Как называлось поселение в котором жили первые на территории россии протестанты ответ кратко

Обновлено: 05.07.2024

В царствование Федора Иоанновича и Бориса Годунова количество протестантов в стране значительно увеличилось. Годунов покровительствовал бежавшим от католического преследования в Европе лютеранам и реформатам и обещал им материальную поддержку: «Мы в три раза возвратим вам то, что вы там потеряли: дворян мы сделаем князьями, меньших людей — боярами; слуги ваши будут у нас людьми свободными; мы дадим вам землю, людей и слуг, будем водить вас в шелку и золоте, кошельки ваши наполним деньгами; мы не будем вам царем и господином, а отцом, а вы будете нашими детьми, и никто, кроме нас самих, не будет над вами начальствовать: я сам буду вас судить, и вы останетесь при своей вере. Но за это вы должны поклясться по своей вере, что будете служить нам верою и правдою.

В первые десятилетия пребывания в России протестанты каких-либо организованных конфессиональных структур не имели, собираясь для проведения богослужебных обрядов исключительно в частных домах13. Переживая период становления общин, лютеране и реформаты стали обращаться к властям с просьбами о строительстве собственных храмов. Первые в России лютеранские кирки были построены в Москве: одна в 1575 г. по ходатайству жениха племянницы Ивана IV герцога Магнуса14, вторая — в 1580 г. В 1594 г. была поставлена лютеранская кирка уже и в Нижнем Новгороде15. В начале XVII в. в Москве появились еще две кирки.

Годы Смутного времени стоит оценивать особо. Известно, например, что в 1610 г. порученцами Лжедмитрия II была уничтожена лютеранская кирка в Москве.

Представители протестантской ветви христианства присутствуют в России уже почти 500 лет. Данный материал содержит краткий обзор истории их непростых отношений с государством в дореволюционной России и СССР.

XVI в. На русской земле протестантизм появился в XVI веке, практически сразу после Реформации. Первые протестанты приехали в Россию как купцы: лютеране – в 1520-е гг., англикане – при Иване IV (1533–1584), кальвинисты – в конце XVI века. Протестантские общины в Москве, Архангельске, Вологде и других торговых городах существовали отдельно от русских; протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в протестантизм русских.

Протестанты в России и СССР - история и отношения с государством

Лютеранская церковь Святого Михаила, построена в 1764, снесена властями в 1928

Протестанты в России и СССР - история и отношения с государством

Гренвилл Редсток

Протестанты в России и СССР - история и отношения с государством

Крещение баптистов в Минусинске, 1907

Протестанты в России и СССР - история и отношения с государством

Пятый дальневосточный съезд евангельских христиан, 1926

1930-е гг. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. гонения, имевшие место в отношении православных христиан, распространились на всех протестантов. Реформатство, методизм, Новоапостольская церковь, квакерство были полностью уничтожены. На грани исчезновения была и лютеранская церковь – в 1937 г. был расстрелян последний пастор; депортации подверглись финны, эстонцы, латыши, немцы. Лютеранская традиция сохранялась благодаря т.н. братским мирянским общинам. В таком же бедственном положении находился и адвентизм седьмого дня. Союз баптистов в 1929 г. был распущен, а его руководители, как и многие рядовые верующие, арестованы. В марте 1935 г. распался и Союз баптистов СССР.

Протестанты в России и СССР - история и отношения с государством

Богослужение Московской общины евангельских христиан-баптистов

Объединялись и адвентисты, поставленные властями в нелегальное положение. В 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1985–1990 гг. руководители церквей в республиках СССР тайно объединились в Координационный межреспубликанский совет. В 1990 г. на Всемирном съезде Генеральной конференции АСД в Индианаполисе (США) церковь АСД СССР получила статус мирового отделения (дивизиона) Всемирной церкви АСД. В 1990 г. прошёл съезд церквей христиан-адвентистов седьмого дня (ХАСД) в России, на котором был принят устав Российского униона (союза), входящего в Евро-Азиатский дивизион.

Подводя итог, отметим, что именно советский период российской истории стал наиболее сложным для отечественных представителей протестантского направления христианства. Впрочем, в равной мере это можно отнести и к представителям практически всех религиозных течений.

Об авторе: Оксана Зеленова (Куропаткина) - Российский религиовед, кандидат культурологии, заместитель директора Центра изучения и развития межкультурных отношений, один из авторов "Большой Российской энциклопедии".

ПРОЧИТАТЬ РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ, РАССКАЗАННЫЕ ОЧЕВИДЦАМИ ПРЕСЛЕДОВАНИЙ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ В СССР ВЫ МОЖЕТЕ В РАЗДЕЛЕ "СУДЬБЫ"


Правда о протестантах

— Разве у нас есть какая-то ещё Церковь, кроме нашей, Православной? — спросил меня однажды глава администрации одного небольшого города в Московской области после того, как я представился ему пастором Церкви христиан адвентистов седьмого дня.

Подобные вопросы мы можем услышать довольно часто от самых разных людей. Всё дело в некой идейной установке, сложившейся в последнее время в нашей стране и популяризованной средствами массовой информации. Нас пытаются убедить, что Россия — исконно и поголовно православная страна и никакой другой религии россияне никогда не исповедовали. Сегодня слова русский и православный во многих умах — синонимы. Быть истинным патриотом России для большинства означает быть православным. Протестанты поэтому воспринимаются как некий чужеродный элемент, привнесённый с Запада в последние десять–пятнадцать лет, чтобы — ни больше ни меньше! — подорвать веру русскую, веру православную, а вместе с ней — о ужас! — и основы самого государства Российского.

А и правда, имеют ли российские протестанты право считать свою веру, как сами утверждают, традиционной наряду с православной, а себя самих — в связи с этим — полноценными россиянами? Ведь в нынешней атмосфере, едва гражданин России станет членом какой-либо протестантской церкви, он немедленно должен озаботиться вопросом: по-прежнему ли он полноправный хозяин в собственной стране или превратился в варяжского гостя? Да и вообще, не мешает ли протестанту в России его вера быть патриотом и заботиться о процветании своей страны? Если верить расхожему мнению, то очень даже мешает!

В поисках ответа на эти мучительные вопросы автор обратился к истории государства Российского — исследованиям видных отечественных учёных, сферой интересов которых была история протестантов в нашей стране. Заметим кстати, что исследования, на которые ссылается автор статьи, могут содержать интерпретации исторических фактов, отличные от общеизвестных. Однако это отнюдь не означает, что они неверны. Необходимо помнить, что историю порой представляют так, чтобы она соответствовала определённой идеологии, замалчивая те факты, которые не вписываются в прокрустово ложе общепринятых взглядов. Так что в данной статье читателя ждут удивительные открытия из истории Отечества, доселе малоизвестные, ибо скрывались от общественности. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным.

Протестантизм приплыл на купеческом корабле

Самыми первыми протестантами были купцы-лютеране из северогерманских городов, главным образом, Гамбурга и Кёнигсберга, которые издавна имели торговые связи с Новгородом и Москвой. Лютеране прибывали в Россию также из Швеции, которая благодаря влиянию шведских проповедников церковной реформации Олафа и Лаврентия Петри и при поддержке принявшего протестантизм короля Густава Вазы одной из первых стран Северной Европы приняла протестантизм в качестве государственной религии1.

В 1524 г. между Россией и Швецией был заключён мирный договор, шведские купцы получили право основать в Великом Новгороде торговый дом и вести торговлю по всей России.

В 1553 г. английские купцы проложили торговый путь в Россию через Белое море и спустя два года создали Московскую (Русскую) торговую компанию, членам которой русский царь предоставил право свободного въезда и беспошлинной торговли по всей стране. Вслед за англичанами в 1565 г. пришли голландцы. В Холмогорах и Архангельске, где оседали купцы и корабелы, образовались англиканские и реформатские общины. В 1559 г. купцам Англо-Русской компании была дана царская грамота, которая позволяла им проводить протестантские богослужения в своей среде и запрещала российским властям принуждать их принимать православие2. В 1558–1581 гг. присоединённый к Московскому государству город Нарва стал крупным центром торговли с немцами, датчанами, англичанами, шотландцами, голландцами, словом, со всей протестантской Европой.

После завоевания Москвой Казанского и Астраханского ханств купеческие караваны из Европы и стран Востока стали прибывать в Россию по Волге. Купцы-протестанты начали селиться в поволжских городах (Нижнем Новгороде, Казани) со второй половины XVI в.

Протестанты - послы западной цивилизации

Кроме купцов и мастеровых в Россию приглашали также военных специалистов, в основном офицеров, для обучения русского войска секретам западного военного искусства. В царствование Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в русских войсках служило 5 тысяч немцев-лютеран.

Борис Годунов также призвал в Россию множество немецких ремесленников и техников. Он оказывал особое покровительство протестантам, бежавшим в Россию из стран Западной Европы от религиозных войн и жестоких преследований. Среди них были лютеране и реформаты. В XVII в., во время Тридцатилетней войны (1618– 1648), разгоревшейся в Европе, в Россию переселилось немало беженцев из протестантов.

В царствование Михаила Фёдоровича Романова (1613–1645) немецкие протестантские общины существовали в Серпухове, Ярославле, Вологде и Холмогорах. В Москве проживало только немецких семей более тысячи. Есть данные, что при сыне Михаила Фёдоровича Алексее Михайловиче (отце Петра I ) в России насчитывалось до 18 тысяч лютеран и кальвинистов. В русской армии 38 полков пехоты и 25 рейтарских полков находились под командованием немецких военачальников. Во многом именно протестантам Россия обязана становлением своей армии.

Наибольшее число протестантов прибыло в Россию во время правления Петра I . Пётр был заинтересован в высококвалифицированных инженерах, техниках, судостроителях — специалистах, которые имелись в то время только в протестантских странах Европы. В большой мере благодаря специалистам-протестантам Россия сделала небывалый скачок в своём развитии в эпоху Петра I , превратившись из средневекового феодального государства в европейскую державу, с которой отныне должен был считаться Запад.

Протестанты в России вели торговлю, строили заводы и верфи, участвовали в реформировании русской армии на европейский лад, внесли вклад в развитие русской культуры и образования. Например, в правление Бориса Годунова при лютеранской кирхе была открыта немецкая школа, в которой обучалось 30 учеников, в том числе из русских. Пастор московской лютеранской общины, образованной в 1662 г., Готфрид Грегори стал основателем первого в России театра. Ему для обучения театральному искусству были отданы 26 талантливых русских юношей. Их силами поставили первые спектакли на библейские сюжеты. Представления удостаивали вниманием царская семья и придворные5.

Протестанты — опора Петра Великого

В царствование Петра I увеличивается приток в Россию протестантов из стран Балтии и Германии, в основном это выходцы из дворянских семейств, отпрыски благородных фамилий. Многие из них осели в России, некоторые приняли православие, другие сохранили протестантскую веру, заложив новые общины. Среди них и их потомков люди, которыми гордится Россия. Это сподвижники Петра I Я. В. Брюс и Р. Х. Боур; учёные Л. Эйлер и Г. Ф. Миллер; государственные деятели Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте; декабристы П. И. Пестель и В. К. Кюхельбекер; мореплаватели В. И. Беринг, Ф. Ф. Беллинсгаузен и И. Ф. Крузенштерн; составитель толкового словаря и врач В. И. Даль, поэты А. А. Блок, М. Ю. Лермонтов.

Ещё одним путём попадали в Россию протестанты — как военнопленные. Особенно много пленных взял Иван Грозный в ходе Ливонской войны (1558–1583). Тех из них, кто владел каким-либо ремеслом, расселили по российским городам. Так образовались немецкие слободы в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Пскове, Великом Новгороде, Твери, Костроме, Угличе. Часть пленных отдали в крепостные, многих отправили на жительство в покорённые области бывших Казанского и Астраханского ханств. При Петре I только после поражения шведов под Полтавой в русском плену оказалось около 15 тысяч шведских солдат и офицеров. Партиями по 100 человек они были отправлены в разные города Астраханской, Архангельской и Казанской губерний, 3 тысячи пленных направили на работы в Воронеж, ещё несколько партий — на освоение сибирских земель. Пётр своим указом разрешил шведам брать себе в супруги русских девушек, с тем, однако, условием, что они не должны заставлять своих жён изменять православной вере и обязывались воспитывать детей в православной традиции. Но всё же многим семьям военнопленных удалось сохранить верность протестантизму.

Но больше всего протестантов оказалось в России благодаря присоединению к исконно русским землям западных территорий. Так, например, после Северной войны (1700–1721) к России отошли Лифляндия, Эстляндия, остров Эзель, Ингерманландия и часть Финляндии с городом Выборгом. Во всех этих местах население исповедовало протестантизм. Россия проводила политику веротерпимости по отношению к жителям территорий, присоединённых в ходе военных сражений и мирных договоров. Этих людей запрещалось насильственно обращать в православие, их потомки живут в России и поныне7.

А вот как появились немецкие протестанты в Поволжье. Урождённая немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, будущая Екатерина II , выйдя замуж за наследника русского престола, приняла православие, но к протестантской вере бывших соотечественников не охладела. Став царицей, она стала приглашать немецких крестьян и ремесленников на постоянное жительство в Россию для освоения южных и поволжских земель. Соответствующие манифесты были изданы в 1762 и 1783 гг. Колонисты расселились на Волге, в одну только Самарскую губернию их прибыло до 25 тысяч8.

Перед переселенцами была поставлена нелёгкая задача: поднять целину. Через пять лет поля, пастбища с большим количеством скота, плантации шелковицы начали приносить прибыль, крестьяне богатели. Продукцию своих хозяйств они перевозили на собственных судах через Одессу по Чёрному морю в Таганрог и там продавали. Таким образом, протестанты внесли серьёзный вклад в развитие экономики юга России. Успех сопутствовал колонистам ещё и потому, что они вели нравственный образ жизни. Вот как об этом пишет историк Варадинов: «В колониях меннонитов вообще не было ни пивных, ни таверн. И праздников у них было значительно меньше, чем у православных. Отличались своей религиозностью, ценили порядок и точность.

Русские народные протестанты

В Х I Х в. протестантское население Центральной и Восточной частей Российской империи росло за счёт представителей дворянства, промышленников и купечества из Прибалтики, прибывавших в Россию по государственной и личной надобности. Большая часть из них осела в Санкт-Петербурге, Москве и других больших городах. Кроме того, в Россию переселялись в поисках свободных земель прибалтийские и финские крестьяне, тоже в основном протестанты.

В середине XIX в. отмечается небывалый рост протестантских движений. Этому способствовало несколько причин. Долгое время протестантам запрещалось открыто исповедовать свою веру и заниматься миссионерской деятельностью, что привело к духовному застою в их среде. Российский протестантизм нуждался в пробуждении, обновлении. В это время Россия переживает демократические реформы, начатые Александром II , апогеем которых явилась отмена крепостного права. Реформы, правда, идут туго, но дух свободы уже заразил многих. На смену помещикам в России появляются первые капиталисты. Азы экономики капитализма россияне постигают на Западе, где лидерами капиталистического развития были протестантские страны.

В 1813 г. создаётся Российское библейское общество, которое начало подготовку перевода Библии на русский язык. В 1822 г. издан полный Новый Завет на русском языке, затем публиковались отдельные книги Ветхого Завета, а в 1876 г. издаётся полная русская Библия.

О популярности этих религиозных течений, собиравших множество последователей, свидетельствует яростная борьба государства с инакомыслием, подрывавшим авторитет официальной церкви. Из документов и книг по истории русских протестантов следует, что дух протестантизма вовсе не был чужд народу, так что тысячи людей откликались на проповедь Евангелия в XIX в. Для многих россиян, жаждущих истины, наконец открылась возможность услышать истину, которую Господь открывал европейским протестантам, начиная с Уиклифа, Гуса и Лютера3.

Новая волна протестантизма в России

С 1886 г. в России начинает звучать Трёхангельская весть Церкви христиан адвентистов седьмого дня. По истории нашей Церкви вышло немало замечательных книг5.

Протестантское терпение и православная терпимость

Можно ли сердцу приказать как верить?

Брак православного и протестанта мог быть заключён только на определённых государственным законом условиях. Например, обряд бракосочетания мог совершать только православный священник и лишь в православной церкви. Во время заключения брака жених и невеста давали священнику подписку о том, что неправославный супруг не будет склонять православного к отказу от своей веры, иными словами, запрещалась проповедь своему супругу10.

Дети, рождённые в смешанном браке, должны были воспитываться только по правилам православной веры. Даже в случае смерти православного супруга неправославный всё равно должен был придерживаться этого правила. Дети, вероисповедание родителей которых было неизвестно, обязаны были креститься по православному обряду и считались православными, даже если и воспитывались лицами другого вероисповедания.

Российское законодательство не признавало свободы вероисповедания, поскольку рассматривало веру как часть национальной политики, каковая была исключительно государственной прерогативой. В России не признавалось право личности на религиозное самоопределение, религия использовалась для решения чисто политических задач. Государство вмешивалось во внутрицерковную деятельность конфессий на их канонических территориях, поддерживая при этом только Православную церковь11.

Когда же протестанты в России станут своими?

Исходя из вышесказанного, остаётся только восхищаться той жаждой правды, которую питали тысячи русских людей, обращаясь в протестантизм в те времена. Невзирая на ограничения, к концу XIX в. Россия становится многоконфессиональной страной. Подданные российского императора исповедуют католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие религии. В конце XIX в. число православных в Российской империи составляло чуть больше половины всего населения России (72 из 125 млн.)12.

С удивлением мы обнаруживаем факт, что количество протестантов в начале XX в. достигло 3 млн. (на 125 млн населения)13.

Цифра, втрое превышающая количество протестантов в современной России! И это были самые передовые и деятельные люди своего времени, внёсшие серьёзный вклад в развитие экономики, культуры и науки страны.

Мы, российские протестанты, можем по праву гордиться своей многовековой историей. То, что российская культура возделана исключительно на дрожжах православия, — всего лишь миф, выгодный псевдопатриотам, которые пытаются на волне экономического, политического, духовного возрождения страны подняться на Олимп политической власти. Россия всегда была и останется многоконфессиональной страной, в которой протестанты не гости, а полноправные граждане, внёсшие и продолжающие вносить немалый вклад в строительство гражданского общества и утверждающие в нём евангельские идеалы добра и справедливости. Только ощущая себя частью российского народа, разделяя с ним его нужды и заботы, мы сможем выполнить ту миссию, которую поручил нам Иисус Христос.

protestantizm

Протестантизм – одно из трёх , наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства.

Возникнув в первой четверти XVI века в процессе широкого антикатолического движения Реформации в Германии (и чуть позже в Швейцарии), протестантизм быстро распространился по многим странам Западной Европы. Он знаменовал собой новый поворот в развитии европейской цивилизации, выступая идеологическим обоснованием слома феодализма и формирования буржуазных отношений. Россию, как страну православную, это движение, естественно, не затронуло, однако, первые протестанты-иностранцы, лютеране, появились в Москве и Новгороде Великом ещё при жизни Мартина Лютера, в последние годы правления великого князя Василия Ивановича (1524 – 1533). С этого момента сами протестанты ведут отсчёт своего укоренения в России.

Бросая взгляд вглубь российской истории, и зная о том, что протестантские церкви и объединения занимают сейчас второе по количеству общин и третье по числу приверженцев место в многокрасочной картине нашей страны, следует признать, что хотя протестантизм в России – явление, несомненно, молодое, чем православие или ислам, в основном принесенное с Запада, и его вклад в строительство русской культуры и государственности, конечно, несоизмерим с вкладом и исторической ролью православия, это направление существует в России как минимум 400-450 лет, и было бы ошибкой ставить его вне российской культуры и российской традиции.

Самыми первыми были купцы, их семьи и челядь из северогерманских городов, главным образом Гамбурга и Кенигсберга. Ганзейские купцы издавна имели постоянные и оживленные торговые отношения с Новгородом. Постепенно их торговые связи протянулись в Москву. Среди них были и последователи Лютера. Еще больше лютеран стало прибывать в Россию из Швеции. Это были главным образом купцы-лютеране, которые в результате мирного договора, заключенного между Россией и Швецией в 1524 году, получили право построить в Новгороде Великом торговый дом и торговать по всей России.
В 1553 году англичане открыли для себя торговый путь в Россию через Белое море. В 1555 году в Англии была образована Московская, или Русская, торговая компания, членам которой московское правительство предоставило право свободного въезда и беспошлинной торговли по всей стране. Вслед за ними в (1565 году) этот торговый путь освоили и голландцы. В своих подворьях в Холмогорах и Архангельске английские и голландские купцы отправляли свои англиканские и реформаторские богослужения.

Правительство московского государства, ревниво оберегая православие и свой народ от посягательств со стороны чуждых религий, в то же время весьма терпимо относилось к вероисповеданиям иноверцев-иностранцев…

К этому периоду немцы-протестанты уже жили общинами и в других русских городах – Владимире, Угличе, Костроме, Нижнем Новгороде, Твери, Казани и Архангельске. Кроме купцов и мастеров здесь были расселены и пленные. Иван Грозный весьма благоволил к немцам, в том числе протестантам, нередко вступая с ними в богословские дискуссии.

В царствование Михаила Федоровича (1613-1645) немецкие протестантские общины существовали уже в Серпухове, Ярославле, Вологде и Холмогорах. В Москве проживало более 1000 немецких семей. Алексей Михайлович, как и его предшественники, покровительствовал немецким переселенцам, приближал их ко двору, определял на гражданскую и военную службу. В это время в России проживало до 18 тыс. протестантов – лютеран, реформаторов-кальвинистов…

Петр I в этом плане превзошел всех своих предшественников. Он широко приглашал в Россию специалистов высокой квалификации: ученых-физиков, химиков, корабелов, разведчиков руд, горноразведчиков, мореходов, военачальников. Известна его дружба со многими осевшими в Москве жителями Немецкой слободы. Петр впервые допустил смешанные браки между православными и протестантами, поскольку женщин своей веры им негде было взять. При ближайших преемниках Петра I приток иностранцев, прежде всего немцев-протестантов, продолжался, но в нем стала заметна доля дворян из германских государств и Прибалтики. Многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, укоренялись в России: одни принимали православие, другие сохраняли свою веру, образуя костяк протестантских общин. Их потомки в разных слоях общества вполне обрусели, сохранив свои немецкие, шведские и другие фамилии и часто оставшись протестантами. Достаточно вспомнить сподвижников Петра I Я.В. Брюса, Р.Х. Боура; ученых Л. Эйлера и Г.Ф. Миллера; государственных деятелей Н.Х. Бунге и С.Ю. Витте; декабристов П.И. Пестеля и В.К. Кюхельбекера; мореплавателей В.И. Беринга, Ф.Ф. Беллинсгаузена и И.Ф. Крузенштерна; писателей В.И. Даля, А.А. Блока и многих других.

Это были, собственно, российские подданные, живущие на своей земле и исповедующие традиционную для них веру. Этих людей и их потомков, живущих ныне в России, никто не может упрекнуть в том, что их вера импортирована из-за рубежа, является результатом деятельности заезжих проповедников, злокозненных миссионеров. Это их традиционная религия, а сами они уже три-четыре века живут в России и являются коренными россиянами.

Массовый приток протестантов дало также приглашение Екатериной II на постоянное жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель, адресованное немецким крестьянам и ремесленникам. После манифестов Екатерины II 1762 и 1783 гг., даровавших иностранным колонистам значительные льготы, в Россию хлынул поток переселенцев, преимущественно немцев. Первые колонисты расселились на Волге. После образования Таврической губернии, для более эффективного этих плодородных земель царское правительство решило прибегнуть к иностранной колонизации. По указу Екатерины II 1787 г.. представлявшему колонистам-переселенцам свободу вероисповедания, освобождение от военной и гражданской службы и ряд других льгот, в Таврическую губернию переселились тысячи немцев, фризов, голландцев из северогерманских земель, Западной Пруссии, Нидерландов, Польши. В основном, это были лютеране, а также меннониты, подвергшиеся гонениям за свои религиозные убеждения. Переселения меннонитов в Россию продолжалось до середины XIX века.

В дореволюционный период пополнение протестантов в центральной и восточной частях Российской империи, составляющих территорию современной России, происходило за счет переезда сюда, в связи с государственной службой или деловыми интересами, представителей прибалтийского дворянства, промышленников и купечества, которые в большинстве были протестантами.

Вместе с тем, происходила и естественная миграция жителей Прибалтики в Россию, связанная с перемещением трудовых ресурсов, участием в освоении новых хозяйственных районов.

В XIX веке появляются протестантские объединения, такие как баптизм, евангельское христианство, адвентизм, но уже из рекрутированных приверженцев непосредственно россиян, украинцев и представителей других коренных народов России. Общины русских баптистов существуют в России с 60-х годов, евангельских христиан – с 70 – гг., адвентистов седьмого дня – с 80-х гг. XIX века. Имеющие подчеркнуто вненациональный и наднациональный характер, они, хотя и возникли первоначально в среде немецких колонистов, очень скоро стали пополняться коренными россиянами, вполне адаптировались к российским условиям, службу вели на русском языке формировались целиком или преимущественно из русских и других россиян.

Обзор приведенных выше источников формирования протестантской части населения России позволяет утверждать, что за 4-4,5 столетия, будучи первоначально привнесенным с Запада, протестантизм вполне укоренился в нашей стране, имеет устойчивую базу приверженцев, превратился в одну из традиционных религий России – российский протестантизм. Это еще раз подтверждает высказанный выше тезис, что российский протестантизм нельзя уже рассматривать как нечто инородное, стоящее вне истории российской государственности и русской культуры.

Откуда протестанты на Руси быть пошли?

Подобные вопросы мы можем услышать довольно часто от самых разных людей. Большинство считают, что Россия — лишь православная страна. А и правда, имеют ли российские протестанты право считать свою веру традиционной наряду с православной?

В поисках ответа на эти вопросы обратимся к исследованиям видных отечественных учёных, сферой интересов которых была история протестантов и протестантских церквей в нашей стране.

Самыми первыми протестантами были купцы-лютеране из северогерманских городов, главным образом, Гамбурга и Кёнигсберга. Лютеране прибывали в Россию также из Швеции, которая благодаря влиянию шведских проповедников церковной реформации и при поддержке принявшего протестантизм короля Густава Вазы одной из первых стран Северной Европы приняла протестантизм в качестве государственной религии. В 1524 г. между Россией и Швецией был заключён мирный договор, шведские купцы получили право основать в Великом Новгороде торговый дом и вести торговлю по всей России.

Кроме купцов и мастеровых в Россию приглашали также военных специалистов, в основном офицеров, для обучения русского войска секретам западного военного искусства. В царствование Фёдора Иоанновича, сына Ивана Грозного, в русских войсках служило 5 тысяч немцев-лютеран.

Борис Годунов также призвал в Россию множество немецких ремесленников и техников. Есть данные, что при сыне Михаила Фёдоровича Алексее Михайловиче (отце Петра I) в России насчитывалось до 18 тысяч лютеран и кальвинистов. В русской армии 38 полков пехоты и 25 рейтарских полков находились под командованием немецких военачальников. Во многом именно протестантам Россия обязана становлением своей армии.

Наибольшее число протестантов прибыло в Россию во время правления Петра I. Пётр был заинтересован в высококвалифицированных инженерах, техниках, судостроителях — специалистах, которые имелись в то время только в протестантских странах Европы. В большой мере благодаря специалистам-протестантам Россия сделала небывалый скачок в своём развитии в эпоху Петра I, превратившись из средневекового феодального государства в европейскую державу, с которой отныне должен был считаться Запад.

Читайте также: