Как назвать кружок по психологии в школе с 5 11

Обновлено: 05.07.2024

Программа кружка “Психология общения” для детей, обучающихся в 5-7 классах, составлена на основе уроков психологии, написанных школьным психологом и психологом Московского тренинг-центра “Синтон” Юлией Зузенок, а также на основе уроков психологии в средней школе (5-6 классы) Хухлаевой О.В.

Программа рассчитана на 34 учебных часа, включающих в себя как теоретический материал, так и практические упражнения и тренинги.

Модификация данной программы состоит в интеграции двух программ и внесении в программу практической части (тематические и игровые тренинги, самодиагностика и рефлексия), а также в изменении содержания и наполнения тем (новые упражнения, игры, тесты).

  • помочь школьникам освоить коммуникативные умения и навыки;
  • выработать индивидуальный стиль общения;
  • стать более гибкими в общении;
  • научиться адекватно выражать своё внутреннее состояние;
  • стимулировать процесс самосознания и самопонимания.
  • формирование сплоченного доброжелательного коллектива, находясь в котором дети почувствуют себя комфортно и защищено, смогут раскрыться психологически;
  • создание условий для самоанализа учащимися собственного “Я-образа”, развития рефлексии, навыков внимательного отношения к другому человеку, а также повышение уровня самопринятия;
  • создание условий для формирования навыка эффективного общения, умения анализировать конфликтные ситуации и находить их конструктивное решение.
  • в знании прав личности как основы адекватного взаимодействия с окружающими;
  • в обучении умению сотрудничать;
  • в снижении уровня конфликтности;
  • в умении принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки;
  • в умении осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков;
  • в понимании необходимости самому делать выбор и нести за него ответственность;
  • в формировании потребности самоизменения и личностном росте.

Ожидаемые результаты

  • корректность речевого поведения;
  • уместность использования несловесных (невербальных) средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях.
  • ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его (на элементарном уровне);
  • уместно использовать словесные и несловесные средства общения.

Вид контроля

Формы промежуточного контроля знаний, умений, навыков: наблюдение; беседа.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КРУЖОК ПСИХОЛОГА И ЛОГОПЕДА "ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА" (Рабочая программа в рамках дополнительного образования)

Количество детей с речевыми нарушениями разного плана у детей даже в старшем дошкольном возрасте составляет примерно 70-80%. Если нарушение звукопроизношения чаще к началу обучения в школе всё-таки удаётся корректировать, связная активная речь часто вызывает тревогу у большинства педагогов начальных классов. В основе лежат разные причины, но наиболее важный фактор – уровень развития основных психических функций и эмоционально-личностного развития. Поэтому становится целесообразной эффективная взаимосвязь таких специалистов детского сада как учителя-логопеда и педагога-психолога.
Рабочая программа составлена на основе:
- Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии
Программа направлена на формирование речевых навыков и других психических функций, а также развитие личности детей.
Авторы - Педагог-психолог Сивова А.С.
Учитель-логопед Стефановская А.С.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ДЛЯ КРУЖКА - Программа по арт-терапии (поделилась Марина Королева)

Модифицированная программа
по коррекции эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей 5-6 лет с использованием метода арт-терапии

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Элька Лисаева

👍

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением отдельных предметов

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Возраст обучающихся: 11 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Шевелева И.В.,

г. Зеленодольск, 2016 г.

Пояснительная записка

Направленность программы: Социально-педагогическая

 Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 Конвенция о правах ребенка;

 Устав МБОУ COШ №15 ЗМР РТ

Актуальность. Занятия с психологом призваны помочь школьнику наиболее полно реализовать свои познавательные и личностные возможности, выработать эффективные, конструктивные способы преодоления трудностей, что необходимо для полноценного перехода к взрослости. В работе с подростками отдается предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, т.к. общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное и является ведущей деятельностью данного возраста.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что групповой формат программы психологического кружка помогает определить и трансформировать неадекватные межличностные паттерны поведения и в результате учащиеся не только разрушают текущие проблемы и психологически просвещаются, но и благодаря обретенной альтернативной модели опыта и поведения избавляются от повторения деструктивных личностных признаков в будущем.

Задачи программы:

 обучение принятию самого себя и других людей;

 формирование умения осуществлять различные умственные действия;

 формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.

 осознание креативности в себе и ее развитие;

 развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению.

 содействие принятию школьником на себя ответственности за свои поступки;

 формирование психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;

 формирование потребности в самоизменении и личностном росте.

Основные принципы программы

 Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.

 Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.

 Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.

Форма и режим занятий. В коллектив принимаются все желающие. Программа рассчитана для детей 11-12 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Количество часов в год - 35 часов. Группа обучения комплектуется в количестве 15-16 человек. Изучение программного материала рассчитано на 1 год. Формы занятий - групповые, индивидуальные, индивидуально – групповые (3-5 человек).

Виды контроля

 Начальный или входной контроль проводится с целью определения уровня развития детей (как правило – это первые занятия сентября; данная формулировка учитывается в УТП, фиксируется в журнале и есть в программе, как приложение).

 Текущий контроль - с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала (варианты: по окончании каждого занятия, темы или раздела).

 Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения (проводится по окончании каждого полугодия).

 Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (на конец срока реализации программы).

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

 формирования (развития) творчества;

 тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;

Личностные результаты:

Развивать творческие способности детей;

Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;

Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионые игры, эмоционально-символические, релаксационные и когнитивные методы. Основной формой работы является психологический тренинг.

Ожидаемые результаты: Универсальные учебные действия

Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.

Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управлению ею, сможет осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.

Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.

Коммуникативные умения: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге

Результативность определяется посредством:

 анализа результатов анкетирования;

 мониторинг, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст называют критическим возрастом (в широком смысле слова). Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.

Дополнительная

образовательная программа

Возраст детей: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Пояснительная записка

Подростковый возраст называют критическим возрастом (в широком смысле слова). Главная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития личности: стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию.

Основные проблемы психологического развития подростка в этот период:

развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование привычных навыков самоанализа;

формирование интереса к другому человеку как к личности;

формирование широкого спектра способностей и интересов, определение круга устойчивых интересов;

формирование нового уровня мышления, логической памяти, устойчивого внимания;

развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;

развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

развитие навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания и толерантности;

развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Настоящая программа актуальна, так как она призвана помочь подростку разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни.

Очень часто педагоги сталкиваются с психологическими проблемами, как отдельных детей, так и коллектива (школьного класса) в целом. Эти проблемы накладывают огромный отпечаток на весь педагогический процесс.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем и позволяет создать доброжелательную атмосферу в учебных коллективах.

Цель и задачи программы

Целью программы является диагностика, коррекция и оптимизация личностного развития подростов на основе игровых групповых форм работы.

Задачи программы

Обучающие:

формирование базовых понятий из области психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;

формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

Развивающие:

развитие навыков эффективного общения;

развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей;

развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

развитие познавательных процессов.

Воспитательные:

повышение уровня рефлексивности;

создание мотивации для дальнейшего саморазвития обучающихся;

формирование взаимного доверия;

Занятия проходят не в лекционной форме, а в форме игры и тренинга, что создаёт наиболее благоприятную атмосферу для лучшего усвоения и восприятия материала. У подростков появляется возможность в спокойной игровой атмосфере отработать полученные навыки, решить личностные проблемы, в безопасной обстановке апробировать определённые роли.

Программа включает в себя следующие блоки: тренинг командообразования, тренинг коммуникативных навыков, занятия, направленные на развитие толерантности, тренинг личностного роста, тренинг профессионального самоопределения.

Тренинги разрабатывались на основе работ Л.М. Анн, И.В. Вачкова, А.Г. Грецова, А.Г. Лидерс и др.

Образовательная программа рассчитана на 1 год.

Программа составлена таким образом, чтобы подростки смогли не только уяснить и прослушать материал, но и на практике его отработать и закрепить.

Возраст детей: с 14 лет.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.

В данной образовательной программе используются следующие формы занятий.
1. Психологические игры и упражнения:

большие ролевые игры;

упражнения на отработку различных навыков.
2. Различные методы тренинга:

моделирование практических ситуаций;

работа в малых группах;

метод кейсов и т.д.
3. Групповые дискуссии, беседы.

4. Информационные блоки.

5. Психологические тесты.

6. Элементы арт-терапии.

7. Элементы сказкотерапии.

8. Элементы телесно-ориентированной терапии.

Структура занятия

I этап. Психологическое вхождение обучающихся в занятие: ритуал приветствия.

II этап. Разминка: вхождение в эмоциональный контакт/ Актуализация проблемы.

III этап. Основной этап работы: информационный блок, отработка и развитие навыков.

IV этап. Завершающий этап: рефлексия, ритуал прощания.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с 10-15-минутным перерывом.

Для проведения занятий необходимо хорошо проветриваемое, светлое помещение, в котором есть возможность рассадить участников не только в круг, но и за парты.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

По окончании курса обучения учащиеся будут:

знать:

базовые понятия из области общей и социальной психологии, психологии общения, психологии эмоций, конфликтологии, этнопсихологии и психологии познавательных процессов;

виды конфликтов и пути их преодоления;

эффективные формы работы в команде;

методику определения своего темперамента, профессиональной ориентации, конфликтности, толерантности;

методику работы с психолого-диагностическим материалом;

проблемы современного общества, такие как ВИЧ/СПИД и наркомания: пути заражения, этапы развития, возможности защитить себя и своих близких;

виды социальной активности подростков;

методику и технику проведения опроса в школе;

уметь:

взаимодействовать сообща, совместными усилиями добиваясь определённых результатов и находя новые решения проблем и ситуаций;

доверять друг другу и регулировать свое поведение, исходя из правил тренинговой работы;

применять на практике индивидуальные и групповые коммуникативные навыки;

защищать себя и своё здоровье;

высказывать и аргументировать свою позицию, при этом уважая мнение и позицию другого человека;

разрабатывать и реализовывать собственный проект;

применять в жизни принципы толерантности;

самостоятельно развивать внимание, память, воображение, образное и логическое мышление.

Формы подведения итогов реализации программы

По окончании курса учащиеся самостоятельно разрабатывают опросник, который корректируется вместе с педагогами и апробируется на ровесниках. Подросткам предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему исследования, составить вопросы для опроса. Педагог здесь выступает в роли советчика и информатора. Такая форма подведения итогов вызывает значительный эмоциональный подъём у подростков. Ведь получив свободу выбора, они используют все полученные на занятиях знания. Самостоятельность в выборе повышает чувство ответственности у обучающихся, а также мобилизует творческий потенциал подростков.

Формой подведения итогов является организация выставки обработанных результатов в рисуночно-схематической форме. Эта форма подведения итогов позволит увидеть, как были освоены полученные навыки, как ребята чувствуют себя в роли юного психолога, насколько корректно составляют вопросы и насколько инициативно подходят к подготовке собственного социального проекта.

Срок реализации программы: 1 год

Возраст учащихся: от 14 до 15 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (учебно-тематический план по годам обучения)

дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы "Юный психолог"

Рабочая программа 1 года обучения

Раздел, темы

теория (кол-во часов)

практ. (кол-во часов)

Всего часов

Формы контроля

Методическое обеспечение

2. Тренинг формирования эффективной команды

2.2. Сплочение и доверие

Мини-беседа на тему доверия. Освоение пространства посредством игровых форм.

Повышение взаимного чувства доверия. Разработка общей символики: эмблема, девиз, название Подвижные игры с принятием совместных решений

2.4. Спастись и выжить

2.5. Верёвочный курс

2.5. Развитие взаимодействия в коллективе.

Сценарий прохождения веревочного курса. Открытое пространство (улица, спорт.зал)

2.6. Портрет нашей группы

3. Тренинг коммуникативных навыков

3.1. Общение и умение слушать

3.2. Средства общения

Классификация средств общения. Формирование и закрепление коммуникативных навыков при помощи упражнений и игр.

3.3. Общение без слов

Понятие невербального общения. Игровые упражнения, направленные на формирование жестикуляции и мимики. Формирование навыков самоконтроля за невербальными проявлениями: жестами, мимикой, позой при разговоре.

3.4. Наши эмоции и чувства

3.5. Проявление эмоций и чувств

Понятие эмпатии. Формирование внимательности к чувствам и эмоциям собеседника. Тренинговая работа в парах и мини-группах: формирование и отработка навыков эмпатии, обучение технике саморегуляции.

3.6. Конфликты и причины их возникновения

Понятие конфликта в психологии. Причины конфликтов. Механизмы возникновения конфликтов. Барьеры и трудности в общении.

Самодиагностика степени своей конфликтности. Игровое моделирование конфликтных ситуаций.

3.7. Пути решения конфликтов

3.8. Навыки публичных выступлений

3.9. Отработка навыков публичного выступления

Видеозапись выступления (с согласия обучающегося). Подготовка презентации. Самостоятельный анализ обучающимся своего вербального и невербального поведения по видеоматериалам. Коррекция ошибок в мини-группах.

4.1. Толерантная личность

Упражнение на определение степени своей толерантности.

4.2. Знакомство со стереотипами

Понятие стереотипа. Виды и функции стереотипа. Популярные стереотипы. Механизмы возникновения стереотипов.

4.3. Быть принятым другими – не значит быть как все

Формирование положительной самооценки подростков. Развитие позитивного отношения к уникальности каждого человека.

5. Тренинг личностного роста

Диагностические и медитативные методики.
Тренинги на самопознание, осознание себя (своей личности) и понимание других людей.

5.2. Тренинг креативности

Выполнение задач на сообразительность. Самооценка творческих способностей.

5.3. Развитие мышления, памяти, внимания

Формирование предпрофессиональных навыков.

Самостоятельная обработка и интерпретация методик.

6. Профилактика социальных заболеваний

6.1. Профилактика ВИЧ/СПИД

6.1. Демонстрация учебно-тематического фильма

Проблема ВИЧ/СПИДа в современном обществе. Информация о развитии, путях заражения и возможностях предотвращения болезни. Меры самозащиты.

6.2. Аукцион ценностей

Понятие ценности. Понятие выбора.
Формирование навыков выбора. Тренинг.

6.3. Мифы, связанные с наркоманией. Комплекс социальных, образовательных, медицинских и психологических мер, направленных на предупреждение возникновения какого-либо негативного явления. Пропаганда здорового образа жизни.
Освоение правил действия в случае столкновения с проблемой наркомании.

Методика первичной диагностика, Анонимная анкета

7. Карта жизни: тренинг профессионального самоопределения

7.1. Тренинг профессионального самоопределения

7.1. Теоретические аспекты профессионального и жизненного самоопределения.

Апробация полученных знаний при помощи упражнений.

Комплекс упражнений по профориентации

7.2. Профориентационная диагностика

Сознательный выбор профессии и аргументация в её защиту.

Проведение тестирования. Интерпретация и обобщение результатов тестирования.

7.3. Аспекты профессионального и жизненного самоопределения на конкретных примерах выбора.

Закрепление полученных знаний и навыков в игровой форме.

Ватман, карандаши, листы формата А4

8. Социальное творчество

Презентации социальных проектов

8.1. Понятие социального проекта. Различные виды социального проекта. Теоретические аспекты социального проектирования.

Разработка собственного социального проекта-опросника.

Ватман, карандаши, листы формата А4

8.2. Реализация проекта

Организация выставки обработанных результатов в рисуночно-схематической форме

9. Выставка с результатами проведенного опроса. Заключительная диагностика. Коллективное подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА для обучающихся:

Читайте также: