Как новый год отмечается у разных народов красноярского края кратко

Обновлено: 04.07.2024

Новый год трудно представить без елки, застолья и подарков. Но есть те, для кого новогодняя ночь ничем особо не примечательна, — это представители коренных малочисленных народов Севера. 1 января они не бегут за подарками под елку, а в детском саду их просят не рассказывать другим детям, что Деда Мороза не существует

"Молчите про Снегурочку!"

В ночь с 31 декабря на 1 января у народов ханты и манси нет застолья и привычного другим россиянам праздника. Редактор газеты "Ханты Ясанг", представительница коренных народов Севера Людмила Гурьева впервые узнала о Деде Морозе и Снегурочке, когда приехала в школу-интернат.

"Я не знала о таких волшебных персонажах, поэтому в них не верила. Не знала, что они дарят подарки и приносят добро. Меня воспитатели даже просили не портить другим детям праздник и не рассказывать, что их не существует", — вспоминает Людмила.

Она отмечает, что некоторые представители коренных народов Севера в советское время начали перенимать Новый год у русских — накрывали общий стол, делали национальные угощения. "Но елки почти никто не ставил. Деда Мороза и Снегурочки тоже не было. Поэтому мы, будучи детьми, когда о них узнали, то не верили, что они могут творить чудеса. Постепенно праздник начали отмечать многие ханты и манси, но есть те, кто до сих пор Новый год никак не воспринимает", — говорит она.


"Раньше мы никогда не отмечали этот не свойственный нам праздник. Никакого застолья, подарков, елки, Деда Мороза и Cнегурочки, — соглашается с Гурьевой ее коллега Галина Кондина. — Все это появилось во времена СССР, но далеко не во всех семьях. Многие жили и живут традиционным образом и узнали о традициях русских, только когда приехали в крупные города". Неким аналогом Нового года ханты и манси часто называют совсем другой день.

"Вороний день"

Для западных регионов Ханты-Мансийского автономного округа, где традиционно живут сосьвинские манси, ханты и манси Березовского района, ивдельские манси, характерно отмечать Новый год в апреле.

"В целом у них как такового праздника Новый год нет. У них один год сменяет другой, на смену зиме приходит лето, и этот праздник называется "Вороний день". Когда ворона прилетает на север, тогда и наступает весна, а с ней и новогодие. Ворона ассоциируется, с одной стороны, с матерью, защищающей детей, с другой — с птицей, несущей весну, а также является покровительницей женщин и детей", — поясняет директор Югорского музея истории и этнографии (ХМАО) Ольга Малоземова.


По ее словам, раньше "Вороний день" отмечали, когда услышат карканье самой первой вороны, прилетевшей на север. Затем, в период активного крещения народов севера, праздновать его стали 7 апреля — в Благовещение.

"Много веков они так и праздновали, а несколько лет назад в Югре был принят закон о местном празднике "Вороний день", и он теперь официально отмечается во второе воскресенье апреля", — уточняет Малоземова.

Главное блюдо на "Вороний день" — густая похлебка из муки или зерен как символ плодородия, возрождения жизни. Есть и традиция развешивать на деревьях баранки как символ солнца.

Нарождение луны

С "Вороньим днем" за право считаться северным Новым годом соперничает праздник-обряд обских угров "Тылыщ поры". "Новый год 31 декабря не несет для них никакой значимости. Они чтут свои традиции и празднуют начало нового года в феврале. Их национальный праздник-обряд называется "Тылыщ поры", что в переводе означает "Нарождение луны". Он возник в древние времена и проводился на стыке двух противоположных состояний природы — зимней спячки и летнего бодрствования", — рассказывает заведующая отделом историко-культурного центра "Старый Сургут" (ХМАО) Виталина Сергиенко.

По ее словам, "Нарождение луны" — это первый в году традиционный календарный праздник народов ханты и манси. В представлениях обских угров череда сменяющих друг друга состояний годового цикла приходит и уходит, рождается и умирает вместе с природными явлениями и олицетворяющими их небесными светилами.


Коренные народы Севера верили, что от высших сил зависит их промысловая деятельность и общий жизненный путь человека, поэтому, совершая обряды, обращались к божествам с просьбами обеспечить размножение рыбы, приплод животных и благополучие людей.

"Елку они не наряжают вообще. Подарки у них дарить не принято. Обычно угощают детишек сладостями в виде фигурок животных. На стол подаются традиционно мясо, рыба, ягоды", — поясняет Сергиенко.

Ямал Ири

А вот в Ямало-Ненецком автономном округе свой новогодний волшебник есть — это Ямал Ири. Его образ был создан на основе детских рисунков в соответствии с традициями национальной культуры народов Севера. Живет он в резиденции — в чуме в поселке Горнокнязевск.

Ямал Ири одет в национальную северную одежду — малицу и кисы, подпоясан традиционным национальным поясом охотника, который украшен изделиями из кости мамонта. Путешествует он на упряжке северных оленей по бескрайним просторам Ямала, развозит подарки детям в отдаленные поселки и стойбища.

Еще один его сказочный атрибут — бубен — символ щита. Он, как считается, помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых — добрее. Также бубен — это голос из волшебного мира, проводник в мир волшебства, источник силы и энергии.


Директор департамента молодежной политики и туризма правительства Ямала Наиля Хайруллина рассказала, что активная работа Ямал Ири начинается с конца ноября, а новогоднюю ночь он обычно проводит вместе со своими помощниками. Из лакомств у него на столе традиционно его любимые блюда — строганина из сига, оленины, суп с мукой.

В своем чуме ямальский Дед Мороз отвечает на письма детей и взрослых, принимает гостей, сидя на лесном троне, отвечает на вопросы, исполняет желания, играет в игры, соревнуется в национальных видах спорта и дарит подарки.

Тундра смотрит президента

При этом коренные жители Ямала, в отличие от соседей из Югры, отмечают главный праздник года в традиционное время. Чаще всего ненцы собираются в кругу семьи, накрывают праздничный стол, на котором присутствуют как традиционный оливье, так и исключительно ямальские блюда — оленина, строганина и свежая рыба.

По словам представителя Ямальского районного общественного движения коренных малочисленных народов Севера "Ямал" Валерия Худи, ненцы отмечают Новый год, как все россияне. "Ненцы делают подарочки для близких людей и родственников. Хозяйка чума накрывает стол, на который выставляют преимущественно национальные блюда. При этом не обходят вниманием и привычные новогодние блюда — оливье, шампанское. Обязательно на новогоднем столе присутствуют торт и различные сладости", — рассказал Худи. А забой оленя для праздничного стола производится уже 31 декабря.


У многих в чуме установлена спутниковая тарелка, которая позволяет им увидеть поздравление российского президента. А после боя курантов старшие в семье прячут для маленьких ненцев подарки под новогоднюю елку. Чаще всего дарят сладкие наборы и коньки.

"Проживающие в тундре ненцы накрывают стол прямо в чуме. А елку обычно наряжают на улице. Не чуждо ненцам и украшение своего жилища: мишура и гирлянды — привычный атрибут новогоднего украшения чума", — говорит представитель Ямальского районного общественного движения коренных малочисленных народов Севера "Ямал".

Алексей Черенков, Полина Петренко, Алена Скользина


На севере России, в Красноярском крае, живут представители восьми коренных северных народов: долганы, нганасаны, ненцы, кеты, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Самой древней народности – нганасанам — больше 1000 лет, самой молодой — долганам — едва ли 150. Но у всех без исключения северян самые главные праздники связаны с солнцем, наступлением тепла, пробуждением природы. Они даже Новый год отмечают летом. SmartNews собрал традиционные праздники долган, ненцев, эвенков и других коренных северян.

Мучун — эвенкийский Новый год

В Красноярском крае традицию празднования эвенкийского Нового года стали возрождать сравнительно недавно — до конца 90-х годов его отмечали разве что в глухих таежных охотничьих поселениях или в семьях оленеводов. Сейчас обычай решили воссоздать: несколько лет назад Мучун стали довольно широко праздновать в Туре, столице Эвенкии. На празднике вспоминают народные песни и танцы, готовят блюда национальной кухни. Однако главная его часть — древние обряды.


Одна из главных традиций Мучуна — обряд очищения. Проводится он для того, чтобы заручиться помощью добрых духов из верхнего мира и защититься от обитателей мира нижнего. Для совершения обряда берут расколотую посередине лиственницу, в раскол этот ставят распорку — довольно широкую и длинную, и вот через образовавшиеся ворота должен пройти человек, а иногда и оленей через них проводят. Таким образом, считается у эвенков, они приближаются к добрым духам и получают их благословение.

Суглан — День оленевода

Вообще суглан у эвенков и некоторых других народов Сибири (не только северян) — это нечто вроде всенародного схода, на котором решаются самые важные вопросы: хозяйственные, денежные, административные… Ну а раз уж все собрались, суглан, длящийся от недели до десяти дней, из производственного совещания неизменно превращается в широкую ярмарку: тут и мехами меняются, и силой меряются, и в обрядах всем народом участвуют. В советское время эта традиция практически сошла на нет, а вот в последние годы ее взялись возрождать: в Эвенкии этот праздник носит название День оленевода. Такое переименование не случайно: сейчас много говорится о необходимости восстановления традиционных способов хозяйствования у эвенков, а они в первую очередь связаны, конечно же, с оленеводством.


Современный День оленевода — это соревнования по национальным видам спорта (метание маута, гонки на оленьих упряжках и учуге), приготовление блюд национальной кухни, фестиваль изделий, изготовленных по традициям народных промыслов, и даже конкурсы красоты — их участницы предстают перед жюри в национальных костюмах.

Честно сказать, мне иногда кажется, что этот праздник немножко искусственно возродили, чтобы у местных жителей интерес к оленеводству пробудить. Но разве можно сделать это подобным образом? Оленеводы — в основном люди в возрасте, их и убеждать ни в чем не надо, они и так работают. А молодежь все равно в тундру сейчас не заманишь, все равно уедут учиться или в город работать. С другой стороны, хорошо, что таким образом народные традиции вспоминаются, возобновляются, а то дети и молодежь часто и родного языка не знают, не говоря уж об обычаях, истории своего народа. К тому же победители конкурсов хорошие призы получают. Вон спонсоры кому-то от щедрот душевных снегоход отвалили, а кому-то — спутниковый телефон.

Хэйро — праздник солнца


Видео

Оживление бубна

Этот праздничный обряд селькупы совершают весной, когда на Север прилетают первые птицы. Их селькупы всегда считали своими ближайшими родственниками и даже называли себя орлиным (или тетеревиным) народом. Ну а смысл обряда состоит в том, чтобы превратить бубен шамана в оленя, на котором шаман совершит путешествие в верхний мир и установит таким образом связь между людьми и добрыми духами. Длиться оживление бубна может до десяти дней. На то, что шаман выполнил задуманное, должна указывать его усталость и пот, льющийся с него градом. Обряд завершается кормлением деревянных фигурок, которые изображают предков селькупов.

Надо сказать, что схожие обряды совершают и народы Южной Сибири. Существует вполне убедительная гипотеза, согласно которой селькупы переместились на Север сравнительно поздно, а вообще являются родственниками племен, живших на Саяно-Алтайском нагорье, отсюда и сходство в обрядах. Верю ли я сама в могущество шаманов, путешествующих между мирами. Как вам сказать… Я, конечно, материалистка. Но вот, помню, повезла я свой класс в Красноярск, пришли мы на экскурсию в краеведческий музей. И сотрудники его нам рассказали, что в залы, посвященные сибирскому шаманизму, когда музей пуст и безлюден, одни заходить побаиваются. Якобы там особая энергетика, способная очень сильно повлиять на человека, и не обязательно ему на пользу. Вы знаете, во что-то такое я и правда верю. Хотя внимание своих учеников на этом рассказе заострять не стала. Продолжаем учиться в материалистических традициях.


Для большинства жителей России встреча Нового года – одно из долгожданных событий в череде многочисленных зимних праздников. Учитывая, что наша страна – это многонациональное государство, у каждого народа имеются свои традиции и обычаи празднования Нового года. К примеру, коренные народы Сибири встречают этот праздник в разное время, следуя своим национальным традициям.


Народы ханты и манси празднуют отдельно наступление каждого времени года, с различными обрядами. Приход зимы у этих народов праздновался с появлением первого снега. Была традиция наряжать ёлку прямо в лесу. Её украшали игрушками из бересты и бусами. Также накрывался праздничный стол, на который выставляли всё самое вкусное. Чуть ранее празднование Нового года происходит у остяков. Это неделя между 14 и 21 октября.



У ненцев празднование Нового года происходит дважды зимой и летом. Происходит это в ноябре и июне. Считается, что зимний год наступает с замерзанием воды и гоном оленей. А наступление летнего праздника знаменуется таянием снегов и отёлом оленей. Следуя традициям, старейшины стараются задобрить духов. Просят о хорошей погоде, изобилии рыбы и дичи. Ненцы завязывают ленточки на берёзе и обмениваются подарками.



Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Книга. Традиционные праздники коренных жителей Красноярского края.doc

hello_html_m657ff5c3.jpg

Традиционные праздники коренных народов Красноярского края

Ненцы – самый многочисленный народ российского Севера. По итогам переписи в 2002 гола, в России жили 41302 ненцев, из которых только около 27000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе. Традиционное занятие - крупностадное оленеводство. На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

hello_html_m563546e5.jpg

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Как известно, у ненцев нет традиционных праздников, но есть дни большой радости. Это — день рождения ребенка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи — свадьба.

Каких-либо особых своих праздников, кроме более или менее определенных периодов (но не дней) жертвоприношений, связанных с оленеводством и промыслами, не имелось. В результате долгого общения с русским населением, европейские ненцы стали отмечать некоторые из православных праздников. Связывая их с периодами своего оленеводческо-промыслового цикла. Вот некоторые из них (по старому стилю): 25 марта – Ворна яля (Благовещение; начало весенних перекочевок); 23 апреля – Егор яля (считалось, что к этому времени надо подойти к отельным местам); 9 мая – Николя яля (начало ледохода); 29 июня – Петров яля (конец вонзевого лова рыбы, начало сорового); 20 июля – Ильин яля (середина лета); 15 августа – Успенье яля (убой оленей на малицы); 1 сентября – Семен яля (до этого дня сдавали пески, нанимались на рыбалки); Новый год – сыра ер’яля (середина зимы).

Весеннее одаривание небесного бога-грома

Закончив священную молитву, се сели вокруг туши оленя. К голове мёртвого оленя положили рыбку, окропив её рот оленьей кровью, и приступили к трапезе.

Все сородичи Панхи Пяк сели вокруг забитого оленя, ели, пили свежую оленью кровь и чай из душистых листьев. К вечеру все разъехались в свои чумы радостные от того, что исполнили долг перед Богом Неба.

Этот обычай ушёл в прошлое. Закон природы: всё течёт, всё меняется.

День оленевода

День оленевода – традиционный, ежегодный национальный праздник ненцев, связанный с их хозяйственной деятельностью Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На него собирается большое количество людей. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространенными являются гонки на оленьих упряжках, метание тынзея (аркана), топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

hello_html_f7ece1b.jpg

Гонки на оленьих упряжках — красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками ровдуги, разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие неизменно оценивают красоту бега оленей, их окраску (наиболее красивыми всегда считались белые олени) и т.д.

Тынзей мечут на поставленную вертикально палку, хорей, на головки нарт. Топор бросают на дальность.

Интересны традиционные соревнования по прыжкам через нарты. Несколько нарт (обычно столько, сколько есть свободных пустых нарт) устанавливают параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершаются двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через 30 и больше нарт без отдыха.

Палку перетягивают сидя, упершись друг в друга ступнями ног (есть варианты).

Все эти виды соревнований — мужские. Женщины изредка участвовали лишь в гонках на оленях.

Из других игр и забав на открытом воздухе можно отметить женские игры — в жмурки, колечко, — имеющие отличия от аналогичных русских игр. Так, например, при игре в колечко его часто передавали просто из рук в руки, а не по веревке.

На День оленевода готовится обычно национальные угощения (оленье мясо, струганина). Устраиваются ярмарки, на которых продаются изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и т.д.).

ЭНЦЫ И НГАНАСАНЫ

Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов, численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.

hello_html_m3b10aae6.jpg

Основное жилище энцев — чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Наряду с чумом, у энцев и нганасан бытовал единый комплекс одежды. Генетически она восходит к распашной одежде с вшитым нагрудником. Традиционный комплекс одежды энцев отличается по двум этнотерриториальным группам. У лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда. Более традиционным является комплекс одежды тундровых энцев. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.

Главенствующую роль в обществе играет мужчина. Женская деятельность ограничивалась сферой домашнего производства. Количественный состав малых семей у энцев был небольшим, что объясняется высокой детской смертностью. Предпочтительным считалось рождение мальчика. При рождении ребенка ему давали имя-прозвище, связанное с его внешностью, либо ситуацией рождения.

hello_html_2210b585.jpg

Нганасаны сформировались в 1-ом тысячелетий нашей эры в процессе продвижения на Таймыр.

Основное традиционное занятие – охота на дикого оленя, водоплавающую дичь, в меньшей степени – пушная охота и рыболовство по открытой воде. Во 2-й половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство.

Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище – чум, близкий по конструкции к ненецкому.

hello_html_23811294.jpg

Нижнюю одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) – из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имели подъёма.

Пища – оленье мясо и рыба.

Традиционные верования – анимизм, шаманизм и др., характерен культ матерей природы.

Селькупы — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930 их называли остяко-самоедами.

hello_html_m1aaaf4be.jpg

Неотъемлемую часть жизни селькупов занимают верования. Благодаря взаимодействию некоторых этнических процессов в культурной традиции селькупов присутствуют элементы традиций соседствующих народов: ненцев, ханты, эвенков и кетов.

Годичный цикл у селькупов издревле делился на два сезона – зимний (кэт) и летний (таны). Предвестником окончания зимнего сезона были небесные перемены в марте (лимбый ират – месяц орла). Начало нового летнего сезона приравнивалось к времени весеннего прилёта птиц.

Во время празднования из первой добытой дичи и перелетных птиц совершалось жертвоприношение небесным духам тепла и плодородия.

Во время жертвоприношения люди благодарили духов и просили у них скорого наступления лета, возвращения перелётных птиц, здоровья всем людям и плодородной осени.

В настоящее время существует смешанная форма праздника, так как бытует в традиционной среде, так и на сцене, организованная форма, встроенная в городскую праздничную культуру.

Традиционный тип хозяйства: охота, оленеводство, рыболовство. Охота производилась преимущественно в одиночку. Группой в два-три человека охотились на крупного зверя, когда надо было гнать его на стрелка, а также на переходах через речки мелких парнокопытных, когда те переходили на новые места. Основная охота была на мясного зверя, пушного били попутно. На охоте тунгусы пользовались луками, рогатиной и устанавливали самострелы и петли. За зверем гонялись или били его на водопойных тропах из засады на деревьях и в лодках. Для выслеживания зверя маскировались, накидывая на себя шкуру с головы оленя, а иногда целую.

Важную роль для эвенков играло оленеводство. Оленеводство в основном имело транспортное направление; различались так называемый эвенкийский тип, с использованием вьючных оленей и орочёнский тип с использованием верховых оленей.

Эвенкийский праздник встречи солнца БАКАЛДЫН (праздник встречи солнца), который проходит в конце марта. Этот день для всех особенный тем, что люди обращаются с молитвами к божествам. Целый год эвенки готовятся к весенним спортивным состязаниям, чтобы показать себя в традиционных для эвенков видах спорта: гонках на оленьих упряжках и верхом на олене, метании аркана, прыжках через нарты, стрельбе из лука.

Основным занятием большинства кетов была охота и рыболовство.

Традиционное жилище кетов — конический чум из шестов и берестяных покрышек. Другой распространенный тип жилища — землянка. Внутри чума на земляной пол укладывали берестяные подстилки, пихтовые ветки. Непременная часть убранства — несколько низких столиков из березы, за каждым ели 2-3 чел. Из березы и рога изготовляли поварешки и чашки для чая и бульона.

Одежду кеты еще до революции шили преимущественно из покупных тканей и сукна (зипуны) и из шкур домашнего и дикого оленей. Материалом для одежды служили также заячьи и беличьи шкурки.

Средством передвижения в зимнее время являлись широкие, подклеенные камусом лыжи. В качестве водного транспорта использовались долбленки-однодеревки и большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На промысле охотники пользовались ручными нартами и волокушей из кожи лося.

hello_html_f16f660.jpg

В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм (вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы). Мир, делившийся на три сферы (верхний небесный мир, средний мир людей и нижний подземный мир) населялся множеством добрых и злых духов.

Высшим добрым началом в кетской мифологии было небесное божество Есь. Низвергнутая на землю жена этого божества, Хоседэм, олицетворяла собой зло.

С приходом в Восточную Сибирь русских землепроходцев и миссионеров кеты, наряду с другими сибирскими народами, начали принимать православное крещение.

Хозяйственная деятельность находит свое отражение в народном календаре, который нередко фиксирует ее ранние этапы, свойственные этническим предкам изучаемого народа. К примеру, у современных кетов в названиях месяцев находит отражение занятие рыбной ловлей как в прошлом их основного занятия.

Кульминация праздника — представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе.

Праздник начался с приветствия небольшой речки Елогуй, которая во все времена остается кормилицей населения поселка.

Берег тонкий, как тесьма. Лодки крепкая корма.

Я бросаю в воду сети, рыба ловится сама.

В моей лодке, что ни день, чешуей блестит таймень

И сиги лежат навалом. Выбирай, кому не лень!

На обед богат улов, от восторга нету слов,

Речка Елогуй притихла, не несет крутых валов.

Ах, речка­реченька родная, ты должна меня понять.

Где найти мне сеть такую, чтоб удачушку поймать?

Черемуховая Палица. Каждый праздник у кетов, будь то свадьба, удачная охота на медведя или жертвоприношение духам — охранителям семьи, сопровождался выступлениями сказителей. Они рассказывали о животных, о злых потусторонних существах, о героях, защищавших свой народ от врагов. Самым популярным персонажем героических преданий был Бальнэ — Черемуховая Палица. Богатырь получил такое прозвище потому, что его единственным оружием была дубинка, вырезанная из ствола черемухи. Возможно, когда-то черемуха была тотемом, родовым деревом, одного или нескольких кетских племен. Вплоть до наших дней кеты считают силача Бальнэ реальным человеком. Пожилые люди и сегодня покажут на берегу Енисея место, где стоял чум Черемуховой Палицы.

hello_html_m6bb4496e.jpg

Долганы (тыа-кихи) – это один из малочисленных народов Севера в Российской Федерации. В наши дни долган насчитывается около 7 тыс. человек. Многие долганские семьи проживают в г. Дудинке, поселке городского типа Хатанге. Своё название долганы получили по имени одного из эвенкийских родов долган, которое и стало названием для всего народа.

Традиционные занятия долган – кочевое оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушной промысел и рыболовство. Также очень развито у них народное художественное творчество: пение, танцы, игра на музыкальном инструменте – варгане. Женщины прекрасно вышивают бисером и шелковыми нитями, мужчины владеют древним искусством резьбы по бивню мамонта.

В наши дни долган насчитывается 7 тыс. человек. Живут они главным образом на Таймыре, а также в Якутии и Эвенкии. Долганский язык очень близок к якутскому. В самостоятельный народ долганы сложились сравнительно недавно, в XVIII— XIX вв., в результате слияния отдельных якутских и эвенкийских родов, а также русского старожильческого населения Таймыра — так называемых затундренных крестьян. Очень развито у них народное художественное творчество: пение, танцы, игра на музыкальном инструменте – варгане. Женщины прекрасно вышивают бисером и шелковыми нитями, мужчины владеют древним искусством резьбы по бивню мамонта.

Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники, как Хейро, День оленевода, День рыбака.

hello_html_m2cf2f6fb.jpg

hello_html_46723024.jpg

1 . Ягудина Виктория

Читайте также: