Как не бояться никого в школе

Обновлено: 04.07.2024

Что такое трудное поведение и каким оно бывает

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет.

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно.

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт.

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе. Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе. В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате.


Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ.

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах.

Что такое травля и как она выглядит

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля. Травля - это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого.

Как учителю прекратить травлю в классе

Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе.

Если ребёнок отказывается идти в школу, то стоит насторожиться. Может, причина кроется в страхе перед учителем или одноклассниками?

Не буду рассказывать о травле, потому что в ситуации травли всё слишком индивидуально.

Мы рассмотрим ситуацию, когда травли нет. Когда ребёнок боится учителя, стесняется отвечать перед классом, избегает выступлений на школьных мероприятиях и научных конференциях. Когда он готов получить неудовлетворительную оценку, хотя подготовился к уроку.

Разберём три ситуации:

1. Учитель ругается, кричит, унижает. Ребёнок отказывается идти в школу.

2. Ребёнок боится отвечать взрослому человеку из-за страха показаться глупым.

3. У ребёнка паническая атака при выступлении перед классом.

Родители, важно понять причину страха, обсудить сложившуюся ситуацию и принять эмоции ребёнка. Признать право испытывать страх, сказать, что многие известные и успешные люди волнуются перед выступлением. Вспомнить случаи, когда вы или кто-нибудь из родственников или знакомых испытывал похожее чувство.

Итак, ситуация первая.

Учитель-неадекват . Наверное, в жизни каждого человека встречались такие вот "учителя". Помню, как меня трясли за грудки, обвиняли в том, что разговариваю весь урок, хотя я ни слова не произнесла. И орали-орали-орали. Хотелось встать, взять стул и запустить в кого-нибудь, потому что с сильным чувством несправедливости и беззащитности было крайне сложно было бороться.

Ребёнку стоит объяснить, что учитель кричит не на тебя, не на весь класс. А он просто не умеет не кричать. Вот такая у него слабость. А что мы делаем со слабыми? Жалеем. Давай же и нашего учителя пожалеем. Вот он кричит, а ты сиди и жалей. Покричит и успокоится. Можно ещё его представить в подгузнике (потому что маленькие дети тоже плачут и кричат, когда хотят что-то). Или с соской во рту.

Ситуация вторая.

Учитель-адекват . В жизни встречались подобные учителя. Так сильно их уважаешь, что боишься показаться дураком или сморозить глупость. Сидишь перед ним и пару слов связать не можешь.

В таком случае лучше рассказать ребёнку, что этот учитель - обычный человек. Со своей личной жизнью и проблемами, поэтому он не будет помнить "твой провал в ответе". Придумайте, как бы ребёнку было легче отвечать. Например, отвернуться, чтобы не видеть учителя, или закрыть глаза. Такие учителя часто идут навстречу ученикам, испытывающим сложности. Есть смысл поговорить с учителем после уроков, объяснить ситуацию и попросить о помощи.

Ситуация третья.

Одноклассники пугают одним своим видом . В этом случае ребёнок думает, что во время ответа все люди в помещении смотрят на него и оценивают, ищут недостатки, обсуждают. Стоит взять на какое-нибудь выступление или собрание, чтобы он повернул голову и посмотрел на скучающие лица слушателей, которые занимаются посторонними делами или отрешённо смотрят в пустоту, слушая выступающего.

Попросите ребёнка во время следующего ответа перед одноклассниками представить их в виде котиков или зайчиков. Это смешно, поэтому притупляет чувство страха.

Можно также найти на стене точку, раму, трещину, смотреть только на неё и отвечать.

А вы боялись отвечать учителю или выступать перед толпой? Как с этим боролись?


Ребёнок, попадая в детский коллектив садика или школы, только начинает учиться общению со сверстниками. И неизбежно сталкивается с тем, что его интересы не совпадают с интересами других детей. Отсюда возникает конфликт, разрешить который должным образом даже школьнику или подростку удаётся далеко не всегда.

В этой статье мы поговорим о том, как научить ребёнка постоять за себя, какие существуют пути выхода из конфликтной ситуации и стоит ли родителям вмешиваться, если сын или дочь не может самостоятельно дать отпор обидчикам.

Содержание:

Конфликты в детской среде


Столкнуться с разногласиями со сверстниками дети могут в любом возрасте.

Малыши и дошкольники

В 2-3 года конфликты между малышами могут возникнуть из-за:

Предугадать появление таких ситуаций невозможно. Поэтому мамам и папам стоит быть особенно внимательными, отправляясь гулять на детскую площадку, чтобы вовремя предотвратить назревающую ссору.

В возрасте 4-6 лет причинами раздоров между детьми становятся:

  • зависть к чужим успехам;
  • ревность к вниманию взрослого;
  • обида на сверстника за то, что тот не поделился игрушкой или сладостью.

В этом возрасте дошкольники нередко сами могут спровоцировать конфликты, а накажут того, кто первый применил силу.

Младшие школьники

как научить ребенка постоять за себя

В младшем школьном возрасте причины разногласий между детьми остаются такими же, как и в детском саду. К ним добавляются зависть к хорошим оценкам и расположению учителя, а также неприязнь к тем детям, которые чем-то отличаются от других: носят очки или имеют проблемы с лишним весом.

Подростки

Желание унизить соперника за счёт собственной значимости возрастает к подростковому возрасту.

Как правило, жертвами травли становятся тихие, застенчивые дети, не умеющие дать отпор обидчикам. Причинами буллинга может быть любая деталь, отличающая ребёнка от сверстников.

Как показывает практика, нравоучительные беседы с зачинщиками травли и призывы к совести не спасают. Если в ситуацию вовремя не вмешаются взрослые и не прекратят конфликт, всё может закончиться очень печально.

Кроме травли разногласия между подростками могут быть вызваны:

  • конкуренцией за внимание понравившегося мальчика или девочки;
  • попытками добиться расположения авторитетного учителя или тренера;
  • желанием занять определённый статус в группе.

Как вы уже поняли, любой конфликт между детьми требует разрешения. Но каким способом это лучше сделать? Стоит ли давать обидчикам сдачи или лучше всё решить с помощью слов?

Об этом поговорим далее.

Учим ребёнка защищаться

как постоять за себя

Что лучше – уметь постоять за себя или дать сдачи?

Защитить себя – это значит применить защиту, показать свою уверённость и способность противостоять обидчикам. А чтобы ребёнок смог это сделать, родители должны психологически подготовить его к ситуациям конфликта, которые могут с ним случиться, и объяснить, как вести себя в зависимости от обстоятельств.

Например, если сосед по парте обзывает тебя жадиной, не обязательно давать ему учебником по голове или пускать в ход кулаки. Но если он вымогает у тебя деньги или вместе с другими ребятами начинает травить и унижать, твоя реакция должна быть совсем другой.

Пути выхода из конфликтной ситуации

как девочке постоять за себя

Чтобы ребёнок приобрёл нужный опыт общения с людьми и миром, ему нужно научиться разрешать конфликтные ситуации. Конечно, на определённом этапе развития за него это могут сделать родители, но в дальнейшем он должен сам находить выход из острой ситуации.

Рассмотрим основные пути разрешения конфликта, доступные детям:

1. Соперничество

Если ребёнок выбирает эту стратегию, значит, он до конца будет отстаивать свои интересы всеми доступными ему средствами, не исключая применение физической силы.

2. Уход от конфликта

Школьник или подросток отказывается вступать в диалог с обидчиком, не стремится дать отпор.

3. Компромисс

Путь компромисса предполагает стремление договориться с соперником, порой с помощью обмана и лести.

4. Сглаживание конфликта


Ребёнок жертвует своими интересами в пользу соперника (отдаёт свою игрушку или сладости, даёт списать домашнее задание).

5. Разрыв отношений

Это прекращение всяческого общения с соперником, демонстрация ему глубокой обиды и неприязни. Такая стратегия часто используют дети дошкольного возраста.

6. Сотрудничество

Путь сотрудничества с обидчиком требует от ребёнка высокой поведенческой культуры и развитых коммуникативных навыков. Это стратегия предполагает переговоры, совместный поиск решений и конструктивное разрешение конфликта.

Задача родителей – рассказать ребёнку обо всех путях выхода из конфликтной ситуации и обсудить их.

Выбор определённой стратегии поведения во многом будет зависеть и от самой ситуации, и от способности ребёнка оценить грозящую ему опасность.

Глупо и небезопасно будет первокласснику защищать своё имущество или применять физическую силу, если на него в подъезде нападут хулиганы. Но в то же время стоит дать отпор соседскому мальчишке, вымогающему деньги у тех, кто младше. Если ребёнок сам не может этого сделать, он должен обязательно рассказать о происходящем взрослым.

Стоит ли учить ребёнка драться: за и против

как научить ребенка постоять за себя

Как мы уже выяснили, конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но он должен обязательно научиться их решать, чтобы обрести уверенность в себе и собственных силах.

Так стоит ли учить ребёнка защищаться от обидчиков посредством кулаков? Мнения родителей в этом вопросе диаметрально противоположны.

  1. Ребёнок, владея элементами самообороны, сможет защитить себя в любой ситуации, в том числе и от нападения хулиганов.
  2. Школьник или подросток будет чувствовать уверенность в собственных силах в любой острой ситуации.
  3. Если ребёнок занимается спортивной борьбой, это положительно сказывается на его здоровье, воспитывает выносливость, дисциплинированность и выдержку.

Что делать, если ребёнок не может противостоять в ссоре?

самооборона для детей

Нередко родителей огорчает тот факт, что вроде бы ребёнок и знает все способы решения конфликтов, но в критической ситуации теряется и не может дать отпор обидчикам.

Причин этому может быть несколько:

1. Психологически неблагополучная семейная обстановка

Если папа частенько оскорбляет и унижает членов семьи, а те, в свою очередь, никак не могут себя защитить, у ребёнка закрепляется позиция жертвы. И в любых случаях проявления агрессии со стороны других людей он впадает как бы в ступор и не может постоять за себя.

2. Особенности характера ребёнка

Тяжелее противостоять в ситуациях конфликта замкнутым, ранимым и стеснительным детям.

3. Поведение родителей


Ребёнок видит, что родители порой сами не могут отстоять собственные права. Например, если соседи за стеной ночью громко слушают музыку, мама и папа предпочитают не обращать на это внимание, вместо того, чтобы поговорить с ними или вызвать полицию.

4. Неправильные родительские установки

В результате, когда ребёнок сталкивается с посягательством на его имущество или с физической агрессией со стороны сверстников, он подсознательно боится осуждения родителей и не предпринимает никаких действий.

С причинами мы разобрались. Теперь давайте поговорим о том, какие действия родителей должны помочь малышу стать более уверенным в своих силах.

Как помочь ребёнку?


Как вести себя родителям в случае детских конфликтов?

как постоять за себя словами

Если ребёнок попадает в непростую ситуацию, первым порывом родителей всегда будет помочь, защитить и наказать обидчиков.

Но если решать любой конфликт за ребёнка, он так и останется робким, боязливым и неподготовленным к взрослой жизни. Как показывает практика, игнорировать проблемы сына или дочери тоже нельзя, ведь исход может оказаться печальным. Так где же золотая середина?

Давайте разберёмся, чем могут помочь родители ребёнку в конфликтной ситуации, а чего делать не стоит.

Ранний возраст

Малыш в этом возрасте только учится общению со сверстниками и взрослыми и не всегда знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Поэтому родители всегда должны быть на страже интересов ребёнка и следить за тем, чтобы невинная игра на детской площадке не переросла в драку.

Ваши действия при конфликте:

Чего делать не стоит:

  • яростно защищать имущество малыша, отбирая его у других детей;
  • кричать на обидчика и его родителей;
  • стоять в стороне, когда дети начинают драться.

Наблюдая за тем, как мама спокойно реагирует на ситуацию, ребёнок учится в будущем аналогичному поведению.

Дошкольный возраст

как научиться давать отпор

Чем старше становится ребёнок, тем больше он узнает о мире и о взаимоотношениях между людьми. И постепенно учится разрешать напряжённые ситуации самостоятельно, без помощи родителей.

Ваши действия при конфликте:

  1. Узнав о ссоре или драке ребёнка со сверстником, постарайтесь выяснить все обстоятельства произошедшего не только у самого ребёнка, но и у воспитателей.
  2. Узнайте у сына или дочери, что он думает по поводу конфликта, какие чувства испытывает, можно ли было поступить по-другому.
  3. Постарайтесь убедить ребёнка в необходимости примирения с обидчиком.

Чего делать не стоит:

  • угрожать обидчику (дядей-полицейским, страшной Бабой Ягой, которая обязательно заберёт к себе драчуна и прочими);
  • высказывать своё недовольство работникам детского сада, что те не предотвратили конфликт между детьми;
  • не разобравшись в ситуации, объявлять ребёнка виноватым в ссоре и публично отчитывать за содеянное;
  • называть сына или дочь слабаком, неспособным дать отпор обидчику.

Полезным будет рассмотреть с дошкольником различные варианты развития конфликтных ситуаций из мультфильмов и книг и обсудить, что ребёнок думает по этому поводу.

Школьный возраст


Школьные конфликты могут быть спровоцированы на первый взгляд несущественными причинами: кто-то кого-то толкнул, не дал списать домашнее задание, обозвал обидным словом. Но последствия таких конфликтов могут быть самыми серьёзными, и если их вовремя не разрешить, у ребёнка впоследствии могут возникнуть комплексы и серьёзные психологические проблемы.

Ваши действия при конфликте:

Чего делать не стоит:

  • игнорировать конфликты в школе;
  • при малейших разногласиях ребёнка со сверстниками идти жаловаться учителю или директору;
  • стыдить ребёнка за то, что он не может постоять за себя.

Подростковый возраст

как девочке постоять за себя

Дети в этом возрасте очень болезненно реагируют на конфликты, особенно если подросток сталкивается с ситуацией травли. Серьёзные разногласия со сверстниками, учителями или родителями могут стать причиной нервных срывов, депрессии, а в тяжёлых случаях – спровоцировать попытки суицида. Чтобы этого не допустить, родители должны внимательно следить за психологическим состоянием ребёнка и вовремя оказать помощь в решении острых ситуаций.

Ваши действия при конфликте:

  1. Подростки редко рассказывают родителям о своих ссорах и разногласиях со сверстниками. Если подозреваете, что сын или дочь находится в состоянии конфликта, постарайтесь в спокойной обстановке узнать у него, что случилось. Молча выслушайте ребёнка, не перебивая.
  2. Спросите, что подросток думает по поводу этой ситуации, и какие меры предпринимал, чтобы её решить. Выработайте совместный план действий по разрешению конфликта.
  3. Дайте понять, что вы всегда на стороне ребёнка и сможете его защитить, если он вас об этом попросит.

Чего делать не стоит:

  • указывать ребёнку на его ошибки и читать нотации. Скорее всего, он и так понимает, что поступил неправильно. Не усугубляйте его чувство вины;
  • навязывать свою помощь в решении конфликта. Да, порой она действительно необходима. Но когда мама 15-летнего подростка идёт разбираться с соседскими мальчишками, потому что они дразнят ее сына, – это выглядит смешно и нелепо. Ребёнку вы таким способом не поможете, лишь усугубите проблему;
  • надеяться, что подросток сам разрешит конфликтную ситуацию, ведь он уже взрослый;
  • призывать дать отпор обидчикам посредством кулаков. Неизвестно, кто окажется сильнее: ваш сын или группа разъярённых подростков.

7 способов научить ребёнка давать отпор обидчикам


Как вы уже поняли, оградить ребёнка от конфликтных ситуаций практически невозможно. Поэтому важно научить его правильно реагировать на нападки сверстников и не растеряться в напряжённой ситуации.

Существует несколько способов дать отпор агрессорам. Расскажите о них ребёнку от своего лица, или дайте ознакомиться ему самостоятельно.

1. Игнорировать обидчиков, не обращать внимание на прозвища и дразнилки

Да, это действительно сложно. Особенно, когда внутри всё кипит, и так и хочется ответить чем-нибудь обидным.

Но противник, скорей всего, этого и ждёт, чтобы вывести жертву из себя и самоутвердиться за её счёт.

Сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Для этого можно представить, что вы находитесь под стеклянным колпаком, и насмешки до вас просто не долетают. Или, например, что надеваете на обидчика шапку-невидимку, и он постепенно исчезает.

2. Спокойным тоном объяснить обидчикам их неправоту

Зачастую агрессоры не ожидают встретить достойный отпор, поэтому бывает достаточно уверенного и спокойного разговора, чтобы поставить их на место.

3. Не поддаваться на провокации


4. Подготовить ответы заранее

Такой психологический приём обескуражит агрессоров и собьёт с них всю спесь.

5. Неожиданное поведение


Также противник будут очень удивлен, если вы сделаете совсем не то, что он от вас ожидает.

Главное – сохранять уверенность в себе и не реагировать на насмешки и колкости.

6. Использовать методы самообороны

Если ни один из перечисленных способов не помог, и обидчики уже машут кулаками в вашу сторону, вам нужно защитить себя. Способам самообороны вас научат на занятиях по самбо, дзюдо или восточным единоборствам. А, может, и папа покажет несколько простых приёмов. Но не забывайте – вы должны ответить на удар, а не избить противника.

7. Обратиться за помощью к взрослым

Да, вы не Супермен и не можете решать все конфликты грубой физической силой, особенно, если её нет. Поэтому если обидчики угрожают вам или применяют насилие, самым верным шагом будет позвать на помощь взрослых людей – учителей, родителей или просто прохожих.

Эти способы самозащиты предназначены как для мальчиков, так и для девочек. Ведь девчонкам нисколько не меньше (а то и больше) приходится терпеть насмешки и издевательства со стороны сверстников. Поэтому родители должны научить свою принцессу в случае конфликта уметь постоять за себя и дать отпор всем недоброжелателям.

Советы психологов родителям и детям

как научить ребенка защищаться

Чтобы ребёнок рос сильным и уверенным, а также способным правильно повести себя в конфликтной ситуации, родителям необходимо соблюдать определённые правила воспитания:

Конфликты в жизни ребёнка неизбежны. Но чтобы научиться их правильно решать, необязательно пускать в ход кулаки. Достаточно быть сильным и уверенным в себе человеком, способным отстоять собственное мнение и не идти на поводу у обидчиков.

Чтобы ребенок не стал жертвой травли: что делать учителям и родителям

Буллинг в школе

Разобрались. Идем дальше.

— Как вы думаете, стоит ли в ситуации насилия обращаться за помощью ко взрослым?

— Хорошо. Поднимите руки, кто считает, что конфликты нужно решать самостоятельно?

Поднимают руки все. Единогласно. Как говорится, что и требовалось доказать.

— Представьте, что у вас в транспорте вытащили телефон или кошелек. И ваши родители написали заявление в полицию. Они тоже — ябеды?

Неловкая пауза. Затем реплики с места:

Жертвы травли: история из школьного детства

Учителя не вмешивались. Вернее, вмешивались — когда им мешали проводить урок. Тогда мальчишкам ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Но никто из учителей и администрации не придавал значения тому, что в классе имеет место систематическая, намеренная и порой изощренная жестокость.

Убрать перемены — или занять детей

Когда я только начала работать в школе, первым моим желанием было. убрать перемены. И если не убрать, то сократить — особенно длинные, двадцатиминутные. Во время которых как раз и происходят ЧП крупного и мелкого масштаба. От потерянных вещей — до травмоопасных драк.

Однако энтузиастов, на переменах устраивающих для детей чаепития, не так уж много. Неудивительно — ведь учителям нужно набраться сил перед следующим уроком.

В итоге дети, которых часто не объединяет ничего кроме общей цифры и буквы класса, дети из разных социальных слоев, имеющие совершенно разные интересы и ценности, дети, плохо владеющие навыками общения, но любыми средствами стремящиеся занять место под солнцем в классном коллективе, — дети остаются предоставленными сами себе.

Драка на уроке. Учитель не виноват?

Разговариваю с пострадавшими: почему не обратились к учителю физкультуры? Да потому, что тот отмахнулся и велел разбираться самим. Учитель недоумевает: в чем проблема? Подумаешь, подрались мальчишки. Не прерывать же урок из-за этого. А тут родители с претензиями. Жалобы, докладные. Раздувают из мухи слона вместо того, чтобы учить детей постоять за себя. Хлюпиков воспитывают.

Как предотвратить драки в младших классах: школьные правила

— Он первый задирается! Он всегда первым начинает, а потом плачет!

— Меня папа учит сдачи давать, а не жаловаться!

— Я, что, зря на карате хожу? Я хочу уметь себя защитить!

— Если я не дам ему сдачи — меня все будут считать слабаком!

— А вот если бы вашего сына в школе побили? Вы бы тоже ему сказали, что драться нельзя?

В общем, убедившись в бесполезности моих морально-этических сентенций, я зашла с другой стороны.

— Ребята, в школе, как и в государстве, есть законы и правила. Законы школы прописаны в школьном уставе. Так вот, согласно школьному уставу, драться ЗАПРЕЩЕНО. И в этом же уставе сказано, что конфликты требуется решать с помощью взрослых. Хотите вы этого или не хотите, нравится вам это или нет — таков закон. Не согласны? Хорошо. Но знайте, что, вступая в драку, вы нарушаете закон. И в таком случае будьте готовы нести ответственность за нарушение.

В который раз убеждаюсь, как важны для детей четкие границы и правила поведения.

Как не стать жертвой

Ребята смотрели фильм с азартом и интересом. Ближе к развязке мнения разделились. Девочки считали, что герой расскажет кому-то из взрослых ситуацию с травлей мальчика и попросит о помощи. Мальчишки, наоборот, ожидали, что герой найдет в себе силы и победит агрессоров. С каким жаром они болели за него!

Но я твердо стою на своем. Если чувствуешь, что можешь разрулить конфликт сам — молодец. Если ситуация заходит в тупик — информировать взрослых можно и нужно. В очередной раз провожу границы между обычной дракой и физическим насилием, между обычной дразнилкой и насилием психологическим.

Как учитель делает ребенка изгоем

С переходом в среднюю школу ситуация, само собой, усугубляется. И если классный руководитель среднего звена неравнодушен к Васе и Саше, то ему понадобится масса усилий, чтобы оборвать тянущийся за ребятами шлейф многолетнего гона.

Привычный разговор детей-младшеклассников:

— Иванов пришел! Он двоечник и прогуливает школу! Я не буду с ним сидеть —пересадите меня!

— Почему ты не хочешь с ним сидеть? Он тебя обидел?

— Он двоечник и дебил! — азартно подключаются одноклассники. — И в школу не ходит, потому что боится двойку получить!

— Стоп, ребята. Ваш одноклассник две недели не был в школе. Хоть один из вас спросил у него, почему? Может, болел? Может, ему нужно помочь с уроками?

Причины травли — всегда в коллективе

Ярлыки, тянущиеся из начальной школы — лишь один из факторов риска возникновения групповой травли. Помимо это факторов может быть великое множество. Немодно одевается. Не попадает в струю общих интересов. Имеет какие-то странности в поведении. Часто обижается и плачет. Ну и так далее.

Означает ли это, что объект травли виноват сам? Что это он настроил коллектив против себя? И вместо того, чтобы обижаться и жаловаться, ему следует измениться самому?

Фрагмент номер один. Новенькая девочка приходит в класс. Не успевает переступить порог, как одноклассники ставят ей подножку и начинают потешаться. В чем причина насмешек? В том, что девочка неловкая, неуклюжая, с растерянной улыбкой? Или в том, что ее дедушка, знаменитый коллекционер картин, носит заплаты на пальто? Да нет: просто в этом классе насмешки и издевки — привычный стиль общения Вон у каждого второго клички, и не самые приятные. Ведет ли себя Лена как жертва? Вовсе нет. Не плачет, не обижается — открыто каждому улыбается и смеется вместе со всеми. Очень правильная модель поведения. Возможно, ее бы и не стали травить в классе. Ведь обижают только того, кто обижается. А почему на нее класс ополчился — это уже другая история.

Как бороться с буллингом в школе

Давайте подведем итоги. Что делать и куда бежать в ситуации школьной травли?

Травля в школе — это страшная среда, где жертва чувствует себя загнанной в угол, и кажется, что ситуацию уже никак не изменить. TeenAge.by расскажет, что делать, чтобы не попасть в позицию жертвы или как из нее вырваться.


Что делать для предотвращения травли?

Попадая в новый класс или коллектив, совсем не хочется оказаться в нем изгоем. Естественное желание — найти себе друзей, хорошо со всеми общаться и учиться без особых проблем. И вот вы ходите в школу, и вдруг со временем начинаете получать от одноклассников шутки в ваш адрес.

Это могут быть “безобидные”, по их мнению, комментарии, оценка вашей внешности и поведения. Это ключевой момент, в это время одноклассники проверяют вас на прочность, смотрят на реакцию.

1. Можно отреагировать безразличием. Игнорирование даст понять, что вас их слова не задели. Тогда одноклассникам станет скучно вас донимать, и они отстанут.

2. Но если все-таки ваш голос дрогнул, вы опустили глаза или ваши руки задрожали, значит вам не все равно. Эмоция обиды, грусти на их слова действует как подкрепление для обидчика. Вероятно, шутки продолжаться и будут становиться все жестче, пока будет идти ответная реакция.

3. Оптимальным вариантом будет юмор. Если вас назвали жирным, ответьте, что вы энергосберегательный. Используйте сарказм, иронию, можно даже отразить язвительный комментарий: “у меня по крайней мере есть грудь”. От характера ответа будут зависеть дальнейшие отношения с людьми. Если вы хотели бы общаться с этим человеком, отшутитесь по-доброму, если нет можно и нахамить в ответ.

Но не у всех людей есть эта ответная агрессия, умение шутить или скрывать эмоции под маской безразличия. Обидные шутки могут действительно ранить, и неприятные чувства будет тяжело сдерживать. Что делать тогда? Не молчать. Тут же ответьте человеку прямо и честно, что вас эти слова задели, то, что он говорит — это обидно и унизительно. Скажите, чтобы он так больше не делал.

Признание может показаться проявлением слабости, особенно в подростковой среде. Но если не пресечь в самом начале эти комментарии, может стать только хуже. Пока не началась реальная травля, у вас есть голос. Используйте его.

Если против вас начали использовать скрытую травлю: распускать слухи, осуждать вас за спиной, постарайтесь найти зачинщика и вызовите его на открытый разговор при свидетелях. Если у вас есть доказательства, например одноклассник, который сможет подтвердить, что именно этот человек вас обговаривал, сплетник не сможет уйти в отрицание. Выскажите, что вас не устраивает, что сплетни не правдивы и что этому человеку нельзя доверять. Это больше повлияет не на самого сплетника, а на людей, которые перестанут верить в его слова и его сплетни потеряют силу. Попросите ваших друзей-одноклассников о защите, пусть и они подключаться и начнут пресекать любую клевету в ваш адрес.

Как избавиться от травли?

Как быть, если вы уже стали заложником ситуации? Находясь в условиях насилия, преследует чувство, что вы беспомощны и одиноки, у вас нет сил для противостояния и кажется, что никто не может помочь. Именно этого добивается агрессор, и необходимо вернуть себе контроль над ситуацией.

1. Для начала осознайте все происходящее. Вы жертва агрессии в школе. Вы не виноваты в том, что с вами происходит. Нет ни одной веской причины вас травить. Вы не должны менять свою внешность или поведение, чтобы понравится обидчику. Нет, травля не рассосется, не исчезнет сама по себе. Выход есть, и вы сможете остановить издевательства.

2. Затем нужно обдумать план действий. Что вы можете сделать, находясь в таком положении?

— по возможности избегайте столкновений с обидчиком. Чем реже вы видитесь, тем меньше возможностей над вами издеваться. Если вас преследуют после школы и на коридорах на перемене, держитесь ваших друзей или мест большого скопления людей. Не оставайтесь одни.

— получите внешнюю поддержку и опору . Задайте себе вопрос, кому вы могли бы довериться. Многие подростки переживают травлю в одиночестве.

Причин молчания очень много: стыд признаться, что у тебя проблемы, страх, что не поддержат, скажут, что сам виноват, и вообще я не стукач, справлюсь сам. Но взбунтоваться в одиночку будет крайне тяжело. Обидчика может припугнуть только тот, кто сильнее его. Ваш родитель, авторитетный учитель, школьный психолог, старший брат. Поделитесь всем, что с вами происходит, и пусть этот человек придет в школу решать вопрос. Если в вашей школе учителя игнорируют или поддерживают травлю, нужно идти к директору.

— собирайте доказательства травли. Записывайте на диктофон оскорбления, угрозы. Отмечайте пропажу вещей. В случае драк, делайте фото, снимайте побои в милиции.

— агрессор должен бояться санкций. Его действия не должны остаться безнаказанными. Возможно, для кого-то подойдет драка с обидчиком, но лучше публичное привлечение к ответственности, если при всех одноклассниках будет поднята на обсуждение проблема травли. А также необходимо весомое наказание, если травля продолжиться: исключение из школы, например.

3. Сменить класс или школу может быть радикальным, но полезным способом.

Вообще, даже если травля прекратилась, отношений к жертве в классе может остаться негативным или безразличным. Мало кто сможет после такого завести себе друзей с бывшими свидетелями издевательств. Учиться в такой обстановке спокойнее, но все еще не уютно. Тогда лучше перевестись в новый коллектив. А если после разбирательств, травля продолжилась, то переход в новую школу является единственным решением.

Что делать с последствиями травли?

Еще вариантом будет поиск жертв травли в интернете или среди друзей. Возможно, в вашем окружении кто-то тоже сталкивался с издевательствами и смог из этого выбраться. Обменивайтесь опытом, поддерживайте друг друга.

Полезные ресурсы

— Если вы находитесь в ситуации буллинга и чувствуете, что вам не к кому обратиться, воспользуйтесь телефоном доверия для подростков. Вот перечень номеров.

— Если вы ищете постоянную помощь и поддержку от специалиста и не знаете, где ее найти, то в Беларуси есть множество Центров дружественных подросткам. Там есть психологи, которые принимают очно и онлайн.

— Если вы хотите помочь борьбе с травлей в школах Беларуси, обратите внимание на проект “Нулевое сентября”.

— Дополнительную информацию о травле, ее механизмах и способах защиты можно почитать на сайте российского проекта “Травли NET”.

Читайте также: