Как организовать фотосъемку в школе

Обновлено: 05.07.2024

Если школа организует фото- или видеосъемку, видеонаблюдение и видеотрансляцию уроков и мероприятий, некоторые родители протестуют, ссылаясь на закон. Правомерны ли их протесты и что делать в ситуации, когда школьники и родители записывают поведение учителей на смартфон, смотрите в статье.

Как организовать официальную съемку в школе

Часто директора не знают, вправе ли школа проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись уроков и мероприятий. Снимать мероприятия и уроки закон разрешает, но результаты съемки обнародуйте выборочно.

Почему школа вправе проводить съемку

Если родители возражают против съемки, объясните, что школа – общественное место, а не частная территория, поэтому вправе фотографировать уроки, делать их видео- и аудиозапись. Запрета на фото-, аудио- и видеозапись в школе в законодательстве нет.

В правоприменительной практике общественными считают места, которые посещают посторонние люди. Школа соответствует определению, так как при соблюдении порядка приема право на зачисление имеет любой ребенок. Доступ в школу получают и его родственники просто по факту жительства на закрепленной территории.

Задача школы – обеспечить публичность и открытость досуговых, спортивных и других мероприятий. Это связано с обнародованием фото-, видео- и аудиоматериалов. У школы есть право на это, так как изображение может использоваться без согласия человека, если получено при съемке в общественных местах, за исключением портретных кадров ( ст. 152.1 ГК ).

Как использовать результаты съемки

Чтобы не нарушить закон, установите правило проверять отснятый материал: что изображено на фотографиях, о чем аудио- или видеозапись. Если тема – урок, школьный праздник, подготовка к нему, вы вправе записывать и обнародовать материалы. Если тема – портрет конкретного ученика, видеоролик о том, как он проживает свой день в школе, обнародуйте и архивируйте фотографию или видеозапись только с письменного согласия родителей ( ст. 152.1 ГК ). При съемке урока портретных кадров не избежать, поэтому берите согласие заранее. Но нельзя даже записывать частную беседу или телефонный разговор – все, что может быть связано с личной или семейной тайной ( ст. 137 УК ).

Как организовать индивидуальную съемку учениками и родителями

Сегодня нелицеприятный поступок учителя быстро попадает в интернет. Поэтому некоторые директора запрещают ученикам и родителям фотографировать в школе, делать аудио- и видеозаписи. Иногда это целесообразно, в других случаях достаточно установить правила съемки в школе.

Какую съемку родители и ученики вправе проводить

Родители иногда желают записывать на диктофон или видеокамеру разговоры с педагогами, ход урока, чтобы зафиксировать, что педагоги нарушают права детей, ведут себя незаконно. Даже если суд не примет запись в качестве доказательства, она может стать поводом для внутришкольного конфликта. Вообще, у родителей есть право проверять качество обучения, если при этом они не вмешиваются в образовательную деятельность. Найдите приемлемый для школы способ информировать их, чтобы не возникало потребности получить информацию из записей, которые сделаны тайком.

Ошибки администрации школы – лишать учеников и родителей возможности делать записи, запрещать приносить в школу или в класс смартфоны и другие записывающие устройства, устанавливать глушители. Такие ограничения суд может признать необоснованными и нарушающими конституционные права, например, на неприкосновенность частной жизни. Тем более школа не вправе проводить действия, которые даже отдаленно напоминают обыск, кроме ситуаций, когда это нужно, чтобы спасти жизнь и здоровье ученика или окружающих.

Как использовать результаты съемки

Используйте записи учеников и родителей, чтобы повысить качество работы. Разрешите открыто записывать интересные уроки, методические практики. В то же время напоминайте учителям, что ученики могут скрыто записать их действия и выложить в интернет. Это проконтролировать в настоящее время невозможно. Обсудите Кодекс профессиональной этики педагога , действующее законодательство, чтобы не допускать незаконное поведение учителей. В конфликтных ситуациях старайтесь выяснить контекст произошедшего: иногда он полностью меняет оценку.

Чтобы ваши указания об использовании записывающих устройств были законны, регламентируйте правила локальным актом

Что объяснить ученикам и родителям

Расскажите ученикам и родителям, что они не должны при съемке нарушать права окружающих: загораживать обзор сцены, оставлять телефоны с включенным звуком, фотографировать или снимать видео в раздевалках и туалетах, записывать и выкладывать в интернет личные разговоры других учеников, родителей и учителей, использовать их в качестве основного объекта съемки. Исключение – случаи, когда учитель нарушает закон и нужно проверить исполнение педагогических обязанностей. Объясните, что нужно контролировать, своевременно ли выключено записывающее устройство.

В каких документах закрепить требования к съемке в школе

Чтобы правила съемки в школе вступили в законную силу, регламентируйте их локальными актами и утвердите приказами.

Школа вправе не получать согласие на размещение фотографий на сайте, но только при условии, что это фото с общими планами

Правила внутреннего трудового распорядка

В правилах внутреннего распорядка ограничьте использование записывающих устройств учениками и родителями. Сконцентрируйте внимание на требованиях к порядку ведения записи. Например, что съемку вправе вести любой человек, который законно находится на территории школы, если при этом он не нарушает права других участников образовательного процесса. По вопросам скрытых съемок лучше не устанавливать запреты, а вести разъяснительную работу.

Установите, что перед началом съемки нужно уведомить окружающих, чтобы обеспечить право на неприкосновенность частной жизни, тайну переписки и переговоров, уважение чести и достоинства. Оговорите, что уведомление носит информативный характер, а не запрос разрешения с чьей-либо стороны. Обоснуйте правилами съемки в публичных местах. Определите способы уведомления школьников, учителей и гостей школы о съемке во время уроков и мероприятий. Например, нужно обратиться к учителю перед началом мероприятия, а учитель уведомит остальных.

Как предупредить о съемке на мероприятии

Чтобы застраховаться от ситуации, когда кто-то не знал про ведение съемки и стал обсуждать по телефону семейные тайны рядом с включенной видеокамерой, заранее официально объявите, что на мероприятии будет проводиться съемка. Можно дать объявления на информационных стендах и сайте школы. В начале мероприятия еще раз предупредите о съемке всех присутствующих. Пусть организатор сообщит участникам правила ведения записи, попросит детей и родителей с камерами занять конкретные места в зале. Если возможна съемка на уроке и не было централизованного оповещения, сообщите, что необходимо предварительно озвучить свое намерение для присутствующих.

Порядок учета мнения ученических и родительских советов

Сделайте общедоступной информацию о видеонаблюдении и правилах ведения съемки в школе

Порядок учета мнения ученических и родительских советов установите локальным нормативным актом дополнительно. Соблюдайте его, чтобы введенные правила аудиозаписи, а также фото- и видеосъемки признали законными. Опубликуйте документ на сайте школы.

Приказ или локальный акт о ведении съемки

Зафиксируйте в приказе факт ведения съемки на уроке или мероприятии, а в локальном акте – установку камер видеонаблюдения или регулярную фотосъемку в школе. Например, определите, что в школе на праздниках, спектаклях и других мероприятиях ведется съемка, а видеонаблюдение ведется в перечисленных в локальном акте местах с целью контроля и безопасности.


В преддверии последних звонков и выпускных вечеров актуальным вопросом остаётся организация видео и фотосъёмки в учреждениях образования.

Фотосъемка в учреждении образования может проводиться:

  • по инициативе родителей (как правило, по случаю последнего звонка, выпускного бала и иных праздничных мероприятий);
  • по инициативе администрации учреждения образования.

При наличии на внебюджетном счете школы (училища) достаточной суммы денежных средств попечительского совета для приобретения услуг, оказываемых фотографом, администрации учреждения образования необходимо совершить ряд действий, а именно:

  • известить родителей о планируемом мероприятии (как в случаях проведения фотосъемки по инициативе родителей, так и в случае проведения такой съемки по инициативе администрации школы);
  • организовать и принять участие в собрании попечительского совета;
  • согласовать проведение фотосъемки со всеми заинтересованными должностными лицами;
  • организовать заключение договора на оказание услуг фотографом;
  • оформить и передать необходимые документы в отдел образования для заключения договора с фотографом на проведение фотосъемки;
  • после проведения фотосъемки необходимо принять выполненные работы и подписать акт сдачи-приемки выполненных работ.

Рассмотрим данные шаги более подробно.

Алгоритм действий по организации фотосъемки в школе

Шаг 1. Извещение родителей о планируемом мероприятии

Родители детей, которые будут принимать участие в фотосъемке, должны быть извещены, что ребенка будут фотографировать, и от них должно быть получено согласие на фотосъемку.

Известить родителей о проведении фотосъемки можно путем вывешивания соответствующего объявления на информационной доске. Кроме того, необходимо получить от каждого родителя согласие или несогласие на участие ребенка в мероприятии (во избежание сомнений желательно, чтобы это согласие или несогласие было выражено в письменном виде).

Шаг 2. Организовать и принять участие в собрании попечительского совета училища

Исходя из принципа свободы заключения договоров, заказчиками услуг исполнителей (фотографа, аниматора и т. д.) могут выступать как администрация училища, так и родители. Здесь администрации учреждения образования и членам попечительского совета важно обсудить и прийти к единому мнению по предлагаемым кандидатурам исполнителей (фотографов, аниматоров). Для этого следует ознакомиться с их работами (портфолио), опросить заказчиков, которые ранее уже обращались к этим исполнителям, и узнать их отзывы по срокам, цене, качеству работы и т. д.

Шаг 3. Проверить, чтобы проведение фотосъёмки не нарушало образовательного процесса

Администрация учреждения образования несёт ответственность за то, что происходит на его территории, поэтому директор должен оценить, будет ли предлагаемая фотосъемка мешать образовательному процессу, нарушать санитарные требования и т. п. Также нужно будет оценить кандидатуру фотографа, предложенную родителями, проверить его правоустанавливающие документы для правильного оформления и законного допуска его на территорию учреждения образования.

Администрация учреждения образования должна проверить возможность проведения фотосъемки, а именно:

1) проведение фото- и видеосъемок детей не должно мешать воспитательному и образовательному процессам;

2) фотограф должен иметь право на осуществление деятельности по оказанию услуг фотографирования.

В настоящее время осуществлять фотосъемку и изготовление фотографий вправе следующие физлица:

3) о том, что ребенка будут фотографировать, извещены родители, получено их согласие.

В случае если имеются обоснованные (согласно законодательству) препятствия для проведения фотосъемки, директор вправе отказать в ее проведении.

Шаг 4. Оформить необходимые документы и проконтролировать заключение договора с фотографом

В некоторых случаях самому фотографу необходимо обращаться в отдел образования, спорта и туризма для получения разрешения на проведение фотосъемки. Следует отметить, что нормативный акт, регулирующий порядок получения такого разрешения, отсутствует, и необходимо учитывать особенности получения разрешения в отделе каждого конкретного района.

На практике для получения такого разрешения фотографу нужно прийти в отдел по образованию и написать заявление на имя начальника. Если фотограф является ИП, он представляет документ о регистрации и в этот же день получает разрешение на фотосъемку, которое будет действительно в течение всего года. Если фотограф является физическим лицом, он получает разрешение на съемку на основании квитанции об оплате единого налога.

Фотосъемка детей осуществляется, как правило, на основании договора бытового подряда или договора на оказание услуг по фотосъемке.

В настоящее время такой договор должен заключаться между фотографом и родителями детей (либо представителем, надлежаще уполномоченным родителями на заключение такого договора) с учетом условий, установленных ГК для договоров бытового подряда или возмездного оказания услуг. С администрацией училища необходимо согласовать дату и время проведения съемки (сделать это может родительский комитет).

Во избежание возможных разногласий предпочтительнее (но не обязательно) заключать трехсторонний договор, где сторонами будут выступать учреждение образования, фотограф и представитель, надлежаще уполномоченный родителями на заключение этого договора.

В договоре, как правило, должны быть отражены:

  • точное и полное имя (наименование), а также сведения о сторонах договора (реквизиты, ссылки на свидетельство о государственной регистрации и т. д.);
  • дата заключения договора;
  • место заключения договора;
  • предмет договора (наименование услуги с детализацией составляющих этой услуги, при фотосъемке — количество фотоснимков, их обработка и т. д.) с приложением к договору задания заказчика с подробным описанием требований к заказываемой услуге;
  • стоимость услуги (в соответствии с прилагаемой к договору сметой) и порядок расчетов;
  • порядок оказания услуги (место, время, срок изготовления фотографий — при оказании услуг фотосъемки и т. д.);
  • имущественная ответственность сторон;
  • срок действия договора;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают необходимым предусмотреть в договоре. В частности, для услуг фотосъемки целесообразно предусмотреть в договоре пункт, содержащий порядок действий при изготовлении фотографий ненадлежащего качества. Например, если родителей не устроит качество готовых фотографий, они будут подлежать возврату без оплаты, а некачественные фотографии и все копии такой фотографии, если таковые имеются, будут уничтожены (удалены, стерты) с носителя, на который они были записаны, либо будет уничтожен носитель информации, если с него невозможно стереть подобную фотографию. Также стороны вправе внести в условия договора требование о том, чтобы фотографии нигде более не были опубликованы фотографом (например, в его портфолио);
  • надлежащие собственноручные подписи сторон или лиц, уполномоченных на подписание договора от их имени.

Договор считается заключенным, когда между сторонами согласованы все существенные условия. При несогласованности (или отсутствии) в договоре указанных условий он признается незаключенным.

Шаг 5. Передать документы в отдел образования и заключить договор аренды помещения для проведения фотосъемки

После получения согласия администрации учреждения образования необходимые документы передаются в местный отдел образования.

Четкого перечня таких документов законодательством не установлено. Однако, исходя из практики, необходимо представить следующие документы:

  • документы на оплату услуг фотографа (платежное поручение, счет-фактуру и т. п.) в случае, если производится предоплата;
  • договор на оказание соответствующих услуг по фотосъемке;
  • выписку из протокола общего собрания (в подтверждение принятого решения попечительского совета на использование внебюджетных денежных средств).

В случаях, когда помещение учреждения образования будет использоваться для съемок в свободное от занятий время, необходимо заключение договора аренды на время фотосъемки.

Помещения училища для проведения фотосъемки предоставляет в аренду местный отдел образования. Для этого заключается договор на почасовую аренду помещения для проведения фото-, видеосъемки.

Имущество (в т. ч. помещения) учреждений образования принадлежит местным исполнительным комитетам и отделам образования местных исполнительных комитетов и закрепляется за учреждением образования на праве оперативного управления. В связи с этим в силу норм ст. 579 ГК руководители учреждениями образования не являются собственниками помещений, в которых располагается школа (училище), и, соответственно, не вправе самостоятельно сдавать государственную (ведомственную) собственность в аренду.

Денежные средства за аренду перечисляются на счет отдела образования, а не учреждения образования.

Шаг. 6. Провести фотосъемку, принять результат работы фотографа и подписать акт сдачи-приемки

В целях обеспечения безопасности учащихся администрация учреждения образования обязана обеспечить присутствие педагога при проведении фотосъемки. Кроме этого, необходимо проконтролировать, чтобы в фотосъемке не принимали участие дети, родители которых не дали на нее согласия.

После выполнения фотографом своих обязательств по договору (например, передача фотоснимков и (или) альбома, в т. ч. на цифровых носителях) и при отсутствии претензий к качеству оказанной услуги руководителю учреждения образования необходимо подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг. Затем акт сдачи-приемки надо представить в бухгалтерию районного (областного) отдела образования для оплаты, если оплата в соответствии с условиями договора на оказание услуг производится по факту оказания таких услуг.

Эти слова популярной песни советских времен помнят многие. Школьные годы действительно трудно забыть любому из нас, любому человеку. И эту память очень хорошо помогают хранить школьные фотографии. Они волнительно и трепетно воскрешают в наших сердцах неповторимую атмосферу нашего детства, нашей юности. Школьные фотографии до недавних пор бережно хранили в семейных альбомах, изредка показывая детям и внукам, в наше время их оцифровывают и показывают друзьям в социальных сетях… Это вызывает бурю эмоций. Короче, тема школьных фотографий была актуальна всегда. Актуальна она и сегодня. Вот поэтому мы и решили рассказать вам сегодня о том, как сделать хорошую, качественную школьную фотографию. Такую, чтобы ее не стыдно было и друзьям показать, и в Интернет выставить.

Начнем с рассказа о том, какое оборудование вам для этого потребуется.

Еще один объектив, который вам потребуется в работе, это портретный объектив. Портретником называют объектив, который имеет фиксированное фокусное расстояние примерно около 100 миллиметров. Таким объективом хорошо фотографировать одного человека, делать индивидуальные портреты школьников.

Ну, а для фотографирования больших групп людей при условиях недостатка места в помещениях с небольшой площадью вам может пригодиться широкоугольный объектив с фокусным расстоянием примерно от 18 до 40 миллиметров.

Освещение. Точнее, осветительные приборы. Для фотографирования в школе нам потребуется как минимум несколько фотовспышек. Обычно хватает двух. Две вспышки создают мягкий и ровный свет. Особенно это касается индивидуальных портретов ребят. Хорошо, если ваши вспышки дополнительно будут оборудованы софтбоксами.

Далее. Следующая группа необходимых в работе вещей. Это фон, штативы, светоотражатели и синхронизаторы для вспышек.

Очень хорошо при описываемых съемках использовать светоотражатель золотистого цвета. Оттенок, создаваемый им на лицах портретируемых, получается нежным и теплым, а это обычно нравится почти всем. Если использовать отражатель другого цвета, кожа человека будет выглядеть бледной и неестественной. Для портретной съемки это особенно важно.

Синхронизатор вспышек нужен для того, чтобы координировать их работу. Проще говоря, для того чтобы вспышки срабатывали одновременно. От проводных синхронизаторов сегодня уже отказываются, заменяя их другими типами этих приборов. Кому понравится куча проводов под ногами, за которые можно легко запнуться? Особенно если кругом – дети. А оборудование у вас недешевое.

Штативов вам потребуется тоже несколько. Минимум три штуки. Собственно для фотокамеры, для фона и для светоотражателя.

Фон в школьной съемке можно использовать самых разных цветов и фактур. Конечно, нейтральный фон обычно бывает привычнее всего. Но можно использовать и другие. Например, синий или золотистый. С необычными фонами фотографии приобретают особую выразительность.

Ну, а теперь пора переходить к пошаговой инструкции по установке света при съемке школьного портрета.

Шаг 1. Расстановка источников света

Как мы уже сказали, пользоваться мы будем двумя фотовспышками, светоотражателем и синхронизатором. Источники света относительно портретируемого нужно установить таким образом, чтобы человек был равномерно освещен со всех сторон.

Итак, начинаем. Перед вами тот, кого вы фотографируете. То есть, ваша модель. Перед моделью стоите вы. Перед вами фотокамера на штативе. За спиной модели – фон, так же прикрепленный на штатив. Справа от вас, фотографа, фотовспышка в софтбоксе, установленная опять же на штативе. Слева - светоотражатель. Чуть выше фона, тоже на штативе, укреплена еще одна фотовспышка. Ее свет должен быть направлен на модель. Светоотражатель и вспышка должны быть размещены так, чтобы они были взаимно направлены друг на друга под углом примерно в 45 градусов, но их свет падал на модель. Таким образом на лицо портретируемого мы направим максимально возможный световой поток и человек будет равномерно освещен как спереди, так и с обеих сторон. А источник света (фотовспышка) который находится над фоном сверху, хорошо осветит голову того, кого мы фотографируем, что сделает портрет еще более выразительным. Эта схема расстановки осветительных приборов считается классической. Стандартной, так сказать. Она проста и эффектна. Снимки при таком освещении обычно получаются хорошими.

А вот на этом рисунке представлена немного другая схема освещения. Она тоже достаточно интересна.

Шаг 2. Влияние ракурса на изменение света

Если при съемке вы, фотограф, будете менять свое местоположение относительно того, кого вы фотографируете, то вам придется изменять и направление света от осветительных приборов. Если вы не будете учитывать в своей работе этот момент, то снимок у вас может получиться либо слишком темным, либо пересвеченным.

Шаг 3. Коллективная фотография

Ну, а собственно при съемке не забудьте правильно подобрать экспозицию, то есть сочетание выдержки, диафрагмы и значения светочувствительности.

Как фотографировать школьников?

Итак, фотоаппарат стоит на штативе. Фон – на нужном ему месте. Осветительная аппаратура настроена. Начинаем съемку. А съемка – это работа с людьми. Стало быть, съемка в школе – это работа с детьми.

Самое главное, что вам нужно сделать – это отдельный портрет каждого ребенка. Советуем сделанные кадры показывать ученику. Если ваши снимки ему понравились, то первый этап работы можно считать законченным. Исходя из практики, на фотографирование одного человека обычно уходит в среднем 5-7 минут, а иногда и чуть больше. И если в классе 25-27 человек, то съемка легко может затянуться на два-три часа. Вот почему мы рекомендуем не планировать на один день съемку более двух классов.

Фотограф дожжен помочь ребенку выбрать позу. Идеальный вариант – когда у каждого ученика на портрете будет своя поза. Тут все зависит от вашего опыта и вашей фантазии. Для начала вы можете попросить ребенка, чтобы он сам расположился перед фотокамерой так, как ему хочется. Сделайте несколько снимков. Покажите их школьнику. Если фотографии ему не понравились, предложите свой вариант позы. В итоге вы получите то, что искали и чего добивались – оптимального варианта портрета, который устроит мальчика или девочку.

Вот еще несколько простых советов по поводу работы фотографа со школьниками.

  1. Модель в кадре должна чувствовать себя уверенно. А для этого вам нужно постараться убедить школьника в том, что он прекрасно выглядит. Это особенно актуально при съемке старшеклассниц.
  2. Скажите классному руководителю или тому человеку, который помогает вам организовать съемку в школе, чтобы он заблаговременно предупредил и самих ребят, и их родителей о том, что в этот день будет проводится фотографирование. Особенно это важно при съемке учеников младших классов. Родители должны подготовить своего ребенка к фотосессии. В чем заключается эта подготовка с их стороны? Не только в том, чтобы красиво и опрятно одеть ребенка, отправляя его в этот день в школу, но и в том, чтобы дать ему необходимые советы о том, как надо фотографироваться, как вести себя перед фотокамерой.
  3. При подготовке к фотографированию детей в школе обязательно прислушайтесь к мнению их педагога. Они очень много знают о своих учениках, об их привычках и характерах. Гораздо больше, чем вы, человек для них совершенно незнакомый. Возможно даже, что и у учителя или классного руководителя возникнут хорошие и необычные, креативные идеи для съемки. Не отвергайте эти идеи и советы. Подумайте, может быть к ним стоит прислушаться?
  4. После того, как фотографии будут готовы, их нужно согласовать с заказчиком. В случае фотографирования в школе – это в основном или классный руководитель, или кто-нибудь из активных родителей. Обговорите все детали, вплоть до мелочей. Сюжет снимка, его размеры, качество, стоимость другие детали. Заказчик должен знать всё. В противном случае впоследствии у вас могут возникнуть разногласия и даже проблемы. Если фотографии должны быть подписаны, уточните еще и еще раз имя каждого ребенка, изображенного на фотографии. Ошибка в этом деле бывает очень неприятной и обычно несет убытки фотографу.

В некоторых случаях вам, возможно, придется фотографировать школьников на открытом воздухе, во дворе школы или около нее. Поэтому заранее поинтересуйтесь прогнозом погоды на день, назначенный для съемки. Если синоптики обещают дождь, то уличную съемку скорее всего придется отменять. Хотя, впрочем, и фотографируя в дождь можно получить достаточно хорошие результаты. Если на улице будет яркое солнце – то это тоже мало хорошего. В таких условиях освещение обычно бывает ярким и контрастным. На лицах появляются грубые темные тени, а то и просто бесформенные черные пятна. Особенно сложно в таких условиях работать при съемке групп. Вот поэтому идеальный вариант для фотографирования классов на улице – это пасмурный и облачный день.

Ну¸ вот, кажется, и все, о чем мы хотели рассказать вам сегодня. Надеемся, что если вы внимательно прочитали эту статью, результаты съемки в школе порадуют и вас, и тех, кого вы фотографировали.


Вопросы по поводу организации фотосъёмки в школе.

Зачем нужно согласие родителей (или официальных опекунов) школьников на проведение фотосъёмки детей?

Фотосъёмка несовершеннолетних, в непубличных местах (местах с ограниченным доступом), одним из которых является школа, возможна только с разрешения родителей или официальных опекунов.

Такое же разрешение может потребовать и администрация школы. Вам, возможно, потребуется написать его в двух экземплярах.

Если несколько родителей в классе против фотосъёмки их детей, то я фотографирую только тех, кого фотографировать разрешили родители.

Для фотосъёмки открытых (публичных) школьных мероприятий со свободным входом (линейки на 1 сентября, концерты и т.п.) согласие родителей на фотосъёмку не нужно.

Зачем нужно разрешение на публикацию фотографий и что/где я собираюсь публиковать?

Мне нужно рекламировать и продвигать свои услуги по фотосъёмке в школах посредством размещения сделанных мной фотографий на моих сайтах и в социальных сетях (вконтакте, фэйсбук, инстаграм и т.п.). Я не публикую неудачные фотографии – мне не нужна анти-реклама. Я не публикую абсолютно все фотографии – мне это не нужно, но у меня должна быть возможность публикации.

Я не продаю фотографии, снятые в школах, посторонним лицам, для использования в рекламе, на фотостоках и т.п.

Без модельного релиза, подписанного родителями, я (даже при всём желании) не смогу продать фотографии школьников легально – у меня их никто не купит.

Является ли разрешение на публикацию фотографий обязательным?

Согласие на публикацию не является обязательным. Случаи несогласия с публикацией оговариваются в индивидуальном порядке.

Почти в каждом классе есть родители, которые принципиально против публикации фотографий их детей. Именно из-за этого я редко публикую групповые фотографии.

Возможные проблемы при организации фотосъёмки в школе.

Что делать, если администрация школы не пускает “чужого” фотографа в школу?

Сразу скажу, что, к сожалению, в настоящее время с этим поделать почти ничего нельзя. Если администрация школы не хочет допускать “чужого” фотографа до съёмки в школе, то она в 90% случаев запретит фотосъёмку школьников “пришлым” фотографом.

Очень часто, особенно в бюджетных школах, администрация имеет свой “интерес” в работе школьного фотографа или “фирмы”, осуществляющей фотосъёмку в школах. Этот “интерес” может быть финансовым или нефинансовым.

С финансовым “интересом” всё понятно – фотограф отдаёт определённый % выручки от фотосъёмки школьников за реально оказанные администрацией школы услуги (что неплохо) или как “откат” (что очень плохо).

Нефинансовый интерес, как правило, выражается в дополнительных услугах со стороны фотографа. Например, фотограф за свой счёт оформляет воздушными шарами вход в школу, изготавливает пресс-волы и баннеры, оформляет актовый зал и т.п.

Чтобы администрация школы, не желающая пускать в школу “чужого” фотографа, дала разрешение на съёмку “чужим” фотографом, её нужно (можно попробовать) заинтересовать финансово или нефинансово. Или “напугать”, если есть такая возможность и желание это делать.

Я никого никогда не запугиваю. Моя ценовая политика (чаще всего) не позволяет мне перебить условия “штатных” фотографов. Я не назначаю “космическую цену за дешёвую поделку” и не “накидываю сверху” проценты для школы.

То, что я могу предложить администрации школ, как правило, в несколько раз меньше, чем у “штатных” фотографов.

Ещё, дело в том, что у “штатного” фотографа больше оборот – он фотографирует все классы в школе. “Штатный” школьный фотограф имеет больше возможностей финансово или нефинансово заинтересовать администрацию школы.

Если не удаётся заинтересовать администрацию школы и “протащить чужого фотографа” для съёмки класса, а цена и качество продукции “местного” фотографа вас категорически не устраивает, то нужно думать о том, как организовать съёмку за пределами школы.

Что делать, если администрация школы спрашивает (или требует) наличие у “чужого” фотографа лицензии, патента, ООО, ИП и т.д?

Сразу скажу, что это – продолжение предыдущего пункта. Проявление нежелания администрации школы допускать до фотосъёмки в школе “пришлого” фотографа.

Ha каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 данного Федерального закона, предоставляется лицензия.

Услуг по фотосъёмке в данном перечне нет. Соответственно, услуги по фотосъёмке (в том числе и в школах) не подлежат лицензированию.

Если администрация школы спрашивает про наличие лицензии у “стороннего фотографа”, которого вы хотите привести в школу, то попросите показать вам лицензию “местного фотографа”, которого навязывает вам администрация школы. Вы сильно удивитесь – вам не смогут её показать. Такой лицензии (услуги по фотосъёмке) не существует, и спрашивать её – полный бред.

Максимум, что вам смогут показать – это копию свидетельства о регистрации ИП или ООО и какую-нибудь выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с указанием ОКВЭД.

Ничего не понятно?

ИП – индивидуальный предприниматель.

ООО – общество с ограниченной ответственностью.

ЕГРЮЛ – единый государственный реестр юридических лиц.

ЕГРИП – единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

То, что вам может показать администрация школы на “штатного” фотографа или “фирму” – копию свидетельства о регистрации ИП или ООО и копию выписки из реестра с указанием перечня видов деятельности данного ИП или ООО.

Причём, ИП или ООО может указывать любые виды деятельности, менять их состав, не заниматься указанными видами деятельности. Эта информация больше относится к налогообложению и возможному лицензированию, но никак не относится к услугам по фотосъёмке в школе.

И тут мы подошли к ещё одному бредовому требованию администрации школы к “чужому” школьному фотографу – наличие ИП, ООО, патента.

Сразу скажу, что патент не является разрешением или лицензией на определённый вид деятельности. Патент – это упрощённая форма налогообложения.

Свидетельство о регистрации ИП и ООО или патент являются лишь подтверждением о постановке на налоговый учёт.

Школы (в том числе администрация школ) не являются подразделениями государственных налоговых органов.

Если договор о фотосъёмке (устный или письменный) заключается между фотографом и родителями учеников (чаще всего, представителем родительского комитета), то администрацию школы ни коим образом не может заботить постановка фотографа на налоговый учёт (наличие ИП, ООО или патента).

Если договор заключается между фотографом и школой (как юридическим лицом), то тогда администрация школы вправе требовать подтверждения благонадёжности фотографа в виде копий любых документов.

В заключение данного пункта скажу, что на данный момент я не оформлен как ИП или ООО, у меня нет патента. Я действую исключительно как частное лицо.

Что делать, если администрация школы не даёт согласие на проведение фотосъёмки в учебное время?

Без разрешения администрации школы проводить фотосъёмку в школе в учебное время невозможно, даже при согласии преподавателей и родителей.

Бывают случаи, когда администрация школы против фотосъёмки на уроках.

Нужно попытаться выяснить причину. Самыми распространёнными причинами являются:

  • Администрация имеет “свой интерес” и работает только с “проверенными фотографами”.
  • Администрация боится, что будет сорван учебный процесс.
  • Администрация не понимает, зачем родителям нужны репортажные фотографии с уроков и перемен.
  • Администрация не хочет, чтобы на фотографиях было видно плохое состояние классных комнат.

С первой причиной сделать почти ничего нельзя. Я написал об этом подробнее чуть выше.

Со второй причиной можно пытаться бороться, объяснив администрации, что фотосъёмка на уроках будет проходить без использования вспышки и максимальным старанием фотографа не нарушить процесс учёбы. Если администрация всё равно против, то можно попытаться получить разрешение на имитацию урока (дополнительного урока после уроков), договорившись с классным руководителем на проведение такого урока.

С третьей причиной можно пытаться бороться путём показа моих фотографий и объяснения того, что Вам нужны фотографии истории школьной жизни Ваших детей, а не просто “портреты на фоне”.

На четвёртую причину можно попробовать привести в качестве аргумента то, что задача фотографа – сделать фотографии детей, а не интерьера.

Если Вам так и не удастся получить разрешение на фотосъёмку детей на уроках, то остаётся только сожалеть об этом и ограничиться портретной фотосъёмкой после уроков и фотосъёмкой с друзьями на фоне школы 🙁

Что делать, если несколько родителей в классе принципиально против фотосъёмки их детей?

Иногда бывают случаи, когда родители школьников принципиально против фотосъёмки их детей, даже, если остальные родители готовы оплатить съёмку за них.

Если кто-то из родителей в классе против фотосъёмки их детей, то я фотографирую только тех, кого фотографировать разрешили родители. Перед началом съёмки мне указывают тех учеников, которых нельзя фотографировать, и я их не фотографирую.

Что делать, если родители не могут договориться по поводу даты проведения фотосъёмки?

Это одна из самых распространённых проблем. Почти всегда есть несколько родителей, которых может не устраивать дата (или время) съёмки из-за отсутствия их ребёнка в школе. Я могу дать 2 совета:

  • Лучше всего – начинать думать о школьной фотосъёмке и обсуждать её как можно раньше, а не за неделю до каникул. Договариваться можно очень долго.
  • В крайнем случае – воспользоваться “правом большинства”, чтобы не остаться вообще без фотографий. Если подавляющее большинство родителей учеников “ЗА” и только несколько “ПРОТИВ”, то мнение меньшинства можно не учитывать и распределить оплату съёмки между всеми согласными. Например, в классе из 25 человек 5 родителей против. Допустим,стоимость съёмки “на всех” – 15000 рублей. Стоимость съёмки на каждого из 25 – 600 рублей. Если за съёмку платят только 20 родителей, то стоимость для каждого составит 750 рублей. Это всего на 150 рублей больше на каждого. Подумайте, стоит ли экономия 150 рублей упущенной возможности получить школьные фотографии Вашего ребёнка? Стоит ли отсутствие фотографий у 5 человек отсутствия фотографий у всего класса?

Что делать, если родители не могут договориться по поводу выбора фотографа для проведения школьной фотосъёмки?

Это ещё одна из самых распространённых проблем. Почти всегда есть несколько родителей, которых может не устраивать фотограф по разным причинам. Советы почти такие же, как и в предыдущем случае:

  • Лучше всего – начинать думать о школьной фотосъёмке и обсуждать её как можно раньше, а не за неделю до каникул. Договариваться можно очень долго.
  • В крайнем случае – воспользоваться “правом большинства” при выборе фотографа или воспользоваться услугами 2 фотографов и устроить 2 съёмки.

Что делать, если родители не могут договориться по поводу выпускного школьного альбома?

Такая ситуация случается очень и очень часто. Одни родители не видят разницы в фотографиях и альбомах, и им всё равно, главное – не дороже какой-то суммы. Другим родителям важно сэкономить по максимуму, и они готовы “удавиться” за 50 рублей. Третьи хотят получить персональный альбом в несколько разворотов. Четвертым достаточно папки-планшета. Пятым, вообще достаточно электронных версий фотографий. Одним нравится квадратный формат альбома, другим – прямоугольный вертикальный, третьим – прямоугольный горизонтальный… Разногласий может быть много.

Я очень гибок в этом вопросе.

Даже внутри одного класса, родители могут выбрать РАЗНЫЕ варианты печатной продукции ИНДИВИДУАЛЬНО. То есть, один может ничего не заказывать и ограничиться только электронными версиями фотографий. Другой – выбрать папку планшет. Третий – альбом в несколько разворотов. Но нужно понимать, что любое отступление от единообразия печатной продукции – это увеличение уровня персонализации, которое неизбежно увеличивает трудозатраты и стоимость альбомов.

Если речь идёт о ВЫПУСКНЫХ ШКОЛЬНЫХ АЛЬБОМАХ, то я очень рекомендую сохранять единый формат (размер) и стиль оформления обложки альбомов. Например, если самое простое (дешёвое) оформление – папка планшет (вертикальный А4), то остальные альбомы лучше делать тоже вертикальными, но добавлять необходимое количество разворотов. Это лишь рекомендация – так у детей будет меньше причин для расстройства, обид, зависти, хвастовства и т.п.

Читайте также: