Как педагогу эффективно провести диагностику познавательной готовности ребенка к школе

Обновлено: 06.07.2024

Переход из детского сада в школу – новый этап развития ребенка, он связан с изменением социальной ситуации развития, с личностными новообразованиями, возникающими в период 6-7 лет.

Определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы — важная функция педагога-психолога в дошкольном учреждении. Основным направлением деятельности педагога-психолога является психодиагностика воспитанников. Она проводится с целью получения информации об уровне психического развития будущих первоклассников, выявления их индивидуальных особенностей. Для успешного обучения в школе и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.

Готовность к школе – это совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: морфофункциональной готовности; мотивационной готовности; интеллектуальной готовности; эмоционально-волевой готовности; готовности в сфере общения; физической подготовленности.

В нашем дошкольном учреждении педагогом-психологом была проведена диагностика по каждому компоненту готовности детей к обучению в школе, по итогам обработки полученных результатов был определен уровень готовности к школе выпускников детского сада.

Психолого-педагогическую диагностику проходил 71 ребенок, у 26 детей (37%) выявлен высокий уровень готовности к обучению в школе, у 45 детей (63%) – средний уровень готовности, низкий уровень отсутствует.

Рассмотрим подробнее каждый компонент готовности к школьному обучению.

Под мотивационной готовностью понимается наличие у детей желания учиться, положительного отношения к учению как к сложной, но необходимой деятельности. Мотивационная готовность определяется следующими показателями: знания о школе; отношение к школе и учению; наличие познавательных мотивов, познавательного интереса к окружающему, познавательной активности.

Для определения мотивационной готовности нами использована специальная методика исследования мотивации учения у старших дошкольников ( авторы М.Р.Гинзбург, И.Ю.Пахомова, Р.В.Овчарова (адаптированный вариант).

С помощью данной методики мы определили тип мотивации и соответствующий уровень развития (учебная – высокий уровень; позиционная, социальная, оценочная – средний уровень; внешняя, игровая, отрицательная – низкий уровень). В итоге, у 26 воспитанников нашего детского сада (36%) имеется учебная мотивация (высокий уровень); у 43 детей (61%) преобладает социальная, позиционная и оценочная мотивация (средний уровень); у 2 детей (3%) – игровая (низкий уровень).

Интеллектуальная готовность определяется несколькими взаимосвязанными компонентами и их показателями: уровнем знаний, предусмотренных реализуемой в дошкольном учреждении программой воспитания и обучения; уровнем развития психических познавательных процессов; уровнем развития речи.

В результате, у 23 будущих первоклассников (32%) — высокий уровень интеллектуального развития. Они умеют анализировать, выделять и обобщать признаки предметов; речь детей выразительна, с использованием разных типов предложений; отмечается умение проводить звуковой анализ слов. У 46 детей ( 65%)– средний уровень интеллектуального развития, у 2 воспитанников (3%)- низкий уровень.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям.

Для тренировки волевой готовности мы проводим графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под диктовку или по заданному образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность.

Результаты диагностики эмоционально-волевой готовности показали, что:

25 детей (35%) имеют высокий уровень готовности – эти дети умеют самостоятельно выполнять задания с соблюдением всех условий, имеют адекватное отношение к трудностям и к оценке взрослого, у них отмечается ровное эмоциональное поведение; 43 (61%) ребенка имеют средний уровень готовности, 3 ребенка (4%)– низкий уровень.

Готовность к общению представляет собой сложное системное образование, состоящее из различных компонентов деятельности общения. Уровень готовности к общению определяется по умению ребенка строить свои отношения со взрослым (воспитателем) и сверстниками.

Таким образом, 22 ребенка (31%) показали высокий уровень готовности к общению. Они умеют выражать уважение к воспитателю, стремятся к совместной деятельности со сверстниками, проявляют доброжелательность, внимание, готовность к сотрудничеству.

У 44 детей (62%) отмечается средний уровень готовности. Эти дети чутко реагируют на оценку взрослого своих действий и поступков, вступают в непродолжительные контакты со сверстниками, не проявляя при этом активности. К сожалению, у 5 воспитанников (7%) был выявлен низкий уровень готовности к общению. Такие дети испытывают трудности в общении, чаще всего из-за языкового барьера, большую часть времени они проводят в одиночестве, иногда проявляют негативное поведение по отношению к сверстникам. С этими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативной сферы.

Физическая подготовленность детей к школе – это соответствие развития движений детей возрастным нормам, которые определены программой физического воспитания и обучения детей в детском саду.

Таким образом, из вышесказанного следует, что ключевым моментом в реализации преемственности дошкольного учреждения и школы является определение уровня готовности ребенка к началу систематического школьного обучения.

В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

  • физической готовностью;
  • интеллектуальной готовностью;
  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам учитель.

Педагогическая диагностика, используемая нами, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.

Ценность группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время ряд параметров невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Групповое и индивидуальное изучение детей осуществляются на занятиях “Введение в школьную жизнь”.

При проведении групповой педагогической диагностики мы придерживаемся следующих основных правил:

1. На каждой парте сидит один ребенок, у которого должны быть рабочие листы и набор цветных карандашей.

2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание". Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.

3. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

4. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу.

Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

3. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 минут.

  • 3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено полностью с незначительными недочетами)
  • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий)
  • 1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено частично, менее половины).
  • 0 баллов свидетельствует об отсутствии исследуемого параметра ( задание не выполнено)

Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению мы используем четырехуровневую шкалу.

1. Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2. Хороший уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов ) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

3. Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.

4. Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.

Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.

Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.

1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Текст задания: "На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”. (Приложение 1)

2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. (Приложение 2)

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну , закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

3. Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Текст задания: "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке".

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине)." (Текст задачи можно повторить).

4. Интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.

  • Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  • Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  • Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  • Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. (На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине - один круг пустой). (Приложение 4).

Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (Приложение 5). Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Текст задания: “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.

7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. (на листе бумаги запись: "Ann can play" - Приложение 6). Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: "Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста). (Приложение 7), вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.

Для получения объективной картины обязательно учитываются итоги индивидуального обследования.

По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяется тем родителям, чьи дети показали низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме нужно не только познакомить с результатами, но и совместно наметить план необходимой коррекционной работы.

Диагностику, определяющую готовность учащихся моего класса к школьному обучению, я осуществляла в 2012-13 учебном году. Необходимо отметить, что результаты диагностики интеллектуальной готовности подтвердились при последующем обучении. В 2012-13 учебном году диагностика проводилась в июне.

Результаты педагогической диагностики по классу.

Количество человек
Высокий уровень 21- 25 баллов 6 человек
Хороший уровень 15 – 20 баллов 9 человек
Средний уровень 9 – 14 баллов 11 человек
Низкий уровень 7-8 баллов 2 человека

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 6 детей, что составляет 21%; 32% составляют дети с хорошим уровнем – это 9 ребят; 39%, т.е. 11 детей имеют средний уровень, а 2 человека (8%) – низкий уровень (один из них не посещал ДОУ). Это говорило о хорошей подготовке к школе большей части детей, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.

Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и развитие у ребенка необходимых умений, навыков для успешного обучения. Диагностика позволяет учителю с первых шагов обучения строить образовательную деятельность в условиях личностно-деятельностного подхода, при необходимости осуществлять коррекционно-развивающие мероприятия с первоклассниками.

1. “Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы” – М. Вентана – Граф, 1998. - 240

2. Журова Л. Е , Кочурова Е. Э., Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. : Вентана – Граф, 2004.

3. Кирдяева Н.В. Подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н.В. Кирдяева //Начальная школа - 2009. - № 9. С.29-33

4. Чиндилова О.В. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. [ текст ] / О.В. Чиндилова О.В.//Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. - 2007 с. 22-32.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую жизнь. Оттого, насколько хорошо ребенок будет учиться в школе, зависит его самооценка, так как именно в школе начинается оценку его интеллектуальных возможностей учителями, а в зависимости от их оценки, и родителями. А от этой самооценки зависит его дальнейший успех в жизни, то, чего он сможет в ней добиться.

Вот поэтому так важно, чтобы Ваш ребенок пошел в школу уже подготовленным, и школьная нагрузка не оказалась для него непосильным грузом. А для того, чтобы определить, насколько готов ребенок к школе, соответствует ли уровень его мышления и обладает ли он знаниями, соответствующими школьным требованиям, необходимо его протестировать. И затем, обнаружив где у малыша есть слабые места и пробелы, заниматься с ним именно в данном направлении.

Затруднения в учебе могут возникать не только из-за того, что ребенок не понимает какой-то предмет, а из-за неусидчивости и невнимательности. И это не шалость с его стороны, а психологическая незрелость, возникающая в результате несформированности определенных психических процессов, развить которые и есть основная задача родителей и воспитателей детского сада.

Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Её содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учёбе, произвольного управления своим поведением, выполнения умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.

Интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её - это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их разочарований при отборе детей в школу.

Волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребёнка объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. В том случае, если вы даёте несколько заданий подряд или если ребёнок затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.

Тесты, определяющие готовность ребенка к школе

Прежде чем приступить к тестированию, к нему необходимо подготовиться. Все материалы теста должны быть готовы заранее, в комнате – тишина и уютная обстановка, ребенку все необходимо представить в виде увлекательной игры. Во время тестирования не подсказывайте малышу ответы или направления решения задания.

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).


Е.А.Екжанова

ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ


Диагностика проводится с использованием набора, состоящего из четырех заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека" и "Дорожка звуков". Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо­физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкрет­ным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на­метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

Анализ детских работ позволяет выделить специфические особенности познавательной деятельности и личностного развития детей с разным уровнем психо-физиологической зрелости, отнесенным к четырем достаточно четко дифференцирующимся между собой группам. Полученные результаты по психолого-педагогическому прогностическому скринингу с высокой степенью достоверности коррелируют с тестами интеллекта.

Читайте также: