Методы стимулирования и мотивации учебно познавательной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, дедуктивные и индуктивные методы.

Каждый из методов организации учебной деятельности в то же время обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы преподавателей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению обучающих учебной информацией.

Группу методов стимулирования и мотивации можно условно подразделить на две большие подгруппы. В первой из них представить методы формирования познавательных интересов. Во второй - методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности в учении.

Специальные исследования посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуются тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции; 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов, анализ отрывков из художественной литературы, посвященных жизни и деятельности выдающихся ученых и общественных деятелей.

В роли приема, входящего в методы формирования интереса к учению, выступают и занимательные аналогии. Например, при рассмотрении подъемной силы крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональность переживания вызывают путем применения приема удивления.

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений. Например, обучаемым предлагается сравнить житейское и научное объяснение явления невесомости, законов падения, законов плавания.

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, комплексное образовательное, воспитывающее и развивающее влияние). Однако имеются и некоторые специальные приемы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания учения: создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке и технике, к явлениям общественно-политической внутренней и международной жизни.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы преподавателей используются настольные и тренажерные игры, с помощью которых изучается история, животный мир, типы самолетов и кораблей.

К методам стимулирования и мотивации учения относится также метод создания ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Ситуацию спора преподаватель может создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. И если такой прием вызывает спор, то обучаемые сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения преподавателя. Так учебный спор выступает в роли метода стимулирования интереса к учению.

В качестве приема стимулирования часто применяется анализ жизненных ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет максимальной конкретизации знаний.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха у обучаемых, которые испытывают определенные трудности в учебе. Ситуации успеха создаются путем дифференциации помощи обучаемым в выполнении учебных заданий одной и той же сложности. Ситуации успеха создаются преподавателем и путем поощрения промежуточных действий обучаемого, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятель­ности. Деятельность протекает более эффективно и дает более ка­чественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сфор­мировано положительное отношение к учению, есть познаватель­ный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Учителями и наукой накоплен большой арсенал методов, на­правленных на формирование положительных мотивов учения. Ве­дущую роль в стимулирующих методах играют межличностные от­ношения учителя с учащимися. Использование влияния межлич­ностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обуче­ния, к школе в целом. (С. А. Смирнов, 2003)

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на большие подгруппы:

I . методы эмоционального стимулирования;

II . методы развития познавательного интереса;

III . методы формирования ответственности и обязательности;

IV . методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Охарактеризуем каждую из этих подгрупп методов стимулирования и формирования мотивации к учебной деятельности у школьников.

I . Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача учителя - обеспечение появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует процессы внимания, запоминания, осмысления, де­лает эти процессы более интенсивными и тем самым повышает эффективность достигаемых целей.

Основными методами эмо­ционального стимулирования служат:

- создание ситуации успеха в учении;

- поощрение и порицание в обучении;

- использование игро­вых форм организации учебной деятельности;

- постановка системы перспектив.

1.1.Создание ситуаций успеха в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хо­роших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уве­ренности в своих силах и легкости процесса обучения. Этот метод является одним из наиболее действенных средств стимулирования интереса к учению.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют большие и СЛ9жные уп­ражнения. Например, можно использовать специальные сдвоен­ные задания: первое доступно для ученика и готовит ему базу для решения последующей, более сложной задачи.

1.2. Поощрение и порицание в обучении. Опытные учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, - это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося.

Круг поощрений весьма разнообразен. В учебном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого­-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания выставление повышенной отметки и др.

Применение порицаний и других видов наказания является ис­ключением в формировании мотивов учения и, как правило, используется лишь в вынужденных ситуациях.

1.3. Использование игр и игровых форм организации учебной дея­тельности. Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. В нем могут быть ис­пользованы уже готовые, например, настольные игры с познава­тельным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создавать для одного уро­ка, отдельно 2 дисциплины или всей учебной деятельности на про­тяжении длительного промежутка времени. Всего можно выделить три группы игр, подходящих для использования в образова­тельных учреждениях.

1. Короткие игры.

2. Игровые оболочки.

Эти игры (скорее даже уже не игры, а иг­ровые формы организации учебной деятельности) более продол­жительны по времени. Чаще всего они ограничены рамками уро­ка, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в на­чальной школе такая игра может охватывать весь учебный день.

3. Длительные развивающие игры.

Игры подобного типа рассчи­таны на различные временные промежутки и могут тянуться от нескольких дней или недель до нескольких лет. Они ориентирова­ны, по выражению А. С. Макаренко, на дальнюю перспективную линию, т. е. на далекую идеальную цель, и направлены на форми­рование медленно образующихся психических и личностных ка­честв ребенка. Особенностью этой группы игр выступают серьез­ность и деловитость. Игры этой группы больше похожи не на иг­ры, как мы себе их представляем - с шутками и смехом, а на от­ветственно выполняемое дело. Собственно, они и учат ответст­венности - это игры воспитывающей направленности.

II . Методы развития познавательного интереса.

Основными мето­дами развития познавательного интереса являются следующие методы:

- формирование готовности восприятия учебного мате­риала;

- выстраивание вокруг учебного материала игрового при­ключенческого сюжета;

- стимулирование занимательным содержа­нием,

- создание ситуаций творческого поиска.

2.3.Метод стимулирования занимательным содержанием. Большое значение в развитии познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему ряду учебных примеров и заданий. Этот метод создает в классе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса.

Занимательность может быть построена и на создании ситуации эмоционального переживания через вызывание чувства удивления необычностью приводимого факта, парадоксальностью опыта, демонстрируемого на уроке, грандиозности цифр. Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у учеников.

III . Методы формирования ответственности и обязательности.

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов:

- разъяснения школьникам лично­стной значимости учения;

- приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

3.1.Формирование личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.

Понимание личностной значимости успешного учения во мно­гом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

3.2.Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилам и поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а со­ответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

3.3.0ператuвный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

IV . Методы развития психических функций, творческих способно­стей и личностных качеств учащихся.

В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с за­дачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяемых в специальном образовании). Основная причина этого заклю­чается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в ка­честве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- дискуссия (организация обсуждения материала);

- создание креативного поля;

- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

4.1.Творческое задание представляет собой учебное задание, содер­жащее творческий компонент, для решения которого учащемуся не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольшими твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных задании, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворении. Частое проведе­ние таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оставать­ся ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому сочинения лучше проводить в виде придумывания сказок, причем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

4.3.Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обу­чающую и воспитательную ценность: учит более глубокому по­ниманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятель­ности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обос­новывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини­-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необ­ходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т. е. выработать два качества:

- не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. нау­чить не обижаться на замечания;

- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорби­тельными интонациями и словами, а фактами и примерами.

4.5.Перевод игровой деятельности на творческий уровень представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме зада­ний можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

Каждый из охарактеризованных выше методов обучения обладает при умелом их применении педагогом стимулирующим воздействием. Вместе с тем имеется группа методов обучения, которая предназначена для решения этой задачи (табл. 8, с. 92). К методам стимулирования и мотивации интереса к учебно-познавательной деятельности относятся: создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, занимательности, новизны, опоры на жизненный опыт, успеха в учении; игра; дискуссия; методы рефлексии и другие. Методы стимулирования долга и ответственности в учении представлены разъяснением личностной и общественной значимости учебно-познавательной деятельности; предъявлением требований, упражнениями по их выполнению; поощрением успеха и порицанием недостатков в учении; соревнованием и другими методами.

Игровые методы — способы организации деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта в условных ситуациях и в доступных определенному возрасту формах.В современной школе игровая деятельность используется:

r как самостоятельный метод (технология) изучения понятия, темы или раздела учебного предмета;

r как элемент более обширной технологии;

r в качестве урока (занятия) или его этапа;

r как метод (технология) внеклассной воспитательной работы.

В отличие от игр вообще (в литературе насчитывается около 200 разновидностей игр) педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. По виду деятельности игры разделяют на двигательные (физические), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.

По характеру педагогического процесса игры группируют на: 1) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; 2) познавательные, воспитательные, развивающие; 3) репродуктивные, продуктивные, творческие; 4) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

По характеру игровой методики игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации и др. По предметной области выделяют игры по всем школьным предметам. В зависимости от среды, в которой проводится игра, различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с другими техническими средствами обучения, а также с различными средствами передвижения. Цели педагогических игр разнообразны (рис. 40).



Рис. 40. Цели педагогических игр

Игровые методы реализуется в процессе обучения (на уроке) при помощи игровых приемов и ситуаций, стимулирующих учащихся к учебной деятельности. Пути применения игровых методов на уроке: цели обучения ставятся перед учащимися в форме игровой задачи, для чего, например, вводится элемент соревнования; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется как средство игры; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

В младшем школьном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры, способствующие развитию связной речи, словарного запаса, памяти, внимания, мышления, укреплению воли, воспитанию нравственных качеств и привычек поведения. В старшем школьном возрасте и в процессе обучения взрослой аудитории применяются деловые игры и их различные модификации: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

В школьном обучении деловые игры используются для решения задач усвоения нового материала, закрепления знаний, развития творческих способностей, формирования общеучебных и других умений.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

r Этап подготовки — разработка игры (цель игры, разработка сценария, описание изучаемой проблемы, план игры, общее описание процедуры, содержание характеристик действующих лиц, подготовка материального обеспечения); ввод в игру (постановка проблемы, целей, инструктаж, регламент, распределение ролей, формирование групп, консультации).

r Этап анализа и обобщения (вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, обобщения, рекомендации).

К методам мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся относятся также методы мыследеятельности, методы создания проблемных ситуаций и другие методы проблемного обучения.

Учебная мотивация – это стимул для активизации деятельности, приложения усилий для реализации познавательной деятельности, выполнения учебных задач.

Учебная мотивация определяет эффективность образовательного процесса. Без мотивации к познанию, продуктивность обучения в разы снижается. Если учащийся не желает прилагать усилий для достижения образовательных целей и задач, то обучение приобретает непродуктивный характер.

Развитие учебной мотивации осуществляется разными методами и способами. Все зависит от конкретного этапа обучения, возрастных особенностей развития учащихся, образовательного учреждения, его образовательной программы.

На формирование познавательной мотивации студентов оказывают воздействия следующие факторы:

  1. Параметры учебного пространства. В зависимости от того, в каких условиях реализуется образовательный процесс –температурный режим, освещенность, гигиенические нормы, эстетический облик, материально-техническое снабжение учебного процесса, дополнительные помещения и услуги, развивается стремление к посещению учебного заведения, что в свою очередь, мотивирует к учебной деятельности;
  2. Награды за успешную учебу. Студентам выплачивается стипендия за хорошую учебу и иные поощрительные выплаты, обеспечение питанием, проживанием в общежитии, путевки. Кроме того, осуществляется организация разнообразных конкурсов, которые дают почувствовать свою нужность и значимость, признание окружающими;
  3. Возможности личностного роста. Если учебное заведение предлагает дальнейшее обучение по профессии, организует дополнительную исследовательскую деятельность, образовательные курсы, факультативы для расширения и углубления знаний, организует разнородные соревнования, то студенты имеют определенную степень мотивации к познанию, дающему ему возможности его профессионального роста.

Готовые работы на аналогичную тему

От данных факторов, во многом, зависит развитие мотивации студентов к познавательной деятельности. однако, формирование стремления к познанию должно быть реализовано на основании соотношения потребностей студентов с целевым назначением образовательного процесса. Мотивы к познанию должны стать личностно значимыми для студента, чтобы побуждать его к учебной деятельности. В этой связи, необходимо обратить внимание на развитие у студентов самостоятельности в познании, ориентированной на самоутверждение и самоактуализацию.

Классификация методов стимулирования познавательной деятельности студентов

Все методы, используемые в образовательном процессе вуза, ориентированные на мотивацию студентов к познанию, можно разделить на следующие группы:

  1. Методы эмоционального стимулирования. Такие методы направлены на формирование у студента положительного отношения к учебному процессу и его благоприятного эмоционального восприятия. Для этого, в учебном процессе вуза создаются ситуации успеха, которые показывают студенту, что он может чего-то достичь, посредством приложения собственных усилий, а также, что процесс обучения не является сложным и непостижимым и, что в его ходе, можно достичь личностного роста и общественного признания. Также, активное использование имеют методы порицания и поощрения. В их применении главное - продолжительность и объем: порицание должно быть кратким, а похвала довольно длительной. Только так можно достичь эмоционального всплеска. Важно также, расширять круг поощрений. Стоит отметить, что процесс обучения будет увлекать студентов, если применяются игровые методы, которые мотивируют к познанию.
  2. Методы формирования познавательной заинтересованности. К этим методам, относятся способы развития готовности к восприятию учебного материала, занимательное содержание учебной программы, формирование ситуаций творческого поиска. Эти методы способствуют созданию занимательной атмосферы на учебном занятии. Например, педагог может начать занятие не просто с объявления новой темы, а организации короткой игры, итоги которой приводят студентов к самостоятельному угадыванию новой темы. Также, организация сюжетных игр на учебном занятии делает его интересным и формирует стремление к познанию. Если учащиеся включаются в творческий процесс на учебном занятии, то это способствует развитию у них интереса и потребности в реализации своих творческих возможностей. Для этого используются методы проектов или проблемных ситуаций, дающие студентам широкий спектр возможностей для раскрытия своего творческого потенциала.
  3. Методы развития ответственности и обязательности. К данной группе относятся методы, рассчитанные на развитие осознанного отношения к учебной деятельности, важности и значимости обучения. К данным методам относятся разнообразные требования, которые предъявляются к учебной деятельности учащихся, их поведению и т.д. Чтобы развить ответственность студента, необходимо внедрение в образовательный процесс контрольных мероприятий по проверке уровня усвоения образовательной программы, выявления ее более сложных аспектов. Это дает педагогу возможности обращения на данные аспекты внимания, повторного разъяснения учебного материала, применению игровых и иных методов, стимулирующих познавательную активность студентов.
  4. Методы формирования личностных качеств учащегося и раскрытия его творческого потенциала. Данные методы носят косвенный характер, поскольку, они напрямую не связаны с мотивацией к познанию, но без формирования данных свойств невозможно ее достижение. В качестве основных методов данной группы являются разнообразные творческие задания, постановка проблемных ситуаций, методы обсуждения спорных моментов и использование более сложных игр творческого характера.

Проблемное занятие как метод стимулирования познавательной активности студентов

Как правило, проблемный компонент включается в семинарские занятия. Семинары проблемного характера содержат следующие этапы работы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)

Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются именно в процессе формирования.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу.

Учебная мотивация определяется целым рядом факторов. Во-первых, она определяется образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, - особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации необходимо начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного уровня мотивации учения у большинства учащихся. Постановка целей воспитания мотивации является вторым важным требованием научно обоснованного процесса ее воспитания. Третье требование - отбор и применение педагогических средств воспитания мотивации.

Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности.

1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.

Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.

При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей.

Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время, материал должен быть достаточно трудным и сложным. Если содержание учебного материала не требует от учащихся работы по его осмыслению и усвоению, то такой учебный материал не будет удовлетворять, в частности, потребности учащихся в постоянном развитии психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет развивать у учащихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет удовлетворять потребности в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей.

Информационно бедный материал также не обладает мотивационным эффектом, он не вызывает и не формирует положительных устойчивых мотивов учебной деятельности.

Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.

Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий. Но сейчас возможности учащихся в овладении основами современной научной мысли, научной картины мира все еще не используются в полной мере. Содержание обучения, ориентированное на формирование научно-теоретического стиля мышления, диалектического обобщения знаний, способствует становлению у учащихся положительной мотивации, направленной на освоение научной картины мира, на овладение общими способами научного познания, общими приемами действий для такого познания.

2. Организация учебной деятельности - один из путей формирования мотивации.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова эта деятельность, из каких частей (отдельных учебных действий) она состоит, как эти части между собой соотносятся, т. е. какова структура учебной деятельности - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль. Успешность учебной деятельности зависит также от того, на что она направлена, какие цели осуществляют учащиеся при этом, направлены ли эти цели на овладение учебным материалом как самостоятельной целью, или же учебная деятельность служит для них лишь средством для достижения целей, не связанных с содержанием обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как учитель организует их учебную деятельность, какова ее структура и характер.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

наглядные и практические методы

репродуктивные и поисковые методы

методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения, как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.

4) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Методы стимулирования и мотивации учения группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, выделенная по классификации методов обучения, предложенной Ю. К. Бабанским, и включающая в себя две подгруппы. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению (создание эмоциональных нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности; познавательные игры; театрализации и драматизации; дискуссии, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха в учении); методы стимулирования долга и ответственности (разъяснение личностной и общественной значимости учения; требования, поощрения и наказания).

В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:

Эмоциональные методы мотивации:

1 - поощрение, порицание

2 - учебно-познавательная игра,

3 - создание ярких наглядно-образных представлений,

4 - создание ситуации успеха,

5 - стимулирующее оценивание,

6 - свободный выбор задания.

Познавательные методы мотивации:

1 - опора на жизненный опыт,

2 - создание проблемной ситуации,

3 - побуждение к поиску альтернативных решений,

4 - выполнение творческих заданий,

Волевые методы мотивации:

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - познавательные затруднения,

4 - самооценка деятельности и коррекция,

5 - рефлексия поведения,

6 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации:

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуаций взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

Для становления мотивации следует использовать не один путь, а все пути и методы в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Далее рассмотрим более подробно пути и средства повышения мотивации учащихся, которые наиболее продуктивны на современном этапе развития образования.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Для развития этих умений можно использовать следующие приёмы.

В начале учебного года можно попросить ребят ответить на ряд вопросов:

1. На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого?

Какая нужна помощь?

2. Какую отметку ты хотел бы иметь по предмету за …четверть?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймёшь, что результат достигнут?

Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята могут сразу выставить карандашом в дневник. Некоторых это стимулирует.

Чего не случиться, если я буду писать грамотно?

Чего не случиться, если я не буду писать грамотно?

Что случится, если я буду писать грамотно?

Что случиться, если я не буду писать грамотно?

Образовательная стратегия.

- Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

Подобные рассказы помогают учащимся делиться успешными обучающими стратегиями.

Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности ребёнка, опираясь на его жизненный опыт.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Подберите слова об этом или на эту тему….

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!

(Не правда ли, звучит как открытие!)

На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Необходимо широко использовать:

▪ вопросы, адресованные ученикам, в которых сталкиваются противоречия.
Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, определи и докажи, где какая часть речи:

(В)пустую комнату; спорить (в)пустую;
подняться (на)верх; прикрепить (на)верх шеста;
работать (по)новому; идти (по)новому шоссе ).

▪ вопросы, требующие установления сходства и различия.

Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить;
▪ вопросы по установлению причинно–следственных связей.

Открытие каждой причины – шаг к более глубокому пониманию.
▪ Одним из видов активного поиска являются действия выбора, работа по желанию. (Например, выучить понравившееся стихотворение или отрывок по выбору).
▪ Активная поисковая деятельность стимулирует собственные примеры обнаружения грамматических закономерностей;

Таким образом, развитию у учащихся положительного отношения к учению способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, использование всех видов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, применение различных форм индивидуальной, коллективной и групповой работы и т.д. Вместе с тем, очень важно, на наш взгляд, обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы.

Читайте также: