Как не стать жертвой телефонных мошенников кратко

Обновлено: 04.07.2024

Если Вам в ходе телефонного разговора представились сотрудником банка либо другой организации и просят под разным предлогом сообщить реквизиты банковской карты, будьте осторожны и не делайте этого. В случае, если Вас попросили осуществить перевод денежных средств через банкомат в счет взноса для каких-либо целей, ни в коем случае не осуществляйте подобные действия.

Чтобы не стать жертвой злоумышленников необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до пожилых родственников:

- не сообщать данные о банковской карте;

Уголовная ответственность за мошенничество предусмотрена ст. 159 УК РФ. В зависимости от квалифицирующих признаков наказание за хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием назначается в виде штрафа, обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на срок от 2 до 10 лет.

Если же вы стали жертвой мошенничества незамедлительно просим обращаться в О МВД России по г. Жигулевску по адресу: г. Жигулевск, ул. Декабристов, д. 4 или в прокуратуру города по адресу: г. Жигулевск, ул. Пионерская, д. 3а.

Сегодня, когда широко используются мобильные телефоны случаи телефонного мошенничества растут с каждым годом.

Наиболее распространенные схемы телефонного мошенничества:

1. СМС или звонок из банка о блокировке карты.

Как обезопасить себя. Не торопитесь немедленно выполнять требования лица, представившегося сотрудником банка. Свяжитесь со службой поддержки клиентов самостоятельно. Скорее всего, Вам сообщат, что никаких сбоев и блокировок не происходило.

2. Несчастный случай с родственником.

Злоумышленник может знать имя и другие данные родственника (узнав их, например, в социальные сети), может даже дать поговорить якобы с пострадавшим.

Как обезопасить себя. В случае поступления подобного звонка не поддавайтесь панике, не давайте себя торопить, при возможности свяжитесь с родственником или спросите в каком отделе полиции/больнице он находится, чтобы позвонить туда. Запомните, что срочное требование денег ввиду экстренной ситуации – верный признак мошенника.

Отметьте в телефонной книжке мобильного телефона номера всех родственников, друзей и знакомых; не реагируйте на SMS без подписи и к звонкам с незнакомых номеров.

3. Внезапный выигрыш.

4. Акции оператора сотовой связи.

5. Компенсация за лекарственные препараты.

Через некоторое время после осуществления Вами заказа по почте лекарственного препарата поступает звонок по телефону и неизвестный (якобы представитель министерства здравоохранения, налоговый инспектор либо сотрудник правоохранительных органов) сообщает, что приобретенный препарат якобы оказался подделкой и покупателю положена компенсация в размере от 150 тысяч рублей и выше. Чтобы получить эти деньги необходимо заплатить подоходный налог с суммы, в связи с чем злоумышленник указывает номер счета, на который необходимо перевести деньги. В результате покупатель лишается крупной суммы денег.

Как обезопасить себя. В случае поступления подобного звонка необходимо прекратить телефонный разговор, после чего позвонить в ту организацию, представителем которой представился мошенник, в целях уточнения информации.

6. Телефонные вирусы.

Как обезопасить себя. Не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS – вполне возможно, что в этом случае с Вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма.

7. Ошибочный перевод средств.

Чтобы во второй раз списать сумму с Вашего счёта, злоумышленник использует чек, выданный при переводе денег. Он обращается к оператору с заявлением об ошибочном внесении средств и просьбой перевести их на свой номер. То есть первый раз Вы переводите деньги по его просьбе, а во второй раз он получает их по правилам возврата средств.

Что нужно знать про безопасное использование банковской карты,

Приведенные ниже рекомендации помогут Вам обезопасить себя и своих близких от неприятностей.

1. никогда не открывайте двери незнакомым Вам людям, кем бы они ни представлялись, если вы предварительно не вызывали их к себе домой;

2. узнайте заранее телефоны полиции, социальных служб, пенсионного фонда и если незнакомый Вам человек представляется служащим государственной организации, узнайте его фамилию, имя, отчество, должность и причину посещения. Не бойтесь звонить с уточнениями, действительно ли у них имеется такой сотрудник, и с какой целью он ходит по квартирам;

3. если телефон не отвечает или занят, попросите визитера посетить Вас в другое время;

4. если человек представился сотрудником социальной службы, попросите поднести к глазку двери служебное удостоверение;

5. если Вы открыли дверь, не впускайте незнакомца в квартиру или дом;

6. если человек настойчиво просится в квартиру, позовите соседей по лестничной площадке присоединиться к Вам;

8. не отдавайте документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверение и другие документы);

9. не давайте денег и не меняйте незнакомым Вам людям деньги;

10. ничего не подписывайте;

11. не оставляйте незнакомца одного в комнате;

12. не приобретайте у людей, представившихся представителями торговых фирм продукты, мелкую бытовую технику, лекарства;

13. сообщайте в полицию о подозрительных лицах, появившихся в Вашем подъезде;

14. если же случилось, что Вас обокрали или обманули, немедленно звоните в полицию. Постарайтесь запомнить внешность и особые приметы, это облегчит поиск мошенника и предотвратит последующие преступления.

Постарайтесь быть внимательными и осторожнее относитесь к незнакомым людям!

Мошенничество по телефону

Как осуществляется мошенничество по телефону

Виды мошенничества по телефону


Станислав Кузнецов зампред правления Сбербанка

Мошенничество с банковскими картами и счетами

Звонки с подмененных номеров

Махинации со счетами мобильных телефонов

Панический звонок о попавшем в беду родственнике обычно случается среди ночи, полусонной жертве сообщают об автомобильной аварии, наезде на пешехода, крушении поезда или любых других происшествиях, случившихся с детьми, внуками или просто друзьями. Далее следует просьба о срочной помощи в виде перевода немалой суммы на электронный кошелек или счёт мобильника. Метод крайне жестокий, известны случаи инфарктов от подобных новостей.

Отличная новость сопровождается требованием перевода на покрытие технических издержек самой лотереи. Здесь расчёт на незнание законодательства РФ³, согласно которому все расходы организаторов ложатся на них самих.

Жертве приходит SMS с просьбой перезвонить по мобильному номеру, где ему сообщают якобы должны сообщить важную новость (о выигрыше в лотерею, проблемах с банковской картой, получении наследства). На звонок долго нет ответа, а после отключения обнаруживается, что со счёта списана большая сумма. Мошенники используют возможность зарегистрировать сервис с платным звонком. Обычно подобные сервисы развлекательные и обязательно сообщают о платности в рекламе. Но мошенники этого не делают и за любой звонок по этому телефону взимают немалую плату.

Махинации с короткими номерами

Телефонные вирусы

Аппаратные средства для защиты от мошенничества по телефону

Как проверить номер, с которого поступают звонки

Советы эксперта

Как вычислить телефонного мошенника?

Чаще всего мошенники представляются сотрудниками службы безопасности банков или правоохранительных органов. Звонящий сообщает о попытке взлома или блокировки банковской карты, подозрительных действиях в интернет-банке, пропущенном платеже по кредиту или угрозе штрафа по надуманному обвинению. На самом деле сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами.

Как вести себя во время разговора с незнакомым человеком?

Получив звонок от незнакомого человека, обратите внимание на то, что и как он хочет вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв — торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего.

Если вам звонят из банка — попробуйте задать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если вам предлагают какую-либо выплату — уточните основание, на котором она производится.

Какую информацию нельзя сообщать собеседнику по телефону?

Мошенники стремятся получить секретные данные карты — трёхзначный код CVC/CVV с обратной стороны, коды подтверждения из SMS, логины и пароли от интернет-банков. Настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию — для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства. Для отправки платежа нужен только номер карты — другие данные для этого не нужны.

Как составить заявление по факту мошенничества по телефону?

Заявление будет рассматриваться в течение 10-30 дней. По итогам будет принято решение о возбуждении уголовного дела. Если вы получили отказ, то можно обжаловать его в прокуратуре — для этого потребуются копия заявления и постановление об отказе.

Популярные вопросы и ответы

Какая ответственность предусмотрена за телефонное мошенничество?

Телефонное мошенничество попадает под статью 159 Уголовного кодекса РФ⁴. В зависимости от тяжести и обстоятельств преступления за него могут быть предусмотрены штраф в размере до 500 000 рублей, принудительные, обязательные или исправительные работы, либо лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом или без него.

Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?

Привлечь телефонного мошенника к ответственности достаточно сложно. Опытные злоумышленники тщательно заметают следы — подменяют номера, регистрируют SIM-карты на чужие паспортные данные, используют ПО для сокрытия местоположения. Много мошенников работает из мест лишения свободы или других стран. Добраться до них и привлечь к ответственности в таком случае становится еще сложнее.

Тем не менее, не стоит опускать руки и считать, что добиться справедливости нельзя. Каждое поданное заявление правоохранительные органы будут учитывать при последующих случаях мошенничества. Чем больше пострадавших обращаться в полицию, тем выше вероятность того, что злоумышленник будет найден и наказан.

Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?

Очень часто от мошеннических звонков страдают пожилые люди. Злоумышленники пользуются их доверчивостью и незнанием нюансов работы банков или других организаций. Чтобы обезопасить близких от подозрительных звонков, напоминайте им об основных правилах безопасности:

  • Никому не сообщайте код с обратной стороны карты, коды из SMS, данные для входа в интернет-банк;
  • Для перевода денег используйте только официальные сервисы банков, платежных систем и торговых площадок;
  • Не перезванивайте по незнакомым номерам, даже если вам поступил звонок, который был сразу же сброшен;
  • Звоните в банки и государственные структуры только по их официальным номерам;
  • Не переходите по подозрительным ссылкам, которые отправляют звонящие;
  • Если вам позвонили якобы из банка и сообщили о блокировке или других проблемах с картой — сбросьте звонок и перезвоните в банк сами;
  • Если вам предлагают получить какую-либо выплату — не соглашайтесь на нее сразу, а поищите информацию о ней в других источниках;
  • Если вы потеряли карту или сообщили подозрительному человеку ее номер — сразу же заблокируйте ее и запросите перевыпуск.

В общем — будьте бдительны и не станете жертвами телефонных мошенников.

Читайте также: