Как описываются в былине силы зла враги отечества какие сравнения и эпитеты используются кратко

Обновлено: 17.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Образовательные:

- актуализировать знания о фольклоре, жанре былины и её особенностях;

Развивающие:

- развивать у школьников умение делать анализ художественного текста, музыкального произведения, развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, память, умение сравнивать и анализировать.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.

Вступительное слово учителя о теме, целях урока.

Актуализация знаний по теме, проверка домашней работы.

Прослушивание музыкального фрагмента в исполнении гусляров.

Аналитическая беседа по музыкальному отрывку.

Аналитическая беседа по тексту былины.

Применённые педагогические технологии:

технология развивающего обучения (в процессе прослушивания музыкального отрывка, аналитическая беседа, наблюдение, дискуссии, учебные диалоги, работа со словарями дома );

информационно-коммуникативная технология (представление наглядного материала, использование мультимедийных средств обучения, презентация);

гуманно-личностная технология (создание ситуации успеха); культуровоспитывающая технология (в течение всего урока);

технология диалога культур (этап подведения итогов урока).

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами говорили о фольклоре, называли различные жанры (сказка, пословица, поговорка, загадка, прибаутка). Одним из самых интересных жанров является жанр былины.

Актуализация знаний по теме, проверка домашней работы.

- Что такое былина? Какие художественные и языковые особенности отличают этот жанр?

(Былина – фольклорная эпическая песня. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие. Герои былин – богатыри, вымышленные и реальные исторические личности. Художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (для богатырских былин характерна антитеза, противопоставление добра и зла). Язык былины отличают гиперболы (преувеличения), постоянные эпитеты (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), троекратные повторения, напевность. Задача богатырей – защита земли русской).

В рабочих тетрадях вы должны были ответить на вопрос: как вы думаете, что явилось причиной возникновения жанра былин в русском фольклоре?

(Причиной возникновения былин было желание русского народа рассказать о таких качествах русских богатырей, как смелость, доброта, удаль, сила физическая и духовная. Они всегда мужественно стояли на страже границ отечества, часто жертвовали своими жизнями во имя своей родины, своей семьи. Для народных сказителей было важно передать следующему поколению отголоски реальных исторических событий и имён, воспитать лучшие качества на примере образов богатырей).

- А кто же такие богатыри? Какова этимология (происхождение) этого слова?

Ответы учащихся по материалам, подготовленным дома.

Оказывается, что слово богатырь, по мнению большинства учёных-лингвистов, заимствовано из монгольского языка и восходит к мёртвому на данный момент языку - санскриту. В домонгольский период воинов называли словом хоробр, похожим на современное прилагательное храбрый).

- Вы правильно отметили, что былины исполнялись под гусли. Посмотрите, как выглядит этот инструмент. Исполнителями былин были песенники-сказители. Они сочиняли и пели-рассказывали былины – истории про богатырей русских, про битвы с лютыми врагами, про царства-государства чужеземные, про великого князя Киевского Владимира Красно Солнышко, про его дружину могучую, про чудеса невиданные. И сложено было этих былин и ходило их по Руси великое множество. Былины исполняли на праздниках, на пирах сказители, которые по памяти рассказывали былины нараспев. Сейчас у нас есть уникальная возможность послушать удивительные звуки гуслей.

Прослушивание музыкального фрагмента. Во время звучания музыки на мультимедийной доске происходит смена слайдов.

Аналитическая беседа по музыкальному отрывку.

- Как вы думаете, для чего было необходимо подобное музыкальное сопровождение?

(Музыкальное сопровождение было необходимо для того, чтобы настроить слушателей на определённый лад, ведь речь в былинах шла о временах стародавних, о людях великих. Кроме того, стихотворная форма как нельзя лучше сочеталась с музыкальным напевом).

Словарная работа.

Следующий этап – словарная работа. Вы заметили, что в былине встречается много слов устаревшей лексики. Из уроков русского языка вы помните, что такие слова называются историзмами и архаизмами.

- Чем отличаются историзмы от архаизмов?

(Историзмы обозначают предметы, которые уже вышли из употребления, а архаизмы – это слова, которые изменили своё первоначальное значение и функционируют в современном языке, обозначая другие понятия).

Дома вы должны были определить лексические значение некоторых слов (слова и значения выводятся на мультимедийную доску).

Заутреня – церковная служба в первой половине дня.

Обедня – церковная служба во второй половине дня.

Заколодела – была завалена павшими деревьями.

Замуравела – заросла травой.

Покляпыя – кривая, изогнутая.

Косица – висок.

На пяту – настежь.

Подколенный – младший.

Лазоревый – цвета лазури, светло-синий.

Горенка – комната в верхнем этаже, чистая половина крестьянской избы.

Леванидов крест – крест, на котором распяли, по христианской легенде, Христа. Он был сделан из трех сросшихся деревьев: кипарис, певг и кедр. Верста – русская мера длины, немного более 1 1 / 15 километра.

Аналитическая беседа по тексту былины.

- Как проявлен конфликт добра и зла в былине?

- Докажите примерами из текста, что для образа Ильи Муромца характерна гиперболизация.

- Для чего использован такой приём? Какие качества стремился подчеркнуть русский народ в богатыре?

(Приём гиперболизации использован для того, чтобы особо подчеркнут лучшие качества богатыря, ведь и Соловья-разбойника сказитель тоже описывает не слабым, а очень сильным врагом. Илья Муромец отличается необыкновенным мужеством, силой, смелостью, мудростью и стойкостью. Богатырский конь ему под стать).

- Какова композиция былины?

- Как былина заканчивается?

(Былина заканчивается победой Ильи Муромца, то есть победой добра над злом. В этом проявляются эпические, фольклорные мотивы, характерные для русских народных сказок).

- Сравните физическую силу Ильи Муромца и нравственные качества? Можно ли сказать, что богатырь силён не только физически, но и духовно?

- Как вы думаете, мог ли в действительности жить такой человек?

(Ответы учащихся. Обоснования. С одной стороны, образ Ильи Муромца – это обобщённый, идеалистичный образ русского богатыря. С другой стороны, возможно, что у него был реальный прототип).

Рассказ учащегося с использованием интерактивных материалов.

9. Подведение итогов.

Мы с вами посмотрели фрагмент, в котором рассказывалось о картине.

- Как вы думаете, почему художники, поэты, писатели мультипликаторы, кинематографисты постоянно обращаются к тематике былин, к изображению богатырей?

(Тематика и образы былин, действительно, остаются актуальными. Русский национальный фольклор, былины, являются сокровищницей народной мудрости, ведь проблемы добра и зла, мужества, героизма, веры – это то, что остаётся неизменным во все времена).

Богатыри были на Руси всегда, они защищали нашу родную землю от полчищ татар, от ливонских рыцарей на Чудском озере, от захватнической армии Наполеона, от фашистских захватчиков (на мультимедийной доске проходит ряд слайдов).

Неподдельный героизм, самопожертвование, мужество и сила духа отличает русских воинов. Наши дедушки, наши папы – это тоже богатыри, ведь они в любой момент будут готовы отдать свои жизни за свою землю, за свою родину, за свою семью… за нас с вами.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!

Я благодарю вас всех за активную работу на уроке, за ответственное отношение к подготовке (выставление оценок в журнал).

10. Домашнее задание (запись в дневниках).

Библиография

Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. - Л.: 1982

Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. - Л.: 1966

В мире литературы: Программа по литературе для общеобразоват. учреждений 5-12 кл. / А.Г. Кутузов. – М.: Дрофа, 2004.

В мире литературы. 6 кл. в 2 Ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ А.Г. Кутузов. – М.: Дрофа, 2007.

Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г. Кутузова 6 класс. - М.: ВАКО, 2007.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М.: 1999.

Русская народная словесность: книга для чтения в 5-9 классах гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением гуманитарных предметов / Авт.-сост. Н. Н. Костанян. – М.: Просвещение, 1994.

В былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник" понятно даже из названия, что рассказывает она, о событиях далёкого прошлого. Былина повествует о героическом прошлом великого народного защитника - богатыре Илье Муромце. Былинных героев называют богатырями, а былинами называются особые песни о подвигах и героических приключениях богатырей.

Соловей Разбойник это отрицательный герой, который похож одновременно на птицу, на человека-разбойника и на чудовище. На соловья он похож тем, что живёт на дереве, у него есть гнездо и он свищет по-соловьиному. На разбойника - тем, что нападает на прохожих. А чудовище Соловей Разбойник напоминает разрушительными последствиями своего свиста.
Русские богатыри - образ очень важный для народа. Они обладают недюжинной силой, благодаря чему становятся людьми необыкновенными. Однако при этом они всё-таки остаются людьми, не становясь волшебными существами. В былинах богатыри, обладающие всеми лучшими качествами человека, противостоят нечеловеческому злу - чудовищам, змеям и просто вражьей силе. Богатыри воплощают ту силу, которая всегда готова встать на сторону правды, защитить землю от врага, восстановить справедливость. Богатырская сила - это та идеальная сила, о которой всегда мечтал русский народ.
Обращая внимание на эпитет старый, мы должны понимать, что речь идет не о богатыре пенсионере. Илья Муромец не был старым человеком в нашем понимании. Ему могло быть лет 30-40. Правда, в старину этот возраст считался весьма почтенным, так как продолжительность жизни была невелика. В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении "крепкий, сильный". Образ Ильи Муромца - это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали. Подвиги Ильи Муромца всегда связаны со служением народу, его образ изображён как защитник родной земли.

Как описываются в былине силы зла, враги отечества. Какие сравнения и эпитеты используется? Произведение Илья Муромец и Соловей-разбойник

Ответ:

В этой былине употребляется постоянный эпитет старый в значении "крепкий, сильный". Образ Ильи Муромца - это центральный образ в русских былинах. Этот богатырь воплощает в себе идеалы и надежды народа, его толкование понятия о добре и зле, о патриотической верности родной земле, о богатырской чести и удали.

Объяснение:

Лучшие помощники

В 14:15 поступил вопрос в раздел Литература, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

Как описываются в былине силы зла, враги отечества .Какие сравнения и эпитеты используется? Произведение Илья Муромец и соловей разбойник

Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике "Литература". Ваш вопрос звучал следующим образом:

Как описываются в былине силы зла, враги отечества .Какие сравнения и эпитеты используется? Произведение Илья Муромец и соловей разбойник

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

Как то так оно началось !
Произведение не имеет авторской принадлежности и представляет собой образец народного эпоса. Время создания былины можно определить приблизительно – ее сложил народ в устной форме в период до XIV века. Былина претерпела множество изменений за все время своей истории, обретала новых персонажей, обогащалась поэтическими образами. Первые упоминания об Илье Муромце, как о защитнике русских земель, были обнаружены в XVI веке в переписке между одним из подданных Речи Посполитой иего королем. Богатырь в ней назван Ильей Муравленином. Двадцать лет спустя путешествующий иностранец упомянул в своих записках о том, что видел в Киево-Печерской лавре мощи русского богатыря Ильи Моровлина. Это свидетельствует о том, что тому времени былина, как и ее главный герой, была уже широко известна в народе.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Исакова Малика Юрьевна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 50 660 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

Читайте также: