Как одевались горожане в 17 веке кратко

Обновлено: 04.07.2024

Богатые дворяне выписывали наряды из Парижа и Лондона, покупали у торговцев модной одежды, заказывали у модных портных. Крепостные мастера шили одежду для небогатых дворян. В моде были парики. Их обсыпали пудрой, мукой или толченым мелом. Но к концу века парики повсюду исчезли.

У богатых дворян одежда, как и жилище, являлась средством демонстрации богатства. Одежду отделывали золотым и серебряным шитьем, драгоценными камнями, дорогими кружевами. Так, на парадной шляпе Потемкина было столько драгоценных камней, в том числе бриллиантов, что она весила полпуда. Светлейший князь имел рядом с собой слугу, который в случае надобности держал эту тяжесть в руках.

Дворянин конца XVIII в.

Дворянин конца XVIII в.
Современный рисунок

Женщины носили юбки в виде колокола, который ставился на специальный каркас из тростника или китового уса. Позднее появилась более легкая и эластичная основа — фижмы из конского волоса или мягкой проволоки. Вошли в моду и кринолины — еще более гибкие каркасы, придававшие юбкам округлую форму. К концу века появляются гладкие, открытые легкие платья, стянутые под грудью.

Дворянка конца XVIII в.

Дворянка конца XVIII в.
Современный рисунок

Такой наряд был совсем не подходящим для русского климата, женщины мерзли, но терпели. На что только не пойдешь ради моды!

В XVIII в. женщины носили парики, а позднее — высокие прически, которые сооружали при помощи подушечек и валиков. Чего только не взгромождали себе на голову модницы! Вплоть до макетов парусных судов и корзин с цветами! Дополняли женский наряд непременный веер, разного рода медальоны, легкие шарфы, косынки.

Парный портрет детей

Парный портрет детей.
Художник Ц. Г. Левицкий

Одежда купцов и других горожан была, естественно, проще: кафтаны, поддевки, рубахи, сапоги, шубы или полушубки. И совсем бедной была она у простонародья — сермяжные грубошерстные кафтаны, порты, лапти и онучи, редко сапоги, холщовые рубахи, суконные шапки. Зимой надевали нагольные полушубки.

Вельможи ели на дорогих немецких и французских фарфоровых сервизах. А наиболее богатые использовали посуду из золота и серебра. Во второй половине XVIII в. в богатых дворянских, купеческих, чиновничьих домах в моду вошла французская кухня. Из-за границы выписывали иностранных поваров.

Дворяне

  • На основании иллюстраций параграфа составьте описание одежды дворян XVIII в.

Перестали есть руками, в обиход вошли ножи и вилки. Мясо больше не подавали на стол большими кусками. Его резали, измельчали, готовили в виде котлет. В моду вошли салаты, гарниры. Русский язык пополнился такими французскими словами, как суп, бульон, пюре, соус, фарш, паштет, рулет и др. Традиционными стали чай и кофе.

Выезд купцов

Выезд купцов.
Художник Ф. Лерье. XVIII в.

Но русская кухня не исчезла. По-прежнему желанными были блины, пироги, квас, сбитень.

Некоторые вельможи держали открытый стол. Это означало, что любой дворянин мог отобедать у такого хозяина, даже не будучи ему представленным. Это удовлетворяло тщеславие богатых особ.

Питание простых горожан было намного скромнее. Но и здесь тоже произошли значительные перемены. За столом больше не ели из общей миски. В домах также появились вилки и ножи. Но о французской кухне здесь не помышляли.

Большой дворец в Петергофе

Большой дворец в Петергофе.
Архитектор В. В. Растрелли

Во второй половине XVIII в. в крупных городах зародились учреждения общественного питания: ресторации, кофейни, кондитерские. Там порой собирались городские жители, близкие по своим интересам, которые общались, обменивались новостями. Для людей попроще существовали трактиры.


Ближе к 20-ым годам женский костюм претерпевает некоторые изменения, которые в итоге приводят к облегчению общего образа, а как в следствии — зарождение нового витка моды. Лиф платья стал шиться с застежкой спереди и теперь он именовался дублет.


Многослойность одежды все еще сохраняется, но уже не в том количестве, как ранее. Теперь в моде использовать несколько юбок, которые не редко подбиралась разного цвета, чтобы создать красивый контраст или гармонию.


Нововведения в женской моде 17 века

К 30-году в моде появляется модное верхнее платье, которое именуется роб. Роб изготавливали с применением разных тканей, где нижняя юбка преимущественно имела светлый цвет. Нижнюю юбку умело прикрывали верхние полы, но при желании их легко можно было распахнуть и выставить ее на всеобщее обозрение. Верхние ткани шились из тяжелого атласа, парчи и муара. Тонкая талия выделялась с помощью корсетов, а на шее до сих пор носили фрезы, только в 17 веке они стали немного меньше, чем ранее.

Такой костюм могли позволить себе только богатые женщины. Они носили Робу подбирая подол платья, чтобы нижние юбки были видны. Чем красивее и насыщеннее были цвета, тем богаче была женщина.

Прическа и украшения женщин 17 века

Именно в 17 веке в моду постепенно входят ювелирные украшения: кольца, серьги и ожерелья. Волосы всегда подбирали и прятали под маленьким чепчиком, который изготавливали из тонкого шелка. Нередко поверх чепчика дамы надевали шляпу с высокой тульей, которая имела широкие поля.


Нередко вместо пуговиц для застежки лифа, использовались драгоценные камни или подвески.

Цвета одежды женщин 17 века

Излишняя пестрота и разноцветность одежды уходит в тень, сменяясь на нежные и более женственные оттенки. В моду входит светло-голубой, бледно-желтый, светло-зеленый, молочный и цвет слоновой кости.


Модная одежда женщин 17 века

В случае с платьями мода уменьшила свою жесткость и с них исчезла пышность, а появились струящиеся ткани, которые делали фигуру более женственной.


Помимо платьев в моде появились высокие воротнички, которые крепились на каркас и могли доходить высотой выше головы. Они имели абсолютно белоснежный цвет и нередко украшались кружевом. Но все-же фреза оставалась в моде еще долгое время.


В моде появляется изящные кофточки, декорированные лифы укороченного варианта, которые имели шнуровку или полупрозрачную вставку. Нижние штаны, которые появились в прошлом веке, только в 17 по-настоящему входят в моду. Их шьют из красного шелка и украшают красивой и сложной вышивкой.

В моде упорно закрепилось платье под названием амазонка, которое использовалась для верховой езды.


Обувь женщин 17 века

В моду входят туфли с каблуком или без него. В 17 веке было принято высоким женщинам носить туфли без каблука, а низким — с каблуком. Также в обиходе появились туфли с толстой подошвой. Туфли украшали бантами и всевозможной вышивкой, а чуть позже — лентами.

ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Previous
Next
Play
Pause

Одежда посадского населения

Одежда посадского населения.

Одежда посадского населения-001

Верхней одеждой мужчин и реже женщин служил кафтан. Различались комнатный, легкий уличный, зимний (шубный) кафтаны. Кафтан шили длинный (до колен) и укороченный (до лодыжек), свободный или в талию из плотной, хорошей материи, на подкладке, в большинстве случаев распашной (правая пола заходила на левую). По борту располагались 8—12 пуговиц (реже — завязок). Кафтан спереди был несколько короче, чем сзади. Воротник был небольшой, стоячий. «Рукава. украшались запястьями — богато орнаментированными манжетами, бортпетлицами, кружевом. Были кафтаны и из дорогих материй — атласные, бархатные, байберековые, камчатные, тафтяные, зуфные, суконные — у богатых горожан, крашенинные, сермяжные, бараньи, козлиные — у простонародья. Как и прежде, мужской и женской длинной одеждой для весны и осени служила суконная однорядка со множеством пуговиц в один ряд. Летом мужчины и женщины носили шелковые опашни с подкладкой с крупными пуговицами. В документах XVIII века продолжает ветречаться епанча — безрукавный плащ типа бурки. Летней женской одеждой являлся летник.

Западноевропейские одежды.

Одежда посадского населения-002

Уличная одежда.

Одежда посадского населения-003

Обувь времён Петра Первого.

Одежда посадского населения-004

Апполинарий Васнецов. Царевна-лягушка. 1918

Начало правления династии Романовых - XVII век - время переосмысления понятия красоты и признания человеческой индивидуальности. В этот период в России особенно ценили естественную красоту: ближе к последней четверти века начали отказываться от многослойных тяжелых исконно русских нарядов.

Начало правления династии Романовых – XVII век – время переосмысления понятия красоты и признания человеческой индивидуальности. В этот период в России особенно ценили естественную красоту: ближе к последней четверти века начали отказываться от многослойных тяжелых исконно русских нарядов. Увлечение европейским искусством и этикетом, появление первых смельчаков, решившихся сбрить бороду еще до указа Петра, распространение идеи о необходимости "жить по достоинству", то есть заботиться не только о внутренней, но и о внешней стороне жизни – все это создало почву для петровских реформ начала XVIII века.

Традиционный русский стиль: роскошь и многослойность

В первой половине XVII века, при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче, соблюдалась национально-охранительная тенденция, в том числе и во всем, что касалось внешнего вида: почти до конца столетия русские бояре и дворяне упорно отказывались от нововведений и европейских мод. На Руси старались следовать всем обычаям и параллельно с бурным развитием и ростом территорий сохранять национальную самостоятельность.

Гравюра Одежды русских (по вещам из Оружейной палаты). 1869 год

Если сравнивать домонгольский период и XVI – начало XVII века, можно отметить, что дворянские костюмы стали разнообразнее, в то время как одежда, которую носил простой народ, почти не изменилась. По количеству предметов одежды, надетых на человека одновременно, можно было определить принадлежность к тому или иному классу: чем многослойнее наряд, тем богаче хозяин, причем летняя жара такого правила не отменяла.

Общий вес женского костюма иногда достигал пятнадцати-двадцати килограммов, что сразу делало походку плавной и неторопливой – именно таким величественным был в то время женский идеал.

Красивой в тот период считалась длинная широкая одежда, иногда с разрезом посередине – такие костюмы называли "распашными". Носили также наряды, подчеркивающие талию. Пояса, откидные рукава, тюбетейки – все это осталось со времени татаро-монгольского ига. Наряды для бояр шили из дорогой ткани, которую чаще всего привозили из Турции, Италии, Англии, Византии, Голландии, Ирана. Особенно распространены среди знати были парча, бархат, атлас, тафта, кумач, сатынь, все – ярких цветов. Несмотря на богатство тканей и пестрые расцветки, их, как правило, украшали вышивкой, каменьями и жемчугом.

Узнайте из нашей анимированной иллюстрации, какую одежду носили в купеческой семье XVII века. Для корректной работы иллюстрации ваш браузер должен поддерживать HTML5-видео

Кафтан, зипун и пара порток

Основой мужского костюма были порты, или штаны. В начале 17 века они были узкие, чаще всего заправлялись в обувь и держались на шнурке. Зимой носили порты на меху, в остальное время знатные люди надевали две пары, причем верхние обычно были сшиты из сукна или из шелка.

Еще один обязательный предмет гардероба – рубаха. Дворяне носили ее в качестве нижней одежды, в то время как люди из народа надевали ее на улицу без зипуна (верхняя одежда) или кафтана. Обычно у рубахи имелся разрез – у ворота, спереди или сбоку. На шее прикреплялся воротник-"ожерелье", а на кисти рук – "запястье". Эти детали обычно были сделаны из дорогой ткани, расшиты и украшены. Рубаху было принято носить навыпуск – молодые люди подпоясывали ее на талии, а взрослые – чуть ниже, делая напуск над поясом.

Кафтан или ферязь носили дворяне, а шуба была почти у каждого, даже у крестьян. Шубу всегда шили мехом вовнутрь, даже если мех был дорогой, а снаружи обшивали тканью, делая меховыми лишь воротник и обшлага.

Сверху на рубаху надевали зипун – одежду длиной до колена, с поясом на талии, застегивалась она встык. К зипуну, как и к рубахе, прикрепляли воротник-"ожерелье", его рукава были узкими и ближе к кисти застегивались на пуговицы. Молодежь часто носила зипуны на улицу, хотя зипун считался домашней одеждой. Дворяне, выходя из дома, поверх зипуна надевали кафтан.

Существовало несколько разновидностей кафтана, общей оставалась лишь длина – ниже колена. Чаще всего встречалась длинная неприталенная модель, которая также застегивалась встык. На верхней части такого кафтана обычно было от шести до восьми петлиц, рукава были длинными, а к горловине крепился стоячий воротник, обильно украшенный вышивкой и камнями. Для дома существовал специальный домашний кафтан – длинный, с небольшим запахом, застегивавшийся на деревянные, металлические, а в богатых домах и на золотые пуговицы. Рукава у него также были длинными, часто их приходилось закатывать. Более удобным был кафтан с узкими рукавами до локтя, сшитый по фигуре – становой (от слова "стан"). Существовал также специальный кафтан для верховой езды – чуга, – для удобства у этой одежды были разрезы по бокам и короткие рукава. В XVII веке, с проникновением в Россию польских фасонов одежды, популярным стал и польский кафтан. Отрезной по талии, плотно сидящий на фигуре наверху и расклешенный книзу, кафтан имел длинные рукава, которые у плеча были очень широкими, а от локтя к кисти сильно сужались.

Поверх кафтана многие носили парадную одежду – ферязь. Ферязь доходила до икр, а иногда и до земли, и обычно была обшита мехом либо имела меховой воротник. Такая одежда была достаточно широкой и застегивалась на одну верхнюю пуговицу. Ферязь шили из темно-синего, темно-зеленого и коричневого сукна, иногда использовали золотую парчу и атлас.

Если кафтан или ферязь носили дворяне, то шуба была практически у каждого – даже у крестьян. Шубу в России всегда шили мехом вовнутрь, даже если мех был дорогой, а снаружи обшивали тканью, делая меховыми лишь воротник и обшлага. Длина шубы доходила до земли, рукава были широкими и очень длинными. Крестьяне носили шубу на заячьем или овечьем меху, а у бояр популярными были соболиный, песцовый, куний и лисий меха.

Читайте также: