Как называется монастырь у буддистов калмыков кратко
Обновлено: 02.07.2024
Буддистов в России довольно много, и и большинство из них проживает в крупных городах или в краях, граничащих с Монголией. Поэтому мы не могли пройти мимо столицы Калмыкии – Элисты, этого небольшого города, который прекрасен своими контрастами.
Окруженная кольцом из крупных, исконно русских городов: Ростова-на-Дону, Астрахани, Ставрополя и Волгограда, – Калмыкия сосредоточила в себе приверженцев буддизма. Элиста стала сердцем буддийской мысли на русском юге, привлекая на свои просторы тысячи паломников и любопытных туристов каждый год.
Сегодня мы поговорим про храм Будды в Элисте. Статья расскажет, как он появился, как выглядит снаружи, какие ценности прячет внутри себя, как проехать туда и что можно почерпнуть из путешествия к центру русско-буддийской земли. В добрый путь!
Строительство
Свою историю Главный буддистский храм начал со знаменательного события – визита в Элисту действующего Далай-Ламы XIV (Тэнцзиняа Гьямцхо) в конце 2004 года. Здесь Его Святейшеством была освещена территория, где должен был возникнуть Храм Будды.
Элиста снова оправдывает статус города контрастов: здесь раньше находился завод, занимавшийся производством железобетонных конструкций, а сейчас возвышается великолепный фасад духовного центра.
Возведение храма шло очень быстрыми темпами: всего девять месяцев строилось здание, возводились статуи, облагораживалась территория и проводилась внутренняя отделка. 27 декабря 2005 года было проведено торжественное открытие храма.
Традиционное название калмыцкого буддийского храма – хурул.
Официальная часть церемонии началась на рассвете – в 6 часов утра хурул освятили. По правилам при этом обряде могут находиться люди, принявшие монашество, поэтому для остальных верующих проводился прямой эфир по телевизору.
В грандиозном торжестве участвовали главные духовные и светские деятели Калмыкии, Тувы, Бурятии, Москвы, Монголии, Непала, а гостями стали важные индийские, японские, американские и европейские делегации.
Элистинский хурул стал самым большим центром буддистов в Калмыкии, России и даже в Европе. Основное здание, которое высится больше чем на шестьдесят метров, может похвастать своей главной драгоценностью – золотой статуей Будды, превышающей десятиметровую мощь.
Храмовый ансамбль
На святую землю можно войти через одни из четырех ворот, установленных по разным сторонам света. Они символизируют главные стихии: огонь, воду, землю и ветер.
Хурул окружили семнадцать пагод с шедеврами скульптуры в честь выдающихся монахов монастыря Наланда, который был важнейшим буддистским университетом со второго столетия до нашей эры. Учителя в совершенстве владели науками и духовными практиками – о каждом можно прочитать на специальной табличке.
Неотъемлемый атрибут буддистов – молитвенные барабаны – можно встретить и покрутить по всему храмовому комплексу. С каждой стороны света стоит большой хурдэ. А по периметру трех стен основного здания расположились два ряда по 18 барабанов с каждой стороны – так, нехитрые вычисления дают в сумме снова сакральное число 108.
С высоты птичьего полета главный хурул Элисты открывается в виде чудесной мандалы. Важно помнить, что совершать обход и вращать кюрдэ следует по часовой стрелке.
И снова парадоксальность калмыцкой веры: этот старец – покровитель калмыцкого народа, корни которого уходят в язычество.
Между лестницами красуются завораживающие струйки фонтана, а перед самим входом восседают золотые львы. Красными колоннами обозначен вход в святыню, и это сочетание золотистого и красного продолжается в оформлении красивых бордовых дверей с резными узорами. Они скрывают за собой тайну, которую можно приоткрыть, увидев храмовое богатство изнутри.
Внутреннее убранство
Хурул поражает великолепием снаружи так же, как и внутри. Над интерьером, статуями и росписью стен трудились лучшие творцы искусства из Калмыкии под чутким предводительством выдающегося российского скульптора-художника Владимира Васькина. Здание составлено из семи уровней, у каждого из которых свое предназначение.
На первом этаже расположился гардероб, туалет, библиотека, конференц-зал, музей.
Второй этаж – это зал, в который можно попасть непосредственно через главный вход. Взору сразу же открывается крупнейшая на российских и европейских просторах статуя Шакьямуни, окутанная слоем сусального золота и настоящих драгоценных камней.
Нутро заполнено священными предметами, например, свитками с мантрами, ароматическими палочками, землей разных уголков республики, важнейшими для человека растениями.
Считается, что к статуе могут подняться только приверженцы буддистской традиции. Вокруг нее расположились места для молитв, трон ламы и даже скамья с едой для верующих.
На третьем этаже расположились комнаты для лекарей, лам, администрации. Сюда можно прийти на индивидуальный прием к специалистам астрологии и тибетской медицины. Здесь же открывается обворожительный вид на молельный зал.
Выше обычным прихожанам вход воспрещен, потому что верхние ярусы предназначены исключительно для монашеских чинов:
- четвертый – резиденция главного духовного лица Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче;
- пятый – покои Далай-ламы XIV, где также хранится его амуниция монаха;
- шестой – хозяйственные кабинеты;
- седьмой – зал, где проводят медитации высокие духовники.
Все, кто побывал в гостях у Будды в его золотой обители, делятся незабываемыми впечатлениями, смешанными с чувством полного спокойствия, умиротворения и благоговения.
Полезная информация
Храм Будды расположился в центре Элисты, на перекрестке улицы Илюмжинова и Ленина, недалеко от улицы Юрия Клыкова. Впрочем, даже если не знать точный адрес, все дороги в городе приведут к цели, а каждый прохожий дружелюбно подскажет путь.
- 9.00 – 10.30 (ежедневно) – молебен о благополучии народа Калмыкии и всего живого в мире;
- 11.30 – 16.00 (за исключением понедельника и пятницы) – индивидуальные приемы;
- 14.00 – 16.00 (по пятницам) – поминальный молебен;
- 9.30 – 14.00 (с понедельника по пятницу) – прием врачей, на который предварительная запись не требуется.
В особые дни по лунному календарю привычные службы не проводятся, так как определенные лунные сутки отводятся специальным молебнам:
Здесь также можно посетить практики йоги, тибетской словесности. Местный музей – филиал национального калмыцкого музея, где часто проводятся уникальные исторические, религиозные выставки.
Для обычного просмотра хурул открыт и с радостью принимает каждый день без выходных, с 7 до 19 часов.
Заключение
Элистинская обитель Будды – то место, где можно стать ближе к философии Учителя, сделать еще один шаг на нашем пути истины, очистить ум и обрести внутренний покой. В сочетании с приятным южным ветерком, воздухом калмыцких степей и ощущением внутренней свободы день знакомства с хурулом станет незабываемым.
Если вам понравилась статья, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
Содержание
История буддизма в Калмыкии
Принятие буддизма калмыками
Тибетский буддизм окончательно стал религией ойратских предков калмыков во второй половине XVI века, во времена Алтан-хана тумэтского. В XVII веке племена торгутов, хошутов и дербетов, покинув Джунгарию и прикочевав в степной район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, принесли с собой буддийские традиции и развили их на новой родине. Большую роль в этом деле сыграл ойратский монах Зая Пандита Намкхай Гьяцо (1599—1662), ставший приближённым Далай-ламы V (прославившийся в числе прочего созданием ойратско-калмыцкой письменности). Распространяя буддизм среди западномонгольских соотечественников, он дважды, в 1645 и в 1655 гг., побывал с проповедями и посвящениями в приволжских степях [2] .
Хан Аюка и Тибет
Развитие буддизма у обосновавшихся в России ойратов, ставших именоваться калмыками, зависело от поддержания ими связей с тибетскими буддийскими иерархами. При правителе Аюке, эти связи, несмотря на огромные расстояния, разделявшие калмыцкие степи и Тибет не только не прекратились, но и упрочились. В Калмыкии начали строиться буддийские монастыри, названия которым давал лично Далай-лама. От имени последнего в 1690 году Аюке был послан ханский титул.
Особенности калмыцкого буддизма (XVII — начало XX вв.)
К особенностям традиционного калмыцкого буддизма историки (И. Я. Златкин, Э. П. Бакаева, Б. У. Китинов) относят:
Современное состояние буддизма
Буддийские храмы и монастыри
В настоящее время на территории Калмыкии действует 27 храмов и монастырей (хурулов):
Городовиковский район
Ики-Бурульский район
- Хурул в п. Бага-Бурул
- Хурул в п. Хомутниково
- Оргакинский хурул
- Хурул в п. Ики-Бурул
Кеченеровский район
- Хурул в с. Алцын Хута
- Хурул в с. Годжур
Лаганский район
- Уланхольский хурул
- Лаганский хурул
- Галсан хурул в с. Джалыково
Октябрьский район
Приютненский район
Сарпинский район
Целинный район
- Хар-Булукский хурул
- Троицкий хурул
- Найнтакиновский хурул
- Бага-Чоносовский хурул
Черноземельный район
- Цекертинский хурул
- Хурул в п. Комсомольский
- Артезианский хурул
- Адыковский хурул
Юстинский район
Яшкульский район
См. также
Примечания
- ↑Намсараева C.Полезно ли родиться в России? // НГ-Религии. 1999. № 23. 8 декабря.
- ↑Санчиров В.Тибет и ойраты
- ↑Хурулы и ступы Калмыкии
Литература
- Наднеева К. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: учебное пособие. — Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2002. — ISBN 5230201622, ISBN 9785230201625
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Буддизм в Калмыкии" в других словарях:
Буддизм в России — Буддизм в России … Википедия
Буддизм в Бурятии — Буддизм в России … Википедия
Буддизм в Туве — Буддизм в России … Википедия
буддизм как культурно-исторический феномен — Буддизм самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго Восточной и Восточной Азии: Шри Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае … Буддизм
БУДДИЗМ — (от Будда). Религиозное учение, основанное Буддой; исповедание этого учения и поклонение Будде, как божеству. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БУДДИЗМ [ Словарь иностранных слов русского языка
БУДДИЗМ — БУДДИЗМ, одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6 5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой ( Пробуждённым ), обретя просветление. Распространился в Юго Восточной и… … Русская история
Буддизм в России — представлен ламаизмом (махаяна), относящимся к той ветви Б., к рая шла из Индии через Тибет и Монголию и была распространена кроме тибетцев среди монголов, ойратов, бурят, а также тувинцев. Ок. 400 лет назад появились первые буддийские монахи… … Религии народов современной России
БУДДИЗМ — самая древняя (ей более 25 веков) мировая религия. В мире насчитывается не менее 1 млрд буддистов. Буддизм получил широкое распространение не только в традиционном ареале Юго Восточной и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, но, начиная со второй … Большая актуальная политическая энциклопедия
Буддизм в России — религ. филос. система Б., осн. в 4 5 вв. в Индии Сиддхартхой Гаутамой ( Буддой ), превратилась в ходе своего развития в одну из мировых религий и получила распространение в близких к рубежам Руси/России странах Сред. и Центр. Азии, на Д. Востоке … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
В этом отзыве продолжу рассказ о буддистских храмах Элисты.
Первым большим центром притяжения буддизма в Калмыкии был хурул Сякюсн-Сюме открытый в 1996году.
Но в 2005 году звание - центральный хурул республики Калмыкия перешло к Золотой обители Будду Шакьямуни.
Золотая обитель Будды расположена в центре Элисты, сюда мы также доехали без проблем с помощью навигатора.
Машину поставили у одного из боковых входов, который был закрыт, до центральных ворот дошли пешком.
Молитвенные флаги повязаны на заборе вокруг хурала.
Весна обилие зелени.
Высота здания 63 метра. Дополнительно высоту добавляет возвышенность, думаю, что она искусственная, ведь в здании есть подвальные помещения.
В здании сеть уровней.
- первый - библиотека, музей и конференции-зал, расположены уровнем ниже основного зала,
- второй - молельный зал со статуей Будды,
- третий - комнаты индивидуального приема (с астрологом, врачом тибетской медицины, монахами),
- четвертый - резиденция главы буддистов Калмыкии.
- пятый - резиденция Далай-ламы 14го,
- шестой - хозяйственные помещения,
- седьмой - комната для медитации духовных лиц.
Главный фасад хурула и статуя Белого старца.
Мы уже знали, что в буддизме все нужно делать по часовой стрелке - вслед за движением солнца и сначала решили познакомиться с территорией и покрутить молитвенные барабаны.
Ранее нам сказали, что соблюдение ритуалов поможет в следующей жизни переродиться человеком или "выше"!
Вокруг здания располагается 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.
Я из интереса обошла вокруг все. Друг терпеливо ждал меня.
На нижнем уровне (где и пагоды с учителями), располагается четыре больших молитвенных барабана, с нанесенными на них мантрами, один из них был на реконструкции.
Барабан раскручивается за обод, при этом у него есть "прутик" (не знаю правильного названия), которым он задевает колокольчик.
Не все барабаны одинаковые. Красный на фотографии выше визуально мне понравился больше.
Газоны очень красиво оформлены, сейчас цвели тюльпаны и ирисы (белые, желтые, синие), после их сменят другие цветы. Видно, что за посадками следят, выглядит ухоженно.
В храм есть служебный въезд из северных ворот.
Боковые арки ворот не столь праздничные, как у южных ворот.
Архитектурный план монастыря напоминает мандолу, жаль, что коптер у нас был с разряженной батареей, да и не известно можно ли тут летать (некоторые места в его программе сразу обозначены с запретом).
Вид на ворота от входа в храм.
На центральной лестнице располагается фонтан, есть надпись не кидать монетки.
Вид фонтана достаточно плачевный - грязь на дне и некоторая общая разрушенность оставляют не лучшее впечатление.
Так же портят вид здания вокруг комплекса.
Колонны и входные двери в Золотую обитель Будды.
После ярких красных дверей попадаем в фоей, где необходимо разуться (есть полочки для обуви) и при необходимости одеть юбку.
Тут же есть киоск, но в это время он был закрыт.
Висит расписание в какое время проходят службы. Было бы интересно побывать на молебне, но из города мы уехали в этот же день, резко поменялась погода - похолодало до +9 градусов и начался затяжной дождь.
Также можно записаться на прием к астрологу.
В молельном зале нас встречает десяти метровая статуя Будды покрытая сусальным золотом и инкрустированная бриллиантами, внутрь статуи заложены священные предметы (мантры, благовония, пригоршни земли из всех районов республики, растения и злаки растущие на территории Калмыкии, драгоценности).
В молельном зале почти ни кого не было, звучали мантры.
Фотографировать тоже было запрещено, охрана смотрела за залом по видеокамерам, они сидят в фойе перед основным залом и следят, чтобы входящие соблюдали масочный режим и не забывали разуться.
Где располагаются камеры мы заметили и не стали сильно наглеть, и сделали буквально несколько фотографий на память об этом месте.
Было видно, что в зале недавно прибрались, местами ковровое покрытие было влажное.
Приборка в помещении не ручная, в боковой комнате было видно технику.
Так же в зале справа от Будды немного в стороне располагается большой стеклянный серверный шкаф, с просьбой не трогать.
После знакомства с помещением хурула и небольшим погружением в звучащие мантры я решила сделать подношение Будде - желтой монетки у меня не нашлось и пошла "меняться" к охранникам. Теперь у меня была белая и желтая монетка, их я кинула в ящик для подношений, а бананы положила на стол для подношений, расположенный правее Будды, там уже лежали конфеты.
Также была надпись, что алтарь только для верующих, на нем я видела фрукты и хотела свои положить тоже туда, но охранники мне сказали, что туда кладут только монахи.
Табличка "алтарь для верующих" нас не смутила и мы подошли все там посмотреть.
После подношений Будде и когда все посмотрели у алтаря от него отходили лицом к Будде, поворачиваться к нему спиной не принято.
Затем мы спустились в музей, посещение бесплатное. Можно заказать экскурсию по музею и молельному залу (это уже платно).
При нас проходила экскурсия, немного, но успели послушать.
В музее представлена история калмыцкого народа.
Рассказано о гонениях и переселениях.
Представлены и рассказано о ритуальных масках.
Маски современные, была фамилия автора.
Есть различные реликвии.
После осмотра храма и музея мы снова вернулись к молитвенным барабанам, до входа во внутрь мы не подошли к маленьким барабанам расположенным на верхнем ярусе.
Боковые ворота вид снизу.
108 ступ находится по периметру территории хурула, через каждые пять метров.
В итоге хочется сказать, что Золотая обитель Будды хоть и самый крупный в Элисте, но для меня более атмосферным и интересным по духу стал хурул Сякюсн-Сюме.
Каждый для себя выбор сделает сам увидев оба.
Золотая обитель Будды хоть и большая, но я ценю не размер, а скажем как "обжитость", когда чувствуется "намоленность" места.
В любом храме новоделе чувствуется легкая "подделка", а в старые пусть и маленькие и не всегда популярные хочется вернуться снова.
Это лично мое мнение.
Не смотря на мои придирки место заслуживает 5*. Где еще в России можно увидеть столь крупный буддистский комплекс.
Направляясь в Волгоград, я прощупывала карту на предмет ближайших интересных мест. И,конечно, в моем списке не могла не оказаться Калмыкия! Давно, давно я порывалась попасть в Элисту. К сожалению, пора цветения диких тюльпанов в степях уже прошла (распускаются они примерно во второй половине апреля и цветут всего несколько дней), но осталось много чего ещё любопытного.
Калмыкия — уникальное место на карте Европы. Когда-то кочевые племена оторвались от монгольской территории и добрались до здешних мест. Так, собственно, и образовалась Калмыкия. А калмыки — не кто иные, как монгольская народность ойратской группы. В прошлом году я была в Монголии, и очень по душе пришлась мне эта страна — с её традициями, культурой, горловым пением и кухней. Так вот теперь, в Калмыкии, я совсем не удивлялась тому же чаю с солью и молоком или кумысу.
Монахов можно встретить уже по дороге Волгоград-Элиста.
Жаль, что современная Калмыкия теряет свою идентичность. Калмыки уже мало говорят на родном языке, в большинстве — на русском, молодые люди и вовсе не знают калмыцкого. Никаких местных продуктов в магазинах я не нашла. Кумыс вдоль дорог не продают, да и никаких кочевников вы тоже не увидите, коих предостаточно в той же Монголии. А также нет моих любимых юрт. Это действительно удручает. Хочется приехать в новое место и увидеть колорит, национальную изюминку.
В самой Элисте можно найти кафешки с национальной кухней. Их не так много, парочка располагается в самом центре.
Собственно, на Элисту я отвела один день, которого, как мне кажется, вполне хватило на мой список обязательного к посещению.
Началось путешествие с элистинского автовокзала. Пугаться его не стоит, хотя сначала было не по себе) Какой-то пустырь, какие-то не очень свежие мужички, и, плюс ко всему, на меня налетела стая собак! Но вскоре оказалось, что собаки очень даже безобидные и налетели они в ожидании какого-нибудь угощения, и мужички — самые обычные, и вокзал не такой хмурый.
Районы Элисты.
После дождя.
Элиста - город не большой в масштабе областного центра, чуть более 100 000 жителей.
В Элисте и Волгограде имейте всегда наготове пару кусочков колбаски, потому что безумно няшные коты и собаки поджидают там на каждом шагу, и сердце ваше не может не растаять 😚.
Уже сто лет не видела Лошадиного щавеля. В детстве уплетали его вкусные стебли за обе щеки 😋.
Недалеко от вокзала находилась моя первая запланированная достопримечательность — Ступа Просветления. Кто знаком с буддизмом, знает, что ступы в нем почитаемы, это места силы, они наполнены символикой и реликвиями. По дороге к ступе был какой-то памятник с мужиком на коне. Оказался памятником калмыцкому герою Советского союза — генералу Городовикову.
Мужик на коне.
Ступа Просветления.
Тихое местечко в спальном районе Элисты.
Далее я направилась в центр. Так получилось, что по Элисте я передвигалась на общественном транспорте: во-первых, так больше общаешься с местным населением, во-вторых, так забавнее. Да и Элиста — город не большой, так что я всё успела, даже намного быстрее, чем рассчитывала.
Фонтан "Три лотоса". Лотос в буддизме символизирует чистоту разума.
Пагода Семи дней. Пагода состоит из семи уровней, по дням недели, а внизу расположен молельный барабан, в котором заложены буддистские мантры (около 30 миллионов!).
Машина испортила мне фото, и всё же)) - Триумфальная арка. Воздвигнута в честь вклада калмыков в победу над Наполеоном и вхождения в Париж.
Снова главная площадь.
Снова прекрасная Пагода.
Будда.
Фонтан-скульптура "Мальчик и дракон". Согласно легенде, маленький мальчик из племени меркитов помогает Дракону – хозяину неба, спустившемуся на землю, вновь взлететь. Пока Дракон на земле – её атакуют страшные удары молнии, идет дождь. Прогоняя Дракона в небо, этот смелый мальчик спасает свой народ и свою землю от разрушений.
Золотые ворота Алтн Босх. Ворота символизируют духовное очищение.
Скульптура "Белый старец". Почитаем калмыками как покровитель из добуддистского периода.
Аллея героев в парке "Дружба".
Краски Калмыкии.
Памятник джангарчи Ээлян Овла - певцу народного эпоса.
Так вот, в хуруле мне посчастливилось ещё и поприсутствовать на службе. Причем, поначалу охранник меня как туриста на действующую службу пропускать не хотел, но я пообещала вести себя тихо. Буддисты — люди толерантные, в Бурятии тоже без проблем и даже без очереди пропускали в буддистские святыни.
Хурул Золотая обитель Будды Шакьямуни.
Кроме основного зал, в храме также есть не большой музей истории буддизма Калмыкии на нижнем этаже (бесплатный), библиотека и сувенирный магазин.
Зайдя на несколько минут, просидела я на службе, наверное, около часа. Приятный запах благовоний, спокойная атмосфера, убаюкивающие пения монахов, гонг сделали своё дело — сиди и медитируй себе — хочешь на полу, хочешь — на скамеечке. В этом плане буддизм очень привлекает.
Ближе к окончанию службы стали раздавать еду — конфеты и фрукты. О! — думаю — это я не плохо зашла! Как раз ещё ничего не успела перекусить. А когда всё целиком завершилось — угощали ещё и калмыцким чаем с местными ватрушками. У буддистов голодным не останешься!
Территория хурула.
Буддистские молитвенные барабаны.
Крутить!
В целом, Элиста — не большой самобытный город, со своим своеобразием и тонами. Правда, местами город требует ремонта, осовременивания, не потеряв, при этом, национального духа Калмыкии.
Скульптура "Эхо". Изображает исполнителя калмыцкого эпоса, играющего на национальном музыкальном инструменте - хуура.
Национальный обед 😊.
Пагода вечером.
Пока, Элиста!
Ну а я, не плохо подкрепившись местной кухней, не забыв подкормить симпатичных собак, уехала домой составлять новые маршруты путешествий!
Читайте также: