Как организовать учебный процесс в школе

Обновлено: 02.07.2024

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школе

В основу учебно-воспитательного процесса педагогический коллектив может закладывать следующие принципы:

- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

- преемственность в обучении, когда изучаемые понятия получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

Приоритетные направления в образовании, цели и задачи ОУ.

1. Обеспечить обновление содержания образования, овладение учащимися содержанием стандартов образования; вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление и творческий потенциал.

2. Создать необходимую основу для продолжения образования в профессиональной сфере учащимися 5-9 классов; обеспечить современную профилизацию учащихся 10, 11-х классов.

3. Способствовать развитию индивидуальных особенностей ученика, совершенствуя дифференцированные формы обучения; создать условия для творческой деятельности учащихся в предпочитаемых ими областях знаний.

4. Обеспечить общее культурное развитие ребенка, максимально использовать возможности гуманитарных дисциплин для формирования духовной сферы личности.

5. Сформировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности, уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали.

6. Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями; воспитывать уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.

Задачи воспитательной работы:

- развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся через создание блока дополнительного образования, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс, разнообразных форм внеурочной работы;

- повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию;

- рост инициативы, самостоятельности, чувства ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления;

- создание условий для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;

- привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

Решение всех вышеперечисленных задач способствует развитию воспитательной системы ОУ. В основе ее — современная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям.

Заблаговременно должен быть создан блок дополнительного образования. В блоке может быть любое количество кружков.

Целеполагание:

Развитие свободного в творчестве и интеллектуальной культуре ребенка, способного к адаптации в социуме, самореализации.

Основы гуманистического и нравственного воспитания:

Зарождение, формирование и развитие у ребенка нравственно-эстетического идеала с вовлечением его в творчество, приобщению к искусству через театральную деятельность.

Опора на людей, имеющих отношение к процессу воспитания (родители, бабушки, дедушки, спонсоры).

Личностный подход в воспитании: воспитание интеллектуальной свободы, не подавленной авторитетом учителей.

Включение в воспитательный процесс нравственных аспектов: гностических, когнитивных, ориентационных, результативных.

Дифференциация воспитания: формирование устойчивой мотивации образовательной и творческой деятельности. Гуманитарное направление ОУ и технология деятельностного метода дают возможность выбора путей дальнейшего развития, т. к. дает целостную картину мира и определения своего места в нем.

Воспитательная деятельность в школе основывается на потребностях и интересах детей, культурном наследии, необходимом для личностного развития.

Пути развития ребенка в школе:


Дополнительное образование:

Основная цель:

Адаптация школьников к жизни в социуме, начальная профессиональная подготовка.

Критерии внеурочной творческой деятельности:

- активность, инициативность, интерес учеников;

- использование творческого потенциала родителей, педагогов;

В школе занятость детей в дополнительном образовании должна составлять не менее 85%, что обеспечивается за счет кружковой работы, которая осуществляется на базе дополнительного оснащения ОУ (использовать спонсоров и родительскую финансовую поддержку):

Чаще всего за плохой успеваемостью школьников стоит их неорганизованность. Иногда она является следствием лени, но в основном причину нужно искать глубже – в родителях. Взрослые должны помогать детям организовывать свою жизнь и учебный процесс в частности. Психологи уверяют, что если правильно наладить режим дня ребенка, то можно достичь успеха в любом деле. Естественно, в данном вопросе не обойтись без воспитания. Ребенок должен научиться придерживаться основных правил поведения, знать свои обязанности, ставить конкретные цели на будущее.

Организовать учебный процесс для школьника сложнее всего, потому что ни один ребенок не любит учиться. Чтобы достигнуть результата, придется быть для своих детей одновременно друзьями, семьей, наставниками и чуткими психологами. Первые шаги на пути к организации режима занятости будут тяжелыми, но в конечном итоге ребенок поймет, в чем смысл обучения, начнет ответственней относиться к школьным занятиям и домашним заданиям. Со временем организованность поможет детям стать порядочными людьми и дисциплинированными специалистами.

Разобраться в тонкостях воспитания и повышения успеваемости школьников помогут рекомендации экспертов.

Совет 1: ежедневник или календарь

Первым делом рекомендуется завести ежедневник, куда ребенок будет записывать всю важную для него информацию по последующему планированию недели. В подобный блокнот можно заносить домашние задания на завтра, подготовку к контрольным работам, участие в школьных проектах, дни для повторения и отдыха и т.д. Специалисты советуют вписывать в ежедневник даже незначительные мелочи, касающиеся учебы, которые в ближайшем будущем помогут в рабочем процессе.

Совет 2: постоянный контроль

Следующей задачей родителей будет научить ребенка почаще заглядывать в ежедневник. Если речь идет об ученике начальной школы, то лучше делать это вместе, к примеру, в рамках семейной традиции. При этом не лишним будет смотреть планы сразу на несколько дней вперед. Большой настенный календарь упрощает эту задачу, потому что на нем все наглядно видно. Подростков часто приходится заставлять смотреть в ежедневник. Одни постоянно забывают об этом, а другие не считают его важным.

Чем чаще ребенок заглядывает в календарь, тем быстрее у него появится привычка регулярно обновлять записи, ведь нередко приходится переносить планы по непредвиденным причинам. Если вовремя не занести изменения в ежедневник, возникнет серьезная путаница. В итоге может потребоваться полный анализ всех предстоящих задач, что потянет за собой много времени и нервов.

Совет 3: уникальный дизайн

Чтобы детям хотелось пользоваться календарем, он должен быть веселым и ярким. В идеале будет самим нарисовать его вместе с чадом на листе ватмана. Украсить календарь помогут детские отпечатки ладошек, разноцветные коллажи, ленты, блестки, бисер и все, на что у родителей и ребенка хватит фантазии. Сами ячейки с числами разукрашивать не рекомендуется, чтобы яркие краски или блестки не отвлекали от важных записей.

В перспективе можно приобрести специальную доску, куда крепятся большие листы с записями и стикеры. В качестве крепежного материала лучше использовать цветные кнопки или магниты.

Если родители решили остановиться на простом блокноте, то не беда, ведь можно и его ярко украсить. Главное, чтобы ребенку нравилось это нововведение. И не стоит переусердствовать в плане украшения. Пусть школьник сам выберет тематику и способ, чтобы впоследствии ему хотелось пользоваться ежедневником и носить везде с собой.

Совет 4: расстановка приоритетов

Взрослые должны помогать детям не только планировать учебный день, но и составлять список первостепенных задач. Для этого рекомендуется разбивать задачи на небольшие этапы. Важно, чтобы ученик успел их выполнить в поставленный срок.

Например, у учащегося через 2 недели сложный экзамен по физике, а через несколько дней – участие в школьном концерте. Подготовка к экзамену должна занять как раз 2 недели, но также нужно время для выучивания текста песни и ее репетиции. В подобных случаях на выручку приходит правильный режим занятости. До начала концерта первостепенной задачей будут репетиции, но не стоит забывать и об экзамене. Поэтому наилучшим вариантом будет деление вечернего свободного времени на две части, к примеру, с 17:00 до 18:00 часов – выучивание песни, с 19:00 до 20:30 часов – подготовка к экзамену по физике. Период между занятиями лучше посвятить отдыху.

Если предоставить ребенку полную свободу в расстановке приоритетов, то он постоянно будет откладывать сложные дела, пока не останется минимум времени на их выполнение. Именно поэтому в данном процессе не обойтись без помощи взрослых, но и у чада должно быть право голоса.

Совет 5: своевременный отдых

Никогда не надо забывать об отдыхе и досуге ребенка. Без этого очень скоро можно ожидать снижения интереса к учебному процессу и планированию занятости. В каждом расписании должно быть время для развлечений и активного отдыха, который вдвойне полезен на свежем воздухе. Детям необходимо максимально долго находиться на улице, бегать, играть, выплескивать эмоции, особенно во время долгой и нудной подготовки к экзаменам.

В свою очередь родители должны постоянно вносить разнообразие в досуг чада. Многие современные мамы и папы разрешают детям отдыхать у компьютера или телевизора. Во-первых, это приносит вред здоровью. Во-вторых, редко несет в себе смысловую нагрузку (компьютерные игры). В-третьих, не способствует налаживанию отношений внутри семьи.

Оптимальным вариантом для отдыха будут совместные походы на пикник, рыбалка, поездка на море и т.п. Но это не значит, что нужно полностью ограждать ребенка от общения с друзьями, просто досуг нужно варьировать. Например, если на улице дождь, можно вместе поиграть в интеллектуальные игры, почитать энциклопедию, посмотреть познавательные фильмы, заняться творчеством.

Также чадо должно уметь отказывать себе в плане полезной занятости. К примеру, ученик хочет посещать сразу несколько спортивных секций и параллельно участвовать в школьных проектах. На это у него физически не хватит времени и сил. Не рекомендуется взваливать на детские плечи столько обязанностей. Ребенок должен сделать выбор в пользу одного рода деятельности, а остальные оставить в планах на будущее. Если не дозировать физическую и умственную нагрузку школьника, то появляется риск развития невроза, полного истощения организма, депрессии.

Совет 7: польза от ожидания

В повседневной жизни люди много времени тратят впустую. Ярким примером будет ожидание в очереди к врачу или поездка на море. За это время можно сделать много полезных дел, особенно в процессе обучения. Скрасить ожидание в очереди помогут аудиоуроки по иностранному языку. Быстрее доехать до моря поможет прочтение книги, заданной на лето.

В итоге экономится время, которое можно будет потратить на отдых и веселье, либо посвятить его своему хобби.

Эти простые рекомендации помогут родителям сделать из ребенка организованного и ответственного ученика, что обязательно положительно скажется на его успеваемости в школе.

Школа призвана дать молодому поколению первостепенные знания и основы, формировать мировоззрение. Одновременно школа выполняет и функцию оздоровления.

Методики обучения детей в школе не должны вызывать перенапряжение организма и, как следствие, подрыв здоровья.

В соответствии с основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы средняя общеобразовательная школа становится 11-летней. В младших классах (I–IV класс) обеспечивается обучение детей чтению, письму и счету, а также элементарным навыкам.

За последние годы осуществлена значительная работа по перестройке процесса обучения детей и подростков в общеобразовательной школе: учебный материал излагается теперь на более высоком уровне трудности, ускорился темп обучения, усовершенствованы технические средства обучения, изменена постановка трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации учащихся.

Отклонения в учебно-воспитательном процессе приводят к повышению умственной деятельности учеников. Это способствует в свою очередь увеличению нагрузки на центральную нервную систему, на различные анализаторы, особенно зрительный и слуховой.

С точки зрения гигиены оптимальным является обучение, обеспечивающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении благоприятной динамики работоспособности и функционирования организма учащегося.

Организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем. Речь идет прежде всего о центральной нервной системе, зрительном и слуховом анализаторах, опорно-двигательном аппарате, нормальное развитие которых может быть нарушено при нерациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе. В то же время правильно организованное обучение способствует не только приобретению прочных знаний, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.

Умственная деятельность, связанная с процессом обучения, относится к числу самых трудных для детей.

Клетки коры большого мозга детей имеют пока низкие функциональные возможности, в связи с этим чрезмерные умственные нагрузки могут вызвать их истощение.

Кроме того, для детей, особенно младшего возраста, характерной является нестабильность нервных процессов. Поэтому таким школьникам трудно сконцентрироваться и сохранять внимание на одном задании во время урока.

Учебная работа требует также длительного сохранения вынужденной рабочей позы, создающей значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему детей.

Так, научными исследованиями доказано, что статическое напряжение во время учебных занятий в течение 30 мин у первоклассников приводит к нарушению подвижности основных нервных процессов, падению уровня насыщения артериальной крови кислородом и снижению работоспособности.

При продолжительной деятельности у школьников возникает утомление.

Существуют различные трактовки утомления и взгляды на механизм его возникновения. Современные авторы считают, что трудно дать однозначное определение утомлению. Его можно оценивать по чувству усталости, снижению специфической работоспособности, изменению физиологических функций и уровня их регуляции. Бесспорно также то, что утомление – физиологическая реакция организма на нагрузку. Подтверждением этого может служить тот факт, что сопутствующие утомлению изменения носят временный характер и исчезают без специальных воздействий на организм в процессе отдыха или при перемене деятельности. Несомненно, что на развитие утомления оказывают влияние также и отношение к учебе, мотивация волевых усилий.

Признаки утомления нестойкие, они быстро исчезают во время отдыха или после возвращения домой.

Поддержанию высокой работоспособности ученика способствуют отдых, пребывание на воздухе, а также позитивные эмоции.

Утомление возникает позднее, когда ученик находится в оптимальных условиях, соблюдает режима труда и отдыха, переключается на другую деятельность. Но у школьника в процессе учебной деятельности может отмечаться не только утомление, но и переутомление.

Интенсивная работа при невосстановленной работоспособности вызывает глубокие изменения в организме.

При переутомлении могут наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы. Выраженными признаками переутомления являются:

1) снижение работоспособности;

2) нервно-психические расстройства;

3) стойкие изменения в регуляции вегетативных функций организма (аритмия, вегетодистония по гипертоническому или гипотоническому типу);

4) снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов. Указанные признаки не исчезают после кратковременного отдыха и даже после ночного сна нормальной продолжительности.

Для полного восстановления работоспособности, устранения нервно-психических расстройств школьникам необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Если учеба продолжается на фоне переутомления, это отрицательно сказывается на дальнейшем росте и развитии организма, на состоянии здоровья школьника.

Профилактика переутомления включает в себя ряд мероприятий социально-гигиенического характера.

Учеба должна строиться с учетом физиологических колебаний работоспособности детей и подростков.

Оказывается, работоспособность организма в процессе учебных занятий изменяется. Вначале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работоспособности, или утомления). В периоде снижения работоспособности выделяются 3 зоны: неполной компенсации, конечного прорыва и прогрессивного падения.

Исходя из этих соображений начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, поскольку продуктивность ученика в этот период снижена.

Завышенные требования к ученику можно предъявлять после завершения периода адаптации, когда работоспособность достигла максимального уровня. В это время излагается новый учебный материал, выполняются контрольные работы. В середине школьной недели, четверти и года должны выполняться максимальный объем учебной нагрузки, дополнительные занятия, кружки и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности.

В период пpoгрессивного снижения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо. В это время энергетический потенциал организма истощается, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья школьника.

Должное распределение учебного процесса подразумевает смену различных видов деятельности и отдыха. Существует закономерность между обменными процессами, происходящими во время работы и отдыха.

Работа сопровождается диссимиляцией (распад), а отдых – ассимиляцией (построение). При интенсивной работе с начальными признаками утомления наблюдается стимуляция процессов ассимиляции, и работоспособность организма во время отдыха, интенсивно восстанавливаясь, превышает исходный уровень.

Очень важным условием является непрерывность учебного процесса, когда начало последующей деятельности совпадает с фазой повышенного уровня работоспособности во время отдыха. Суть указанного положения практически воплощается в системе многолетних занятий в школе, где учебная деятельность чередуется с отдыхом в суточном, недельном и годовом циклах.

Обязательное число учебных часов в неделю в I классе – 20, во II – 22, в III–IV – 24, в V–VIII – 30 и в IX–XI – 31.

Для школьников, которые хотят получить более глубокие знания по предметам физико-математического, химико-биологического, общественно-гуманитарного уклона с помощью факультативных занятий, предусматривается дополнительно в VII–IX классах 2 ч и в X–XI (XII) классах 4 ч в неделю сверх типового учебного плана.

В специализированных общеобразовательных школах для углубленной подготовки детей в области науки, искусства и спорта объем недельной нагрузки школьников может быть увеличен на 2–3 ч в неделю.

Иногда перегрузка учащихся возникает за счет включения факультативных занятий в сетку расписания уроков. Эти занятия не являются обязательными и не должны включаться в расписание уроков. В соответствии с положением факультативные занятия проводятся для группы учащихся (не менее 10 человек), желающих углубить свои знания по отдельным предметам. Использовать их для занятий с отстающими учениками не допускается. Количество факультативных занятий также регламентируется.

Факультативные занятия желательно проводить в дни с наименьшим количеством уроков и не менее чем через 45–60 мин после обязательных занятий.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная продолжительность урока равна 45 мин. Если для учащихся средних и тем более старших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших классах она предельна. Научными исследованиями убедительно доказано, что для учащихся I классов 45-минутная продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин, на последних 10–15 мин урока у них резко падает работоспособность. Кроме того, чрезмерна и статическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат детей при длительном сидении. Для учащихся I классов урок необходимо заканчивать через 35 мин. Для учащихся II классов гигиенисты предлагают проводить комбинированный урок, т. е. последние 10 мин дети находятся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (проводит чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнении и др.).

Во всех случаях учитель начальных классов на уроках обязан проводить физкультминутки. Это повышает умственную работоспособность детей и снимает у них статическое напряжение мышц. Требования к структуре урока одинаковы для всех классов и сводятся к следующему: в процессе уроков должны создаваться небольшие по времени перерывы; учебная нагрузка, увеличиваясь, должна достигать максимума к середине и затем снижаться к концу урока. Данным требованиям отвечает стандартная схема, при которой урок условно делится на 3 части – вводную, основную и заключительную. Вводная часть отводится для организационных мероприятий и опроса, основная – для изложения нового материала, а заключительная – для тренировочного воспроизводства.

Использование технических средств (телевидения, кинофильмов, диафильмов, звукозаписей) в учебном процессе нарушает монотонность обычного урока, придает занятиям эмоциональность и в итоге способствует повышению работоспособности и успеваемости учащихся.

Однако использование средств техники повышает нагрузку на нервную систему. Это особенно сказывается на зрительном и слуховом анализаторах.

Одновременно возникает необходимость в частой переадаптации учащихся к меняющимся условиям внешней среды. В связи с этим гигиенисты регламентируют оптимальную длительность просмотра диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах.

Очень важен контроль за продолжительностью перемен в школе. Уставом средней общеобразовательной школы для учащихся всех классов установлена 10-минутная длительность перемен между уроками.

Большая перемена (в середине учебного дня) длится 30 мин. Вместо одной долгой перемены возможно после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Для учащихся (особенно начальных классов) на одной из больших перемен организуются подвижные игры.

Требования к школьному расписанию сводятся к обязательному учету колебаний физиологических функций и работоспособности учеников в процессе учебного дня и недели. Сочетания видов деятельности в режиме учебного дня могут быть очень разнообразными. Однако в этом разнообразии можно выделить рациональное сочетание, которое обеспечивает сохранение работоспособности учащихся к концу занятий на довольно высоком уровне.

Для рационального составления школьного расписания учитываются трудность предметов и доминирование статической или динамической нагрузки во время занятий.

Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и при правильной организации они снимают возникшее на предшествующих занятиях утомление.

Самые сложные предметы следует проводить вторыми или третьими уроками (а не первыми или последними), т. е. давать их в период наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется сочетание двух или трех трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее сложными предметами (например, история, математика, география).

В некоторых бывших союзных республиках (Эстонская, Латвийская, Литовская) имеется опыт организации 5-дневной работы школы. Два выходных дня обеспечивают более благоприятные условия для динамики работоспособности детей. Исключается один из дней с пониженной работоспособностью (суббота), более продолжительный отдых в течение 2 дней дает возможность активно использовать их для занятий физкультурой и спортом.

Пятидневка в школе возможна только при снижении общей нагрузки за неделю, т. е. время занятий в оставшиеся учебные дни не должно увеличиваться.

Кроме того, 2-дневный перерыв в занятиях нарушает динамический стереотип учащихся – удлиняется период врабатывания в начале недели. В связи с этим первый учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики, которая способствует сокращению врабатывания и повышению работоспособности учащихся на уроках.

В соответствии со школьной реформой обучение детей может начинаться на год раньше, т. е. с 6 лет.

Научные исследования гигиенистов, физиологов и педагогов показали, что обучать детей с 6 лет в школе вполне возможно. Для этого необходимо соблюдать определенные требования: учитывать состояние здоровья детей и их функциональную готовность к обучению в школе; иметь достаточный набор помещений и благоприятные условия для организации занятий; адаптировать программу и методику преподавания к функциональным возможностям данного возраста; соблюдать гигиенические рекомендации по режиму обучения; организовать рациональное питание с учетом возрастных особенностей детей.

Организация учебно-воспитательного процесса при обучении 6-летних детей в школе имеет существенные отличия по сравнению с обучением школьников других возрастных групп. Продолжительность обучения этих детей уменьшена и составляет 32 учебные недели в году. Все учебные занятия организуются только в первую смену. Наилучшее время начала занятий в школе – 9 ч; предельная учебная нагрузка в неделю – 20 ч; дневная учебная нагрузка – 4 урока по 35 мин. Принимая во внимание, что для детей данного возраста особенно утомительно статическое напряжение (сидение за партой), нельзя требовать от учащихся длительного сохранения фиксированной позы во время урока.

В середине урока учитель обязан организовать физкультминутку.

Перемены между уроками длятся 15–20 мин, во время которых проводятся подвижные игры. После 2–3 занятий под руководством учителя ежедневно проводится занятие на воздухе продолжительностью не менее 40 мин, сопровождающееся подвижными и спортивными играми и развлечениями.

Типовой учебный план предусматривает следующий объем недельной нагрузки по отдельным предметам: русский и родной язык – 8 ч, математика – 4 ч, труд (конструирование) – 2 ч, физкультура – 3 ч, изобразительное искусство и музыка – 2 ч, природоведение – 1 ч.

Расписание занятий в классах для 6-летних детей имеет отличительные особенности. Занятиям предшествует гигиеническая гимнастика; 2-й урок отводится для самой напряженной учебной деятельности (уроков русского языка и математики). Предметы с преобладанием динамического компонента (физкультура и музыкальные занятия) в расписании ставятся на 3-й урок. Четвертое занятие – изобразительное искусство, труд (конструирование) и ознакомление с окружающим миром. В субботу или четверг учебные занятия не проводят. В этот день организуют работу группы продленного дня для тех детей, которые в этом нуждаются. В течение учебного года для учащихся 6-летнего возраста, кроме обязательных, вводятся дополнительные (1 неделя) каникулы, которые приходятся на середину третьей учебной четверти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Модель составления основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения

Модель составления основной общеобразовательной программы для инклюзивной группы дошкольного образовательного учреждения Методическое обеспечение образовательного процесса инклюзивных групп определяется с учетом психофизических особенностей всех детей. В связи с

О школе

Подготовка и процесс кормления

Подготовка и процесс кормления Что вам понадобится для того, чтобы накормить малыша:? молочная смесь;? бутылочки и соски;? тарелка и ложка, предназначенные специально для кормления малышей;? стерилизатор для бутылочек, сосок и других принадлежностей;? средства для мытья

Математика в школе

Математика в школе Нет вернее способа убить энтузиазм детей и их интерес к предмету, чем включив его в обязательную часть школьной

Ребенок не ест в школе

Ребенок не ест в школе Критический момент – ребенок пошел в среднюю школу. Если в начальной за детьми все-таки следят, сервируют им обеды в школьной столовой, то в средней школе чаще всего дети питаются в буфете сами на карманные деньги. Каждый день я спрашиваю своего сына:

VIII. Учебно-воспитательный процесс как методическая основа всего полового воспитания

VIII. Учебно-воспитательный процесс как методическая основа всего полового воспитания Во всем предыдущем изложении мы привели материалы, освещающие то основное, что является преддверием к построению систематической методики полового воспитания. Имея перед собой

Суггестопедическиий процесс обучения иностранным языкам по Г. Лозанову и ИЛПТ

Пункт четвертый: научите ребенка связывать ощущение и процесс

Пункт четвертый: научите ребенка связывать ощущение и процесс Следующим шагом нужно помочь ребенку установить связь между тем, что он чувствует, и тем, что ему нужно делать. В целом приучение к горшку представляет собой процесс формирования целой серии связей:

Распространить иерархию на процесс обучения

Распространить иерархию на процесс обучения С течением времени я перестала рассматривать Систему повышения ответственности лишь как средство для поддержания дисциплины.Однажды я решила обсудить с учениками, как использовать их знание об иерархии уровней развития для

Учебный климат

Процесс оценки

Процесс оценки После каждого собрания учитель должен оценить встречу, чтобы продолжить развитие навыков (своих и учеников). Вот о чем можно поразмыслить:? Становлюсь ли я увереннее и опытнее в задавании вопросов и ведении дискуссии?? Выражают ли дети собственные мнения??

Меня зовут Шамиль Ахмадуллин, я психолог и автор 30 книг и пособий по развитию интеллекта детей (17 из которых — бестселлеры). Сегодня я хотел бы поделиться с вами несколькими советами о том, как можно организовать учебный процесс. Эти советы будут полезны как педагогам и родителям, так и самим школьникам.



2. Относительно построения режима дня можно дать совет: при крайней утомляемости не засиживаться вечерами за выполнением домашних заданий, а совершить полутора-двухчасовую прогулку на свежем воздухе. Далее следует употребить время с 19.00 до 20.30 на здоровый сон (медики утверждают, что эти полтора часа сна для организма человека самые продуктивные, и равняются 4-5 часам ночного отдыха). После этого можно приступать к работе над недовыполненными домашними заданиями, заканчивая работу не позже, чем в 21.00 (для старших школьников). Ночной сон лучше всего начинать в 22.00 или часом позже, отводя на него 7,5 часов. Пробудившись в 5.30 или в 6.30 утра соответственно, вы будете иметь достаточно времени для актуализации полученных накануне знаний, так называемого экспресс-повторения. Такой режим сна, отдыха и работы позволит без утомления и чрезмерного напряжения успешно осваивать достаточно сложную школьную программу. Расписание вечерних занятий в кружках и секциях стоит подчинить этому здоровому распорядку дня. И, безусловно, согласовать его с родителями, взрослыми, с которыми вы совместно проживаете под крышей общего дома, квартиры.





8. Имейте обыкновение заниматься одними и теми же школьными предметами в одно и то же время. Подобно тому, как системы жизнеобеспечения организма обретают пиковую активность в определённые часы дня, активизация мозговой деятельности усиливается, если подчинить умственную работу раз и навсегда заведённому распорядку. Беспорядочно трудящийся ученик устаёт в разы сильнее занимающегося систематически. В какой-то степени эффект сходен с выработкой условного рефлекса в опытах академика Павлова, но в случае с умственной активностью дело обстоит сложнее. Здесь задействованы механизмы психологического ожидания, приготовления к заранее известной деятельности. При этом заранее в нужное время происходит актуализации подсознательных процессов, способствующих благоприятному усвоению учебного материала. Это похоже на то, как спортсмен подходит к Олимпийским соревнованиям на пике своей формы, нимало не задумываясь о процессах, происходящих на глубинном уровне в его организме (в том числе и о факторе психологической готовности).


На этом все, друзья! Если советы оказались для вас полезны, делитесь ими со своими друзьями и близкими. Также, если вам будет интересно, чуть позже я выпущу еще серию советов, которые будут полезны в учебе.

Десять правил, которые помогут достичь цели

Будьте всегда в курсе того, какой материал изучается на уроках

Это касается любого класса и любой дисциплины. Чем ранее будет обнаружен пробел, тем скорее его необходимо ликвидировать. Неслучайно практически во всем мире существуют дневники успеваемости, а также распространены контакты между учителями и родительской общественностью.

Плохая оценка – не всегда вина ребенка

Просмотрите записи в тетради в процессе выполнения классной и домашних работ

Ребенок должен знать, что оформление работы и культура подачи письменной речи – это один из общих элементов воспитанности человека. Необходимо постоянно напоминать о недопустимости небрежного отношения к тетради по любому изучаемому предмету. При этом ребенок должен понять, что требование родителей продемонстрировать тетрадь – это не дискриминация свободы его личности, а забота о качестве его образования.

Обменяйтесь контактными данными классного руководителя Вашего ребенка

Классный руководитель – это не только педагог, который обучает ребенка, это еще и посредник между всеми учениками класса, к которому можно обратиться тогда, когда возникло непонимание между учеником и кем-то из учителей. У классного руководителя есть и другая задача – воспитательная: он должен контролировать посещаемость, следить, чтобы ученики не обзаводились неблагонадежными друзьями, вовлекать их в просветительскую работу и приобщать к культурным и нравственным ценностям. Причем ребенок обязательно должен участвовать в подобных мероприятиях – от этого зависит развитие его личностного кругозора.

Требуйте уважения к учителям

Учитель – это специалист, который делится с ребенком знаниями, и его труд нелегок и, следовательно, достоин уважения. Школьник должен знать, что только из уст учителя он может получить многие знания, которые пригодятся в его дальнейшей жизни. Следовательно, в семье должна постоянно проводиться разъяснительная работа о роли и ценности труда педагога.

Ограничивайте негативное влияние

Школьник должен знать, что досуг возможен лишь в свободное от учебы время

Игры, общение с друзьями, походы на природу, — это прекрасно, но это не должно идти в ущерб учебному процессу. Ведь он построен таким образом, что повторно не преподается, и у учителя не всегда есть возможность провести дополнительные занятия (равно как и у родителей – пригласить стороннего педагога-репетитора).

Интернет – это не идол

Это – средство связи, средство массовой информации может быть хорошая библиотека, возможность игр, но экран ноутбука или планшета не должен становиться неким идолом, лишающий ребенка общения с внешним миром. В противном случае притупляются интеллектуальные способности, портится зрение, нарушается сон (а гигиена сна и бодрствования в детском возрасте чрезвычайно важна) – следовательно, задача родителей – строго контролировать время, проведенное в Интернете. И, само собой следить за тем, ресурсы какого содержания просматриваются, и не несут ли они какой-либо безнравственности.

Учебник – Ваш друг и помощник

В школе изучается ряд гуманитарных предметов, которые для нас, взрослых, кажутся вполне очевидными и не требуют комментариев (например, история, география, биология, правоведение), но могут оказаться сложны или в чем-то непонятны для ребенка. Как правило, домашние задания по таким предметам – чтение и пересказ материла, изложенного в учебнике, либо работа с контурной картой или (в старших классах) – написание реферата. В первом случае необходимо, чтобы школьник в Вашем присутствии рассказал суть учебного материала, ответил на вопросы, приведенные в учебнике, а если речь идет о написании реферата – он должен писать его САМ.

Категорически недопустимо поощрение каких бы то ни было конфликтов между школьниками, вне зависимости от того, из-за чего они происходят.

Ребенок должен знать, что агрессия и рукоприкладство, нецензурная брань, оскорбление – это демонстрация слабости, а не силы, а умный и порядочный человек всегда найдет другие, более достойные, аргументы, чтобы отстоять свою правоту, и будет это делать в рамках правового поля.

Читайте также: