Как обеспечить информационную безопасность детей в школе и детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обеспечение информационной безопасности детей

Актуальность информационной безопасности детей

Однако использование интернета вместе с возможностями несет и риски, такие как:

- Издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком;

- Воровство его аккаунтов, денег и личных данных;

- Втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д);

- Прочтение детьми информации, вредящей их мировоззрению и психотическому состоянию.

Федеральный закон №436 определяет перечень запрещенной для детей информации, возрастные категории детей и виды информации, разрешенной для той или иной категории, а также требования к обороту информационной продукции.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера;

- о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Оборот такой информации не допускается среди детей в местах, доступных для детей, без применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от такой информации.

Особая категория информации, к которой доступ ограничен для определенных возрастных категорий:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Следующим важным фактором стало принятие согласно плану мероприятий Национальной стратегии действий в интересах детей Концепции информационной безопасности детей, утверждённой Правительством Российской Федерации 2 декабря 2015 года.

Согласно тексту Концепции информационной безопасности детей семья, государство и заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют следующие приоритетные задачи:

-формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;

-повышение уровня медиаграмотности детей;

-формирование у детей позитивной картины мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке; ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;

- воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;

- усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о семье;

- развитие системы социальных и межличностных отношений и общения детей;

- удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;

- развитие творческих способностей детей;

- воспитание у детей толерантности; развитие у детей идентичности (гражданской, этнической и гендерной);

- формирование здоровых представлений о сексуальной жизни человека; эмоционально-личностное развитие детей;

- формирование у детей чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве;

- воспитание детей как независимых, ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального иждивенчества.

Концепция информационной безопасности детей

Защита подрастающего поколения должна осуществляться, безусловно, комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители. При этом необходимо предпринимать такие меры, чтобы ребенок не чувствовал себя ущемленным. Важно не потерять доверие детей. Информационная безопасность – это комплекс мероприятий, направленных на защиту несовершеннолетних от негативного влияния информации. При этом речь идет не только о сети Интернет, но и о других источниках – ТВ, радио, книги и пр. Важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.

Уроки и занятия по вопросам информационной безопасности возможно организовать в следующих формах, которые могут быть использованы как отдельно, так и совместно:

- Дискуссии или дебаты;

- Подготовка обучающимися тематических буклетов, листовок и других материалов;

- Квесты, премии, конкурсы и олимпиады;

- Анкетирование, исследования и опросы;

-Тесты и викторины;

-Демонстрация мультфильмов и (или) видеоурока;

-Семинар, вебинар или занятие с приглашенным экспертом.

При проведении уроков и занятий можно использовать следующие игровые методики:

-Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, органы власти, патентное бюро, ученый совет и т.д.

- Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

Немалое значение имеет участие власти. На государственном уровне сегодня разрабатываются программы по обеспечению информационной безопасности детей, принимаются законы, устанавливается ответственность за их нарушение. В каждом учебном заведении должны действовать локальные акты, отражающие и конкретизирующие федеральные положения, адаптирующие их под конкретные условия.

Родительский контроль

Как можно сохранить информационную безопасность детей? Этот вопрос беспокоит многих взрослых. Одним из эффективных способов защиты считается сегодня родительский контроль. Эта опция присутствует в функционале большинства антивирусных программ. Кроме этого, родительский контроль можно установить с помощью специальных программ. Эта опция позволяет настраивать ПК так, чтобы конкретный пользователь, т. е. ребенок в данном случае, не имел доступа к каким-либо интернет-ресурсам, не мог запустить приложения (к примеру, игры) либо мог пользоваться компьютером только определенное время.

Достоинства и недостатки родительского контроля

Блокировка сайтов

Родительский контроль, безусловно, хорошая опция в антивирусной программе - информационная безопасность детей будет обеспечиваться на необходимом уровне (во всяком случае, когда ребенок с компьютерными настройками на "вы"). Между тем рано или поздно несовершеннолетний сможет попасть на запрещенные когда-то сайты. Он может оказаться не готов к информации, содержащейся в них. Ставить блокировку или нет – решать каждому родителю. Несомненно, есть контент, доступ к которому должен быть однозначно запрещен. Это порнографические сайты, реклама, ведущая на них, чаты знакомств и пр. Блокирование рекламы полезно не только детям, но и взрослым. Ведь без надоедливых баннеров работать на компьютере гораздо приятнее.

Мнения специалистов

Многие эксперты полагают, что родительский контроль – важнейший инструмент, позволяющий обеспечить и сохранить информационную безопасность детей в сети Интернет. Однако специалисты делают важную оговорку. Подходит этот инструмент для детей младшего возраста. Информационную безопасность в Сети для детей старшего возраста можно обеспечить другими способами. О них - далее.

Контроль пользования ПК

Необязательно ставить пароль на компьютер. Зачастую достаточно разместить ПК так, чтобы он был на виду у взрослых. В этом случае несложно контролировать процесс пользования компьютером. При этом действия родителей будут более корректными и тактичными. Взрослые смогут незаметно для ребенка наблюдать за его действиями и координировать их.

Рекомендации специалистов

Эксперты не рекомендуют ставить компьютер в комнате ребенка, покупать ему современные гаджеты, в т. ч. планшеты и смартфоны. Как показывает статистика, в настоящее время почти половина детей младшего школьного возраста пользуются модными телефонами и имеют доступ в сеть Интернет. При этом совершенно неясно, зачем им такие гаджеты. Ведь дети имеют неконтролируемый доступ к интернету, могут стать жертвой грабителей. Если нужна связь с ребенком, достаточно купить ему обычный телефон. Если же родители решают приобрести модный смартфон, целесообразно установить на нем родительский контроль.

Направляем энергию ребенка в нужное русло

Все существующие сегодня риски, прямо говоря, паразитируют на неспособности детей самостоятельно отсеивать ненужную информацию. Проблема осложняется еще и снижением уровня культуры в стране, недостаточной эффективностью механизма социальной адаптации подрастающего поколения. Сегодня, к сожалению, детям часто негде получить социальные навыки, необходимые им. У них нет источника моральных ценностей. То, что дают родители и школа, - важно. Но этого сегодня крайне мало. На родителей сегодня возлагается большая ответственность. Взрослым приходится прививать детям культуру, повышать ее уровень. Это очень сложная задача. Дело в том, что сегодня идет непрерывная пропаганда культа денег, потребления, бескультурья, "крутизны". Устранить ее негативные влияния трудно. Родителям необходимо интересоваться жизнью ребенка, разговаривать с ним, обсуждать события, происходящие в его жизни. К примеру, если ему нравится смотреть в интернете фильмы, вполне можно поговорить об этом, заодно рассказать об истории кинематографа или интересных фактах. Важно показать ему действительно качественные и хорошие фильмы, наполненные смыслом. Если ему интересны гаджеты, стоит приобрести полезный предмет. Например, электронную книгу. Возможно, она поможет привить любовь к чтению. Если ребенок интересуется структурой сайтов, содержимым компьютера, вполне вероятно, что из него вырастет хороший программист. Возможно, стоит отдать его в кружок юных программистов. Нужно помогать ребенку раскрывать свои таланты. Кроме родителей, никто этого не сделает.

Формирование единого информационного поля

Ребенок и его родители должны находиться в едином информационном пространстве. Это не означает, что взрослым надо во всем потакать детям. Напротив, нужно постоянно взаимодействовать с ребенком, договариваться с ним, изменять его окружение в лучшую сторону. Разумеется, необходимо стараться проводить с ним как можно больше времени.

Важный момент

Надо сказать, что нередко родители сами возводят перед детьми стену. Иногда это обусловлено нежеланием понять ребенка, безразличием к нему, к его интересам, чувствам, переживаниям. Преодолевать стену очень сложно. Важно создать такие условия в семье, в которых ребенок спокойно смог бы делиться своими переживаниями. Взрослым, в свою очередь, необходимо чутко относиться к ним.

Образовательная организация может для повышения уровня знаний родителей и законных представителей обучающихся в вопросах обеспечения информационной безопасности детей предпринимать различные регулярные меры информационного и организационного характера, в частности:

-Освещение вопросов информационной безопасности детей в рамках проводимых родительских собраний и проведение тематических собраний для родителей с участием педагогических работников и представителей администрации образовательной организации, в частности для демонстрации видеоматериалов по данным вопросам.

- Организация индивидуальных и групповых консультаций родителей и законных представителей обучающихся классными руководителями, специалистами психологической службы и администрации образовательной организации для обеспокоенных родителей и законных представителей обучающихся и родителей и законных представителей обучающихся, находящихся в группе риска.

-Проведение семинаров, лекций и вебинаров с участием экспертов и сотрудников правоохранительных органов для родителей и законных представителей обучающихся.

-Проведение анкетирования родителей и законных представителей обучающихся по вопросам организации дома мер по обеспечению защиты детей в информационном пространстве.

-Размещение на сайте образовательной организации, средствах массовой информации образовательной организации, сообществах в социальной сети и сервисе электронных дневников для родителей и законных представителей обучающихся информации по обеспечению информационной безопасности детей.

В настоящее время перед родителями стоит непростая задача. Им нужно самим формировать благоприятный информационный климат для своих детей. Надо помнить, что ребенок не будет пропадать в интернете, если будет занят интересными для него делами. Разумеется, в процессе учебы ему придется пользоваться Сетью. Возможно, стоит составить памятку по информационной безопасности. Для детей очень важно участие родителей в их жизни. Нужно объяснить им, почему те или иные ресурсы и спользовать нежелательно. Важно дать понять детям, что взрослые заинтересованы в их нормальном развитии.

Образовательные организации обязаны обеспечить информационную безопасность детей. Для этого назначьте ответственного, примите локальные акты и проведите мероприятия.

Кого назначить ответственным

Ответственным за информационную безопасность назначьте работника, который обладает властными полномочиями и имеет доступ к информационным структурам образовательной организации. Например, заместителя руководителя. Включите в его должностную инструкцию формулировки, которые рекомендует Экспертный совет по информатизации.



Пример должностных обязанностей ответственного за информационную безопасность

Работник, ответственный за информационную безопасность:

Члены совета могут проводить регулярный мониторинг качества системы контентной фильтрации и принимать участие в мероприятиях по информационной безопасности

Какие документы оформить

Минкомсвязи рекомендует разработать семь локальных актов, которые регулируют вопросы информационной безопасности в образовательной организации (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019). Подробности смотрите в таблице.

Перечень документов по информационной безопасности

Название документа

Что включить

Где разместить

Опишите правила использования интернета в образовательной организации и основные аспекты работы системы контентной фильтрации (СКФ)

Определите работника, который будет отвечать за обеспечение безопасного доступа в интернет.

Укажите полномочия ответственного

Храните по правилам делопроизводства

Опишите, кто и как проверяет работу СКФ в образовательной организации.

Приложите образец акта проверки СКФ

Отразите в журнале сведения: дату проверки, Ф. И. О. и должность проверяющего, номер компьютера, результаты проверки, принятые меры

Составьте план на учебный год, включите совместные мероприятия с органами власти и общественными организациями

Определите, как вы будете ограничивать доступ в интернет с персональных устройств детей.

Возьмите с родителей согласие о том, что руководитель образовательной организации не несет ответственность за негативное воздействие на ребенка от интернета, доступ к которому он получил со своего устройства. В противном случае родители могут предоставить право образовательной организации забирать устройство на время учебного процесса

Инструкции для обучающихся по информационной безопасности при использовании интернета

В учебных кабинетах, в которых есть доступ в интернет

Разработайте локальные акты, которые требует пункт 3.1 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161. Отразите в документах:

  • условия и порядок размещения знака информационной продукции на материалах образовательной организации, например порядок классификации и маркировки документов библиотечного фонда, маркировки видеоматериалов;
  • условия допуска детей на зрелищные мероприятия;
  • меры по методической поддержке работников образовательной организации, в том числе направление их на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • меры по предотвращению, выявлению и устранению нарушений законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Рассмотрите локальные акты на заседании управляющего совета, утвердите их и ознакомьте с ними работников и учащихся (п. 3.2 Требований, утв. приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161). Разместите локальные акты на информационном стенде в местах, где дети могут почитать. Опубликуйте документы на сайте образовательной организации, например в специальном разделе об информационной безопасности.


Какие мероприятия провести

Чтобы обеспечить информационную безопасность детей, установите СКФ, проверяйте библиотечный фонд, проводите просветительскую работу среди детей и родителей, отправляйте педагогов на повышение квалификации и проводите мониторинг.

Как установить СКФ

СКФ можно организовать разными способами:

  • установить систему фильтрации на персональных компьютерах, сервере для локальной сети и устройстве для создания Wi-Fi;
  • использовать внешний фильтрующий сервер, в том числе DNS-сервер или прокси-сервер;
  • получить услугу фильтрации через оператора связи или специализированную организацию, которая предоставляет доступ в интернет образовательной организации.

Региональные и местные органы управления образованием могут устанавливать единые технические решения для всех подведомственных образовательных организаций. При этом школа и детский сад вправе отказаться от единого решения и разработать собственную схему СКФ (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Когда заключаете договор на услуги контентной фильтрации, укажите, что СКФ должна соответствовать требованиям, которые изложены в Методических рекомендациях Минкомсвязи от 16.05.2019.


Внимание: в договоре с организацией, которая предоставляет услуги СКФ, укажите, что она несет ответственность за ненадлежащее оказание услуг и должна возместить причиненный ущерб

Поручите ответственному за информационную безопасность вести журнал работы СКФ. В него вносят сведения о том, когда включали и отключали СКФ.

Предупредите педагогов, что они не имеют права самостоятельно отключать СКФ. Если хотят отключить фильтрацию на своих персональных компьютерах, то могут это сделать, только когда нет детей на территории образовательной организации. Для этого педагог должен написать докладную записку ответственному за информационную безопасность или руководителю образовательной организации и указать причину, сроки отключения СКФ. Отключить фильтрацию можно с письменного согласия ответственного или руководителя образовательной организации.

Проверьте, есть ли на компьютерах образовательной организации антивирусные программы. Они помогут исключить доступ детей к негативной информации.

Как проверить библиотечный фонд

Поручите заведующему библиотекой провести инвентаризацию библиотечного фонда и проверить, на всей ли продукции стоит знак возрастного ограничения. Он должен стоять на документах, которые изготовили с 1 сентября 2012 года. Маркировка должна быть на печатных изданиях, кино-, видео- и фотопродукции, компьютерных программах и базах данных. Исключение составляют:

  • учебники и учебные пособия, которые Минобрнауки рекомендовало или допустило к использованию в образовательном процессе (п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат научную, научно-техническую, статистическую информацию (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • периодические печатные издания, которые специализируются на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера (п. 5 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о состоянии окружающей среды (п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).


Как проводить просветительскую работу

Кого отправлять на повышение квалификации

Отправляйте на повышение квалификации: ответственного за информационную безопасность, учителей-предметников, которые обучают с помощью интернета, классных руководителей, воспитателей.

Как проводить мониторинг

Попросите ответственного готовить ежегодно до 30 августа три отчета – о качестве работы СКФ и соблюдении мер по защите детей от негативной информации, а также о сайтах, которые организация использовала в обучении и воспитании (Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019).

Кто проконтролирует

То, как школа и детский сад соблюдают законодательство в сфере информационной безопасности детей, могут проверить: учредитель, региональные органы управления образованием, прокуратура, общественные объединения. Кроме того, Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества проводит ежегодный мониторинг качества работы СКФ и соблюдения мер по защите детей от негативной информации. Результаты мониторинга направляют в Минпросвещения и Минкомсвязи.

Эксперты Временной комиссии по развитию информационного общества рекомендуют проверять школы и сады по трем направлениям. Подробности смотрите в таблице.

Что проверят в сфере информационной безопасности детей

Направление проверки

Что проверят

Как подготовиться

Проконтролируют, есть ли СКФ и как она работает, все ли локальные акты приняли, назначен ли ответственный

Назначьте приказом ответственного за информационную безопасность детей.

Проверят, как образовательная организация соблюдает Требования, утвержденные приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161

Проверяйте библиотечный фонд.

Проводите просветительскую работу среди детей и родителей.

Отправляйте педагогов на повышение квалификации и проводите мониторинг

Доступ к информации в интернете

Проверят, можно ли в образовательной организации через интернет получить доступ к негативной информации, в том числе запрещенной для детей, – в форме сайтов, графических изображений, аудиовизуальных произведений


Внимание: если не примете меры по защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, то организации и ее работникам грозит административная ответственность по части 2 статьи 13.21 и статье 6.17 КоАП

В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  • информация, запрещенная для распространения среди детей;
  • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  1. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  2. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
  4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
  5. оправдывающая противоправное поведение;
  6. содержащая нецензурную брань;
  7. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

Общие правила для родителей

Возраст от 7 до 8 лет

В Интернете ребенок старается посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому родителям особенно полезны будут те отчеты, которые предоставляются программами по ограничению использования Интернета, т.е. Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах. В результате, у ребенка не будет ощущения, что за ним ведется постоянный контроль, однако, родители будут по-прежнему знать, какие сайты посещает их ребенок. Дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Они любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету, используя электронную почту, заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями.

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7 - 8 лет

Возраст детей от 9 до 12 лет

В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая информация существует в Интернете. Совершенно нормально, что они хотят это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств Родительского контроля.

Советы по безопасности для детей от 9 до 12 лет

Возраст детей от 13 до 17 лет

Важно по-прежнему строго соблюдать правила Интернет-безопасности - соглашение между родителями и детьми. Кроме того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и обратить внимание на строгость этих паролей.

Советы по безопасности в этом возрасте от 13 до 17 лет

Постоянно контролируйте использование Интернета Вашим ребенком! Это не нарушение его личного пространства, а мера предосторожности и проявление Вашей родительской ответственности и заботы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурс педагогический дебют среди молодых специалистов. Презентация+текст к презентации. Тема: Информациооная безопасность детей.

В Основной образовательной программе начального общего образования написано, что

Поэтому формирование ИКТ-компетентностей, не желание учителя, а требование времени. На уроках я даю задания найти информацию в сети интернет, в энциклопедиях, в библиотеке, составить презентацию, подготовить доклад, проект. Поэтому у детей в принципе возникает потребность в интернете.

СЛАЙД 4 Информационная безопасность ребенка – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью.

СЛАЙД 5 Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции, необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему вред:

побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни

способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, табачные изделия, алкогольную продукцию, участие в азартных играх

отрицающая семейные ценности и неуважение к родителям или другим членам семьи;

обосновывающая допустимость насильственных действий по отношению к людям или животным

оправдывающая противоправное поведение;

содержащая нецензурную брань.

СЛАЙД 6 Поэтому первостепенной ролью взрослых является контроль получения ребенком информации из различных источников.

СЛАЙД 7 В школах избежать отрицательного влияния глобальной сети на детей позволяет установленная система фильтрации.

На классных часах мы разбираем занимательные задания по информационной безопасности.

Коллеги, попрошу вас войти в роль ученика. Вашему вниманию предоставляю ситуацию, ваша задача ответить на вопросы, как бы вы поступили, если бы оказались в одной из следующих ситуаций.

СЛАЙД 8 Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт, который предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке, отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?

Спасибо! Суть данных заданий заключается в следующем, вам нужно проанализировать полученные ответы вместе. В случаях, когда ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может привести к отрицательным последствиям, оказываем ему помощь и советуем, как поступить правильно.

На перемене дети стараются больше провести времени в телефоне. СЛАЙД 9 Поэтому я организую зону отдыха, где они играют в домино, шашки, настольные игры и д.р.

Дома в отсутствии такого контроля родителей риски негативного влияния сети Интернет намного возрастают. Проблема в том, что некоторые родители не умеют защитить своих детей от воздействия негативной информации

Для этого ежеквартально провожу родительские собрания, на которых обсуждаем правила информационной безопасности

Родители узнали:

СЛАЙД 10. На какие группы делится информационная продукция

информационная продукция для детей, не достигших возраста6 лет;

достигших возраста 6 лет;

достигших возраста 12 лет;

достигших возраста 16 лет;

запрещенная для детей.

СЛАЙД 11 Федеральный закон об информационной безопасности детей позволяет взрослым еще до начала просмотра фильма или передачи узнать, для какого возраста рекомендован данный медиа-продукт.

Распространитель информационной продукции размещают знак и (или) текстовое предупреждение об ограничении возраста.

СЛАЙД12 Причем важно не запрещать родителям показывать детям мультфильмы или давать доступ к компьютерным играм, а рассказать, какие из них рекомендованы детям того или иного возраста и будут способствовать их развитию. Следует помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Дело в том, что у детей еще не сформированы критерии различия, ребенку интересно все.

СЛАЙД 13 Родителям, я рекомендую полезные ссылки по безопасности работы детей в сети Интернет, раздаю каждому в виде памятки.

Например, следующие рекомендации, которые, возможно, помогут родителям защитить своего ребенка:

СЛАЙД 14 1) Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;

2) Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

3) Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные.

И другие, они представлены на слайде или в памятке.

4) Скажите им, что не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

5) Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;

6) Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;

7) Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;

8) Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не, потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;

9) Детям рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.

10) Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

СЛАЙД 15 Родителям я рассказала, что существует много программ, которые позволяют ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета, то есть обезопасить ребенка. Они называются программами Родительского контроля.

СЛАЙД 16. Эти программы дают возможность контролировать использование компьютера ребенком в четырех направлениях

1) ограничивать время, которое он проводит за экраном монитора,

2) блокировать доступ к некоторым сайтам и

3) другим интернет-сервисам,

4) запрещать запуск некоторых игр и программ.

СЛАЙД 17 Говорили о том, что Интернет - это замечательное средство общения, особенно для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего значения. Однако этот путь ведет к формированию Интернет-зависимости. Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не становится очень серьезной. Да и, факт наличия такой болезни как Интернет-зависимость не всегда признается.

На родительских собраниях я провожу тематические беседы не только о негативном воздействии, но и о способах замены компьютерных игр и телепередач.

СЛАЙД 18 Родителям, рекомендую

1) разъяснять ребенку, какая информация полезна для его развития, а какая может нанести вред

2) вовлекать ребенка в какие-то полезные для него занятия и совместные дела.

3) организовать досуг ребенка

4) Поощрять детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарить им энциклопедию на диске. Это поможет научить ребенка использовать другие источники информации, в которой есть много чего интересного.

Если учителям и родителям предупреждать детей о разных видах информационных опасностей, поощрять использовать различные источники информации, контролировать процесс ее получения и использования, значит - обеспечить информационную безопасность детей.

Читайте также: