа. Не менее важная, чем та, на которую по утрам уходят родители. Расскажите, что в садике его ждут занятия, новые друзья, праздники, утренники, веселые старты. Объясните, что все дети без исключения ходят в детский сад, и скоро он там со всеми подружится.

3. Во время привыкания к садику чаще обнимайте ребенка. Во время привыкания к садику ни в коем случае нельзя отказывать малышу в тактильном контакте. Ведь детский сад – стресс для ребенка, и успокоения он ищет именно от мамы. Обнимайте и целуйте его, когда отводите утром и забираете вечером. Прикосновения мамы показывают ребенку, как она его любит. Он будет чувствовать, что мама не бросает его, обязательно придет за ним вечером.

4. Важно прислушиваться к малышу. Обращать внимание на особенности его адаптации. Некоторым деткам достаточно для адаптации трех дней. А для кого-то из малышей и через месяц остаться на весь день одному в садике, будет большой проблемой. Важно разделять капризы и истинное отношение ребенка к таким изменениям в его жизни. Все дети разные и росли в разных условиях. Некоторые постоянно были только с мамой. Им сложнее привыкать к незнакомым воспитателям. Тем, у кого есть сестры, братья, тети, бабушки или няни, с которыми они проводили много времени, им будет легче привыкнуть к садику.

5. Мотивируйте малыша и чаще хвалите его. Говорите ребенку, что он уже вырос, что может ходить в детский сад. Все дети хотят быть похожими на родителей. Расскажите о садике как о ступеньке взросления, о том, как сами ходили в садик. Что там нравилось, что не получалось. Хвалите творчество малыша и приобретенные в саду навыки. Особенно приятно, если такие моменты отметят все члены семьи. Ребенок должен почувствовать, что родители им гордятся.

7. Совместно придумайте ритуалы по дороге в сад, либо на прощание. Это добавит ребенку мотивации и заинтересует его. Это может быть прощание через окошко, или посчитать скамеечки по дороге в сад. Все зависит от фантазии мамы.

Отвлекайте ребенка сказками или другими разговорами по пути в сад. Не зацикливайтесь на его плаче.

Иногда помогает лучше адаптироваться, если в садик ребенка будет водить не мама, а папа или другой родственник, к которому ребенок не так сильно привязан.

8. Оставляйте малышу (в шкафчике) какую-то свою личную вещь. Без которой никак нельзя вернуться домой. Это вызовет у ребенка уверенность и спокойствие, что его точно заберут.

Возьмите несколько кукол или зверюшек. Попросите ребенка выбрать, кто будет воспитателем, кто будет самим ребенком, кто будет нянечкой. Посмотрите, что говорит ребенок, как он себя ведет и т.д.

Когда ребенок приходит домой из детского сада, дайте ему возможность поиграть в то, что он хочет. В саду все детки вынуждены вести себя примерно одинаково. Слишком активные детки не смогут выплеснуть энергию, слишком медлительных будут подгонять. Поэтому позвольте ребенку побегать дома, или наоборот покатать машины. Даже если такие занятия покажутся Вам не особо развивающими, зато ребенок будет чувствовать себя комфортно и в безопасности.

Такой метод допустим и на этапе психологической подготовки к саду и, когда он давно ходит в детский сад. Если возникли вопросы или чувствуете, что ребенок чем-то встревожен, но не может это рассказать – хорошей идеей будет обыграть это с помощью игрушек. Вы сможете задавать наводящие вопросы, а ребенок расскажет о волнующих его ситуациях от имени игрушечных мишек, зайцев.

Все дети разные. Но легкая адаптация и дальнейшее комфортное пребывание ребенка в саду зависит от спокойствия и целеустремленности мамы. Важно поддерживать контакт с воспитателем.

Нужно узнавать: как ребенок ведет себя в садике, кушает ли, спит днем и легко ли засыпает. Спросите воспитателя, как ребенок играет с другими детьми, подружился ли с кем-нибудь. От терпения и мастерства воспитателя тоже многое зависит. Если решать вопросы адаптации с ней вместе в доброжелательной обстановке, то малыш быстро и легко привыкнет к детскому саду.

Краткое содержание: Подготовка к детскому саду. Советы психолога родителям. Как подготовить ребенка к детскому саду. Адаптация к детскому саду.

детский сад

Как подготовить ребенка к тому, что в садике он будет оставаться без мамы?

Такую подготовку нужно начинать не ранее, чем угаснет сепарационная тревога, то есть примерно после полутора лет. Как правило, в полтора, а чаще в два года дети начинают обретать некоторую независимость от мамы. Может быть, вы и прежде оставляли малыша на какое-то время с бабушкой или няней. Если же такого опыта у вас не было, теперь неплохо бы об этом позаботиться.

Начинать лучше издалека. Попробуйте сходить с ребенком в гости, где общение ребенка с другими взрослыми и детьми будет происходить под вашим присмотром. Рядом с мамой малыш будет чувствовать себя увереннее.

Кстати, есть готовые чек-листы для подготовки ребенка к детскому саду. Отмечайте галочкой то, что уже сделали, чтобы ничего не забыть. И малыш пойдет в детский сад с удовольствием.

Постепенно ребенок будет узнавать, что на свете есть и другие хорошие взрослые люди, кроме мамы с папой и бабушки с дедушкой.

Кому-то может показаться, что все это имеет мало отношения к детскому саду, куда ребенок пойдет через год, а то и два. На самом же деле такое последовательное, спокойное приучение малыша к посторонним взрослым имеет огромное значение для благополучной адаптации его и в детском саду, и в школе, и в обществе в целом !

После того как вы убедитесь, что в вашем присутствии ребенок спокойно общается с другими взрослыми, можно попробовать оставлять его с кем-то из знакомых уже без вас. На роль временной "няни" лучше всего подойдет даже не бабушка, с которой малыш и так, наверное, проводит немало времени, а какая-нибудь ваша подруга. Для начала достаточно оставить ребенка на час-другой, постепенно время можно увеличивать. Главное, всегда говорите малышу, когда вы вернетесь - каким-то загадочным образом даже совсем маленькие дети очень хорошо чувствуют время, - и, конечно, сдерживайте свое обещание. Таким образом, малыш будет понимать, что ваше временное отсутствие - совсем не катастрофа и что вы всегда возвращаетесь к нему.

Если у вас есть такая возможность, уже в два года (и даже раньше) вы можете походить с малышом в какой-нибудь игровой центр, группу раннего развития и т. п. Сейчас подобных "заведений" очень много, но совсем не следует отводить маленького ребенка туда, где он должен оставаться один. Основной целью должно быть не интеллектуальное развитие крохи, а именно постепенная адаптация к социуму. Понемногу малыш знакомится с педагогом, ведущим занятия, привыкает к тому, что в определенных условиях "главным" взрослым может быть не мама, а кто-то другой, - и при этом совсем не испытывает тревоги, поскольку мама все-таки остается рядом.

Обучение ребенка общению с другими детьми

Родители обязательно должны учить ребенка общаться с другими детьми . Почаще гуляйте с малышом на детских площадках, ходите в гости сами и приглашайте к себе домой других детей. Учите ребенка принятым нормам общения: как познакомиться, начать игру или присоединиться к уже играющим детям, учите обмениваться игрушками, соблюдать очередность в играх, решать конфликты и т.п.

Приучение ребенка к совместной деятельности, к коллективу

Если ребенка приучают к совместной деятельности, к коллективу буквально с того времени, как он начал ходить и говорить, у него вряд ли будут проблемы в детском саду. Если нет - будут обязательно. Старайтесь как можно чаще что-то делать совместно с ребенком, причем лучше даже не вдвоем, а втроем-вчетвером (с папой, бабушкой и пр.) : вместе играть, вместе гулять, вместе убирать квартиру: малышу нужен опыт действия не индивидуального, а в коллективе, вместе с другими детьми.

Постепенно приучайте малыша к тому, что отдельные его действия могут кому-то - в том числе маме - не нравиться, что иногда люди бывают недовольны друг другом, причем не только мама и папа могут быть им недовольны, но и он в некоторых случаях может открыто выразить свое недовольство ими, - т.е. учите ребенка конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях. Учтите, что больше всего ребенок учится решению конфликтов у членов своей семьи. Например, если вы с мужем оскорбляете и унижаете друг друга в пылу ссоры, то с большой долей вероятности ребенок будет вести себя также.

Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад?

подготовка к детскому саду

Режим дня ребенка

В стандартном государственном детском саду распорядок дня примерно таков:

7.00 - 8.30 - прием детей в группу
9.00 - завтрак,
затем - прогулка, занятия
12.00 (или 12.30 ) - обед
13.00 -15.00 - тихий час
15.30 - полдник,
затем - игры, прогулка.

Закрываются детские сады, как правило, в 19.00 , на практике же часам к шести вечера детишек обычно уже разбирают по домам. Малышей многие родители забирают еще раньше, сразу после полдника, т.е где-то в 16 часов.

Подготовка ребенка к жизни в детском коллективе заключается в максимальном сближении его режима дня в семье с режимом детского сада. Если до сих пор режим вашего ребенка существенно отличался от указанного (например, он ложился спать очень поздно и спал до десяти-одиннадцати часов утра), вам, конечно, нужно привести режим в соответствие с "нормативами".

Это обязательно надо сделать до того, как ребенок пойдет в детский сад. Урегулирование режима - не из тех дел, которые можно пускать на самотек, рассчитывая, что все наладится само собой. Нередко трудности в адаптации к садику бывают вызваны именно тем, что ребенку никак не удается привыкнуть к новому распорядку дня.

Перемены нужно вводить в жизнь ребенка постепенно и "малыми дозами" . Каждый день понемногу сдвигайте все дела таким образом, чтобы в конце концов приблизиться к садиковому режиму. Например, вставайте каждый день чуть раньше, пораньше завтракайте и выходите на прогулку. Соответственно и вечером укладывайте малыша в кровать не так поздно, как прежде, учитывая, что утром ему предстоит ранний подъем.

Знакомство с детским садом

Заранее рассказывайте ребенку о детском садике, читайте детские книги соответствующей тематики. Только не надо слишком приукрашивать жизнь детей в детском саду, говорите только правду. Обязательно упоминайте в ваших рассказах о том, что всех деток вечером родители забирают домой. Никогда не пугайте ребенка садиком! Гуляя с малышом на улице, понаблюдайте за детьми на детской площадке детского сада, за тем, как они играют, за тем, как родители забирают малышей домой.

Примечание: в целях знакомства ребенка с режимом детского сада мы можем рекомендовать к прочтению книгу "Зайка идет в садик. Проблемы адаптации" изд-ва Карапуз.

подготовка к детскому саду

О психологическом настрое мамы

Способность ребенка адаптироваться к детскому саду во многом зависит от психологического настроя мамы. Если у мамы есть уверенность в том, что садик - это хорошо, пусть и нелегко к нему привыкнуть; хорошо потому, что это какой-то этап взросления, человеческого роста малыша - то это одно. А если мама изначально сомневается, даже боится ("А если будет все время болеть?", "А если будут обижать воспитатели или другие дети?", "А если не доглядят, не досмотрят?"), - это другое. У ребенка такой тревожной мамы гораздо меньше шансов успешно адаптироваться к детскому саду.

Первое время в детском саду иногда становится настоящим испытанием для детей и родителей. Расставание с близкими людьми, новое окружение и незнакомое помещение могут испугать и встревожить даже самых общительных и самостоятельных детей. Поэтому родители задаются вопросом о том, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация прошла легко и незаметно.

Готовность к детскому саду

медицинская подготовка

Психологи отмечают сразу несколько фактов, подтверждающих готовность крохи к посещению детского сада:

  • отсутствие страха перед посторонними людьми, новыми местами и впечатлениями;
  • стремление к общению с детьми и взрослыми;
  • умение играть совместно с другими детьми;
  • способность в течение некоторого времени занимать себя самостоятельно – лепкой, рисованием, игрой с конструктором и т.д.;
  • удачный опыт кратковременного пребывания без родителей – с родственниками, няней;
  • развитые навыки самообслуживания – кроха самостоятельно ест, ходит на горшок, моет с мылом руки и т.д.;
  • идея посещения детского сада вызывает интерес и положительные эмоции у ребенка.

Большинство детей приобретают все вышеописанные признаки ближе к трем годам, чем и обусловлен традиционный возраст выхода в детский сад. Можно получить путевку с двух лет в ясли, если в детском дошкольном учреждении они предусмотрены. Это специальная группа для самых маленьких, еще не способных обслуживать себя. Двухлетнему ребенку также могут предложить кратковременное пребывание. Это посещение садика с утра до обеда с целью адаптации к дошкольному учреждению и развития социальных навыков.

Медицинская подготовка

Для начала посещения детского сада родителям требуется оформить медицинскую карту и форму №026/у-2000. Это можно сделать в поликлинике, где наблюдается ребенок. Медицинская карта содержит информацию о состоянии здоровья малыша, пройденных анализах и прививках.

Перед получением карты ребенку нужно пройти ряд специалистов:

  • педиатр;
  • хирург;
  • ортопед;
  • невролог;
  • отоларинголог;
  • окулист;
  • дерматолог;
  • психолог.

Каждый врач обследует ребенка, после чего пишет рекомендации и заключение о возможности посещения дошкольного образовательного учреждения. Непосредственно перед посещением детского сада малышу необходимо пройти исследования на дифтерийную палочку и кишечные инфекции, сдать общий анализ крови и мочи. Список врачей, сроки прохождения диспансеризации и требования к оформлению медицинской карты варьируются в зависимости от региона проживания семьи и конкретного учреждения, в который ребенок был распределен.

иммунитет ребенка

Рекомендуется заранее начать закаливание, чтобы укрепить иммунитет ребенка и минимизировать риски заболеваний в детском саду. Самые простые методы:

  • ходить босиком в помещении и на улице – по траве, песку;
  • обливаться водой с постепенным снижением температуры;
  • посещать бассейн или купаться в природных водоемах в летнее время.

Полезны продолжительные прогулки, активные игры и сон на свежем воздухе. К каждому виду закаливания нужно приступать постепенно, желательно в летний период, ребенок при этом должен быть здоров.

Иммунитет малыша перед детским садом можно также поддержать с помощью витаминов. Восполнить запас необходимых веществ поможет сбалансированный рацион с достаточным количеством ягод, фруктов и овощей. В некоторых случаях педиатр может порекомендовать ребенку отдельные поливитаминные комплексы.

Психологическая подготовка

Чтобы морально подготовить ребенка к посещению дошкольного образовательного учреждения, необходимо заранее позаботиться о некоторых нюансах:

  • Рассказать крохе про детский сад. Важно говорить позитивно и подчеркивать моменты, которые могут заинтересовать ребенка (много новых игрушек, увлекательные занятия, компания для игр и т.д.). Хорошими помощниками могут стать фильмы, мультфильмы и книги, где главные герои посещают детский сад. Можно вовлечь малыша в игру, в которой его игрушки будут ходить в садик.
  • Заранее показать ребенку детский сад, чтобы он мог к нему привыкнуть. Можно пройтись на площадке у сада, посмотреть на гуляющих детей. При возможности малышу показывают будущую группу, раздевалку и спальню.
  • Постепенно вводить режим в жизнь ребенка. Нужно, чтобы новое расписание соответствовало распорядку детского сада. Надо четко определить время подъема и отбоя, приемов пищи, активных игр и прогулок. Не стоит отказываться от режима даже в выходные дни. В таком случае малышу будет легче привыкнуть к новому месту.
  • Поработать над навыками самообслуживания. Ребенок должен уметь самостоятельно есть и ходить на горшок, либо унитаз. Желательно, чтобы он умел самостоятельно мыть руки и умываться, снимать и надевать базовые предметы гардероба. Перед посещением детского сада нужно заранее отучить ребенка от таких привычек, как укачивание перед сном, ношение памперсов, сосание пустышки, бутылочки с соской.
  • Познакомить ребенка с будущим рационом. Меню в детском саду состоит из каш, запеканок, супов, тушеных овощей, рыбных и мясных котлет. Не всем детям нравится питание в детском саду, поэтому желательно заранее ввести новые для малыша блюда в рацион семьи.
  • Регулярно гулять с малышом на детской площадке. Не стоит ограничивать общение с другими детьми. Важно, чтобы перед посещением детского сада ребенок умел выстраивать отношения с ровесниками. Возможно, с кем-то из ребят в дальнейшем ребенок попадет в одну группу.

Не менее важно и общение ребенка с взрослыми. Надо как можно чаще ходить вместе с детьми в гости, общаться с родственниками. Это поможет ребенку легче привыкнуть к воспитателям в детском дошкольном учреждении.

как подготовить ребенка к детскому саду

Особое внимание стоит уделить развитию речи малыша. Можно отдельно потренировать с ребенком некоторые фразы и просьбы попить, сходить в туалет. Чем лучше говорят дети, тем увереннее они чувствуют себя среди нового окружения.

Не стоит забывать, что дети слышат и понимают все, происходящее вокруг них. Поэтому, в первую очередь, подготовиться к новому этапу в жизни ребенка должны сами родители. Даже в разговорах с посторонними людьми важно положительно отзываться о детском садике. Малыш чувствует и видит настрой и эмоции. Уверенность и спокойствие мамы передается ребенку.

Желательно запланировать начало посещения детсада на лето. В этот период в садик ходит не так много детей, группы часто гуляют, а в помещении тепло. Это уменьшает шансы заболеть и облегчает адаптацию.

Перед первым посещением детского сада нужно заранее поговорить с малышом. Родители помогают выбрать любимую игрушку, которую ребенок возьмет с собой, и одежду для садика. Знакомые вещи помогут малышу чувствовать себя спокойнее и быстрее освоиться в новой обстановке. В некоторых случаях возможно на первых порах посещать садик через день или проводить там только половину дня.

Самые важные моменты при поступлении в детский сад: малыш должен обладать элементарными навыками самообслуживания и не бояться новых людей. При подготовке к поступлению в ДДУ необходимо уделить внимание оформлению медицинской карты и психологическому настрою ребенка. Желательно, чтобы кто-то из родителей взял отпуск на первые недели посещения детского и помог малышу быстрее адаптироваться в новой среде.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: