Как организовать шахматный турнир в школе

Обновлено: 06.07.2024

Мария Корякина
Методические рекомендации по проведению шахматных (шашечных) турниров среди детей дошкольного возраста.

Как организовать и провести шахматный (шашечный) турнир в условиях ДОУ.

1. Основные требования.

Организация турнира начинается с подбора ребят для включения в состав участников. Для этого составляет список желающих, из числа умеющих играть в шахматы (шашки).

При этом предполагается, что:

- ребята должны быть уже ознакомлены с элементарными правилами игры, включающими правилами расстановки и хода фигур, ознакомлены основами игрового поведения, а также имели хоть небольшой опят практической игры;

- есть соответствующее помещение (комната, зал и т. п., где играющим не могут помешать не играющие дети;

- есть столы, стулья и достаточное количество комплектов шахмат (шашек);

- помещение должно быть достаточно светлым и просторным, чтобы каждая пара играла за отдельным столиком, чтобы ребята не отвлекались на игру соседней пары;

2. Положение о турнире и смета расходов.

При организации турниров обычно составляется и смета расходов. Но она, как правило, касается только организаторов турнира, поэтому родителям участников их показывать необязательно.

1. Количество участников и система проведения турнира.

После составления списка участников, проводится жеребьевка, который определяет, кто под каким номером будет занесен в турнирную таблицу, и играть. Жеребьевка заключается в том, что каждый участник выбирает сложенный листочек (открытку, маленькую игрушку, наклейку и т. п.) с определенным номером. Листочки должны быть перемешаны и разложены на столиках в произвольном порядке (номерков не должно быть видно). Желательно, чтобы после жеребьевки эти номерки ребята взяли себе на память.

3. Оформление турнирной таблицы.

В соответствии с полученными номерами составляется турнирная таблица, которая оформляется с указанием названия турнира, место и даты его проведения.

4. Составление турнирного расписания.

Имея номера всех участников с помощью специальной таблицы определения очередности, можно составить полное расписание туров с указанием, в каком туре кто с кем и каким цветом фигур играет. При проведении турнира нужно неуклонно придерживаться расписания туров. Нужно приучить играть ребят строго по команде. Все партии должны начинаться по команде судьи одновременно. Если даже те или иные участники раньше закончат свою партию, нельзя начинать следующую игру произвольно. Иначе будет путаница и в очередных турах свободными окажутся 2-3 участника и турнир затянется непозволительно долго.

5. Установка дополнительного времени на партию.

Если отдельная партия затягивается дольше положенного времени, судья может включить контрольные часы, дав каждому по 2-минуты в (шашки, по 3-минуты по шахматам. Но кнопки часов желательно нажимать самому судье. Давать детям пользоваться самим шахматными часами необязательно, так как это требует определенного навыка, который вырабатывается не сразу. Для только начинающих ребят часы только мешают, потому что внимание их будет отвлечено на нажатие кнопки часов, а не на собственную игру. При этом ребята будут часто забывать нажать на кнопку, что будет нервировать не только их, но и соперника.

6. Учет результатов, определение победителей.

Учет результатов игры производится судьей по очковой системе. За выигрыш партии в соответствующую клетку турнирной таблицы ставится очко (1, проигравшему сопернику соответственно – ноль(0). При ничьи обоим игрокам ставится пол очка (1/2). После окончания турнира производится подсчет очков, набранных каждым их участников. Сумма очков проставляется на предпоследней колонке таблицы. В последней колонке записывается то место, которое заняли участники. Победителем турнира считается участник, набравший наибольшее количество очков. Когда участники показывают разные результаты, никаких споров не бывает. Определенные трудности при определении победителя бывает при равенстве очков у двух или более участников. Имеются определенные системы подсчета дополнительных коэффициентов. Если между претендентами на первые места была ничья (или трое участников выиграли у одного и проиграли другому, можно подсчитать число побед. У кого больше побед, тот и занимает более высокое место. А если и этот показатель будет равным, тогда и придется пользоваться так называемым коэффициентом Бергера. При этом дополнительно подсчитывается сумма всех очков соперников, у которых выиграл претендент на призовое место; за ничью прибавляется половина, набранной соперниками суммы очков, при проигрыше ноль. У кого общая сумма очков будет больше, тот и занимает более высокое место. При швейцарской системе пользуются коэффициентом Бухгольца. Суммируются все очки с кем этот претендент играл, даже у кого он проиграл. У кого общая сумма очков будет больше, тот и занимает более высокое место.

1. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. М., Просвещение, 1995;

2. Шашки это интересно

3. Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес. М., Знание, 1991;

4. Макарычев С. Ю., Макарычева М. И. От А до… М., Просвещение, 1995;

5. Сухин И. Г. Волшебные фигуры или шахматы для детей 2-5 лет. М. ,Прогресс, 1998г.

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве.

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Разработала воспитатель.

Методические рекомендации по проведению музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста с ЗПР Музыкальное занятие с детьми дошкольного возраста с ЗПР должно быть, прежде всего, построено в игровой форме, с использованием различных.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И. чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Рекомендации по проведению физических упражнений с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до занятия по физическому развитию дошкольников структурно следует разделять на 3 основных части с соответствующим содержанием. Подготовительная.

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.

Привет, на связи Даня Пилин. В феврале этого года рассказывал, как запустил онлайн-школу по шахматам в Skysmart. За четыре месяца мы наладили бизнес-процессы продукта и техническую работу и поняли: чтобы мотивировать больше детей заниматься шахматами одних только занятий мало. Нужны примеры людей, уже достигших больших успехов в шахматах.

В конце мая возникла идея устроить мероприятие с известным шахматистом гроссмейстером, где дети смогут с ним пообщаться, поиграть и вдохновиться примером.

И уже 13 июня провели сеанс одновременной игры с чемпионом мира по быстрым шахматам 2018 года Даниилом Дубовым. И не просто провели, а еще и:

  • организовали трансляцию партий в прямом эфире на ютуб;
  • пригласили известных шахматных комментаторов, которые во время игры обсуждали партии и шутили;
  • подключили к онлайн трансляции Даню Дубова так, что он мог вместе с комментаторами обсуждать партии и делиться мыслями;
  • устроили послематчевую встречу, где Даня поздравил участников с игрой и поделился секретами шахматной карьеры.

А еще турнир был благотворительным, и часть средств мы направили Курчатовской школе для обучения талантливых детей шахматам.

От идеи до воплощения прошло меньше месяца. Рассказываю, что сделали, чтобы организовать оффлайн-турнир и вдохновить детей на занятия шахматами.

Шахматы – это один из немногих видов спорта, где соревнуешься интеллектом. Важны регулярные тренировки, но недостаточно знать только правила, нужно развивать насмотренность. Ошибки помогают начинающим игрокам учиться, становятся точками роста. Без поражений нет прогресса.

Третий чемпион мира по шахматам, Хосе Рауль Капабланка, сказал “Вы можете узнать гораздо больше из проигранной партии, чем из выигранной. Вы должны проиграть сотни партий, прежде чем стать хорошим игроком”. Полностью согласен!

Турниры с участием мировых звезд полезны на самом старте увлечения шахматами. Они становятся мотивацией для дальнейшего обучения. Дети вживую видят известного шахматиста, общаются с ним и формируют личную связь на годы вперед. Проигрыш такому человеку особенно полезен, ведь в этом случае опытный шахматист лично дает экспертные замечания и объясняет ошибки.

Для организации турнира привлекли партнера – Курчатовскую школу, в которой учатся 2 международных мастера, 4 мастера ФИДЕ и победители чемпионатов разного уровня.

А еще в сеансе игры участие принял Николай Клейменов, который стал чемпионом России до 9 лет, и Егор Корельский, ставший чемпионом Москвы до 12 лет.

Ребята помогли сделать сеанс игры зрелищным, а также поделились опытом с начинающими шахматистами.

Мы посмотрели форматы шахматных мероприятий и пришли к выводу: чтобы привлечь больше участников и сделать игру гроссмейстера яркой, динамичной и интересной, нужен формат одновременной игры. Это когда один шахматист играет одновременно с несколькими противниками.

Вот так было устроено пространство для сеанса одновременной игры в офисе Skyeng. В сеансе участвовало 20 юных шахматистов

Когда определились с форматом ивента, оставалось подобрать подходящего игрока. И мы решили, что идеальным кандидатом для нас может стать Даниил Дубов, гроссмейстер и чемпион мира по быстрым шахматам 2018 года. Особенно его выделяет желание вдохновлять детей заниматься шахматами и популяризировать данный вид спорта. Поэтому Даня и согласился принять участие.

Формат сеанса одновременной игры возможен только в оффлайн виде. Но не у всех юных шахматистов есть возможность лично присутствовать в Москве. А для нас важно, чтобы мероприятие было доступно всем желающим, и это накладывало технические ограничения. Поэтому мы придумали формат на стыке онлайна и оффлайна. Дети играли очно в Москве, а все партии транслировались в прямом эфире.

К мероприятию присоединились сразу три комментатора, которые во время игры обсуждали ход игры вместе с Даниилом Дубовым:

  • Илья Городецкий, КМС по шахматам, бывший игрок сборной Москвы, покерный голос России
  • Александр Мартынов, главный юрист международной шахматной федерации ФИДЕ
  • Пен Ли Мин, международный мастер, преподаватель шахматной школы Skysmart.

Илья Городецкий присутствовал на сеансе игры лично. Для него подготовили специальное пространство с звукоизоляцией

Стримить оффлайн игру в шахматы в онлайн нетривиальная задача. Такое делают только на топовых турнирах международного уровня.

Изначально планировали использовать мобильное приложение idChess для онлайн стриминга партий. Это новая технология на основе нейронной сети, которая в режиме реального времени снимает, анализирует и выводит на экран ходы партий. Для использования достаточно телефона, закрепленного над доской.

Мы провели несколько тестовых запусков сеанса, все работало идеально. Оставалось спокойно ждать начало турнира.

Но не тут-то было! За пару дней до соревнования, технический специалист из idChess сильно заболел. А мы уже собрали много регистраций и не могли отменить все в последний момент. Нужно было срочно что-то придумать.

Ребята из idChess не бросили нас в беде: помогли выйти на Федерацию шахмат в Москве, которые используют электронные доски DGT для официальных турниров. Это умные доски, которые оцифровывают партии для трансляции в режиме реального времени. Их используют на крупных чемпионатах, на них играли сильнейшие шахматисты мира.

Нам повезло: именно в этот день не было официальных турниров, и нам согласились помочь. Осталось успеть все подключить и протестировать.

Такой формат мероприятия проводили впервые, поэтому у нас не было готовых инструкций. Многое приходилось придумывать и корректировать в режиме реального времени.

Для большей динамики игры придумали крутую штуку: подключили Даню через наушник к стриму. Он мог делиться своими мыслями и общаться с комментаторами прямо во время игры! Такое решение было впервые использовано на подобных форматах игры.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Чукотского автономного округа

Методическая разработка

Вид методического проекта:

Московкина Елена Анатольевна

Студенты всех специальностей среднего профессионального образования

Представленная методическая разработка создана для проведения внеклассных воспитательных мероприятий: шахматных соревнований (турниров), встреч с шахматистами и любителями игры, классных часов, факультативов, кружков и других видов организованной деятельности педагогов, кураторов, воспитателей во внеурочное время.

Социальная значимость шахмат заключается в том, что это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Подросток, обучающийся этой игре, становится собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Особенность данной разработки в том, что мероприятие является формой организации досуга, формой воспитательной работы с учащимися, не ставит перед собой задачи обучения игре и достижения спортивных квалификаций.

Ожидаемый результат: предполагается, что предварительная подготовка к турниру на основе широкого круга источников и заданий, а также, практическая игра, вызовут у участников чувство эмоционального переживания, творческое овладение знаниями, навыками и умениями игры, развитие мыслительных способностей, что будет способствовать формированию шахматной и общей культуры учащихся.

Цель проведения шахматного турнира:

Задачи:

- способствовать формированию и развитию ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

- развитие логических способностей учащихся;

-развитие и совершенствование практических навыков шахматной игры;

- воспитание нравственных качеств личности:

усидчивости, внимательности, вдумчивости, самостоятельности, терпеливости, гибкости, собранности, изобретательности, любознательности, целеустремленности;

- расширение кругозора и развитие творческих способностей;

- организация досуга учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Форма проведения: практическая игра (соревнование) с элементами познавательной беседы-презентации (интеллектуально-познавательный марафон о шахматах).

Место проведения:

любая аудитория или зал, оборудованные мультимедиа.

Оборудование: комплекты шахмат, специальные шахматные часы, чистые листы бумаги, ручки/карандаши для записи хода партии, персональный компьютер, проектор, экран для демонстрации презентаций и аудио, видео материалов.

Демонстрационный материал:

Оформление:

1.Плакаты с высказыванием древних мудрецов о шахматах:

Аудио сопровождение:

- музыкальные файлы с записью фанфар, музыка для награждения;

Включает в себя три основных этапа:

а) Предварительная подготовка к игре;

в) Тренировочные игры

2. Проведение турнира (практическая игра);

I. Организационный этап.

Цель: Предварительная подготовка к турниру.

Включает в себя:

1 .Выявление подростков, интересующихся шахматами, умеющих играть.

2 .Составление списков, желающих принять участие в шахматном турнире.

3 . Подготовку документального оформления турнира:

3.1 .Сведения об участниках шахматного турнира (см. приложение №1)

Как организовать турнир по шахматам

Очень часто нас приглашают на проведение турниров по шахматам для сторонних организаций. Турнир по шахматам — это замечательный вариант корпоратива для фирмы. На сегодняшний день Шахматное искусство провело более 200 шахматных мероприятий, в том числе для фирм и частных организаций.

Проведение шахматного турнира можно поделить на этапы

Самым важнейшим этапом является подбор удобного места и времени для всех участников. Это очень важно, поскольку всем должно быть удобно и приятно участвовать в мероприятии. Так, например, устроив турнир посредине рабочей недели в дневное время в загородном клубе можно не увидеть ни одного из участников, если конечно не сделать его принудительным. У меня был опыт проведения турнира по шахматам в одном из известных ГУФСИН Свердловской области. Там в турнире по шахматам набралось около 20 участников из числа работников исправительной колонии. Турнир провели быстро, в 7 туров с контролем времени по 5 минут каждому из участников. Было пожелание сделать турнир командным, но у меня тогда была только старая версия программы SWISS MASTER, которая не позволяла не садить игроков из одной команды. Сейчас же я пользуюсь SWISS MANAGER, в которой помимо того, что она может не садить игроков из одной команды друг против друга. По окончании турнира мы провели награждение.

Видео с закрытия соревнования по шахматам

Также заранее (желательно за месяц) обзвонить всех участников и получить подтверждение об участии. Также я лично делал рассылку смс, а также на почту каждому из участников предварительно за день перед соревнованием, тем самым обеспечивая 100 процентную явку шахматистов.

Если турнир коммерческий и подразумевает денежный взнос с каждого участника, то крайне удобным является сбор денег заранее, на расчетный счет или яндекс деньги например. Взносы, уплаченные онлайн также обеспечивают минимум 90% явку участников.

Церемония закрытия соревнования проводится в конце, за 10-20 минут до окончания времени проведения.

Обязательным является составление и подписание положения о проведении турнира по шахматам, которое также должен изучить каждый из участников.

Если остались вопросы — звоните

Бонусом проведение турнира по шахматам в г. Сочи, санаторий Знание на 70 человек с призовым фондом 70000 рублей!

Читайте также: