Как осуществлялась христианизация раннесредневековой европы 6 класс история кратко

Обновлено: 06.07.2024

Преследование христиан Диоклетианом в 303 году было одним из самых жестоких и практически последний гонений. Гонимое в начале IV века языческим общество и государством, раздираемое внутри сложными богословскими спорами, христианство встречает новый V век, являясь единственной официально признанной религией Римской империи. Победа христианства связана с именем императора Константина I (274 - 337), принимавшего участие не только в укреплении официального положения христианства в империи, но и в решении внутрицерковных, догматических вопросов. С изданием Миланского эдикта (313 г.) христиане оказались под защитой государства и получили равные права с язычниками. С середины IV в. Христианство стало официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных членов Римской империи. К концу века император Феодосий I ввел запрет на языческие культы. Языческие храмы были разрушены или превращены в церкви. Можно говорить об окончательном торжестве новой веры. Римская империя стала христианской империей. Новая вера впервые распространилась по городам. Сельские приходы появились только в V - VI вв. На рубеже VI - VII вв. оно распространено уже повсюду.

Обоснование церковного первенства (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности папства в IV - V вв. Наиболее полно это учение было выражено Папой Львом I Великим (440 - 461). Однако на востоке империи верховенство римского епископа было признано только формально, и претензии Льва Великого на вознесение над самими Вселенскими Соборами, которые продолжали считаться высшей церковной властью, были отвергнуты.

Вместе с тем среди восточных патриархов в V в. Константинополь вышел вперед. Если на востоке империи церковь находилась под строгим контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов, то на западе папство стремилось защитить автономию духовенства и, как следствие, свою власть. Этому во многом способствовал перенос столицы империи из Рима и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V века. объявил безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви.

К концу IV в. Христианство утвердилось почти во всех провинциях Римской империи. На его одобрение не повлияло создание германских государств на Западе. За исключением франков, все другие народы Запада были обращены в христианство в его эротической, арийской интерпретации еще до того, как поселились в империи. Еще в 40-х годах IV века. стараниями епископа арианства Вулфилы (от имени александрийского священника IV в. В V веке. в Испании вестготы приняли арианство от вандалов и свеви, а в Галлии - от бургундов. Лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 году, переняли арианство от астготов.

Православное христианство продолжало господствовать к северу от вестготского и астроготского маршрутов. В 496/497 году оно был принят королем франков Хлодвигом. Религия, принятая на Никейском соборе, преобладала в юго-западной Европе: в начале V века. в Бургундии, в 589 г. у вестготов, до конца VII в. у лангобардов. В Ирландии, не входившей в состав Римской империи, христианство начало распространяться в первой половине V века. Христианизация варварских народов в основном происходила сверху, в сознании масс долгое время продолжали жить языческие идеи и образы. Часто королей приводили к крещению по чисто политическим мотивам или желанию получить покровительство более могущественного бога, способного обеспечить удачу. Стремясь расширить свое влияние, церковь адаптировала языческие идеи к христианству. Результатом стало странное слияние христианского учения и язычества. Языческие праздники и ритуалы наполнились новым христианским содержанием. Слова христианских проповедников разъяснялись необразованным слоям населения вопреки их воле в духе, далеком от богословской традиции.

В 597 году папа послал к англосаксам языческих проповедников христианства во главе с монахом Августином. К концу VII в. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, непосредственно подчинявшейся Риму, усвоившей его обычаи и литургию. В течение VIII в. Европейский континент более глубоко привязан к христианству. Заслуга обращения германских народов в христианство принадлежит англосаксонскому монаху Бонифацию из Уэссекса, который в первой половине VIII в. развернул миссионерскую деятельность в Германии. Он реформировал франкскую церковь, целью которой было ее объединение и подчинение Риму. Каролинги использовали христианизацию, чтобы укрепить власть франков на завоеванных территориях, и превратили ее в оружие внешней политики. Именно в это время возник личный тип христианской миссии, несущей новую веру на острие меча. Такова была христианизация Саксонии в последней трети восьмого века. Каролинги взяли у св. Бонифация идею церковной реформы, посредством которой они создали единую Римскую церковь и укрепили авторитет папства в Западной Европе.

В конце Х - начале ХI в. языческий мир отступает в северную и восточную Европу. Частью экспансионистской политики германских императоров была христианизация соседних языческих народов. В Х веке. усилиями немецких миссионеров христианство было утверждено в Чехии, Польше и Венгрии. В 1000 году венгерский герцог принял христианство. В то же время началась насильственная христианизация славянских племен между реками Эльба и Одер, продолжавшаяся до XIII века. В Х веке немецкие миссионеры дали толчок распространению христианства в Скандинавии. В 1010–1030 годах, после обращения нормандских герцогов в христианство, к христианскому миру присоединились короли Норвегии, Швеции и Дании. Включение южных и восточных славян в христианский мир во многом связано с Византией. Начиная с перехода к христианству, сербы болгары и другие восточнославянские племена предпочитали Византию в отличии от германских племен. А западные славяне (поляки, чехи, словаки) и некоторые южные славяне (хорваты, словенцы) обратились в христианство франко-немецкими монахами, что сыграло свою роль в разделении славянских народов.

Начинается упорная работа по созданию духовенства, возведению храмов, формированию корпуса литургической литературы. Важным событием для христианского мира стала деятельность святых братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, призванные моравскими правителями в 863 году, создали славянский алфавит на основе греческих букв, которые легли в основу современного белорусского алфавита, перевели литургические книги с греческого на славянский и начали богослужение на славянском языке. . В 864 г. крестился болгарский хан Борис вместе со своей семьей и сановниками. Разобравшись с антихристианским движением (приказав уничтожить 52 языческих мятежника, ослепить собственного сына за предательство христианства), он, маневрируя между Римом и Константино-полем, ввергая новообращенных болгар в бездну раздора между ними, начинает многовековую борьбу за независимость болгарской церкви.

Непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией в Польше и на Руси послужили политические обстоятельства. Руководя борьбой за Западную Померанию и столкнувшись с угрозой политической и религиозной экспансии Германии, польский король Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и занять равные позиции в политических и дипломатических отношениях со Священной Римской империей. Союз с Чехией был скреплен браком с чешской принцессой, который сопровождался крещением самого Мешки и его ближайшего окружения. Христианизация Польши до XII века было заботой государства. Первыми оплотами христианства были монастыри. Восстание 1037 г. свидетельствует о трудностях проникновения новой веры в народные слои. В течение X-XII вв польская культура претерпела глубокие внутренние преобразования, став частью западного христианства.

В 988 году христианство приняли княжеский двор Руси и киевляне, а затем жители других городов и областей. Процесс христианизации восточных славян длился веками, но решительный шаг был сделан. Русь получила доступ к более высокой византийской культуре. После организации церкви сюда стала проникать не только греческая, но и славянская (сначала литургическая, затем светская) литература. Важную роль в этом процессе сыграла Болгария, в которой славянская письменность базировалась на более чем вековой традиции, а собственная литература достигла высокого уровня. Русь активно копировала опыт Византийской империи в каменном зодчестве, живописи, книгах, ювелирном деле и стеклоделии. В XI в. на Афоне был основан русский монастырь, который стал важным центром восточно-славянско-византийских культурных связей. Культурные и торговые связи между странами не прерывались до конца XI века, а затем на долгое время практически прекратились в связи с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году и разорением Киева монголо-татарами в 1240 году.

Таким образом, к началу второго тысячелетия христианство утвердилось во всей Западной, Центральной и Восточной Европе, за исключением Прибалтики, а также в частях Испании и Сицилии, оккупированных арабами. Распространение христианства сильно изменило облик средневековой Европы. Христианские церкви - римско-католическая, православная греческая, а в позднем феодализме - протестантская и униатская - стали ведущими факторами в ее духовной и социально-политической жизни. Христианство формировало религиозное сознание и продвигало культуру европейского общества - письменность, литературу, философию, архитектуру и изобразительное искусство, было хранителем древнего культурного наследия, способствовало созданию и укреплению цивилизационного единства Европы, приобщая ее народы к новым этическим нормам. В то же время христианская церковь стала крупным землевладельцем (в странах Западной Европы, например, ей принадлежало около трети земельного фонда), а также главной идейной силой феодального общества, ее учение освящало феодальный строй.

Между тем отношения между христианским Востоком и Западом ухудшаются. Уже в девятом веке между Византийской и Западной Римской империями с разными политическими системами, с разными языками и конфессиями нет почти ничего общего. Окончательный разрыв между Римом и Константинополем становится лишь вопросом времени. Разделенный политически и культурно, христианский мир разделен и церковно. В 1054 году произошел раскол между папством и Восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной. Фактически, церкви на латинском Западе и греческом Востоке долгое время развивались отдельно, а расколы (схизмы) происходили и раньше. Противостояние Восточной и Западной церквей во многом определялось разными представлениями о соотношении светской и духовной власти, а также соперничеством между Папой и Константинопольским Патриархом. Значительную роль в обострении отношений между Римом и Константинополем сыграли политические факторы: возрождение Римской империи на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI века.

Несмотря на углубление богословских разногласий, современники не воспринимали раскол 1054 года как окончательный. Это стало возможным только после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, сопровождавшегося зверствами латинян в греческих церквях. С каждым столетием разрыв между двумя ветвями христианства увеличивался. Были предприняты попытки преодолеть раскол и восстановить утраченное единство христианства. В 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции были заключены союзы, фактически подчинявшиеся папе церкви ослабленной Византийской империи. Позже они были отвергнуты Православной церковью, но были признаны униатскими церквями Беларуси и Украины, где после провала попыток глобального объединения христианства в 1596 году была заключена Брестская региональная церковная уния. Движение за возвращение былого единства христианства

Как Европа стала христианской

Во времена Средневековья почти все европейские страны стали христианскими. В этой статье мы попробуем показать, как разные государства приняли христианство. В основном это был нелёгкий путь. Им пришлось пройти через кровь войны, политические усилия и миссионерские действия.

Первые последователи Иисуса Христа распространили христианство на Ближний Восток. Также эта религия распространилась вдоль Средиземного моря на земли Римской империи. Верующие сталкивались с постоянными гонениями римских правителей. Но сила христианства росла. Некоторые исследователи считают, что людей привлекала идея воскрешения мёртвых и бессмертие духа. Но некоторые из них считают, что важную роль в распространении христианства сыграли и практические действия церкви по оказанию помощи немощным и страждущим. Поэтому росла её популярность среди населения.

Первой христианской страной в Европе стала Армения

В ней христианство стало государственной религией в 301 году. В это время Святой Григорий Просветитель смог убедить армянского царя Тиридата III принять христианство. К началу IV века в Римской империи перестали преследовать христиан. Эту религию стали поддерживать аристократы. В то время у власти находился император Константин I. В 306 – 337 годах христианство стало государственной религией Римской империи. К принятию христианства Константина подвела его мать Елена. Но и самому ему явился крест в небе перед битвой. Но Константин не становился христианином долгое время. Его окрестили только тогда, когда он очутился на смертном одре. При жизни Константин финансово поддерживал Церковь. Он внимательно следил за её правлением и за соблюдением церковных канонов.

В IV веке от христианства отделилась ветвь, которую стали называть арианством. Основой её было учение Ария. Этот учёный утверждал, что Иисус Христос был создан Богом, поэтому он был ему не ровня. Основные христианские течения считали арианство ересью. Но у него было немало последователей. Этой ветви придерживались даже некоторые римские императоры. Несмотря на это, часть германских племён приняли арийскую ветвь христианства.

Это были остготы, которые хозяйничали в Италии. А ещё вестготы, которые контролировали Пиренейский полуостров. И вандалы, захватившие Северную Африку, территорию современного Туниса. Вандалы преследовали других христиан. Поэтому Византийская империя пошла на них войной и захватила их земли в 533 – 34 годах. С самого начала появления христианства римский епископ стал претендовать на главенство в церкви. Но в истории не сохранилось то, как на это смотрели другие христианские регионы. Возможно, они претендовали на главенство.

Они оказывали значительное влияние на христиан в средневековые времена. Их контролировала Византия. Папы часто отправляли миссии в разные части Западной Европы. Постепенно римская церковь отошла от Восточной Европы. Так появились две христианские церкви: католическая и православная. К V веку в Ирландии тоже присутствовали христиане. В течение V века на родную землю вернулся Святой Патрик. Этот житель британец был некогда пойман ирландскими пиратами и находился у них в рабстве. После возвращения он стал проповедовать христианство. Благодаря его усилиям была создана христианская община и монастыри. Они стали центрами обучения. Из них многие миссионеры отправлялись распространять христианство на Британских островах и в Европе. Но распространение христианства в англо-саксонской Англии не было успешным. Это удалось сделать благодаря усилиям папских и ирландских миссионеров в VII веке. Но в христианство обратились лишь некоторые правители. Часть территории оставалась по-прежнему языческой. Причиной этому были викинги, совершавшие набеги на эти земли в IX – X веках и установившие свои порядки.

Как Европа стала христианской

Франки стали христианами после крещения Хлодвига I в 496 году. Это стало очень важным событием для Западной Европы. Часто обращение в христианство было нисходящим процессом. Сначала христианами становились правители стран, а потом эта вера распространялась и на низы. Император Каролингов провёл ряд рейдов против германцев. Он хотел заставить их принять христианскую веру. Он разрушил их святое место в Ирминсуле. Этот император вырезал 4500 пленников в Вердене в 782 году. После этого германские племена Саксонии приняли христианство.

В Скандинавию первые христиане проникли ещё в VIII веке. Но христианской эта земля не становилась ещё очень долго. Скандинавы поклонялись своим богам. Олаф Трюнгвасон попытался навязать христианство своему народу. Но подданные восстали и свергли его. Саами не приняли эту религию в средние века. В Исландии в X веке христианами были лишь единицы. Но в 1000 году на общем собрании исландцев Торгейр Торкельссон должен был решить, какую религию будет исповедовать его народ. Он день и ночь думал над этим вопросом. Торгейр решил принять христианство как официальную религию наравне с норвежской верой.

Работа по обращению в христианство

В IX веке шла работа по обращению в христианство болгарские народы. Правитель болгар Борис использовал такую ситуацию, чтобы извлечь из неё пользу для себя. Он заключил сделку с Византийской империей, позволявшей создать национальную болгарскую церковь, относящуюся к Константинополю. Священники могли использовать болгарский язык для чтения литургий.

Крещение Польши состоялось в 966 году, когда христианство принял Мешко I. Большую роль в этом сыграла его жена Добрава. Она была дочерью герцога Богемии Болеслава I. Это был очень выгодный союз, заключением которого было условие принятия христианской веры.

В IX веке Византия очень старалась обратить в христианство жителей Восточной Европы. Крещение Киевской Руси состоялось при Владимире Святославовиче Великом в 988 году. Православное Христианство с тех пор стало основной религией. Древние летописи свидетельствуют, что Князь Владимир вёл переговоры с представителями других религий: иудеями, мусульманами. Он не мог решить, какой религии следовать. Его послы побывали в Константинополе. Они очень впечатлились собором Святой Софии. В результате Владимир и члены его семьи приняли Православие.

Когда мадьяры заняли Карпатский бассейн в IX веке, их тоже хотели обратить в христианство. Это было во время правления короля Стефана I. Этот монарх предпринял все усилия по распространению веры Христа по всей территории страны. Он повсюду строил церкви. Стефан жестоко наказывал еретиков. Стефан является Святым в Венгрии.

Последними в Европе стали христианами народы Прибалтики. Это произошло в XII – XIV веках. Для этого были предприняты Крестовые походы. Прибалтику силой старались сделать христианской. Тевтонский Орден смог создать на территории Прибалтики несколько своих государств. Последним приняло христианство Великое княжество Литовское. Это произошло в 1386 году. Князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, став Владиславом II Ягелло. Он принял римскую католическую церковь. После этого были окрещены и все литовцы. Но в народе существовали и элементы язычества.


Христианская церковь в раннее Средневековье прошла длинный путь, который современные историки условно разделяют на три этапа: христианизация Европы (5-10 века), противостояние светской власти и церкви (11-12 века), кризис католицизма и связанное с ним появление инквизиции (13-15 века). Все эти этапы повлияли на исторические процессы и развитие европейской цивилизации.

Ранний период

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией в Римской империи, началось преследование язычников, которым не только не давали занимать государственные посты и запрещали преподавать, но также конфисковывали имущество и даже могли казнить. В конце концов, все научные достижения язычников стали считать еретическими и даже разгромили александрийскую библиотеку.

В 440 году под давлением римского папы император Валентиниан издал эдикт, который делал римский престол главным среди всех церковных иерархов. А уже в 8 веке появился документ, согласно которому папа получал в дар Италию и имел право короновать королей. Уже в те времена документ считался немыслимым, однако все же был признан подлинным. Только к 16 веку было установлено, что это подделка.

Константинов дар

Рис. 1. Константинов дар.

В 8 веке христиане начали платить церкви десятину и шло активное пропагандирование идеи, что папа может отпустить человеку любой грех, так как он является преемником самого святого Петра.

В 1054 году, как отмечается в учебнике за 6 класс, папа и император, которые никак не могли поделить деньги и власть, разделяют саму церковь: появляются православие и католицизм. Православные платили налоги в Константинополь и признавали, что святой дух исходит от отца и сына, а католики платили налоги в Рим и считали, что он исходит от отца. Спустя век в католицизме появился догмат о чистилище.

которые читают вместе с этой





Противостояние светской власти и церкви

В 11 веке становится ясно, что бедняки не могут прокормиться самостоятельно, а нравы людей портятся. В связи с этим была проведена клюнийская реформа. Ее краткое содержание таково: реформа полностью очищала монастырский устав, также было утверждено безбрачие (но священники могли брать экономку, которая фактически была для них гражданской женой), монастыри подчиняются папе напрямую.

Римский патриарх начал войну против королей, используя в качестве оружия отлучение от церкви. Отлучали как монархов, так и целые государства, в результате чего люди не могли вступать в брак и хоронить умерших. Церкви закрывались, детей не крестили.

Кризис католицизма

Папа был могущественной политической силой вплоть до того момента, как в Европе стали появляться сильные централизованные государства. Так, в 1303 году противостояние папы Бонифация с французским королем Филиппом Красивым привело к “авиньонскому пленению пап”, которое продолжалось больше 70 лет. А “великий раскол”, произошедший сразу вслед за этим, привел к тому, что церковь стала фактически подчиняться королям.

Бонифаций VIII

Рис. 2. Бонифаций VIII.

В 1478 году испанские монархи учреждают испанскую инквизицию для преследования еретиков. 1483 году ее возглавляет Томас Торквемада, создавший жестокий кодекс для наказания инакомыслящих.

Томас Торквемада

Рис. 3. Томас Торквемада.

Что мы узнали?

Мы составили представление о становлении и кризисе религии, было рассказано кратко о христианской церкви в раннее Средневековье, в частности, о том, как установилось главенство папы, который получал право возводить на престол светских владык. Узнали, в каком веке и по какой причине христианство разделилось на католицизм и православие, а также что происходило в период противостояния церкви и государства, что вызвало кризис католической церкви и к каким последствиям это привело.

Христианская церковь в раннее Средневековье прошла длинный путь, который современные историки условно разделяют на три этапа: христианизация Европы (5-10 века), противостояние светской власти и церкви (11-12 века), кризис католицизма и связанное с ним появление инквизиции (13-15 века). Все эти этапы повлияли на исторические процессы и развитие европейской цивилизации.

Христианская церковь в раннее средневековье кратко (6 класс)

Ранний период

После того, как в 380 году христианство стало официальной религией в Римской империи, началось преследование язычников, которым не только не давали занимать государственные посты и запрещали преподавать, но также конфисковывали имущество и даже могли казнить. В конце концов, все научные достижения язычников стали считать еретическими и даже разгромили александрийскую библиотеку.

В 440 году под давлением римского папы император Валентиниан издал эдикт, который делал римский престол главным среди всех церковных иерархов. А уже в 8 веке появился документ, согласно которому папа получал в дар Италию и имел право короновать королей. Уже в те времена документ считался немыслимым, однако все же был признан подлинным. Только к 16 веку было установлено, что это подделка.

Христианская церковь в раннее средневековье кратко (6 класс)

Рис. 1. Константинов дар.

В 8 веке христиане начали платить церкви десятину и шло активное пропагандирование идеи, что папа может отпустить человеку любой грех, так как он является преемником самого святого Петра.

В 1054 году, как отмечается в учебнике за 6 класс, папа и император, которые никак не могли поделить деньги и власть, разделяют саму церковь: появляются православие и католицизм. Православные платили налоги в Константинополь и признавали, что святой дух исходит от отца и сына, а католики платили налоги в Рим и считали, что он исходит от отца. Спустя век в католицизме появился догмат о чистилище.

Противостояние светской власти и церкви

В 11 веке становится ясно, что бедняки не могут прокормиться самостоятельно, а нравы людей портятся. В связи с этим была проведена клюнийская реформа. Ее краткое содержание таково: реформа полностью очищала монастырский устав, также было утверждено безбрачие (но священники могли брать экономку, которая фактически была для них гражданской женой), монастыри подчиняются папе напрямую.

Римский патриарх начал войну против королей, используя в качестве оружия отлучение от церкви. Отлучали как монархов, так и целые государства, в результате чего люди не могли вступать в брак и хоронить умерших. Церкви закрывались, детей не крестили.

Кризис католицизма

Папа был могущественной политической силой вплоть до того момента, как в Европе стали появляться сильные централизованные государства. Так, в 1303 году противостояние папы Бонифация с французским королем Филиппом Красивым привело к “авиньонскому пленению пап”, которое продолжалось больше 70 лет. А “великий раскол”, произошедший сразу вслед за этим, привел к тому, что церковь стала фактически подчиняться королям.

Христианская церковь в раннее средневековье кратко (6 класс)

Рис. 2. Бонифаций VIII.

В 1478 году испанские монархи учреждают испанскую инквизицию для преследования еретиков. 1483 году ее возглавляет Томас Торквемада, создавший жестокий кодекс для наказания инакомыслящих.

Христианская церковь в раннее средневековье кратко (6 класс)

Рис. 3. Томас Торквемада.

Что мы узнали?

Мы составили представление о становлении и кризисе религии, было рассказано кратко о христианской церкви в раннее Средневековье, в частности, о том, как установилось главенство папы, который получал право возводить на престол светских владык. Узнали, в каком веке и по какой причине христианство разделилось на католицизм и православие, а также что происходило в период противостояния церкви и государства, что вызвало кризис католической церкви и к каким последствиям это привело.

Читайте также: