Как осуществлялось строительство вооруженных сил перед второй мировой войной обж кратко

Обновлено: 04.07.2024

Попробуем теперь разобраться в том, какое место занимали программы кораблестроения в предвоенном военном строительстве СССР. К сожалению, в паре статей, которые автор предполагает посвятить этому вопросу, решительно невозможно сколько-нибудь детально проанализировать эволюцию планов строительства Рабоче-крестьянского Красного Флота (РККФ), но все же какой-то минимум представить будет необходимо.

Как известно, в 20-е годы прошлого столетия молодая Страна Советов совершенно не располагала средствами для сколько-то адекватного содержания и строительства своих вооруженных сил. Флот же всегда представлял собой очень дорогую систему вооружений, поэтому никаких серьезных кораблестроительных программ в то время существовать не могло по определению. Советским военным морякам приходилось ограничиваться небольшим количеством оставшихся от царской России кораблей, на содержание которых в составе флота еще можно было наскрести денег, понемногу достраивая и модернизируя то, что, опять же, начинало строиться еще при царе.


В период 1927-1932 гг., то есть в период первого пятилетнего плана (пятилетки) СССР упор делался на гражданское судостроение – военные заказы составляли только 26% от стоимости общего объема строительства кораблей и судов. Но к следующей пятилетке это положение должно было измениться.

На основании этого документа была сформирована кораблестроительная программа на 1933-1938 гг. Она была утверждена Советом труда и обороны (СТО) 11 июля 1933 г., согласно ей, предполагалось до конца года ввести в строй 8 легких крейсеров, 10 лидеров, 40 эсминцев, 28 сторожевых кораблей, 42 тральщика, 252 торпедных катера, 60 охотников за подводными лодками, а также 69 больших, 200 средних и 100 малых подводных лодок, а всего – 503 надводных корабля и 369 подводных лодок. Морскую авиацию уже к 1936 г. предполагалось увеличить с 459 до 1 655 ед. В целом же принятие этой весьма амбициозной программы ознаменовало собой принципиальный разворот в соответствующих отраслях, так как теперь военный сектор кораблестроения занимал 60% в общей стоимости новых кораблей и судов, а гражданский – только 40%.

Маленькая ремарка: возможно, кто-то из уважаемых читателей захочет провести параллели с сегодняшним днем – ведь сейчас у нас также срываются программы военного кораблестроения. На самом деле, глядя на кораблестроение СССР тех лет, можно увидеть много общего – страна так же испытывала проблемы буквально на каждом шагу. Проекты боевых кораблей, зачастую, оказывались неоптимальны, или содержали серьезные просчеты, промышленность не успевала осваивать создание нужных агрегатов и оборудования, а то, что все-таки получалось, нередко было неважного качества. Сроки постройки регулярно срывались, корабли строились чрезвычайно долго не только в сравнении с промышленно-развитыми капиталистическими странами, но даже и в сравнении с царской Россией. Но, тем не менее, были и различия: так, например, уже в 1936 г СССР, невзирая на все вышеперечисленные сложности, располагал первым в мире по численности подводным флотом. В состав РККФ к тому моменту вошли 113 ПЛ, на втором месте находились США с 84 субмаринами, и на третьем – Франция с 77 подводными кораблями.


Следующая отечественная кораблестроительная программа начала разрабатываться в декабре 1935 г., когда командование РККФ получило соответствующие распоряжения от правительства страны, и имела 2 ключевых отличия от предыдущей.

Можно, конечно, попытаться объяснить изменение принципов формирования новой кораблестроительной программы волюнтаризмом Иосифа Виссарионовича, которому импонировали большие корабли. Но на самом деле, по всей видимости, все было намного сложнее.

Легко заметить, сколь угрожающей была международная обстановка тех лет. На некоторое время после Первой мировой войны в Европе установился мир, но оно, это время, теперь явно подходило к концу. В Германии пришел к власти Адольф Гитлер, и его реваншистский курс был очевиден невооруженным глазом. В то же время Англия и Франция, на тот момент – гаранты мира в Европе, смотрели на перевооружение Германии сквозь пальцы, несмотря на то, что последняя явно и грубо нарушала Версальский мирный договор. Фактически, можно было говорить о том, что существовавшая до недавнего времени система международных договоров уже переставала действовать и постепенно должна была замениться чем-то новым. Так, германский военный флот согласно Версальскому договору жестко ограничивался как качественно, так и количественно. Но Англия, вместо того чтобы (при необходимости – силой) настоять на его соблюдении, фактически в одностороннем порядке нарушила этот весьма выгодный для нее договор, заключив с Гитлером 18 июля 1935 г. англо-германское морское соглашение, согласно которому Германии разрешалось строить флот численностью в 35% от британского. В октябре 1935 г. Муссолини начал вторжение в Абиссинию, и, опять же, Лига Наций не нашла инструмента предотвратить кровопролитие.

Политическое положение СССР было на тот момент чрезвычайно сложным. Очевидно, что для обеспечения мира в Европе и безопасности Страны Советов нужна была новая система международных договоров, в которой СССР участвовал бы на равных правах с остальными державами, а вот угрозу, которую представляла собой Япония на Дальнем Востоке, вряд ли можно было бы парировать какими-то договорами, только военной силой. Но в Европе на СССР смотрели с недоверием и опаской. С ним охотно торговали, так как Страна Советов поставляла нужный в Европе хлеб и исправно платила по своим обязательствам, но при этом СССР оставался в политической изоляции: его просто не воспринимали как равного, с его мнением никто не считался. Хорошим примером такого отношения стал франко-советский пакт о взаимопомощи, который был весьма неплох, если рассматривать его как декларацию о намерениях. Но для того, чтобы иметь практическое значение, этот пакт должен был иметь дополнение, в котором были бы конкретизированы действия сторон в случае, если бы Франция или СССР подверглись неспровоцированному нападению европейской державы. Вопреки желанию СССР это дополнительное соглашение так и не было подписано.

Для того, чтобы заявить о себе, как о сильном игроке на европейской арене, СССР требовалось каким-то образом продемонстрировать силу, и такая попытка была сделана: речь идет о знаменитых Больших Киевских маневрах 1935 г.


Много говорилось и говорится о том, что маневры эти были насквозь показушными, и не имели практического значения, но даже и в таком виде выявили множество недостатков в подготовке РККА на всех уровнях. Это, конечно, так. Но, помимо военного, они имели также и политическое значение, на котором стоит остановиться подробнее.

Дело в том, что в 1935 г. сильнейшей армией Европы очевидно считалась французская. В то же время концепция ее применения была чисто оборонительной. Франция понесла огромнейшие потери в наступательных операциях Первой мировой войны, и ее военное руководство считало, что оборона в будущих войнах будет иметь приоритет над наступлением, к которому следует переходить лишь тогда, когда противник растратит свои силы в безуспешных попытках проломить французские оборонительные порядки.

Все это вполне могло навести руководство СССР и И.В. Сталина на мысль о том, что даже самые совершенные сухопутные и воздушные войска не дадут ему необходимых политических преференций, и не помогут встроиться в новую систему международной безопасности на приемлемых для СССР позициях. Они, разумеется, были крайне важны для обеспечения безопасности страны в случае начала войны, но не были при этом инструментом большой политики.


И если это было так, как предполагает автор настоящей статьи, то становится совершенно понятной, например, весьма странная концепция применения линейных сил флота СССР, появившаяся как раз примерно в то самое время. Если практически во всех военно-морских флотах мира на тот момент линкоры считались главной силой флота, а остальные корабли, по сути, обеспечивали их боевое применение, то в СССР все было с точностью до наоборот. Легкие корабли считались главной ударной силой флота, способной разгромить вражеские эскадры путем нанесения по ним сосредоточенного или комбинированного удара, а линкоры должны были только обеспечивать действие легких сил и придавать им достаточную боевую устойчивость.

В то же время в 1935 г. военная промышленность СССР в части производственных мощностей для сухопутной армии и воздушных сил вышла на вполне приемлемые показатели, достаточные для обеспечения РККА боевой техникой. Кировский и Харьковские заводы вышли на стабильное производство основных моделей боевых танков: Т-26, Т-28 и БТ-5/7, при этом общий выпуск бронетехники достиг своего пика в 1936 г., в дальнейшем снижался: так, в 1935 г было произведено 3 055 танка, в 1936 г – 4 804, а вот в 1937-38 гг. 1559 и 2 271 танк соответственно. Что же до самолетов, то в 1935 г. одних только истребителей И-15 и И-16 было выпущено 819 машин. Это очень большая величина, если учесть, что, к примеру, итальянские ВВС в 1935 г. располагали 2 100 самолетами, включая те, что находились в учебных частях, а численность люфтваффе даже и в 1938 г была меньше 3 000 самолетов. Иными словами, ситуация с производством в СССР основных видов боевой техники выглядела так, что оно, это производство, достигло нужного уровня и не требовало значительного дальнейшего расширения – таким образом дальнейшее развитие промышленности можно было ориентировать на что-то еще. Так почему бы и не на флот?


Ответ очень прост. Несмотря на то, что вышеуказанные документы как правило рассматривались и Политбюро, и Комитетом обороны при СНК СССР, ни один из них не был утвержден. Это, разумеется, не означало, что они были совершенно бесполезной макулатурой, но официальным документом, определяющим строительство военно-морского флота СССР, они не были тоже. В сущности, принятая в 1936 г. программа военного кораблестроения на 1937-1943 гг. стала программным документом флота вплоть до самого 1940 г., когда была утвержден план судостроения на 3-ю пятилетку. Иными словами, глобальные проекты создания сверхмощного военного флота общим водоизмещением 1,9, и даже 2,5 млн. тонн никогда не утверждались официально, хотя и получили одобрение И.В. Сталина.

В последние предвоенные годы в основу строительства Вооруженных Сил СССР был положен пятилетний план развития и реорганизации РККА, рассчитанный на период 1938 — 1942 гг.

При разработке этого плана к Вооруженным Силам предъявлялись требования быть способными отразить нападение врагов одновременно на западе и востоке страны и перенести боевые действия на территорию противника.

События второй мировой и опыт советско-финляндской войн указали военно-политическому руководству страны на необходимость внесения существенных изменений в план развития Вооруженных Сил, резкого повышения их боевой мощи и готовности.

В середине 1940 г. были созданы комиссия Главного военного совета и 16 подкомиссий по изучению состояния родов войск и авиации.

Выводы и рекомендации, подготовленные подкомиссиями, составили основу перестройки Вооруженных Сил. Основные направления ее сводились к следующему: увеличить численность кадровой армии; оснастить армию и флот новым оружием и боевой техникой; реорганизовать органы управления видов Вооруженных Сил и родов войск; переработать оперативные и мобилизационные планы; усовершенствовать подготовку командных кадров и всю систему обучения и воспитания войск; усилить развертывание работ по подготовке театра военных действий и др.

Эта работа была задумана в широких масштабах и по мере ее завершения должна была коренным образом изменить состояние Советских Вооруженных Сил. Но, к сожалению, к началу фашистской агрессии ни одно из этих крупных мероприятий не было доведено до конца.

Подготовка Вооруженных Сил проводилась с учетом готовности ведения войны против коалиции государств, имеющих армии, оснащенные современными средствами вооруженной борьбы (приложение 1). Считалось, что предстоящая война может начаться внезапно. В связи с этим заблаговременная подготовка Вооруженных Сил к отражению внезапной агрессии должна была занимать важное место во всем этом комплексе мероприятий.

Резкое увеличение численности армий вероятных противников вызвало необходимость принятия адекватных мер по изменению численности Красной Армии и Флота. К январю 1939 г. Советские Вооруженные [24] Силы имели 1 943 тыс. человек, на 1 июня 1940 г. их состав был доведен до 3602,3 тыс. человек, а на 1 июня 1941 г. — свыше 5 млн. человек (приложение 5). Таким образом, численность Вооруженных Сил увеличилась в 2,5 раза и давала возможность решать задачи в соответствии с оперативными планами войны.

Увеличение численности армии и флота потребовало решения другой сложной задачи — развития всех видов Вооруженных Сил и родов войск. При решении этого вопроса учитывались многие факторы, и прежде всего характер будущей войны, географическое положение нашей страны и особенности вооруженных сил вероятных противников — Германии и Японии. С учетом этих и других факторов был увеличен удельный вес Сухопутных войск (с 75% в сентябре 1939 г. до 79% в нюне 1941 г.), одновременно возрастала роль ВВС и Войск ПВО страны

До января 1939 г. численность Вооруженных сил СССР увеличивалась с каждым годом, хотя и незначительно. К оставшимся после Гражданской войны 30 стрелковым и 10 кавалерийским дивизиям за 17 лет добавилось 68 стрелковых и 16 кавалерийских. В этот период осуществился переход от армейских управлений к корпусным, были созданы новые рода войск (АБТВ, воздушно-десантные) и значительно перевооружилась сама армия (прил. 1.1-2). Да и небольшие локальные конфликты (в 1929 г. на КВЖД, летом 1938 г. на озере Хасан), некоторая напряженность на южных и дальневосточных границах не требовали серьезного увеличения количества воинских формирований, хотя и принуждали содержать в этих регионах развернутые армейские управления (Отдельная краснознаменная Кавказская армия, Отдельная краснознаменная Дальневосточная армия, а затем 1-я и 2-я Отдельные краснознаменные армии) и усиленные группировки войск (прил. 1.3). Остальные формирования подчинялись командованию военных округов, на которые была разделена территория страны.

В этот же период численность основных соединений Сухопутных войск менялась неоднократно. Так, в сентябре 1939 г. существовало 5 типов стрелковых дивизий численностью 14, 12, 9, 6, 3 тыс. человек, горнострелковые в 4 тыс. человек и 3 типа кавалерийских в 6 560, 3 490, 2 950 человек. В феврале 1940 г. эти показатели выглядели так: 4 типа стрелковых (по 17, 14, 12, 6 тысяч), 2 типа горно-стрелковых (по 7,5 и 6 тысяч), моторизованные в 12 тыс. человек и 3 типа кавалерийских дивизий с теми же штатами. А в августе уже имелось 3 типа стрелковых дивизий (12 550, 6 000 и 3 000 человек), моторизованные в 11 тыс., горно-стрелковые в 9 тыс. и 4 типа кавалерийских дивизий (6 821, 6 560, 3 543, 2 950 человек). Не все дивизии к войне успели получить второй артполк (88, 115, 150-я и ряд других), но зато 6 стрелковых дивизий ЗОВО — 2, 8, 13, 24, 37, 100-я и 16-я дивизия Прибалтийского особого округа имели в своем составе минометные батальоны — 320, 254, 369, 313, 310, 397, 201-й соответственно. В ряде дивизий вместо автотранспортных батальонов имелись роты, вместо рот химзащиты — взводы, не все дивизии имели зенитные дивизионы, так же как и 8 стрелковых корпусов. Часть стрелковых корпусов внутренних округов осталась без корпусных артполков, которые были приданы корпусам 1-го эшелона.

Изменения коснулись и других видов и родов войск боевого и тылового обеспечения, хотя и в меньшем объеме. В целом большинство планируемых организационно-штатных мероприятий было завершено, и Вооруженные силы СССР были вполне способны успешно вести боевые действия.

Вооруженные силы (ВС) РФ составляют основу обороны страны. Они предназначены для отражения возможных агрес­сий, направленных против Российской Федерации, для воо­руженной защиты целостности и неприкосновенности терри­тории нашей страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.

На всех этапах существования Российского государства населению постоянно приходилось вести вооруженную борь­бу, направленную на защиту своей земли от иностранных за­хватчиков. В древности вооруженная борьба за независимость пелась только на суше, поэтому основным видом вооружен­ных сил были сухопутные войска. По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло распола­гать армией в 150 — 200 тысяч воинов.

Основу вооруженных сил в этот период составляли дво­рянские формирования. Дворяне были военно-служилым слоем, противопоставляемым боярству, которое до XIV в. также активно участвовало в военных походах князей. За военную службу дворяне получали от московских государей поместья — земельные владения с Крестьянами. На протяже­нии всей жизни дворяне были обязаны нести военную служ­бу, эта почетная обязанность предавалась из поколения в поколение — от деда к отцу, от отца к сыну. За долгие годы службы дворяне приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо военно-служилых из дворян немалую часть войска составляли служилые по найму, которые полу­чали не поместья, а денежное жалованье. Среди них самыми многочисленными были cmpeльцы— пехота, вооруженная пищалями (фитильными ружьями) и бердышами (боевыми топорами с изогнутыми лезвия виде полумесяца). В даль­нейшем служба стрельцов так же стала пожизненной и на­следственной. Первые постоянные стрелецкие части были сформированы при Иване Грозном (около 1550 г.).

В период 1631 —1634 гг. в Московском государстве появи­лись полки нового строя по образу; западноевропейских ар­мий. Они подразделялись на солдатские, драгунские и рей­тарские. Офицерами в полках нового строя были находив­шиеся на военной службе иноземцы.

В конце XV — XVII в. армии пополнялась за счет даточ­ных людей, которых выставляли крестьяне и повиннообязанное городское население. Даточные люди, как и впоследствии рекруты, служили пожизненно.

Основы регулярной русской армии были заложены при Пе­тре I в период с 1701 по 1711 г.Толчком к ускорению ее соз­дания послужило поражение плохо обученных русских войск в 1700 г. в сражении со шведской армией под Нарвой. Дво­рянская конница, пехота и драгуны показали на поле боя полную беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 8 тысяч человек и всю артиллерию.

В 1705 г. Петр I окончательно утвердил новую систему комплектования войск. В армию стали набирать по принци­пу рекрутского набора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную во­енную службу. Введение рекрутской повинности позволило увеличить численность войск, офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для служба также была обяза­тельной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских Преображенском или Семеновских полках.

Первоначально делами армии ведал Преображенский при­каз, созданный в 1686 г. Затем управление стали осущест­влять Правительствующий сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз Министерства обороны).

Совершенствование вооруженных сил России продолжи­лось в правление Екатерины II. В это время Военная колле­гия перестала зависеть от Сената и постепенно стала превра­щаться в военное министерство. Как таковое, Военное мини­стерство было образовано в 1802 г. по указу императора Алек­сандра I (просуществовало до 1918 г.).

Реформы в области военного строительства принесли Рос­сии немало побед и в отдельных сражения, и в целых кампа­ниях, но были и поражения, среди которых самое значитель­ное — в Крымской войне (1853 —1856 гг.), вскрывшей воен­ную отсталость России от европейских государств. В 1860 — 1870 гг. в России были проведены военные реформы под ру­ководством Д.А.Милютина. Органы военного управления подверглись значительной реорганизации.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о всеобщей воин­ской повинности. С этого времени рекрутские наборы в ар­мию были отменены. Всеобщая воинская повинность распро­странилась на мужское население в возрасте 21 — 40 лет.

Зачисление на службу производилось по жребию. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную служ­бу, а 9 лет — на пребывание в запасе (на флоте — 10 лет, из них 7 лет на службе и 3 года в запасе).

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходи­мой грамотность солдат, обучение их чтению и письму стало обязательным. Расширилась сеть специальных военных учеб­ных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение артиллерии стали посту­пать стальные орудия с нарезным стволом, имевшие большую дальность стрельбы. Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. В результате проведенных мероприятий были созда­ны массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

В 1911 г. была введена допризывная военная подготовка. Закон о воинской повинности 1912 г. расширил льготы по образованию для военнослужащих, сроки службы в пехоте и артиллерии были сокращены до трех лет.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовав­шее государственное устройство России и ликвидировала ее вооруженные силы. Правительству советской республики пришлось создавать армию с учетом нового общественного устройства страны, международной обстановки и материаль­ных возможностей.

В первые месяцы советской власти ее вооруженной опорой являлась Красная гвардия (вооруженные отряды рабочих). Она создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков и к началу 1918 г. насчитывала 460 тысяч человек.

Малочисленная, слабо обученная Красная гвардия не мог­ла противостоять вторжению германских войск, угроза ко­торого (шла Первая мировая война) вынудила советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 (28) января 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 29 января (11 февраля) 1918 г. — об организации Рабоче-крестьянского Красного флота. Армия и флот создавались на добровольных началах.

Основным ядром новых Вооруженных сил стала Красная армия, а ее главным родом войск — пехота. Кавалерия была главным подвижным родом войск. Морские силы страны включали Балтийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых Вооруженных сил со временем был использован опыт русской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единоначалие и обязательный характер военной службы. В сентябре 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, а в 1939 г. — Закон о всеоб­щей воинской обязанности. Призыву подлежали юноши, до­стигшие 19 лет, а те, кто оканчивал среднюю общеобразова­тельную школу, призывались ранее — с 18 лет. В сухопутных войсках служили 3 года, в ВМФ — 5 лет. В армии были вве­дены воинские звания, боевые награды, установлена строгая дисциплина.

Международная обстановка требовала постоянного укреп­ления и совершенствования Вооруженных сил страны. Чис­ленность Вооруженных сил СССР неуклонно возрастала: в 1935 г. — 930 тысяч, в 1938 г. — 1,5 миллиона и к началу 1941 г. — 5,7 миллиона человек.

Великая Отечественная война 1941 —1945 гг. показала способность Вооруженных сил СССР отстоять независимость страны. В этот период

отечественная полководческая школа выдвинула ряд талантливых военачальников - Г.К.Жукова, К.К.Рокоссовского, Н.Ф.Ватутина, А.М.Василевского, И. С. Конева и других, искусно осуществлявших военные опе­рации, которые привели к разгрому хорошо вооруженного и организованного противника.

В середине 1950-х гг. началось коренное преобразование Вооруженных сил, оснащение их ракетно-ядерным оружием и другими современными видами оружия и военной техни­ки. В частности, в 1960 г. были созданы ракетные войска стратегического назначения.

В 1967 г. был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности. Срок службы в сухопутных войсках сократил­ся до двух лет, на флоте — до трех. Лица, имеющие высшее образование, служили один год. Изменения в этот закон вно­сились в 1980, 1985 и 1989 гг.

После распада СССР в 1991 г. началось строительство Во­оруженных сил Российской Федерации. Точкой отсчета счи­тается соответствующий Указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 (РГ 92-106). Согласно указу в состав ВС были вклю­чены все органы военного управления, все объединения, со­единения, воинские части, все учреждения, организации, военно-учебные заведения бывшего СССР, расположенные на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами РФ, находившиеся к моменту подписания дан­ного документа под ее юрисдикцией.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково предназначение Вооруженных сил?

2. Что составляло основу вооруженных сил в XIV—XVII вв.?

3. Когда была создана регулярная Русская армия?

4. Раскройте суть новой системы комплектования войск, введен­ной Петром I.

5. Когда была введена в России всеобщая воинская повинность?

6. Расскажите о модернизации армии в XIX — начале XX в.

7. Когда были созданы Рабоче-крестьянская Красная армии (РККА) и Рабоче-крестьянский Красный флот?

8. Как осуществлялось строительство Вооруженных сил перед Вто­рой мировой войной?

10.С чего началось строительство Вооруженных сил России в пост­перестроечное время

Читайте также: