Как некрасов создает картины большого народного праздника в главе сельская ярмонка кратко

Обновлено: 02.07.2024

К начальнику губернии…,

Добра ты царска грамота,

Да не при нас ты писана…

Картина пьяного разгула достигает поистине эпического размаха:

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется —

Шумит, поет, ругается,

Дерется и целуется

У праздника народ!

Странники отправились на ярмарку с надеждой узнать:

Не там ли он скрывается?

Кто счастливо живет?

Умны крестьяне русские,

Что пьют до одурения…

Постой, башка порожняя!

Шальных вестей, бессовестных

Про нас не разноси!

На мерочку господскую

Крестьянина не мерь, —

говорит Яким Веретенникову и поясняет:

… Люди мы великие

В работе и в гульбе.

Пьем — значит силу чувствуем.

Но не по хмельному разгулу нужно судить о мужике. Главное содержание его жизни составляет труд, ежедневный трудовой подвиг. Здесь-то и проявляется истинное его богатырство:

На пожне гору добрую

Поставил, съел с горошину…

Соленая

Читайте текст предыдущей главы: Доброе время – добрые песни.

Бурлак

— Помещик наш особенный: Богатство непомерное. Чин важный, род вельможеский, Весь век чудил, дурил. Да вдруг гроза и грянула… Не верит: врут, разбойники! Посредника, исправника Прогнал! дурит по-старому. Стал крепко подозрителен, Не поклонись — дерет! Сам губернатор к барину Приехал: долго спорили, Сердитый голос барина В застольной дворня слышала; Озлился так, что к вечеру Хватил его удар! Всю половину левую Отбило: словно мертвая И, как земля, черна… Пропал ни за копеечку! Известно, не корысть, А спесь его подрезала. Соринку он терял. —

«Что значит, други милые, Привычка-то помещичья! — Заметил Митродор.

А князь опять больнехонек… Чтоб только время выиграть, Придумать: как тут быть, Которая-то барыня (Должно быть, белокурая: Она ему, сердечному, Слыхал я, терла щеткою В то время левый бок) Возьми и брякни барину. Что мужиков помещикам Велели воротить!

Поверил! Проще малого Ребенка стал старинушка, Как паралич расшиб! Заплакал! пред иконами Со всей семьею молится, Велит служить молебствие, Звонить в колокола!

И силы словно прибыло, Опять: охота, музыка, Дворовых дует палкою, Велит созвать крестьян.

Собрался мир, галдит!

— Ты стой пред ним без шапочки, Помалчивай да кланяйся, Уйдешь — и дело кончено. Старик больной, расслабленный, Не помнит ничего! —

Подумавши, оставили Меня бурмистром: правлю я Делами и теперь. А перед старым барином Бурмистром Климку назвали, Пускай его! По барину Бурмистр! перед Последышем Последний человек!

У Клима совесть глиняна, А бородища Минина, Посмотришь, так подумаешь, Что не найти крестьянина Степеннеи и трезвей. Наследники построили Кафтан ему: одел его — И сделался Клим Яковлич Из Климки бесшабашного, Бурмистр первейший сорт.

Пошли порядки старые! Последышу-то нашему, Как на беду, приказаны Прогулки. Что ни день. Через деревню катится Рессорная колясочка: Вставай! картуз долой! Бог весть с чего накинется, Бранит, корит; с угрозою Подступит — ты молчи! Увидит в поле пахаря И за его же полосу Облает: и лентяи-то, И лежебоки мы! А полоса сработана, Как никогда на барина Не работал мужик, Да невдомек Последышу, Что уж давно не барская, А наша полоса!

Глухонемой дурак! Доволен Клим. Нашел-таки По нраву должность! Бегает, Чудит, во все мешается, Пить даже меньше стал! Бабенка есть тут бойкая, Орефьевна, кума ему, Так с ней Климаха барина Дурачит заодно. Лафа бабенкам! бегают На барский двор с полотнами, С грибами, с земляникою: Все покупают барыни, И кормят, и поят!

Крестьянское терпение Выносливо, а временем Есть и ему конец. Агап раненько выехал, Без завтрака: крестьянина Тошнило уж и так, А тут еще речь барская, Как муха неотвязная, Жужжит под ухо самое…

— Да, почтенные: Почти что в тот же день! Он к вечеру разохался, К полуночи попа просил, К белу свету преставился. Зарыли и поставили Животворящий крест… С чего? Один бог ведает! Конечно, мы не тронули Его не только розгами — И пальцем. Ну а все ж Нет-нет — да и подумаешь: Не будь такой оказии, Не умер бы Агап! Мужик сырой, особенный, Головка непоклончива, А тут: иди, ложись! Положим, ладно кончилось, А все Агап надумался: Упрешься — мир осердится, А мир дурак — доймет! Все разом так подстроилось: Чуть молодые барыни Не целовали старого, Полсотни, чай, подсунули, А пуще: Клим бессовестный, Сгубил его, анафема, Винищем.

Посол идет: откушали! Зовет, должно быть, старосту, Пойду взгляну камедь! —

Некрасов-"кому на руси жить хорошо"
глава "сельская ярмонка"
- "+" и "-" черт русского хар-ра?
- Какие надежды высказавает автор в главе?
- какая в этой главе странность?

Русское крестьянство предстаёт в поэме как собирательный образ, многоликое явление и раскрывается и в массовых сценах, и в образах отдельных персонажей. В главах "Сельская ярмонка", "Пьяная ночь", "Пир на весь мир" Некрасов создаёт ряд массовых сцен, в которых крестьянство изображено единым целым в различных, но при этом типичных для него ситуациях : на празднике, в пьяном застолье, на базаре, на сельском сходе. Стержнем любой массовой сцены становится то состояние, настроение, которое владеет крестьянами в тот момент и которое, несмотря на все конкретности, объединяет их в целое. . Например, в главе "Пьяная ночь" таким состоянием является "пьянство дикое – чумной порок России", в главе "Сельская ярмонка" - настроение приподнятости, оживления, праздника. Характерно для массовых сцен в поэме и то, что в пестроте, водовороте лиц автор неожиданно задерживает внимание на каком-то второстепенном герое – и даёт его развёрнутую характеристику. Таков, например, в главе "Сельская ярмонка" пропившийся дед Вавила, который мечтает купить сапожки своей внучке.

В создании массовых сцен Некрасов использует приём многоголосья, когда кроме голоса автора появляются другие персонажи. Поэт мастерски воспроизводит поток живой разговорной речи, метко индивидуализирует речь героев. В море людских голосов выделяются краткие реплики, которые создают красочную картину народной жизни. Характерный пример – глава "Пьяная ночь", где реплики сливается в одной строфе в многоголосный хор крестьян, возвращающихся с ярмарки. В массовых сценах раскрываются особенности национального характера : бесшабашная удаль, душевная широта, способность к сопереживанию. Взгляд Некрасова реалистичен, трезв. Крестьяне предстают перед читателями и жестокими, и безобразно пьяными, и невежественными до дикости. Но крестьянство, обладает способностью к постоянному труду, природным умом и смекалкой. Среди народа Руси, автор видит и людей оставшихся без крова и хлеба, и проходимцев, и борцов за истинную веру, и правдолюбцев, и хранителей народной мудрости, народного словесного искусства. Богатство черт русского народа, его возможности проявились и в индивидуальных образах поэмы.
Русский народ в изображении Некрасова – сила, противостоящая образованному меньшинству. Невежество, жестокость, пьянство, лень – и трудолюбие, смекалка, поэтичность создают противоречивую реальную картину народной жизни. Можно не соглашаться с позицией автора, призывающем к бунту, к насилию, но жизнь народа, его духовное состояние даны в поэме подробно и точно. И в этом отношении "Кому на Руси жить хорошо" по праву может считаться народным произведением, и дающим богатую пищу для размышления о судьбах России.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Вторая глава произведения начинается, как и предыдущая ( глава "Поп" ) реалистическим пейзажем.

Реалистический пейзаж отличается тем, что отображает определенные насущные проблемы действительности. Весна связывается не с традиционным романтическим чувством возрождения, а с думами об урожае и с необходимостью чем-то кормить изголодавшийся за зиму скот - то есть с главными заботами крестьянина:

Весна нужна крестьянину
И ранняя и дружная,
А тут — хоть волком вой!
Не греет землю солнышко,
И облака дождливые,
Как дойные коровушки,
Идут по небесам.

Проходя одним селом, наши герои удивляются, почему в нем почти ни души. Оказывается, все уехали на ярмарку, устроенную в селе Кузьминском по случаю церковного праздника. Некрасов использует слово "ярмонка", чтобы сохранить народное словоупотребление того времени.

В надежде найти в столь благостный день счастливых соотечественников, отправляются туда и мужики.

Тема пьянства

И что же видят там они? Прежде всего - обилие торговли спиртным. Все мужики стоят без шапок, хотя крестного хода вроде бы нет. Оказывается, за нехваткой стаканов, они протягивают шапки, платки и даже рукавицы разносящим спиртное, чтобы им туда налили горькой. Поэт применяет иронию:

Ой жажда православная,
Куда ты велика!
Лишь окатить бы душеньку,
А там добудут шапочки,
Как отойдет базар.

Некоторые приехавшие торговать уже не могут начать свою торговлю, так как опьянели.

Дед Вавилушка пропил последние гроши и потому плачет, что не только все домашние не получат теперь гостинцев, но и самая любимая внучка останется без обещанных башмачков. Вавилушка, убивающийся о собственном болезненном малодушии, напоминает нам безвольного пьяницу Мармеладова из "Преступления и наказания", написанного годом позже (в 1866) Достоевским.

Тема любви к народу

Собиратель фольклора Павлуша Веретенников - первый образ в поэме, который воплощает тему любви к мужику. Он спасает горького пьяницу Вавилушку, дав ему деньги на башмачки для внучки.

И вот здесь мы прикасаемся к ответу на вопрос - кто счастлив на Руси?

И получаем первый ответ: счастье - в неравнодушии человеческом, во взаимопомощи, в сострадании. Оно не у какого-то определенного сословия, а в данном случае там, где душевно соприкасаются два разных слоя общества - грамотный "барин" Павлуша и несчастный крестьянин.

Вавило схватил ботиночки, которые купил ему Павлуша, и даже спасибо "забыл сказать" на радости. Побежал к своей дорогой внучке.

Тема крестьянского невежества

Торговцы мелочами (так называемые офени) берут у купца портреты толстых генералов, попов, разбойников. Они объясняют, что крестьяне покупают у них только такие картинки, где господа толстые и грозные. А своих истинных героев и заступников народ и не знает.

Эх! эх! Придет ли времечко,
Когда (приди, желанное. )
Дадут понять крестьянину,
Что розь портрет портретику,
Что книга книге розь?

Читайте также: