Как оцениваете работу доу по данному вопросу

Обновлено: 02.07.2024

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми. ) __________________

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля

"Организация работы по экологическому воспитанию детей в ДОУ".

Цель контроля: анализ изучения состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Контроль осуществлялся комиссией в составе двух человек :

- Менажиева Ф.С. – старший воспитатель

- Рудакова А.А. – педагог-психолог

- Белова Е.А. – воспитатель высшей категории

Тематический контроль был осуществлен во всех возрастных группах ДОУ.

В ходе проверки были проанализированы следующие вопросы:

1.Оценка создания условий.

2.Оценка уровня развития детей.

3.Оценка профессиональных умений педагогов.

4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу экологического воспитания детей.

Использовались следующие формы и методы контроля :

  • опрос детей, анализ деятельности детей на занятиях, участие детей в конкурсах
  • анализ просмотренных мероприятий, собеседование с педагогами
  • анализ планирования
  • анализ предметно-развивающей среды
  • взаимодействие с родителями (анализ форм работы, анкетирование)

В ходе контроля было отмечено следующее:

1. Оценка создания условий.

Во всех группах ДОУ созданы необходимые условия для экологического воспитания детей.

ü Во всех группах есть уголки экспериментирования с необходимым оборудованием, соответствующим возрасту детей. Имеется необходимое количество материала для проведения опытов (различные семена, крупы, песок, камешки, ракушки, пенопласт, косточки и т.д.), а также в наличии приборы для опытов (микроскопы, лейки, пробирки, стаканчики, весы с гирьками, трубочки и т.д.). Имеются картотеки экспериментов и опытов. В группах раннего возраста оборудованы уголки для игр с водой и песком.

В данном направлении хочется отметить следующих педагогов:

ü Пефти Е.Л. – изготовлено много игр для детей раннего возраста своими руками.

Во всех группах зоны для экологического развития детей оформлены эстетично, материал рационально размещен с точки зрения самостоятельного пользования детьми, соблюдены возрастные принципы и гигиенические требования к оборудованию и материалам.

2.Оценка уровня развития детей.

Проанализировав знания и умения детей по вопросам экологического воспитания, можно сделать следующий вывод:

ü Младшие группы – умеют узнавать и называть представителей животного мира по видам, но затрудняются называть их характерные признаки; в основном знают, как ухаживать за растениями; называют текущее время года и некоторые его признаки. Затрудняются в определении объектов неживой природы ; плохо различают деревья и кустарники.

ü Средняя группа – умеют ухаживать за растениями; знают названия домашних и диких животных и их детёнышей, умеют их различить; владеют простейшими навыками наблюдения за объектами природы и владеют навыками проведения простейших опытов с водой, песком; проявляют интерес к явлениям природы. Но некоторые навыки им даются ещё с трудом, например, последовательность времен года, умение устанавливать причинно-следственные связи, недостаточно сформировано понимание того, что человек взаимосвязан с природой и должен бережно относиться к ней.

ü Старшие и подготовительные группы – в основном сформированы достаточные знания в области экологического воспитания. Они различают деревья, кустарники и травы, знают условия произрастания растений, могут и хотят ухаживать за растениями в уголке природы и на участке. Дети знают животных нашей страны и других стран мира. Имеются знания о свойствах воздуха, воды, земли, об их значении для живого. Ориентируются во временах года, умеют замечать и объяснять изменение объектов живой и неживой природы в зависимости от времени года. Понимают взаимосвязь между деятельностью человека и природой. Интересуются энциклопедиями, любят играть с дидактическим материалом, проявляют самостоятельность в выборе игры. Активно участвуют в проведении опытов, проявляют любознательность. Но вместе с тем, не очень активно участвуют в наблюдениях. Недостаточно сформированы знания о Красной книге.

В основном дети неплохо усваивают программные умения, у них довольно устойчивые навыки, хотя в каждой группе есть дети, которые не справляются с программными задачами по своему возрасту (как в техническом, так и в творческом плане). В этом направлении ведется индивидуальная работа с детьми по планам педагогов.

3.Оценка профессиональных умений педагогов.

Хочется отметить следующих педагогов:

Также хочется отметить творческую активность педагогов в данном направлении:

4.Оценка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми.

Анализ показал следующее: Документация по календарно-перспективным планам воспитателей ведётся регулярно, в соответствии с ФГОС ДО. Планирование соответствует программным требованиям, возрастным особенностям детей. В календарных планах воспитателей планируются занятия развитию речи, ознакомлению с окружающим, краеведению на экологическую тематику. Также экологическое воспитание осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, на занятиях по изо-деятельности. Планируется индивидуальная работа с детьми, беседы по различным темам, наблюдения, самостоятельная деятельность детей, театрализованные игры, игры с дидактическим материалом, рассматривание картин. Во всех группах ведется целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей, работа соответствует требованиям возраста.

5.Оценка взаимодействия с родителями по вопросу экологического воспитания детей.

Педагоги уделяют внимание взаимодействию с родителями по проблеме экологического воспитания детей. Организуют выставки рисунков, поделок, совместные конкурсные мероприятия в которых принимают участие родители с детьми.

Для выявления педагогической компетенции в вопросах экологического воспитания было проведено анкетирование среди родителей. В опросе приняли участие родители из дошкольных групп, всего 30 родителей. Вниманию родителей были представлены 10 вопросов касающихся интереса детей к экологии.

Чем можете оказать помощь ДОУ? – Принять участие в акции покорми птиц. Помочь в озеленении территории ДОУ. Принять участие в различных экологических конкурсах.

В чем это проявляется? - Беседую с ребенком о природе. Подкармливаем птиц и бездомных животных. Приобрели животных .

Из анализа анкет видно, что большинство родителей, что большинство родителей осведомлены об экологическом образовании детей и воспитывают в детях положительное отношение к миру природы, но имеют недостаточно информации по данному вопросу. Взаимодействию с родителями по экологическому развитию детей педагоги уделяют достаточно внимания. Проводят консультации, в группах имеются папки-передвижки и др. наглядная информация. Организуют выставки рисунков и поделок. Однако не во всех группах в уголках для родителей оформлена информация по экологическому воспитанию детей.

6. Работа методического кабинета.

Старшим воспитателем, в целях оказания помощи педагогам были проведены следующие мероприятия:

По результатам тематического контроля можно сделать следующий вывод:

· организация и эффективность работы соответствует требованиям реализуемой программы;

· организация работы по реализации экологического воспитания во всех возрастных группах соответствует возрастным требованиям;

· наблюдается хороший профессиональный уровень педагогов;

· проблема экологического воспитания детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей.

Рекомендации:

1. Воспитателям всех групп разнообразить формы взаимодействия с родителями по проблеме воспитанию у детей экологической культуры (акции, конкурсы, выставки).

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех групп.

2. Оформить картотеку экологических игр в уголках природы в соответствии с возрастом детей.

Срок: до 01.01.2021 г.

Ответственные: воспитатели всех групп

3. Воспитателям чётко планировать организацию детской деятельности на прогулке (наблюдение, опыты, дидактические игры-эксперименты).

Срок: постоянно

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп

4. Воспитателям систематически вести исследовательскую деятельность в ходе простейших опытов, фиксируя их в дневниках наблюдений

Автор: Цыкалова Марина Николаевна

Организация: МКДОУ ДС №7 комбинированного вида

Населенный пункт: Воронежская область г. Россошь

Все хорошее в людях из - детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Актуальность:

Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Педагоги считают, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Участники: Воспитатели , дети и их родители второй младшей группы.

Тип проекта: познавательный, творческий, долгосрочный.

Срок реализации проекта: 1 год

1.Низкий уровень знаний у детей о природе.

2. Недопонимание детьми взаимосвязи живой и неживой природы.

3.Отсутствие у детей активно-действенного отношения к природе.

4.Возрастает необходимость накопления опыта в природоохранной деятельности

5. Недостаточность примера взрослых, а то и отсутствие его.

Цель проекта:

Гуманно - ценностные отношения к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимые для жизни условия.

- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

- формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека;

- развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;

- организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

- развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

- воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края.

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.

Ожидаемый результат:

совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта;

у детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;

ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы;

будут проявлять готовность оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

дети будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

у детей будет не только проявлять интерес к объектам окружающей среды, но и будет попытка оценить их состояние с позиции хорошо-плохо;

созданы условия для практической и исследовательской деятельности;

создан живой уголок;

привлечены к совместной работе родители, педагоги.

Работа с родителями:

-Беседа с родителями

1.Подготовительный этап:

-Беседа с детьми

-Составление плана работы

-Подборка наглядной информации

-Подборка консультаций для родителей

Дата

Мероприятие

Оборудование

Иллюстрации живой и не живой природы

Иллюстрации по теме

Наблюдение за сезонными изменениями в природе(деревья,солнце, небо)

Иллюстрации диких животных

Атрибуты для игры

Иллюстрации для беседы

Чтение и заучивание стихотворения о животных

Доски, стеки, пластилин

Одноразовые стаканы, вода, салфетки

Иллюстрации, дидактическая игра

Листы бумаги, краски

Листы бумаги, карандаши

2.Заключительный этап:

Оформление фотовыставки по итогам проекта.

Создание выставки детских работ.

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?___________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию?________________________________

В чем это проявляется?______________________________________________

Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? __________________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?_________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?__________________________________________

В чем это проявляется?______________________________________________

Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми)._______________________________________________________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _____________________

10. Ваши предложения, пожелания. ___________________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру. (нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе?________________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?__________________________________________________________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?_________________________

Как часто? При каких ситуациях?

Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется. (нужное подчеркнуть)

Проблема.
Анализ практических материалов в органах управления образованием также показал отсутствие четко продуманной системы научно-обоснованных критериев и инструментария оценки управленческой деятельности руководителей.
Сегодня при решении проблемы качества образования можно проследить два направления, которые выводят оценку образовательных систем на принципиально новый уровень.
Первое направление связано с развитием количественного анализа, основанного на данных государственного обязательного статистического наблюдения, внешней оценки образовательных достижений, обработки результатов социологических исследований. Это позволяет перейти от суждений и мнений к обоснованному сравнительному анализу, прогнозу по выявлению зависимостей различных факторов, влияющих на результативность образовательных систем.
Второе направление основано на смещении приоритетов в оценке образования с процесса на результат. Вариативность образовательных программ, появление новых образовательных технологий указали на то, что схожие результаты функционирования образовательных услуг могут быть достигнуты разными путями, которые во многом определяются ее индивидуальными характеристиками.
В связи с этим возникает проблема измерения качества образования, связанная с тем, что:
- качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню;
- качество образования должно являться мерилом всех достижений дошкольного учреждения и вносимых изменений в образовательную политику и практику, поэтому необходимо уметь его оценивать;
- оценивать качество необходимо, прежде всего, для осмысления и формулирования целей развития, создания образцов новой практики, а не только для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение функционирования образовательных учреждений;
- ценна сама система отслеживания, постоянного измерения качества (мониторинг качества). Самоанализ деятельности на всех уровнях ценен тем, что позволяет определить, где дошкольное учреждение находится на сегодняшний день по сравнению с другими, для того, чтобы оставаться конкурентоспособным.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью повышения качества управления дошкольными учреждениями и отсутствием научного подхода к оценке управленческой деятельности руководителя ДОУ.
Итак, многие авторы связывают оценку качества с характеристикой образовательного процесса и его результатов, тогда как существующая практика оценивания в ходе аттестации дошкольных образовательных учреждений ориентирована прежде всего на оценку условий образовательной деятельности.

Основным структурным компонентом среди критериев комплексной оценки является методическая работа дошкольного учреждения.
Методическая работа существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления современным ДОУ.

Основными критериями оптимальности конечных результатов методической работы в ДОУ являются:
1. критерий результативности; достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышаются до оптимального уровня (или приближаются к нему) за отведенное время без перегрузки;
2. критерии рациональных затрат времени, экономичности методической работы; достигается там, где повышение мастерства педагогов с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, во всяком случае без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы;
3. критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; можно считать достигнутым, если в коллективе наблюдается улучшение психологического микроклимата, рост творческой активности педагогов, наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатами своего труда.
Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ДОУ
Содержание комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов предусматривает рабочие инструкции и оценочно-измерительные материалы: схемы анализа планирования, нормативно-документационного обеспечения, непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, иных мероприятий образовательного процесса, оценочные листы, карты, в т. ч. разработанные Л.М. Денякиной, М.В. Корепановой, И.А. Липчанской. Для проведения объективной оценки качества профессиональной деятельности педагогов с помощью вышеуказанных схем в помощь экспертам были разработаны рабочие инструкции.
Рассмотрим методику данной оценки. Например, значения показателей 1.1–1.5, используемых при расчете по критерию 1, определяются с помощью порядковой шкалы измерения (от 1 до 5 баллов). Она устанавливает порядковые отношения предпочтительности и позволяет судить об отношениях "лучше – хуже" между сравниваемыми объектами по измеряемому качеству.
Порядковая шкала в данной методике представляет собой ряд чисел, которые соответствуют определенной степени выраженности оцениваемой профессиональной деятельности педагогов, ее качества применительно к дошкольному образовательному учреждению. Несколько оценок (от 1 до 5 баллов) характеризуют степень выраженности качества оцениваемой характеристики. Эксперт выбирает оценки, наиболее отвечающие качеству профессиональной деятельности педагога, при этом имеющие промежуточную шкалу между качественной и количественной.
Обработка и анализ суммированных балльных оценок проводятся на основе методов математической статистики с выведением среднего балла по каждому из шести критериев по формуле:
S (к) = Б (п) + Б (п) + … + Б (п),
К (п)

где Б (п) – балл по показателю;
К (п) – количество показателей;
S (к) – средний балл по критерию.

Каждый показатель в данной методике состоит из двух частей: содержательной и оценочной. Содержательная часть включает в себя качественную характеристику профессиональной деятельности педагога, оценочная часть – шкалу оценок по пятибалльной системе, что позволяет наиболее объективно оценить специалиста по каждому показателю:

• 4–5 баллов – профессиональная деятельность педагога полностью отражает качественную характеристику, ярко выражена и стабильна;
• 3–4 балла – в профессиональной деятельности педагога в основном отражается данная характеристика и проявляется достаточно устойчиво, педагог стремится достичь качества;
• 2–3 балла – данная характеристика проявляется в профессиональной деятельности педагога нестабильно, но в пределах допустимой нормы, педагог не в совершенстве овладел теоретическими знаниями и методами использования их на практике;
• 1–2 балла – характеристика профессиональной деятельности по данному показателю выражена недостаточно, проявляется нестабильно, уровень развития педагога на грани критического.
При определении итогового среднего балла их максимальное число (или максимальная сумма?) может достичь 30. Уровень профессионализма педагога определяется исходя из следующей градации.
О низком уровне свидетельствует сумма 15–20 баллов. На данном репродуктивном (технологическом) этапе находится так называемый педагог-исполнитель. Для него характерно отсутствие потребности в самостоятельной оценке профессиональной деятельности, следование стереотипам, методическим рекомендациям без учета меняющихся условий, особенностей воспитанников, потребностей их родителей, социального заказа общества, ориентация на репродуктивные формы образовательного процесса.
20–25 баллов – конструктивный (эвристический) уровень – свидетельствуют о том, что педагог является личностно-ориентированным практиком. Это означает наличие у него самостоятельных суждений, но с недостаточно доказательной аргументацией, он использует в работе аналитические навыки, диагностические методы, современные средства воспитания и обучения. Воспитатель среднего уровня в большинстве случаев реализует дифференцированный подход к детям, учитывает потребности их родителей, координирует свою профессиональную деятельность в соответствии с социальным заказом общества.
Работник ДОУ, получивший от 25 до 30 баллов, находится на высоком исследовательском (креативном) уровне. Педагог-мастер – компетентный исследователь, который осознанно выбирает инновационные методы, формы и средства образовательного процесса, самостоятельно разрабатывает педагогические технологии и методики, хорошо владеет доказательной научной аргументацией, придерживается собственных педагогических принципов и реализует их на практике. Кроме того, он прогнозирует развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляет педагогическое образование их родителей, исходя из имеющихся потребностей, а также выполняет свою работу в тесном взаимодействии и сотрудничестве с представителями социальных институтов.
Комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников:
• повышение квалификации, профессиональная переподготовка;
• знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;
• знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;
• участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;
• результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;
• результаты работы по повышению заинтересованности посещения ДОУ воспитанниками;
• уровень освоения детьми общеобразовательной программы ДОУ;
• обеспечение безопасных условий пребывания детей в ДОУ;
• качество организации развивающей среды группы;
• результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;
• рейтинг педагога среди родителей;
• наличие обобщенного педагогического опыта;
• наличие научно-методических материалов;
• участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе МО ДОУ, секций,
• педсоветов;
• проведение открытых занятий, мастер-классов;
• профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;
• участие в профессиональных конкурсах;
• поощрения педагога в межаттестационный период.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:
• четкое видение современных задач дошкольного образования;
• ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
• гуманная педагогическая позиция;
• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;
• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;
• умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
• умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;
• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;
• способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл
деятельности педагога.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.
В соответствии с данной тенденцией в содержание профессионального образования и методики оценки профессиональной деятельности вводятся такие конструкты, как компетентности, компетенции и метапрофессиональные качества.

Итак, комплексная оценка качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения предусматривает ряд составляющих: соответствующие методы; составные части и этапы оценки; характер их связей между собой и со всей деятельностью.
Использование модели комплексной оценки помогает педагогу выявить имеющиеся проблемы, стимулирует его повышать качество собственной профессиональной деятельности и уровень профессионализма. Комплекс корректирующих действий и мероприятий по результатам оценки качества профессиональной деятельности педагогов позволяет получить конечный результат, ради которого разработана данная модель (достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогов, удовлетворение потребностей и ожиданий участников образовательного процесса).
Представленные материалы не претендуют на полное освещение всех аспектов рассмотренной проблемы, но дают импульс к дальнейшему изучению вопросов оценки качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Взаимосвязь этих вопросов с решением проблемы субъектов оценивания указывает на актуальность дальнейшего теоретического и эмпирического изучения темы комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.

Таким образом, иерархическую структуру качества деятельности ДОУ, в соответствии с основными функциями, можно представить следующим образом:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей;
2. Развитие детей;
2.1. Физическое развитие;
2.2. Познавательно-речевое;
2.3. Социально-личностное;
2.4. Художественно-эстетическое;
3. Взаимодействие с семьей.

Степень достижения цели оценивается через степень реализации основных функций ДОУ.

Модель комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
Л.Ф. Медведникова,
канд. пед. наук

Цель:
Комплексная оценка качества профессиональной деятельности, определение уровня профессионализма
Виды комплексной оценки:
• внутренняя;
• внешняя

Компоненты комплексной оценки:
• нормативно-ориентированный;
• содержательно-целевой;
• организационно-технологический;
• мотивационно-личностный;
• контрольно-диагностический;
• коррекционно-аналитический
Критерии:
• реализация нормативно-правового и документационного обеспечения;
• соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования;
• создание предметно-развивающей среды;
• деловые и личные качества педагога, мотивация к педагогической деятельности;
• результативность образовательного процесса;
• коррекция педагогической деятельности
Методы:
• изучение документов;

• анализ;
• самооценка, самоанализ;
• мониторинг;
• тестирование;
• анкетирование;
• беседа;
• наблюдение;
• контроль;
• экспертиза;
• аттестация

Уровни профессионализма:
• репродуктивный (технологический);
• конструктивный (эвристический);
• исследовательский (креативный)
Результаты:
• Достижение, поддержание и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.
• Удовлетворение потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса

Показатели комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогических работников ДОУ
1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов дошкольного образования.
2. Применение на практике положений дошкольной педагогики, психологии и педиатрии.
3. Соблюдение инструкций по охране труда, технике безопасности, охране жизни и здоровья воспитанников.
4. Культура делопроизводства педагогов.
5. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
6. Объем педагогических знаний, соответствующий и (или) превышающий требования дошкольного образования.
7. Реализация современных образовательных программ и методик дошкольного образования.
8. Эффективность педагогических приемов и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
9. Использование информационных технологий.
10. Комплексная система планирования образовательной деятельности, маршрутов индивидуального развития воспитанников.
11. Соответствие содержания образовательной деятельности требованиям образовательных программ дошкольного образования.
12. Использование инновационных методов, средств и форм дошкольного образования.
13. Создание современной, эстетически привлекательной предметно-развивающей среды.
14. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, предъявляемых к содержанию детей дошкольного возраста.
15. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
16. Участие в творческой, экспериментальной работе по проблемам дошкольного образования.
17. Осуществление самовоспитания и самообразования.
18. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
19. Дисциплинированность и ответственность.
20. Реализация образовательных программ дошкольного образования в полном объеме.
21. Достижения участников образовательного процесса (конкурсы, выставки).
22. Диагностика развития (знаний, умений, навыков) воспитанников.
23. Координация образовательного процесса, его соответствие требованиям дошкольного образования.
24. Взаимодействие с социальными институтами по вопросам дошкольного образования.
25. Педагогическое образование родителей воспитанников.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДО уже с первых лет воспитания детей.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой. Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края, с их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.

Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;

- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;

- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.

Литература подлежащая изучению:

1) Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.М., 2007.

2) Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

3) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

4) Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

5) Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

1) Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год

Ознакомление с окружающим миром

1.Составить перспективный план работы по самообразованию;

2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования;

3.Составить картотеку дидактических игр для детей 6-7 лет;

4. Познакомиться с книгой

1.Изучить публикации в периодических изданиях по теме самообразования;

2. Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе;

4.Показ презентации об осени, ее признаках и особенностях:

- Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе;

- Составление описательных рассказов о жителях водоемов;

- Загадки о жителях водоемов;

Птицы родного края

- Наблюдение за живой и неживой природой;

- Экскурсии по экологической тропе детского сада;

- Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц;

- Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу;

Лесные жители зимой

- Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки);

- Рассматривание следов на снегу, кормление птиц, рассматривание иллюстраций о зимующих птицах;

Охрана природы человеком

- Наблюдение зимних красот в природе;

- Выделение характерных признаков зимы;

Природа – наш общий дом

1.Изучение передового педагогического опыта;

1.Изучить методическую литературу и публикации в периодических изданиях;

3. Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели;

- Изучение строения одуванчика;

- Загадки об одуванчике

- Составление рассказа "Путешествие семечка";

1.Провести самоанализ и самооценку работы по самообразованию;

2.Обощить результаты самообразования, написать отчет;

3.Выступить с отчетом на итоговом педсовете;

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________

4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________

В чем это проявляется?

– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)

5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________

Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________

6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________

В чем это проявляется?

– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).

7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________

Нужно ли это делать? ___________________________________________

8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми. ) __________________

9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________

10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________

1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.

2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.

3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?

– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру. (нужное подчеркнуть).

4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)

5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________

Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)

6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________

7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________

Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________

Как часто? При каких ситуациях?

– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется. (нужное подчеркнуть)

Читайте также: