Как образ печорина соотносится с другими персонажами романа максимом максимычем вернером кратко

Обновлено: 02.07.2024

Печорин и Максим Максимыч

Читатель узнает о Печорине именно из уст старика. Штабс-капитан хорошо отнесся к Печорину, но сразу заметил его странность. Неординарным воспринимает личность Печорина и читатель. А вот сам Максим Максимыч является одиноким стариком. Он добр и чист душой, ему чужды эгоизм и цинизм, которые являются главными характеристиками Печорина. Печорин и Максим Максимыч принадлежат к разным поколениям. Но главная разница между ними – отношение к жизни.

Максим Максимыч долго ждал Печорина. Они не виделись много лет, но к встрече отнеслись абсолютно по-разному. Штабс-капитан ожидал увидеть друга, коротал время до приезда Печорина у ворот, отказываясь даже от чая. Но Григорий вместо объятий предложил Максиму Максимычу сухое рукопожатие, дал ему понять, что ему не нужна дружба старика. Годы ожидания и теплый прием старика оказались не нужны Печорину, что задело штабс-капитана и сделало его одиночество еще более болезненным.

Печорин и Грушницкий

Печорин встречается с Грущницким в Пятигорске. Они являются давними приятелями, но настоящей дружбы между ними нет и быть не может. На фоне приятельских отношений между ними разгорается настоящая борьба, последствием которой стала смерть. Если Грушницкий любит поговорить, рисуется перед окружающими, считает себя трагичным персонажем романа, то Печорин – полная его противоположность. Он немногословен и больше любит слушать, анализируя речь собеседника, думает только о себе, четко знает как можно тонко воздействовать на окружающих и завоевать сердце дамы. Ни Грушницкий, ни Печорин не представляют собой положительных образов, но злая шутка одного обернулась смертью для другого.

Печорин и Вернер

Так почему Печорин, которого Лермонтов называет героем нашего времени, так резко отличается от других персонажей? Вероятно тем, что он склонен анализировать и четко видит все свои пороки. Но вместо того, чтобы отказываться от них и работать над ними, он принимает себя таким, каким по его мнению сделало его общество. Он гордится своей циничностью, сознательно отказывается от дружбы и любви. Он причиняет боль другим, и отдает себе в этом полный отчет. Ради собственной прихоти он легко может сломать судьбу или даже лишить жизни человека. Это и является трагедией Печорина, ведь хочется искренне пожалеть человека, который не способен на искренние человеческие чувства.




Вулич. Название последней главы в большей степени относится к Вуличу, уверенному, что в человеческой жизни всё фатально предопределено. С одной стороны, Вулич, как и Печорин, человек необыкновенный, с другой – менее интересный и личностно сложный.

Вулич. Название последней главы в большей степени относится к Вуличу, уверенному, что в человеческой жизни всё фатально предопределено. С одной стороны, Вулич, как и Печорин, человек необыкновенный, с другой – менее интересный и личностно сложный.

1. Противоречивость образа главного героя.
2. Наводящие вопросы Максима Максимыча.
3. Сострадание и душевные тревоги.
4. Неразрешимые жизненные вопросы.
Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую.
А. Каррель
В названии сочинения поставлена очень интересная проблема: как воспринимают Печорина другие герои романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Интересен такой вопрос и тем, что именно через их понимание мы составляет свой портрет главного героя. Об этой черте в его характеристике говорит рассказчик

в тот момент, когда он сам составляет определенное впечатление о Печорине по словам Максима Максимыча.

Поэтому когда повествователь видит героя, то в портрете Григория Александровича появляются новые штрихи.
Роман “Герой нашего времени” словно разделен на две части. В первой рассказывается о главном герое глазами Максима Максимыча. Вторая представляет собой журнал Печорина.

В ней, конечно, тоже встречаются мнения других о Григории Александровиче, но все они представляют собой догадки того, кто ведет журнал, несмотря на то что многие его предположения подтверждаются.
Роман начинается

с предисловия, в котором автор рассказывает о неоднозначном восприятии данного произведения. “Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых…”. Поэтому он вынужден в некоторой степени пояснить появление такого рода героя. И мы понимаем, что образ Печорина представляет собой обобщающий портрет пороков современного поколения. И автор дает нам возможность посмотреть, как они будут проявляться в той или иной ситуации.

И сначала перед нами этот необычный человек предстает в описании Максима Максимыча.

В первую очередь штабс-капитан обращает внимание на противоречивость образа главного героя. Но такое поведение не перечеркивает его положительных характеристик: “Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен”. И вот именно эти странности и становятся той почвой, на которой перед нами и раскрывается характер Печорина.

Все его поступки совершенно не отвечают ни его рассудительности, ни его поведению. Эта черта в его характере проявляется в тот момент, когда он сталкивается с азиатами. По сравнению с пылкими и готовыми на многое людьми, например Азамат, Печорин весьма спокойны, и уравновешены. Но ему понравилась Бэла, и он изменился.

Григорий Александрович хочет заполучить ее любыми путями. Даже упреки Максима Максимыча не дают положительного результата. На все его возражения Печорин отвечает тем, что она ему нравиться. Такой ответ ставит в тупик даже повидавшего многое на своем веку штабс-капитана.

Однако молодому человеку пришлось приложить много сил для того, чтобы расположить к себе пленницу. Он дарит ей подарки, разговаривает с ней. Когда же он добивается к себе благосклонности, все идет хорошо. Но в скором времени, как говорит Максим Максимыч, “между ними черная кошка проскочила”.

Он очень изменился. Штабс-капитан пытается найти причину такого поведения. Его расследование позволяет нам понять некоторые особенности характера Печорина.

Так в повествование входит собственная характеристика, которая должна подкорректировать сложившееся у нас представление об этом загадочном человеке.
Печорину не только нравились женщины. Он еще очень страстно любил охоту и мог дни напролет проводить за таким занятием. Главный герой все меньше времени и внимания уделяет своей пленнице.

Невольно вспоминаются первые слова, сказанные Максимом Максимычем о странностях Печорина. Однако делу не помогают никакие упреки штабс-капитана. Лишь через диалог этих героев Печорин немного рассказывает и о себе. Но вектор направления такому рассказу задает именно Максим Максимыч.

Так через его вопросы перед нами раскрываются новые черты в характере главного героя.
Печорин, несмотря на свой молодой возраст, очень многое видел в жизни. Герой отдавал предпочтение различным удовольствиям, но со временем они ему опротивели. Потом Григорий Александрович попытался найти понимание в большом свете, но и там не смог ничего сделать. Тогда за ответами на свои вопросы он обратился к наукам.

Однако жизнь диктовала свои законы, которые не раскрывались в книгах: “…ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтобы добиться ее, надо только быть ловким”.

Кажется, что герой жил в каком-то замкнутом пространстве, которое хотел разрушить, но у него ничего не получалось. Невольно вспоминаются стихотворные строки М. Ю. Лермонтова: “А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой!,” (“Парус”). Так и Печорину не удается найти своей мятущейся душе то местечко, в котором ему было бы хорошо.

Подобное отношение к жизни очень поразило штабс-капитана: “…его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и бог даст, в последний…”.

Так словами Максима Максимыча перед нами предстает герой нашего времени, который не может найти себе применения в том мире, в котором он оказался. Печорин полон жажды новых поисков смысла жизни и знаний, но, наверное, еще не придумали ответы на все вопросы, заданные главным героем.
И все же Печорин не такой уж холодный и расчетливый человек, каким мы видим его в самом начале повествования. Он не отходил от раненой Бэлы. Возможно, чувствовал свою вину.

Григорий Александрович даже делал вид, что всякие лекарские препараты могут помочь, хотя сам понимал, что они не давали должного результата. Сам не свой Печорин был и после смерти Бэлы: исхудал, долго был нездоров. Все это говорит о том, что ему, может и разочаровавшемуся в жизни человеку, не чуждо сострадание и душевные тревоги, которые возникают не только от пылкого чувства, но и от горечи потерь.
Часть романа под названием “Бэла” создает противоречивый образ Печорина. Он таковым остается и в следующей – “Максим Максимыч”. Но там характер Григория Александровича раскрывается не только через образ штабс-капитана, но и через восприятие главного героя автором.

И он не просто описывает его внешность, но и делает некоторые выводы, исходя из поведения.

Максим Максимыч только описывал и по-своему пытался проникнуть в тайну личности Печорина. Автор же анализирует по ранее услышанному и увиденному то, что из себя представляет Григорий Александрович: “он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера”, “в улыбке было что-то детское”, несмеющиеся глаза – “признак злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. Так по отдельным черточкам перед нами предстает иное понимание данного образа.

И заключающей составной частью облика героя становится поведение Печорина по отношению не только к Бэле, но и Максиму Максимычу. Он погубил девушку и оказался невнимателен к человеку, с которым был хорошо знаком. Они со временем отошли для него на второй план. Возможно, к своей жизни Печорин задавал новые вопросы, на которые нельзя было ответить тем, кто его окружал раньше.

Поэтому он старается попасть в новую среду, способную удовлетворить его жизненные искания.
Лермонтов помещает впечатления героев от общения с Печориным в начале романа. Потом мы узнаем главного героя ближе, когда читаем страницы его дневника. Такое расположение материала не столько подготавливает нас к тому, что услышим далее, сколько представляет собой оболочку, в которую потом будет помещено совершенно другое содержание.

Но первое впечатление о герое нашего времени весьма противоречивое. Оно дает нам лишь небольшие штрихи к тому, что Печорин неплохой человек, но то, что он, несмотря на свой двадцатипятилетний возраст, уже все знает и ничему не радуется. И это говорит о многом.

Григорий Александрович постоянно ищет себя в разных сферах. Он пытается найти свое место в жизни и возможность приносить пользу не только себе, но и окружающим. Но в данный момент ни Печорин, ни сам автор не могут ответить на мучавшие их вопросы.

Они остаются и, возможно, что на них может ответить не сам главный герой, а мы. А основа для наших предположений и анализа заложена с помощью восприятия другими героями образа Григория Александровича Печорина.

Печорин и его окружение в романе

Автор и пытается уделить особое место этим персонажам, их судьбе, отношениям к миру, к другим людям и, в особенности к Григорию Александровичу.

Он по своей натуре романтик, поскольку отправляется на Кавказ лишь от скуки. Остальные образы в романе делятся на два типа, на два разных общества, в которых Печорин является разрушителем этих групп.

Одной из таких героев является Бэла – девушка, обладающая необычайной гордостью и независимостью. Она юна, но ее влюбленность к Григорию отнюдь не юношеская. Она отнеслась к этому чувству как взрослая женщина, способной отдаться ему целиком. Но из-за своего характера не открывает этого.

Познакомившись с ней на свадьбе, Печорин поражен ее красотой и всячески пытается ее ублажить, даже учит ее язык.

Но вскоре интерес героя к девушке быстро угасает. И она становится одной из многих жертв циничности и эгоизма Григория, продолжая его любить по-прежнему.

Максим Максимович – штабс-капитан, сослуживец Печорина. По возрасту, он вдвое старше главного героя, но относится к нему на равных. Всегда его привечает, ждет в гости с нетерпением и искренне любит.

В ответ же Григорий Александрович не удостаивает старика своим драгоценным вниманием. Добрый, любящий и умеющий дружить с окружающими, Максим Максимович очень критичен к себе, считая себя необразованным.

Автор показывает в этом герое благородного и духовно развитого человека, который просто живет, работает и принимает людей такими, какие они есть. Но даже ему не удается расположить к себе Григория.

Княжна Мэри Лиговская – еще одна из жертв эгоизма главного героя. Как обычно Печорин влюбляется в хорошенькую девушку, когда проходит курс лечения. И не просто влюбляется, а решает ее в себя влюбить, благо опыта ему в этом не занимать. Но самое страшное он решает совершить этот поступок лишь для того, чтобы не вызвать лишних подозрений. Более того он наслаждается той болью, которую испытывает девушка когда тот признается ей в нелюбви.

Во время отдыха Печорин тут же встречает другую женщину Веру – свою давнюю знакомую, в которую был когда-то влюблен. И она та самая единственная женщина, к которой Печорин испытывает чувства любви. Лишь она его понимает и принимает со всеми присущими ему недостатками.

Но она недосягаема для него, ведь она теперь замужняя дама, и муж увозит ее далеко от этого места.

Этот треугольник разбавляет другой герой Грушницкий — разжалованный офицер, страстно влюбленный в княжну Мэри. Его чувства нисколько не затрагивают черствую душу Печорина, который относится к этому как игре, кто сильней и удачливей.

Также в романе интересны отношения Печорина и поручика Вулича. Главный герой относился со скептицизмом к верованиям в судьбу и предопределениям. Заключив между собой смертельное пари на 20 червонцев, Вулич стал стрелять себе в висок, но произошла осечка. Печорину оставалось лишь поверить в предопределение.

Бэла
Бэла – гордая и независимая черкешенка, с которой Печорин знакомится на свадьбе ее старшей сестры. Гордая и неприступная девушка тотчас заинтересовала главного героя. Бэле было всего 16 лет, но ее любовь к Печорину была совсем не юношеской. Это были чувства настоящей женщины, способной полностью отдаться своему чувству.

В какой-то степени Максим Максимыч является антагонистом Печорина. Он способен испытывать чувство привязанности к другим людям, любить и дружить с ними. Он считает себя необразованным стариком, на самом деле, не осознавая, насколько он благороден и духовно развит. Максим Максимыч не ищет смысла в жизни, он просто живет, делает свое дело, пытаясь понимать и принимать окружающих со всеми их недостатками.

Княжна Мери и Вера
Две прекрасные дамы – молодая княжна Мери Лиговская и женщина по имени Вера, также становятся жертвами эгоизма и скуки Печорина. Отправившись на лечение, главный герой знакомится с семьей Лиговских. Он обращает внимание на хорошенькую княжну и решает влюбить ее в себя. Опытный в любовных делах Печорин точно знает, как нужно себя вести, чтобы вызвать интерес юной особы.

Тут же, на отдыхе, Григорий Александрович встречает Веру – свою давнюю любовь, которая является замужней дамой. Чтобы не вызвать подозрений, он начинает ухаживать за княжной Мери. Чувства девушки его не заботят, он понимает, что влюбил ее в себя, а он ничего не испытывает к ней. Не трогают его и чувства Грушницкого, который страстно влюблен в Мери. Для Печорина – это просто игра. Без сожаления и без чувства вины он признается Мери, что не любит ее и никогда не любил. Кажется, ему доставляет удовольствие наблюдать, как другие испытывают страдания.

Единственная женщина, к которой он испытывает чувства, это Вера. Она принимает героя со всеми его недостатками и сложностями характера. Печорин понимает это, когда муж увозит ее подальше от места, где находится ее любовник.


Пример сочинения 3

"Герой нашего времени"- это одно из произведений, раскрывающих сущность человеческой души и поступки людей, главным героем которого являлся Г.А. Печорин, молодой, образованный дворянин с очень живой душой. Он много путешествовал, общался с людьми, которым (большинству) приносил только горесть и печаль.

Люди, окружающие его, которым довелось иметь дело с Григорием Александровичем, мучились именно из-за него. Если вспомнить Бэлу, совсем молоденькую, юную девушку, влюбившуюся в Печорина, то судьба уготовила ей очень быстрый конец жизни.

Максим Максимыч, считавший Печорина своим очень хорошим другом, после был очень разочарован, потому что видел, что он безразличен Печорину, даже не нужен, будто никаким образом не участвовал в его жизни, и снова Печорин принёс только страдание. Грушницкий, княжна Мери пострадали от любви.

Грушницкий любил Мери, а Мери любила Печорина, который безжалостно влюбил её в себя, тем самым, оторвав от Грушницкого, и бросил, а сам Грушницкий умер от руки Печорина. Таким образом, окружение Григория Александровича состояло из людей далеко не глупых, которые имели чувства к нему, причём эти чувства оказались разбиты самим же Печориным.

Все их мечты и надежды были разрушены, у некоторых прервалась даже сама жизнь. Он подрывал планы многих, оставляя их ни с чем, хотя спешил дарить обществу что-то большее.

Юнкер Грушницкий ─ прямая противоположность Печорина. Своего рода карикатура, пародия на главного героя. Фигура Грушницкого выделяется среди высшего общества Пятигорска. Грушницкий изображает апатию, но им руководит мелочный эгоизм. Он относится к тем, кто любит привлекать к себе внимание, позировать, не понимая и не чувствуя настоящей жизни. На дуэль с Печориным он также соглашается для того, чтобы покрасоваться перед своими друзьями, которые решили разыграть Печорина, не зарядив его пистолет. И жертвой дуэли Грушницкий также становится из-за трусости и малодушия.

Этому лицемерному окружению противостоит образ Бэлы. Она страстно любит Печорина, но это не мешает её сохранить свою честь и чувство собственного достоинства.

Страстность, отвага и гордость соединяются в её характере с добротой, нежностью и сентиментальностью.

Единственной женщиной, которую Печорин любил по-настоящему и страстно, была Вера. Она тоже составляет исключение из окружения Печорина. Но и ей он причинил только горе, как, впрочем, и всем, кто встретился на жизненном пути. В своём прощальном письме к Печорину, где очень тонко и ярко выражает свои мысли и чувства, Вера упрекает его в том, что он любил её как собственность, как источник радости и печали, без которых жить скучно и однообразно. Собственно, такими же средствами для развлечения были для главного героя и Бэла, и княжна Мери, которых он, вероятнее всего, не любил вовсе.

С большой любовью автор создаёт образ простого офицера, штабс-капитана Максима Максимыча. Честный и добрый человек, Максим Максимыч прослужил много лет на Кавказе, на передовой войны с горцами, где не единожды рисковал жизнью. Но это не сделало его сердце жестоким и чёрствым. С большой грустью вспоминает Максим Максимыч о Бэле, которую полюбил, как родную дочь. Сильно огорчается, когда Печорин сухо и холодно обходится с ним при встрече, перед тем, как они расстанутся навсегда. Здесь в очередной раз проявляются эгоизм, неблагодарность и неискренность Печорина.

Герои романа делают богатым и полифоническим язык, которым он написан. Мы встречаемся с тремя рассказчиками: путешествующим офицером, Максимом Максимычем и Печориным. У каждого из них своя манера разговора, свои особенности речи. Языковую палитру дополняют голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей.

Читайте также: