Как осуществляется погашение неиспользованных избирательных бюллетеней кратко

Обновлено: 02.07.2024

5.1. Общие рекомендации по предотвращению фальсификаций при подсчете голосов

Ключевым фактором честного подсчета голосов является гласность в деятельности участковой комиссии, предусматривающая возможность присутствия представителей участников выборов и общественности. Сам по себе максимально широкий круг присутствующих свидетелей уже является препятствием для фальсификаций. При достаточно квалифицированных наблюдателях фальсификации можно предотвратить или, по крайней мере, зафиксировать документально.

Наблюдатель может обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия – к лицу, его замещающему.

Представители СМИ вправе присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно; получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку. Съемка в процессе подсчета голосов оказывает на комиссию дисциплинирующее воздействие. Следует учитывать, что при подсчете голосов тайна голосования уже не может быть нарушена, поэтому нет оснований запрещать съемку в этот период.

Поэтому, хотя непосредственный подсчет голосов является наиболее благоприятной стадией для фальсификаций, следует внимательно отнестись и к первым двум стадиям.

Во-вторых, следует проследить за подсчетом неиспользованных бюллетеней и за тем, чтобы количество таких бюллетеней было внесено в увеличенную форму протокола.

Важно, чтобы данные, полученные при подсчетах по спискам избирателей, были сразу внесены в увеличенную форму протокола. Уже в этот момент определяется, выполнено или нет главное контрольное соотношение – баланс бюллетеней, поэтому этот этап может занять много времени – иногда 2–3 часа.

Непосредственный подсчет голосов также делится на три этапа:

¾ подсчет бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках;

¾ сортировка бюллетеней по содержащимся в них отметкам (если голосование производилось по нескольким видам бюллетеней, то бюллетени предварительно сортируются по видам);

¾ подсчет количества бюллетеней в рассортированных пачках бюллетеней.

Все эти три этапа должны быть четко разделены.

Второй этап (сортировка) регламентирован пунктом 14 статьи 68, а третий (подсчет бюллетеней в рассортированных пачках) – пунктом 18 статьи 68. Эти нормы закона содержат важнейшие требования, позволяющие предотвращать фальсификации: сортировка должна производиться с предъявлением бюллетеня, а подсчет бюллетеней в пачках – последовательно в каждой пачке и путем перекладывания бюллетеней.

Иногда, чтобы избежать выдачи копий протокола, или по иным причинам, УИК просто не имеет нужного количества бланков протоколов для оформления их копий, поэтому партиям и кандидатам, направляющим наблюдателей на участки, необходимо заранее снабдить их бланками для оформления копий протоколов.

Одним из наиболее массовых на российских выборах является нарушение, когда наблюдателям не выдают копии протокола до момента принятия его в вышестоящей избирательной комиссии, что создает условия для правки внесенных в протокол данных по дороге в вышестоящую комиссию или в самой вышестоящей комиссии (см. главу 6). В случае отказа в выдаче копии надо немедленно составлять жалобу и требовать ее приобщения к протоколу.

Ниже мы рассмотрим основные приемы фальсификаций в процессе подсчета голосов и приемы, которые могут препятствовать таким фальсификациям.

5.2. Вброс бюллетеней в процессе подсчета голосов

Понятно, что вброс бюллетеней на стол требует определенных навыков. Осуществлением вброса могут заниматься несколько человек, часть из которых отвлекает внимание наблюдателей. Вбрасываемые бюллетени должны перед этим быть скрыты в кармане, рукаве и т.п. Они должны быть соответствующим образом сложены, представлять собой пачку. К этим признакам надо отнестись со всей внимательностью. Например, обратить внимание на то, одинаковы ли отметки в этих бюллетенях.

По указанным выше причинам вброс в процессе подсчета голосов используется, по-видимому, реже, чем вброс в процессе голосования. Тем не менее, он может использоваться и иногда используется. Так, на выборах депутатов Государственной Думы 2003 г. с одного из избирательных участков Истринского района Московской области поступила жалоба о том, что у председателя участковой комиссии из кармана выпала пачка бюллетеней, подготовленная для вброса.

Одним из наиболее эффективных методов борьбы с вбросом в ходе подсчета голосов является видеосъемка процессов вскрытия избирательных ящиков, вываливания из них бюллетеней и последующей сортировки.

5.3. Изъятие или замена бюллетеней

Обычно главная цель изъятия – снизить число голосов, поданных за кандидата, который может опередить того, в чью пользу действуют фальсификаторы. Однако, в принципе, оно может быть осуществлено и с целью увеличить процент, полученный той или иной партией или кандидатом, так как этот процент считается от числа бюллетеней, извлеченных из ящиков.

Если происходит замена бюллетеней, то изъятие возможно не только из отсортированных пачек, но и из не отсортированной массы. Последний случай возможен, когда важно главным образом увеличить долю голосов за кандидата или партию и нет задачи целенаправленно снизить долю голосов за других (это возможно на выборах по партийным спискам и на двухтуровых выборах, когда нужно добиться победы фаворита в первом туре).

Крайний случай замены бюллетеней – полная замена избирательной урны. Официально доказанных случаев замены урны в отечественной практике не зафиксировано (такая технология возможна при участии в ней не только руководства комиссии, но и, как правило, силовых органов), но неофициально сообщалось о подобных инцидентах в Карачаево-Черкесской Республике, Дагестане, а также на выборах парламента Кыргызстана в 2005 г.

5.4. Превращение бюллетеней в недействительные

Превращение бюллетеней в недействительные (или, иначе говоря, порча правильно заполненных бюллетеней) может осуществляться путем внесения в правильно заполненный бюллетень дополнительных пометок в квадрат напротив еще одной или нескольких партий или фамилий кандидатов.

Именно поэтому членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, чтобы исключить внесение ими в бюллетени дополнительных отметок. Все действия членов участковой избирательной комиссии должны находиться в поле зрения лиц, присутствующих при непосредственном подсчете голосов избирателей.

Порча бюллетеней практически необратима: признать бюллетень, в котором число отметок больше одной (а в многомандатном округе – больше, чем число голосов, которые имеет избиратель), уже будет невозможно. Даже если удастся доказать, что разные отметки сделаны разной пастой, невозможно будет определить, какую именно отметку сделал избиратель.

Поэтому порчу бюллетеней необходимо пресекать сразу. Позднее можно добиваться только отмены итогов голосования на том участке, где произошла фальсификация, или результатов выборов во всем округе.

Из-за проблем с недействительными бюллетенями были отменены результаты выборов главы администрации пгт Палана (административного центра Корякского автономного округа), состоявшиеся 1 5 февраля 2004 г. В голосовании приняло участие чуть более 1300 человек, по результатам подсчета голосов лидировал А. Алексеев (бывший офицер погранвойск, работавший юристом в ГУП ЖКХ КАО), за которого отдали свои голоса 325 жителей Паланы, вторым был предприниматель С. Прудников, получивший 294 голоса. Однако при этом недействительных бюллетеней оказалось 289 (более 20% от числа принявших участие в голосовании), тогда как на прошедших одновременно выборах депутатов поселкового совета недействительными было признано только 4 бюллетеня. Проигравшие кандидаты обратились с жалобами в прокуратуру, избирательную комиссию и суд. В результате Тигильский районный суд результаты этих выборов отменил.

В принципе, возможна и обратная процедура: внесение отметок за определенного кандидата в недействительный бюллетень, не содержащих отметок. Однако таких бюллетеней обычно немного, поэтому данный метод фальсификации малоэффективен.

5.5. Неправильная сортировка бюллетеней

Непосредственный подсчет голосов включает два важнейших этапа: сортировки бюллетеней по отметкам в них и подсчета количества бюллетеней в рассортированных пачках.

Процитируем описание процесса сортировки, сделанное очевидцем:

В действительности четкое выполнение требований закона, относящихся к непосредственному подсчету голосов, позволяет наблюдателям полностью убедиться в правильности сортировки и подсчета.

Если установленный законом порядок сортировки не соблюдается, то наблюдателям желательно распределиться, кто за кем из членов УИК при сортировке будет следить.

Точное соблюдение такого порядка подсчета позволяет проследить за отметками во всех бюллетенях.

5.6. Неправильный подсчет бюллетеней

Если подсчет бюллетеней происходит не в соответствии с процедурой, предусмотренной законом (см. предыдущий раздел), то возникает возможность еще для одного способа фальсификации – неправильного подсчета бюллетеней. Такой способ имеет свои преимущества перед неправильной сортировкой: в сортировке обычно участвуют практически все члены комиссии с правом решающего голоса, поэтому либо они все должны быть в сговоре, либо есть опасность, что кто-то из них обратит внимание на манипуляции с бюллетенями. При подсчете голосов, если он, вопреки требованиям закона, проводится одновременно по нескольким пачкам, в фальсификации могут быть замешаны всего два члена комиссии, один из которых умышленно занижает подсчитанное им число бюллетеней, поданных за одного кандидата, а другой – на то же количество завышает число бюллетеней, поданных за другого. Возможна и фальсификация, осуществленная одним членом комиссии, занижающим число бюллетеней в одной из пачек, – в этом случае так же, как и при изъятии бюллетеней, возрастает число якобы унесенных бюллетеней.

5.7. Составление протокола, не соответствующего итогам голосования

Завершающая стадия работы участковой комиссии по подсчету голосов – это составление итогового протокола. Выполняют эту работу обычно руководители комиссии – председатель и/или секретарь. Остальные члены комиссии могут в это время заниматься упаковкой бюллетеней, уборкой помещения, а могут, по российской традиции, отмечать успешное окончание работы обильными возлияниями, приглашая и наблюдателей присоединиться к этому торжеству.

Поэтому вполне возможна ситуация, когда составленный руководством комиссии протокол оказывается не вполне соответствующим тем данным, которые были получены комиссией в ходе подсчета, а члены комиссии и наблюдатели, расслабившиеся после возлияний, этого не замечают.

Для предотвращения фальсификаций такого рода наблюдателям рекомендуется все полученные при подсчете и оглашенные промежуточные данные фиксировать в своих блокнотах. Кроме того, надо следить, чтобы комиссия выполняла требование закона о внесении результатов подсчета по мере их получения в увеличенную форму протокола. Ну и, конечно, не позволять себя споить.

Протокол участковой комиссии должен оформляться в помещении, где присутствуют наблюдатели. Уединение руководителей комиссии, особенно если оно происходит в помещении, где находятся списки избирателей, должно вызывать подозрение и протест.

Как отмечалось в разделе 5.1, важнейшую роль в противодействии фальсификациям играет возможность немедленного после подписания протокола об итогах голосования получения его заверенной копии. Получив копию протокола, наблюдатель должен немедленно сверить ее содержание со своими записями и с увеличенной формой протокола. Таким образом он сможет убедиться, что итоговый протокол соответствует результатам подсчета.

Иногда из некоторых регионов поступает информация, что итоговые протоколы заполняются вообще без подсчета бюллетеней [4] . Однако такое возможно либо при отсутствии наблюдателей, либо при их полном бесправии.


Руками и КОИБами

Бюллетени считают как вручную, так и при помощи системы автоматического подсчета, так называемых электронных урн, или КОИБов.

Технология выбора Что нового увидят граждане на избирательных участках 18 сентября

Первые сканеры избирательных бюллетеней (СИБ) россияне увидели в 1990-х годах. Спустя десять лет им на смену пришли более современные устройства — КОИБы. Они были протестированы на выборах в декабре 2003 года на 22 избирательных участках Москвы и Санкт-Петербурга. Уже на следующий год в России начался серийный выпуск КОИБов.

На нынешних выборах используется усовершенствованная модель, сконструированная в 2010 году. По утверждению разработчиков, КОИБ-2010 распознает бюллетени с надежностью 99,9 процента. В качестве эксперимента на двух избирательных участках в Москве опробуют перспективный программно-технический комплекс, так называемый КОИБ-2015.

Во время голосования электронные урны работают в паре, обращаясь к общей дублированной базе данных. Если один КОИБ выходит из строя, голосование продолжается с использованием второго. При поломке сразу двух приборов выборный процесс осуществляется при помощи стационарной урны.

Сотрудник участковой избирательной комиссии вскрывает переносную урну для подсчета голосов

Сотрудник участковой избирательной комиссии вскрывает переносную урну для подсчета голосов

Несмотря на внедрение технологий автоматизированного подсчета, в большинстве случаев бланки все же считают вручную. К примеру, в Челябинской области работают больше 2,2 тысячи избирательных участков, и только 5 процентов из них оснащены КОИБами. В Алтайском крае этот показатель составляет 11 процентов. Больше всего КОИБов на участках в Подмосковье (870), Свердловской области (640), Москве (612) и Красноярском крае (384).

Причины для брака

Процесс подсчета голосов начинается со вскрытия переносных ящиков. Особое внимание уделяется целостности пломбы. Если печать на избирательной урне повреждена, все бюллетени признаются недействительными.

Затем члены комиссии отделяют бюллетени неустановленной формы (без специальных маркеров) и недействительные бланки, которые не содержат отметок о выборе избирателя. Все эти бланки при подсчете голосов не учитываются.

Действительность или недействительность бюллетеня — самый частый повод для возникновения спорных моментов. Но если таковые появляются, в комиссии решают их путем голосования.

Бланки в очереди

После того как все бюллетени отсортированы, начинается подсчет голосов — комиссия суммирует голоса избирателей, поданные за каждого кандидата. Однако из-за увеличения количества бюллетеней в этом году, порядок подсчета усложняется.

18 сентября избиратели голосуют как минимум по двум бюллетеням: за партийный список и за отдельного кандидата в одномандатном округе. До девяти бюллетеней пришлось заполнить жителям некоторых регионов, где, помимо думских, проходят губернаторские выборы, а также формируются местные заксобрания.

Сотрудник избирательного участка гасит неиспользованные бюллетени после окончания выборов

Сотрудник избирательного участка гасит неиспользованные бюллетени после окончания выборов

Председатель ЦИК Элла Памфилова признала, что возвращение длинного избирательного бюллетеня усложнит работу участковых комиссий. Она призвала участников выборного процесса действовать последовательно и избегать суеты.

В России были эпизоды, когда бюллетени терялись — как перед началом голосования, так и после подведения итогов. В декабре 2011 года в городе Ревда Свердловской области были потеряны избирательные документы при перевозке к месту хранения. Инцидент произошел, когда все голоса уже были подсчитаны, официальные итоги выборов подведены.

Все в протоколе

После завершения подсчета голосов избирательная комиссия заносит результаты выборов на своем участке в протокол об итогах голосования. Заверение документа печатью и подписями членов комиссии означает завершение процедуры подсчета голосов.

В протоколе фиксируется число бюллетеней, полученных участковой комиссией, а также выданных избирателю, неиспользованных, испорченных, но главное — число голосов, поданных за каждого кандидата или политическую партию. Протокол результатов голосования от каждого центра подсчета голосов направляется в региональный или общенациональный центр подсчета.

При использовании на избирательном участке КОИБов данные с них автоматически переносятся в протоколы. Когда последний человек проголосовал, КОИБ начинает считать количество действительных и недействительных бюллетеней, суммирует голоса избирателей и выдает готовый протокол. Тогда бумажные бюллетени извлекаются из электронных урн, без сортировки запаковываются и передаются вышестоящей избирательной комиссии для хранения в архиве.


Всего регионы должны представить в ЦИК два протокола об итогах голосования — по списку и по одномандатному округу. По закону это необходимо сделать это до 22 сентября.

Изменения в протокол нельзя вносить без заседания участковой комиссии.

Документы с доставкой

После завершения подсчета голосов рассортированные бюллетени упаковываются в мешки или коробки для доставки в территориальную избирательную комиссию (ТИК). Все транспортируемые документы фиксируются в дорожной накладной. В ТИК сообщаются данные водителя, тип транспортного средства, номер машины, количество перевозимых бюллетеней и урн.

По прибытии в ТИК водитель отчитывается о грузе. А сотрудник, ответственный за прием избирательной документации, должен подписать накладную и указать время и дату ее прибытия. О любых расхождениях, обнаруженных при приемке груза, избирательный орган оповещается незамедлительно.

Считаем на автомате

Государственная информационная система применяется с 2003 года и предназначена для автоматизации избирательных действий. Регионы заносят результаты подсчета голосов по участкам в систему, а она передает данные в ЦИК. Вся вводимая информация сверяется избирательной комиссией с бумажным оригиналом протокола. А после проверки промежуточные итоги голосования отображаются на огромной мультимедийной стене в Центризбиркоме.

ЦИК России

ГАС обеспечивает среди прочего составление списков избирателей и проверку сведений о них. Но, что главное, система фиксирует итоги голосования, а затем формирует графическое отображение этих итогов.

На заключительном этапе она выдает протоколы и сводные таблицы избирательных комиссий об итогах голосования, причем для всех уровней избиркомов. ГАС, кроме того, просчитывает распределение депутатских мандатов и даже печатает удостоверения для депутатов.

Дождемся итогов

В 21:00 по мск, когда последний избиратель в Калининградской области опустит бюллетень в урну, начнется подведение итогов. Данные об избирательной активности будут в режиме онлайн выводиться на экран в Центризбиркоме.

19 сентября около 10 часов ЦИК обнародует официальную статистику по парламентским выборам. На табло покажут число голосов, поданных за каждую из 14 партий, а также число мандатов, которые получат политические силы, преодолевшие проходной барьер.

Окончательные результаты станут известны после обработки 100 процентов протоколов, но не позднее первого заседания Госдумы седьмого созыва, которое предварительно наметили на период с 3 по 7 октября.

Читайте также: