Как отбирает старший воспитатель объекты изучения и анализа в соответствии с задачами решаемыми доу

Обновлено: 05.07.2024

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением - это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста. Представленный материал отражает организацию аналитической деятельности в ДОУ.

Оценить 416 0

Организация аналитической деятельности в дошкольном образовательном учреждении

(из опыта работы старшего воспитателя)

Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только с целью выявить недостатки, но и обнаружить что-то новое, интересное, что дает высокие результаты. Осуществляя контроль, старший воспитатель соблюдает его алгоритм: определяет цель и объект контроля, разрабатывает программу, собирает информацию, делает анализ, вырабатывает рекомендации и определяет пути исправления недостатков, назначает сроки проверки исполнения рекомендаций.

При проведении контроля, используются различные методы: наблюдение, анализ посещенных мероприятий, анализ продуктов детской деятельности, изучение и анализ документации, анкетирование воспитателей и родителей, беседы и т.д.

Основная цель контроля состояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.

Примерный перечень вопросов:

Состояние воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах;

Выполнение образовательных программ, внедрение новых педагогических технологий;

Календарные планы и документация педагогов;

Наличие и хранение детских работ;

Работа педагогов по повышению квалификации;

Работа педагогов по теме самообразования;

Работа педагогов по организации режимных моментов;

Работа педагогов по укреплению здоровья детей.

Старший воспитатель принимает участие в предупредительном контроле с целью оказания помощи педагогам, предупредить возможные ошибки. Данный вид контроля может пройти в форме:

- Беседы по содержанию программы с целью выявления, насколько чётко воспитатель представляет задачи работы по определённому разделу;

- Беседы по календарному плану воспитателя, чтобы уточнить, как он предполагает то или иное занятие или другую форму работы;

- Составление перспективного плана работы с детьми по какому-либо разделу, чтобы помочь педагогу выстроить систему работы по проблеме;

- Составления конспекта занятия, что особенно полезно для начинающих воспитателей.

Предупредительный контроль старший воспитатель фиксирует в плане работы на месяц. Конечным результатом предупредительного контроля должно стать повышение профессионального мастерства воспитателя и составление им перспективных планов, конспектов и т.д.

Старший воспитатель проводит оперативный контроль с целью выявления недостатков в деятельности педагогов, а затем оперативно их устранить с помощью рекомендаций и советов.

Материалы оперативного оформляются в форме таблицы и заполняются ежемесячно, для того, чтобы зафиксировать результаты контроля, полученные в ходе наблюдений, и показать, какие недостатки нужно устранить.

Работа по оперативному контролю включает несколько этапов:

I этап - Разработка циклограммы оперативного контроля на учебный год (такой план наглядно покажет, сколько вопросов запланировано на год, и позволит равномерно распределить их по месяцам);

II этап - Разработка графика проведения оперативного контроля на текущий месяц (в таблицу-график вносятся конкретные даты посещения группы, по каждому вопросу, и сообщаются об этом воспитателям. Первое посещение групп - по запланированным вопросам (первичный контроль, обычно планируется в первые две недели месяца, в последующие две недели ведется работа по устранению недочетов);

III этап - Наблюдение за деятельностью педагогов и занесение результатов контроля в подробную, расширенную таблицу с критериями по каждому вопросу контроля, в соответствии с выбранной системой условных обозначений (напротив каждого пункта в этих таблицах проставляются баллы, согласно выявленному уровню, например: 3 - высокий уровень, 2 - допустимый уровень, 1 - низкий уровень).

Результаты оперативного контроля размещаю на информационном стенде в методическом кабинете.

Результаты тематического контроля оформляются в аналитических справок, с которыми коллектив знакомится на педагогическом совете.

Принимая участие во фронтальном контроле, который проводится с целью изучения состояния воспитательно-образовательной работы по всем видам деятельности в одной возрастной группе или изучается и анализируется деятельность конкретного педагога.

Для проведения фронтального контроля в нашем учреждении руководитель издает приказ и утверждает состав комиссии, в которую входят сотрудники администрации и эффективно работающие педагоги ДОУ.

Члены комиссии четко определяют цели, задачи, разрабатывают план проверки, распределяют обязанности между собой.

Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения материалов фронтальной проверки.

Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения фронтальной проверки в соответствии с планом работы ДОУ, но не менее чем за месяц до ее начала.

По результатам фронтального контроля оформляю аналитические справки, с которыми педагоги знакомятся на педагогическом совете или на оперативном совещании.

Таким образом, контроль является одной из важнейших управленческих функций, он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.


Методическое сопровождение образовательного процесса и координацию педагогической работы осуществляет Казанцева Наталья Владимировна - старший воспитатель высшей квалификационной категории. Окончила НОУ ВПО Байкальский экономико правовой институт Психолог. Преподаватель психологии по специальности "Психология"

НагражденаПочётной грамотой от Министра Образования и Науки РФ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возрастав 2014 г.

График работы:

В ДОУ построена следующая система работы старшего воспитателя:

Основные направления в деятельности старшего воспитателя, направленные на повышение качества образовательного процесса.
Старший воспитатель осуществляет планирование:
- годового плана ДОУ;
- перспективного плана по разделам программы;
- перспективного плана по различным направлениям деятельности ДОУ;
- перспективного и календарного плана деятельности старшего воспитателя.

Одним из условий полноценного планирования является мониторинг деятельности дошкольного учреждения и включает в себя следующую информацию:
- выполнение и усвоение детьми программного материала по всем направлениям;
- уровень готовности детей подготовительных групп к обучению в школе;
- мониторинг участия педагогов в методических мероприятиях;
- создание условий комфортного пребывания детей и т.д.

Организация воспитательно-образовательного процесса

включает в себя:
- распределение видов деятельности согласно возрастным особенностям детей;
- организацию работы педагогов;
- обеспечение выполнения программы;
- постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

Работа с педагогами

Контроль
Старший воспитатель осуществляет контроль за работой педагогов:
- систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
- по графику посещает НОД в группах;
- следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета. И, конечно, каждый контроль имеет логическое завершение в виде обсуждения, рекомендаций, поощрения, внедрения и выявления опыта.
Работа с родителями и социумом - важное направление в деятельности старшего воспитателя, которое заключается в следующем:
- информирование родителей на родительских собраниях о содержании работы с детьми по разделам программы;
- подготовка стендов, папок-передвижек, посвященных семейному воспитанию и пр.;
- налаживание контактов с социокультурными учреждениями.

Создание предметно-развивающей среды
- организация пространства методического кабинета;
- приобретение пособий, методической литературы, игрушек;
- оформление стендов, выставок.

Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие — основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты — в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам — образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается :

Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленческий цикл, чтобы определить состояние работы и наметить задачи на будущее. Задачи реализуются через систему мероприятий, а затем необходимо снова проанализировать уровень работы, но уже на качественно новом витке деятельности дошкольного учреждения. Тематическая проверка - одна из форм контроля.

Главным предметом тематического контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательных мероприятий, направленных на реализацию программы, воспитания и развитие ребенка.

Содержанием тематического контроля является изучение состояния воспитательно - образовательной работы с детьми по данной проблеме.

Определяя тематику контроля, необходимо, прежде всего, учесть основные направления работы дошкольного учреждения в текущем учебном году и сформулировать в соответствии с этим цели тематических проверок. Например, если педагоги поставили перед собой задачу снижения заболеваемости детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий, целью тематического контроля должно стать выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией сохранения здоровья детей.

Тематику контроля могут определить результаты оперативного контроля. Если в результате этого были выявлены определенные недостатки (например, у детей отмечаются слабые культурно-гигиенические навыки в процессе еды, целью тематической проверки может быть выполнение программы по этому вопросу. В процессе проверки будет проанализирована система педагогических воздействий, направленная на формирование навыков самообслуживания, уровень педагогического мастерства воспитателя и т. д., что поможет определить причины отсутствия у детей устойчивых навыков и наметить систему оказания помощи педагогам для дальнейшего совершенствования работы.

Тематическая проверка также может быть посвящена изучению внедрения материалов семинара, проведенного в дошкольном учреждении, внедрению педагогами передового педагогического опыта или новых педагогических технологий и т. д.

Формулировка цели тематической проверки должна быть достаточно конкретной и отражать суть проблемы: например, изучая состояние работы по изобразительной деятельности и конкретно одного из ее разделов, цель тематической проверки может быть достаточно простой — выполнение программы по рисованию. Она может быть и несколько сужена: выполнение программы по декоративному рисованию.

Когда педагогический коллектив способен добиться реализации программы на достаточно высоком уровне, цель проверки также отражает более глубокие аспекты проблемы:

• развитие творческих способностей детей в процессе рисования на занятиях и в повседневной жизни;

• внедрение новых педагогических технологий в обучении рисованию старших дошкольников и т. д.

Определив цель и приступая к тематической проверке, необходимо составить план ее проведения, который включает:

изучение, что позволит выявить степень овладения ими программой

• определение знаний, умения и навыков педагогов по данной проблеме, что поможет выявить уровень педагогического мастерства воспитателей и, возможно, определить причины их неудач в формировании, воспитании у них определенных качеств, в их развитии,

• состояние планирования, анализ которого позволит определить наличие или отсутствие системы работы по проблеме, что также может являться причиной слабого овладения детьми программой;

• анализ условий для осуществления работы по теме, наличие или отсутствие которых может способствовать или мешать реализации программы, формированию устойчивых знаний или навыков, анализ взаимодействия педагогов с родителями, без которого картина педагогического воздействия будет неполной.

Исходя из цели, отбирается содержание, т. е. что должны знать или уметь дети и что должен проанализировать старший воспитатель в ходе проверки, например: формы организации двигательной деятельности, методика их проведения, двигательная активность в организованной и самостоятельной деятельности, отношение детей и родителей к этой деятельности и т. д. (или счет в пределах 20, отсчитывание по образцу и названному числу, определение равенства в группах разных предметов).

Содержание определяет формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание, реализующее поставленную цель. Например, двигательную активность в течение дня нужно посмотреть на физкультурном и других занятиях, во время утренней гимнастики, а также в повседневной жизни в течение всего дня. Для тематической проверки по рисованию также следует увидеть занятия, индивидуальную работу с детьми, организацию самостоятельной деятельности, работу на прогулке по расширению представлений об окружающем для последующего рисования и т. д.

Содержание и формы организации детской деятельности диктуют методы контроля :

1. Наблюдение педагогического процесса.

При наблюдении педагогического процесса необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, слабо решаемых в ДОУ.

При подготовке к наблюдению важно четко определить, что нужно посмотреть, что должен проанализировать старший воспитатель, и выработать экономичную форму фиксации наблюдения. Предлагаемые унифицированные блок-схемы анализа занятия, воспитетельно - образовательного процесса во второй половине дня, прогулки помогут начинающим старшим воспитателям правильно осуществить эту работу.

В ходе наблюдения не рекомендуется делать замечания педагогу, однако беседы с детьми, просмотр их работ в ходе занятия будут способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ его с воспитателем, цель которого - показать педагогу, насколько целесообразно построена его работа. Начать лучше с выяснения непонятных моментов, а затем предложить педагогу проанализировать свою работу с позиции поставленных им целей и задач, а также проанализировать соответствие уровня развития детей требованиям программы, и только после этого предложить свой анализ

2. Итоговые занятия

Цель их проведения - оценка уровня выполнения программы на начало, середину и конец года для дополнения результатов наблюдения педагогического процесса. Итоговые занятия проводятся в ходе тематических проверок, а также в тех случаях, когда руководителя беспокоит состояние работы по какому-либо разделу, при проверке реализации предложений тематического контроля, конечного результата работы по определенному разделу программы, время которого четко определено (например, в конце года в подготовительной группе, целесообразно проверить умение детей составлять и решать арифметические задачи).

Содержание итогового занятия разрабатывается старшим воспитателем, причем в содержание включается только выполнение какой-либо одной программной задачи определенного раздела программы, но не группой в целом, а каждым ребенком. С этой целью на эту программную задачу подбирается несколько заданий и фиксируется, кто из детей отвечал вообще и кто ответил правильно. Унифицированный блок-схема для записи наблюдения итогового занятия также прилагается.

3. Проверка календарных планов

Проверка планов также проводится в ходе тематической проверки, но может осуществляться и как самостоятельный метод контроля. В этом случае она проводится только по конкретным темам, а не вообще как проверка плана в целом, причем за период не менее двух недель. Целесообразно делать сравнительный анализ планов нескольких групп одного возраста. Возможно использование взаимоконтроля и самоанализа плана по предложенным воспитателям вопросам. Фиксировать результаты удобнее в блок-схемах, которые специально разрабатываются старшим воспитателем в зависимости от цели проверки.

4. Беседы с детьми

Это один из методов выявления уровня знаний детей группы, и каждого ребенка в отдельности, особенно тех детей, которые мало проявляют себя на занятиях. Целесообразно иметь перечень вопросов по разным темам в соответствии с программой, на разные периоды учебного года (начало, середина, конец).

Полезно внести их в картотеку, тогда ими можно пользоваться более динамично. Беседы проводятся старшим воспитателем в группе в присутствии воспитателя, ответы фиксируются в блок-схеме, причем при наличии картотеки их можно не записывать, указав только номер карточки и вопроса.

5. Анализ детских работ

Для создания полной картины реализации программы по изобразительной деятельности анализ детских работ целесообразно проводить не реже одного раза в квартал, а также при просмотре занятия по изобразительной деятельности, тематической и фронтальной проверках.

Прежде всего, необходимо уточнить, какими навыками и приемами работы должны владеть дети на данный отрезок времени. Соотнести с программным содержанием конкретного занятия, а затем, проанализировав все работы. Отметить, сколько детей выполнили и сколько не выполнили программное содержание по каждому пункту, сколько детей выполнили его полностью с позиции изобразительных и технических задач - изображение цвета, формы, величины, строения предмета, передача композиции, движения, соотношение по величине, колорит и т. д.

Таковы основные методы контроля, применяемые при проведении тематических проверок и как самостоятельные методы в процессе изучения состояния работы в группах.

С целью развития творческого потенциала педагогов дошкольного учреждения целесообразно привлекать их к участию в тематических проверках в качестве экспертов, поручая осуществить отдельные методы контроля, - например, анализ или самоанализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме, анализ взаимодействия в работе воспитателя

и специалистов ДОУ. Очень важно дать возможность педагогу самостоятельно сделать вывод об уровне работы, для чего предоставить ему необходимые вопросники для анализа, диагностические карты и т. п. К участию в проверке привлекается медицинский персонал, а также родительская общественность, для которых также необходимо подготовить соответствующий пакет материалов и провести инструктаж.

Результаты тематического контроля удобно фиксировать в блок-схемах, предлагаемых в приложениях. Общие итоги тематической проверки могут быть оформлены в виде справки, обсуждаемой впоследствии на педсовете. Заведующий или старший воспитатель могут выступить на педсовете непосредственно по полученным в ходе проверки результатам, зафиксированным в блок-схемах или в общем блоке.

В любом случае основные вопросы выступления должны быть занесены в протокол педсовета. Основным содержанием справки или выступления на педсовете по итогам тематической проверки должно стать состояние работы по проблеме, сформулированной в цели тематической проверки, и помимо успехов в реализации проблемы отражать недостатки и давать анализ их причин.

На основании выявленных в ходе проверки причин недостатков педсоветом принимаются конкретные решения, направленные на их устранение. Практика работы показала, что основных причин недостатков в реализации программы может быть пять. В зависимости от этого и формулируются решения педсовета.

• если причиной недостатков являются отсутствие необходимых условий, в решение педсовета вносится пункт об их создании;

• при слабом владении педагогами методикой работы по проблеме необходимо предусмотреть систему оказания помощи педагогам по овладению этой методикой;

• недостаток знаний о современных подходах к решению проблемы, новых приемах и педагогических технологиях, возможно, компенсировать через соответствующие семинары, открытые просмотры и другие формы оказания помощи;

• при отсутствии системы работы в решении педсовета необходимо предусмотреть мероприятия по овладению педагогами этой системой через проведение семинаров, составление перспективных планов работы по теме и т. д. ;

• если педагоги недобросовестно относятся к своим обязанностям (знают методику, умеют осуществлять педагогический процесс, но не делают этого) в решение педсовета целесообразно включить пункт о проведении повторного контроля. Кроме этого руководитель вправе принять и другие управленческие решения.

Стенгазета ко Дню воспитателя

Стенгазета ко Дню воспитателя Стенгазеты оказывают положительное влияние на развитие ребенка и его эстетическое воспитание. Будь то праздничная, развивающая, либо информационная.

Стенгазета ко Дню Воспитателя

Стенгазета ко Дню Воспитателя 27 сентября в России отмечается главный праздник представителей гуманнейшей профессии – воспитателей детских садов и других учреждений дошкольного.

Одной из функций методической работы старшего воспитателя
дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. Основную цель контроля я вижу в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи.
Анализируя деятельность педагогического процесса ДОУ, обратила
внимание на то, что у меня не хватает объективных данных по некоторым
видам деятельности. Нет конкретного и четкого представления о деятельности педагогов в организации совместной образовательной и самостоятельной деятельности детей в режиме дня ДОУ.

Для решения проблемы я обратилась к изучению материалов по организации педагогического контроля в ДОУ.
Изучая и анализируя литературу, справочники, статьи в журналах, опыт старших воспитателей в интернете, выяснила, что данной теме уделяется немало внимания.
Традиционно и в нашем дошкольном учреждении выделяются следующие виды контроля: тематический, фронтальный, оперативный, сравнительный и самоконтроль.

По моему мнению, одним из самых важных и сложных разделов методической работы является организация тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении, он бывает итоговый и персональный. На нем и хочу остановиться поподробнее. Планируя тематический контроль, использую следующий алгоритм: цель контроля – объект контроля – разработка плана контроля – сбор информации – первичный анализ изученного – выработка рекомендаций – проверка исполнения рекомендаций.

Тематический контроль провожу с целью привлечения внимания коллектива к определенным задачам, которые в ДОУ решаются недостаточно успешно. Так, например, на этот год была запланирована следующая тематика контроля:

Следующим этапом работы является составление плана-задания. Его составляю сама, затем согласовываю с членами комиссии.

Схема изучения и сбора информации педагогической деятельности воспитателей включает в себя несколько этапов:
· сбор информации – с помощью воспитателей, воспитанников,

  • заполнение листов опроса, таблиц, анкет;
    · изучение документации;
    · обработка полученной информации;
    · обсуждение на совещаниях при руководителе полученных данных, их
    анализ;
    · утверждение на педагогическом совете направлений корректировки
    педагогического процесса;
    · закрепление положительных традиций, передового педагогического
    опыта;
    · разработка рекомендаций;
    · исследование уровня развития детей по одному из разделов
    образовательной программы;
    · определение профессионального уровня педагогов;
    · оценка условий, обеспечивающих выполнение образовательной
    программы;
    · проверка системы планирования воспитательно-образовательной работы
    по теме;
    · определение формы и методов взаимодействия и сотрудничества с семьей,
    педагогической грамотности родителей, согласованности действий
    педагогов и родителей, позволяющих повысить эффективность
    воспитательно-образовательной работы.

Хочу обратить ваше внимание на то, что не все вышеуказанные пункты обязательно включаю в один из видов контроля: все зависит от тематики и цели, которая была поставлена.

По итогам всех видов тематического контроля и всестороннего анализа
его результатов принимается конкретный план действий по устранению
недостатков и коррекции воспитательно-образовательного процесса и
пишется справка. В справке дублирую цель и задачи контроля, указываю режимные моменты, образовательную деятельность и другие виды просмотренного материала. Далее констатирую, что показал контроль в планировании воспитательно-образовательной работы, в развивающей предметно-пространственной среде как в группе, так и на участке детского сада, во взаимодействии с родителями. В каждой тематической проверке обращаю внимание на профессиональное мастерство педагогов, работу провожу через собеседование, анкеты, тесты. В описании просмотренного материала, отмечаю как положительные, так и отрицательные стороны работы. В справке обязательно даю рекомендации с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Вот на этом тематическую проверку считаю завершенной. В течение года, как правило, их бывает 2-3, таким образом задействованы почти все группы ( у нас их 6).

В своей работе применяю и другие виды тематического контроля:

Итоговый контроль, являясь разновидностью тематического, дает
возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за
определённый промежуток времени: квартал, полугодие, год.
Итоговый тематический контроль планирую в основном за учебный год: для выявления уровня решения годовых задач согласно
ожидаемому результату в конце года; данный вид контроля проводится
до педсовета или иных форм подведения итогов работы за год.
Другая разновидность тематического контроля – персональный, который планирую при следующих условиях:
· с целью изучения системы работы и распространения передового опыта
воспитателей, имеющих высокий уровень профессионального мастерства;
· с целью выявления состояния работы по устранению недочётов в
воспитательно-образовательной работе по определенной теме.

Итоговый контроль планирую при выявлении готовности детей к обучению в школе (выпускных групп ДОУ)- составляю справку об усвоении детьми программы ДОУ по всем направлениям, как графически, так и в текстовом варианте.

Кроме тематического в дошкольном учреждении присутствуют и другие виды контроля, о которых расскажу коротко:
Фронтальный контроль планирую с целью изучения всесторонней, глубокой проверки деятельности, как воспитателя, так и ДОУ в целом.
Он бывает предварительным, текущим, итоговым. Фронтальный контроль проводится в любое время года. Продолжительность его также от 3-х дней до недели. Здесь ставлю своей целью получить общее
представление о работе педагога, об уровне педагогического процесса в целом в той или иной группе, о стиле работы данного воспитателя. Этот вид контроля предполагает посещение группы в течение целого дня или даже нескольких дней. В процессе такой проверки изучаю работу двух воспитателей, работающих в группе. Этот контроль помогает установить, насколько правильно осуществляются основные направления развития ребенка по образовательным областям: физическое, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Чаще всего в учреждении провожу оперативный контроль. Его виды (предупредительный, выборочный, экспресс – диагностика) направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.
Задачей предупредительного контроля, с моей точки зрения, является предупреждение того или иного недостатка. Его смысл в профилактике возможных нарушений, отборе наиболее рациональных методов работы, повышения уровня управления. Предупредительный контроль в основном применяю по отношению к начинающим (или вновь поступившим педагогам), а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых образовательных программ, педагогических технологий, передового педагогического опыта). Наблюдая работу сотрудника, помогаю ему освоиться в новых условиях. О своем приходе в группу предупреждаю воспитателя заранее. В содержание предупредительного контроля включаю: выявление готовности педагога к рабочему дню, определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения; анализ календарных планов (по
планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т.д.
Такой контроль провожу в форме наблюдений за педагогическим
процессом, затем беседую с воспитателем, провожу анализ педагогической документации.
Разновидностью оперативного контроля является выборочный (или
эпизодический) контроль. В содержание педагогического анализа
выборочного контроля включаю состояние работы по разделам программы, не рассматривающихся годовыми задачами, а также решение отдельных
(частичных) задач раздела программы в реализации поставленной годовой
задачи. Особенностью данного контроля является то, что он носит выборочный характер и включает проверку работы отдельных воспитателей. При этом в содержание педагогического анализа включаю также готовность воспитателей к проведению ООД; оценку работы воспитателя; анализ педагогических условий в группе и другие показатели. Основными формами выборочного контроля так же являются просмотр ООД или других видов деятельности, беседы, изучение документации, анализ планирования работы.
Отличительной особенностью взаимоконтроля (взаимопосещения)
является то, что анализ и оценка педагогического процесса осуществляются
воспитателем в параллельной группе, либо в другой возрастной группе по
решению администрации. Это способствует самоанализу и самооценке одного воспитателя в сравнении с опытом работы другого. Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта, улучшению учебно-воспитательного процесса и, по моему мнению, является самым эффективным в повышении профессионального мастерства педагогов.
Пример такого вида контроля вы могли увидеть во время практического показа моей работы с воспитателями.
Особое место уделяю самоанализу как способу рефлексии собственной
педагогической деятельности. При организации педагогического анализа привлекаю воспитателя к анализу своей деятельности. Но самоанализу воспитателей пришлось учить. Трудность заключалась в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженную самооценку, а некоторые – завышенную. Педагогический анализ – это особый вид критики, поэтому важно считаться с мнением воспитателя, не навязывать свою точку зрения. Сегодня как никогда важен метод убеждения. Поэтому я тактично стремлюсь убедить педагога пересмотреть свою точку зрения на тот или иной педагогический прием для достижения высоких результатов.

Подводя итог моего выступления, хочу отметить, что метод контроля – это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели.
Кроме всего, во время проведения контроля стараюсь помнить о личной
ответственности за:
· тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения
контрольных мероприятий;
· качественную подготовку к проведению проверки деятельности
педагогического работника;
· ознакомление с итогами проверки педагогического работника до
вынесения результатов на широкое обсуждение;
· качество проведения анализа деятельности педагогического работника;
· соблюдение конфиденциальности при обнаружении недостатков в
работе педагога при условии устранения их в процессе проверки;
· доказательность выводов по итогам проверки.
Таким образом, рассмотренные выше, виды, формы и методы контроля,
педагогические технологии позволяют качественно проанализировать и
оценить воспитательно-образовательный процесс, условия по реализации
задач основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и
годового плана, уровень мастерства педагогов, уровень развития детей; а также скорректировать и наметить необходимые мероприятия позволяющие
совершенствовать работу в течение текущего периода. Оказать каждому
воспитателю конкретную помощь. Определить цель и задачи на следующий
учебный год.

Старший воспитатель МДОУ детский сад общеразвивающего вида №32 "Снежинка"
Пупкова Валентина Ефимовна

Читайте также: