Как определяет аврелий августин время кратко

Обновлено: 03.07.2024

Не верил он, что Время вечно.
Он говорил, что: "Бог создал
Его с Вселенной". Так конечно
Научный мир сейчас признал!

Он наставлял, что: “То, что было,
Живёт лишь в памяти у нас.”
Его реальность уже “сплыла."
И не вернуть его ни раз.

А то, что будет - есть в надежде…
Ему случиться или нет
Известно Богу лишь. И прежде
Ему известен тот ответ!

Для Бога нет что "было-будет”,
Одна реальность, один миг!
Он вечен. Нас он видит, судит
Младенец ты или старик.

Построил он основу церкви.
Он дал ей цель, что знают все:
Задачей высшей неизменной -
"Спасение принести душе!"

Душа - не вечна! Есть начало!
Но нет конца ей! Вот дела!
По Августину означало
"Мир не познать нам никогда…"

(1) Аврелий Августин (Блаженный) (354-430г.) – виднейший богослов и философ, представитель латинской патристики, служитель западнохристианской церкви, оказавший сильное влияние на развитие средневекой философии.

(3)Августин пытался установить соотношение таких основных его категорий, как настоящее, прошедшее и будущее. Общий вывод, к которому он пришёл при этом, состоял в том, что ни прошедшее, ни будущее не имеют действительного существования, принадлежащему только настоящему, и в зависимости от которого может быть осмыслено как прошедшее, так и будущее. С этой точки зрения, прошедшее обязано своим существованием человеческой памяти, а будущее – надежде.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Неоплатонизм оказал сильное влияние на "отцов церкви",которые использовали учение о времени при раскрытии многих понятий в христианской религии .Учение неоплатонизма о времени и вечности получило свое дальнейшее развитие во взглядах Августина Аврелия,авторитетного "отца церкви"

Размышляя о времени,Августин приходит к концепции психологического восприятия времени."Ни прошлое,ни будущее не имеют реального существования.Действительное существование присуще только настоящему."

Исходя из теории Августина он знает,что может измерить время,но не может измерить будущего, т.к. его еще нет, не может измерить настоящего,т.к. в нем нет длительности, не может измерить прошлого,т.к. его уже нет.И сам же вопрошает : "Что же я измеряю? Время,которое проходит,но еще не прошло?"

В силу бесконечной делимости времени оказывается возможным любой сколь угодно малый интервал длительности,рассматриваемый как настоящее время, разделить на еще более мелкие интервалы, из которых только один можно назвать настоящим временем ,т.к. все другие окажутся либо в еще не существующем будущем,либо в уже не существующем прошлом, либо часть в прошлом, а частью в будущем времени . В конечном итоге настоящее время стягивается к без длительному мгновению,а само время оказывается состоящим из несуществующих частей.

Согласно теории Августина ни прошлого,ни будущего нет,и неправильно говорить о существовании трех времен.Правильнее было бы говорить,что есть настоящее прошедшего ,настоящее настоящего, настоящее будущего, которые существуют в нашей душе.

1. Настоящее прошедшего - это память

2.Настоящее настоящего - созерцание.

3.Настоящее будущего - ожидание .

Августин Аврелий приходит к выводу,что мы измеряем время,пока оно идет,и можем сказать,что этот промежуток времени вдвое длиннее другого или, что они между собой равны, или сообщить еще что-то об измеряемых отрезках времени.Но как можно измерить настоящее,когда оно не имеет длительности?Оно измеряется,пока проходит.Когда оно прошло,его уже не измерить.Но откуда,каким путем и куда идет время,пока мы его измеряем?Из будущего.Каким путем?Только через настоящее.Куда,как не в прошлое?Из того,чего еще нет,через то,в чем нет длительности,к тому,чего уже нет.

Выход из этой парадоксальной ситуации Августин Аврелий находит в том,что время объявляется им существующим в душе.. Только в душе существует три времени .Она и ждет,и внимает,и помнит. То,чего она ждет ,проходит через то,чему она внимает и уходит туда, о чем она вспоминает.

Августин убедительно и последовательно развивает мысль о том,что длительность присуща не временному бытию материального мира, а душе человека. Временное бытие материального мира оказывается иллюзорным ,неистинным, а истинным бытием обладает только Бог, который является источником и причиной всего сущего!

"Любовь к временному можно изгнать,только почувствовав сладость вечного."

1. Время как творение Бога

2. Время - феномен человеческого сознания

Aristotle. 1987. A New Aristotle Reader. Ed. J. L. Ackrill. Princeton: Princeton University Press.
Augustine. 2006. The Confessions. Ed. Michael P. Foley. Indianapolis: Hackett Publishing Company.
Augustine. 2002. On Genesis. Ed. John E. Rotelle. Hyde Park: New City Press.
Chadwick, Henry. 2001. Augustine: A Very Short Introduction. Oxford University Press.
Morison John L. 1971. “Augustine’s Two Theories of Time.” New Scholasticism 45, pp. 600-610.
Plotinus. 2013. The Enneads. Kindle Edition

Неоплатонизм оказал сильное влияние на “отцов церкви”, которые использовали основные положения этого учения при обосновании многих догматов христианский религии. Так, например, Григорий Нисский (325-394), уделивший особое внимание обоснованию триединства христианского бога, опирался на учение неоплатоников о трех ипостасях идеального мира, каковыми являются Единое, Ум и Мировая Душа.

Учение неоплатонизма о времени и вечности нашло своеобразное отражение в представлениях Григория Нисского о нематериальности всего чувственно воспринимаемого мира. “Доказательство нематериальности мира, - пишет В.В. Соколов, - Григорий видел прежде всего в том, что материя, постигаемая. только умом, представляет собой лишь идеальную сущность. Аналогичным образом и качества всех вещей носят нематериальный характер, следовательно, и сами вещи, которых нельзя представить без качеств, нематериальны” /Соколов, 1979, с. 50/. Отрицание реального бытия материального мира вполне согласуется с учением неоплатонизма о времени как о некотором феномене, содержащемся в душе, а не во внешнем объективном материальном мире.

Учение неоплатоников о времени получает свое дальнейшее развитие во взглядах Аврелия Августина (354-430), одного из наиболее авторитетных “ отцов церкви” , который признается крупнейшим философом эпохи патристики.

Свое понимание времени наиболее полно и ясно Августин излагает в одиннадцатой главе “Исповеди”.

Анализ проблемы времени Августин, как и Аристотель, начинает с констатации ее сложности и явной парадоксальности временного бытия, связанной с тем, что в силу бесконечной делимости времени оказывается возможным любой сколь угодно малый интервал длительности, рассматриваемый как настоящее время, разделить на еще более мелкие интервалы, из которых только один правомерно называть настоящим временем, тогда как все остальные окажутся либо в еще не существующем будущем, либо в уже не существующем прошлом, либо частью в прошлом, а частью в будущем времени, в зависимости от того, какое место среди всех более мелких интервалов длительности занимает новый, более точный интервал настоящего времени.

В конечном итоге настоящее время стягивается к бездлительному мгновению, а само время оказывается состоящим из несуществующих частей.

Но в таком случае возникает вопрос: “Где же то время, которое мы называем долгим?” /11, XV, 20/ Оно не может быть ни в будущем, ибо будущего еще нет, ни в настоящем, ибо настоящее бездлительно. И тем не менее, пишет Августин, “. мы понимаем, что такое промежутки времени, сравниваем их между собой и говорим, что одни длиннее, а другие короче” /11, XVI, 21/. Более того, мы даже измеряем интервалы времени и говорим, насколько один короче или длиннее другого. При этом Августин отмечает, что мы измеряем время, только пока оно идет, ибо измеряя, мы это чувствуем. “Можно ли измерить прошлое, которого уже нет, или будущее, которого еще нет? Осмелится ли кто сказать, что можно измерить несуществующее? Пока время идет, его можно чувствовать и измерять; когда оно прошло, это невозможно: его уже нет” /Там же/.

Вместе с тем если бы прошлого и будущего не существовало, то было бы невозможно предсказывать будущее и нельзя было бы рассказывать о прошлом, считает мыслитель. “Следовательно, и будущее и прошлое существуют” /11, XVII, 22/. Но если они существуют, то где они? На этот вопрос, пишет Августин, он еще не может ответить, но все же знает, что где бы они ни существовали, там они не являются будущим и прошлым. “Если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы ни были, но они существуют только как настоящее” /11, XVIII, 23/. Рассказывая о прошлом, “. люди извлекают из памяти не сами события - они прошли, - а слова, подсказанные образами их: прошлые события, затронув наши чувства, запечатлели в душе словно следы свои” /Там же/. Что касается таинственного предчувствия будущего, то Августин считает: “. когда о будущем говорят, что его “видят”, то видят не его - будущего еще нет, - а, вероятно, его причины или признаки, которые уже налицо. Не будущее, следовательно, а настоящее предстает видящим, и по нему предсказывается будущее, представляющееся душе.

Эти представления уже существуют, и те, кто предсказывает будущее, всматриваются в них: они живут в их уме” /11, XVIII, 24/.

Таким образом, согласно Августину, ни прошлого, ни будущего нет, и неправильно говорить о существовании трех времен: прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы говорить, что есть “настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего”, которые существуют в нашей душе: “настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего - его ожидание” /11, XX, 26/.

Рассматривая вопрос об измерении времени, мыслитель приходит к парадоксальным выводам: “. Мы измеряем время, пока оно идет, и можем сказать, что этот промежуток времени вдвое длиннее другого или что они между собой равны, и вообще сообщить еще что-то относительно измеряемых нами частей времени” /11, XXI, 27/, но как можно измерять настоящее, когда оно не имеет длительности? “Оно измеряется, следовательно, пока проходит; когда оно прошло, его не измерить: не будет того, что можно измерить. Но откуда, каким путем и куда идет время, пока мы его измеряем? Откуда, как не из будущего? Каким путем? Только через настоящее. Куда, как не в прошлое? Из того, следовательно, чего еще нет; через то, в чем нет длительности, к тому, чего уже нет” /Там же/.

Выход из этой парадоксальной ситуации Аврелий Августин находит в том, что время объявляется им существующим в душе. “В тебе, душа моя, измеряю я время. Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило. Вот его я измеряю, измеряя время. Вот где, следовательно, время или же времени я не измеряю” /11, XXVII, 36/. Поясняя свой вывод, Августин пишет: “Каким же образом уменьшается или исчезает будущее, которого еще нет? каким образом растет прошлое, которого уже нет? Только потому, что это происходит в душе, и только в ней существует три времени. Она и ждет, и внимает, и помнит: то, чего она ждет, проходит через то, чему она внимает, и уходит туда, о чем она вспоминает” /11, XXVII, 37/.

И хотя прошлого и будущего нет, а настоящее лишено длительности, тем не менее наше внимание, считает Августин, длительно. “Длительно не будущее время - его нет; длительное будущее - это длительное ожидание будущего. Длительно не прошлое, которого нет; длительное прошлое - это длительная память о прошлом” /Там же/.

Здесь мы видим, как логически последовательно и достаточно убедительно Августин развивает мысль о том, что длительность присуща не временному бытию материального мира, а душе человека. Временное бытие материального мира в итоге оказывается иллюзорным, неистинным, а истинным бытием обладает только Бог, который является источником и причиной всего сущего.

К концу Средневековья все более многочисленными становятся сторонники материалистического прочтения произведений Аристотеля и признания истинно сущим пребывающий во времени материальный мир с соответствующим перенесением на него вечности, понимаемой как неограниченное во времени бытие этого мира. Поэтому Фома Аквинский (1225/26-1274), рассматривая категории времени и вечности, делает особый акцент на неистинности, иллюзорности временного бытия. “. Очевидно, - пишет Фома Аквинский, - что время и вечность не суть одно и то же. Смысл же этого различия некоторые ищут в том, что вечность лишена начала и конца, а время имеет начало и конец. Однако это различие имеет акцидентальный, а не сущностный характер. Ведь если мы примем, что время всегда было и всегда будет, в согласии с утверждением тех, кто полагает движение небес вечным, то различие между вечностью и временем останется . в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще; а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время - мера движения” (Цит. по: /Боргош, 1966, с.150/) (Курсив наш. - И.Х.).

Здесь важно подчеркнуть, что вечность как вневременное бытие, начиная от Парменида, Платона и до Фомы Аквинского, относится к истинному бытию или, как пишет Фома Аквинский, к "пребыванию". "Истинное бытие" при этом трактуется как абсолютная неизменность.

“. Коль скоро вечность есть мера пребывания, в той степени, в какой предмет отдаляется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отдаляются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено изменениям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; таковы всяческие движения, а также бытие бренных вещей” /Там же/. (Курсив наш. - И.Х.).

Итак, вечность - это мера пребывания, или, иначе, мера истинного, неизменного бытия, и, в отличие от времени как меры бренных вещей, данной только в исчезающе малое мгновение настоящего времени, вечность "в каждом его мгновении целокупна", т.е. дана вся целиком.

Завершая анализ представлений о времени и вечности Плотина и Аврелия Августина, особо отметим то обстоятельство, что Плотин и Аврелий Августин, пожалуй, были первыми мыслителями, которые, фактически, обратили свое внимание на субъективный аспект феномена времени.

Вопрос №11 – Блаженный Августин. Концепция времени. Проблема понимания текстов.

Концепция времени:

Проблема понимания текстов:

Она заключается в том, что при прочтении какого либо текста понимание этого текста читателем не совпадает с тем, что хотел сказать в нём автор, с его мыслями и т.п. (в абсолютном смысле конечно). Причём при увеличении количества прочтений текста мы постепенно приближаемся к истинному пониманию того, что хотел сказать нам автор в этом тексте. Наглядно это можно изобразить как хождение по кругу или скорее даже по спирали, центром которой является истинное недостижимое знание, вложенное в читаемый текст.

Августин о Боге, человеке, истории и времени

Раздел 8. Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский

Проблема бытия в средневековой теологии.

Понятие бытия, как оно рассматривалось в др. греческой философии, оказывало существенное влияние на средневековое мышление, однако понимание бытия в Средние века определялось не только античной философией (Платон, Аристотель, неоплатоники), но и христианским откровением. А она восходит к иной культурной традиции. В Ветхом и Новом Заветах совершеннейшее существо – Бог – есть беспредельное всемогущество, а потому всякое ограничение и определенность воспринимаются здесь как признаниеконечности и несовершенства.

(Ориген из Александрии – христианский теолог, философ, 185-252 н.э. В 543г. был объявлен еретиком.)

Можно сказать, что различные попытки примирить греческое умозрение и христианство или же, напротив, противопоставить их друг другу определили трактовку бытия и познания не только в Средние века, но отчасти и в Новое время.

Августин о Боге, человеке, истории и времени.

Ставши абсолютным, божественное могущество проявляется и в том, что он ни на один миг не оставляет без своего попечения сотворенную им природу и человека. Только благодаря непрерывному надзору мир может продолжать свое существование. Они живут только в той мере, в какой этого хочет Бог. Т.о. религиозныйкреационизм (от лат. creatio = творение) дополняется религиозным фатализмом, т.е. представлением о полной зависимости всех природно-человеческих событий от единой внеприродной причины.

Отсюда, человек, по Августину, бессилен предвидеть, предугадать ход событий, т.к. провидением обладает только Бог.

Как бы ни фантастичны были эти представления, мысли теолога поднимают морально-личностное сознаниечеловека. Идеи о сугубой индивидуальности человеческого духа: Бог творит каждую душу, одаряя ею только данного человека – и поныне являются бесспорной ценностью Западного мира.

Учение о познании Августина также во многом отталкивается от платоновско-неоплатоновской традиции. Христианский мыслитель отвергает чувственное происхождение знания. Бестелесная душа – единственный носитель подлинного знания. Умозрительные спекуляции становятся основным и единственным способом осмысления Бога, его атрибутов, а также человеческой души и человеческой (по-существу, божественной) истории. Поскольку душа не существует до человеческого тела и не набирается мудрости, созерцая мир идей-эйдосов, только Бог, создавший её, сообщает ей все знания и идеи, которыми он считает нужным её снабдить. Т.о. эта концепция (иллюзионизм) Августина и здесь, в области гносеологии сохраняет внеприродноые позиции бога.

Одни из них живут в мире своего рода по плоти, другие – из желающих жить также по духу.

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесный – любовью к себе, доведенную до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, а последний – в Господе. Одних рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать. Одни – сосуды гнева Божьего, другие – сосуды милосердия.

Понимание истории у Августина является провиденциалистским, т.к. власть и воля Бога распространяются не только на жизнь отдельного человека, но и на все общество, его историю. В своей философии истории Августин провел периодизацию земных обществ, которая состоит из шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими шестью возрастами человеческой жизни являются: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха начинается с детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя часть началась с явлением Христа и возникновения христианства и закончится со вторым пришествием Христа и концом человечества.

Таким образом, история делится Августином на 2 этапа:

1. дохристианский (до Христа);

2. после Христа, христианский период

После же судного дня благочестивый народ преобразится, очистится от грехов и обретет вечное блаженство.

Бог создал человека так, чтобы он (как разумное существо) господствовал только над неразумным: не человек над человеком, а человек над животными. Поскольку же возникло грешное человечество, возникло состояние рабства. Когда же пройдет неправда, упраздниться всякое начальствование и власть человеческая, будет Бог всячески во всех.

Для Августина Рим – воплощенная государственность, а государство – большая шайка разбойников, по сути не отличающихся от малых шаек. Власть Рим получил насилием и обречен на гибель вместе с языческим миром как его предельное воплощение.

Как видим, Августин говорит о единстве истории, об этапах (стадиях) истории и о смысле (предназначении) человеческой истории.

Отметим также рассуждения теолога-философа о времени и вечности. Августин рассматривает сложный вопрос: почему мир не был сотворен раньше, или позже? Его ответ гласит: время было сотворено тогда, когда был сотворен мир (материя).

Что же такое время? Прошлое и будущее, по Августину не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее, но оно лишь мгновение. Мы же можем измерить только времена проходящие. С другой стороны, прошедшее и будущее действительно существуют. Это противоречие. Где же выход?

Блаженный Августин стоит у истоков так называемой волюнтаристской теологии, главным тезисом которой является мысль о первичности воли по отношению к разуму, а соответственно веры по отношению к знанию. В волюнтаристской теологии всегда обнаруживается тенденция к противопоставлению умозрения и откровения, истин разума и истин веры.

Существенным стало одно: человек, уверовав в Христа, тем самым вступал в совершенно новую общность. Только это отменило все прежние связи и позволяло человеку видеть себя сыном Божием. И причем равносущным и равноценным в этом всякому, любому человеку. Отсюда – идея и идеал единого мира –универсального мира как упразднения всех границ и различий между людьми.

Учение о свободе воли Бога оборачивается у теолога идеей немотивированности решений создателя. Отсюда невозможно объяснить, почему одни люди спасены, а остальные прокляты. Теория предопределенностиограничивала идею свободы человека. Подобные взгляды лишь санкционировали акты жестокости и суеверий и без того страшного времени гибели Римской империи и наступающих так называемых темных столетийСредневековья.

Читайте также: